[Скрыть]
Регистрационный номер 0352923 выдан для произведения:
Две разных электрички в темноте, две пересадки бегом, до рассвета, дорога по набережной Яузы, тоже бегом, через мостики, выезд с утра.
Вы говорите про здоровый образ жизни сегодня?..Он был у меня.
Сегодня все школяры впервые попали в своё депо. С набережной Яузы — это несколько шагов и ты уже на рельсах. Громадное старейшее здание депо. Кажется, эти стены — ровесники Кремля. Или все они сложены теми же кирпичами. Такими же грубыми,неровными, ручной работы, тёмно-тёмно красными…Особый обжиг, особая глина.
Из распахнутых ворот к реке двигается длинная цепь блестящих зверей, с умными, яркими карими глазами. Их — несметное количество и они. презирая движение, идут на водопой . Звери меня остановили, мне пришлось бежать в другие ворота и я опоздала, в первый же день нарушив первое правило трамвая — быть точной.
Школяры во главе с шефом, приятной, маленькой женщиной, у которой мы проходим практику, уже готовы к первому рейсу в жизни… Врываюсь в эту толпу, засмотревшись на стену напротив, запинаюсь, спотыкаюсь и лечу ласточкой прямо к дверям трамвайчика… Повезло, меня ловят, и шеф, насмотревшись на всё это безобразие, предлагает «Вам, как опоздавшей, простое задание. Вперёд, на крышу, время пошло».
Вы не знаете, что это такое…Это - посвящение в трамвай. Пройдёшь, - ты свой. Откажешься, -чужой.
Четыре тонких стальных прута (на ступеньки не похоже совсем) глухо наварены на корпус. Задача - найти паз, откинуть каждый и по ним забраться на крышу трамвая. Чем быстрее, тем лучше. Потому что в дороге — это ваше время. За вашей спиной идут другие трамваи, а значит, мешкать некогда.Делать это надо так же стремительно, как вы раньше летали во сне…Норматив 50 секунд до пантографа, чтобы размотать верёвку и спуститься вниз.Пантограф - это включение в контактную сеть. Рога такие большие сверху, как у троллейбуса, так и у меня, трамвая... Этому нас не учили. Мы знали это только в теории, первая ступенька на высоте поднятой руки…. Всё, я пропала…
Оглядев весь этот предстоящий спринт, я поняла, что напрасно весь вечер выбирала юбку с разрезом и шпильку с каблуками 12 см. Надо было мешок с разрезом на попе...Алле-ап, мне предстоял цирк. Видимо, этот аттракцион повторялся с каждым выпуском трамвайной школы, потому что, когда я начала растеряно оглядываться, то поняла, что все-все, кто был свободен в депо, чумазые, уставшие, уже стояли вокруг трамвайчика и ждали. Толпа жаждала зрелища... Что мне оставалось? Оглянувшись на девчонок. я поняла, — никто из них не хотел бы сейчас быть на моём месте. Я спросила: «Это обязательно?» Шеф только кивнула. Размотав свои итальянские сандалии, я прошелестела застывшими от ужаса губами:»Я готова!» «Вперёд», — прозвучала команда и щёлкнул секундомер… Щелчок, и откинута первая планка, я подпрыгиваю, задирая ноги, но узкая юбка мешает, сковывает меня и отбрасывает назад. Остаётся только одно. Я задираю юбку на пояс, подпрыгиваю ещё раз и достаю первую ступень, откидываю вторую, следующую и взлетаю по ним,сверкая голыми пятками, сгорая от стыда и позора, на крышу. Щелчок секундомера и торжествующий рёв собравшихся. Я — на крыше!
Боже, какая же отсюда красота...Восход солнца, блеск утренней Яузы, старые-старые кирпичные стены и мокрые, сверкающие трамвайчики, сколько же их тут...не сосчитать...Я не подумала о задранной юбке, я просто о ней не помнила от счастья...
Хохот, который был снизу, меня даже не смутил… Я торжествовала. Это же было моё посвящение в трамвай. Жёсткое, но верное, научившее меня за несколько секунд второму правилу трамвайщика. Принимать решения моментально и быть готовой ко всему.
Депо ржало и аплодировало, издевалось. извивалось и предлагало помощь, а я стояла на крыше, смотрела на великолепие наступающего дня, одёргивала свою юбку,стараясь прикрыть попу и ноги, горела и сжималась от страха, — на высоте было страшно, но очень красиво…А снизу уже прозвучала команда:»Линка, ты там не уснула? Пора вниз! Время пошло!»
