Творчество такое бывает часть 11, 12Сергий Чернец
Часть 11
Зима. Снег. Метели и пурга. Ничего не оставалось делать, как сидеть дома и читать и думать. Всё, что я понял – это великая вещь, как Слово, творившее все чудеса. Ведь заговоры и заклинания в словах произнесённые, имеют действие своё. И кровь заговаривается словом и болезни словестными обращениями к духу человеческому творятся. И что такое Слово, которое было вначале, как говорит Писание, Библия. Вот это я и стал выяснять в высказываниях мудрецов.
«Слово и сила слова», статья.
Еврипид – 480 г. до н. э.
…Зачем, о смертные, мы всем другим наукам
Стараемся учиться так усердно,
А наше слово, нашу речь, единую царица мира
средь людей, мы забываем?
Вот кому служить должны мы все.
За плату дорогую Учителей сводя,
Чтоб тайне слова научили нас,
С которою, познавши, мы могли,
Всех, убеждая словом, – побеждать по жизни!
Во-первых: слово – это тень дела, сначала планы обговариваются, и потом человек приступает к делам.
Но слово бывает и злым и опасным. Как правильно нас предупреждают мудрецы: «Невоздержанный язык – худшее из зол», - сказал мудрец еще до нашей эры.
От малой искры недалеко до пожара, так может и малое злое слово довести людей до беды.
Откровенная речь – есть свойство свободного духа, однако опасно выбирать для нее неподходящий момент.
Со словом надо быть осторожным. Сила слова такова, что побеждает врага. Если словами не убедить, то может и оружие тебе не помочь.
Против злословия клеветника – нет лекарства, словом могут оболгать любого человека.
Необдуманно вырвавшееся слово также трудно удержать, как брошенный (в человека) камень.
Нет ничего сильнее слова, - утверждали мудрецы.
______________________
Мы превосходим животных только одним: что говорим между собою и что можем словами выражать свои чувства.
Слово было всегда и словами уже все сказано, так как слово существует многие тысячелетия. Ничего нельзя сказать такого, что не было бы сказано ранее. И если нельзя Не говорить о том, что раньше сказали другие, то следует сказать это лучше других.
От слов и ум к высотам устремляется и возвышает человека перед миром. Тот истинный мудрец, кто многое сказать умеет коротко и ясно. А у короткого ума – длинный язык, как обычно.
Принимайся говорить в двух случаях, - учил мудрец: или когда предмет своей речи обдумал ты ясно, или когда сказать о чем-то просто необходимо. Потому что в этих 2-х случаях речь лучше молчания, а в остальных случаях гораздо лучше молчать, чем говорить.
Молчание может быть самым тяжким наказанием человеку – изгой страдает всегда неимоверно именно из-за молчания, известно было со старых времен.
Достоинство речи – быть ясной и не быть низкой, - об этом надо подумать, прежде чем что-то говорить.
Чересчур блестящий слог не всегда приемлем, он делает незаметным как характеры, так и мысли. Ясность – главное достоинство речи. И речь должна быть связной и понятной: «Надежней конь без узды – чем речь без связи».
Да, слово – враг страданий человеческих, слово лечит так, что в силах душу из недуга вызволить.
Мы все умны, когда дело идет о том, чтобы давать советы, но – когда надо избегать промахов, мы не более как дети. Потому что всему надо учиться и о том, как говорить учил великий оратор Цицерон, научившись всему сам.
«Величайшее достоинство оратора не только сказать то, что нужно, но и Не сказать того, что не нужно» - мера важна во всем, и в речах тоже, говорит Цицерон.
Истинно красноречив тот, кто обыкновенные предметы выражает просто, великие – возвышенно, а средние – с умеренностью.
И тут Цицерон переходит к письму, к писательству: Перо – лучший учитель, написанная речь лучше только что придуманной. Письмо развивает искусство владения словом. Чистота речи совершенствуется посредством чтения писателей и поэтов. – Как прав, однако, великий древний мудрец.
Речь должна вытекать и развиваться из знания предмета. Если оратор не обнял и не изучил его, то всякое красноречие является напрасным ребяческим усилием.
