ГлавнаяПрозаМалые формыРассказы → ВАЛЕНТИН ПИРОГОВ. Из детства. соловьи.

ВАЛЕНТИН ПИРОГОВ. Из детства. соловьи.

10 октября 2014 - Валентин Пирогов
article244717.jpg




        Чокнув песню соловей за гаем. Лучше трудно сказать! Только не за гаем, а в собственном палисаднике. Ближе, громче и нежнее. Однажды в лунную ночь я решил исполнить свою давнишнюю мечту – посмотреть на этого гиганта исполнительского мастерства. И был немного разочарован. Размером с воробья. Но, извините, манеры! Я увидел поющего соловья на ветке дерева на фоне лунного неба с вытянутой к небу головой, чем-то напоминающую позу балерины. И чарующие трели, не поддающиеся полному описанию. Это чудо!!! Минут двадцать я смотрел на это чудо. Не шелохнувшись. Потом он перелетел на другое дерево.  И опять полились чарующие трели!!! Человечество знает массу стихов, песен, рассказов прославляющих соловьиное пение. Так кто же этот певец???

        Обыкновенный, или восточный, соловей - один из самых известных и прославленных певцов среди птиц. Скорее всего, он является прямым северным потомком южного, или западного, соловья. Ареал обыкновенного соловья простирается от западных границ нашей страны до реки Енисей. Северная граница захватывает всю полосу южной тайги в европейской части России и на Урале, несколько опускается к югу до подтаежных лесов в Западной Сибири и уходит в лесостепь на территории Красноярского края. Южная граница захватывает лесостепь и степь европейской части России, Кавказ и проходит по территории сухих степей и полупустынь Казахстана.

Обыкновенный соловей - влаголюбивая птица. Максимальной численности он достигает в припойменных лесах. Излюбленные места его обитания - припойменные и низинные влажные дубравы подзоны хвойно-широколиственных лесов и дубравы европейской лесостепи. Основная схема гнездовой микростации обыкновенного соловья - густые, тенистые заросли калины, черемухи, крушины и жимолости в пойме реки или речки, у небольшого ключика или лесного родничка. Струйка текучей воды, покрытая влажной прелой листвой плодородная почва, свободная от густых и сплошных зарослей мелкой травы, или просто устойчиво влажное пятно почвы в густой тени кустарниковых зарослей - идеальное место для гнездования соловьев. Соловей охотно гнездится и в густых зарослях влаголюбивых трав. Важно лишь то, чтобы под пологом травостоя, хорошо скрывающего птицу и притеняющего землю, оставалось голое, свободное от травы пространство. Лучшие условия такого типа возникают в зарослях крапивы, некоторых зонтичных и припойменных кустарниках. Прекрасным примером благоприятных гнездовых микростаций являются тенистые по влажным низинным и овражным участкам заросли бузины. В лесной зоне соловей широко расселяется по поймам лесных ручьев и речек, низинным ольшаникам. Иногда гнездится на заросших кустарниками, заболоченных и захламленных вырубках. Его можно встретить на гнездовании и в довольно сухих местах - запущенных садах, парках, перелесках, на кладбищах. Но здесь обычно гнездятся отдельные птицы. Такие поселения соловья редко бывают многолетними и устойчивыми. Наоборот, по лесным опушкам с одиночными высокими деревьями (ольхами, тополями, кленами, вязами, осинами и березами), густо заросшим кустарниками, у небольших ключиков и родничков соловьи гнездятся ежегодно. В лесостепи, степи, а иногда и в полупустыне, помимо пойменных лесов, кустарниковых зарослей и урем, соловей охотно гнездится в заросших кустарниками оврагах, особенно если там есть небольшие болотины, ключик или родничок.

В средней полосе европейской части России и Западной Сибири первые соловьи появляются 8-10 мая. В эти же дни можно услышать и их первые песни. В поймах больших рек и на речных островах в это время собирается большое количество поющих самцов. В теплые годы они могут петь с первых дней прилета и все сразу, еще на пролете. Первыми на места гнездований прилетают старые опытные самцы. Их можно опознать по песне. Они занимают лучшие местообитания, расселяются на значительных расстояниях друг от друга (200-300 м и дальше). Многие старые самцы забираются в глухие заросли и гнездятся на отлете от основных поселений соловьев. Среди этих самцов иногда встречаются певцы поразительного совершенства, силы и строя песни. Это так называемые "ночные соловьи", нередко первыми начинающие вечернее пение около 22 часов, часто поющие в тишине, до начала пения всех птиц и как бы задающие тон всему огромному лесу. Поют эти самцы неторопливо, размеренно, удивительно сочетая полные, спокойные, чуть удлиненные по сравнению с обычной нормой звуки. У таких певцов издавна ценился и необычный строй песни, и совершенство главных колен, и полнота, и глубина звука, и чистота фраз, и удивительное умение чередовать псени своего репертуара, недоступное для ординарных певцов.       Большинство старых соловьев - основателей поселений, сначала занимают и осваивают сравнительно большие участки. Между старыми птицами редко случаются стычки, так как они не любят петь и гнездиться рядом друг с другом. В северных районах нередко случается так, что в первые дни после прилета соловьи поют только на пределе слышимости друг друга, на расстоянии 1-2 км (иногда 3 км). Тихими вечерами соловьи хорошо слышат друг друга даже на таких больших дистанциях, о чем свидетельствует согласование песен даже самых далеких певцов.

