Приведение часть 13
«В помощь кающемуся. Из полного молитвослова». Климов начал готовить себя к исповеди. Сначала прочитал наставления о том, «как должно исповедоваться, чтобы получить прощение грехов».
До исповеди каждый должен постараться привести на память все свои грехи, какие кто сделал вольно или невольно, должен повнимательнее проследить жизнь свою, чтобы, если можно, припомнить все грехи, не только сделанные после прошлого дня исповеди, но и давние, по забвению неисповеданные. Потом, с умилением и сокрушением сердца приступи ко Кресту и Евангелию и начинай исповедать грехи свои.
1. Исповедуй грехи свои откровенно, помня, что рассказываешь их не человеку, но Самому Богу, Который уже и так знает твои грехи, но только хочет твоего признания в них.
И духовного твоего отца стыдиться нечего: он такой же человек, как и ты, он хорошо знает и немощи человеческие, и удобопреклонность человека ко греху, а потому духовный отец на исповеди не может быть твоим страшным судиею. Но ты стыдишься твоего духовного отца, не потому ли, что опасаешься потерять его доброе о тебе мнение? Напротив, духовный отец, если тебе только приятно его о тебе доброе мнение, видя твою искреннюю, откровенную исповедь, гораздо большую будет питать любовь к тебе. Притом, ели ты стыдишься и боишься открыть твои грехи перед одним духовником (человеком), - то как перенесешь тот стыд, когда явишься на Страшный Суд Божий, где твои грехи, если не очистишься от них истинным покаянием, откроются перед Самим Богом, перед ангелами и перед всеми людьми, знакомыми и незнакомыми?
2. Исповедуй все грехи свои подробно и каждый грех отдельно. Святой Златоуст говорит: «Не только должно сказать: «согреших, или грешен есмь, но и каждые виды грехов должно изъязвлять», то есть каждый грех должно наименовать.
«Обнаружение грехов», говорит святой Василий великий, «подлежит тому же закону, как и объявление телесных немощей…», то есть грешник есть душевнобольной, а отец духовный есть врач, или лекарь. Следовательно, должно исповедовать, или рассказывать свои грехи духовному отцу так же, как больной телесно рассказывает свои телесные болезни врачу, желая через него получить исцеление.
3. Не вмешивай в исповедь других лиц, не жалуйся ни на кого, а то какая же это исповедь? Это будет не исповедь, а осуждение; значит – новый грех.
4. Не старайся на исповеди оправдывать себя каким-либо образом, как-то: немощию, обычаем («все так делают» - но ты почему так делал?) и так далее.
На исповеди, кто чем более оправдывает себя, тем менее будет Богом оправдан, а чем кто более обличает себя, осуждает и обвиняет, тем более будет Богом оправдан. Поэтому должно не оправдывать себя на исповеди, а, напротив, более обвинять, обличать и осуждать, дабы сподобиться от господа Бога получить прощение.
5. Не говори, когда о чем спросит духовный отец: «Не помню, может быть, и в этом грешен», - Бог велел нам всегда помнить свои грехи. А чтобы не оправдываться забвением, мы должны исповедоваться как можно чаще. Ибо те, кто, по нерадению своему, говеют слишком редко и таким образом забывают свои грехи – в этом сами виноваты, а поэтому не могут надеяться на отпущение грехов, которые ими остались неисповеданы.
Посему непременно мы должны постараться вспомнить свои грехи, и еще лучше – записать их накануне исповеди на листке бумаги. Когда нам кто бывает должен, мы твердо помним долг, а свои долги Господу Богу забываем! Не является ли это с нашей стороны крайней беспечностью и нерадением о душе?
В этом месте чтения Климову припомнились новости археологии: в Египте, при раскопках одного из древних храмов одного из верховных богов египетских, было найдено множество папирусов (бумажек) с написанными клинописью жалобами и исповедями богу от мирных граждан Египта. Там перечислялись грехи свои и люди просили прощения. Бумажки из тонкого папируса запечатывали в глиняные сосуды и клали в ниши к подножию статуи Бога. Все это занесено было песками пустыни Сахары и только в конце 20-го века открылось. Археологи узнали о том, как жили люди в далекие времена: супруга жаловалась на пьянство своего мужа, другой жаловался и просил бога о прощении ему греха воровства…. То есть грехи записывали еще до нашей эры. А Христианство почти из Египта и вышло: сам Моисей вывел народ из рабства Египетского. «Так вот откуда, - с древних времен идет эта потребность человека сказать богу о своих грехах и просить прощения и просить помощи…» - рассудил про себя профессор Климов. И тем не менее. Он втянулся в молитвенный образ жизни, и молитва стала потребностью (привычкой), и после молитвы, действительно, ему становилось как-то легче. Он будто сбрасывал груз с сердца своего, сразу и дышалось лучше, и сердце не болело в груди, и сон после молитвы был спокойным.
Климову непременно хотелось исповедоваться и причаститься загадочных Тайн Христовых, и даст Бог, исцелиться и начать новую жизнь в христианском вероисповедании, творя добро во славу Божию. Он продолжил чтение молитвослова, пояснение к исповеди:
6. Без вопроса духовного отца сам не говори о том, в чем ты не грешен, или чего ты не делал. Это значит, подобно евангельскому фарисею, только хвалиться, а не исповедовать свои грехи, и потому только увеличивать свое осуждение.
7. Должно исповедоваться со скорбью и сокрушением сердечным о грехах, коими мы оскорбили Господа Бога. Нехорошо, что многие рассказывают о своих грехах с явным хладнокровием и без всякого сожаления, как будто они ведут какой-либо обыкновенный разговор; а еще хуже, когда многие, исповедуясь, позволяют себе даже усмехаться. Вот это есть признак нераскаянности; а исповедуясь таким образом, мы не очищаемся от грехов, а еще увеличиваем их.
8. Наконец, исповедуй грехи свои с верою в Иисуса Христа, и надеждою на Его милосердие. Ибо только веруя в Иисуса Христа и надеясь на Него, мы можем получить прощение грехов, а без веры никак не можем получить прощения. Примером сему – Иуда предатель.
Вот каким образом, братие мои, необходимо нам исповедоваться, чтобы получить от Господа Бога прощение в грехах. «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1Ин. 1, 9).
Далее шло перечисление заповедей: десять заповедей библейских, девять блаженств Евангельских, и Таинства Церкви.
