Благодатный Огонь в Иерусалиме. Паломничество в 2015г.
Из Иерусалима нельзя уехать, в него можно только вернуться. Я не знаю, кто автор этого замечательного высказывания, но это парадоксально и удивительно верно по своей сути характеризует состояние души человека искренно верующего. И тогда Иерусалим, Вифлеем, Фавор, Капернаум, рождение Спасителя человечества, все события в жизни Христа из Евангелия, Его Нагорная проповедь, притчи и слова Иисуса, Его невероятные чудеса, распятие на Гологофе и Воскресение – всё это становится очень близким и родным для человека, который, может быть, еще только мечтает побывать на святой Земле. Иерусалим становится неотъемлемой частичкой души.
Где бы он не был, и чтобы он не делал, но навсегда для верующего человека Иерусалим – это место духовной силы, свет и радость, к которым тянется душа.
Прав тот, кто первый сказал, что из Иерусалима нельзя уехать - в него можно вернуться, ибо уже не человек находиться в Иерусалиме, а Иерусалим находиться в нем.
Впервые я побывал на Святой земле в августе 2011. Незабываемая поездка, которая оставила отпечаток на всю жизнь! Я жил в палатке и путешествовал самостоятельно по Святой Земле. А затем в мае 2013 года на Православную Пасху второй раз я приехал в Израиль, несколько дней гостил у своего приятеля в Хайфе, а потом исполнил свою давнюю и заветную мечту – поехал в Иерусалим и встретил Благодатный Огонь.
Как-то в марте 2015г я зашел в храм Христа Спасителя в Калининграде и на доске объявлений прочел следующую информацию: Московская Патриархия организует паломническую поездку на Пасху по Святой Земле и Иордании с 8 апреля по 18 апреля. Я решил без колебаний сразу - поеду!
Стоимость поездки составляла 47.000 рублей. В эту сумму входили билеты из Москвы до Тель-Авива и обратно, проживание, обслуживание и питание в гостинице Русской Духовной Миссии (РДМ) в Вифлееме, автобусное сопровождение, также в программу входило 2-х дневное посещение Иордании c экскурсоводом, которое стоило отдельно 255$.
8 апреля 2015 Великая Среда.
Наше паломничество началось в Москве в Даниловом монастыре.
Наша группа в составе 35 человек отправилась на автобусе в аэропорт Внуково. В группе было 8 мужчин. Через четыре часа наш самолет приземлился в международном аэропорту Бен-Гурион. Мы в течении часа стояли в очереди, но все прошли без проблем пограничный контроль и получили багаж.
9 апреля, Великий Четверг. 01:00
В аэропорту нас встретила сестра Силуана – монахиня Горненского монастыря, которая сопровождала нашу группу в качестве гида во время всего пребывания на Святой Земле. В аэропорту в нашу группу присоединились украинский парень и девушка, которые прилетели из Канады. Мы все уселись в автобус, но еще час прождали еще одну «присоединенку» - женщину из Абу-Даби. Зря только потеряли время, на следующий день она приехала в гостиницу в Вифлеем. Из аэропорта поехали сразу в Иерусалим в Храм Гроба Господня на праздничную службу и причастие. Во дворе Храма стоял деревянный помост, на котором уже прошел обряд омовения, когда патриарх омывает ноги священникам в память о том, как Иисус омыл ноги своим ученикам.
В Воскресенском Храме, который является греческой церковью в Храме Гроба Господня, было довольно много людей в основном из России. Там проходила праздничная ночная служба на греческом языке в память о Тайной Вечери Христа и установления Нового Завета между Богом и людьми. Служба велась на греческом языке, который мы слушали и не понимали. После греческой службы мы причастились одним хлебом, который на выходе из церкви раздавал греческий монах. Примерно в три часа ночи мы приехали в Вифлеем и заселились в гостиницу РДМ. Меня поселили с пожилым мужчиной в 2-х комнатном номере. В номере одна 2-х спальная и 2 односпальных кровати, стол, шкаф, совмещенный туалет и душ, телевизор, кондиционер.
В 07:00 – подъем. Я встал, принял душ, но чувствовал себя не в своей тарелке. Сказался, недосып. К тому же я не акклиматизировался.
