Помню ч. 13 31. Цветовод ч. 4
Помню ч. 13 31. Цветовод ч. 4
Таким
образом, писатель описал систему, которая пришла к власти в 90-е годы —
номенклатурно - олигархический капитализм.
Описания
столь точны и детальны, что поневоле закрадывается сомнение — как мог человек,
проживший всю свою жизнь за непроницаемым тогда ещё «железным занавесом»,
нарисовать столь масштабное и безукоризненно исполненное полотно?
Тем
более, что выписан у него скорее не тогдашний капитализм, но и капитализм
сегодняшний. Откуда у него столь детальные знания о биржевой игре, брокерах,
«дутых» акциях и финансовых пирамидах?
Откуда,
наконец, взялись резиновые дубинки со встроенными электрошокерами, их ведь в те
годы просто не было на вооружении полиции — ни в западных странах, ни тем более
у нас.
Эта
сказка напоминает нечаянное описание самоощущения тех жителей СССР, которые в
1991 году проснулись словно на Луне: нужно было выжить в ситуации, когда то,
что казалось бессобытийный улицей Колокольчиков, осталось в далеком прошлом —
вместе со своим якобы вечным временем…
Интересные
факты о книге «Незнайка на Луне»
Описанные
в сказочной трилогии события, характерны для капитализма XX — ХХI веков. В
сатирической форме Николай Носов описал постсоветскую Россию, затронув основные
черты лунного капитализма:
-
Преследование рабочих и профсоюзных организаций;
-
Сращивание власти с бизнесом и развитие монополизма;
-
Биржевая торговля ценными бумагами проявляет роль фиктивного капитала в
постсоветской России;
-
Описание работы «бредламов» характеризует полную монополизацию бизнеса в
стране;
-
Проблема борьбы с экономическими конкурентами проявляется в описании «Соляного
бредлама» (мелкое производство соли);
-
Характерные черты докапиталистической формации проявляются в денежной аренде
земли на морском побережье для добычи соли;
-
Автор поднимает проблемы безработицы, манипуляции населения СМИ и общественной
цензуры, свободная торговля оружием, полицейскими доспехами,
-
Скрытые платежи в отеле «Экономическом» затрагивают недобросовестную рекламу;
-
Драконовские законы против бродяжничества и пауперизма (массовой нищеты):
каждый, кто ходит без ботинок или ночует на улице преследуется полицией и
отправляется на Дурацкий остров;
-Откаты — Спрутс для подкупа Жулио и Миги
предлагает «Большому бредламу» скинуться по 3 миллиона. Собрав деньги с
монополистов, Спрутс оставляет 1 миллион у себя;
-
Демонстрация богатых и бедных на примере образа жизни мыльного монополиста
Грязинга и покупки машины в кредит Козликом. Богатые люди не приумножают
капитал, а транжирят средства для развлечения на собачьи рестораны и
парикмахерские;
-
Коррупционные действия судебных органов и полицейских проявляются в
вымогательстве взятки Мигля у Незнайки, признании судьи Вриглема в тотальном
подкупе полиции.
«Час Быка»
И.Ефремова и «Незнайка на Луне» — книги о будущем России
В
1968 году, спустя 3 года после публикации «Незнайки на Луне», вышел в свет
роман «Час Быка» И.Ефремова.
Фантаст
Ефремов Иван Антонович (1907 — 1972) и детский писатель Носов Николай
Николаевич (1908-1976) — люди одного поколения, и взгляды их формировались под
влиянием схожих условий, исторических событий.
Не
потому ли в романе Ефремова «Час Быка» и в книге Носова «Незнайка на Луне»
сюжет поразительно похож?
Даже
сюжетно, они близки друг другу.
И
у Ефремова, и в книге Носова земляне отправляются в космос с целью оказать
помощь. Если в «Часе Быка» — терпящим бедствие братьям по разуму, то у Носова —
случайно угнавшим космическую ракету Незнайке и Пончику.
Аналогично
Тормансу в «Часе Быка», Малая Земля, на которой живут лунные коротышки — инфернальное
общество, застрявшее в безвременье, не знающее прогресса, которое не может
самостоятельно преодолеть межпланетного барьера развития (у Лунных коротышек
это даже более наглядно показано: они отделены от остального космоса наружной
поверхностью Луны).
В
прошлом Малой Земли имел место грандиозный катаклизм — свидетельство тому —
лунные кратеры, оказавшиеся при ближайшем рассмотрении стенами древнейших
огромных городов, из которых лунные коротышки были вынуждены переселиться на
внутреннюю планету. И это внутренне полая Луна отсылает к мифам некоторых
народов нашей планеты.
Носов
не останавливается на истории лунного общества, но читателю очевидно: здесь
имели место социальная и научно-техническая деградация, экологическая
катастрофа.
Намёк
на последнюю — «плохой воздух» на Дурацком Острове, под воздействием которого
коротышки превращаются в баранов (мутируют?).
Кстати,
а сам Дурацкий Остров, который создан для утилизации социальных низов лунного
общества — чем не аналог «мягкой смерти» на Тормансе?
Совсем
противоположны лунным коротышкам земные. Они живут принципами ненасильственной
и неотчуждённой цивилизации, в согласии с природой (забавный факт: автомобиль
Винтика и Шпунтика ездит на газированной воде — чем не намёк на поиск более
простые, и в то же время — более совершенные по сравнению с нефтью
энергоносители?).
Им
не нужны деньги и ценные бумаги — грыжи экономики у них нет. Они не ходят на
работу в привычном нам смысле.
Всё
то, чем они занимаются — пишут стихи, готовят пищу на костре, когда в доме
внезапно возникает эффект невесомости, строят воздушный шар или ракету для
полёта на Луну — всё это может быть и трудные, но всё же интересные дела,
которые они выполняют не работая, но играя.
Труд
у земных коротышек — добровольная и почётная обязанность. Совсем как в обществе
будущего у Ефремова.
Носов
не даёт названия тому общественному строю, в который погружены жители
Цветочного городка. Напомним: книга писалась в 1960 годы, когда КПСС
провозгласила:
«Нынешнее
поколение советских людей будет жить при коммунизме!».
Видимо,
Носов верил: его читатели, повзрослев, уже будут жить при коммунизме, и он
станет для них естественной средой, не требующей специальных обозначений.
Зато
в отношении общества лунных коротышек все имена названы, все маски сброшены.
Макаронный магнат Скуперфильд и финансовый воротила господин Спрутс, делающий
деньги на бычьем тренде акций дутого Общества гигантских растений.
Ночлежки
для бродяг и разгон демонстраций.
Промывка
мозгов обывателей продажной прессой и телевидением («невесомость — это такое
явление, от которого все кости становятся мягкими и человек превращается в
червяка»).
Монополизация
рынков и разорение мелких предпринимателей (помните, как прогорел Пончик,
открывший лунным коротышкам гастрономическую ценность соли?).
Тайные
организации рабочих, в одну из которых («Общество свободных крутильщиков»)
вступает Пончик после разорения. Поистине, книга Носова — учебник социологии
библейской цивилизации для малышей!
Носов,
как и Ефремов, были настоящими коммунистами. Следует помнить, что:
«Не
все коммунисты были членами партии, а не все члены партии — коммунистами».
Конечно,
таких проблем с выходом «Незнайки на Луне» в печать, как у Ефремова с «Часом
быка» у Носова не было. Но вот что интересно: Носов больше некоторых даже
сегодняшних «коммунистов» понимает необходимость технического, а не только
морального превосходства социализма над предыдущей формацией.
Лунные
коротышки сбрасывают с себя иго местной «элиты», когда начинают применять в
сельском хозяйстве семена привезённых землянами гигантских растений, когда в
промышленности и на транспорте самовольно внедряют антигравитацию.
Помните,
как Знайка и друзья, включив аппарат невесомости летят на обычном морском
пароходе спасать Незнайку и других коротышек, попавших на Дурацкий остров, или
как работники макаронной фабрики, применив невесомость, выгоняют Скуперфильда).
Так
что, книга Носова — не только детская забава, но и повод задуматься взрослым!