А потом определение своих грехов по этим заповедям. И тут Климову было над чем подумать. «Изначально, - подумал Климов, - а верю ли я в Иисуса Христа, как написано, что без веры исповедоваться не получится?».
Тут ему помог себя проверить больной, лежавший в палате с сердечными расстройствами. Они познакомились давно, когда еще Климова перевели в палату из реанимации. Это был пожилой человек, внешне неблаговидный и спокойный. Но таким он не был раньше, как он сам рассказал Климову при знакомстве в разговоре. Он был шебутной, и по своей живости характера, наверное, «пытаясь ухватиться сразу за многое и разное» надорвал свое сердечко. Кем он только не работал: и плотником и каменщиком и на буровой вышке, для этого ездил в Уренгой вахтовым методом. В общем, судьба его покидала по стране. И женился он три раза, но детей не было ни в одном браке. И Климов сообщил небольшие основные сведения о себе: он никуда не выезжал за всю свою жизнь – преподавал всё время в своем институте, жил на ведомственной квартире, всё писал статьи и диссертацию. Если и ездил пару раз в Москву, то по работе на конференции, так что он не знал, почему это сердечко его подвело. Больные говорят о своих болячках: какие лекарства принимали, что врачи прописали, из продуктов что помогает от болезни, чаи травяные разные обсуждались. Потому что Климов, знал о травах не понаслышке, он все-таки был профессор, как к нему и обращался больной-сопалатник Саша, так он проще велел себя называть.
И этот Саша увидел молитвы профессора Климова, утром и вечером и крестные знамения и поклоны к иконе, которую Катя поставила ему на тумбочку, большую, не как открытка, а действительно большую как картина Богородицу с младенцем Христом. Саша видел чтение Климовым книги Молитвослова и молчал, не мешал «до поры до времени». Но вот он высказал свое мнение о приверженности профессора биологии Климова к вере Христианской. «Уж что-то у Вас, профессор, слишком сильное проснулось рвение к Вере в Бога!» - сказал Саша, когда Климов сам спросил его – верит ли он Богу.
- У меня все верили, и мать и отец. В Храмы, правда, не ходили часто, но мама молилась дома вечерами и по утрам. Отец редко, но тоже иногда подходил и читал что-то там. А меня не принуждали и о Боге мне никогда не напоминали. В школе же я в пионерах и в комсомольцах был, поэтому…, относился как к пережитку прошлого к вере своих родителей! – пояснил Саша.
- Ну, так это и со мной было также! – сказал Климов, - Хотя я и Библию читал в студенческое время, но веры, как таковой не обрел. Мы же ничего об этом Боге не знаем, кроме мифов библейских. А тут все кажется серьезно! – как бы констатировал, утвердил Климов.
- Может быть. Для тех, кто верующий, наверное, это серьезно. Но к этому надо прийти, не умозаключениями, но понять. А для того чтобы понять – надо изучать, книги читать и прочее. А вот мне лень, например, и совсем не хочется что-то менять в своей жизни. Я уж достаточно пострадал, через два года 70 будет, куда уж мне. Если есть Бог, говорят он милосердный, он всё поймет и простит, – ответил Саша, уклоняясь от разговора о религии.
- Да. Каждому свое. Конечно. А вот я заразился что ли этим – как бы новый мир для себя открыл. Думаю, надо продолжать? – спросил Климов, выжидательно глядя на соседа.
- Ну, вам может быть легче. Вы всё понимаете, и психологию. Я так думаю, что это внушение. Точно. С помощью внушения лечат… - начал говорить Саша.
Но Климов его прервал: - Да, да. Гипнотическое есть, это понятно, но все-таки. История говорит, что народ верил не просто в сказки. Факты там и свидетельства были. Так что тут, может быть, что-то другое. Я же и сам не случайно поддался какому-то «внушению». Читал то я много и критики религии и другое. А все-таки, - когда сам столкнешься, на себе почувствуешь, в этом что-то есть! –
- Ну, вот. Говорю же внушение. Вы были на службе и попали под внушение, - там и проповедь была? Вот точно внушение! – Саша явно не соглашался с тем, что «что-то есть». Он был настроен пессимистически.
Разговор на этом почти закончился, желания спорить не было у обоих. Они были ослаблены болезнями, и каждый занялся своим делом. У Саши тоже нашлась книжка, которую он читал очень медленно. Прочитывая несколько, с десяток страниц, он склонялся ко сну и спал как кот большую часть дня и ночь напролет. Поэтому, наверное, его здоровье быстрее восстанавливалось и к выписке из больницы на следующий день его подготавливали первым: надо было сдать окончательный анализ мочи и крови, Кровь пришла брать медсестра, а для анализов мочи принесли Саше специальную посуду.
Климов же продолжил свою подготовку к исповеди, как по написанному, он приготовил бумажку, листок из тетради и ручку и стал разбирать грехи:
Определение грехов по десяти заповедям
По первой заповеди
Имеешь ли постоянную память о Боге и страх Божий в сердце?
Тут Климов задумался. «Постоянной памяти о Боге, конечно не имеется, но страх подступает, когда бывает смертельная ситуация в жизни, наверное каждому» - подумал он, и решил, что греха отсутствия страха, в принципе, у человека быть не может. Есть такой «закон сохранения», он присущ даже животным. И у людей всегда смотрящим с надеждой на будущее хорошее, всегда будет этот страх Божий – «а, вдруг, накажет меня» провидение, или что-то другое, как только не называют при этом тайные силы вселенной и того же Бога.
Не колеблется ли вера твоя в Бога маловерием, сомнениями?
Молишь ли бога укрепить твою веру?
Не отчаивался ли в Божием милосердии?
Молишься ли ты каждый день, утром, вечером Богу? Усердна ли твоя молитва?
Всегда ли, когда можно, посещаешь церковные богослужения? Не пропускаешь ли их без важных причин?
Любишь ли читать религиозно-нравственные книги и читаешь ли их? Не читал ли из грешного любопытства книг безбожных и еретических?
Жертвуешь ли охотно, по призыву Церкви, на благотворительные цели и на святой Храм?
Не прибегал ли к гаданиям? Не участвовал ли в спиритических сеансах?
Не забываешь ли о главном, о приготовлении к вечности и ответу пред Богом, предаваясь суете, лени, удовольствиям, беспечности?
Такое множество вопросов огорошили профессора Климова. И это было только определение грехов против одной, первой заповеди, которая звучала просто: «Я есть Господь Бог твой; да не будет у тебя богов других, кроме меня».
