Теперь,
когда прошло почти пятьдесят лет, об этом рассказать можно, и я свою клятву
молчать могу нарушить без ущерба для героини рассказа и её семьи. Итак, место
действия – Ташкент, время – середина
50-х пршлого века, а я на ту пору – студент техникума. В шестнадцать лет
все влюбляются, не миновала чаша сия и меня. Я не просто влюбился, а как
говорят «втюрился по-уши», то-есть до состояния, когда совершаешь глупости и
безрассудства во имя этой любви.
Моя любимая вместе с подружкой жила
на квартире у древней, как мне тогда казалось, старушки. Мало того, эта
старушка была ещё и вредной. Она сказала девчонкам
-- Денег я с вас брать не буду, но если в доме
увижу хотя бы одного мальчика, мы с вами простимся.
В доме мальчиков она так и не увидела, но зато
увидела меня на дереве, что росло напротив окон её дома. Там, в густой листве
на сучьях, я свил себе гнездо и часами сидел на рваной телогрейке, любуясь в
окно своей красавицей. Подсматривать, конечно, нехорошо и стыдно, но я ведь не
подсматривал, а любовался своей богиней. Она и не подозревала, что вся её
домашняя жизнь после занятий в техникуме, где она училась в параллельной
группе, у меня проходит как на телеэкране, только без звука. Но зачем мне нужен
был звук, если её голос я узнал бы и в тысячной толпе.
Помню,
что слез с дерева и стоял перед ней красный, как варёный рак, и что-то лепетал,
сгорая от стыда и смущения .Бабушка, конечно же, смекнула какая сила загнала
меня туда, корысти в этом не усмотрела, и даже пригласила войти в дом. И
девчонки, и я не ожидали такого поворота событий и потому поначалу робели и смущались, хотя я был не из робкого
десятка. Шло время и очень скоро я освоился настолько, что уже не стеснялся
присутствия хозяйки дома.
Звали
её Анна Даниловна, а нас она называла «сударь» и «сударыни». Нас это смешило,
но не обижало. Тем более, что она не скупилась на печенье и пирожки к чаю. А
когда она узнала, что я детдомовец, сирота, и живу один-одинёшенек, то я стал в
доме желанным и даже привилегированным гостем. Слушая мои рассказы о годах беспризорничества,
о лишениях и приключениях, выпавших на мою долю в лихое послевоенное время, Анна
Даниловна тайком промокала глаза кружевным платочком и всё норовила подсунуть
мне кусочек побольше и послаще. Но когда она узнала, что мой дед по отцу со
всем семейством загремел на Соловки, а
отец как «сын кулака» оказался в ссылке на шахтах Караганды, то и вовсе стала
опекать меня как родного. Даже предложила переехать из общаги к ней в дом.
. Соблазн
жить рядом с любимой был велик, но я отказался. И случилось так, что однажды,
когда девчонки уехали на каникулы к своим мамам-папам, Анна Даниловна оставила
меня ночевать, не пустила в общежитие. Закрыв все двери на крючки и запоры,
зашторив окна, она позвала меня в свою комнату и сказала:
-- Ты никогда и ничего не скрывал от меня, я
восхищаюсь твоей честностью и люблю как родного. Хочу, чтобы и ты узнал обо мне
побольше. Только ты, сударь, должен поклясться, что никогда и никому не
расскажешь о том, что сейчас увидишь и услышишь.
После
такого торжественного и таинственного вступления мне ничего не оставалось
делать, как дать такую клятву. Могу с чистой совестью сказать, что клятву эту я
сдержал.
Анна
Даниловна открыла старинный огромный сундучище, поманила меня пальцем, и я
заглянул внутрь. Сказать, что я был удивлён – всё равно что ничего не сказать.
