Другая женщина.
Стоя на площадке у входа
в институт, Платонов увидел внизу эту
женщину и застыл в непонятном для него изумлении. Прежде чем ступить на первую ступеньку
лестницы, она каким-то легким и изящным прикосновением ладони приподняла своё длинное платье и
пошла наверх, не отнимая руки от бедра.
Он стал следить за ней, словно увидел такое в
первый раз за всю свою долгую жизнь, не
отрывая глаз от ног женщины и сопровождая взглядом каждый ее шаг, до тех пор,
пока она не промелькнула мимо него, скрывшись в здании института. Он даже не
успел рассмотреть, какая она: молодая или пожилая, красивая или нет. Платонов
кинул в урну окурок сигареты, которая уже обожгла его пальцы, и постарался
понять, что случилось с ним.
Но мысли не хотели сложиться в его голове во что-то стройное и понятное, и тогда
ему вдруг стало смешно, потому что он представил, как он, старый и мудрый Платонов, директор проектного
института, оторопело смотрит на поднимающуюся по лестнице женщину, лишь только
из-за того, что та чуточку приподняла платье, чтобы ступить на ступеньку.
Это была настолько комичная картина, что он
даже засмеялся вслух, вызвав у проходящих мимо людей веселое недоумение. Но тут из дверей
выскочил его заместитель Фурман и,
заметив на лице Платонова еще не
исчезнувшую улыбку, закричал:
- Чему радуешься, старик? Как будто мы едем
не на ковер в Смольный, а на недельку в Комарово. И мы не опаздываем уже на
пять минут из-за этих бесконечных пробок. Представляешь, Саша не может выгнать
машину из гаража! Когда такое было?
Совещание в городской администрации
затянулось почти до вечера. Решался один из самых больных вопросов: о застройке
старых районов Петербурга. Платонов с
Фурманом одержали важную для города и для их института победу, отстояв от сноса
завод, построенный еще в начале девятнадцатого века, но далось это им нелегко:
заместитель прикончил к концу совещания
упаковку валидола, а директор, сев в машину, сразу попросил отвезти его
домой.
- Ты, Михаил Семёнович, направь своих девчат
в архив, пусть поищут старые эскизы этого завода – сказал он Фурману. - План
его реставрации должен быть готов через неделю. Пока в Смольном не передумали.
- Хорошо, Пётр Сергеевич, - согласился
Фурман. – Завтра Наташа занесет тебе копии эскизов.
- А кто такая Наташа? – удивился Платонов.
- Моя новая секретарша, - ответил Михаил Семенович с застенчивой улыбкой, похлопывая себя по
карманам в надежде найти завалявшееся лекарство.
- Что-то часто ты стал их менять. Смотри,
допрыгаешься, - пожурил его Платонов…
Фурман только махнул рукой на это
дружеское предупреждение и попросил
водителя Сашу остановить машину у
аптеки.
А Платонов, откинувшись на спинку сиденья,
прикрыл глаза и собрался вздремнуть, к
чему он уже приучился в этих проклятых пробках.
И тут с ним снова произошло что-то странное:
перед его глазами повторилась картина сегодняшнего утра: женщина в длинном
платье, которую он не успел разглядеть, дотрагивается рукой до своего бедра и, чуть касаясь его,
открывает носки белых туфелек. Не больше…
На этот раз он не рассмеялся и даже не
улыбнулся.
«Чертовщина какая-то, - подумал он устало. –
В твоем возрасте да на такой работе тебе осталось только на баб
засматриваться…»
Утром за завтраком, допивая ритуальный
стакан ненавистного кефира, он думал о
предстоящей работе, но когда жена перебила его мысли каким-то пустячным
вопросом, неожиданно спросил её:
- Зоя, а ты когда-нибудь носила длинные
платья? Чтобы прямо до пола?
- Ни разу не надевала, - весело отозвалась
она. - А зачем? У меня всегда были прекрасные стройные ноги, и я старалась показать их во всей красе. Ты
разве не помнишь?
- Помню, помню, - пробурчал он, - А что,
длинные платья носят только для того, что скрыть кривые ноги?
- Нет, не обязательно. Сейчас, например, на них мода пошла. Но
нынешние франтихи порой забывают, что такие платья надо еще уметь носить. А почему ты
спрашиваешь? Ты решил ввести в своем институте новый дресс – код? Откажись от
этой затеи. Твои ученые дамы тебя не поймут. Им надо по лестницам бегать, а не
шлейф за собой таскать.
Он ничего не ответил жене, и она не
обиделась, за много лет супружества привыкнув к его привычке не реагировать на
её вопросы. Она даже забыла о том, что первым разговор о длинных платьях завёл
он сам.