В грехи против этой заповеди включены были такие понятия, как чтение книг других, не религиозных: вот что показалось странным Климову. Он же читал всю свою жизнь книги, не прямо, но косвенно, не согласные с мнением религии о Сотворении мира и Человека. Так, значит, всю свою жизнь он грешил и грешил, еще и преподавал в школе биологию детям. Которых тоже вводил в грех неверия в Божественное происхождение человека и животных, согласно теории Дарвинизма.
«Оказывается…, как я много-много грешен с точки зрения религии» - думал Климов и был не согласен с такой категоричностью написанного в «подготовительных трактатах». Но ему стало интересно, а что же дальше, как там «вторая заповедь и третья? Особенно «не убий», - тут-то он точно не грешен, думал он и продолжил чтение «В помощь кающемуся» дальше:
Определение грехов по второй заповеди
На первом ли месте у тебя Бог? Может быть, не Бог у тебя на первом месте, а что-либо иное, например: собирание денег, приобретение имущества, удовольствия, развлечения, пища, напитки, одежда, украшения, стремление обращать на себя внимание, играть первую роль, получать похвалы, проводить время в рассеянии, в чтении пустых книг и т. д.?
Не отвлекает ли тебя от Бога увлечение телевизором, кино, театром, картами?
Может быть, из-за забот о себе, о своей семье забываешь Бога и не угождаешь Ему и не исполняешь требований Матери-Церкви?
Если так, то, значит, служишь ты своему «кумиру», своему идолу, он у тебя на первом месте, а не Бог.
Может быть, искусство, спорт, наука занимают у тебя первое место? Может быть, какая-либо страсть (сребролюбие, чревоугодие, плотская любовь и др.) завладела твоим сердцем?
Не делаешь ли из себя самого «кумира» по гордости, по эгоизму? Проверь себя.
Вот еще хуже для себя нашел Климов, как грех. Нельзя наукой заниматься и ни чтением и ни спортом даже. Это уж совсем странно звучало для профессора. Он совсем не подходил на роль монаха, который бы ни о чем больше не думал: ни о пище и ни о мире вокруг, а только о Боге одном! Разочарование подступало к нему и все-таки, было любопытно, как, теперь уже «тоталитарная и сектантская» политика развивалась у этой религии далее – так начал отрицательно думать профессор Климов из-за фразы: «и не исполняешь требований Матери-Церкви».
Определение грехов по третьей заповеди
Не божился ли в обыкновенных, житейских разговорах, не употреблял ли легкомысленно, без благоговения имя Божие или, что еще хуже, святыню не обращал ли в шутку? Или, не дай Бог, в припадке ожесточения, злобы, отчаяния не позволил ли себе дерзко роптать на Бога или даже хулить Бога?
Или, дав какую-либо клятву или присягу, потом нарушил её?
Не предавался ли унынию?
Не бывает ли рассеянною, невнимательно. Твоя молитва к Богу?
Ну, в уныние от «жизни нехорошей» Климов впадал частенько, как многие люди. Однако на Бога не роптал, так как Его вообще никогда не брал во внимание. И вообще ругать как-либо, «хулу» произносить не доводилось. Он жил без Бога и Его упоминания большую часть своей жизни.
По четвертой заповеди
Не нарушаешь ли святости воскресных дней и великих праздников, установленных св. Церковью?
Не работаешь ли в эти дни ради выгоды, прибыли?
Вместо праздничных богослужений не проводил ли время на каком-либо увеселении, на балу, в театре, кино или на каком бы то ни было собрании, где нет речи о Боге, где нет молитвы, коей надлежит встречать праздничный день? Не устраивал ли сам такие увеселения и собрания, отвлекая таким образом людей от посещения церкви?
Посещаешь ли аккуратно церковные богослужения? Не приходишь ли в церковь с большим опозданием, к середине или к концу богослужения?
Посещаешь ли в воскресенье и праздничные дни больных? Помогаешь ли бедным, нуждающимся?
Не нарушал ли святых постов?
Не упивался ли спиртных напитков?
А заповедь четвертая говорила только о «дне субботнем», чтобы этот день Богу посвятить. Климов увидел какое-то некоторое несоответствие грехов с постановкой заповеди. «Причем тут посты, - подумал он, но потом согласился, - ладно с постами, еще решимо, а вот причем тут спиртные напитки? Да, - решил он, - без консультации, пояснения тут не так легко разобраться».
По пятой заповеди
Не было ли случаев непочтительного отношения к родителям, невнимательного отношения к их советам, их заботе? Заботился ли о них в болезнях их, в старости?
Если умерли родители твои, часто ли молишься об упокоении их душ в церкви и домашней молитве?
Не было ли случаев непочтительного отношения к пастырям Церкви?
Не осуждал ли их? Не озлоблялся ли на них, когда они напоминали о вечности, о приготовлении к ней, о спасении души, о грехах? Когда они призывали к повиновению Церкви и её уставам?
Не оскорбил ли кого старше себя и особенно благодетелей?
Заповедь «Почитай отца твоего и матерь твою…», была самая понятная. Старших надо уважать однозначно. Это было проповедано во всем мире без религии. Это была заповедь эстетическая и общечеловеческая, - подумал Климов.
Приведение часть 14
Определение грехов по десяти заповедям.
По шестой заповеди: «Не убий».
Ты никого не убил физически в прямом и буквальном смысле, но, может быть, был причиною смерти кого-либо косвенным образом: мог помочь бедному или больному и не сделал этого, алчущего не накормил, жаждущего не напоил, странника не принял, нагого не одел, больного и находящегося в темнице не посетил (Мф. 25, 34-46)?
Не совершил ли ты духовного убийства, то есть, не совратил ли кого с доброго пути жизни, не увлек ли в ересь или в раскол церковный, не соблазнил ли на грех?
Не убил ли кого духовно проявлением злобы и ненависти к нему?
Прощаешь ли обижающих тебя? Не таишь ли долго злобу в сердце и обиду? Винишь ли во всем себя или только других?
Не прибегала ли жена к недозволенным операциям (аборту), что тоже есть убийство, грех и жены, и мужа?
В убийствах разного рода грешным себя Климов не считал. И, вздохнув, продолжил исследование «определения грехов по заповедям библейским».