Как заключение
В
СССР в 70-х годах прошлого века процесс будущего преображения библейской
цивилизации увидели и описали двое:
Иван
Антонович Ефремов в романе «Час быка»
и Николай Николаевич Носов в детском романе «Незнайка на Луне».
И.А.Ефремов
сумел заглянуть в далёкое будущее землян так, что Запад на фоне его фантастики
выглядит сегодня диким варварским атавизмом, несмотря на все его технические
достижения.
Ведь
Западная фантастика, которая представлена Голливудом в виде казалось бы
безобидного политически нейтрального «развлекалова», это — мировоззренческое
зеркало его агрессивности.
Запад
уверен, что если и есть внеземные цивилизации, то они спят и видят как
поработить землян, т.е. они априори — агрессивны. И потому земляне должны
стремиться не к тому, чтобы понять иные миры, а готовиться к отражению агрессии
с их стороны, к подчинению себе «отсталых» внеземных цивилизаций и колонизации
их планет. Т.е. нравственно психологически всё там, как времена капитана Кука с
тою лишь разницей, что носителем агрессии выступает не деревянное корыто под
парусами, а звездолёт…
Книга
«Час Быка», которая по форме представления является фантастическим
произведением, по существу своему является программным мировоззренческим
манифестом русской цивилизации, таким, как его понимал автор в своё время.
Это
произведение «многослойно», наполнено прозрениями автора, его глубочайшими
размышлениями о сути человеческой природы, и возможных путях развития
цивилизации. Носов сделал то же самое для детей.
Послесловие
В третьей книге — «Незнайка на Луне» — Носов впервые вводит в свой
сказочный мир откровенное зло!
В
отличие от Цветочного города, на Луне коротышки стареют, лысеют, носят усы и
бороды, умирают от болезней и погибают насильственной смертью.
И
это уже не ветрогоны, здесь всё всерьёз и никакой волшебник не спасёт тебя от
голода или, чего хуже, шальной бандитской пули.
Существует
байка. Борис Ельцин во время первой инаугурации — для создания приличествующей
моменту картинки — читал клятву на единственной найденной в спешке толстой
книге: Конституция только что образованной России всё ещё переписывалась и
находилась в доработке.
Этой
«толстой книгой» по роковой случайности оказалась «Незнайка на Луне».
Что
было дальше, все прекрасно помнят. А если кто не помнит. Я напомню.
Конечно,
клятву он давал на Конституции, но распространение в обществе этой байки хорошо
характеризует психодинамику советского общества в то время.
В
90-е голодной стране стало не до пророков. О Носове как будто забыли и даже к
столетию со дня рождения писателя в 2008 году та же «Литературная газета»
обошлась заметкой в несколько строчек.
Тогда
как сама история внезапно оказалась про всех нас: под выражением «свалился с
Луны» подпишется каждый, кому удалось застать Перестройку и Ускорение.
Носов
пишет о вирусе капитализма и сам же даёт рецепт. Пробыв на Луне целый год,
Незнайка заразился тлетворным лунным геном смерти. Космический корабль чудом
успевает прилететь, пока Незнайка ещё жив. Сродни былинному персонажу, Незнайка
падает на землю и в буквальном смысле берёт из неё силы, излечиваясь от
зловредного лунного влияния…
Столкнувшись
с капитализмом, Незнайка повзрослел и вернулся на Землю уже не ребёнком, а
другим человеком. Трансформация героя, очевидно, связана с осознанием Родины.
Путешествие коротышек на Луну — не просто приключения во времени и перемещение
в пространстве, это переход в иное измерение (инициация, если угодно),
путешествие в душе персонажей. В девяностые первым читателям «Незнайки на Луне»
было по 30−40 лет…
Путь
домой — ещё один извечный всемирный сюжет, трактуемый столь широко, что сегодня
является дополнительным измерением национальной идеи. Что бы ни понималось под
этим термином, почти всегда это восстановление порядка вещей, торжество
справедливости.
Спрятанный
в романе, как оказалось, антидот от капитализма придал книге подлинное величие.
В
фантастическую обёртку Носов завернул такую мощную сатиру, которая ставит его в
один ряд с Гоголем и Салтыковым-Щедриным. То, что казалось обличением пороков
Запада, на поверку вышло проницательным взглядом в отечественные 90-е и
по-прежнему выглядит актуальным предупреждением — слишком много до сих пор
вокруг примеров лунного капитализма.
Возможно,
именно поэтому до сих пор «Незнайка на Луне» — книга, которая популярна среди
взрослых едва ли не больше, чем среди детей.
Не
хотелось бы, чть
тобы
в ближайшем времени "Незнайку на луне". "Час быка" и тот же
"Чиполино" признают экстремисткой литературой.
И
после чтения о пророчестве Носова, цветовод, сослалась на статью: «Разделение
на «элиту» и простых людей: о мрачных тенденциях в нашем образовании».
«Этот
год оказался богатым на события, и благодаря им теперь можно порассуждать о
том, куда движется наше образование.
Например,
о всё более чётком стремлении к разделению учеников на простых и «элитных».
А
начиналось всё с безобидных вещей: люди «сверху» заговорили, что нужно помогать
талантливым и гениальным детям — будущему нашей страны и её будущей
элите.
И
эти таланты вроде бы упорно ищут, создают соответствующие нацпроекты, школы и
организации, а также повторяют, что талантам нужно помогать, всячески их
поддерживать и продвигать.
И
вроде бы в этом нет ничего плохого, но тут есть подвох.
Например,
нам упорно вбивают в голову мысль, что есть простые люди, а есть те самые
непростые, которые лучше и умнее нас. А раз они лучше, то и карьерный рост у
них заслуженно более успешен, а качество жизни несравненно выше. И такое
положение вещей естественно — они же элита, ведь так?
Та самая элита и все остальные.
Источник: ioe.hse.ru
Также
нарушается декларируемый властями принцип равных для всех условий и
возможностей. Вспомним историю с 9-летней студенткой МГУ. Само получение
ею аттестата и честность сдачи ЕГЭ вызывает вопросы, да и в вузе девочка не
блеснула: она не сдала ни одной контрольной работы и оказалась злостной
прогульщицей.
Простому
студенту уже бы показали на дверь, но девочку поддержали чиновники высших
рангов. Они заявили, что раз девочка — гений, то ей можно прогуливать, а МГУ
должен создать для неё особые комфортные условия. Таким образом, «гениям»
положены особые условия и послабления уже по факту их «гениального» статуса.
Стоит
ли говорить, что простые студенты, мягко говоря, не рады привилегированному
положению студентки, объявленной талантом, но вообще не проявившей успехов в
учёбе?
Случай
с 9-летней студенткой учит нас тому, что объявленный «гений» может не быть на
самом деле гениальным! Если у семьи есть влияние и деньги, то можно
получить образование гораздо лучшее, чем у простого человека.
В
современном мире размер зарплаты и положение в обществе зависит от образования,
и у «элиты» оно будет изначально на лучшем уровне. Постепенно разрыв в знаниях
и уровне жизни между элитой и не-элитой будет только увеличиваться,
а прорваться простому человеку «наверх» будет невозможно, даже если он и
талантлив от Бога — или не пустят, или не выдержит конкуренции с более образованной
«элитой».
И
такое положение вещей мне не нравится. Тот же Ломоносов в сословной Российской
империи был почти единственным исключением на десятки миллионов российских
крестьян. Они все были бесталанными? Вряд ли, но сословные барьеры и отсутствие
хорошего образования просто не давали людям шанса раскрыть себя. Как по мне,
ставка на малочисленную элиту — большая ошибка, ведь истинная сила нашей страны
в её народе, а не в кучке «избранных»».
Автор пишет:
«С началом пенсионной реформы число пенсионеров снизилось на 1,5 млн. Может и
правда пора вернуть прежний пенсионный возраст»?
Грустная
статистика, число пенсионеров снизилось на 1,5 миллиона человек с момента
начала пенсионной реформы. Только за 1 полугодие 2021 года число пенсионеров
сократилось на 622 тысяч человек.
Отрицательная
тенденция сложилась, начиная с начала 2019 года. Именно тогда и был дан старт
началу повышения пенсионного возраста.
По
данным статистик я построил график изменения численности
пенсионеров
На
графике видно, что число пенсионеров в середине 2021 года стало таким же, как в
2015 году.