Предстоящая работа была большой и интересной,
и Платонов целиком ушел в нее, забыв о прекрасной незнакомке. Спустя неделю прямо с
объекта ему позвонил Фурман:
- Слушай, Петр Сергеевич, у меня здесь
небольшой скандальчик с нашим специалистом по реставрации фасадов. Не буду
отнимать у тебя сейчас времени, но ты завтра удели часок для того, чтобы разобраться в сути конфликта.
- Что за специалист? Откуда он взялся?
- Не он, а она. Ты был в Москве, и принимал
её на работу я. На свою голову, получается.
- Хорошо, пусть зайдет завтра утром, в девять
тридцать.
- Ну, и славно. А то она со мной уже и
разговаривать не хочет, твердит одно и то же: «Буду говорить только с
директором!» Её зовут Олеся Макаровна Ветлицкая. Звучит весьма экзотично, ты не
находишь?
На следующее утро Платонов, разложив на
большом столе старые схемы заводских зданий, принялся за их детальное изучение,
когда в дверь постучали.
- Входите! – крикнул он, не отрывая взгляда
от бумаг.
- Я – Ветлицкая, - услышал он тихий приятный
голос и поднял голову.
Первым делом он взглянул в лицо вошедшей. Оно
было красивым и молодым, но глаза на нем смотрели слишком уж строго, и Петр
Сергеевич поспешил занять своё место и пригласить её:
- Присаживайтесь, пожалуйста.
Женщина подошла к его столу, и тут произошло
чудо: он вдруг заметил, что она одета в длинное васильковое платье, которое,
опускаясь в кресло, она приподняла хорошо знакомым ему движением руки!
- Я
совершенно не согласна с планом реставрации фасадов на новом объекте, - сразу
же заявила она и достала из сумочки изящную записную книжку.
Но Платонов, казалось, не услышал этого, он
смотрел на неё и улыбался.
Заметив это, она запнулась и растерянно
спросила:
- Чему вы улыбаетесь? Разве я сказала
что-нибудь смешное?
Платонов тоже растерялся и, погасив улыбку,
ответил:
- Нет – нет, простите! Просто я вспомнил одну
очень смешную знакомую из моей молодости. Она тоже носила длинное платье и
приподнимала его ладошкой, когда садилась… Так почему вы не согласны с нашим
планом реставрации?
Ветлицкая ответила не сразу: видимо, её удивило
и смутило его объяснение. Она неожиданно покраснела и начала терзать свою записную
книжку.
- Понимаете, Петр Сергеевич, - начала она спустя минуту, но уже совершенно другим тоном,
не слишком уверенным и слегка нервным. – Реставрировать фасады в том виде, в
каком они сейчас находятся, нельзя. Во-первых, их зачем-то штукатурили, хотя по замыслу
архитектора должна ясно проглядываться
кирпичная фактура здания с многочисленными выступами. Во-вторых, к нему
пристроено множество новых помещений, которые портят весь его вид. А в нашем
плане ничего не говорится об
удалении этих пристроек и штукатурки.
- Извините, Олеся Макаровна, - остановил он
её, - но я сам ещё не был на объекте. Разбираюсь пока с этим
ворохом бумаг. Давайте поедем туда вместе и разберемся. Я жду вас у себя сразу
после обеденного перерыва.
Когда Ветлицкая вышла из кабинета, Платонов
вернулся к столу, где лежали бумаги, но вникнуть в их суть уже не смог.
Почему-то слегка кружилась голова и
дрожали руки. Он вышел в комнату для отдыха и умылся холодной водой, но легче
не стало. Тогда он подошел к зеркалу и
пристально взглянул на себя. И именно это тусклое отражение старого, седого
человека с мешками под глазами успокоило
его. Ему даже стало смешно, как тогда на лестнице у входа, когда он впервые
увидел эту женщину, но теперь он не рассмеялся, а зло подумал, словно стараясь
причинить себе боль: «Старый ты пень, Платонов. Захотелось новых ощущений?
Сходи в театр и получи их под завязку. А сам ты уже ни на что неспособен».
Но, отойдя от зеркала, Пётр Сергеевич тут же позвонил водителю
и сказал ему, что поедет на объект сам.
- Не хочу терять навыки вождения, - объяснил
он удивившемуся Саше, испытывая при этом угрызения совести, потому что он
никогда не врал и не оправдывался перед своими подчиненными.
Ветлицкая появилась, едва прозвенел звонок с
обеденного перерыва. Теперь она была одета в джинсовый костюм, и Платонов не удержался от оценки её внешнего вида,
сказав с улыбкой:
- Вот и славно! Этот наряд больше идет вам…
Но он сразу почувствовал некую фривольность в этой фразе и закончил её по начальнически сухо, согнав с лица ненужную улыбку:
- … как специалисту по реставрации фасадов.