Я был почти в шоке. Боже мой, чего там только не было! Шкатулки разных форм и
размеров, вазы и вазочки, коробки и коробочки, роскошные платья и множество
альбомов. Всё это было похоже на то, что до той поры я видел только в музеях и
в исторических фильмах о жизни царей и королей. Всё это богатство на фоне
убогой мебели в комнатушке Анны Даниловны, при виде её простецкой одежды
выглядело как роскошный бриллиант в куче навоза. Но когда она достала
невероятных размеров альбом с золочёными крышками, когда щёлкнули золотые
замочки-застёжки, и зазвучала мелодия внутри, я был в полной прострации.
«Украла!» - была моя первая
мысль, - Поэтому и заперлась на все замки» - продолжал я накручивать детективный
сюжет в своём воспалённом воображении. Но всё оказалось куда проще и круче
любого детектива. Анна Даниловна переворачивала листы пудового фолианта, а я
смотрел на прекрасно сохранившиеся фотографии, где прима-балерина Мариинского
Императорского театра А. Д. К-ская была
снята с Николаем Вторым, с королями и императорами Европы. Там же я увидел её с
Львом Толстым, Шаляпиным, Чайковским. Будто во сне, с замиранием сердца, я
глядел на лица, которые до этого видел лишь в учебниках истории и литературы. У
меня просто в голове не умещалось, что вот эта сухонькая, вся в морщинках. с
трясущимися руками старушка и есть та самая роскошная красавица-балерина,
объездившая полмира, обласканная царями
и королями.
Наверное,
я был благодарным слушателем, вызывал доверие, и потому Анна Даниловна поведала
мне свою биографию, о которой, будь у меня дар писателя, можно написать не один
роман. Но суть сводилась к тому, что советская власть не позволила бы любимице
царя, аристократке со знанием трёх языков, выпускнице Смольного института благородных девиц жить в СССР вольготно и
радостно. И если бы после долгих и опасных мытарств она не оказалась в Ташкенте
в начале 20-х годов, то сгинула бы где-нибудь в ссылке или в лагерной пыли. А
могли и к стенке поставить.
Но и
жизнь в Ташкенте, под чужой фамилией, без родных и друзей, без любимого
искусства, в вечном страхе быть узнанной тоже была не сахар. Утешением и
радостью был этот сундук, хранилище прошлого, памятник той безвозвратно ушедшей
жизни. Время от времени она открывала его и в одиночестве, поливая слезами,
перебирала эти вещи, разговаривала с ними, жаловалась им. О содержимом сундука
не знал даже муж, погибший на войне в сорок втором году. Долгое время не знал и
сын, родившийся в начале двадцатых годов там же, в Ташкенте. Замуж Анна
Даниловна больше не выходила, работала в школе учителем музыки, пока годы и
здоровье не обрекли её на участь советской пенсионерки. Но она не жаловалась,
не проклинала советскую власть, не озлобилась и была твёрдо убеждена, что «на
всё воля Божья».
Когда я
спросил её, почему она так бедно живёт, владея таким богатством, она ответила:
--Здесь, в сундуке, моя судьба, а судьбой не
торгуют. Вот когда умру, тогда сын пусть сам решает продавать содержимое или
всё-таки сберечь. Ведь всё равно отберут и посадят.
К великому
сожалению, я ничего сейчас не знаю о судьбе Анны Даниловны, её сына Алёши, с
которым она меня тоже познакомила. Но хочется верить, что Алёша сберёг сундук,
как память о своей необыкновенной матери, и что внуки и правнуки могут и
сегодня гордиться ею. А я благодарен Её Величеству Судьбе за подаренную мне в
юности встречу с такой необыкновенной женщиной.
[Скрыть]Регистрационный номер 0165288 выдан для произведения:
КЛЯТВОПРЕСТУПНИК.
Теперь,
когда прошло почти пятьдесят лет, об этом рассказать можно, и я свою клятву
молчать могу нарушить без ущерба для героини рассказа и её семьи. Итак, место
действия – Ташкент, время – середина
50-х пршлого века, а я на ту пору – студент техникума. В шестнадцать лет
все влюбляются, не миновала чаша сия и меня. Я не просто влюбился, а как
говорят «втюрился по-уши», то-есть до состояния, когда совершаешь глупости и
безрассудства во имя этой любви.
