Однажды после вечернего чая Климов вышел на балкон-террасу старинного дома в гостях у дяди Семена. Немного погодя вышла к нему и Катя. У Климова слипались глаза, потому что он, страдая бессонницей, не высыпался уже несколько ночей подряд. А еще сегодня помогал работать по саду дяде Семену. Они раскладывали навоз и удобрения под все яблони большой плантации: он выгружал из мешков гранулы удобрений в тачку и развозил их, куда ему показывали Катя и рабочий.
Он встал и в изнеможении прошелся по террасе, а потом подошел к Кате смотревшей куда-то вдаль на реку поверх деревьев на склоне.
- Меня сегодня с утра занимали воспоминания о легендах разных народов. Не помню уже, где я вычитал, но легенды странные. И древние народы занимались выращиванием себе первых садов, но всегда надеялись на различные высшие силы иили на богов, - начал рассказывать Климов, и Катя присела на тут же стоящий стул со спинкой и внимательно слушала. Для неё Климов был – ученый и авторитетный и его разговоры она ловила буквально, но пропуская ни одного слова. И Климов делился своими знаниями, подробно рассказывая, как он привык на лекциях рассказывать студентам.
Вот рассказ о мифологии.
Примитивные народы жили в гармонии с природой. Они чувствовали свое родство со всем, что их окружало. Поэтому неудивительно, что у них возникали сказания о происхождении людей от животных, от растений, от гор и рек, от Земли, Луны и так далее.
Вот в сказании одного из австралийских племен, которое поклоняется ящерице, говорится о том, что Земля вся была покрыта морем и лишь кое-где из воды торчали голые скалы.
На одной скале жил Человек-ящерица. Постепенно море уходило, открывая песчаную сушу. На дне мелких озер, которые остались после ухода моря, показались странные сгустки плоти, в которых угадывались зачатки частей человеческого тела. Человек-ящерица пожалел странные сгустки плоти, беспомощные существа, которые, как медузы, выброшенные на берег могли высохнуть на солнце. Каменным ножом он отделил их друг от друга, прорезал им глаза и уши, рот и нос и сделал их людьми. Затем он научил свои создания охотиться и добывать огонь, пользоваться каменными орудиями, дал им копье и бумеранг.
Человек-ящерица – это только один из многих «вечных людей», о которых говорится в легендах и мифах древних народов. В Австралии много других «вечных людей» Эти полулюди-полуживотные и горы возводили и долины расчищали, и реки наполняли и озера, создавали людей и давали им законы, по которым следует жить. Но они все исчезали. С исчезновением «вечных людей» закончились «времена сновидений», как называли их австралийские племена, и сформировался современный мир людей.
2Есть сказания североамериканских ирокезов, которые считали, что когда Земля была затоплена водами мирового океана. Только «верхний мир» (небеса) был густо населен животными. И однажды с небес упала «прабабка людей Атаентсик. Её подхватили плавающие в океане животные – бобр, ондатра, выдра и черепаха морская с ластами вместо ног. Так вот – ондатра и бобер, и выдра – нырнули, достали со дна горстями землю и возложили её на черепаху, и так образовалась суша. Поэтому бывают землетрясения, когда черепаха под сушей шевелится. Эта бабка Атаентсик родила первых людей, и от них пошел род человеческий.
Южноамериканские индейцы племени чако, например, верили, что задолго до появления человека Землю населяли люди-животные, с головами леопардов и с головами быков и другие. Потом случилась катастрофа, все они частью вымерли, и остался только наш человек. Фантастические существа превратились в людей, а некоторые остались зверями.
Животные и люди каким-то образом связывались в головах первобытных людей. Люди чувствовали свое родство с миром животных.
В этом свете интересны мифы африканских народов, повествующие о происхождении человека от обезьяны. Африканцы верили в то, что и обезьяны в прошлом были людьми. А племя бушменов считало, что этих людей превратил в бабуинов мифический герой Цагн, наказав их за убийство своего сына. Люди племени бамбути с сочувствием относятся к шимпанзе, считая этих обезьян народом, вынужденным раньше уйти в лес из-за обид нанесенных пигмеями.
С развитием человеческого общества разрозненные сказания племен объединялись в мифологические картины мира целых народов.
Конец «лекции» Климова.
Катя с интересом слушала Климова, но она не совсем разделала его мнение. А всё потому, что она ходила в Храм, в местную Церковь, ездила в паломнические поездки по святым местам, и верила в Бога по-своему. Она придерживалась нового веяния в теории возникновения всего живого и человека на Земле.
В связи с появлением новой науки – генетики, в связи с достижениями генной инженерии, когда наука может изменять организмы, и уже клонировать животных, вмешиваясь в самую суть – в геном живого организма, - сформировалось новое мнение некоторых людей.
И Катя рассказала Климову свою точку зрения:
«Вы знаете, что делают генетики? Они меняют свойства растений за счет изменения их ДНК, генома. Вот уже появились продукты в магазинах генно-модифицированные. И клонировали уже овечку Долли, вы знаете? Из всего этого, - наука ушла далеко вперед, - теория Дарвина, которая стала было основой научного представления – становится спорной.
Кто-то думает, что человека сотворили неизвестные инопланетяне, названные богами. Об этом фильмов уже много снято.
А как же душа? Можно изменять организм – тело, а душу не изменишь! И я это видела и вижу, когда хожу в Храм. Молитва помогает человеку преодолеть горе, и по молитвам Бог дает исцеления телесные. Происходят чудеса в Церкви постоянно – по вере вашей дано будет вам, сказано в Писании. Неизлечимых больных, от которых отказались врачи, - исцеляет сила Божия по молитвам Его родных людей!»
После этого первого разговора Климов и Катя стали встречаться чаще и Климову нашлось «поле» для преподавания. Как студентке он читал Кате целые лекции. И та была не против слушать, но и возражала тоже по существу. Оба готовились к таким беседам-учёбе. Кто кого научит и чему, сначала было неясно.
Приведение
Часть 6
«Беседы-учения»
Встреча 1 Представления о душе.
Религиозные учения о душе, как о бессмертной нематериальной части тела человека существовали издавна.
По обычаям, тело хоронили вблизи поселений, а душу умершего, чтобы она не беспокоила живых людей, с помощью обрядов направляли в загробный мир, о котором у каждого народа были свои представления.
Наши предки, как и отдельные народы живущие по старинным представлениям, отождествляют душу, то есть помещают её, либо со всем организмом, либо с отдельными органами: сердцем (говорят, душа в сердце), с почками, с глазами, с кровью (даже в Библии говорится, что в «крови его душа его»). Но иногда душу отождествляют и с чувствами, сознанием, здоровьем, движением или дыханием.
Во многих языках одним и тем же словом обозначают и «душу» и «дыхание» человека. Это понятно, поскольку дыхание, которое исчезает после смерти, в глазах древнего человека легко отождествлялось с жизнью. Человек дышал, выдыхая воздух в виде облачка, а ветер разносил это дыхание. Образ летящего ветра – как образ птицы. Поэтому представление о душе улетающей как птица тоже типично для древних людей.
Душа, совмещаемая с телом, с органами, считалась умирающей вместе с человеком.
Но овеществленное, фетишистское представление о душе сменилось позже анимистическим представлением, согласно которому душа бестелесна. В момент смерти душа превращается в душу мертвеца – в дух (анима). Этот дух и являлся к людям вместо умершей души, так сегодня в Африканских поверьях Вуду думают.
У других народов считалось, что человек обладает множеством душ: олицетворяющих дыхание, жизненную силу, части тела (есть душа сердечная, душа желудка). Древние китайцы, например, считали, что среди многих душ человека есть две главные: одна из которых улетает, а другая остается возле мертвого тела и не исчезает, пока тело не разложится полностью.
Австралийцы полагали, что душа умершего не умирает, пока не изгладится память о ней среди живых людей.
У Гомера, в древней Греции, души умерших – это тени, лишенные памяти и речи. Но души-тени оживают после принятия крови, получают дар речи и мышления и вспоминают прошлое.