Она вновь покраснела и зачем-то посмотрела на
часы. Платонов понял это так: «Пора
ехать, старый козёл! Оставь свои глупые комплименты при себе».
Он быстро затолкал эскизы в папку, и они вышли на улицу. Машина уже
стояла у главного входа, Платонов сел за руль, краем глаза заметив удивленное и
слегка испуганное выражение на лице своей спутницы.
«Ага, - подумал он, - боишься! Я сейчас
покажу тебе, какой я старый козел!»
Выехав на запруженный Лиговский проспект, он
начал лихачить, обгоняя не по правилам впереди идущие машины, но, к своему удивлению, увидел,
что Ветлицкая восприняла это без всякой боязни,
а даже с каким-то девчачьим восторгом, торжествующе улыбаясь водителям обгоняемых автомобилей.
После этого Петру
Сергеевичу стало не интересно показывать свою прыть, и он прекратил это
показное лихачество.
Вид здания, которое предстояло
отреставрировать, вызвал у Платонова чувство глубокой обеспокоенности. От
замысла архитектора в нем осталось лишь одно напоминание: изящный фронтон с
гербом заводчика, который почему-то не заштукатурили.
- Да-а, - задумчиво произнес он и, не
успев закончить, услышал взволнованный
голос Ветлицкой:
- Ну, что я вам говорила, Петр Сергеевич! Здание надо очистить от всех последующих
наслоений, а потом уже думать, как его привести в первоначальный вид.
- Тут вы, правы, Олеся Макаровна, – грустно
отозвался Платонов. – Но возникает одна очень скандальная проблема.
Штукатурку мы уберем без всяких затруднений, а вот рушить пристройки нам может
не позволить новый собственник завода, который собирается возобновить здесь
производство. Надо срочно встретиться с ним и провести переговоры.
- А вы пошлите к нему меня! – с энтузиазмом
воскликнула Ветлицкая. – Я смогу его убедить в том, что завод надо воссоздать в
его прежнем облике. Потом он сам будет гордиться его красотой! Ведь он
русский человек!
- Вы в этом уверены? Я еще не выяснил, кто
купил этот завод, но это может быть и швед, и финн, и даже китаец. Ладно,
разберемся. А уговаривать хозяина
поедете вы, как вы и просили.
«Если ты не убедишь его, - добавил он про
себя, - то очаруешь уж точно».
Потом они долго ходили по территории старого завода, обсуждая детали его реставрации, Платонов
даже устал от этой ходьбы по порушенным дорожкам, но, сев за руль, неожиданно
предложил:
- А давайте съездим в Царское Село. У нас там есть еще один
объект реставрации, посмотрим, в каком
он состоянии.
- Давайте! – горячо поддержала она его, и его
усталость мигом прошла от одной только мысли, что он проведет рядом с нею еще
два часа.
Уже вечерело, но солнце стояло еще высоко:
наступала пора белых ночей.
- А вы сами из Питера? - спросил Платонов, когда
они выбрались из города.
- Нет, - ответила Ветлицкая. - Я родом из
Карелии, Там окончила школу, затем поступила в Московский архитектурный
институт. Еще студенткой вышла замуж за морского офицера, который служил в
Кронштадте, и таким образом оказалась здесь. Но нигде не работала, так как у
меня родился сын. Но потом мы с мужем развелись, Егорка пошел в садик, а я
нашла работу в вашем институте. Вот это и вся моя биография.
- А я понимаю, почему вас потянуло в
архитектуру.
- Почему?
- Потому что вы родились и выросли в Карелии.
Я там был в экспедиции еще студентом, но до сих пор вспоминаю её деревянные
церквушки и избы. И никогда не забуду нашего профессора, который, уходя из какой-нибудь древней деревеньки с покосившейся
церквушкой на взгорке, крестил её и говорил: «Храни тебя Бог!»
Вскоре они въехали в Царское Село, оставили
машину на стоянке и пошли пешком к дворцам. По пути говорили о работе, о ближайших планах,
но, ступив под прохладную парковую сень, замолчали и не проронили ни слова,
пока не обошли всю заповедную часть
города.
Потом, присев на скамейку напротив
Екатерининского дворца, он спросил ее:
- Ну, как, Олеся Макаровна, взялись бы вы
реставрировать это великолепный фасад?
Она улыбнулась ему в ответ и тихо сказала:
- Пока еще нет… Я еще не готова работать с
такими шедеврами. Но надеюсь, что вы меня научите. Мне повезло, что я нашла работу именно у вас.