Таким
образом, писатель описал систему, которая пришла к власти в 90-е годы —
номенклатурно - олигархический капитализм.
Описания
столь точны и детальны, что поневоле закрадывается сомнение — как мог человек,
проживший всю свою жизнь за непроницаемым тогда ещё «железным занавесом»,
нарисовать столь масштабное и безукоризненно исполненное полотно?
Тем
более, что выписан у него скорее не тогдашний капитализм, но и капитализм
сегодняшний. Откуда у него столь детальные знания о биржевой игре, брокерах,
«дутых» акциях и финансовых пирамидах?
Откуда,
наконец, взялись резиновые дубинки со встроенными электрошокерами, их ведь в те
годы просто не было на вооружении полиции — ни в западных странах, ни тем более
у нас.
Эта
сказка напоминает нечаянное описание самоощущения тех жителей СССР, которые в
1991 году проснулись словно на Луне: нужно было выжить в ситуации, когда то,
что казалось бессобытийный улицей Колокольчиков, осталось в далеком прошлом —
вместе со своим якобы вечным временем…
Интересные
факты о книге «Незнайка на Луне»
Описанные
в сказочной трилогии события, характерны для капитализма XX — ХХI веков. В
сатирической форме Николай Носов описал постсоветскую Россию, затронув основные
черты лунного капитализма:
-
Преследование рабочих и профсоюзных организаций;
-
Сращивание власти с бизнесом и развитие монополизма;
-
Биржевая торговля ценными бумагами проявляет роль фиктивного капитала в
постсоветской России;
-
Описание работы «бредламов» характеризует полную монополизацию бизнеса в
стране;
-
Проблема борьбы с экономическими конкурентами проявляется в описании «Соляного
бредлама» (мелкое производство соли);
-
Характерные черты докапиталистической формации проявляются в денежной аренде
земли на морском побережье для добычи соли;
-
Автор поднимает проблемы безработицы, манипуляции населения СМИ и общественной
цензуры, свободная торговля оружием, полицейскими доспехами,
-
Скрытые платежи в отеле «Экономическом» затрагивают недобросовестную рекламу;
-
Драконовские законы против бродяжничества и пауперизма (массовой нищеты):
каждый, кто ходит без ботинок или ночует на улице преследуется полицией и
отправляется на Дурацкий остров;
-Откаты — Спрутс для подкупа Жулио и Миги
предлагает «Большому бредламу» скинуться по 3 миллиона. Собрав деньги с
монополистов, Спрутс оставляет 1 миллион у себя;
-
Демонстрация богатых и бедных на примере образа жизни мыльного монополиста
Грязинга и покупки машины в кредит Козликом. Богатые люди не приумножают
капитал, а транжирят средства для развлечения на собачьи рестораны и
парикмахерские;
-
Коррупционные действия судебных органов и полицейских проявляются в
вымогательстве взятки Мигля у Незнайки, признании судьи Вриглема в тотальном
подкупе полиции.
«Час Быка»
И.Ефремова и «Незнайка на Луне» — книги о будущем России
В
1968 году, спустя 3 года после публикации «Незнайки на Луне», вышел в свет
роман «Час Быка» И.Ефремова.
Фантаст
Ефремов Иван Антонович (1907 — 1972) и детский писатель Носов Николай
Николаевич (1908-1976) — люди одного поколения, и взгляды их формировались под
влиянием схожих условий, исторических событий.
Не
потому ли в романе Ефремова «Час Быка» и в книге Носова «Незнайка на Луне»
сюжет поразительно похож?
Даже
сюжетно, они близки друг другу.
И
у Ефремова, и в книге Носова земляне отправляются в космос с целью оказать
помощь. Если в «Часе Быка» — терпящим бедствие братьям по разуму, то у Носова —
случайно угнавшим космическую ракету Незнайке и Пончику.
Аналогично
Тормансу в «Часе Быка», Малая Земля, на которой живут лунные коротышки — инфернальное
общество, застрявшее в безвременье, не знающее прогресса, которое не может
самостоятельно преодолеть межпланетного барьера развития (у Лунных коротышек
это даже более наглядно показано: они отделены от остального космоса наружной
поверхностью Луны).
В
прошлом Малой Земли имел место грандиозный катаклизм — свидетельство тому —
лунные кратеры, оказавшиеся при ближайшем рассмотрении стенами древнейших
огромных городов, из которых лунные коротышки были вынуждены переселиться на
внутреннюю планету. И это внутренне полая Луна отсылает к мифам некоторых
народов нашей планеты.
Носов
не останавливается на истории лунного общества, но читателю очевидно: здесь
имели место социальная и научно-техническая деградация, экологическая
катастрофа.
Намёк
на последнюю — «плохой воздух» на Дурацком Острове, под воздействием которого
коротышки превращаются в баранов (мутируют?).
Кстати,
а сам Дурацкий Остров, который создан для утилизации социальных низов лунного
общества — чем не аналог «мягкой смерти» на Тормансе?
Совсем
противоположны лунным коротышкам земные. Они живут принципами ненасильственной
и неотчуждённой цивилизации, в согласии с природой (забавный факт: автомобиль
Винтика и Шпунтика ездит на газированной воде — чем не намёк на поиск более
простые, и в то же время — более совершенные по сравнению с нефтью
энергоносители?).
Им
не нужны деньги и ценные бумаги — грыжи экономики у них нет. Они не ходят на
работу в привычном нам смысле.
Всё
то, чем они занимаются — пишут стихи, готовят пищу на костре, когда в доме
внезапно возникает эффект невесомости, строят воздушный шар или ракету для
полёта на Луну — всё это может быть и трудные, но всё же интересные дела,
которые они выполняют не работая, но играя.
Труд
у земных коротышек — добровольная и почётная обязанность. Совсем как в обществе
будущего у Ефремова.
Носов
не даёт названия тому общественному строю, в который погружены жители
Цветочного городка. Напомним: книга писалась в 1960 годы, когда КПСС
провозгласила:
«Нынешнее
поколение советских людей будет жить при коммунизме!».
Видимо,
Носов верил: его читатели, повзрослев, уже будут жить при коммунизме, и он
станет для них естественной средой, не требующей специальных обозначений.
Зато
в отношении общества лунных коротышек все имена названы, все маски сброшены.
Макаронный магнат Скуперфильд и финансовый воротила господин Спрутс, делающий
деньги на бычьем тренде акций дутого Общества гигантских растений.
Ночлежки
для бродяг и разгон демонстраций.
Промывка
мозгов обывателей продажной прессой и телевидением («невесомость — это такое
явление, от которого все кости становятся мягкими и человек превращается в
червяка»).
Монополизация
рынков и разорение мелких предпринимателей (помните, как прогорел Пончик,
открывший лунным коротышкам гастрономическую ценность соли?).
Тайные
организации рабочих, в одну из которых («Общество свободных крутильщиков»)
вступает Пончик после разорения. Поистине, книга Носова — учебник социологии
библейской цивилизации для малышей!
Носов,
как и Ефремов, были настоящими коммунистами. Следует помнить, что:
«Не
все коммунисты были членами партии, а не все члены партии — коммунистами».
Конечно,
таких проблем с выходом «Незнайки на Луне» в печать, как у Ефремова с «Часом
быка» у Носова не было. Но вот что интересно: Носов больше некоторых даже
сегодняшних «коммунистов» понимает необходимость технического, а не только
морального превосходства социализма над предыдущей формацией.
Лунные
коротышки сбрасывают с себя иго местной «элиты», когда начинают применять в
сельском хозяйстве семена привезённых землянами гигантских растений, когда в
промышленности и на транспорте самовольно внедряют антигравитацию.
Помните,
как Знайка и друзья, включив аппарат невесомости летят на обычном морском
пароходе спасать Незнайку и других коротышек, попавших на Дурацкий остров, или
как работники макаронной фабрики, применив невесомость, выгоняют Скуперфильда).
Так
что, книга Носова — не только детская забава, но и повод задуматься взрослым!
Как заключение
В
СССР в 70-х годах прошлого века процесс будущего преображения библейской
цивилизации увидели и описали двое:
Иван
Антонович Ефремов в романе «Час быка»
и Николай Николаевич Носов в детском романе «Незнайка на Луне».