Когда суть дела обдуманна заранее, слова приходят сами собой. Краткость нужна, чтобы речь стремилась легко и свободно, чтобы в словах не путалась мысль и ушей не терзала.
«Мудрость – вот философских стихов исток и начало!
Всякий предмет разъясняют философские книги.
А уяснится предмет – без труда и слова подберутся».
_____________________
Больше пользы приносит речь, которая малыми дозами прокрадывается в душу людей. В пространных и многословных рассуждениях – бывает много шума, а достоверности к ним люди не видят.
В самой словесности, как и, впрочем, во многом другом, мы бывает страдаем невоздержанностью.
Правдивая же речь – она проста.
Речь людей частенько такова, какой была их жизнь, коль жизнь была грубая иили злая, то и речи человека грубы и злы. Речь – как убранство души: если она подстрижена и подкрашена, и отделана, то ясно, что и в душе нет подлинного, там все подкрашено и подделано, и там есть некое притворство перед миром.
В народе есть такие изречения или пословицы, которые всем приятны и всеми употребляются. Они бы не переходили бы из века в век, если бы всем людям не казались истинными.
Всякое слово народной мудрости, где-нибудь да оказывается подходящим.
______________________
Краткость речи не должна лишать её изящества, любая речь без украшения будет груба. И в этом помогают письменные упражнения. Они шлифуют нашу речь, и наоборот, упражнения в речах оживляют письменный стиль, что немаловажно для писателей.
Тот кто быстро пишет, не научится писать хорошо, но тот кто пишет хорошо, легко может научиться писать быстро. Тут не надо спешить: слишком старательные поиски слов часто портят всю речь. Лучшие слова – это те, что являются сами собою. Для изучения языка гораздо важнее свободная любознательность, чем грозная необходимость. И это надо учитывать любому писателю, как важность.
Прекрасно Слово!
Ибо в Слове оставит память человек.
Уходим мы с земли, а Слово наше –
Останется во век!
Человек выше животного способностью речи – да, но он бывает ниже его, если делает недолжное употребление своей речи.
Будь сдержанным в словах, вещали мудрецы. Слово, удержанное тобою – раб твой, а слово, вырвавшееся у тебя – твой господин.
Лучше споткнуться ногами, чем языком.
Откровенная речь человека, подобно вину и любви, вызывает такую же откровенность обратно от собеседника, это многие знают, но не мешает напомнить.
Грамматика повелевает и царями, сказал мудрейший.
Истинное красноречие не нуждается в науке красноречия, как истинная нравственность не нуждается в науке о нравственности. Истинное красноречие смеется над витиеватостью слогов.
Не только в слове, когда оратор произносит речь перед народом, видим мы слова его. В звуке голоса, в глазах и во всем облике говорящего заключено не меньше красноречия, чем в выбранных словах.
Истинное красноречие – это умение сказать всё, что нужно и не более чем нужно.
В беседе же, талантом собеседника отличается не тот, кто охотно говорит сам, а тот с кем охотно говорят другие. В беседах действует другой закон, закон обаяния.
К писательству можно добавить: что признаки строгого и сжатого стиля (краткость сестра таланта) – в том, что вы не можете выбросить ничего из своего произведения без вреда для его смысла.
Язык иной жены для мужа
Врага отъявленного хуже
Язык у человека мал,
А сколько жизней он сломал,
Свой проявляя низкий норов, -
Виновник сплетен, склок, раздоров.
Опыт слишком часто поучает нас, что люди ни над чем так мало не властны, как над языком своим. Подводит он – «язык мой, - враг мой!».
Правдивость речи хороша и гладка,
Но как прекрасна слов правдивых краткость.
Словами можно смерть предотвратить,
Словами можно мертвых оживить.
И наконец, - Слово – это есть врата ума. Если держать их открытыми, ум может ускользнуть наружу. Владейте словом, речью, языком своим.
Конец статьи. Получились некие «Тезизы» на высказывания многих мудрецов и поэтов.
Часть 12
Между тем, зима наступила в тот год необычная, с большими перепадами температур к оттепели. Уже давно говорили об изменениях климата, о глобальном потеплении, и вот оно, вероятно, сказалось.