Впервые за многие годы заведования своим
институтом Платонов услышал в свой адрес такие слова, сказанные от всей души женщиной, с которой познакомился лишь
вчера, и которая понравилась ему с
первого взгляда. И он вдруг почувствовал себя молодым и уверенным, способным на
всё. Но ответил он ей сухо и скупо, с печалью в голосе, свойственной старикам:
- Если не вы, то кто же будет хранить для
потомков это чудо… Мы уходим, оставляя все это вам..
Потом он отменил поездку на
царскосельский объект, который и не
думал посещать изначально, и они пошли к
машине, снова молча и не глядя друг на друга.
В город они вернулись, когда его суета уже чуть
приутихла, пробки почти исчезли, но Платонов не спешил, медленно проезжая по
широкому Московскому проспекту.
- Вы
никуда не торопитесь? – спросил он, когда они въехали на Лиговку.
- Нет, - ответила она. – Егорку забирает из
садика мама, он уже спит, наверное. Вы меня высадите у метро, я домой сама
доберусь.
- А я хотел предложить вам поужинать со
мной.
- Я страшно не люблю эти ужины в ресторанах.
Хотя и изрядно проголодалась.
- А я вас в ресторан и не приглашаю. Я люблю
тишину и… окрошку. А вы?
- Я тоже! – почти вскрикнула она.
- Так вот, именно для этого существует предприятие общественного питания под названием «Погребок». И совсем
рядом. Так что вы не успеете умереть от голода.
Они сидели за столом друг против друга, наслаждаясь
тишиной и полумраком, и молчали, когда их взгляды неожиданно встретились.
«Ты очень хорошая женщина, - сказал он ей
глазами. – Я еще такой не встречал. Ты другая, непохожая ни на кого… Ты мне
очень нравишься. В это трудно поверить, глядя на меня, но это так».
«Я верю тебе, - ответила она ему. – Ты мне
тоже очень нравишься. Но я не знаю, как нам быть дальше?»
«Я тоже не знаю, - потухли его глаза. – Но
все решится само собой. И мы будем счастливы».
- Ты почему так поздно? – спросила жена, как
только он вошел в прихожую.
- Дела, - коротко ответил он и как бы в подтверждение
этого бросил на тумбочку папку с документами.
- Ужинать будешь?
- Нет. Я поел в «Погребке».
- Один?
- Нет, с дамой. Специалисткой по реставрации
фасадов.
- С той, что носит длинное платье до пола?
Он вздрогнул и удивленно посмотрел на неё:
- А ты откуда знаешь?
- А я сразу догадалась, когда неделю тому
назад ты спросил меня, носила ли я длинные платья. Ты влюбился или у тебя
просто появилась другая женщина?
Он задумался, а потом ответил, сам ощущая
какую-то неуверенность в своем голосе:
- Не то и не другое. Просто мы полдня провели
вместе с ней на объекте и оба проголодались. А ты, Зоя, обязательно подумай,
прежде чем говорить такую ерунду. И внимательно посмотри на меня. Тогда ты
поймешь, что влюбиться я уже не могу, а другая женщина мне не нужна.
- Она молодая?
- Да. И очень красивая. И у нее необычное имя – Олеся Макаровна. А фамилия -
Ветлицкая. С мужем она развелась, и у нее есть сын, шести лет от роду.
- Так вы с ней обсуждали производственные
дела, или она рассказывала тебе свою биографию?
- Первое мы делали на объекте, а второе
происходило за ужином. Что еще тебя интересует?
- Больше ничего. Могу только дать тебе совет:
держись от нее подальше. Если она постоянно будет мелькать у тебя перед
глазами, ты влюбишься в неё окончательно и бесповоротно. А так как ты,
Платонов, очень порядочный человек, то никогда не предложишь ей быть твоей
любовницей. Ты бросишь меня и женишься на ней…
Она выключила свет в прихожей и ушла. А он
остался стоять в темноте, уставший и пустой. Все прекрасные ощущения этого дня покинули его, словно их и не было…
На следующий день, сразу по приходу на работу, он вызвал к
себе Фурмана и сказал, бесцельно роясь в бумагах, лишь бы не смотреть ему в глаза:
- Михаил Семёнович, напиши, пожалуйста,
приказ о переводе Ветлицкой завотделом нашего филиала в Колпино.
- Хорошо, - ответил Фурман, ни о чем не спрашивая.
Этот старый еврей с его мудрой
проницательностью всегда понимал его без всяких объяснений.