По седьмой заповеди
Не сожительствовал ли с лицом другого пола, находясь с ним в плотских отношениях, без церковного брака или довольствуясь только гражданским браком? Не упорствуешь ли в этом, уклоняясь от церковного брака?
Не позволяешь ли себе легкомысленно обращаться с лицами другого пола?
Не оскверняешься ли, допуская себе предаваться нечистым и развратным мыслям и вожделениям? Чтению нечистых книг, рассматриванию нечистых картин?
Вспомни грешные песни, страстные танцы, шутки, сквернословия, нескромные зрелища, наряды, пьянство и подобные грехи свои.
Помни, христианин, что до тех пор, пока ты не исповедуешься в грехе незаконного сожительства или будешь довольствоваться только гражданским браком, без церковного, пока ты не прекратишь этого греха разлучением или вступлением в церковный брак, ты вообще не смеешь приступать к причащению Св. Христовых Тайн, как и не имеешь никакого голоса в церковных делах.
Наиболее гибнет людей из-за нарушения 7-й заповеди, так как люди стыдятся исповедовать свои грехи против этой заповеди, как это видно из слов Ангела преподобной Феодоре, при прохождении ею мытарств. После прохождения Феодорою 16, 17, 18 мытарств, Ангел сказал Феодоре: «Ты видела страшные, отвратительные блудные мытарства, знай, что редкая душа минует их свободно, весь мир погружен во зле соблазнов и скверн, все человеки сластолюбивы. Большая часть, дошедших сюда, гибнет: лютые истязатели блудных грехов похищают души блудников и низводят их в Ад».
Будь же мужественен, христианин, и покайся, пока жив, пока еще не поздно.
«Ну, вот. Самый спорный вопрос Церкви и мира» - подумал Климов, вспомнив из истории борьбу религии с искусством живописи в Средние века. Голые тела людей нельзя было изображать, Но потом сама Церковь призвала Микеланджело и Рафаэля и других художников расписывать Храмы. Сегодня Церковь осуждает, - а завтра признает. Где-то тут «перегибается палка» и в браке, в том, как его регистрировать. В советские времена основная масса народа жила в гражданских браках, и ходили в Храмы и верили в Бога, а жили, боясь преследования от власти, оказывается, во грехах блуда! Опять здесь без пояснения от священника не обойтись!
Книги признанные церковью нечистыми – это большинство всей литературы: те же учебники биологии, в которых происхождение человека проповедуется природное, от одного предка с обезьянами, от примата, - все учебники – это ересь, антицерковная и так далее. А миллионы детей и студентов учились по этим учебникам – все они сгореть должны в аду, по Феодориным рассказам, похожим на сказочный сон? Так уж был во многом не согласен профессор Климов с основаниями, с которыми церковь подходит к определению грехов.
«Тут впору совсем разувериться! Надо спросить священника об этом» - решил Климов и продолжил чтение «определения грехов».
По восьмой заповеди: «Не укради».
Не присваивал ли себе чужой собственности прямым или косвенным образом? Обманом, разными хитростями, комбинациями? Может, не исполнял, как должно, того, что обязан был исполнять за полученное тобою вознаграждение?
Не пристращался (пристрастие) ли чрезмерно к земным благам, не желая делиться ими с другими, нуждающимися в них?
Не овладевает ли твоею душою скупость?
Не принимал ли краденого? По совести ли распоряжался чужим добром, если оно тебе было доверено?
И вот, наконец, Климов нашел, о чем поразмыслить. «Как грешны современные чиновники и олигархи, - подумал он, - впадая в грех осуждения других людей. «Когда всё вокруг стало частным, и недра земли стали принадлежать одному конкретному человеку, и земли гектарами скуплены одним человеком и даже реки и озера находятся у нас сегодня в руках одного человека – это ли не огромный грех тех людей скупивших всё это, достояние всего народа?».
«А уж, сколько мошенников и махинаторов, которые творят те самые «хитрые комбинации», как это определено в церковной книжечке. Ведь многие люди, разбогатевшие на горе других людей – грешники великие! А они и в Храмы ходят и еще стоят в Храмах на первых местах, и причащаются. И священники не осуждают их!» - такое лицемерное отношение Церкви в реальности, против написанного в книжечке расстроило Климова и от различных мыслей. - А он все больше и больше вспоминал махинации и различные грехи других людей из мира вокруг, где творится неправда на каждом шагу, вдруг, у него снова заболело «под ложечкой». Он схватился за сердце, и застонал, книга выпала из его рук на пол и пришлось соседу вызывать медсестру. Пришел врач, когда Климов впал в беспамятство. Случилось обострение болезни, и потребовалась реанимация. Климова перевели в другую палату и подготовили его к операции. Он очнулся только на несколько минут и что-то пытался сказать доктору, но не смог и руку поднять и не сказать ничего: только помычал и снова, едва поднятую руку уронил на каталку, уйдя в беспамятство. Его так и увезли на срочную операцию в операционную в беспамятстве.
Нервозы.
В результате психологической травмы (удара) может возникнуть нервоз – нарушение нервной системы, возникающее под влиянием острых и длительно травмирующих психогенных факторов, таких, как, например, смерть близкого человека, крах надежд и так далее. Причиной нервоза может быть психическое переутомление, связанное с необходимостью переработать большой объем информации в сжатые сроки, усугубленное недосыпанием и плохим питание.
С каждым может случиться….
Психическим расстройствам более подвержены люди со слабой психикой – они, как правило, впечатлительны и ранимы. Люди с сильной психикой более устойчивы к потрясениям и менее склонны к психическим болезням. «Со мной такого никогда не случится», - думает большинство из нас. Однако есть ситуации, которые никто не сможет пережить без потерь. Катастрофы, терроризм, войны часто наносят серьезные душевные травмы.
Человек, перенесший психическое расстройство, но получивший квалифицированную помощь, способен вернуться к полноценной жизни. Об этом надо знать и помнить.
Думая о вероятности психических расстройств, нельзя на этом «зацикливаться». Но вместе с тем, если такое случится, надо не впадать в панику, а найти, совместно со специалистами, силы для борьбы.
Диагноз нервоз был у Климова поставлен врачами уже давно. И вот обострение нервоза сказалось на болезни сердца. Ему провели сложное «коронарное шунтирование» и это была редкая новая для наших врачей операция, поэтому за положительный исход врачи не могли ответить. Надо было ждать. Климов находился в реанимации.