Началось все обильными снегопадами, по ночам морозами до минус пяти, а днем было потепление до плюса. Оттепели дневные были такие, что шел дождь вместо снега. Это был знаменитый «ледяной дождь» - когда струйки воды, обливающие деревья, застывают на их ветвях, и ветки, казалось, заключены были в стеклянные прозрачные чехлы, с которых свисали стеклянные сосульки. Обледенели провода и провисли под весом льда. А в некоторых районах, не выдержав веса намерзшего «ледяного дождя», провода электрические порвались, люди остались без света. Остались без света и мы, и все соседние деревеньки.
Это было стихийное бедствие. Обледенело всё: и ветки и стволы деревьев, и крыши домов и даже стены дома, на которые ветер загонял струи дождя, и ступени крыльца. Дождь попал на ручку ворот, которая тоже была покрыта корочкой льда. Дороги, тропочки, и весь мой двор, так тщательно очищенный от снега, превратились в сплошной каток. А градусник, висящий за окном на улице, показывал ноль, - вроде как, не должно было замерзать.
В это время случилось мне залезть в подпол. Там я увидел беспорядок и мусор на досках, брошенных на землю между больших ящиков, чтобы по ним ходить, не по земле. Не поленился я, - взял совок и веник и прибрался в подполье. Мусор подмел и на полу и на полках: переставляя банки с соленьями, подмел сами полки, где было много мышиного помета. Это меня подвело – кто ж знал в ту пору.
И вот я заболел. Случился насморк, небольшой кашель, и температура поднялась до 38 градусов. Грешил на простуду, но так как у меня не было никакого лекарства, пошел к соседу Яшке – рыбаку.
И он тоже думал, что я простудился. И я вспоминал, что выходил без куртки в одной рубашке порубить лед на трех ступеньках крылечка своего. Принимал я аспирин, но утром в глазах темнело от всякого движения, и температура не упала, а повысилась. Яшка сходил к знахаркам. (Это я его послал, уговорил). Вот и опять сработала «оказия», как я назвал свое блуждание по лесу, чтобы мне встретиться с настоящими ведьмами. Пришли они обе – и старая стала говорить молодой: что поставить заваривать, какую траву. Сама присела к моей кровати на приставленную табуретку, где я больной лежал, чтобы поставить диагноз, как я догадался.
- Огневица, не огневица, - дорогой мой человек, - сказала Старая Марфа. – Попробуем тебя вылечить.
Напоили меня отваром крепким, густым до черноты и горьким, таким, что я уснул и забылся. Но отвар видимо мне не помог. Как потом я узнал от Яшки – проснулся я в бреду и весь мокрый от пота, температуру они смерили и испугались. Послали Яшку звонить в район, в скорую помощь, потому что бабка Марфа сказала – «лихорадка это». Меня отвезли сначала в районную больницу, но потом увезли в город, за 160 километров в инфекционное отделение. И болезнь моя была не единичная: мышиная лихорадка – по-простому, оказалось нас больных этой лихорадкой много, человек 8, если не больше. И рассказали врачи и медсестры, а мне рассказали больные-свидетели, что было этой осенью три смертельных исхода. В бреду погиб здоровый, в смысле накаченный, спортивного вида уборщик-санитар этой же больницы. Он заболел, когда чистил подвал от мусора, где был мышиный помет. Но надеясь на свое здоровье, не обращался к врачам, переносил на ногах температуру и головные боли и долго так ходил, пока болезнь не свалила его в бред и забытье. Откачать не успели. Умер и еще один привезенный в бреду человек, на даче подметал у себя и заразился, а в больницу идти не хотел. Умерла и бабушка старушка, у той сердце не выдержало дозы бицелина-антибиотика. Надо было ампицилин колоть послабее, тут и врачи виноваты были. Вот и мне врач сказал, что один день бы еще полежал, пока бацилла расплодилась в организме, и спасти меня было бы сложно. Так случилось, что я уже больше не вернулся в деревню и о судьбе «настоящих ведьм» ничего пока не знаю.
Конец.