Стоя на площадке у входа
в институт, Платонов увидел внизу эту
женщину и застыл в непонятном для него изумлении. Прежде чем ступить на первую ступеньку
лестницы, она каким-то легким и изящным прикосновением ладони приподняла своё длинное платье и
пошла наверх, не отнимая руки от бедра.
Он стал следить за ней, словно увидел такое в
первый раз за всю свою долгую жизнь, не
отрывая глаз от ног женщины и сопровождая взглядом каждый ее шаг, до тех пор,
пока она не промелькнула мимо него, скрывшись в здании института. Он даже не
успел рассмотреть, какая она: молодая или пожилая, красивая или нет. Платонов
кинул в урну окурок сигареты, которая уже обожгла его пальцы, и постарался
понять, что случилось с ним.
Но мысли не хотели сложиться в его голове во что-то стройное и понятное, и тогда
ему вдруг стало смешно, потому что он представил, как он, старый и мудрый Платонов, директор проектного
института, оторопело смотрит на поднимающуюся по лестнице женщину, лишь только
из-за того, что та чуточку приподняла платье, чтобы ступить на ступеньку.
Это была настолько комичная картина, что он
даже засмеялся вслух, вызвав у проходящих мимо людей веселое недоумение. Но тут из дверей
выскочил его заместитель Фурман и,
заметив на лице Платонова еще не
исчезнувшую улыбку, закричал:
- Чему радуешься, старик? Как будто мы едем
не на ковер в Смольный, а на недельку в Комарово. И мы не опаздываем уже на
пять минут из-за этих бесконечных пробок. Представляешь, Саша не может выгнать
машину из гаража! Когда такое было?
Совещание в городской администрации
затянулось почти до вечера. Решался один из самых больных вопросов: о застройке
старых районов Петербурга. Платонов с
Фурманом одержали важную для города и для их института победу, отстояв от сноса
завод, построенный еще в начале девятнадцатого века, но далось это им нелегко:
заместитель прикончил к концу совещания
упаковку валидола, а директор, сев в машину, сразу попросил отвезти его
домой.
- Ты, Михаил Семёнович, направь своих девчат
в архив, пусть поищут старые эскизы этого завода – сказал он Фурману. - План
его реставрации должен быть готов через неделю. Пока в Смольном не передумали.
- Хорошо, Пётр Сергеевич, - согласился
Фурман. – Завтра Наташа занесет тебе копии эскизов.
- А кто такая Наташа? – удивился Платонов.
- Моя новая секретарша, - ответил Михаил Семенович с застенчивой улыбкой, похлопывая себя по
карманам в надежде найти завалявшееся лекарство.
- Что-то часто ты стал их менять. Смотри,
допрыгаешься, - пожурил его Платонов…
Фурман только махнул рукой на это
дружеское предупреждение и попросил
водителя Сашу остановить машину у
аптеки.
А Платонов, откинувшись на спинку сиденья,
прикрыл глаза и собрался вздремнуть, к
чему он уже приучился в этих проклятых пробках.
И тут с ним снова произошло что-то странное:
перед его глазами повторилась картина сегодняшнего утра: женщина в длинном
платье, которую он не успел разглядеть, дотрагивается рукой до своего бедра и, чуть касаясь его,
открывает носки белых туфелек. Не больше…
На этот раз он не рассмеялся и даже не
улыбнулся.
«Чертовщина какая-то, - подумал он устало. –
В твоем возрасте да на такой работе тебе осталось только на баб
засматриваться…»
Утром за завтраком, допивая ритуальный
стакан ненавистного кефира, он думал о
предстоящей работе, но когда жена перебила его мысли каким-то пустячным
вопросом, неожиданно спросил её:
- Зоя, а ты когда-нибудь носила длинные
платья? Чтобы прямо до пола?
- Ни разу не надевала, - весело отозвалась
она. - А зачем? У меня всегда были прекрасные стройные ноги, и я старалась показать их во всей красе. Ты
разве не помнишь?
- Помню, помню, - пробурчал он, - А что,
длинные платья носят только для того, что скрыть кривые ноги?
- Нет, не обязательно. Сейчас, например, на них мода пошла. Но
нынешние франтихи порой забывают, что такие платья надо еще уметь носить. А почему ты
спрашиваешь? Ты решил ввести в своем институте новый дресс – код? Откажись от
этой затеи. Твои ученые дамы тебя не поймут. Им надо по лестницам бегать, а не
шлейф за собой таскать.
Он ничего не ответил жене, и она не
обиделась, за много лет супружества привыкнув к его привычке не реагировать на
её вопросы. Она даже забыла о том, что первым разговор о длинных платьях завёл
он сам.