Другое дело, что древние люди верили, что в каждом человеке есть двойник, который покидает тело временно, во время сна или обморока, и навсегда, когда человек умирает. Вместилищем души часто полагали тень, отражение или даже портрет. При этом считалось, что злой дух или волшебник, колдун могут похитить душу, что приведет к болезни или к смерти. Отголоски этого сохранились и сегодня у некоторых племен, находящихся на ранних ступенях развития, - они боятся фотографироваться. Человек, думающий, что за его душой кто-то охотиться – может с помощью колдуна спрятать свою душу вне тела, например, в каком-нибудь животном или в своем изображении (есть английский роман «Портрет Дориана Грея»).
Подробнее чуточку могу сказать о «Переселении душ».
Многие древние учения наделяли душой не только человека, но и все, что его окружало, - зверей, птиц, деревья, камни. Боле того душа была и в огромных объектах: душа леса, душа озера, реки, душа гор.
Одни ученые считают, что идея о человеческой душе породила мысль о том, что и все окружающее наделено душой. Другие считают, что идея всеобщей одушевленности природы предшествовала возникновению представлений о душе человека.
На представлении о всеобщей одушевленности природы основана идея реинкарнации, или переселения душ.
В основе этой идеи, вероятно, лежит вера в тотемы, в которые поселялись души предков. Любопытно, что у некоторых северных народов и у индейцев Северной Америки считалось, что в новорожденного ребенка переходит душа его деда.
В Индии учение о реинкарнации развилось в сложное мировоззрение. Индийцы написали трактаты-книги об этом и передают учение из поколения в поколение. Они считают, что человек много раз рождается на Землю и его бессмертная душа может при новом рождении попасть в тело животного или даже в растение (можно вспомнить песню Высоцкого: ты будешь баобабом).
Дела человека во всех его прошлых жизнях и в жизни текущей, это совокупность его поступков: добрых и злых дел его. И все поступки составляют Карму, которая определяет участь каждого существа. Добрые дела изменяют карму к лучшему, в награду за праведную жизнь человек получает рождение в более высокой касте и счастливую судьбу. За нарушение законов касты, и за злые дела душа человека попадет в тело низшей касты или даже воплотится в животное. Эта бесконечная цепь перерождений называется – Сансарой. Сансара – это образ существования нашей вселенной, включающей и планеты и звезды и галактики – в виде капли и она называется, вся наша вселенная – Кльпа которая выходит из одной точки. Поэтому точку рисуют женщинам на лбу, ибо они родают новую жизнь как Кальпу, сансара которой выражается в Карме. Все так сложно и перепутано, но в тоже время просто. Вселенная родилась из точки (Кальпа), существует в действительности (Сансаре), в которой каждому материальному объекту отведена своя участь – Карма. Есть карма и у каждой планеты и каждой звезды и галактики. В учении даже просчитано, сколько лет, миллиардов, будет существовать наша Кальпа (вселенная), наша Галактика, наша звезда, наша планета. Все обновится в свое время. Как обновляется человек. И человеческое обновление зависит от его выбора – родиться ли ему в лучшем виде, или в плохом: пусть творит соответствующие дела – добрые или злые.
Буддисты развили идею реинкарнации чуточку по-своему. Они отрицают наличие какой-то души. Но признают, что тело – не единственная составляющая человеческого существа. Совокупность мыслей, поступков, черт характера – личность человека, после смерти распадается на отдельные элементы и вновь соединяется под воздействием Кармы для нового воплощения. Согласно учению буддистов, цель человеческой жизни – это прервать цепь перерождений и достигнуть Нирваны – вечного блаженства. Достичь нирваны может только человек, - и даже боги не способны разорвать оковы сансары (бытия). Родится человеком – это редкая удача и величайшее счастье. Надо использовать жизнь для достижения Просветления путем самосовершенствования, считают последователи Будды.
- Ну вот, как сложно всё! Восторженно закончил свою «лекцию» Климов, которую Катя слушала с внимание восторга, как говорят: с открытым ртом. Многое ей было незнакомо.
- А ты говоришь – душа! – в ожидании ответа Климов обратился к Кате.
Она немного подумала и нашлась ответить в духе церковной книги, которую читала в тот период: Из практического Закона Божиего».
Возражения Кати о душе.
Христианское учение полагает, что смерть вошла в человеческую жизнь после грехопадения Адама в Раю. Прошло много лет Ветхого Завета. Для спасения человеческого рода потребовалось явление в мир Иисуса Христа. Его проповедь, смерть на кресте и последующее воскресение – это всё открыло человеческой душе путь к бессмертию.
Спасение души начинается уже с глубокого раскаяния и очищения от грехов в таинстве крещения. В дальнейшем от человека требуется исполнение Заповедей, главной из которых является заповедь любви к Богу и ближнему.
После смерти человека – душа его попадает на Божий суд, на котором определится её положение (ад или рай) до второго пришествия Христа. При этом на загробную участь души влияют молитвы живых и заступничество церкви. А на втором пришествии Христа души умерших соединятся с телами, и воскресшие люди попадут на окончательный Страшный суд, где разделятся на праведников и грешников. Праведников ждет вечное блаженство в Раю, а грешников – вечные муки Ада.
И всем известно, что на исходе 20-го века и наука вплотную занялась вопросом о душе, так как было много ученых-верующих.
Ученые определяли: есть ли душа у человека? И какова она? И в прессе не раз появлялись сообщения об опытах, проведенных учеными разных стран.
Исходя из религиозных представлений о том, что в момент смерти душа покидает тело, ученые решили зафиксировать этот момент. Были созданы специальные весы сверхчувствительные, регистрирующие малейшие изменения веса умирающего человека. Оказалось, что в момент смерти вес человека уменьшается на 3 – 5 грамм. Вот она и душа! Эксперимент неоднократно повторялся, и каждый раз умерший весил меньше живого на 2,5 или на 6,5 граммов – это кто сколько накопил!
Это вес души и мыслей человека. Вот так, существование души уже почти доказано. Душа оказалась материальна и, как положено всем материальным предметам, она имеет вес.
Как же она выглядит? - скажете вы. Ученые полагают, что ответили и на этот вопрос. С помощью современных приборов удалось зафиксировать, как в момент смерти от человеческого тела отделяется похожий на яйцо объект – типа Аура (от греческого – веяние). Наша душа имеет форму яйца! Недаром во многих культурах яйцо является символом жизни, как и Христиане на пасху дарят крашеные яйца – символ жизни окрашенной в крови Христа.
Но где помещается душа в живом человеке? Раньше полагали, что вместилищем души является сердце. Сегодня многие исследователи полагают, что душа поселяется в мозге и оттуда управляет и болями в сердце и в других органах (душа в пятки уходит от страха, говорят). Конкретнее, душа находится в маленькой шишковидной железе – эпифизе, в мозге за мозжечком.
Эпифиз – это всё, что осталось у человека от «третьего глаза», ранее располагавшегося на затылке. Это свидетельство не только о круговом зрении, но и о возможности видеть сущность предметов, осматривая предметы изнутри. Дельфины имеют аналог такого внутреннего зрения предметов при помощи ультразвука. «Третий глаз» человека наделяют способностями человека, не сходя с места, попасть в любую часть света и следить за близкими родными людьми: так мать «видит» беду, происходящую с её ребенком, чувствует – мы скажем. Через «третий глаз» можно было приобщаться к тайнам мироздания, знать прошлое и будущее. Эту способность утратил человек из-за грехов своих. И только Бог дает святым людям невероятные способности: пророчества, чтение мыслей и прочие «чудеса». Это совсем не чудеса – в настоящем смысле этого слова, это дар Божий, который у каждого человека скрыт, и раскрыть способности своей души может праведная жизнь по Божиим заповедям.
На этом первая их беседа закончилась, Катя пошла к своим грядкам, и Климов пошел помогать ей – носил воду в лейках, подчерпывая её из поставленных тут же больших квадратных баков, сваренных из железных листов.
Случилось событие, которого следовало ожидать не вскоре, и которое ничем не было мотивировано. Умерла его тетя-бабушка, и это было неожиданно. Она никогда ни на что не жаловалась, на свое здоровье, была «живой» старушенцией, все двигалась и делала все по дому быстро и ловко.