И.А.Ефремов
сумел заглянуть в далёкое будущее землян так, что Запад на фоне его фантастики
выглядит сегодня диким варварским атавизмом, несмотря на все его технические
достижения.
Ведь
Западная фантастика, которая представлена Голливудом в виде казалось бы
безобидного политически нейтрального «развлекалова», это — мировоззренческое
зеркало его агрессивности.
Запад
уверен, что если и есть внеземные цивилизации, то они спят и видят как
поработить землян, т.е. они априори — агрессивны. И потому земляне должны
стремиться не к тому, чтобы понять иные миры, а готовиться к отражению агрессии
с их стороны, к подчинению себе «отсталых» внеземных цивилизаций и колонизации
их планет. Т.е. нравственно психологически всё там, как времена капитана Кука с
тою лишь разницей, что носителем агрессии выступает не деревянное корыто под
парусами, а звездолёт…
Книга
«Час Быка», которая по форме представления является фантастическим
произведением, по существу своему является программным мировоззренческим
манифестом русской цивилизации, таким, как его понимал автор в своё время.
Это
произведение «многослойно», наполнено прозрениями автора, его глубочайшими
размышлениями о сути человеческой природы, и возможных путях развития
цивилизации. Носов сделал то же самое для детей.
Послесловие
В третьей книге — «Незнайка на Луне» — Носов впервые вводит в свой
сказочный мир откровенное зло!
В
отличие от Цветочного города, на Луне коротышки стареют, лысеют, носят усы и
бороды, умирают от болезней и погибают насильственной смертью.
И
это уже не ветрогоны, здесь всё всерьёз и никакой волшебник не спасёт тебя от
голода или, чего хуже, шальной бандитской пули.
Существует
байка. Борис Ельцин во время первой инаугурации — для создания приличествующей
моменту картинки — читал клятву на единственной найденной в спешке толстой
книге: Конституция только что образованной России всё ещё переписывалась и
находилась в доработке.
Этой
«толстой книгой» по роковой случайности оказалась «Незнайка на Луне».
Что
было дальше, все прекрасно помнят. А если кто не помнит. Я напомню.
Конечно,
клятву он давал на Конституции, но распространение в обществе этой байки хорошо
характеризует психодинамику советского общества в то время.
В
90-е голодной стране стало не до пророков. О Носове как будто забыли и даже к
столетию со дня рождения писателя в 2008 году та же «Литературная газета»
обошлась заметкой в несколько строчек.
Тогда
как сама история внезапно оказалась про всех нас: под выражением «свалился с
Луны» подпишется каждый, кому удалось застать Перестройку и Ускорение.
Носов
пишет о вирусе капитализма и сам же даёт рецепт. Пробыв на Луне целый год,
Незнайка заразился тлетворным лунным геном смерти. Космический корабль чудом
успевает прилететь, пока Незнайка ещё жив. Сродни былинному персонажу, Незнайка
падает на землю и в буквальном смысле берёт из неё силы, излечиваясь от
зловредного лунного влияния…
Столкнувшись
с капитализмом, Незнайка повзрослел и вернулся на Землю уже не ребёнком, а
другим человеком. Трансформация героя, очевидно, связана с осознанием Родины.
Путешествие коротышек на Луну — не просто приключения во времени и перемещение
в пространстве, это переход в иное измерение (инициация, если угодно),
путешествие в душе персонажей. В девяностые первым читателям «Незнайки на Луне»
было по 30−40 лет…
Путь
домой — ещё один извечный всемирный сюжет, трактуемый столь широко, что сегодня
является дополнительным измерением национальной идеи. Что бы ни понималось под
этим термином, почти всегда это восстановление порядка вещей, торжество
справедливости.
Спрятанный
в романе, как оказалось, антидот от капитализма придал книге подлинное величие.
В
фантастическую обёртку Носов завернул такую мощную сатиру, которая ставит его в
один ряд с Гоголем и Салтыковым-Щедриным. То, что казалось обличением пороков
Запада, на поверку вышло проницательным взглядом в отечественные 90-е и
по-прежнему выглядит актуальным предупреждением — слишком много до сих пор
вокруг примеров лунного капитализма.
Возможно,
именно поэтому до сих пор «Незнайка на Луне» — книга, которая популярна среди
взрослых едва ли не больше, чем среди детей.
Не
хотелось бы, чть
тобы
в ближайшем времени "Незнайку на луне". "Час быка" и тот же
"Чиполино" признают экстремисткой литературой.
И
после чтения о пророчестве Носова, цветовод, сослалась на статью: «Разделение
на «элиту» и простых людей: о мрачных тенденциях в нашем образовании».
«Этот
год оказался богатым на события, и благодаря им теперь можно порассуждать о
том, куда движется наше образование.
Например,
о всё более чётком стремлении к разделению учеников на простых и «элитных».
А
начиналось всё с безобидных вещей: люди «сверху» заговорили, что нужно помогать
талантливым и гениальным детям — будущему нашей страны и её будущей
элите.
И
эти таланты вроде бы упорно ищут, создают соответствующие нацпроекты, школы и
организации, а также повторяют, что талантам нужно помогать, всячески их
поддерживать и продвигать.
И
вроде бы в этом нет ничего плохого, но тут есть подвох.
Например,
нам упорно вбивают в голову мысль, что есть простые люди, а есть те самые
непростые, которые лучше и умнее нас. А раз они лучше, то и карьерный рост у
них заслуженно более успешен, а качество жизни несравненно выше. И такое
положение вещей естественно — они же элита, ведь так?
Та самая элита и все остальные.
Источник: ioe.hse.ru
Также
нарушается декларируемый властями принцип равных для всех условий и
возможностей. Вспомним историю с 9-летней студенткой МГУ. Само получение
ею аттестата и честность сдачи ЕГЭ вызывает вопросы, да и в вузе девочка не
блеснула: она не сдала ни одной контрольной работы и оказалась злостной
прогульщицей.
Простому
студенту уже бы показали на дверь, но девочку поддержали чиновники высших
рангов. Они заявили, что раз девочка — гений, то ей можно прогуливать, а МГУ
должен создать для неё особые комфортные условия. Таким образом, «гениям»
положены особые условия и послабления уже по факту их «гениального» статуса.
Стоит
ли говорить, что простые студенты, мягко говоря, не рады привилегированному
положению студентки, объявленной талантом, но вообще не проявившей успехов в
учёбе?
Случай
с 9-летней студенткой учит нас тому, что объявленный «гений» может не быть на
самом деле гениальным! Если у семьи есть влияние и деньги, то можно
получить образование гораздо лучшее, чем у простого человека.
В
современном мире размер зарплаты и положение в обществе зависит от образования,
и у «элиты» оно будет изначально на лучшем уровне. Постепенно разрыв в знаниях
и уровне жизни между элитой и не-элитой будет только увеличиваться,
а прорваться простому человеку «наверх» будет невозможно, даже если он и
талантлив от Бога — или не пустят, или не выдержит конкуренции с более образованной
«элитой».
И
такое положение вещей мне не нравится. Тот же Ломоносов в сословной Российской
империи был почти единственным исключением на десятки миллионов российских
крестьян. Они все были бесталанными? Вряд ли, но сословные барьеры и отсутствие
хорошего образования просто не давали людям шанса раскрыть себя. Как по мне,
ставка на малочисленную элиту — большая ошибка, ведь истинная сила нашей страны
в её народе, а не в кучке «избранных»».
Автор пишет:
«С началом пенсионной реформы число пенсионеров снизилось на 1,5 млн. Может и
правда пора вернуть прежний пенсионный возраст»?
Грустная
статистика, число пенсионеров снизилось на 1,5 миллиона человек с момента
начала пенсионной реформы. Только за 1 полугодие 2021 года число пенсионеров
сократилось на 622 тысяч человек.
Отрицательная
тенденция сложилась, начиная с начала 2019 года. Именно тогда и был дан старт
началу повышения пенсионного возраста.
По
данным статистик я построил график изменения численности
пенсионеров
На
графике видно, что число пенсионеров в середине 2021 года стало таким же, как в
2015 году.