В 08:00 после завтрака мы выехали на автобусе из гостиницы. Программа дня была большой и очень насыщенной: в Вифлееме Бейх-Сахурст – греческий монастырь на поле пастухов, монастырь Саввы Освященного в Иудейской пустыне, монастырь Феодосия Великого. Вифания – гробница Лазаря. Иерусалим – обзорная площадка на Елеонской горе, храм на месте Вознесения Господня. Гефсимания – монастырь Марии Магдалины, гробница Божьей Матери, Гефсиманский сад с католической Базиликой. Затем планировалось участие на Богослужении Последования страстей Господних в Троицком соборе в Иерусалиме и возвращение в 21.00 в Вифлеем.
Такая вот программа на день. С учетом того, что с ночным переездом и перелетом, я не выспался в поезде и в самолете, мне явно не хватило 4 часового сна в гостинице. Мое состояние было, «как варенная селедка», как сказала монахиня Силуана.
Погода в Израиле не предсказуема. Я ожидал тепло и был разочарован. Буквально за день до нашего приезда довольно резко похолодало. Дневная температура упала с 27 до 14 градусов. Морось или проливной дождь сопутствовали в нашей поездке.
9 апреля утром было холодно и пасмурно, потом в пустыне облака развеялись, а потом опять ветер затянул небо облаками, особенно сильно ветер дул, когда мы приехали на обзорную площадку Елеонской горы.
Яркое впечатление оставил монастырь Саввы Освященного. Он расположен в пустыне на обрыве правого берега нижнего русла кедронского потока. На другой берегу каньона Вокруг только безжизненные голые скалы. Растительности нет. Каньон извивается и глубоко провалился в вулканической трещине. Женщин в мужской монастырь не впускают. Мы прошли во внутрь оказались внутри монастыря. Нас сопровождал греческий монах. Фотографировать в монастыре запрещено. Лавра Саввы Освященного отличается особой строгостью своего устава. Однако нас очень гостеприимно и радушно там приняли после того, как мы поклонились раке с мощами святого Саввы (439 -532г), напоили кофе, угостили конфетами, подарили открытку с изображением раки святого.
После смерти святого Саввы обитель претерпела много бед. В 614г на монастырь напали войска персидского царя Хозроя, которые хотели найти сокровища, долго мучали и пытали монахов. Ограбив церковь, они убили 44 иноков – отсекли им головы на одном из камней. Их черепа можно увидеть. Они находятся в стеклянных витринах под распятием Спасителя по периметру в небольшом пещерном храме церкви святителя Николая. Большое количество черепов в храме, выглядит это немного необычно и страшновато, так как мы инстинктивно боимся смерти и стараемся о ней не думать. Но именно к этому призывал святой.
После этого мы вышли на высокую обзорную площадку с видом на каньон Кедронского потока. Рядом был молодой монах. На вид он был лет 30. Я спросил его: Сколько человек в братии? Он ответил: 17. Сам он приехал из Новосибирска. Я спросил его : Откуда они берут воду. Он сказал, в источнике святого Саввы, который находится внизу в глубоком колодце. Носят монахи воду на себе вверх каждый день.
Я не успел его подробно расспросить о жизни в монастыре. Нас уже позвали на выход. График паломничества в тот день был очень плотный.
На обратном пути мы заехали в греческий женский монастырь и пещерный храм преподобного Феодосия. Женский монастыри всегда отличаются от мужских обилием цветов и более мягким уставом. Затем мы поехали в Вифанию и посетили гробницу Лазаря, которого воскресил Господь перед своим торжественным входом в Иерусалим. Там в Вифании я увидел цветущие деревья мимозы. Это очень красиво!
На Елеонской горе.
Елеонская гора часто упоминается в Священном писании в связи с последними днями жизни Иисуса Христа. Спаситель часто посещал гору Елеонскую. Здесь открывается красивый вид на город. Он любил уединяться на горе и молиться на заходе солнца. На Елеоне Он дал людям молитву – «Отче Наш», с этой горы Он вознесся на небо.
Из Вифании мы поехали в Иерусалим на Елеонскую гору. Наша группа не долго задержалась для фотографирования Иерусалима с обзорной площадке на горе Елеон из-за сильного ветра. Мы отправились к небольшой часовне Стопочка на месте Вознесения. Отпечаток стопы на камне примерно в два раза больше чем стопа человека среднего роста, именно такого роста был Иисус, согласно измерениям Туринской плащаницы. Это и не только это вызывает сомнения. Я уважаю простую веру не требующую никаких доказательств. Но сам я не хочу так слепо верить и обманывать себя. Я давно занимаюсь камнями, поэтому предполагаю, что камень Стопочка является не чудотворным, а рукотворным. Для меня ясно, что сколы и трещины выбиты на камне человеческими руками. Подобную работу, схожий отпечаток только не стопы, а ладони мы можем увидеть на Via Dolorosa на пятой остановке Крестного пути Христа на камне, который вмурован в стену часовни. Людям рассказывают, что этот отпечаток руки оставил Спаситель на камне мостовой, когда нес крест на и упал, не выдержав его тяжести. В Евангелии ничего не сказано о чудесных отпечатках Христа на камнях. Если сравнить символический отпечаток стопы в часовне Вознесения и отпечаток руки на камне на стене францисканской часовни, то по характерным сколам и трещинам можно предположить, что эти отпечатки сделаны одним и тем же человеком – средневековым мастером резьбы по камню.