С появлением более молодых самцов жизнь соловьев резко меняется. Взрослые и молодые самцы стремятся поселиться рядом со старыми птицами. Они часто предпринимают попытки захватить часть гнездового района самца - основателя поселения. Но самец-основатель активно защищает выбранный участок. Он яростно изгоняет с него многих самцов, направленно подбирая свое окружение. В конечном итоге, он все же уступает большую часть своей первичной территории другим взрослым и молодым самцам, но никогда - другим старым соловьям. Так формируются обычно иерархически организованные небольшие группировки соловьев. Они состоят из одной старой птицы - лидера, нескольких взрослых (1-2, реже 3) и группы молодых птиц. В таких группировках гнездовые пары закрепляются на расстояниях 15-30 м (а иногда даже 5-7 м) друг от друга. Бывают случаи, когда старый и молодой соловьи поют, сидя на одной ветке, и молодая птица строго соблюдает свою очередь для пения. Если она увлекается и начинает мешать старой птице, та, в свою очередь, либо нападает и изгоняет нарушителя законов леса, либо "усмиряет" молодую птицу песней необычной силы и совершенства. Чаще рядом живущие самцы строго соблюдают и время, и режим пения и не мешают друг другу. Многие самцы поют в разное время суток. Но такие плотные поселения соловьев встречаются лишь в самых благоприятных местах. Нередко складываются группировки из нескольких взрослых и молодых самцов. В таких группировках может и не быть лидера или господствующего старого самца. Отдельные группы могут образовывать одни взрослые (но не старые) самцы. Часто молодые самцы-первогодки гнездятся изолированными группами на выселках. Такие группы можно узнать по бедному репертуару, нестройному, торопливому пению, множеству так называемых "помарок", скрипов, тресков в песне и, наконец, по необычной "горячности" песни. В северных районах своего ареала соловьи часто гнездятся отдельными парами на расстоянии в несколько сот метров друг от друга.

Песня обыкновенного соловья имеет строго организованную типологическую структуру. Каждая птица, имея 5-7, чаше 12-25, а иногда и до 93 фиксированных типов песен, лишена возможности произвольного изменения их конструкций. В результате вокальная активность соловья сводится к чередованию определенных песен. Другая особенность пения соловья связана с усечением песни вплоть до выкрикивания отдельных колен, вырванных из общей ее структуры. Ещё один важнейший прием состоит в слиянии песен в единые сложные комплексы, иногда - в сплошной вокальный поток, когда многие песни либо в полном, либо в усеченном варианте следуют без разрыва. Молодые птицы, а также взрослые самцы в первые дни после раннего прилета, при резких изменениях погоды, а также на спадах вокальной активности в предутренние часы или в начале вечернего пения нередко исполняют "свернутые", цикающие, скрипучие или особенно торопливые песни, в которых полно развернуты лишь отдельные колена и элементы, а большинство их выкрикивается в форме зародышей звуков. Торопливые и скрипучие песни соловьи иногда исполняют во время ухаживания и преследования самок.

У большинства самцов есть наиболее часто исполняемые ординарные песни, есть особые типы песен, которые птица поёт только в крайне редких случаях. Есть у соловья и совершенно загадочная, так называемая "тихая песня", которую можно услышать только стоя рядом с моющим самцом. В тихой песне нередко можно отметить поразительные звуки, колена и целые типы песен, которые птица никогда не исполняет в громкой песне.

В плохую погоду, а также в период выкармливания птенцов и на спаде сезона вокальной активности соловей переходит к выкрикиванию отдельных колен, которые самцы используют как ориентирующие позывы. Чаще они при этом пользуются чистыми громкими свистами, дудками, значительно реже - ленивыми стукотнями.