Предстоящая работа была большой и интересной,
и Платонов целиком ушел в нее, забыв о прекрасной незнакомке. Спустя неделю прямо с
объекта ему позвонил Фурман:
- Слушай, Петр Сергеевич, у меня здесь
небольшой скандальчик с нашим специалистом по реставрации фасадов. Не буду
отнимать у тебя сейчас времени, но ты завтра удели часок для того, чтобы разобраться в сути конфликта.
- Что за специалист? Откуда он взялся?
- Не он, а она. Ты был в Москве, и принимал
её на работу я. На свою голову, получается.
- Хорошо, пусть зайдет завтра утром, в девять
тридцать.
- Ну, и славно. А то она со мной уже и
разговаривать не хочет, твердит одно и то же: «Буду говорить только с
директором!» Её зовут Олеся Макаровна Ветлицкая. Звучит весьма экзотично, ты не
находишь?
На следующее утро Платонов, разложив на
большом столе старые схемы заводских зданий, принялся за их детальное изучение,
когда в дверь постучали.
- Входите! – крикнул он, не отрывая взгляда
от бумаг.
- Я – Ветлицкая, - услышал он тихий приятный
голос и поднял голову.
Первым делом он взглянул в лицо вошедшей. Оно
было красивым и молодым, но глаза на нем смотрели слишком уж строго, и Петр
Сергеевич поспешил занять своё место и пригласить её:
- Присаживайтесь, пожалуйста.
Женщина подошла к его столу, и тут произошло
чудо: он вдруг заметил, что она одета в длинное васильковое платье, которое,
опускаясь в кресло, она приподняла хорошо знакомым ему движением руки!
- Я
совершенно не согласна с планом реставрации фасадов на новом объекте, - сразу
же заявила она и достала из сумочки изящную записную книжку.
Но Платонов, казалось, не услышал этого, он
смотрел на неё и улыбался.
Заметив это, она запнулась и растерянно
спросила:
- Чему вы улыбаетесь? Разве я сказала
что-нибудь смешное?
Платонов тоже растерялся и, погасив улыбку,
ответил:
- Нет – нет, простите! Просто я вспомнил одну
очень смешную знакомую из моей молодости. Она тоже носила длинное платье и
приподнимала его ладошкой, когда садилась… Так почему вы не согласны с нашим
планом реставрации?
Ветлицкая ответила не сразу: видимо, её удивило
и смутило его объяснение. Она неожиданно покраснела и начала терзать свою записную
книжку.
- Понимаете, Петр Сергеевич, - начала она спустя минуту, но уже совершенно другим тоном,
не слишком уверенным и слегка нервным. – Реставрировать фасады в том виде, в
каком они сейчас находятся, нельзя. Во-первых, их зачем-то штукатурили, хотя по замыслу
архитектора должна ясно проглядываться
кирпичная фактура здания с многочисленными выступами. Во-вторых, к нему
пристроено множество новых помещений, которые портят весь его вид. А в нашем
плане ничего не говорится об
удалении этих пристроек и штукатурки.
- Извините, Олеся Макаровна, - остановил он
её, - но я сам ещё не был на объекте. Разбираюсь пока с этим
ворохом бумаг. Давайте поедем туда вместе и разберемся. Я жду вас у себя сразу
после обеденного перерыва.
Когда Ветлицкая вышла из кабинета, Платонов
вернулся к столу, где лежали бумаги, но вникнуть в их суть уже не смог.
Почему-то слегка кружилась голова и
дрожали руки. Он вышел в комнату для отдыха и умылся холодной водой, но легче
не стало. Тогда он подошел к зеркалу и
пристально взглянул на себя. И именно это тусклое отражение старого, седого
человека с мешками под глазами успокоило
его. Ему даже стало смешно, как тогда на лестнице у входа, когда он впервые
увидел эту женщину, но теперь он не рассмеялся, а зло подумал, словно стараясь
причинить себе боль: «Старый ты пень, Платонов. Захотелось новых ощущений?
Сходи в театр и получи их под завязку. А сам ты уже ни на что неспособен».
Но, отойдя от зеркала, Пётр Сергеевич тут же позвонил водителю
и сказал ему, что поедет на объект сам.
- Не хочу терять навыки вождения, - объяснил
он удивившемуся Саше, испытывая при этом угрызения совести, потому что он
никогда не врал и не оправдывался перед своими подчиненными.
Ветлицкая появилась, едва прозвенел звонок с
обеденного перерыва. Теперь она была одета в джинсовый костюм, и Платонов не удержался от оценки её внешнего вида,
сказав с улыбкой:
- Вот и славно! Этот наряд больше идет вам…
Но он сразу почувствовал некую фривольность в этой фразе и закончил её по начальнически сухо, согнав с лица ненужную улыбку:
- … как специалисту по реставрации фасадов.