[Скрыть]Регистрационный номер 0367869 выдан для произведения:
Приведение часть 13
«В помощь кающемуся. Из полного молитвослова». Климов начал готовить себя к исповеди. Сначала прочитал наставления о том, «как должно исповедоваться, чтобы получить прощение грехов».
До исповеди каждый должен постараться привести на память все свои грехи, какие кто сделал вольно или невольно, должен повнимательнее проследить жизнь свою, чтобы, если можно, припомнить все грехи, не только сделанные после прошлого дня исповеди, но и давние, по забвению неисповеданные. Потом, с умилением и сокрушением сердца приступи ко Кресту и Евангелию и начинай исповедать грехи свои.
1. Исповедуй грехи свои откровенно, помня, что рассказываешь их не человеку, но Самому Богу, Который уже и так знает твои грехи, но только хочет твоего признания в них.
И духовного твоего отца стыдиться нечего: он такой же человек, как и ты, он хорошо знает и немощи человеческие, и удобопреклонность человека ко греху, а потому духовный отец на исповеди не может быть твоим страшным судиею. Но ты стыдишься твоего духовного отца, не потому ли, что опасаешься потерять его доброе о тебе мнение? Напротив, духовный отец, если тебе только приятно его о тебе доброе мнение, видя твою искреннюю, откровенную исповедь, гораздо большую будет питать любовь к тебе. Притом, ели ты стыдишься и боишься открыть твои грехи перед одним духовником (человеком), - то как перенесешь тот стыд, когда явишься на Страшный Суд Божий, где твои грехи, если не очистишься от них истинным покаянием, откроются перед Самим Богом, перед ангелами и перед всеми людьми, знакомыми и незнакомыми?
2. Исповедуй все грехи свои подробно и каждый грех отдельно. Святой Златоуст говорит: «Не только должно сказать: «согреших, или грешен есмь, но и каждые виды грехов должно изъязвлять», то есть каждый грех должно наименовать.
«Обнаружение грехов», говорит святой Василий великий, «подлежит тому же закону, как и объявление телесных немощей…», то есть грешник есть душевнобольной, а отец духовный есть врач, или лекарь. Следовательно, должно исповедовать, или рассказывать свои грехи духовному отцу так же, как больной телесно рассказывает свои телесные болезни врачу, желая через него получить исцеление.
3. Не вмешивай в исповедь других лиц, не жалуйся ни на кого, а то какая же это исповедь? Это будет не исповедь, а осуждение; значит – новый грех.
4. Не старайся на исповеди оправдывать себя каким-либо образом, как-то: немощию, обычаем («все так делают» - но ты почему так делал?) и так далее.
На исповеди, кто чем более оправдывает себя, тем менее будет Богом оправдан, а чем кто более обличает себя, осуждает и обвиняет, тем более будет Богом оправдан. Поэтому должно не оправдывать себя на исповеди, а, напротив, более обвинять, обличать и осуждать, дабы сподобиться от господа Бога получить прощение.
5. Не говори, когда о чем спросит духовный отец: «Не помню, может быть, и в этом грешен», - Бог велел нам всегда помнить свои грехи. А чтобы не оправдываться забвением, мы должны исповедоваться как можно чаще. Ибо те, кто, по нерадению своему, говеют слишком редко и таким образом забывают свои грехи – в этом сами виноваты, а поэтому не могут надеяться на отпущение грехов, которые ими остались неисповеданы.
Посему непременно мы должны постараться вспомнить свои грехи, и еще лучше – записать их накануне исповеди на листке бумаги. Когда нам кто бывает должен, мы твердо помним долг, а свои долги Господу Богу забываем! Не является ли это с нашей стороны крайней беспечностью и нерадением о душе?
В этом месте чтения Климову припомнились новости археологии: в Египте, при раскопках одного из древних храмов одного из верховных богов египетских, было найдено множество папирусов (бумажек) с написанными клинописью жалобами и исповедями богу от мирных граждан Египта. Там перечислялись грехи свои и люди просили прощения. Бумажки из тонкого папируса запечатывали в глиняные сосуды и клали в ниши к подножию статуи Бога. Все это занесено было песками пустыни Сахары и только в конце 20-го века открылось. Археологи узнали о том, как жили люди в далекие времена: супруга жаловалась на пьянство своего мужа, другой жаловался и просил бога о прощении ему греха воровства…. То есть грехи записывали еще до нашей эры. А Христианство почти из Египта и вышло: сам Моисей вывел народ из рабства Египетского. «Так вот откуда, - с древних времен идет эта потребность человека сказать богу о своих грехах и просить прощения и просить помощи…» - рассудил про себя профессор Климов. И тем не менее. Он втянулся в молитвенный образ жизни, и молитва стала потребностью (привычкой), и после молитвы, действительно, ему становилось как-то легче. Он будто сбрасывал груз с сердца своего, сразу и дышалось лучше, и сердце не болело в груди, и сон после молитвы был спокойным.
Климову непременно хотелось исповедоваться и причаститься загадочных Тайн Христовых, и даст Бог, исцелиться и начать новую жизнь в христианском вероисповедании, творя добро во славу Божию. Он продолжил чтение молитвослова, пояснение к исповеди:
6. Без вопроса духовного отца сам не говори о том, в чем ты не грешен, или чего ты не делал. Это значит, подобно евангельскому фарисею, только хвалиться, а не исповедовать свои грехи, и потому только увеличивать свое осуждение.
7. Должно исповедоваться со скорбью и сокрушением сердечным о грехах, коими мы оскорбили Господа Бога. Нехорошо, что многие рассказывают о своих грехах с явным хладнокровием и без всякого сожаления, как будто они ведут какой-либо обыкновенный разговор; а еще хуже, когда многие, исповедуясь, позволяют себе даже усмехаться. Вот это есть признак нераскаянности; а исповедуясь таким образом, мы не очищаемся от грехов, а еще увеличиваем их.
8. Наконец, исповедуй грехи свои с верою в Иисуса Христа, и надеждою на Его милосердие. Ибо только веруя в Иисуса Христа и надеясь на Него, мы можем получить прощение грехов, а без веры никак не можем получить прощения. Примером сему – Иуда предатель.
Вот каким образом, братие мои, необходимо нам исповедоваться, чтобы получить от Господа Бога прощение в грехах. «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1Ин. 1, 9).
Далее шло перечисление заповедей: десять заповедей библейских, девять блаженств Евангельских, и Таинства Церкви.