А в этот раз Климов пришел вечером домой из гостей от дяди Семена с Катей, в доме горел свет, как видел он с улицы. Когда же он вошел, - какая-то страшная тишина встретила его от порога, неслышно было никаких звуков: ни сверчок не заскребется за печкой, и звуков от соседей через стену не было слышно, и с улицы не доносилось ни звука. Бабушка Тамара сидела в кресле своем перед телевизором, который так и не был включен, потому что пульт от телевизора упал на пол из свесившейся руки мертвой бабушки.
Она умерла не так давно, видимо, перед самым приходом Климова, в это время по телевизору должны были показывать очередной сериал, который бабушка всегда смотрела. И хотя был глубокий вечер, за окнами сумерки – Климов побежал к соседям. Вызвали скорую. Бабушку увезли в морг.
Приведение
Часть 7.
Этот дом, квартира в бараке, оказался ведомственной собственностью, принадлежащей совхозу, сейчас переименованному в ООО Агропромышленный комплекс «Плодово-овощной». Так что дальнейшее пребывание тут Климова закончилось, ему об этом объявили уже утром.
Пришли и дядя Семен и Катя и другие люди, знакомые бабушки Тамары из поселка. Договаривались о похоронах. А Климов забрал свои вещи и «переехал» жить около плантации к дяде Семену с Катей.
В доме бабушки многие вещи раздали соседям: забрали стулья и стол, комод и холодильник, унесли даже старый шкаф со сломанной дверцей. Некоторые вещи из одежды, одеяла и подушки, а также фотоальбомы, картину со стены и часы Катя отвезла в свой дом, и часть вещей разместили в комнате Климова, где он собирался ещё пожить-погостить.
Он стал необходимым работником на плантациях, и когда они ходили в контору, в связи с похоронами, заодно – он был назначен заместителем дяди Семена, бригадиром. Оформили пенсионера Климова официально «работником зеленого хозяйства».
Дом бабушки Тамары был закрыт, а все мероприятия в связи с похоронами Катя организовала у себя в доме: к ней пришли, за два километра от посёлка, бабушки и пожилые женщины. И они стали читать Псалтырь по усопшим, готовили трапезу поминальную, стряпали там чего-то, чего не понимал Климов.
Но Катя и его подключила к поминкам «новопреставленной» бабушки Тамары. Кто, как не дядя Семен съездил в Храм и договорился про «отпевание», пригласил священника. Бабушку в гробу на следующий же день забрали из морга и привезли в дом дяди Семена.
Все эти события организовывались так быстро, что всего и не мог усмотреть и всего не мог понять Андрей Климов: столько незнакомой ему информации было: и платочки надо было покупать, ездили с Катей за покупками: конфеты и разные разности нужны были. Всё это - хлопоты, утомили Климова так, что к вечеру он устал и лег спать и отключился.
Утром приехал молодой священник в черной рясе с крестом на груди. Он надел на себя зеленую переднюю накидку с узорами по краям и с крестами (епитрахиль называется, подсказала Катя). Началась служба отпевания – панихида. Священнику подпевали две женщины (хор) в черных платках, из Храма приехавшие со священником.
Обо всех подробностях обряда Климов узнал потом, после того как похоронили бабушку Тамару. Священник служил медленно, говорил все слова с выражением и, прислушиваясь, Климов внял тексту панихиды, а на отдельных молитвах он даже прослезился. И видимо это не ускользнуло от взора священника – он подошел к Климову, как ему сказали самому близкому родственнику, и подарил книжку «У Бога все живы» про Православный обряд погребения.
Так Климов стал приобщаться к незнакомому миру религии. После работы он всегда читал. Иногда садился писать. А встречи-беседы с Катей происходили постоянно каждый добрый свободный вечер.
Работа в садах началась усиленная весной. Дядя Семен давал задания-указания, а бригадир Андрей водил своих, приставленных рабочих то на плантации шиповника, то к черноплодной рябине, то в яблочные плантации.
Вечером после похорон, он стал читать подаренную ему книжку православную. С первой же страницы книжка его заинтересовала. Климов в молодые годы общался во дворе со шпанистыми ребятами, которые играли на гитаре и пели блатные песенки, а в этих песенках ему вспомнилось слово «отходняк». Правда, там, в песенке про Смэна, пелось что «нам пропоют нашей синагоги отходняк» - эти слова пришли ему на память, когда он прочитал и впервые узнал точное значение слова «отходная» (молитва), о чем только догадывался по смыслу.
В книге написано было примерно так: вопрос – ответ.
Как молиться за умирающего человека?
При конце жизни человека, при «отходе» его из этого мира, над ним читается особый канон – собрание песен-молитв. «Канон» - слово греческое, в переводе означает «правило».
В православном молитвеннике этот канон называется так: «Канон молебный при разлучении души от тела». Он читается «от лица человека, с душею разлучающегося и не могущего глаголати», и часто его называют «отходною» молитвой.
Вот несколько тропарей (молитв-прошений) из этого умилительного канона, в переводе на русский язык:
«1) Уста мои молчат, и язык ничего не говорит,
Но сердце вещает, потому что, снедая его,
Внутри меня разгорается огонь сокрушения
И призывает неизреченными словами
Тебя, пресвятая Дево (песнь 6);
2) Ночь смертная, мрачная, безлунная
Меня постигла неготового
К долгому страшному пути.
Да сопутствует мне Твоя милость, Владычица (песнь 7).
3) Видя близкий конец своей жизни,
Вспоминая непотребные (безместные) мысли,
Поступки (деяния) души моей
Люто (безжалостно) уязвляюсь стрелами совести.
Но Ты, Всечистая,
Милостиво склонившись к душе моей,
Будь мне (за меня) ходатаицей пред Господом (песнь 9).
Как читать канон над умирающим человеком?
Для мирян, простых людей, пишется пояснение: молитвы и прошения, перед которыми есть примечания: «иерей» (священник), «молитва от иерея глаголемая» или «посем начинает иерей» - мирянами не читаются.
То есть и любой человек, мирянин, может читать «отходную», этот самый канон, «отходняк».
Канон начинают читать с молитв «начальных» (предначинательных), которые кратко обозначены иногда в молитвенниках: Трисвятое, по Отче наш. Господи, помилуй (12). Подразумевается,что эти молитвы должен знать человек верующий наизусть полностью.
Тут Климов перелистал книжечку до самых молитв и узнал, что в этом сокращении оказывается заложены молитвы большие.: это самое «трисвятое, и Отче наш» были только понаслышке ему известны. Он впервые прочел их полностью, впервые за свою жизнь.
Для чего читается отходная?
В момент смерти человек испытывает тягостное чувство страха, томления. По свидетельству святых отцов, человеку бывает страшно при разлучении души с телом; особенно тяжело душе первые три дня вне тела. При выходе из тела душа встречает Ангела-хранителя, данного ей при Святом Крещении, и духов злобы (бесов). Вид бесов так ужасен, что душа мечется и трепещет при виде их.
Родным и друзьям умирающего нужно быть мужественными, чтобы попрощавшись с любимым человеком, постараться молитвой смягчить не столько телесные, сколько душевные его страдания, облегчить душе выход из тела.
Далее в книжке-брошюрке шло объяснение самого обряда погребения: омовение и облачение умершего, положение его во гроб….
Затем шло объяснение – как молиться о человеке в первые дни после его смерти. О чтении Псалтыри непрерывном до погребения тела умершего. Тут же объяснялось о том, как выносить тело: ногами вперед….
О церковном отпевании отдельная глава была, о заочном отпевании другая. И о погребении объяснялось с точки зрения православия.
Отдельно объяснялось в книжице «У Бога все живы» про поминовение усопших: в третий, девятый, сороковой день и год памяти по умершему.
Всё прочел Климов очень внимательно и ко всему отнесся уже не как к чему-то мифическому. Он сам участвовал в отпевании, в похоронах и видел все обряды воочию, как говорится. И это произвело на него определенное воздействие. Он задумался о загробной участи человека. О «том свете», который вероятно существует, потому что тысячи лет люди сотворяют различные обряды и не оставляют их, а наоборот, совершенствуют. Вот что прочел он в той маленькой книжице:
Почему и как наши молитвы могут быть благотворны для умерших?