Оказалось, что спускаться гораздо страшнее, но быстрее… Теперь я уже натянула юбку почти на голову и наощупь искала ступеньки, под хохот и улюлюканье депо… И вот, земля! Точнее, гравий…Острый, мелкий, режущий ноги… Больно. Стыдно. Пунцовая и багровая, я как-то дохожу до своих итальянских босоножек, обуваюсь и в самую последнюю очередь вспоминаю про юбку… Всё. Аттракцион состоялся. Больше никто не полезет на крышу. Потому что откажутся даже мужики… Высоко, неудобно и страшно, -скажут они… Я это сделала одна. Сама. Для всех и за всех. Впервые. Мне стыдно. Меня трясёт, но я уже успела поправить причёску и даже обулась...
Включив, наконец-то свои горящие уши, я поняла, что пока приводила себя в порядок, шеф успела рассказать всю историю депо и произнесла кодовое словечко «Вопросы?» Умные молчали, но не я... Я ляпнула. Знаете, какой вопрос сорвался у меня с языка?… Думаете, про Говорухина и трамвайчик, который снимался в фильме «Место встречи изменить нельзя?»… Неее….
Я ляпнула то, что не давало мне покоя, потому что двигалось на меня цепью…
«А кто эти восхитительные звери, такие красивые и блестящие, кто они, я таких никогда не видела?» — спросила я, потому что мечтала об этом узнать уже час. И депо, валясь друг на друга, хватаясь за воздух, начало опадать, держась за животы, сотрясаясь в гомерическом, опустошающем хохоте…А я, ничего не понимая, подумала «И в этом зоопарке мне теперь работать, ну надо же…никто не предупреждал»…
Шеф подошла ко мне, обняла меня за плечи, прижала к себе и проговорила то, от чего я в ужасе застыла: «Напротив тебя, Линка, вот та, старая стена, на которую ты любуешься, тюрьма. Матросская Тишина. У нас с ними — общая стеночка. А звери эти красивые, — крысы. Которые утром и вечером идут оттуда, из Матросской Тишины через депо на водопой »…
Это было последнее, что я услышала…
Очнулась я уже на кушетке, какой-то добрый мужчина махал и прыгал вокруг меня, пытаясь махать газетой перед моим лицом…
«Кто вы, где я?» »Караханов», — ответил он. «Караханов?» -переспросила я
«Это тоже тюрьма какая-то или сизо?» Он повернулся ко второму, который прыгал со стаканом воды вокруг:
"Это обморок, полей её" И расхохотался…»Караханов», — моя фамилия…
«Ааааа, я думала Кара-Кум, конфеты такие есть...Не надо меня поливать, умоляю, я крыс боюсь», — сказала я зачем-то совершенно мёртвыми губами…
»Да я уже понял, что ты ничего не боишься, кроме крыс», — смеялся Караханов…
«Ага, кроме крыс, -ничего»…
»А вы кто, Караханов?»
«Я-то? — он хитро улыбнулся и ответил: «Вот когда проштрафишься, сразу узнаешь, кто я…Я тут самый страшный начальник»…
»Не может быыыыть, в первый же день и к самому страшному», — прошелестела я и вырвав стакан у прыгающего второго, хлопнула его залпом…
»Погоди-погоди, продолжал Караханов, -«Так это ты, что ли, та самая Линка, о которой мне вся трамвайная школа звонит и интересуется?…»
»Линка, да. Это я — Линка, здрассте!»
Он стал одним из первых и главных моих друзей. Он сумел заслонить меня от множества бед…Как он увидел, как понял, что из этой дамочки на шпильке получится толк, — я никогда не узнаю… Но я ему поверила. И перестала бояться.
Вторым стал маленький, коренастый человечек, которого я впервые увидела в ангаре депо, там, где трамвайчики ремонтируют, на канаве или яме. Он стоял и крыл рабочих на канаве жутким матом...Он не знал тогда, что у меня аллергия на мат...Я подлетела к нему и заорала диким криком:"Да кто ты такой, что так здесь разорался! Почему ты трогаешь этих уставших, замёрзжих людей, гадина! Это же люди, слышишь ты, люди! А не ты, скользкий идиот в нелепом костюме"...
Тишина наступила мгновенно. У рабочих из рук один за другим стали падать на камни инструменты...У нелепого человечка открылся рот, немыслимо, до самого лба, и он шопотом поинтересовался у меня:"Слышь, а ты кто?"