А потом определение своих грехов по этим заповедям. И тут Климову было над чем подумать. «Изначально, - подумал Климов, - а верю ли я в Иисуса Христа, как написано, что без веры исповедоваться не получится?».
Тут ему помог себя проверить больной, лежавший в палате с сердечными расстройствами. Они познакомились давно, когда еще Климова перевели в палату из реанимации. Это был пожилой человек, внешне неблаговидный и спокойный. Но таким он не был раньше, как он сам рассказал Климову при знакомстве в разговоре. Он был шебутной, и по своей живости характера, наверное, «пытаясь ухватиться сразу за многое и разное» надорвал свое сердечко. Кем он только не работал: и плотником и каменщиком и на буровой вышке, для этого ездил в Уренгой вахтовым методом. В общем, судьба его покидала по стране. И женился он три раза, но детей не было ни в одном браке. И Климов сообщил небольшие основные сведения о себе: он никуда не выезжал за всю свою жизнь – преподавал всё время в своем институте, жил на ведомственной квартире, всё писал статьи и диссертацию. Если и ездил пару раз в Москву, то по работе на конференции, так что он не знал, почему это сердечко его подвело. Больные говорят о своих болячках: какие лекарства принимали, что врачи прописали, из продуктов что помогает от болезни, чаи травяные разные обсуждались. Потому что Климов, знал о травах не понаслышке, он все-таки был профессор, как к нему и обращался больной-сопалатник Саша, так он проще велел себя называть.
И этот Саша увидел молитвы профессора Климова, утром и вечером и крестные знамения и поклоны к иконе, которую Катя поставила ему на тумбочку, большую, не как открытка, а действительно большую как картина Богородицу с младенцем Христом. Саша видел чтение Климовым книги Молитвослова и молчал, не мешал «до поры до времени». Но вот он высказал свое мнение о приверженности профессора биологии Климова к вере Христианской. «Уж что-то у Вас, профессор, слишком сильное проснулось рвение к Вере в Бога!» - сказал Саша, когда Климов сам спросил его – верит ли он Богу.
- У меня все верили, и мать и отец. В Храмы, правда, не ходили часто, но мама молилась дома вечерами и по утрам. Отец редко, но тоже иногда подходил и читал что-то там. А меня не принуждали и о Боге мне никогда не напоминали. В школе же я в пионерах и в комсомольцах был, поэтому…, относился как к пережитку прошлого к вере своих родителей! – пояснил Саша.
- Ну, так это и со мной было также! – сказал Климов, - Хотя я и Библию читал в студенческое время, но веры, как таковой не обрел. Мы же ничего об этом Боге не знаем, кроме мифов библейских. А тут все кажется серьезно! – как бы констатировал, утвердил Климов.
- Может быть. Для тех, кто верующий, наверное, это серьезно. Но к этому надо прийти, не умозаключениями, но понять. А для того чтобы понять – надо изучать, книги читать и прочее. А вот мне лень, например, и совсем не хочется что-то менять в своей жизни. Я уж достаточно пострадал, через два года 70 будет, куда уж мне. Если есть Бог, говорят он милосердный, он всё поймет и простит, – ответил Саша, уклоняясь от разговора о религии.
- Да. Каждому свое. Конечно. А вот я заразился что ли этим – как бы новый мир для себя открыл. Думаю, надо продолжать? – спросил Климов, выжидательно глядя на соседа.
- Ну, вам может быть легче. Вы всё понимаете, и психологию. Я так думаю, что это внушение. Точно. С помощью внушения лечат… - начал говорить Саша.
Но Климов его прервал: - Да, да. Гипнотическое есть, это понятно, но все-таки. История говорит, что народ верил не просто в сказки. Факты там и свидетельства были. Так что тут, может быть, что-то другое. Я же и сам не случайно поддался какому-то «внушению». Читал то я много и критики религии и другое. А все-таки, - когда сам столкнешься, на себе почувствуешь, в этом что-то есть! –
- Ну, вот. Говорю же внушение. Вы были на службе и попали под внушение, - там и проповедь была? Вот точно внушение! – Саша явно не соглашался с тем, что «что-то есть». Он был настроен пессимистически.
Разговор на этом почти закончился, желания спорить не было у обоих. Они были ослаблены болезнями, и каждый занялся своим делом. У Саши тоже нашлась книжка, которую он читал очень медленно. Прочитывая несколько, с десяток страниц, он склонялся ко сну и спал как кот большую часть дня и ночь напролет. Поэтому, наверное, его здоровье быстрее восстанавливалось и к выписке из больницы на следующий день его подготавливали первым: надо было сдать окончательный анализ мочи и крови, Кровь пришла брать медсестра, а для анализов мочи принесли Саше специальную посуду.
Климов же продолжил свою подготовку к исповеди, как по написанному, он приготовил бумажку, листок из тетради и ручку и стал разбирать грехи:
Определение грехов по десяти заповедям
По первой заповеди
Имеешь ли постоянную память о Боге и страх Божий в сердце?
Тут Климов задумался. «Постоянной памяти о Боге, конечно не имеется, но страх подступает, когда бывает смертельная ситуация в жизни, наверное каждому» - подумал он, и решил, что греха отсутствия страха, в принципе, у человека быть не может. Есть такой «закон сохранения», он присущ даже животным. И у людей всегда смотрящим с надеждой на будущее хорошее, всегда будет этот страх Божий – «а, вдруг, накажет меня» провидение, или что-то другое, как только не называют при этом тайные силы вселенной и того же Бога.
Не колеблется ли вера твоя в Бога маловерием, сомнениями?
Молишь ли бога укрепить твою веру?
Не отчаивался ли в Божием милосердии?
Молишься ли ты каждый день, утром, вечером Богу? Усердна ли твоя молитва?
Всегда ли, когда можно, посещаешь церковные богослужения? Не пропускаешь ли их без важных причин?
Любишь ли читать религиозно-нравственные книги и читаешь ли их? Не читал ли из грешного любопытства книг безбожных и еретических?
Жертвуешь ли охотно, по призыву Церкви, на благотворительные цели и на святой Храм?
Не прибегал ли к гаданиям? Не участвовал ли в спиритических сеансах?
Не забываешь ли о главном, о приготовлении к вечности и ответу пред Богом, предаваясь суете, лени, удовольствиям, беспечности?