Но пусть люди верят, если хотят. Мое мнение отличается от общего, и я его никому не навязываю.
От Стопочки наша группа направилась пешком в русский женский монастырь Вознесения Христа, известный своей колокольней «Русская Свеча» высотой 64 метра. Монастырь расположен на самой высокой точке горы и колокольню видно издалека, которая господствует над городом. « С высоты ее, - писал архимадрит Антонин Капустин, начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме - наблюдатель видит, как на ладони, Мертвое море и Заиордание, а при помощи бинокля в ясную погоду, даже синеву Средиземного моря. Мощный звон его колоколов оглашает всю гору и даже Иерусалим, громко свидетельствуя иноверцам об успехах русского дела в Палестине, а истинно русским людям доставляя несравненное духовное наслаждение».
О колоколах Русской Свечи рассказывают удивительную историю.
По окончании строительства колокольни в 1885году, встал вопрос о колоколе. В порт Яффо прибыл на пароходе колокол весом 308 пудов или 4928кг. Мусульманские рабочие отказались его везти по религиозным причинам. Тогда простые русские женщины почти вручную доставили колокол в Иерусалим и подняли его на колокольню!
В Вознесенском храме похоронен архимадрит Антонин Капустин (1817 – 1894). Это святой человек был бескорыстно предан делу Православия - приобретений участков и строительству православных обителей на Святой Земле. Он сделал так много для России и Православия! Но до сих пор он не получил должного признания – не канонизирован. Благодаря его энергии и таланту администратора и организатора, Русское Православие утвердилось и расцвело на Святой Земле – приобретен участок в Хевроне с Мамврийским дубом, на участке в Эйн Керем в Иерусалиме образовался Горненский монастырь, на Елеоне создан Спасо-Вознесенский монастырь и Гефсиманская обитель, приобретены участки земли в Иерихоне, в Яффо, в Хайфе –там построены храмы, а на участке земли на берегу Галилейского моря или озера Кинерет образовался монастырь Марии Магдалины. Следует особо отметить, что под наблюдением архм. Антонина были произведены археологические раскопки около храма Гроба Господня, где были обнаружены стены древнего Иерусалима, проход «игольное ушко», порог Судных Врат и пропилеи базилики со времен императора Константина. Позже на этом месте сооружен храм в честь святого Александра Невского и находится Александровское подворье. Российское государство отцу Антонину почти ничего не давало, скупал он земли на деньги паломников. Им приобретены все русские владения на Святой Земле. Безграничная благодарность за это архимадриту Антонину! Вечная ему память!
У подножия Елеонской горы расположился Гефсиманский монастырь, с храмом во имя Марии Магдалины. Пятиглавый золотого цвета храм очень красив, прекрасен, удивительно изящен и является несомненным украшением как Елеона так и Иерусалима! Церковь радует глаза и восхищает красотой. Строение храма очень гармонично вписано на склоне Елеонской горы. Внутри храма располагается красивый иконостас, иконы написаны известным русским художником В. Верещагиным, на стенах храма картины другого русского художника С. Иванова, описывающие сцены из жития Марии Магдалины.
В храме находятся две святыни - раки с мощами великой княгини Елизаветы, основательницы Марфо-Мариинской обители в Москве, и ее келейницы Варвары, которые приняли мученическую смерть от большевиков в июле 1918г.
В монастырском дворе также очень много красивых цветов и располагается очень милая часовенка с надписью: «Бдите и молитесь да не внидете в напасть».
На территории монастыря Марии Магдалины сохранилась лестница, которая вела к Золотым вратам старого Иерусалима, которые остаются замурованными мусульманами с 1516г. По этой лестнице проехал Иисус, сидя на молодом осле.