Некоторые души спустя сорок дней, оказываются в состоянии предвкушения вечной радости и блаженства, а другие трепещут в ожидании вечных мучений, которые усилятся после Страшного Суда (второго пришествия Господа, во время которого Он будет судить живых и мертвых).
Но до этого все же возможны изменения в загробной участи души, особенно благодаря принесению за нее молитв в Церкви и творению добрых дел в память об умершем.
Польза молитвы, как общественной (церковной), так и частной (домашней), о душах, находящихся даже в аду, описана в житиях святых, в святоотеческих наставлениях.
Наши молитвы могут действовать на души усопших непосредственно, если они скончались в правой вере и с истинным раскаянием, пребывая в общении с Церковью и с господом Иисусом Христом. В этом случае, несмотря на видимое удаление от нас, они продолжают вместе с нами принадлежать Церкви: одному и тому же Телу Христову (смотреть: Еф 1: 23; Кол 1:18).
1) Скончавшиеся в правой вере и с истинным раскаянием – перенесли в иной мир начаток добра или семя новой жизни, которое только не успели сами раскрыть здесь и которое, под влиянием наших молитв, при Благословении Божием, может мало-помалу развиться и принести плод, подобно доброму семени в земле под живительным влиянием солнца.
2) Скончавшиеся в нечестии и нераскаянности, совершеннопогасившие в себе Дух Христов (см.: 1 Фес. 5:19), то есть отвергшим веру в Бога, вряд ли помогут молитвы еще живущих близких. Однако мы, люди, не можем знать все тайны чужой души, известные только Богу. Бывает так, что человек, видимо неверующий, на самом деле имеет где-то в сердце огонек веры. И молиться необходимо даже за того, кто, может быть, явный атеист – потому что: человек только предполагает, Господу же ведомо всё!
Святитель Епифаний, епископ Кипрский, поучает нас: «Живые и оставшиеся (на земле) веруют, что отошедшие и умершие не лишены бытия, но живы пред Богом. Святая Церковь научает нас о путешествующих братиях молиться с верою и упованием, что совершаемые о них молитвы полезны им, так надобно разуметь и о молитвах, совершаемых об отошедших от мира сего».
Панихида и домашняя молитва за усопшего, добрые дела, творимые в его воспоминание (милостыня и пожертвования на храм) – все полезно для умерших.
И далее поясняется в книжице, как молиться в дни поминовения.
Прочтенная книга о православной вере и её обрядах погребения вызвала у Климова настоятельную потребность поговорить об этом. Он хотел обратиться к Кате со своим новым пониманием. Но прежде, чтобы развеять свои сомнения в прежней своей убежденности, Климов обратился к своим записям и к своим заметкам, конспектам. Недавно он обратился к психологии и писал о человеке в обществе, о взаимодействии между людьми. И это перекликалось с его новыми знаниями о религии.
Из конспектов профессора Климова:
Человек общественное животное. Одна из основных потребностей человека состоит в том, чтобы его замечали, уделяли внимание. Причем эта потребность так высока, что у каждого народа есть традиции отмечать присутствие другого человека. Чаще всего это какая-то форма приветствия. Поздороваться, увидев знакомого, улыбнуться ему, пожать руку, сказать пару добрых слов – бывает очень важно.
Для человека важно не только, чтобы его замечали, но и чтобы понимали и правильно оценивали. В основе понимания лежит восприятие человека человеком. Такое восприятие всегда субъективно, то есть отражает личный опыт воспринимающего человека. Поэтому один и тот же человек у одних вызывает симпатию (расположение, влечение), а у других – антипатию (неприязнь).
В восприятии немалую роль играют стереотипы – обобщенные и упрощенные представления о чем-либо. Тут и внешность играет огромную роль. Оценивая внешность, человек непроизвольно извлекает из памяти образы людей с похожими внешними чертами и приписывает эти черты новому знакомому.
Манеры поведения, одежда, род занятий и даже национальность, так же, как и внешность, воспринимаются под влиянием опыта и стереотипов. Например, считается, что полные люди – добрые, увидев полного человека, мы начинаем общение с ним, имея в виду, что он добрый. Носит очки – значит «ботаник» и зануда, рубашка застегнута под горло – значит, неуверен в себе и неконтактен, англичанин – значит сноб, библиотекарша – синий чулок или серая мышка. И тут может случиться ошибка, что именно этот очкарик – душа компании и заводила, а рубашка застегнута под горло, потому что на шее порез от бритья и так далее.
Если выводы о личности человека будут сделаны неверно, могут произойти недоразумения и отношения не сложатся. Каковы же причины неправильных оценок человека человеком?
Во-первых, нам мешает объективно воспринимать личность другого человека уже сложившееся мнение: если вы слышали о новом знакомом, что он лжец, вам будет трудно ему верить.
Во-вторых, наблюдая человека, мы можем сделать неверное заключение о мотивах его поведения или намерениях, о его самочувствии и настроении. Так, можно подумать о человеке, что он раздражителен, а у него просто нестерпимо болит голова.
В-третьих, сложив однажды свое мнение о человеке, мы иногда не желаем его менять даже под воздействием новой информации. Ученику, который прослыл двоечником, будет сложно стать отличником, несмотря на то, что его багаж знаний пополнился, - учителю трудно поменять свое мнение.
Вот почему и Климов совсем не знал и так критично относился к религии. Из-за пресловутого стереотипа, связанного с воспитанием. Он вырос под воздействием определенной пропаганды атеизма, к религии относился предвзято с первого столкновения с ней. И вновь он стал искать в своих записях подтверждение своим словам и нашел среди своих конспектов.
«Из конспектов профессора Климова:
Наверное, со многими случалось, зачитавшись книгой, отвлекшись разговором, проехать нужную остановку. Это подвело человека внимание, полностью сосредоточенное на чтении или разговоре.
Вниманием – называется направленность нашей психики на предмет или явление с целью более точного и лучшего восприятия его.
Из массы зрительной, слуховой, сенсорной и прочей информации мы, произвольно или непроизвольно выбираем что-то одно. Непроизвольное внимание может вызвать необычно одетый человек, красивая вещь, знакомая мелодия.
Внимание человека обладает пятью основными свойствами: устойчивость, сосредоточенность, переключаемость, распределение и объем.
Все свойства изучены наукой: средний объем внимания можно установить экспериментально. Достаточно показать человеку на очень короткое время карточку с большим количеством знаков (букв, цифр, картинок), а потом попросить перечислить увиденное. Обычно испытуемый называет не более 5-7 знаков – это и есть средний объем внимания.
Но изучив свойства внимания ученые научились манипулировать им, вот что используют и политики и военные, и продавцы супермаркетов и другие, кому нужны манипуляции внимания общества.
Манипуляция вниманием.
Мы обычно не слышим постоянного тикания часов в комнате, спокойно спим, если привыкли в городах к шуму машин за окнами. Монотонные звуки почти не привлекают нашего внимания. Именно поэтому сложно долго слушать даже интересный, но монотонный рассказ учителя, лектора, чтеца. Хороший оратор знает, как удержать внимание публики, - он то повышает голос, то переходит почти на шепот, делает логические паузы, жестикулирует и так далее. Аналогичные приемы используются и в письменной речи. Короткие абзацы, выделенные слова, разбивка на главы и параграфы, яркие заголовки и рубрики помогают легче воспринимать текст.
Есть целый ряд способов привлечь зрительное внимание: сочетание контрастных цветов, подсветка, использование символов привлекающих внимание (например, восклицательного знака) Эти приемы широко используют в рекламе. Известен прием телерекламы – ролик без звука. Человек невольно бросает взгляд на экран, чтобы узнать, отчего вдруг замолчал телевизор, и тут же, помимо своего желания, получает визуальную информацию о рекламируемом продукте.
Да. В те дни многое заново передумал профессор Климов. Он углубился в исследование самого себя и это самокопание, перечитывание своих «научных» работ приводило к заболеванию, свойственному глубоким старцам: рассеянности и склерозу и т. д. А жизнь вокруг него шла своим чередом.