Такое множество вопросов огорошили профессора Климова. И это было только определение грехов против одной, первой заповеди, которая звучала просто: «Я есть Господь Бог твой; да не будет у тебя богов других, кроме меня».
В грехи против этой заповеди включены были такие понятия, как чтение книг других, не религиозных: вот что показалось странным Климову. Он же читал всю свою жизнь книги, не прямо, но косвенно, не согласные с мнением религии о Сотворении мира и Человека. Так, значит, всю свою жизнь он грешил и грешил, еще и преподавал в школе биологию детям. Которых тоже вводил в грех неверия в Божественное происхождение человека и животных, согласно теории Дарвинизма.
«Оказывается…, как я много-много грешен с точки зрения религии» - думал Климов и был не согласен с такой категоричностью написанного в «подготовительных трактатах». Но ему стало интересно, а что же дальше, как там «вторая заповедь и третья? Особенно «не убий», - тут-то он точно не грешен, думал он и продолжил чтение «В помощь кающемуся» дальше:
Определение грехов по второй заповеди
На первом ли месте у тебя Бог? Может быть, не Бог у тебя на первом месте, а что-либо иное, например: собирание денег, приобретение имущества, удовольствия, развлечения, пища, напитки, одежда, украшения, стремление обращать на себя внимание, играть первую роль, получать похвалы, проводить время в рассеянии, в чтении пустых книг и т. д.?
Не отвлекает ли тебя от Бога увлечение телевизором, кино, театром, картами?
Может быть, из-за забот о себе, о своей семье забываешь Бога и не угождаешь Ему и не исполняешь требований Матери-Церкви?
Если так, то, значит, служишь ты своему «кумиру», своему идолу, он у тебя на первом месте, а не Бог.
Может быть, искусство, спорт, наука занимают у тебя первое место? Может быть, какая-либо страсть (сребролюбие, чревоугодие, плотская любовь и др.) завладела твоим сердцем?
Не делаешь ли из себя самого «кумира» по гордости, по эгоизму? Проверь себя.
Вот еще хуже для себя нашел Климов, как грех. Нельзя наукой заниматься и ни чтением и ни спортом даже. Это уж совсем странно звучало для профессора. Он совсем не подходил на роль монаха, который бы ни о чем больше не думал: ни о пище и ни о мире вокруг, а только о Боге одном! Разочарование подступало к нему и все-таки, было любопытно, как, теперь уже «тоталитарная и сектантская» политика развивалась у этой религии далее – так начал отрицательно думать профессор Климов из-за фразы: «и не исполняешь требований Матери-Церкви».
Определение грехов по третьей заповеди
Не божился ли в обыкновенных, житейских разговорах, не употреблял ли легкомысленно, без благоговения имя Божие или, что еще хуже, святыню не обращал ли в шутку? Или, не дай Бог, в припадке ожесточения, злобы, отчаяния не позволил ли себе дерзко роптать на Бога или даже хулить Бога?
Или, дав какую-либо клятву или присягу, потом нарушил её?
Не предавался ли унынию?
Не бывает ли рассеянною, невнимательно. Твоя молитва к Богу?
Ну, в уныние от «жизни нехорошей» Климов впадал частенько, как многие люди. Однако на Бога не роптал, так как Его вообще никогда не брал во внимание. И вообще ругать как-либо, «хулу» произносить не доводилось. Он жил без Бога и Его упоминания большую часть своей жизни.
По четвертой заповеди
Не нарушаешь ли святости воскресных дней и великих праздников, установленных св. Церковью?
Не работаешь ли в эти дни ради выгоды, прибыли?
Вместо праздничных богослужений не проводил ли время на каком-либо увеселении, на балу, в театре, кино или на каком бы то ни было собрании, где нет речи о Боге, где нет молитвы, коей надлежит встречать праздничный день? Не устраивал ли сам такие увеселения и собрания, отвлекая таким образом людей от посещения церкви?
Посещаешь ли аккуратно церковные богослужения? Не приходишь ли в церковь с большим опозданием, к середине или к концу богослужения?
Посещаешь ли в воскресенье и праздничные дни больных? Помогаешь ли бедным, нуждающимся?
Не нарушал ли святых постов?
Не упивался ли спиртных напитков?
А заповедь четвертая говорила только о «дне субботнем», чтобы этот день Богу посвятить. Климов увидел какое-то некоторое несоответствие грехов с постановкой заповеди. «Причем тут посты, - подумал он, но потом согласился, - ладно с постами, еще решимо, а вот причем тут спиртные напитки? Да, - решил он, - без консультации, пояснения тут не так легко разобраться».
По пятой заповеди
Не было ли случаев непочтительного отношения к родителям, невнимательного отношения к их советам, их заботе? Заботился ли о них в болезнях их, в старости?
Если умерли родители твои, часто ли молишься об упокоении их душ в церкви и домашней молитве?
Не было ли случаев непочтительного отношения к пастырям Церкви?
Не осуждал ли их? Не озлоблялся ли на них, когда они напоминали о вечности, о приготовлении к ней, о спасении души, о грехах? Когда они призывали к повиновению Церкви и её уставам?
Не оскорбил ли кого старше себя и особенно благодетелей?
Заповедь «Почитай отца твоего и матерь твою…», была самая понятная. Старших надо уважать однозначно. Это было проповедано во всем мире без религии. Это была заповедь эстетическая и общечеловеческая, - подумал Климов.
Приведение часть 14
Определение грехов по десяти заповедям.
По шестой заповеди: «Не убий».
Ты никого не убил физически в прямом и буквальном смысле, но, может быть, был причиною смерти кого-либо косвенным образом: мог помочь бедному или больному и не сделал этого, алчущего не накормил, жаждущего не напоил, странника не принял, нагого не одел, больного и находящегося в темнице не посетил (Мф. 25, 34-46)?
Не совершил ли ты духовного убийства, то есть, не совратил ли кого с доброго пути жизни, не увлек ли в ересь или в раскол церковный, не соблазнил ли на грех?
Не убил ли кого духовно проявлением злобы и ненависти к нему?
Прощаешь ли обижающих тебя? Не таишь ли долго злобу в сердце и обиду? Винишь ли во всем себя или только других?
Не прибегала ли жена к недозволенным операциям (аборту), что тоже есть убийство, грех и жены, и мужа?
В убийствах разного рода грешным себя Климов не считал. И, вздохнув, продолжил исследование «определения грехов по заповедям библейским».