На выходе я сфотографировал объявление: Смотрите панорамы на нашем новом сайте www.russgefsimania.com
Наша группа вышла из монастыря Марии Магдалины и спустилась вниз с Елеона к греческой церкви Успения Пресвятой Богородицы, которая представляет собой подземный храм, в который ведет очень широкая лестница с 50-ю ступенями. Там внутри была высечена в скале гробница Богородицы. Возле гробницы все завешено лампадами. За гробницей находится чудотворная икона божьей Матери. Подземный храм необычен и имеет форму креста.
Закончили мы посещением Гефсиманского сада, где растут очень старые оливковые деревья, а также визитом в Базилику Мук Христовых или Церкви всех наций, так как многие католические страны финансировали эту постройку. Внутри ее над алтарем очень красивое мозаичное пано – Моление о Чаше, а перед алтарем за низкой железной оградой в виде тернового венца находится камень, на котором по преданию молился Иисус, молился с огромным нечеловеческим напряжением, от которого на Его голове выступили капли кровавого пота:
« Отче! Все возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня, но не то, что Я хочу, а что Ты».
Здесь произошло предательство Иуды и взятие под страже Спасителя.
Выйдя из базилики мы сели в автобус и поехали в Тройцкий собор.
В 17.00 мы вошли в собор. До начало службы в Великую Пятницу - Последовании страстей Господних оставалось еще время, я решил сходить в Храм Гроба Господня, который был в 10 минутах хода пешком от собора. По дороге я сфотографировал вывеску на двери паба – Путин. Наш президент очень популярен во всем мире.
Я зашел в Храм Гроба Господня – Камень миропомазания был загорожен железными ограждениями, которые установила израильская полиция. Я подошел к Святая Святых храма – Кувуклии, которая отмечает место погребения в пещере, куда положили тело распятого Христа, место, где Он воскрес и, где зажигается Благодатный Огонь в Великую Субботу.
Перед входом Кувуклию, как обычно, были дежурные греческие монахи, стояла большая очередь паломников. Я подумал, что мне предстоит не меньше часа простоять в очереди, прежде чем я попаду в Кувуклию. Я задержался напротив входа, чтобы сделать фотографии. В этот момент греческие монахи открыли железное ограждение и пустили очередь к другому ограждению ближе ко входу в Кувуклию. Я попал внезапно, таким образом в начало очереди и уже через пять минут был в Кувуклии!
В Пределе Ангела пришлось задержаться. Там находится часть камня, которым был закрыт вход в погребальную пещеру. Вот и вход в Гроб Господень. Маленькое помещение примерно два на два метра. Одновременно там могут помолиться, преклонив колени, три или четыре человека в течение короткого времени - не более минуты.
Я вышел из Храма со светлым чувством и пошел обратно в Троицкий собор. Когда я вошел, там уже читали часы, было полно народа. Люди стояли очень плотно. Служба была очень долгой с чтением 12 евангелий, во время которых все зажигали свечи. Служба растянулась более чем на 6 часов. Выстоять все это время физически очень тяжело. Ноги затекают, приходилось садиться на приступок или прямо на пол в храме. После службы еще 30 минут сидели в автобусе, ждали сбора всей группы. В гостиницу приехали во втором часу ночи, нас заждались на ужин. Мы перекусили и спать. Я замерз. Никак не ожидал, что в Израиле будет так холодно.
10 апреля. Великая Пятница.
По программе мы должны били встать 05.00, чтобы в 05.30 выехать в Иерусалим, чтобы занять очередь и в 10.30 пройти в процессии с крестом от претории до Гологофы. Но я так не выспался, что решил не ставать так рано.
Мой сосед разбудил меня в 07.30. Мы позавтракали и направились в Храм Рождества, который оказался всего в пяти минутах от гостиницы. В храме вел службу палестинский патриарх. После службы мы смогли спуститься в пещеру, где родился Иисус и поклониться святыне – серебряной звезде на месте Его рождения.
На улице к нам пристал араб- хозяин сувенирной лавки. Нам нужно было такси до автобусной остановки. Араб сразу же вызвался нас подвезти. В гостинице к нам присоединилось еще две женщины из нашей группы. Из палестинского Вифлеема мы выехали на комфортабельном рейсовом в автобусе. Примерно в 11.30 мы прибыли в Иерусалим, вышли недалеко от Дамасских ворот, а затем прошли с молитвой по Скорбному Пути. В конце пути мы заглянули в Александровское подворье, а потом зашли в переполненный людьми Храм и поднялись на Голгофу. Место, где стоял крест Спасителя, находится под престолом и отмечено отверстием в серебряном диске. За престолом находится распятие в натуральную величину, фигуры Девы Марии и апостола Иоанна. На Голгофе всегда очередь. Греческий монах следит за тем, чтобы паломники не задерживались у святыни, поэтому очередь идет довольно быстро.