Помню ч. 13 31. Цветовод ч. 4
Таким
образом, писатель описал систему, которая пришла к власти в 90-е годы —
номенклатурно - олигархический капитализм.
Описания
столь точны и детальны, что поневоле закрадывается сомнение — как мог человек,
проживший всю свою жизнь за непроницаемым тогда ещё «железным занавесом»,
нарисовать столь масштабное и безукоризненно исполненное полотно?
Тем
более, что выписан у него скорее не тогдашний капитализм, но и капитализм
сегодняшний. Откуда у него столь детальные знания о биржевой игре, брокерах,
«дутых» акциях и финансовых пирамидах?
Откуда,
наконец, взялись резиновые дубинки со встроенными электрошокерами, их ведь в те
годы просто не было на вооружении полиции — ни в западных странах, ни тем более
у нас.
Эта
сказка напоминает нечаянное описание самоощущения тех жителей СССР, которые в
1991 году проснулись словно на Луне: нужно было выжить в ситуации, когда то,
что казалось бессобытийный улицей Колокольчиков, осталось в далеком прошлом —
вместе со своим якобы вечным временем…
Интересные
факты о книге «Незнайка на Луне»
Описанные
в сказочной трилогии события, характерны для капитализма XX — ХХI веков. В
сатирической форме Николай Носов описал постсоветскую Россию, затронув основные
черты лунного капитализма:
-
Преследование рабочих и профсоюзных организаций;
-
Сращивание власти с бизнесом и развитие монополизма;
-
Биржевая торговля ценными бумагами проявляет роль фиктивного капитала в
постсоветской России;
-
Описание работы «бредламов» характеризует полную монополизацию бизнеса в
стране;
-
Проблема борьбы с экономическими конкурентами проявляется в описании «Соляного
бредлама» (мелкое производство соли);
-
Характерные черты докапиталистической формации проявляются в денежной аренде
земли на морском побережье для добычи соли;
-
Автор поднимает проблемы безработицы, манипуляции населения СМИ и общественной
цензуры, свободная торговля оружием, полицейскими доспехами,
-
Скрытые платежи в отеле «Экономическом» затрагивают недобросовестную рекламу;
-
Драконовские законы против бродяжничества и пауперизма (массовой нищеты):
каждый, кто ходит без ботинок или ночует на улице преследуется полицией и
отправляется на Дурацкий остров;
-Откаты — Спрутс для подкупа Жулио и Миги
предлагает «Большому бредламу» скинуться по 3 миллиона. Собрав деньги с
монополистов, Спрутс оставляет 1 миллион у себя;
-
Демонстрация богатых и бедных на примере образа жизни мыльного монополиста
Грязинга и покупки машины в кредит Козликом. Богатые люди не приумножают
капитал, а транжирят средства для развлечения на собачьи рестораны и
парикмахерские;
-
Коррупционные действия судебных органов и полицейских проявляются в
вымогательстве взятки Мигля у Незнайки, признании судьи Вриглема в тотальном
подкупе полиции.
«Час Быка»
И.Ефремова и «Незнайка на Луне» — книги о будущем России
В
1968 году, спустя 3 года после публикации «Незнайки на Луне», вышел в свет
роман «Час Быка» И.Ефремова.
Фантаст
Ефремов Иван Антонович (1907 — 1972) и детский писатель Носов Николай
Николаевич (1908-1976) — люди одного поколения, и взгляды их формировались под
влиянием схожих условий, исторических событий.
Не
потому ли в романе Ефремова «Час Быка» и в книге Носова «Незнайка на Луне»
сюжет поразительно похож?
Даже
сюжетно, они близки друг другу.
И
у Ефремова, и в книге Носова земляне отправляются в космос с целью оказать
помощь. Если в «Часе Быка» — терпящим бедствие братьям по разуму, то у Носова —
случайно угнавшим космическую ракету Незнайке и Пончику.
Аналогично
Тормансу в «Часе Быка», Малая Земля, на которой живут лунные коротышки — инфернальное
общество, застрявшее в безвременье, не знающее прогресса, которое не может
самостоятельно преодолеть межпланетного барьера развития (у Лунных коротышек
это даже более наглядно показано: они отделены от остального космоса наружной
поверхностью Луны).
В
прошлом Малой Земли имел место грандиозный катаклизм — свидетельство тому —
лунные кратеры, оказавшиеся при ближайшем рассмотрении стенами древнейших
огромных городов, из которых лунные коротышки были вынуждены переселиться на
внутреннюю планету. И это внутренне полая Луна отсылает к мифам некоторых
народов нашей планеты.
Носов
не останавливается на истории лунного общества, но читателю очевидно: здесь
имели место социальная и научно-техническая деградация, экологическая
катастрофа.
Намёк
на последнюю — «плохой воздух» на Дурацком Острове, под воздействием которого
коротышки превращаются в баранов (мутируют?).
Кстати,
а сам Дурацкий Остров, который создан для утилизации социальных низов лунного
общества — чем не аналог «мягкой смерти» на Тормансе?
Совсем
противоположны лунным коротышкам земные. Они живут принципами ненасильственной
и неотчуждённой цивилизации, в согласии с природой (забавный факт: автомобиль
Винтика и Шпунтика ездит на газированной воде — чем не намёк на поиск более
простые, и в то же время — более совершенные по сравнению с нефтью
энергоносители?).
Им
не нужны деньги и ценные бумаги — грыжи экономики у них нет. Они не ходят на
работу в привычном нам смысле.
Всё
то, чем они занимаются — пишут стихи, готовят пищу на костре, когда в доме
внезапно возникает эффект невесомости, строят воздушный шар или ракету для
полёта на Луну — всё это может быть и трудные, но всё же интересные дела,
которые они выполняют не работая, но играя.
Труд
у земных коротышек — добровольная и почётная обязанность. Совсем как в обществе
будущего у Ефремова.
Носов
не даёт названия тому общественному строю, в который погружены жители
Цветочного городка. Напомним: книга писалась в 1960 годы, когда КПСС
провозгласила:
«Нынешнее
поколение советских людей будет жить при коммунизме!».
Видимо,
Носов верил: его читатели, повзрослев, уже будут жить при коммунизме, и он
станет для них естественной средой, не требующей специальных обозначений.
Зато
в отношении общества лунных коротышек все имена названы, все маски сброшены.
Макаронный магнат Скуперфильд и финансовый воротила господин Спрутс, делающий
деньги на бычьем тренде акций дутого Общества гигантских растений.
Ночлежки
для бродяг и разгон демонстраций.
Промывка
мозгов обывателей продажной прессой и телевидением («невесомость — это такое
явление, от которого все кости становятся мягкими и человек превращается в
червяка»).
Монополизация
рынков и разорение мелких предпринимателей (помните, как прогорел Пончик,
открывший лунным коротышкам гастрономическую ценность соли?).
Тайные
организации рабочих, в одну из которых («Общество свободных крутильщиков»)
вступает Пончик после разорения. Поистине, книга Носова — учебник социологии
библейской цивилизации для малышей!
Носов,
как и Ефремов, были настоящими коммунистами. Следует помнить, что:
«Не
все коммунисты были членами партии, а не все члены партии — коммунистами».
Конечно,
таких проблем с выходом «Незнайки на Луне» в печать, как у Ефремова с «Часом
быка» у Носова не было. Но вот что интересно: Носов больше некоторых даже
сегодняшних «коммунистов» понимает необходимость технического, а не только
морального превосходства социализма над предыдущей формацией.
Лунные
коротышки сбрасывают с себя иго местной «элиты», когда начинают применять в
сельском хозяйстве семена привезённых землянами гигантских растений, когда в
промышленности и на транспорте самовольно внедряют антигравитацию.
Помните,
как Знайка и друзья, включив аппарат невесомости летят на обычном морском
пароходе спасать Незнайку и других коротышек, попавших на Дурацкий остров, или
как работники макаронной фабрики, применив невесомость, выгоняют Скуперфильда).
Так
что, книга Носова — не только детская забава, но и повод задуматься взрослым!
Как заключение
В
СССР в 70-х годах прошлого века процесс будущего преображения библейской
цивилизации увидели и описали двое:
Иван
Антонович Ефремов в романе «Час быка»
и Николай Николаевич Носов в детском романе «Незнайка на Луне».