По седьмой заповеди
Не сожительствовал ли с лицом другого пола, находясь с ним в плотских отношениях, без церковного брака или довольствуясь только гражданским браком? Не упорствуешь ли в этом, уклоняясь от церковного брака?
Не позволяешь ли себе легкомысленно обращаться с лицами другого пола?
Не оскверняешься ли, допуская себе предаваться нечистым и развратным мыслям и вожделениям? Чтению нечистых книг, рассматриванию нечистых картин?
Вспомни грешные песни, страстные танцы, шутки, сквернословия, нескромные зрелища, наряды, пьянство и подобные грехи свои.
Помни, христианин, что до тех пор, пока ты не исповедуешься в грехе незаконного сожительства или будешь довольствоваться только гражданским браком, без церковного, пока ты не прекратишь этого греха разлучением или вступлением в церковный брак, ты вообще не смеешь приступать к причащению Св. Христовых Тайн, как и не имеешь никакого голоса в церковных делах.
Наиболее гибнет людей из-за нарушения 7-й заповеди, так как люди стыдятся исповедовать свои грехи против этой заповеди, как это видно из слов Ангела преподобной Феодоре, при прохождении ею мытарств. После прохождения Феодорою 16, 17, 18 мытарств, Ангел сказал Феодоре: «Ты видела страшные, отвратительные блудные мытарства, знай, что редкая душа минует их свободно, весь мир погружен во зле соблазнов и скверн, все человеки сластолюбивы. Большая часть, дошедших сюда, гибнет: лютые истязатели блудных грехов похищают души блудников и низводят их в Ад».
Будь же мужественен, христианин, и покайся, пока жив, пока еще не поздно.
«Ну, вот. Самый спорный вопрос Церкви и мира» - подумал Климов, вспомнив из истории борьбу религии с искусством живописи в Средние века. Голые тела людей нельзя было изображать, Но потом сама Церковь призвала Микеланджело и Рафаэля и других художников расписывать Храмы. Сегодня Церковь осуждает, - а завтра признает. Где-то тут «перегибается палка» и в браке, в том, как его регистрировать. В советские времена основная масса народа жила в гражданских браках, и ходили в Храмы и верили в Бога, а жили, боясь преследования от власти, оказывается, во грехах блуда! Опять здесь без пояснения от священника не обойтись!
Книги признанные церковью нечистыми – это большинство всей литературы: те же учебники биологии, в которых происхождение человека проповедуется природное, от одного предка с обезьянами, от примата, - все учебники – это ересь, антицерковная и так далее. А миллионы детей и студентов учились по этим учебникам – все они сгореть должны в аду, по Феодориным рассказам, похожим на сказочный сон? Так уж был во многом не согласен профессор Климов с основаниями, с которыми церковь подходит к определению грехов.
«Тут впору совсем разувериться! Надо спросить священника об этом» - решил Климов и продолжил чтение «определения грехов».
По восьмой заповеди: «Не укради».
Не присваивал ли себе чужой собственности прямым или косвенным образом? Обманом, разными хитростями, комбинациями? Может, не исполнял, как должно, того, что обязан был исполнять за полученное тобою вознаграждение?
Не пристращался (пристрастие) ли чрезмерно к земным благам, не желая делиться ими с другими, нуждающимися в них?
Не овладевает ли твоею душою скупость?
Не принимал ли краденого? По совести ли распоряжался чужим добром, если оно тебе было доверено?
И вот, наконец, Климов нашел, о чем поразмыслить. «Как грешны современные чиновники и олигархи, - подумал он, - впадая в грех осуждения других людей. «Когда всё вокруг стало частным, и недра земли стали принадлежать одному конкретному человеку, и земли гектарами скуплены одним человеком и даже реки и озера находятся у нас сегодня в руках одного человека – это ли не огромный грех тех людей скупивших всё это, достояние всего народа?».
«А уж, сколько мошенников и махинаторов, которые творят те самые «хитрые комбинации», как это определено в церковной книжечке. Ведь многие люди, разбогатевшие на горе других людей – грешники великие! А они и в Храмы ходят и еще стоят в Храмах на первых местах, и причащаются. И священники не осуждают их!» - такое лицемерное отношение Церкви в реальности, против написанного в книжечке расстроило Климова и от различных мыслей. - А он все больше и больше вспоминал махинации и различные грехи других людей из мира вокруг, где творится неправда на каждом шагу, вдруг, у него снова заболело «под ложечкой». Он схватился за сердце, и застонал, книга выпала из его рук на пол и пришлось соседу вызывать медсестру. Пришел врач, когда Климов впал в беспамятство. Случилось обострение болезни, и потребовалась реанимация. Климова перевели в другую палату и подготовили его к операции. Он очнулся только на несколько минут и что-то пытался сказать доктору, но не смог и руку поднять и не сказать ничего: только помычал и снова, едва поднятую руку уронил на каталку, уйдя в беспамятство. Его так и увезли на срочную операцию в операционную в беспамятстве.
Нервозы.
В результате психологической травмы (удара) может возникнуть нервоз – нарушение нервной системы, возникающее под влиянием острых и длительно травмирующих психогенных факторов, таких, как, например, смерть близкого человека, крах надежд и так далее. Причиной нервоза может быть психическое переутомление, связанное с необходимостью переработать большой объем информации в сжатые сроки, усугубленное недосыпанием и плохим питание.
С каждым может случиться….
Психическим расстройствам более подвержены люди со слабой психикой – они, как правило, впечатлительны и ранимы. Люди с сильной психикой более устойчивы к потрясениям и менее склонны к психическим болезням. «Со мной такого никогда не случится», - думает большинство из нас. Однако есть ситуации, которые никто не сможет пережить без потерь. Катастрофы, терроризм, войны часто наносят серьезные душевные травмы.
Человек, перенесший психическое расстройство, но получивший квалифицированную помощь, способен вернуться к полноценной жизни. Об этом надо знать и помнить.
Думая о вероятности психических расстройств, нельзя на этом «зацикливаться». Но вместе с тем, если такое случится, надо не впадать в панику, а найти, совместно со специалистами, силы для борьбы.
Диагноз нервоз был у Климова поставлен врачами уже давно. И вот обострение нервоза сказалось на болезни сердца. Ему провели сложное «коронарное шунтирование» и это была редкая новая для наших врачей операция, поэтому за положительный исход врачи не могли ответить. Надо было ждать. Климов находился в реанимации.