"Кто я? - налегая на него всем корпусом и заставляя его уже балансировать на краю ямы, рискуя туда свалиться и поломать ноги..." Я -женщина! И я здесь работаю!" -гордо рубила я. "И никому не позволю так унижать рабочих людей! Ты что же, прохвост, не видишь, как тут людям холодно, или ты думаешь, я не смогу тебя туда скинуть, чтобы ты понял, что можно делать здесь, а чего нет"...
Орала я в кромешной тишине. Стало слышно, как капает вода. Прекратилась продувка, яма стала заполняться людьми в спецовках и все они снизу смотрели на нас двоих, стоящих наверху...
Человечек оторопело балансировал на самом краю ямы и спросил:" А чего нельзя-то? Ты что, спятила? Чего нельзя?"
"Я не спятила, это ты сейчас спятишь. Запомни, мой номер 3135, зовут меня Линка. У меня аллергия на мат. Если я его слышу, могу убить любого...Запомни, гад, любого"...Человечек посмотрел на свои ноги, которые скользили по краю и ответил:"Я понял. Ты не можешь слышать мат" Я кивнула. "Так в чём же дело, вали отсюда и не слушай, ты знаешь, с кем ты говоришь?" "Знаю, - отвечала я без запинки. "С хамом и мерзавцев, который материт рабочих"...
Человечек смял свою шляпу, плюнул под ноги и поспешил смотаться... Как только за ним закрылись ворота депо, яма расхохоталась...А я растерялась... "Ребята, вы чего, вас тут столько, целый легион, почему вы терпите эту сволочь?"..На меня смотрел легион замёрзжих, усталых глаз... и только один сказал тихо "Спасибо, конечно, птица. Но эта сволочь, на которую у тебя аллергия, наш начальник депо"...
Не знаю, поверите ли вы мне, но с тех пор от него никто мата не слышал. И даже рабочие, если видели, что я бегу куда-то через канаву, не матерились, объясняя новичкам это просто: "Нельзя, у девчонки мощная аллергия на мат, убьёт в секунду"
Депо было, конечно, забавным местом. Но не главным.Мы же приходили туда на несколько минут, а потом уезжали в рейс. Или за зарплатой… Там же, в диспетчерской, нам выдавали продуктовые заказы. Можно было взять хоть два, хоть три, сколько унесёшь…
В заказах было всё то, чего нигде не было в Москве… Так нас пытались подкормить… В ближайших магазинах Сокольников можно было сказать ключевые слова «Я -трамвай». И без полной сумки за несколько минут из любого магазина я бы уже не ушла…Магазины работали допоздна, и трамвайчики были главным транспортом для продавщиц, чтобы добраться до метро…
Я сразу попала в рай, получив от него ключи здесь, в депо. Рай, где есть всё для счастья: Добрые друзья, хорошие люди, и еда… За первым своим заказом я помчалась с утра, там было мясо, копчёная колбаса, тушёнка, сгущёнка и даже зефир и шоколадные конфеты, несколько банок консервов, которые на любом столе в то время произвели бы фурор…Примчавшись в депо, я увидела страннейшую картину… Везде, буквально на каждом шагу, у ворот, у любого входа, любой двери, лежало брошенное свежее мясо… Мяса было столько, что я не решилась схватить кусок и закинуть в сумку…Решила сначала узнать, что это такое…почему столько мяса на земле, когда его нигде нет в Москве… Получила свой заказ, подошла к кому-то и спросила… Оказалось, в каждом заказе по два куска. И один кусок каждый водитель оставляет у дверей депо, у каждого входа-прохода. Традиция…Для котов, — мне так сказали. Чтобы они ловили крыс. Это тоже стало открытием…
Таких открытий этот мир предложил мне ещё великое множество… И я впустила его в себя , весь этот шумный, звонкий трамвайный мир со всеми его слабостями и потрохами… моментально и безоговорочно…Мои ошибки, моя неосведомлённость об этом мире, который, казалось, никогда не спал в огромном городе, были очень разными…Но всегда-всегда это был лучший человеческий опыт… Это были оправданные надежды. Мир без подстав и предательства. Простой и понятный…Вот, когда я вспомнила байки старого трамвайщика и поняла, зачем он их нам рассказывал…Он старался, чтобы этот мир стал для нас своим и уютным,потому что внешне он был самым жёстким из всего, что к тому времени я знала… И это было ещё одним моим важным открытием…