[Скрыть]Регистрационный номер 0365924 выдан для произведения:
Приведение часть 5 и 6 и 7
Часть 5
Однажды после вечернего чая Климов вышел на балкон-террасу старинного дома в гостях у дяди Семена. Немного погодя вышла к нему и Катя. У Климова слипались глаза, потому что он, страдая бессонницей, не высыпался уже несколько ночей подряд. А еще сегодня помогал работать по саду дяде Семену. Они раскладывали навоз и удобрения под все яблони большой плантации: он выгружал из мешков гранулы удобрений в тачку и развозил их, куда ему показывали Катя и рабочий.
Он встал и в изнеможении прошелся по террасе, а потом подошел к Кате смотревшей куда-то вдаль на реку поверх деревьев на склоне.
- Меня сегодня с утра занимали воспоминания о легендах разных народов. Не помню уже, где я вычитал, но легенды странные. И древние народы занимались выращиванием себе первых садов, но всегда надеялись на различные высшие силы иили на богов, - начал рассказывать Климов, и Катя присела на тут же стоящий стул со спинкой и внимательно слушала. Для неё Климов был – ученый и авторитетный и его разговоры она ловила буквально, но пропуская ни одного слова. И Климов делился своими знаниями, подробно рассказывая, как он привык на лекциях рассказывать студентам.
Вот рассказ о мифологии.
Примитивные народы жили в гармонии с природой. Они чувствовали свое родство со всем, что их окружало. Поэтому неудивительно, что у них возникали сказания о происхождении людей от животных, от растений, от гор и рек, от Земли, Луны и так далее.
Вот в сказании одного из австралийских племен, которое поклоняется ящерице, говорится о том, что Земля вся была покрыта морем и лишь кое-где из воды торчали голые скалы.
На одной скале жил Человек-ящерица. Постепенно море уходило, открывая песчаную сушу. На дне мелких озер, которые остались после ухода моря, показались странные сгустки плоти, в которых угадывались зачатки частей человеческого тела. Человек-ящерица пожалел странные сгустки плоти, беспомощные существа, которые, как медузы, выброшенные на берег могли высохнуть на солнце. Каменным ножом он отделил их друг от друга, прорезал им глаза и уши, рот и нос и сделал их людьми. Затем он научил свои создания охотиться и добывать огонь, пользоваться каменными орудиями, дал им копье и бумеранг.
Человек-ящерица – это только один из многих «вечных людей», о которых говорится в легендах и мифах древних народов. В Австралии много других «вечных людей» Эти полулюди-полуживотные и горы возводили и долины расчищали, и реки наполняли и озера, создавали людей и давали им законы, по которым следует жить. Но они все исчезали. С исчезновением «вечных людей» закончились «времена сновидений», как называли их австралийские племена, и сформировался современный мир людей.
2Есть сказания североамериканских ирокезов, которые считали, что когда Земля была затоплена водами мирового океана. Только «верхний мир» (небеса) был густо населен животными. И однажды с небес упала «прабабка людей Атаентсик. Её подхватили плавающие в океане животные – бобр, ондатра, выдра и черепаха морская с ластами вместо ног. Так вот – ондатра и бобер, и выдра – нырнули, достали со дна горстями землю и возложили её на черепаху, и так образовалась суша. Поэтому бывают землетрясения, когда черепаха под сушей шевелится. Эта бабка Атаентсик родила первых людей, и от них пошел род человеческий.
Южноамериканские индейцы племени чако, например, верили, что задолго до появления человека Землю населяли люди-животные, с головами леопардов и с головами быков и другие. Потом случилась катастрофа, все они частью вымерли, и остался только наш человек. Фантастические существа превратились в людей, а некоторые остались зверями.
Животные и люди каким-то образом связывались в головах первобытных людей. Люди чувствовали свое родство с миром животных.
В этом свете интересны мифы африканских народов, повествующие о происхождении человека от обезьяны. Африканцы верили в то, что и обезьяны в прошлом были людьми. А племя бушменов считало, что этих людей превратил в бабуинов мифический герой Цагн, наказав их за убийство своего сына. Люди племени бамбути с сочувствием относятся к шимпанзе, считая этих обезьян народом, вынужденным раньше уйти в лес из-за обид нанесенных пигмеями.
С развитием человеческого общества разрозненные сказания племен объединялись в мифологические картины мира целых народов.
Конец «лекции» Климова.
Катя с интересом слушала Климова, но она не совсем разделала его мнение. А всё потому, что она ходила в Храм, в местную Церковь, ездила в паломнические поездки по святым местам, и верила в Бога по-своему. Она придерживалась нового веяния в теории возникновения всего живого и человека на Земле.
В связи с появлением новой науки – генетики, в связи с достижениями генной инженерии, когда наука может изменять организмы, и уже клонировать животных, вмешиваясь в самую суть – в геном живого организма, - сформировалось новое мнение некоторых людей.
И Катя рассказала Климову свою точку зрения:
«Вы знаете, что делают генетики? Они меняют свойства растений за счет изменения их ДНК, генома. Вот уже появились продукты в магазинах генно-модифицированные. И клонировали уже овечку Долли, вы знаете? Из всего этого, - наука ушла далеко вперед, - теория Дарвина, которая стала было основой научного представления – становится спорной.
Кто-то думает, что человека сотворили неизвестные инопланетяне, названные богами. Об этом фильмов уже много снято.
А как же душа? Можно изменять организм – тело, а душу не изменишь! И я это видела и вижу, когда хожу в Храм. Молитва помогает человеку преодолеть горе, и по молитвам Бог дает исцеления телесные. Происходят чудеса в Церкви постоянно – по вере вашей дано будет вам, сказано в Писании. Неизлечимых больных, от которых отказались врачи, - исцеляет сила Божия по молитвам Его родных людей!»
После этого первого разговора Климов и Катя стали встречаться чаще и Климову нашлось «поле» для преподавания. Как студентке он читал Кате целые лекции. И та была не против слушать, но и возражала тоже по существу. Оба готовились к таким беседам-учёбе. Кто кого научит и чему, сначала было неясно.
Приведение
Часть 6
«Беседы-учения»
Встреча 1 Представления о душе.
Религиозные учения о душе, как о бессмертной нематериальной части тела человека существовали издавна.
По обычаям, тело хоронили вблизи поселений, а душу умершего, чтобы она не беспокоила живых людей, с помощью обрядов направляли в загробный мир, о котором у каждого народа были свои представления.
Наши предки, как и отдельные народы живущие по старинным представлениям, отождествляют душу, то есть помещают её, либо со всем организмом, либо с отдельными органами: сердцем (говорят, душа в сердце), с почками, с глазами, с кровью (даже в Библии говорится, что в «крови его душа его»). Но иногда душу отождествляют и с чувствами, сознанием, здоровьем, движением или дыханием.
Во многих языках одним и тем же словом обозначают и «душу» и «дыхание» человека. Это понятно, поскольку дыхание, которое исчезает после смерти, в глазах древнего человека легко отождествлялось с жизнью. Человек дышал, выдыхая воздух в виде облачка, а ветер разносил это дыхание. Образ летящего ветра – как образ птицы. Поэтому представление о душе улетающей как птица тоже типично для древних людей.
Душа, совмещаемая с телом, с органами, считалась умирающей вместе с человеком.
Но овеществленное, фетишистское представление о душе сменилось позже анимистическим представлением, согласно которому душа бестелесна. В момент смерти душа превращается в душу мертвеца – в дух (анима). Этот дух и являлся к людям вместо умершей души, так сегодня в Африканских поверьях Вуду думают.
У других народов считалось, что человек обладает множеством душ: олицетворяющих дыхание, жизненную силу, части тела (есть душа сердечная, душа желудка). Древние китайцы, например, считали, что среди многих душ человека есть две главные: одна из которых улетает, а другая остается возле мертвого тела и не исчезает, пока тело не разложится полностью.
Австралийцы полагали, что душа умершего не умирает, пока не изгладится память о ней среди живых людей.
У Гомера, в древней Греции, души умерших – это тени, лишенные памяти и речи. Но души-тени оживают после принятия крови, получают дар речи и мышления и вспоминают прошлое.