Моя любимая вместе с подружкой жила
на квартире у древней, как мне тогда казалось, старушки. Мало того, эта
старушка была ещё и вредной. Она сказала девчонкам
-- Денег я с вас брать не буду, но если в доме
увижу хотя бы одного мальчика, мы с вами простимся.
В доме мальчиков она так и не увидела, но зато
увидела меня на дереве, что росло напротив окон её дома. Там, в густой листве
на сучьях, я свил себе гнездо и часами сидел на рваной телогрейке, любуясь в
окно своей красавицей. Подсматривать, конечно, нехорошо и стыдно, но я ведь не
подсматривал, а любовался своей богиней. Она и не подозревала, что вся её
домашняя жизнь после занятий в техникуме, где она училась в параллельной
группе, у меня проходит как на телеэкране, только без звука. Но зачем мне нужен
был звук, если её голос я узнал бы и в тысячной толпе.
Помню,
что слез с дерева и стоял перед ней красный, как варёный рак, и что-то лепетал,
сгорая от стыда и смущения .Бабушка, конечно же, смекнула какая сила загнала
меня туда, корысти в этом не усмотрела, и даже пригласила войти в дом. И
девчонки, и я не ожидали такого поворота событий и потому поначалу робели и смущались, хотя я был не из робкого
десятка. Шло время и очень скоро я освоился настолько, что уже не стеснялся
присутствия хозяйки дома.
Звали
её Анна Даниловна, а нас она называла «сударь» и «сударыни». Нас это смешило,
но не обижало. Тем более, что она не скупилась на печенье и пирожки к чаю. А
когда она узнала, что я детдомовец, сирота, и живу один-одинёшенек, то я стал в
доме желанным и даже привилегированным гостем. Слушая мои рассказы о годах беспризорничества,
о лишениях и приключениях, выпавших на мою долю в лихое послевоенное время, Анна
Даниловна тайком промокала глаза кружевным платочком и всё норовила подсунуть
мне кусочек побольше и послаще. Но когда она узнала, что мой дед по отцу со
всем семейством загремел на Соловки, а
отец как «сын кулака» оказался в ссылке на шахтах Караганды, то и вовсе стала
опекать меня как родного. Даже предложила переехать из общаги к ней в дом.
. Соблазн
жить рядом с любимой был велик, но я отказался. И случилось так, что однажды,
когда девчонки уехали на каникулы к своим мамам-папам, Анна Даниловна оставила
меня ночевать, не пустила в общежитие. Закрыв все двери на крючки и запоры,
зашторив окна, она позвала меня в свою комнату и сказала:
-- Ты никогда и ничего не скрывал от меня, я
восхищаюсь твоей честностью и люблю как родного. Хочу, чтобы и ты узнал обо мне
побольше. Только ты, сударь, должен поклясться, что никогда и никому не
расскажешь о том, что сейчас увидишь и услышишь.
После
такого торжественного и таинственного вступления мне ничего не оставалось
делать, как дать такую клятву. Могу с чистой совестью сказать, что клятву эту я
сдержал.
Анна
Даниловна открыла старинный огромный сундучище, поманила меня пальцем, и я
заглянул внутрь. Сказать, что я был удивлён – всё равно что ничего не сказать.
Я был почти в шоке. Боже мой, чего там только не было! Шкатулки разных форм и
размеров, вазы и вазочки, коробки и коробочки, роскошные платья и множество
альбомов. Всё это было похоже на то, что до той поры я видел только в музеях и
в исторических фильмах о жизни царей и королей. Всё это богатство на фоне
убогой мебели в комнатушке Анны Даниловны, при виде её простецкой одежды
выглядело как роскошный бриллиант в куче навоза. Но когда она достала
невероятных размеров альбом с золочёными крышками, когда щёлкнули золотые
замочки-застёжки, и зазвучала мелодия внутри, я был в полной прострации.