Песня восточного соловья обычно начинается почином. Почин - это несколько тихих, цикающих, свистовых, реже дребезжащих звуков. Почины северных птиц обычно начинаются тихими "ци-ти", "ци-фи" и т.д., далее следует несколько флейтовых или более сильных свистовых звуков. Высшей формой почина следует считать особый "прием". Песня "с приема" в свое время прославила первых соловьев еще в начале XIX в. Песня с приема кваканья была известна для старых московских соловьев и "польских" птиц. После почина (или приема) соловей издает сильные, иногда очень чистые свисты. Для подмосковных соловьев был характерен смирновский свист ("ив-ив-ив...") и близкий к нему ивлев свист в нескольких вариантах ("и-ви", "и-вли", "и-выть"). Наиболее специфичны для подмосковных популяций в 70-е годы были свисты группы "липушка" (варианты: "лип-лип", "ип-ип"), визговой свист (резкий визговой - "вив-вив", низкий визговой, визговой изменившийся свист - "вив-вив... вев-вев"), волчковый свист (или дудка), названный по сходству с криками поползня (варианты: одиночный нежный волчковый - "уить… уить…", одиночный волчковый - "вить… вить…", сильный волчковый - "твить-твить", пронзительный волчковый - "тить-тить"). Для многих популяций характерны более низкие, так называемые губовые свисты. В подмосковной популяции губовой свист был прочно сцеплен с совершенно особым типом песни подъемным раскатом. Различные формы губовых свистов отмечены для курских, воронежских, тульских, бердичевских и других птиц. За свистами обычно следуют дудки, "мелоча" и близкие к ним колена. Однако границы между свистами и дудками часто провести трудно. Согласно определению И.К. Шамова, великолепного знатока наших певчих птиц, дудка - это колено пониже свиста, иногда сложной фигурной структуры. Дудки очень разнообразны, часто объединяются во взаимосвязанные последовательными звуковыми переходами "генетические" группы. Обычны случаи, когда один тип дудки (как, впрочем, и свистов - см. выше) плавно трансформируется в другой, переходит в свист или наоборот. Причем каждая ступень связи или перехода оформляется в собственный строгий тип или вариант, который всегда и всюду воспроизводится одинаково и четко. Дудка - важнейший элемент песни восточного соловья. Ее кричат все птицы, из какой бы точки ареала они ни были взяты. В особых условиях пения - при резком возрастании уровня хорового пения птиц, ухудшении погоды и подавлении пения, начале или, наоборот, затухании рефлексов брачного пения весной или летом, в предрассветные или, наоборот, вечерние часы, в периоды дневного пения - всюду дудки - наиболее часто и громко выкрикиваемый элемент песни. Они - важнейший элемент дальней дистантной связи вида, так как именно они обычно слышны дальше всего. Наиболее близки к классу свистов так называемые свистовые "передние" дудки, приуроченные к начальной части песни. Именно поэтому в народной традиции нередко типичные свисты называли дудками (волчковые передние дудки), а многие типы свистов характеризовали то как свист, то как дудку (водопойные свисты и дудки). Наиболее разнообразна и характерна для восточного соловья группа водопойных дудок. Основой всех этих дудок служит подражательный звук "пью-пью" (или "пив-пив", "у-пив", "тк-пиу", "пив... пив... пив..."). Водопойные дудки и свисты очень характерны для московско-владимирских и московско-ярославских популяций. Нередко встречаются они и в Калининской области. Большую группу дудок, часто исключительно строго и четко оформленных и весьма специфичных для отдельных популяций, представляют задние дудки или дудки, следующие за центральным разрывом песни. Для московско-ивановских (северо-восточных) популяций специфичны: кивковая дудка ("у-кив"), ее более сложный партнер - хлыстовая дудка, пе-ребивная дудка и, наконец, знаменитая трелевая дудка ("трю-трю... трю-трю... трю-трю"). Все перечисленные опорные, или ключевые (устойчивые, основные), типы дудок в течение многих лет были маркерами (определителями) северо-восточных популяций соловья в пределах европейской части России. Трелевые и кивковые дудки были найдены и во многих других районах. Трелевые дудки - одна из самых больших и сложных групп. Наиболее известны польская трелевая дудка, собственно трелевая, серебряная трелевая, светлая и "баляна". Многие трелевые дудки слышны очень далеко. Птицы к подобным звукам относятся особенно бережно, не кричат их слишком часто и без разбора, а дают в песне, как писали старые наблюдатели, "с большим чувством и тактом". В ответ на песни с такими дудками многие, особенно далекие, участники хора часто отвечают тем же приемом. Трелевые дудки особенно звучно кричат старые птицы. Молодые делают это обычно резко и плохо. Большинство обычных песен восточного соловья завершают стукотни, дроби, раскаты. В больших, слитых песнях и в разгаре пения эти колена ограничивают отдельные законченные и часто строго очерченные фразы (или строфы) песни. В ночной тиши или в тумане именно они бывают слышны за 1,5-2, а иногда и 3 км. Стукотни как ритмически организованные, чистые и сильные звуки очень характерны для южных и многих центральных популяций. Наоборот, для северных и восточных популяций характерны раскаты и дудки. Раскат - это подобная стукотне система сильных, сближенных звуков, но ритмически еще более четкая и целостная. Раскат завершает многие типы песен птиц из центральной нечерноземной зоны ареала и, подобно стукотням, служит для наиболее дальней связи. Исторически он, видимо, и возникает как особое средство увеличения надежности связи в условиях разреженных северных поселений. Очень разнообразны типы завершающего многие песни колена - дроби, а также их вырождающиеся варианты, известные под названием "россыпь".