Другое дело, что древние люди верили, что в каждом человеке есть двойник, который покидает тело временно, во время сна или обморока, и навсегда, когда человек умирает. Вместилищем души часто полагали тень, отражение или даже портрет. При этом считалось, что злой дух или волшебник, колдун могут похитить душу, что приведет к болезни или к смерти. Отголоски этого сохранились и сегодня у некоторых племен, находящихся на ранних ступенях развития, - они боятся фотографироваться. Человек, думающий, что за его душой кто-то охотиться – может с помощью колдуна спрятать свою душу вне тела, например, в каком-нибудь животном или в своем изображении (есть английский роман «Портрет Дориана Грея»).
Подробнее чуточку могу сказать о «Переселении душ».
Многие древние учения наделяли душой не только человека, но и все, что его окружало, - зверей, птиц, деревья, камни. Боле того душа была и в огромных объектах: душа леса, душа озера, реки, душа гор.
Одни ученые считают, что идея о человеческой душе породила мысль о том, что и все окружающее наделено душой. Другие считают, что идея всеобщей одушевленности природы предшествовала возникновению представлений о душе человека.
На представлении о всеобщей одушевленности природы основана идея реинкарнации, или переселения душ.
В основе этой идеи, вероятно, лежит вера в тотемы, в которые поселялись души предков. Любопытно, что у некоторых северных народов и у индейцев Северной Америки считалось, что в новорожденного ребенка переходит душа его деда.
В Индии учение о реинкарнации развилось в сложное мировоззрение. Индийцы написали трактаты-книги об этом и передают учение из поколения в поколение. Они считают, что человек много раз рождается на Землю и его бессмертная душа может при новом рождении попасть в тело животного или даже в растение (можно вспомнить песню Высоцкого: ты будешь баобабом).
Дела человека во всех его прошлых жизнях и в жизни текущей, это совокупность его поступков: добрых и злых дел его. И все поступки составляют Карму, которая определяет участь каждого существа. Добрые дела изменяют карму к лучшему, в награду за праведную жизнь человек получает рождение в более высокой касте и счастливую судьбу. За нарушение законов касты, и за злые дела душа человека попадет в тело низшей касты или даже воплотится в животное. Эта бесконечная цепь перерождений называется – Сансарой. Сансара – это образ существования нашей вселенной, включающей и планеты и звезды и галактики – в виде капли и она называется, вся наша вселенная – Кльпа которая выходит из одной точки. Поэтому точку рисуют женщинам на лбу, ибо они родают новую жизнь как Кальпу, сансара которой выражается в Карме. Все так сложно и перепутано, но в тоже время просто. Вселенная родилась из точки (Кальпа), существует в действительности (Сансаре), в которой каждому материальному объекту отведена своя участь – Карма. Есть карма и у каждой планеты и каждой звезды и галактики. В учении даже просчитано, сколько лет, миллиардов, будет существовать наша Кальпа (вселенная), наша Галактика, наша звезда, наша планета. Все обновится в свое время. Как обновляется человек. И человеческое обновление зависит от его выбора – родиться ли ему в лучшем виде, или в плохом: пусть творит соответствующие дела – добрые или злые.
Буддисты развили идею реинкарнации чуточку по-своему. Они отрицают наличие какой-то души. Но признают, что тело – не единственная составляющая человеческого существа. Совокупность мыслей, поступков, черт характера – личность человека, после смерти распадается на отдельные элементы и вновь соединяется под воздействием Кармы для нового воплощения. Согласно учению буддистов, цель человеческой жизни – это прервать цепь перерождений и достигнуть Нирваны – вечного блаженства. Достичь нирваны может только человек, - и даже боги не способны разорвать оковы сансары (бытия). Родится человеком – это редкая удача и величайшее счастье. Надо использовать жизнь для достижения Просветления путем самосовершенствования, считают последователи Будды.
- Ну вот, как сложно всё! Восторженно закончил свою «лекцию» Климов, которую Катя слушала с внимание восторга, как говорят: с открытым ртом. Многое ей было незнакомо.
- А ты говоришь – душа! – в ожидании ответа Климов обратился к Кате.
Она немного подумала и нашлась ответить в духе церковной книги, которую читала в тот период: Из практического Закона Божиего».
Возражения Кати о душе.
Христианское учение полагает, что смерть вошла в человеческую жизнь после грехопадения Адама в Раю. Прошло много лет Ветхого Завета. Для спасения человеческого рода потребовалось явление в мир Иисуса Христа. Его проповедь, смерть на кресте и последующее воскресение – это всё открыло человеческой душе путь к бессмертию.
Спасение души начинается уже с глубокого раскаяния и очищения от грехов в таинстве крещения. В дальнейшем от человека требуется исполнение Заповедей, главной из которых является заповедь любви к Богу и ближнему.
После смерти человека – душа его попадает на Божий суд, на котором определится её положение (ад или рай) до второго пришествия Христа. При этом на загробную участь души влияют молитвы живых и заступничество церкви. А на втором пришествии Христа души умерших соединятся с телами, и воскресшие люди попадут на окончательный Страшный суд, где разделятся на праведников и грешников. Праведников ждет вечное блаженство в Раю, а грешников – вечные муки Ада.
И всем известно, что на исходе 20-го века и наука вплотную занялась вопросом о душе, так как было много ученых-верующих.
Ученые определяли: есть ли душа у человека? И какова она? И в прессе не раз появлялись сообщения об опытах, проведенных учеными разных стран.
Исходя из религиозных представлений о том, что в момент смерти душа покидает тело, ученые решили зафиксировать этот момент. Были созданы специальные весы сверхчувствительные, регистрирующие малейшие изменения веса умирающего человека. Оказалось, что в момент смерти вес человека уменьшается на 3 – 5 грамм. Вот она и душа! Эксперимент неоднократно повторялся, и каждый раз умерший весил меньше живого на 2,5 или на 6,5 граммов – это кто сколько накопил!
Это вес души и мыслей человека. Вот так, существование души уже почти доказано. Душа оказалась материальна и, как положено всем материальным предметам, она имеет вес.
Как же она выглядит? - скажете вы. Ученые полагают, что ответили и на этот вопрос. С помощью современных приборов удалось зафиксировать, как в момент смерти от человеческого тела отделяется похожий на яйцо объект – типа Аура (от греческого – веяние). Наша душа имеет форму яйца! Недаром во многих культурах яйцо является символом жизни, как и Христиане на пасху дарят крашеные яйца – символ жизни окрашенной в крови Христа.
Но где помещается душа в живом человеке? Раньше полагали, что вместилищем души является сердце. Сегодня многие исследователи полагают, что душа поселяется в мозге и оттуда управляет и болями в сердце и в других органах (душа в пятки уходит от страха, говорят). Конкретнее, душа находится в маленькой шишковидной железе – эпифизе, в мозге за мозжечком.
Эпифиз – это всё, что осталось у человека от «третьего глаза», ранее располагавшегося на затылке. Это свидетельство не только о круговом зрении, но и о возможности видеть сущность предметов, осматривая предметы изнутри. Дельфины имеют аналог такого внутреннего зрения предметов при помощи ультразвука. «Третий глаз» человека наделяют способностями человека, не сходя с места, попасть в любую часть света и следить за близкими родными людьми: так мать «видит» беду, происходящую с её ребенком, чувствует – мы скажем. Через «третий глаз» можно было приобщаться к тайнам мироздания, знать прошлое и будущее. Эту способность утратил человек из-за грехов своих. И только Бог дает святым людям невероятные способности: пророчества, чтение мыслей и прочие «чудеса». Это совсем не чудеса – в настоящем смысле этого слова, это дар Божий, который у каждого человека скрыт, и раскрыть способности своей души может праведная жизнь по Божиим заповедям.
На этом первая их беседа закончилась, Катя пошла к своим грядкам, и Климов пошел помогать ей – носил воду в лейках, подчерпывая её из поставленных тут же больших квадратных баков, сваренных из железных листов.
Случилось событие, которого следовало ожидать не вскоре, и которое ничем не было мотивировано. Умерла его тетя-бабушка, и это было неожиданно. Она никогда ни на что не жаловалась, на свое здоровье, была «живой» старушенцией, все двигалась и делала все по дому быстро и ловко.