[Скрыть]Регистрационный номер 0363195 выдан для произведения:
Творчество такое бывает часть 11, 12Сергий Чернец
Часть 11
Зима. Снег. Метели и пурга. Ничего не оставалось делать, как сидеть дома и читать и думать. Всё, что я понял – это великая вещь, как Слово, творившее все чудеса. Ведь заговоры и заклинания в словах произнесённые, имеют действие своё. И кровь заговаривается словом и болезни словестными обращениями к духу человеческому творятся. И что такое Слово, которое было вначале, как говорит Писание, Библия. Вот это я и стал выяснять в высказываниях мудрецов.
«Слово и сила слова», статья.
Еврипид – 480 г. до н. э.
…Зачем, о смертные, мы всем другим наукам
Стараемся учиться так усердно,
А наше слово, нашу речь, единую царица мира
средь людей, мы забываем?
Вот кому служить должны мы все.
За плату дорогую Учителей сводя,
Чтоб тайне слова научили нас,
С которою, познавши, мы могли,
Всех, убеждая словом, – побеждать по жизни!
Во-первых: слово – это тень дела, сначала планы обговариваются, и потом человек приступает к делам.
Но слово бывает и злым и опасным. Как правильно нас предупреждают мудрецы: «Невоздержанный язык – худшее из зол», - сказал мудрец еще до нашей эры.
От малой искры недалеко до пожара, так может и малое злое слово довести людей до беды.
Откровенная речь – есть свойство свободного духа, однако опасно выбирать для нее неподходящий момент.
Со словом надо быть осторожным. Сила слова такова, что побеждает врага. Если словами не убедить, то может и оружие тебе не помочь.
Против злословия клеветника – нет лекарства, словом могут оболгать любого человека.
Необдуманно вырвавшееся слово также трудно удержать, как брошенный (в человека) камень.
Нет ничего сильнее слова, - утверждали мудрецы.
______________________
Мы превосходим животных только одним: что говорим между собою и что можем словами выражать свои чувства.
Слово было всегда и словами уже все сказано, так как слово существует многие тысячелетия. Ничего нельзя сказать такого, что не было бы сказано ранее. И если нельзя Не говорить о том, что раньше сказали другие, то следует сказать это лучше других.
От слов и ум к высотам устремляется и возвышает человека перед миром. Тот истинный мудрец, кто многое сказать умеет коротко и ясно. А у короткого ума – длинный язык, как обычно.
Принимайся говорить в двух случаях, - учил мудрец: или когда предмет своей речи обдумал ты ясно, или когда сказать о чем-то просто необходимо. Потому что в этих 2-х случаях речь лучше молчания, а в остальных случаях гораздо лучше молчать, чем говорить.
Молчание может быть самым тяжким наказанием человеку – изгой страдает всегда неимоверно именно из-за молчания, известно было со старых времен.
Достоинство речи – быть ясной и не быть низкой, - об этом надо подумать, прежде чем что-то говорить.
Чересчур блестящий слог не всегда приемлем, он делает незаметным как характеры, так и мысли. Ясность – главное достоинство речи. И речь должна быть связной и понятной: «Надежней конь без узды – чем речь без связи».
Да, слово – враг страданий человеческих, слово лечит так, что в силах душу из недуга вызволить.
Мы все умны, когда дело идет о том, чтобы давать советы, но – когда надо избегать промахов, мы не более как дети. Потому что всему надо учиться и о том, как говорить учил великий оратор Цицерон, научившись всему сам.
«Величайшее достоинство оратора не только сказать то, что нужно, но и Не сказать того, что не нужно» - мера важна во всем, и в речах тоже, говорит Цицерон.
Истинно красноречив тот, кто обыкновенные предметы выражает просто, великие – возвышенно, а средние – с умеренностью.
И тут Цицерон переходит к письму, к писательству: Перо – лучший учитель, написанная речь лучше только что придуманной. Письмо развивает искусство владения словом. Чистота речи совершенствуется посредством чтения писателей и поэтов. – Как прав, однако, великий древний мудрец.
Речь должна вытекать и развиваться из знания предмета. Если оратор не обнял и не изучил его, то всякое красноречие является напрасным ребяческим усилием.