У соловья довольно много сигналов и в обычном его звуковом "словаре". Но большинство их используется в строго определенных ситуациях и крайне редко. Основных тревожных сигналов два: характерный свист "тии" из группы сигналов замаскированной тревоги и знаменитое "крыканье" (крр… крр..." или "кры... кры...") из группы сигналов демонстративной тревоги. По этим сигналам легко разыскивать соловьев.

Самки появляются на участках самцов по вечерам, но до утра ведут себя очень тихо. Утром обнаруживают свое присутствие негромким свистом или крыканьем и привлекают внимание самца. Чаще при этом они прыгают по земле или по ветвям в основании кустов. Здесь и происходит формирование пары. При этом самец принимает разные позы, горбится, опускает крылья, развертывает веером хвост, поводит им в разные стороны. Иногда он преследует самку и со скрипучей песней гоняется за ней в воздухе. Через несколько дней после образования пары и ознакомления самки с гнездовым участком она подыскивает место для гнезда и приступает к его постройке. М.В. Штейнбаху удалось установить, что у соловья самка имеет свой индивидуальный участок, не совпадающий с участком самца. Гнездо самка строит на своем участке. Поразительно то, что место для него выбирается где-нибудь в уголке, нередко близко к границе участка самки. Это, видимо, связано с тем, что соловьи очень искусно прячут свои гнезда и всегда скрытно подбираются к ним пешком. Гнездо чаще строится на земле в ямке и так, что его верхний край почти не выступает за ее края. Изредка гнездо располагается в основании куста, но тоже у самой земли. Гнездо складывается из сухих полусгнивших листьев вначале в виде широкой "тарелки" или подушки. Затем с помощью сухих травинок чуть выгибается в виде неглубокой чаши. Лоток выстилается тонкими стебельками злаков, их размочаленными листочками, тончайшими корешками и волосом. Гнезда, укрытые в густой растительности, могут быть более массивными и складываются иногда не из листьев, а в основном из стебельков трав, хмеля и других материалов. На постройку гнезда самка обычно затрачивает 5-6 дней. Кладку из 4-5 оливковых или коричнево-оливковых яиц в мае - июне в течение 13-14 суток насиживает только самка. Самец в это время поет и охраняет гнездо, самку и гнездовый участок.

Выкармливают птенцов 11-12 дней оба родителя. Причем при появлении у гнезда с кормом самец иногда выкрикивает 1-3 колена из своей песни. Чаще это бывают довольно громкие свисты, дудки или стукотни. Они, видимо, служат ориентирующим сигналом для самки и птенцов. Потревоженные в гнезде птенцы могут вылететь на 1-2 дня раньше обычного срока. Первые дни они сидят у гнезда на земле или на нижних ветвях кустарников, а к концу 5-го дня могут перепархивать. К 18-19-му дню жизни птенцы поднимаются на крыло, а самец прекращает петь. Оба родителя еще 13-15 дней остаются с выводком и подкармливают молодых. Во второй половине июня все соловьи умолкают, выводки распадаются и птицы переходят к одиночному образу жизни.

Отлет соловьев с мест гнездовий происходит в конце июля - начале августа. Отдельные птицы задерживаются в средней полосе до конца августа и даже первых чисел сентября. Были случаи, когда одиночных соловьев видели еще в конце сентября.

Корм соловьи собирают главным образом на земле, реже с ветвей и листьев кустарников. Подобно дроздам и зарянкам, соловьи внимательно осматривают и ворошат лесную подстилку. Значительную часть их пищи составляют муравьи и обитатели подстилки: мелкие моллюски, пауки, многоножки, мухи, личинки майских жуков, долгоносики, листоеды, гусеницы и мелкие бабочки, клопы. В пище птенцов, кроме этих кормов, нередко встречаются гусеницы совок, пядениц, непарного шелкопряда, листоверток. Осенью соловьи поедают ягоды красной бузины, черной смородины.