Вокруг Кувуклии просто столпотворение, люди стоят очень плотно, как говорится - яблоку негде упасть, поэтому мы зашли в Воскресенский Собор и сели на скамейку под иконами греческого письма. В 14.30 наша группа, наконец, собралась на выходе со двора Храма. Там я сфотографировался с очень известным человеком в Старом Иерусалиме – пожилым арабом, который является хранителем ключей от двери Храма Гроба Господня. Из известных людей на улицах Старого города я видел фигуриста Плющенко и клоуна Куклачева.
Сестра Силуана показала нам здание греческой патриархии. Мы поднялись по лестнице и оказались на высоком балконе, оттуда мы могли видеть все, что происходит во дворе Храма. Затем Силуана вывела группы из старого города через Новые ворота и показала нас короткий путь к Троицкому Собору. Там на улице мы фотографировались на каменных подушках. Примятые выглядели как настоящие перьевые, только прикоснувшись к ним можно было убедиться, что они сделаны из камня. Мы прошли вдоль стен старого города на гору Сион. По православной традиции Сошествие Святого Духа на апостолов было в горнице Тайной вечери на Сионской горе. Настоящее здание было возведено в период крестоносцев и служило трапезной. На первом этаже этого здания находится синагога с гробницей царя Давида. А во дворе находится памятник царю Давиду. У головы царя отбит нос – постарались религиозные вандалы. В Иерусалиме практически нет памятников в виде статуй или бюстов.
Возле синагоги два молодых еврея лихо плясали под еврейскую музыку явно на показ и привлекли наше внимание.
Мы зашли в другое святое место на Сионе – Базилику Успения пресвятой Богородицы. Здесь Богородица жила в доме Иоанна Богослова после распятия Иисуса Христа. Необычная архитектура здания больше напоминает не храм, а крепость с минаретами. Базилика принадлежит немецким католикам. Он состоит из верхнего и нижнего храма. Внизу в крипте находится ротонда и место, где стоял гроб с телом Пресвятой Богородицы. Фигура усопшей Богоматери выполнена из вишневого дерева. Лицо и кисти покрыты слоновой костью. В ногах горят свечи. Мы очень тихо посидели там несколько минут, помолились Пресвятой Деве Марии и вышли из храма. Наш автобус уже ждал нас, и вскоре мы вернулись в нашу гостиницу в Вифлееме.
Я простудился, часто кашлял. Наша группа по программе собиралась поехать в 23.00 на ночную службу в Горненский монастырь. Силуана сказала, что желающие могут остаться в гостинице и поехать в 06.30 на автобусе в Иерусалим вместе с грузинской группой . Я выбрал второй вариант и закутался в одеяло и лег спать.
11 апреля. Великая Суббота. Схождение Благодатного Огня.
Я и еще две женщины из нашей группы утром сели в автобус и прибыли к Сионским воротам старого города примерно в 07.10 . Мы вышли и попытались пройти первый кордон, но израильские полицейские нас остановили. В Храм Гроба Господня можно было пройти только обладателям браслета, подобно тем которым выдают в отелях на рецепции. Мы втроем постояли и решили идти к Яффским воротам. Возле входа в Яффские ворота все перекрыто. Там был оборудован навес и поставлены пластмассовые стулья. Уже собралось несколько сотен паломников, среди них была наша группа, которая прибыла сюда в 06.00 Перед навесом стоят железные заграждения, через которое израильские полицейские не пускают никого. Там перед навесом собралась также несколько сотен человек – в основном группы из России, из Сербии и Грузии. В общей массе паломников там было не меньше одной тысячи человек. Кто-то из полицейских сказал, что в Храм начнут пускать в 10.30 Мы втроем пошли гулять по Иерусалиму. Холодно, всего 14градусов, ветер и морось. Мы зашли погреться и выпить кофе в дорогой отель, потом вернулись назад. Там ситуация не изменилась. Все - паломники и полицейские замерзли и продрогли, но стояли в томительном ожидании Благодатного Огня. Арабы уже развернули бойкую торговлю свечами. Пучок состоит из 33 свечей по числу лет Спасителя. Перед ограждениями арабские торгаши развернули походный кофейник, установку для выжимания сока из апельсинов, грейпфрутов и гранатов, а также особым арабским хлебом. Это хоть немного помогло людям согреться. Я еще постоял в общей толпе и вновь пошел гулять вдоль стен старого города. В 10.30 погода стала улучшаться, ветер прогнал облака, и временами даже выглядывало солнце. Я сходил помолиться к Стене Плача. Там молилось мало людей. Было ветрено, малооблачно, солнце ласково грело.