Она вновь покраснела и зачем-то посмотрела на
часы. Платонов понял это так: «Пора
ехать, старый козёл! Оставь свои глупые комплименты при себе».
Он быстро затолкал эскизы в папку, и они вышли на улицу. Машина уже
стояла у главного входа, Платонов сел за руль, краем глаза заметив удивленное и
слегка испуганное выражение на лице своей спутницы.
«Ага, - подумал он, - боишься! Я сейчас
покажу тебе, какой я старый козел!»
Выехав на запруженный Лиговский проспект, он
начал лихачить, обгоняя не по правилам впереди идущие машины, но, к своему удивлению, увидел,
что Ветлицкая восприняла это без всякой боязни,
а даже с каким-то девчачьим восторгом, торжествующе улыбаясь водителям обгоняемых автомобилей.
После этого Петру
Сергеевичу стало не интересно показывать свою прыть, и он прекратил это
показное лихачество.
Вид здания, которое предстояло
отреставрировать, вызвал у Платонова чувство глубокой обеспокоенности. От
замысла архитектора в нем осталось лишь одно напоминание: изящный фронтон с
гербом заводчика, который почему-то не заштукатурили.
- Да-а, - задумчиво произнес он и, не
успев закончить, услышал взволнованный
голос Ветлицкой:
- Ну, что я вам говорила, Петр Сергеевич! Здание надо очистить от всех последующих
наслоений, а потом уже думать, как его привести в первоначальный вид.
- Тут вы, правы, Олеся Макаровна, – грустно
отозвался Платонов. – Но возникает одна очень скандальная проблема.
Штукатурку мы уберем без всяких затруднений, а вот рушить пристройки нам может
не позволить новый собственник завода, который собирается возобновить здесь
производство. Надо срочно встретиться с ним и провести переговоры.
- А вы пошлите к нему меня! – с энтузиазмом
воскликнула Ветлицкая. – Я смогу его убедить в том, что завод надо воссоздать в
его прежнем облике. Потом он сам будет гордиться его красотой! Ведь он
русский человек!
- Вы в этом уверены? Я еще не выяснил, кто
купил этот завод, но это может быть и швед, и финн, и даже китаец. Ладно,
разберемся. А уговаривать хозяина
поедете вы, как вы и просили.
«Если ты не убедишь его, - добавил он про
себя, - то очаруешь уж точно».
Потом они долго ходили по территории старого завода, обсуждая детали его реставрации, Платонов
даже устал от этой ходьбы по порушенным дорожкам, но, сев за руль, неожиданно
предложил:
- А давайте съездим в Царское Село. У нас там есть еще один
объект реставрации, посмотрим, в каком
он состоянии.
- Давайте! – горячо поддержала она его, и его
усталость мигом прошла от одной только мысли, что он проведет рядом с нею еще
два часа.
Уже вечерело, но солнце стояло еще высоко:
наступала пора белых ночей.
- А вы сами из Питера? - спросил Платонов, когда
они выбрались из города.
- Нет, - ответила Ветлицкая. - Я родом из
Карелии, Там окончила школу, затем поступила в Московский архитектурный
институт. Еще студенткой вышла замуж за морского офицера, который служил в
Кронштадте, и таким образом оказалась здесь. Но нигде не работала, так как у
меня родился сын. Но потом мы с мужем развелись, Егорка пошел в садик, а я
нашла работу в вашем институте. Вот это и вся моя биография.
- А я понимаю, почему вас потянуло в
архитектуру.
- Почему?
- Потому что вы родились и выросли в Карелии.
Я там был в экспедиции еще студентом, но до сих пор вспоминаю её деревянные
церквушки и избы. И никогда не забуду нашего профессора, который, уходя из какой-нибудь древней деревеньки с покосившейся
церквушкой на взгорке, крестил её и говорил: «Храни тебя Бог!»
Вскоре они въехали в Царское Село, оставили
машину на стоянке и пошли пешком к дворцам. По пути говорили о работе, о ближайших планах,
но, ступив под прохладную парковую сень, замолчали и не проронили ни слова,
пока не обошли всю заповедную часть
города.
Потом, присев на скамейку напротив
Екатерининского дворца, он спросил ее:
- Ну, как, Олеся Макаровна, взялись бы вы
реставрировать это великолепный фасад?
Она улыбнулась ему в ответ и тихо сказала:
- Пока еще нет… Я еще не готова работать с
такими шедеврами. Но надеюсь, что вы меня научите. Мне повезло, что я нашла работу именно у вас.