© Copyright: Валентин Пирогов, 2014

Регистрационный номер №0244717

от 10 октября 2014

[Скрыть] Регистрационный номер 0244717 выдан для произведения:

Валентин Пирогов


  Из детства 

 Соловьи

        Чокнув песню соловей за гаем. Лучше трудно сказать! Только не за гаем, а в собственном палисаднике. Ближе, громче и нежнее. Однажды в лунную ночь я решил исполнить свою давнишнюю мечту – посмотреть на этого гиганта исполнительского мастерства. И был немного разочарован. Размером с воробья. Но, извините, манеры! Я увидел поющего соловья на ветке дерева на фоне лунного неба с вытянутой к небу головой, чем-то напоминающую позу балерины. И чарующие трели, не поддающиеся полному описанию. Это чудо!!! Минут двадцать я смотрел на это чудо. Не шелохнувшись. Потом он перелетел на другое дерево.  И опять полились чарующие трели!!! Человечество знает массу стихов, песен, рассказов прославляющих соловьиное пение. Так кто же этот певец???

        Обыкновенный, или восточный, соловей - один из самых известных и прославленных певцов среди птиц. Скорее всего, он является прямым северным потомком южного, или западного, соловья. Ареал обыкновенного соловья простирается от западных границ нашей страны до реки Енисей. Северная граница захватывает всю полосу южной тайги в европейской части России и на Урале, несколько опускается к югу до подтаежных лесов в Западной Сибири и уходит в лесостепь на территории Красноярского края. Южная граница захватывает лесостепь и степь европейской части России, Кавказ и проходит по территории сухих степей и полупустынь Казахстана.

Обыкновенный соловей - влаголюбивая птица. Максимальной численности он достигает в припойменных лесах. Излюбленные места его обитания - припойменные и низинные влажные дубравы подзоны хвойно-широколиственных лесов и дубравы европейской лесостепи. Основная схема гнездовой микростации обыкновенного соловья - густые, тенистые заросли калины, черемухи, крушины и жимолости в пойме реки или речки, у небольшого ключика или лесного родничка. Струйка текучей воды, покрытая влажной прелой листвой плодородная почва, свободная от густых и сплошных зарослей мелкой травы, или просто устойчиво влажное пятно почвы в густой тени кустарниковых зарослей - идеальное место для гнездования соловьев. Соловей охотно гнездится и в густых зарослях влаголюбивых трав. Важно лишь то, чтобы под пологом травостоя, хорошо скрывающего птицу и притеняющего землю, оставалось голое, свободное от травы пространство. Лучшие условия такого типа возникают в зарослях крапивы, некоторых зонтичных и припойменных кустарниках. Прекрасным примером благоприятных гнездовых микростаций являются тенистые по влажным низинным и овражным участкам заросли бузины. В лесной зоне соловей широко расселяется по поймам лесных ручьев и речек, низинным ольшаникам. Иногда гнездится на заросших кустарниками, заболоченных и захламленных вырубках. Его можно встретить на гнездовании и в довольно сухих местах - запущенных садах, парках, перелесках, на кладбищах. Но здесь обычно гнездятся отдельные птицы. Такие поселения соловья редко бывают многолетними и устойчивыми. Наоборот, по лесным опушкам с одиночными высокими деревьями (ольхами, тополями, кленами, вязами, осинами и березами), густо заросшим кустарниками, у небольших ключиков и родничков соловьи гнездятся ежегодно. В лесостепи, степи, а иногда и в полупустыне, помимо пойменных лесов, кустарниковых зарослей и урем, соловей охотно гнездится в заросших кустарниками оврагах, особенно если там есть небольшие болотины, ключик или родничок.

В средней полосе европейской части России и Западной Сибири первые соловьи появляются 8-10 мая. В эти же дни можно услышать и их первые песни. В поймах больших рек и на речных островах в это время собирается большое количество поющих самцов. В теплые годы они могут петь с первых дней прилета и все сразу, еще на пролете. Первыми на места гнездований прилетают старые опытные самцы. Их можно опознать по песне. Они занимают лучшие местообитания, расселяются на значительных расстояниях друг от друга (200-300 м и дальше). Многие старые самцы забираются в глухие заросли и гнездятся на отлете от основных поселений соловьев. Среди этих самцов иногда встречаются певцы поразительного совершенства, силы и строя песни. Это так называемые "ночные соловьи", нередко первыми начинающие вечернее пение около 22 часов, часто поющие в тишине, до начала пения всех птиц и как бы задающие тон всему огромному лесу. Поют эти самцы неторопливо, размеренно, удивительно сочетая полные, спокойные, чуть удлиненные по сравнению с обычной нормой звуки. У таких певцов издавна ценился и необычный строй песни, и совершенство главных колен, и полнота, и глубина звука, и чистота фраз, и удивительное умение чередовать псени своего репертуара, недоступное для ординарных певцов.       Большинство старых соловьев - основателей поселений, сначала занимают и осваивают сравнительно большие участки. Между старыми птицами редко случаются стычки, так как они не любят петь и гнездиться рядом друг с другом. В северных районах нередко случается так, что в первые дни после прилета соловьи поют только на пределе слышимости друг друга, на расстоянии 1-2 км (иногда 3 км). Тихими вечерами соловьи хорошо слышат друг друга даже на таких больших дистанциях, о чем свидетельствует согласование песен даже самых далеких певцов.