А в этот раз Климов пришел вечером домой из гостей от дяди Семена с Катей, в доме горел свет, как видел он с улицы. Когда же он вошел, - какая-то страшная тишина встретила его от порога, неслышно было никаких звуков: ни сверчок не заскребется за печкой, и звуков от соседей через стену не было слышно, и с улицы не доносилось ни звука. Бабушка Тамара сидела в кресле своем перед телевизором, который так и не был включен, потому что пульт от телевизора упал на пол из свесившейся руки мертвой бабушки.
Она умерла не так давно, видимо, перед самым приходом Климова, в это время по телевизору должны были показывать очередной сериал, который бабушка всегда смотрела. И хотя был глубокий вечер, за окнами сумерки – Климов побежал к соседям. Вызвали скорую. Бабушку увезли в морг.
Приведение
Часть 7.
Этот дом, квартира в бараке, оказался ведомственной собственностью, принадлежащей совхозу, сейчас переименованному в ООО Агропромышленный комплекс «Плодово-овощной». Так что дальнейшее пребывание тут Климова закончилось, ему об этом объявили уже утром.
Пришли и дядя Семен и Катя и другие люди, знакомые бабушки Тамары из поселка. Договаривались о похоронах. А Климов забрал свои вещи и «переехал» жить около плантации к дяде Семену с Катей.
В доме бабушки многие вещи раздали соседям: забрали стулья и стол, комод и холодильник, унесли даже старый шкаф со сломанной дверцей. Некоторые вещи из одежды, одеяла и подушки, а также фотоальбомы, картину со стены и часы Катя отвезла в свой дом, и часть вещей разместили в комнате Климова, где он собирался ещё пожить-погостить.
Он стал необходимым работником на плантациях, и когда они ходили в контору, в связи с похоронами, заодно – он был назначен заместителем дяди Семена, бригадиром. Оформили пенсионера Климова официально «работником зеленого хозяйства».
Дом бабушки Тамары был закрыт, а все мероприятия в связи с похоронами Катя организовала у себя в доме: к ней пришли, за два километра от посёлка, бабушки и пожилые женщины. И они стали читать Псалтырь по усопшим, готовили трапезу поминальную, стряпали там чего-то, чего не понимал Климов.
Но Катя и его подключила к поминкам «новопреставленной» бабушки Тамары. Кто, как не дядя Семен съездил в Храм и договорился про «отпевание», пригласил священника. Бабушку в гробу на следующий же день забрали из морга и привезли в дом дяди Семена.
Все эти события организовывались так быстро, что всего и не мог усмотреть и всего не мог понять Андрей Климов: столько незнакомой ему информации было: и платочки надо было покупать, ездили с Катей за покупками: конфеты и разные разности нужны были. Всё это - хлопоты, утомили Климова так, что к вечеру он устал и лег спать и отключился.
Утром приехал молодой священник в черной рясе с крестом на груди. Он надел на себя зеленую переднюю накидку с узорами по краям и с крестами (епитрахиль называется, подсказала Катя). Началась служба отпевания – панихида. Священнику подпевали две женщины (хор) в черных платках, из Храма приехавшие со священником.
Обо всех подробностях обряда Климов узнал потом, после того как похоронили бабушку Тамару. Священник служил медленно, говорил все слова с выражением и, прислушиваясь, Климов внял тексту панихиды, а на отдельных молитвах он даже прослезился. И видимо это не ускользнуло от взора священника – он подошел к Климову, как ему сказали самому близкому родственнику, и подарил книжку «У Бога все живы» про Православный обряд погребения.
Так Климов стал приобщаться к незнакомому миру религии. После работы он всегда читал. Иногда садился писать. А встречи-беседы с Катей происходили постоянно каждый добрый свободный вечер.
Работа в садах началась усиленная весной. Дядя Семен давал задания-указания, а бригадир Андрей водил своих, приставленных рабочих то на плантации шиповника, то к черноплодной рябине, то в яблочные плантации.
Вечером после похорон, он стал читать подаренную ему книжку православную. С первой же страницы книжка его заинтересовала. Климов в молодые годы общался во дворе со шпанистыми ребятами, которые играли на гитаре и пели блатные песенки, а в этих песенках ему вспомнилось слово «отходняк». Правда, там, в песенке про Смэна, пелось что «нам пропоют нашей синагоги отходняк» - эти слова пришли ему на память, когда он прочитал и впервые узнал точное значение слова «отходная» (молитва), о чем только догадывался по смыслу.
В книге написано было примерно так: вопрос – ответ.
Как молиться за умирающего человека?
При конце жизни человека, при «отходе» его из этого мира, над ним читается особый канон – собрание песен-молитв. «Канон» - слово греческое, в переводе означает «правило».
В православном молитвеннике этот канон называется так: «Канон молебный при разлучении души от тела». Он читается «от лица человека, с душею разлучающегося и не могущего глаголати», и часто его называют «отходною» молитвой.
Вот несколько тропарей (молитв-прошений) из этого умилительного канона, в переводе на русский язык:
«1) Уста мои молчат, и язык ничего не говорит,
Но сердце вещает, потому что, снедая его,
Внутри меня разгорается огонь сокрушения
И призывает неизреченными словами
Тебя, пресвятая Дево (песнь 6);
2) Ночь смертная, мрачная, безлунная
Меня постигла неготового
К долгому страшному пути.
Да сопутствует мне Твоя милость, Владычица (песнь 7).
3) Видя близкий конец своей жизни,
Вспоминая непотребные (безместные) мысли,
Поступки (деяния) души моей
Люто (безжалостно) уязвляюсь стрелами совести.
Но Ты, Всечистая,
Милостиво склонившись к душе моей,
Будь мне (за меня) ходатаицей пред Господом (песнь 9).
Как читать канон над умирающим человеком?
Для мирян, простых людей, пишется пояснение: молитвы и прошения, перед которыми есть примечания: «иерей» (священник), «молитва от иерея глаголемая» или «посем начинает иерей» - мирянами не читаются.
То есть и любой человек, мирянин, может читать «отходную», этот самый канон, «отходняк».
Канон начинают читать с молитв «начальных» (предначинательных), которые кратко обозначены иногда в молитвенниках: Трисвятое, по Отче наш. Господи, помилуй (12). Подразумевается,что эти молитвы должен знать человек верующий наизусть полностью.
Тут Климов перелистал книжечку до самых молитв и узнал, что в этом сокращении оказывается заложены молитвы большие.: это самое «трисвятое, и Отче наш» были только понаслышке ему известны. Он впервые прочел их полностью, впервые за свою жизнь.
Для чего читается отходная?
В момент смерти человек испытывает тягостное чувство страха, томления. По свидетельству святых отцов, человеку бывает страшно при разлучении души с телом; особенно тяжело душе первые три дня вне тела. При выходе из тела душа встречает Ангела-хранителя, данного ей при Святом Крещении, и духов злобы (бесов). Вид бесов так ужасен, что душа мечется и трепещет при виде их.
Родным и друзьям умирающего нужно быть мужественными, чтобы попрощавшись с любимым человеком, постараться молитвой смягчить не столько телесные, сколько душевные его страдания, облегчить душе выход из тела.
Далее в книжке-брошюрке шло объяснение самого обряда погребения: омовение и облачение умершего, положение его во гроб….
Затем шло объяснение – как молиться о человеке в первые дни после его смерти. О чтении Псалтыри непрерывном до погребения тела умершего. Тут же объяснялось о том, как выносить тело: ногами вперед….
О церковном отпевании отдельная глава была, о заочном отпевании другая. И о погребении объяснялось с точки зрения православия.
Отдельно объяснялось в книжице «У Бога все живы» про поминовение усопших: в третий, девятый, сороковой день и год памяти по умершему.
Всё прочел Климов очень внимательно и ко всему отнесся уже не как к чему-то мифическому. Он сам участвовал в отпевании, в похоронах и видел все обряды воочию, как говорится. И это произвело на него определенное воздействие. Он задумался о загробной участи человека. О «том свете», который вероятно существует, потому что тысячи лет люди сотворяют различные обряды и не оставляют их, а наоборот, совершенствуют. Вот что прочел он в той маленькой книжице:
Почему и как наши молитвы могут быть благотворны для умерших?