Когда суть дела обдуманна заранее, слова приходят сами собой. Краткость нужна, чтобы речь стремилась легко и свободно, чтобы в словах не путалась мысль и ушей не терзала.
«Мудрость – вот философских стихов исток и начало!
Всякий предмет разъясняют философские книги.
А уяснится предмет – без труда и слова подберутся».
_____________________
Больше пользы приносит речь, которая малыми дозами прокрадывается в душу людей. В пространных и многословных рассуждениях – бывает много шума, а достоверности к ним люди не видят.
В самой словесности, как и, впрочем, во многом другом, мы бывает страдаем невоздержанностью.
Правдивая же речь – она проста.
Речь людей частенько такова, какой была их жизнь, коль жизнь была грубая иили злая, то и речи человека грубы и злы. Речь – как убранство души: если она подстрижена и подкрашена, и отделана, то ясно, что и в душе нет подлинного, там все подкрашено и подделано, и там есть некое притворство перед миром.
В народе есть такие изречения или пословицы, которые всем приятны и всеми употребляются. Они бы не переходили бы из века в век, если бы всем людям не казались истинными.
Всякое слово народной мудрости, где-нибудь да оказывается подходящим.
______________________
Краткость речи не должна лишать её изящества, любая речь без украшения будет груба. И в этом помогают письменные упражнения. Они шлифуют нашу речь, и наоборот, упражнения в речах оживляют письменный стиль, что немаловажно для писателей.
Тот кто быстро пишет, не научится писать хорошо, но тот кто пишет хорошо, легко может научиться писать быстро. Тут не надо спешить: слишком старательные поиски слов часто портят всю речь. Лучшие слова – это те, что являются сами собою. Для изучения языка гораздо важнее свободная любознательность, чем грозная необходимость. И это надо учитывать любому писателю, как важность.
Прекрасно Слово!
Ибо в Слове оставит память человек.
Уходим мы с земли, а Слово наше –
Останется во век!
Человек выше животного способностью речи – да, но он бывает ниже его, если делает недолжное употребление своей речи.
Будь сдержанным в словах, вещали мудрецы. Слово, удержанное тобою – раб твой, а слово, вырвавшееся у тебя – твой господин.
Лучше споткнуться ногами, чем языком.
Откровенная речь человека, подобно вину и любви, вызывает такую же откровенность обратно от собеседника, это многие знают, но не мешает напомнить.
Грамматика повелевает и царями, сказал мудрейший.
Истинное красноречие не нуждается в науке красноречия, как истинная нравственность не нуждается в науке о нравственности. Истинное красноречие смеется над витиеватостью слогов.
Не только в слове, когда оратор произносит речь перед народом, видим мы слова его. В звуке голоса, в глазах и во всем облике говорящего заключено не меньше красноречия, чем в выбранных словах.
Истинное красноречие – это умение сказать всё, что нужно и не более чем нужно.
В беседе же, талантом собеседника отличается не тот, кто охотно говорит сам, а тот с кем охотно говорят другие. В беседах действует другой закон, закон обаяния.
К писательству можно добавить: что признаки строгого и сжатого стиля (краткость сестра таланта) – в том, что вы не можете выбросить ничего из своего произведения без вреда для его смысла.
Язык иной жены для мужа
Врага отъявленного хуже
Язык у человека мал,
А сколько жизней он сломал,
Свой проявляя низкий норов, -
Виновник сплетен, склок, раздоров.
Опыт слишком часто поучает нас, что люди ни над чем так мало не властны, как над языком своим. Подводит он – «язык мой, - враг мой!».
Правдивость речи хороша и гладка,
Но как прекрасна слов правдивых краткость.
Словами можно смерть предотвратить,
Словами можно мертвых оживить.
И наконец, - Слово – это есть врата ума. Если держать их открытыми, ум может ускользнуть наружу. Владейте словом, речью, языком своим.
Конец статьи. Получились некие «Тезизы» на высказывания многих мудрецов и поэтов.
Часть 12
Между тем, зима наступила в тот год необычная, с большими перепадами температур к оттепели. Уже давно говорили об изменениях климата, о глобальном потеплении, и вот оно, вероятно, сказалось.