С появлением более молодых самцов жизнь соловьев резко меняется. Взрослые и молодые самцы стремятся поселиться рядом со старыми птицами. Они часто предпринимают попытки захватить часть гнездового района самца - основателя поселения. Но самец-основатель активно защищает выбранный участок. Он яростно изгоняет с него многих самцов, направленно подбирая свое окружение. В конечном итоге, он все же уступает большую часть своей первичной территории другим взрослым и молодым самцам, но никогда - другим старым соловьям. Так формируются обычно иерархически организованные небольшие группировки соловьев. Они состоят из одной старой птицы - лидера, нескольких взрослых (1-2, реже 3) и группы молодых птиц. В таких группировках гнездовые пары закрепляются на расстояниях 15-30 м (а иногда даже 5-7 м) друг от друга. Бывают случаи, когда старый и молодой соловьи поют, сидя на одной ветке, и молодая птица строго соблюдает свою очередь для пения. Если она увлекается и начинает мешать старой птице, та, в свою очередь, либо нападает и изгоняет нарушителя законов леса, либо "усмиряет" молодую птицу песней необычной силы и совершенства. Чаще рядом живущие самцы строго соблюдают и время, и режим пения и не мешают друг другу. Многие самцы поют в разное время суток. Но такие плотные поселения соловьев встречаются лишь в самых благоприятных местах. Нередко складываются группировки из нескольких взрослых и молодых самцов. В таких группировках может и не быть лидера или господствующего старого самца. Отдельные группы могут образовывать одни взрослые (но не старые) самцы. Часто молодые самцы-первогодки гнездятся изолированными группами на выселках. Такие группы можно узнать по бедному репертуару, нестройному, торопливому пению, множеству так называемых "помарок", скрипов, тресков в песне и, наконец, по необычной "горячности" песни. В северных районах своего ареала соловьи часто гнездятся отдельными парами на расстоянии в несколько сот метров друг от друга.

Песня обыкновенного соловья имеет строго организованную типологическую структуру. Каждая птица, имея 5-7, чаше 12-25, а иногда и до 93 фиксированных типов песен, лишена возможности произвольного изменения их конструкций. В результате вокальная активность соловья сводится к чередованию определенных песен. Другая особенность пения соловья связана с усечением песни вплоть до выкрикивания отдельных колен, вырванных из общей ее структуры. Ещё один важнейший прием состоит в слиянии песен в единые сложные комплексы, иногда - в сплошной вокальный поток, когда многие песни либо в полном, либо в усеченном варианте следуют без разрыва. Молодые птицы, а также взрослые самцы в первые дни после раннего прилета, при резких изменениях погоды, а также на спадах вокальной активности в предутренние часы или в начале вечернего пения нередко исполняют "свернутые", цикающие, скрипучие или особенно торопливые песни, в которых полно развернуты лишь отдельные колена и элементы, а большинство их выкрикивается в форме зародышей звуков. Торопливые и скрипучие песни соловьи иногда исполняют во время ухаживания и преследования самок.

У большинства самцов есть наиболее часто исполняемые ординарные песни, есть особые типы песен, которые птица поёт только в крайне редких случаях. Есть у соловья и совершенно загадочная, так называемая "тихая песня", которую можно услышать только стоя рядом с моющим самцом. В тихой песне нередко можно отметить поразительные звуки, колена и целые типы песен, которые птица никогда не исполняет в громкой песне.

В плохую погоду, а также в период выкармливания птенцов и на спаде сезона вокальной активности соловей переходит к выкрикиванию отдельных колен, которые самцы используют как ориентирующие позывы. Чаще они при этом пользуются чистыми громкими свистами, дудками, значительно реже - ленивыми стукотнями.