И.А.Ефремов
сумел заглянуть в далёкое будущее землян так, что Запад на фоне его фантастики
выглядит сегодня диким варварским атавизмом, несмотря на все его технические
достижения.
Ведь
Западная фантастика, которая представлена Голливудом в виде казалось бы
безобидного политически нейтрального «развлекалова», это — мировоззренческое
зеркало его агрессивности.
Запад
уверен, что если и есть внеземные цивилизации, то они спят и видят как
поработить землян, т.е. они априори — агрессивны. И потому земляне должны
стремиться не к тому, чтобы понять иные миры, а готовиться к отражению агрессии
с их стороны, к подчинению себе «отсталых» внеземных цивилизаций и колонизации
их планет. Т.е. нравственно психологически всё там, как времена капитана Кука с
тою лишь разницей, что носителем агрессии выступает не деревянное корыто под
парусами, а звездолёт…
Книга
«Час Быка», которая по форме представления является фантастическим
произведением, по существу своему является программным мировоззренческим
манифестом русской цивилизации, таким, как его понимал автор в своё время.
Это
произведение «многослойно», наполнено прозрениями автора, его глубочайшими
размышлениями о сути человеческой природы, и возможных путях развития
цивилизации. Носов сделал то же самое для детей.
Послесловие
В третьей книге — «Незнайка на Луне» — Носов впервые вводит в свой
сказочный мир откровенное зло!
В
отличие от Цветочного города, на Луне коротышки стареют, лысеют, носят усы и
бороды, умирают от болезней и погибают насильственной смертью.
И
это уже не ветрогоны, здесь всё всерьёз и никакой волшебник не спасёт тебя от
голода или, чего хуже, шальной бандитской пули.
Существует
байка. Борис Ельцин во время первой инаугурации — для создания приличествующей
моменту картинки — читал клятву на единственной найденной в спешке толстой
книге: Конституция только что образованной России всё ещё переписывалась и
находилась в доработке.
Этой
«толстой книгой» по роковой случайности оказалась «Незнайка на Луне».
Что
было дальше, все прекрасно помнят. А если кто не помнит. Я напомню.
Конечно,
клятву он давал на Конституции, но распространение в обществе этой байки хорошо
характеризует психодинамику советского общества в то время.
В
90-е голодной стране стало не до пророков. О Носове как будто забыли и даже к
столетию со дня рождения писателя в 2008 году та же «Литературная газета»
обошлась заметкой в несколько строчек.
Тогда
как сама история внезапно оказалась про всех нас: под выражением «свалился с
Луны» подпишется каждый, кому удалось застать Перестройку и Ускорение.
Носов
пишет о вирусе капитализма и сам же даёт рецепт. Пробыв на Луне целый год,
Незнайка заразился тлетворным лунным геном смерти. Космический корабль чудом
успевает прилететь, пока Незнайка ещё жив. Сродни былинному персонажу, Незнайка
падает на землю и в буквальном смысле берёт из неё силы, излечиваясь от
зловредного лунного влияния…
Столкнувшись
с капитализмом, Незнайка повзрослел и вернулся на Землю уже не ребёнком, а
другим человеком. Трансформация героя, очевидно, связана с осознанием Родины.
Путешествие коротышек на Луну — не просто приключения во времени и перемещение
в пространстве, это переход в иное измерение (инициация, если угодно),
путешествие в душе персонажей. В девяностые первым читателям «Незнайки на Луне»
было по 30−40 лет…
Путь
домой — ещё один извечный всемирный сюжет, трактуемый столь широко, что сегодня
является дополнительным измерением национальной идеи. Что бы ни понималось под
этим термином, почти всегда это восстановление порядка вещей, торжество
справедливости.
Спрятанный
в романе, как оказалось, антидот от капитализма придал книге подлинное величие.
В
фантастическую обёртку Носов завернул такую мощную сатиру, которая ставит его в
один ряд с Гоголем и Салтыковым-Щедриным. То, что казалось обличением пороков
Запада, на поверку вышло проницательным взглядом в отечественные 90-е и
по-прежнему выглядит актуальным предупреждением — слишком много до сих пор
вокруг примеров лунного капитализма.
Возможно,
именно поэтому до сих пор «Незнайка на Луне» — книга, которая популярна среди
взрослых едва ли не больше, чем среди детей.
Не
хотелось бы, чть
тобы
в ближайшем времени "Незнайку на луне". "Час быка" и тот же
"Чиполино" признают экстремисткой литературой.
И
после чтения о пророчестве Носова, цветовод, сослалась на статью: «Разделение
на «элиту» и простых людей: о мрачных тенденциях в нашем образовании».
«Этот
год оказался богатым на события, и благодаря им теперь можно порассуждать о
том, куда движется наше образование.
Например,
о всё более чётком стремлении к разделению учеников на простых и «элитных».
А
начиналось всё с безобидных вещей: люди «сверху» заговорили, что нужно помогать
талантливым и гениальным детям — будущему нашей страны и её будущей
элите.
И
эти таланты вроде бы упорно ищут, создают соответствующие нацпроекты, школы и
организации, а также повторяют, что талантам нужно помогать, всячески их
поддерживать и продвигать.
И
вроде бы в этом нет ничего плохого, но тут есть подвох.
Например,
нам упорно вбивают в голову мысль, что есть простые люди, а есть те самые
непростые, которые лучше и умнее нас. А раз они лучше, то и карьерный рост у
них заслуженно более успешен, а качество жизни несравненно выше. И такое
положение вещей естественно — они же элита, ведь так?
Та самая элита и все остальные.
Источник: ioe.hse.ru
Также
нарушается декларируемый властями принцип равных для всех условий и
возможностей. Вспомним историю с 9-летней студенткой МГУ. Само получение
ею аттестата и честность сдачи ЕГЭ вызывает вопросы, да и в вузе девочка не
блеснула: она не сдала ни одной контрольной работы и оказалась злостной
прогульщицей.
Простому
студенту уже бы показали на дверь, но девочку поддержали чиновники высших
рангов. Они заявили, что раз девочка — гений, то ей можно прогуливать, а МГУ
должен создать для неё особые комфортные условия. Таким образом, «гениям»
положены особые условия и послабления уже по факту их «гениального» статуса.
Стоит
ли говорить, что простые студенты, мягко говоря, не рады привилегированному
положению студентки, объявленной талантом, но вообще не проявившей успехов в
учёбе?
Случай
с 9-летней студенткой учит нас тому, что объявленный «гений» может не быть на
самом деле гениальным! Если у семьи есть влияние и деньги, то можно
получить образование гораздо лучшее, чем у простого человека.
В
современном мире размер зарплаты и положение в обществе зависит от образования,
и у «элиты» оно будет изначально на лучшем уровне. Постепенно разрыв в знаниях
и уровне жизни между элитой и не-элитой будет только увеличиваться,
а прорваться простому человеку «наверх» будет невозможно, даже если он и
талантлив от Бога — или не пустят, или не выдержит конкуренции с более образованной
«элитой».
И
такое положение вещей мне не нравится. Тот же Ломоносов в сословной Российской
империи был почти единственным исключением на десятки миллионов российских
крестьян. Они все были бесталанными? Вряд ли, но сословные барьеры и отсутствие
хорошего образования просто не давали людям шанса раскрыть себя. Как по мне,
ставка на малочисленную элиту — большая ошибка, ведь истинная сила нашей страны
в её народе, а не в кучке «избранных»».
Автор пишет:
«С началом пенсионной реформы число пенсионеров снизилось на 1,5 млн. Может и
правда пора вернуть прежний пенсионный возраст»?
Грустная
статистика, число пенсионеров снизилось на 1,5 миллиона человек с момента
начала пенсионной реформы. Только за 1 полугодие 2021 года число пенсионеров
сократилось на 622 тысяч человек.
Отрицательная
тенденция сложилась, начиная с начала 2019 года. Именно тогда и был дан старт
началу повышения пенсионного возраста.
По
данным статистик я построил график изменения численности
пенсионеров
На
графике видно, что число пенсионеров в середине 2021 года стало таким же, как в
2015 году.