Началось все обильными снегопадами, по ночам морозами до минус пяти, а днем было потепление до плюса. Оттепели дневные были такие, что шел дождь вместо снега. Это был знаменитый «ледяной дождь» - когда струйки воды, обливающие деревья, застывают на их ветвях, и ветки, казалось, заключены были в стеклянные прозрачные чехлы, с которых свисали стеклянные сосульки. Обледенели провода и провисли под весом льда. А в некоторых районах, не выдержав веса намерзшего «ледяного дождя», провода электрические порвались, люди остались без света. Остались без света и мы, и все соседние деревеньки.
Это было стихийное бедствие. Обледенело всё: и ветки и стволы деревьев, и крыши домов и даже стены дома, на которые ветер загонял струи дождя, и ступени крыльца. Дождь попал на ручку ворот, которая тоже была покрыта корочкой льда. Дороги, тропочки, и весь мой двор, так тщательно очищенный от снега, превратились в сплошной каток. А градусник, висящий за окном на улице, показывал ноль, - вроде как, не должно было замерзать.
В это время случилось мне залезть в подпол. Там я увидел беспорядок и мусор на досках, брошенных на землю между больших ящиков, чтобы по ним ходить, не по земле. Не поленился я, - взял совок и веник и прибрался в подполье. Мусор подмел и на полу и на полках: переставляя банки с соленьями, подмел сами полки, где было много мышиного помета. Это меня подвело – кто ж знал в ту пору.
И вот я заболел. Случился насморк, небольшой кашель, и температура поднялась до 38 градусов. Грешил на простуду, но так как у меня не было никакого лекарства, пошел к соседу Яшке – рыбаку.
И он тоже думал, что я простудился. И я вспоминал, что выходил без куртки в одной рубашке порубить лед на трех ступеньках крылечка своего. Принимал я аспирин, но утром в глазах темнело от всякого движения, и температура не упала, а повысилась. Яшка сходил к знахаркам. (Это я его послал, уговорил). Вот и опять сработала «оказия», как я назвал свое блуждание по лесу, чтобы мне встретиться с настоящими ведьмами. Пришли они обе – и старая стала говорить молодой: что поставить заваривать, какую траву. Сама присела к моей кровати на приставленную табуретку, где я больной лежал, чтобы поставить диагноз, как я догадался.
- Огневица, не огневица, - дорогой мой человек, - сказала Старая Марфа. – Попробуем тебя вылечить.
Напоили меня отваром крепким, густым до черноты и горьким, таким, что я уснул и забылся. Но отвар видимо мне не помог. Как потом я узнал от Яшки – проснулся я в бреду и весь мокрый от пота, температуру они смерили и испугались. Послали Яшку звонить в район, в скорую помощь, потому что бабка Марфа сказала – «лихорадка это». Меня отвезли сначала в районную больницу, но потом увезли в город, за 160 километров в инфекционное отделение. И болезнь моя была не единичная: мышиная лихорадка – по-простому, оказалось нас больных этой лихорадкой много, человек 8, если не больше. И рассказали врачи и медсестры, а мне рассказали больные-свидетели, что было этой осенью три смертельных исхода. В бреду погиб здоровый, в смысле накаченный, спортивного вида уборщик-санитар этой же больницы. Он заболел, когда чистил подвал от мусора, где был мышиный помет. Но надеясь на свое здоровье, не обращался к врачам, переносил на ногах температуру и головные боли и долго так ходил, пока болезнь не свалила его в бред и забытье. Откачать не успели. Умер и еще один привезенный в бреду человек, на даче подметал у себя и заразился, а в больницу идти не хотел. Умерла и бабушка старушка, у той сердце не выдержало дозы бицелина-антибиотика. Надо было ампицилин колоть послабее, тут и врачи виноваты были. Вот и мне врач сказал, что один день бы еще полежал, пока бацилла расплодилась в организме, и спасти меня было бы сложно. Так случилось, что я уже больше не вернулся в деревню и о судьбе «настоящих ведьм» ничего пока не знаю.
Конец.