Песня восточного соловья обычно начинается почином. Почин - это несколько тихих, цикающих, свистовых, реже дребезжащих звуков. Почины северных птиц обычно начинаются тихими "ци-ти", "ци-фи" и т.д., далее следует несколько флейтовых или более сильных свистовых звуков. Высшей формой почина следует считать особый "прием". Песня "с приема" в свое время прославила первых соловьев еще в начале XIX в. Песня с приема кваканья была известна для старых московских соловьев и "польских" птиц. После почина (или приема) соловей издает сильные, иногда очень чистые свисты. Для подмосковных соловьев был характерен смирновский свист ("ив-ив-ив...") и близкий к нему ивлев свист в нескольких вариантах ("и-ви", "и-вли", "и-выть"). Наиболее специфичны для подмосковных популяций в 70-е годы были свисты группы "липушка" (варианты: "лип-лип", "ип-ип"), визговой свист (резкий визговой - "вив-вив", низкий визговой, визговой изменившийся свист - "вив-вив... вев-вев"), волчковый свист (или дудка), названный по сходству с криками поползня (варианты: одиночный нежный волчковый - "уить… уить…", одиночный волчковый - "вить… вить…", сильный волчковый - "твить-твить", пронзительный волчковый - "тить-тить"). Для многих популяций характерны более низкие, так называемые губовые свисты. В подмосковной популяции губовой свист был прочно сцеплен с совершенно особым типом песни подъемным раскатом. Различные формы губовых свистов отмечены для курских, воронежских, тульских, бердичевских и других птиц. За свистами обычно следуют дудки, "мелоча" и близкие к ним колена. Однако границы между свистами и дудками часто провести трудно. Согласно определению И.К. Шамова, великолепного знатока наших певчих птиц, дудка - это колено пониже свиста, иногда сложной фигурной структуры. Дудки очень разнообразны, часто объединяются во взаимосвязанные последовательными звуковыми переходами "генетические" группы. Обычны случаи, когда один тип дудки (как, впрочем, и свистов - см. выше) плавно трансформируется в другой, переходит в свист или наоборот. Причем каждая ступень связи или перехода оформляется в собственный строгий тип или вариант, который всегда и всюду воспроизводится одинаково и четко. Дудка - важнейший элемент песни восточного соловья. Ее кричат все птицы, из какой бы точки ареала они ни были взяты. В особых условиях пения - при резком возрастании уровня хорового пения птиц, ухудшении погоды и подавлении пения, начале или, наоборот, затухании рефлексов брачного пения весной или летом, в предрассветные или, наоборот, вечерние часы, в периоды дневного пения - всюду дудки - наиболее часто и громко выкрикиваемый элемент песни. Они - важнейший элемент дальней дистантной связи вида, так как именно они обычно слышны дальше всего. Наиболее близки к классу свистов так называемые свистовые "передние" дудки, приуроченные к начальной части песни. Именно поэтому в народной традиции нередко типичные свисты называли дудками (волчковые передние дудки), а многие типы свистов характеризовали то как свист, то как дудку (водопойные свисты и дудки). Наиболее разнообразна и характерна для восточного соловья группа водопойных дудок. Основой всех этих дудок служит подражательный звук "пью-пью" (или "пив-пив", "у-пив", "тк-пиу", "пив... пив... пив..."). Водопойные дудки и свисты очень характерны для московско-владимирских и московско-ярославских популяций. Нередко встречаются они и в Калининской области. Большую группу дудок, часто исключительно строго и четко оформленных и весьма специфичных для отдельных популяций, представляют задние дудки или дудки, следующие за центральным разрывом песни. Для московско-ивановских (северо-восточных) популяций специфичны: кивковая дудка ("у-кив"), ее более сложный партнер - хлыстовая дудка, пе-ребивная дудка и, наконец, знаменитая трелевая дудка ("трю-трю... трю-трю... трю-трю"). Все перечисленные опорные, или ключевые (устойчивые, основные), типы дудок в течение многих лет были маркерами (определителями) северо-восточных популяций соловья в пределах европейской части России. Трелевые и кивковые дудки были найдены и во многих других районах. Трелевые дудки - одна из самых больших и сложных групп. Наиболее известны польская трелевая дудка, собственно трелевая, серебряная трелевая, светлая и "баляна". Многие трелевые дудки слышны очень далеко. Птицы к подобным звукам относятся особенно бережно, не кричат их слишком часто и без разбора, а дают в песне, как писали старые наблюдатели, "с большим чувством и тактом". В ответ на песни с такими дудками многие, особенно далекие, участники хора часто отвечают тем же приемом. Трелевые дудки особенно звучно кричат старые птицы. Молодые делают это обычно резко и плохо. Большинство обычных песен восточного соловья завершают стукотни, дроби, раскаты. В больших, слитых песнях и в разгаре пения эти колена ограничивают отдельные законченные и часто строго очерченные фразы (или строфы) песни. В ночной тиши или в тумане именно они бывают слышны за 1,5-2, а иногда и 3 км. Стукотни как ритмически организованные, чистые и сильные звуки очень характерны для южных и многих центральных популяций. Наоборот, для северных и восточных популяций характерны раскаты и дудки. Раскат - это подобная стукотне система сильных, сближенных звуков, но ритмически еще более четкая и целостная. Раскат завершает многие типы песен птиц из центральной нечерноземной зоны ареала и, подобно стукотням, служит для наиболее дальней связи. Исторически он, видимо, и возникает как особое средство увеличения надежности связи в условиях разреженных северных поселений. Очень разнообразны типы завершающего многие песни колена - дроби, а также их вырождающиеся варианты, известные под названием "россыпь".