Некоторые души спустя сорок дней, оказываются в состоянии предвкушения вечной радости и блаженства, а другие трепещут в ожидании вечных мучений, которые усилятся после Страшного Суда (второго пришествия Господа, во время которого Он будет судить живых и мертвых).
Но до этого все же возможны изменения в загробной участи души, особенно благодаря принесению за нее молитв в Церкви и творению добрых дел в память об умершем.
Польза молитвы, как общественной (церковной), так и частной (домашней), о душах, находящихся даже в аду, описана в житиях святых, в святоотеческих наставлениях.
Наши молитвы могут действовать на души усопших непосредственно, если они скончались в правой вере и с истинным раскаянием, пребывая в общении с Церковью и с господом Иисусом Христом. В этом случае, несмотря на видимое удаление от нас, они продолжают вместе с нами принадлежать Церкви: одному и тому же Телу Христову (смотреть: Еф 1: 23; Кол 1:18).
1) Скончавшиеся в правой вере и с истинным раскаянием – перенесли в иной мир начаток добра или семя новой жизни, которое только не успели сами раскрыть здесь и которое, под влиянием наших молитв, при Благословении Божием, может мало-помалу развиться и принести плод, подобно доброму семени в земле под живительным влиянием солнца.
2) Скончавшиеся в нечестии и нераскаянности, совершеннопогасившие в себе Дух Христов (см.: 1 Фес. 5:19), то есть отвергшим веру в Бога, вряд ли помогут молитвы еще живущих близких. Однако мы, люди, не можем знать все тайны чужой души, известные только Богу. Бывает так, что человек, видимо неверующий, на самом деле имеет где-то в сердце огонек веры. И молиться необходимо даже за того, кто, может быть, явный атеист – потому что: человек только предполагает, Господу же ведомо всё!
Святитель Епифаний, епископ Кипрский, поучает нас: «Живые и оставшиеся (на земле) веруют, что отошедшие и умершие не лишены бытия, но живы пред Богом. Святая Церковь научает нас о путешествующих братиях молиться с верою и упованием, что совершаемые о них молитвы полезны им, так надобно разуметь и о молитвах, совершаемых об отошедших от мира сего».
Панихида и домашняя молитва за усопшего, добрые дела, творимые в его воспоминание (милостыня и пожертвования на храм) – все полезно для умерших.
И далее поясняется в книжице, как молиться в дни поминовения.
Прочтенная книга о православной вере и её обрядах погребения вызвала у Климова настоятельную потребность поговорить об этом. Он хотел обратиться к Кате со своим новым пониманием. Но прежде, чтобы развеять свои сомнения в прежней своей убежденности, Климов обратился к своим записям и к своим заметкам, конспектам. Недавно он обратился к психологии и писал о человеке в обществе, о взаимодействии между людьми. И это перекликалось с его новыми знаниями о религии.
Из конспектов профессора Климова:
Человек общественное животное. Одна из основных потребностей человека состоит в том, чтобы его замечали, уделяли внимание. Причем эта потребность так высока, что у каждого народа есть традиции отмечать присутствие другого человека. Чаще всего это какая-то форма приветствия. Поздороваться, увидев знакомого, улыбнуться ему, пожать руку, сказать пару добрых слов – бывает очень важно.
Для человека важно не только, чтобы его замечали, но и чтобы понимали и правильно оценивали. В основе понимания лежит восприятие человека человеком. Такое восприятие всегда субъективно, то есть отражает личный опыт воспринимающего человека. Поэтому один и тот же человек у одних вызывает симпатию (расположение, влечение), а у других – антипатию (неприязнь).
В восприятии немалую роль играют стереотипы – обобщенные и упрощенные представления о чем-либо. Тут и внешность играет огромную роль. Оценивая внешность, человек непроизвольно извлекает из памяти образы людей с похожими внешними чертами и приписывает эти черты новому знакомому.
Манеры поведения, одежда, род занятий и даже национальность, так же, как и внешность, воспринимаются под влиянием опыта и стереотипов. Например, считается, что полные люди – добрые, увидев полного человека, мы начинаем общение с ним, имея в виду, что он добрый. Носит очки – значит «ботаник» и зануда, рубашка застегнута под горло – значит, неуверен в себе и неконтактен, англичанин – значит сноб, библиотекарша – синий чулок или серая мышка. И тут может случиться ошибка, что именно этот очкарик – душа компании и заводила, а рубашка застегнута под горло, потому что на шее порез от бритья и так далее.
Если выводы о личности человека будут сделаны неверно, могут произойти недоразумения и отношения не сложатся. Каковы же причины неправильных оценок человека человеком?
Во-первых, нам мешает объективно воспринимать личность другого человека уже сложившееся мнение: если вы слышали о новом знакомом, что он лжец, вам будет трудно ему верить.
Во-вторых, наблюдая человека, мы можем сделать неверное заключение о мотивах его поведения или намерениях, о его самочувствии и настроении. Так, можно подумать о человеке, что он раздражителен, а у него просто нестерпимо болит голова.
В-третьих, сложив однажды свое мнение о человеке, мы иногда не желаем его менять даже под воздействием новой информации. Ученику, который прослыл двоечником, будет сложно стать отличником, несмотря на то, что его багаж знаний пополнился, - учителю трудно поменять свое мнение.
Вот почему и Климов совсем не знал и так критично относился к религии. Из-за пресловутого стереотипа, связанного с воспитанием. Он вырос под воздействием определенной пропаганды атеизма, к религии относился предвзято с первого столкновения с ней. И вновь он стал искать в своих записях подтверждение своим словам и нашел среди своих конспектов.
«Из конспектов профессора Климова:
Наверное, со многими случалось, зачитавшись книгой, отвлекшись разговором, проехать нужную остановку. Это подвело человека внимание, полностью сосредоточенное на чтении или разговоре.
Вниманием – называется направленность нашей психики на предмет или явление с целью более точного и лучшего восприятия его.
Из массы зрительной, слуховой, сенсорной и прочей информации мы, произвольно или непроизвольно выбираем что-то одно. Непроизвольное внимание может вызвать необычно одетый человек, красивая вещь, знакомая мелодия.
Внимание человека обладает пятью основными свойствами: устойчивость, сосредоточенность, переключаемость, распределение и объем.
Все свойства изучены наукой: средний объем внимания можно установить экспериментально. Достаточно показать человеку на очень короткое время карточку с большим количеством знаков (букв, цифр, картинок), а потом попросить перечислить увиденное. Обычно испытуемый называет не более 5-7 знаков – это и есть средний объем внимания.
Но изучив свойства внимания ученые научились манипулировать им, вот что используют и политики и военные, и продавцы супермаркетов и другие, кому нужны манипуляции внимания общества.
Манипуляция вниманием.
Мы обычно не слышим постоянного тикания часов в комнате, спокойно спим, если привыкли в городах к шуму машин за окнами. Монотонные звуки почти не привлекают нашего внимания. Именно поэтому сложно долго слушать даже интересный, но монотонный рассказ учителя, лектора, чтеца. Хороший оратор знает, как удержать внимание публики, - он то повышает голос, то переходит почти на шепот, делает логические паузы, жестикулирует и так далее. Аналогичные приемы используются и в письменной речи. Короткие абзацы, выделенные слова, разбивка на главы и параграфы, яркие заголовки и рубрики помогают легче воспринимать текст.
Есть целый ряд способов привлечь зрительное внимание: сочетание контрастных цветов, подсветка, использование символов привлекающих внимание (например, восклицательного знака) Эти приемы широко используют в рекламе. Известен прием телерекламы – ролик без звука. Человек невольно бросает взгляд на экран, чтобы узнать, отчего вдруг замолчал телевизор, и тут же, помимо своего желания, получает визуальную информацию о рекламируемом продукте.
Да. В те дни многое заново передумал профессор Климов. Он углубился в исследование самого себя и это самокопание, перечитывание своих «научных» работ приводило к заболеванию, свойственному глубоким старцам: рассеянности и склерозу и т. д. А жизнь вокруг него шла своим чередом.