Таким
образом, писатель описал систему, которая пришла к власти в 90-е годы —
номенклатурно - олигархический капитализм.
Описания
столь точны и детальны, что поневоле закрадывается сомнение — как мог человек,
проживший всю свою жизнь за непроницаемым тогда ещё «железным занавесом»,
нарисовать столь масштабное и безукоризненно исполненное полотно?
Тем
более, что выписан у него скорее не тогдашний капитализм, но и капитализм
сегодняшний. Откуда у него столь детальные знания о биржевой игре, брокерах,
«дутых» акциях и финансовых пирамидах?
Откуда,
наконец, взялись резиновые дубинки со встроенными электрошокерами, их ведь в те
годы просто не было на вооружении полиции — ни в западных странах, ни тем более
у нас.
Эта
сказка напоминает нечаянное описание самоощущения тех жителей СССР, которые в
1991 году проснулись словно на Луне: нужно было выжить в ситуации, когда то,
что казалось бессобытийный улицей Колокольчиков, осталось в далеком прошлом —
вместе со своим якобы вечным временем…
Интересные
факты о книге «Незнайка на Луне»
Описанные
в сказочной трилогии события, характерны для капитализма XX — ХХI веков. В
сатирической форме Николай Носов описал постсоветскую Россию, затронув основные
черты лунного капитализма:
-
Преследование рабочих и профсоюзных организаций;
-
Сращивание власти с бизнесом и развитие монополизма;
-
Биржевая торговля ценными бумагами проявляет роль фиктивного капитала в
постсоветской России;
-
Описание работы «бредламов» характеризует полную монополизацию бизнеса в
стране;
-
Проблема борьбы с экономическими конкурентами проявляется в описании «Соляного
бредлама» (мелкое производство соли);
-
Характерные черты докапиталистической формации проявляются в денежной аренде
земли на морском побережье для добычи соли;
-
Автор поднимает проблемы безработицы, манипуляции населения СМИ и общественной
цензуры, свободная торговля оружием, полицейскими доспехами,
-
Скрытые платежи в отеле «Экономическом» затрагивают недобросовестную рекламу;
-
Драконовские законы против бродяжничества и пауперизма (массовой нищеты):
каждый, кто ходит без ботинок или ночует на улице преследуется полицией и
отправляется на Дурацкий остров;
-Откаты — Спрутс для подкупа Жулио и Миги
предлагает «Большому бредламу» скинуться по 3 миллиона. Собрав деньги с
монополистов, Спрутс оставляет 1 миллион у себя;
-
Демонстрация богатых и бедных на примере образа жизни мыльного монополиста
Грязинга и покупки машины в кредит Козликом. Богатые люди не приумножают
капитал, а транжирят средства для развлечения на собачьи рестораны и
парикмахерские;
-
Коррупционные действия судебных органов и полицейских проявляются в
вымогательстве взятки Мигля у Незнайки, признании судьи Вриглема в тотальном
подкупе полиции.
«Час Быка»
И.Ефремова и «Незнайка на Луне» — книги о будущем России
В
1968 году, спустя 3 года после публикации «Незнайки на Луне», вышел в свет
роман «Час Быка» И.Ефремова.
Фантаст
Ефремов Иван Антонович (1907 — 1972) и детский писатель Носов Николай
Николаевич (1908-1976) — люди одного поколения, и взгляды их формировались под
влиянием схожих условий, исторических событий.
Не
потому ли в романе Ефремова «Час Быка» и в книге Носова «Незнайка на Луне»
сюжет поразительно похож?
Даже
сюжетно, они близки друг другу.
И
у Ефремова, и в книге Носова земляне отправляются в космос с целью оказать
помощь. Если в «Часе Быка» — терпящим бедствие братьям по разуму, то у Носова —
случайно угнавшим космическую ракету Незнайке и Пончику.
Аналогично
Тормансу в «Часе Быка», Малая Земля, на которой живут лунные коротышки — инфернальное
общество, застрявшее в безвременье, не знающее прогресса, которое не может
самостоятельно преодолеть межпланетного барьера развития (у Лунных коротышек
это даже более наглядно показано: они отделены от остального космоса наружной
поверхностью Луны).
В
прошлом Малой Земли имел место грандиозный катаклизм — свидетельство тому —
лунные кратеры, оказавшиеся при ближайшем рассмотрении стенами древнейших
огромных городов, из которых лунные коротышки были вынуждены переселиться на
внутреннюю планету. И это внутренне полая Луна отсылает к мифам некоторых
народов нашей планеты.
Носов
не останавливается на истории лунного общества, но читателю очевидно: здесь
имели место социальная и научно-техническая деградация, экологическая
катастрофа.
Намёк
на последнюю — «плохой воздух» на Дурацком Острове, под воздействием которого
коротышки превращаются в баранов (мутируют?).
Кстати,
а сам Дурацкий Остров, который создан для утилизации социальных низов лунного
общества — чем не аналог «мягкой смерти» на Тормансе?
Совсем
противоположны лунным коротышкам земные. Они живут принципами ненасильственной
и неотчуждённой цивилизации, в согласии с природой (забавный факт: автомобиль
Винтика и Шпунтика ездит на газированной воде — чем не намёк на поиск более
простые, и в то же время — более совершенные по сравнению с нефтью
энергоносители?).
Им
не нужны деньги и ценные бумаги — грыжи экономики у них нет. Они не ходят на
работу в привычном нам смысле.
Всё
то, чем они занимаются — пишут стихи, готовят пищу на костре, когда в доме
внезапно возникает эффект невесомости, строят воздушный шар или ракету для
полёта на Луну — всё это может быть и трудные, но всё же интересные дела,
которые они выполняют не работая, но играя.
Труд
у земных коротышек — добровольная и почётная обязанность. Совсем как в обществе
будущего у Ефремова.
Носов
не даёт названия тому общественному строю, в который погружены жители
Цветочного городка. Напомним: книга писалась в 1960 годы, когда КПСС
провозгласила:
«Нынешнее
поколение советских людей будет жить при коммунизме!».
Видимо,
Носов верил: его читатели, повзрослев, уже будут жить при коммунизме, и он
станет для них естественной средой, не требующей специальных обозначений.
Зато
в отношении общества лунных коротышек все имена названы, все маски сброшены.
Макаронный магнат Скуперфильд и финансовый воротила господин Спрутс, делающий
деньги на бычьем тренде акций дутого Общества гигантских растений.
Ночлежки
для бродяг и разгон демонстраций.
Промывка
мозгов обывателей продажной прессой и телевидением («невесомость — это такое
явление, от которого все кости становятся мягкими и человек превращается в
червяка»).
Монополизация
рынков и разорение мелких предпринимателей (помните, как прогорел Пончик,
открывший лунным коротышкам гастрономическую ценность соли?).
Тайные
организации рабочих, в одну из которых («Общество свободных крутильщиков»)
вступает Пончик после разорения. Поистине, книга Носова — учебник социологии
библейской цивилизации для малышей!
Носов,
как и Ефремов, были настоящими коммунистами. Следует помнить, что:
«Не
все коммунисты были членами партии, а не все члены партии — коммунистами».
Конечно,
таких проблем с выходом «Незнайки на Луне» в печать, как у Ефремова с «Часом
быка» у Носова не было. Но вот что интересно: Носов больше некоторых даже
сегодняшних «коммунистов» понимает необходимость технического, а не только
морального превосходства социализма над предыдущей формацией.
Лунные
коротышки сбрасывают с себя иго местной «элиты», когда начинают применять в
сельском хозяйстве семена привезённых землянами гигантских растений, когда в
промышленности и на транспорте самовольно внедряют антигравитацию.
Помните,
как Знайка и друзья, включив аппарат невесомости летят на обычном морском
пароходе спасать Незнайку и других коротышек, попавших на Дурацкий остров, или
как работники макаронной фабрики, применив невесомость, выгоняют Скуперфильда).
Так
что, книга Носова — не только детская забава, но и повод задуматься взрослым!
Как заключение
В
СССР в 70-х годах прошлого века процесс будущего преображения библейской
цивилизации увидели и описали двое:
Иван
Антонович Ефремов в романе «Час быка»
и Николай Николаевич Носов в детском романе «Незнайка на Луне».