Впервые за многие годы заведования своим
институтом Платонов услышал в свой адрес такие слова, сказанные от всей души женщиной, с которой познакомился лишь
вчера, и которая понравилась ему с
первого взгляда. И он вдруг почувствовал себя молодым и уверенным, способным на
всё. Но ответил он ей сухо и скупо, с печалью в голосе, свойственной старикам:
- Если не вы, то кто же будет хранить для
потомков это чудо… Мы уходим, оставляя все это вам..
Потом он отменил поездку на
царскосельский объект, который и не
думал посещать изначально, и они пошли к
машине, снова молча и не глядя друг на друга.
В город они вернулись, когда его суета уже чуть
приутихла, пробки почти исчезли, но Платонов не спешил, медленно проезжая по
широкому Московскому проспекту.
- Вы
никуда не торопитесь? – спросил он, когда они въехали на Лиговку.
- Нет, - ответила она. – Егорку забирает из
садика мама, он уже спит, наверное. Вы меня высадите у метро, я домой сама
доберусь.
- А я хотел предложить вам поужинать со
мной.
- Я страшно не люблю эти ужины в ресторанах.
Хотя и изрядно проголодалась.
- А я вас в ресторан и не приглашаю. Я люблю
тишину и… окрошку. А вы?
- Я тоже! – почти вскрикнула она.
- Так вот, именно для этого существует предприятие общественного питания под названием «Погребок». И совсем
рядом. Так что вы не успеете умереть от голода.
Они сидели за столом друг против друга, наслаждаясь
тишиной и полумраком, и молчали, когда их взгляды неожиданно встретились.
«Ты очень хорошая женщина, - сказал он ей
глазами. – Я еще такой не встречал. Ты другая, непохожая ни на кого… Ты мне
очень нравишься. В это трудно поверить, глядя на меня, но это так».
«Я верю тебе, - ответила она ему. – Ты мне
тоже очень нравишься. Но я не знаю, как нам быть дальше?»
«Я тоже не знаю, - потухли его глаза. – Но
все решится само собой. И мы будем счастливы».
- Ты почему так поздно? – спросила жена, как
только он вошел в прихожую.
- Дела, - коротко ответил он и как бы в подтверждение
этого бросил на тумбочку папку с документами.
- Ужинать будешь?
- Нет. Я поел в «Погребке».
- Один?
- Нет, с дамой. Специалисткой по реставрации
фасадов.
- С той, что носит длинное платье до пола?
Он вздрогнул и удивленно посмотрел на неё:
- А ты откуда знаешь?
- А я сразу догадалась, когда неделю тому
назад ты спросил меня, носила ли я длинные платья. Ты влюбился или у тебя
просто появилась другая женщина?
Он задумался, а потом ответил, сам ощущая
какую-то неуверенность в своем голосе:
- Не то и не другое. Просто мы полдня провели
вместе с ней на объекте и оба проголодались. А ты, Зоя, обязательно подумай,
прежде чем говорить такую ерунду. И внимательно посмотри на меня. Тогда ты
поймешь, что влюбиться я уже не могу, а другая женщина мне не нужна.
- Она молодая?
- Да. И очень красивая. И у нее необычное имя – Олеся Макаровна. А фамилия -
Ветлицкая. С мужем она развелась, и у нее есть сын, шести лет от роду.
- Так вы с ней обсуждали производственные
дела, или она рассказывала тебе свою биографию?
- Первое мы делали на объекте, а второе
происходило за ужином. Что еще тебя интересует?
- Больше ничего. Могу только дать тебе совет:
держись от нее подальше. Если она постоянно будет мелькать у тебя перед
глазами, ты влюбишься в неё окончательно и бесповоротно. А так как ты,
Платонов, очень порядочный человек, то никогда не предложишь ей быть твоей
любовницей. Ты бросишь меня и женишься на ней…
Она выключила свет в прихожей и ушла. А он
остался стоять в темноте, уставший и пустой. Все прекрасные ощущения этого дня покинули его, словно их и не было…
На следующий день, сразу по приходу на работу, он вызвал к
себе Фурмана и сказал, бесцельно роясь в бумагах, лишь бы не смотреть ему в глаза:
- Михаил Семёнович, напиши, пожалуйста,
приказ о переводе Ветлицкой завотделом нашего филиала в Колпино.
- Хорошо, - ответил Фурман, ни о чем не спрашивая.
Этот старый еврей с его мудрой
проницательностью всегда понимал его без всяких объяснений.
Маруся Климова # 7 января 2020 в 01:17 0 | ||
|
Борис Аксюзов # 8 января 2020 в 12:10 0 | ||
|
Ольга бе Лова # 2 апреля 2020 в 11:03 0 | ||
|