У соловья довольно много сигналов и в обычном его звуковом "словаре". Но большинство их используется в строго определенных ситуациях и крайне редко. Основных тревожных сигналов два: характерный свист "тии" из группы сигналов замаскированной тревоги и знаменитое "крыканье" (крр… крр..." или "кры... кры...") из группы сигналов демонстративной тревоги. По этим сигналам легко разыскивать соловьев.

Самки появляются на участках самцов по вечерам, но до утра ведут себя очень тихо. Утром обнаруживают свое присутствие негромким свистом или крыканьем и привлекают внимание самца. Чаще при этом они прыгают по земле или по ветвям в основании кустов. Здесь и происходит формирование пары. При этом самец принимает разные позы, горбится, опускает крылья, развертывает веером хвост, поводит им в разные стороны. Иногда он преследует самку и со скрипучей песней гоняется за ней в воздухе. Через несколько дней после образования пары и ознакомления самки с гнездовым участком она подыскивает место для гнезда и приступает к его постройке. М.В. Штейнбаху удалось установить, что у соловья самка имеет свой индивидуальный участок, не совпадающий с участком самца. Гнездо самка строит на своем участке. Поразительно то, что место для него выбирается где-нибудь в уголке, нередко близко к границе участка самки. Это, видимо, связано с тем, что соловьи очень искусно прячут свои гнезда и всегда скрытно подбираются к ним пешком. Гнездо чаще строится на земле в ямке и так, что его верхний край почти не выступает за ее края. Изредка гнездо располагается в основании куста, но тоже у самой земли. Гнездо складывается из сухих полусгнивших листьев вначале в виде широкой "тарелки" или подушки. Затем с помощью сухих травинок чуть выгибается в виде неглубокой чаши. Лоток выстилается тонкими стебельками злаков, их размочаленными листочками, тончайшими корешками и волосом. Гнезда, укрытые в густой растительности, могут быть более массивными и складываются иногда не из листьев, а в основном из стебельков трав, хмеля и других материалов. На постройку гнезда самка обычно затрачивает 5-6 дней. Кладку из 4-5 оливковых или коричнево-оливковых яиц в мае - июне в течение 13-14 суток насиживает только самка. Самец в это время поет и охраняет гнездо, самку и гнездовый участок.

Выкармливают птенцов 11-12 дней оба родителя. Причем при появлении у гнезда с кормом самец иногда выкрикивает 1-3 колена из своей песни. Чаще это бывают довольно громкие свисты, дудки или стукотни. Они, видимо, служат ориентирующим сигналом для самки и птенцов. Потревоженные в гнезде птенцы могут вылететь на 1-2 дня раньше обычного срока. Первые дни они сидят у гнезда на земле или на нижних ветвях кустарников, а к концу 5-го дня могут перепархивать. К 18-19-му дню жизни птенцы поднимаются на крыло, а самец прекращает петь. Оба родителя еще 13-15 дней остаются с выводком и подкармливают молодых. Во второй половине июня все соловьи умолкают, выводки распадаются и птицы переходят к одиночному образу жизни.

Отлет соловьев с мест гнездовий происходит в конце июля - начале августа. Отдельные птицы задерживаются в средней полосе до конца августа и даже первых чисел сентября. Были случаи, когда одиночных соловьев видели еще в конце сентября.

Корм соловьи собирают главным образом на земле, реже с ветвей и листьев кустарников. Подобно дроздам и зарянкам, соловьи внимательно осматривают и ворошат лесную подстилку. Значительную часть их пищи составляют муравьи и обитатели подстилки: мелкие моллюски, пауки, многоножки, мухи, личинки майских жуков, долгоносики, листоеды, гусеницы и мелкие бабочки, клопы. В пище птенцов, кроме этих кормов, нередко встречаются гусеницы совок, пядениц, непарного шелкопряда, листоверток. Осенью соловьи поедают ягоды красной бузины, черной смородины.

 
Рейтинг: +1 541 просмотр
Комментарии (2)
Татьяна Антипова # 11 октября 2014 в 07:00 0
Очень познавательный рассказ
Валентин Пирогов # 15 октября 2014 в 16:06 0