«Украла!» - была моя первая
мысль, - Поэтому и заперлась на все замки» - продолжал я накручивать детективный
сюжет в своём воспалённом воображении. Но всё оказалось куда проще и круче
любого детектива. Анна Даниловна переворачивала листы пудового фолианта, а я
смотрел на прекрасно сохранившиеся фотографии, где прима-балерина Мариинского
Императорского театра А. Д. К-ская была
снята с Николаем Вторым, с королями и императорами Европы. Там же я увидел её с
Львом Толстым, Шаляпиным, Чайковским. Будто во сне, с замиранием сердца, я
глядел на лица, которые до этого видел лишь в учебниках истории и литературы. У
меня просто в голове не умещалось, что вот эта сухонькая, вся в морщинках. с
трясущимися руками старушка и есть та самая роскошная красавица-балерина,
объездившая полмира, обласканная царями
и королями.
Наверное,
я был благодарным слушателем, вызывал доверие, и потому Анна Даниловна поведала
мне свою биографию, о которой, будь у меня дар писателя, можно написать не один
роман. Но суть сводилась к тому, что советская власть не позволила бы любимице
царя, аристократке со знанием трёх языков, выпускнице Смольного института благородных девиц жить в СССР вольготно и
радостно. И если бы после долгих и опасных мытарств она не оказалась в Ташкенте
в начале 20-х годов, то сгинула бы где-нибудь в ссылке или в лагерной пыли. А
могли и к стенке поставить.
Но и
жизнь в Ташкенте, под чужой фамилией, без родных и друзей, без любимого
искусства, в вечном страхе быть узнанной тоже была не сахар. Утешением и
радостью был этот сундук, хранилище прошлого, памятник той безвозвратно ушедшей
жизни. Время от времени она открывала его и в одиночестве, поливая слезами,
перебирала эти вещи, разговаривала с ними, жаловалась им. О содержимом сундука
не знал даже муж, погибший на войне в сорок втором году. Долгое время не знал и
сын, родившийся в начале двадцатых годов там же, в Ташкенте. Замуж Анна
Даниловна больше не выходила, работала в школе учителем музыки, пока годы и
здоровье не обрекли её на участь советской пенсионерки. Но она не жаловалась,
не проклинала советскую власть, не озлобилась и была твёрдо убеждена, что «на
всё воля Божья».
Когда я
спросил её, почему она так бедно живёт, владея таким богатством, она ответила:
--Здесь, в сундуке, моя судьба, а судьбой не
торгуют. Вот когда умру, тогда сын пусть сам решает продавать содержимое или
всё-таки сберечь. Ведь всё равно отберут и посадят.
К великому
сожалению, я ничего сейчас не знаю о судьбе Анны Даниловны, её сына Алёши, с
которым она меня тоже познакомила. Но хочется верить, что Алёша сберёг сундук,
как память о своей необыкновенной матери, и что внуки и правнуки могут и
сегодня гордиться ею. А я благодарен Её Величеству Судьбе за подаренную мне в
юности встречу с такой необыкновенной женщиной.
....Ты прав, Лёша! Война, потом (и ДЛ ) репрессии - надо было где-то прятаться, лечь на дно, чтобы выжить. Спасибо за отзыв. Мне бы хотелось , чтобы ты и "Записки ..." прочитал. Но я их по неуменю почему-то разместил в графе О СЕБЕ. А как перетащить в другое место - ПРОИЗВЕДЕНИЯ - не умею. Может подскажешь?
....самое большое сокровище у меня - это ты, дорогая. Вот его я ото всех утаил. Никак не ожидал увидеть тебя на этом сайте. сейчас посмотрю. что они пропустили сюда.
Галя,доброе слово даже кошке приятно. Что уж говорить о нас, авторах...Уонечно. спасибо за отзыв и пусть у тебя в жизни тоже будет побольше праздников.