И.А.Ефремов
сумел заглянуть в далёкое будущее землян так, что Запад на фоне его фантастики
выглядит сегодня диким варварским атавизмом, несмотря на все его технические
достижения.
Ведь
Западная фантастика, которая представлена Голливудом в виде казалось бы
безобидного политически нейтрального «развлекалова», это — мировоззренческое
зеркало его агрессивности.
Запад
уверен, что если и есть внеземные цивилизации, то они спят и видят как
поработить землян, т.е. они априори — агрессивны. И потому земляне должны
стремиться не к тому, чтобы понять иные миры, а готовиться к отражению агрессии
с их стороны, к подчинению себе «отсталых» внеземных цивилизаций и колонизации
их планет. Т.е. нравственно психологически всё там, как времена капитана Кука с
тою лишь разницей, что носителем агрессии выступает не деревянное корыто под
парусами, а звездолёт…
Книга
«Час Быка», которая по форме представления является фантастическим
произведением, по существу своему является программным мировоззренческим
манифестом русской цивилизации, таким, как его понимал автор в своё время.
Это
произведение «многослойно», наполнено прозрениями автора, его глубочайшими
размышлениями о сути человеческой природы, и возможных путях развития
цивилизации. Носов сделал то же самое для детей.
Послесловие
В третьей книге — «Незнайка на Луне» — Носов впервые вводит в свой
сказочный мир откровенное зло!
В
отличие от Цветочного города, на Луне коротышки стареют, лысеют, носят усы и
бороды, умирают от болезней и погибают насильственной смертью.
И
это уже не ветрогоны, здесь всё всерьёз и никакой волшебник не спасёт тебя от
голода или, чего хуже, шальной бандитской пули.
Существует
байка. Борис Ельцин во время первой инаугурации — для создания приличествующей
моменту картинки — читал клятву на единственной найденной в спешке толстой
книге: Конституция только что образованной России всё ещё переписывалась и
находилась в доработке.
Этой
«толстой книгой» по роковой случайности оказалась «Незнайка на Луне».
Что
было дальше, все прекрасно помнят. А если кто не помнит. Я напомню.
Конечно,
клятву он давал на Конституции, но распространение в обществе этой байки хорошо
характеризует психодинамику советского общества в то время.
В
90-е голодной стране стало не до пророков. О Носове как будто забыли и даже к
столетию со дня рождения писателя в 2008 году та же «Литературная газета»
обошлась заметкой в несколько строчек.
Тогда
как сама история внезапно оказалась про всех нас: под выражением «свалился с
Луны» подпишется каждый, кому удалось застать Перестройку и Ускорение.
Носов
пишет о вирусе капитализма и сам же даёт рецепт. Пробыв на Луне целый год,
Незнайка заразился тлетворным лунным геном смерти. Космический корабль чудом
успевает прилететь, пока Незнайка ещё жив. Сродни былинному персонажу, Незнайка
падает на землю и в буквальном смысле берёт из неё силы, излечиваясь от
зловредного лунного влияния…
Столкнувшись
с капитализмом, Незнайка повзрослел и вернулся на Землю уже не ребёнком, а
другим человеком. Трансформация героя, очевидно, связана с осознанием Родины.
Путешествие коротышек на Луну — не просто приключения во времени и перемещение
в пространстве, это переход в иное измерение (инициация, если угодно),
путешествие в душе персонажей. В девяностые первым читателям «Незнайки на Луне»
было по 30−40 лет…
Путь
домой — ещё один извечный всемирный сюжет, трактуемый столь широко, что сегодня
является дополнительным измерением национальной идеи. Что бы ни понималось под
этим термином, почти всегда это восстановление порядка вещей, торжество
справедливости.
Спрятанный
в романе, как оказалось, антидот от капитализма придал книге подлинное величие.
В
фантастическую обёртку Носов завернул такую мощную сатиру, которая ставит его в
один ряд с Гоголем и Салтыковым-Щедриным. То, что казалось обличением пороков
Запада, на поверку вышло проницательным взглядом в отечественные 90-е и
по-прежнему выглядит актуальным предупреждением — слишком много до сих пор
вокруг примеров лунного капитализма.
Возможно,
именно поэтому до сих пор «Незнайка на Луне» — книга, которая популярна среди
взрослых едва ли не больше, чем среди детей.
Не
хотелось бы, чть
тобы
в ближайшем времени "Незнайку на луне". "Час быка" и тот же
"Чиполино" признают экстремисткой литературой.
И
после чтения о пророчестве Носова, цветовод, сослалась на статью: «Разделение
на «элиту» и простых людей: о мрачных тенденциях в нашем образовании».
«Этот
год оказался богатым на события, и благодаря им теперь можно порассуждать о
том, куда движется наше образование.
Например,
о всё более чётком стремлении к разделению учеников на простых и «элитных».
А
начиналось всё с безобидных вещей: люди «сверху» заговорили, что нужно помогать
талантливым и гениальным детям — будущему нашей страны и её будущей
элите.
И
эти таланты вроде бы упорно ищут, создают соответствующие нацпроекты, школы и
организации, а также повторяют, что талантам нужно помогать, всячески их
поддерживать и продвигать.
И
вроде бы в этом нет ничего плохого, но тут есть подвох.
Например,
нам упорно вбивают в голову мысль, что есть простые люди, а есть те самые
непростые, которые лучше и умнее нас. А раз они лучше, то и карьерный рост у
них заслуженно более успешен, а качество жизни несравненно выше. И такое
положение вещей естественно — они же элита, ведь так?
Та самая элита и все остальные.
Источник: ioe.hse.ru
Также
нарушается декларируемый властями принцип равных для всех условий и
возможностей. Вспомним историю с 9-летней студенткой МГУ. Само получение
ею аттестата и честность сдачи ЕГЭ вызывает вопросы, да и в вузе девочка не
блеснула: она не сдала ни одной контрольной работы и оказалась злостной
прогульщицей.
Простому
студенту уже бы показали на дверь, но девочку поддержали чиновники высших
рангов. Они заявили, что раз девочка — гений, то ей можно прогуливать, а МГУ
должен создать для неё особые комфортные условия. Таким образом, «гениям»
положены особые условия и послабления уже по факту их «гениального» статуса.
Стоит
ли говорить, что простые студенты, мягко говоря, не рады привилегированному
положению студентки, объявленной талантом, но вообще не проявившей успехов в
учёбе?
Случай
с 9-летней студенткой учит нас тому, что объявленный «гений» может не быть на
самом деле гениальным! Если у семьи есть влияние и деньги, то можно
получить образование гораздо лучшее, чем у простого человека.
В
современном мире размер зарплаты и положение в обществе зависит от образования,
и у «элиты» оно будет изначально на лучшем уровне. Постепенно разрыв в знаниях
и уровне жизни между элитой и не-элитой будет только увеличиваться,
а прорваться простому человеку «наверх» будет невозможно, даже если он и
талантлив от Бога — или не пустят, или не выдержит конкуренции с более образованной
«элитой».
И
такое положение вещей мне не нравится. Тот же Ломоносов в сословной Российской
империи был почти единственным исключением на десятки миллионов российских
крестьян. Они все были бесталанными? Вряд ли, но сословные барьеры и отсутствие
хорошего образования просто не давали людям шанса раскрыть себя. Как по мне,
ставка на малочисленную элиту — большая ошибка, ведь истинная сила нашей страны
в её народе, а не в кучке «избранных»».
Автор пишет:
«С началом пенсионной реформы число пенсионеров снизилось на 1,5 млн. Может и
правда пора вернуть прежний пенсионный возраст»?
Грустная
статистика, число пенсионеров снизилось на 1,5 миллиона человек с момента
начала пенсионной реформы. Только за 1 полугодие 2021 года число пенсионеров
сократилось на 622 тысяч человек.
Отрицательная
тенденция сложилась, начиная с начала 2019 года. Именно тогда и был дан старт
началу повышения пенсионного возраста.
По
данным статистик я построил график изменения численности
пенсионеров
На
графике видно, что число пенсионеров в середине 2021 года стало таким же, как в
2015 году.
Нет комментариев. Ваш будет первым!