Недалеко от Стены я зашел на археологическую площадку возле высоких стен храмовой горы Мориа. Там почти никого не было, на склонах цвели красные маки. Я спрятался от ветра и стал с удовольствием в тишине греться на солнышке. Я сидел и наслаждался тишиной и теплом на камне на главной улице Иерусалима, которая шла вдоль Западной стены Храма длиной около километра. Широкая улица была вымощена прямоугольными камнями. Она имела два больших дренажных канала. По ее обеим сторонам располагались многочисленные лавки торговцев и менял денег. Во времена жизни Христа здесь было много людей и шумно.
Я посмотрел на часы 12.30. Никто не может сказать, когда сойдет Благодатный Огонь. В прошлый раз Огонь сошел примерно в 13.30, поэтому я поспешил обратно к Яффским воротам. Когда я пришел туда, то обнаружил, что в Храм пропустили небольшую часть паломников из толпы, которая стояли под навесом. Из нашей группы прошли только 8 человек, остальные остались ждать у ворот. Я не мог смотреть без сострадания на одного сербского священника. Он очень-очень хотел попасть в Храм. Его как и меня не пустили полицейские. Он очень переживал из-за этого.
Небо вновь стало затягиваться серыми облаками, стал моросить мелкий дождь. Наконец, примерно в 14.20 зазвонили в колокола Храма. Через несколько минут паломники, которые стояли ближе всего к Яффским воротам радостно и оживлено закричали.
Какой-то человек прибежал из Храма с горящими свечами и передал Благодатный Огонь.
ОГОНЬ, ОГОНЬ СОШЕЛ! Христос воскрес! Какое Чудо! Какая Благодать! Какая Радость! Эту радость трудно передать словами.
За минуту загораются десятки, потом сотни свечей. Люди зажигают свечи друг у друга. Буквально через две-три минуты всё в огне, все полыхает! Море огня возле Яффских ворот!
Через полчаса наша группа собирается в автобусе. И вдруг начинается сильный ливень. Дождь льет как из ведра. Даже для погоды разрядка от долгого напряжения!
Девушка, которой посчастливилось попасть в Храм, рассказала мне, что пространство в Храме было далеко не полностью заполнено. В Храме можно было свободно перемещаться и ходить. Много свободного места было в Храме, к сожалению многочисленная израильская полиция больше никого не пустила в Храм. Их понять можно, чем меньше народа, тем больше порядка. Группа православных арабов как всегда вела себя очень шумно. Но в этот раз арабы устроили две драки в Храме, поэтому полицейские их вывели из Храма.
Она показала мне видео: перед тем как сошел Благодатный Огонь в Храме были видны необъяснимые вспышки и блики.
Благодатный Огонь теплый и не обжигает в течении нескольких минут, потом пламя приобретает свои обычные физические свойства. Каждый год это время горения Благодатного Огня различается. В этот раз более пяти минут. Почему так происходит?
Этого никто не может объяснить. Во-первых, как в Кувуклии так и в Храме все огни потушены. Во-вторых, прежде чем войти в Кувуклию Патриарх разоблачается, его обыскивают.
Но даже, если бы он пронес с собой спички или зажигалку, а потом зажег огонь. Такой обычный огонь имел бы обычные характеристики горения. Он бы обжигал.
Как рождается Благодатный Огонь? Это может рассказать только один человек – Иерусалимский Патриарх. Он находится и молится один в полной темноте и в напряженном молчании в Кувуклии…Потом на мраморной плите Гроба появляется как бы огненная роса. Плита начинает светиться. Патриарх протирает ватой плиту, а затем от этой ваты зажигается Благодатный Огонь.
[Скрыть]Регистрационный номер 0289842 выдан для произведения:
Благодатный Огонь в Иерусалиме. Паломничество в 2015г.
Из Иерусалима нельзя уехать, в него можно только вернуться. Я не знаю, кто автор этого замечательного высказывания, но это парадоксально и удивительно верно по своей сути характеризует состояние души человека искренно верующего. И тогда Иерусалим, Вифлеем, Фавор, Капернаум, рождение Спасителя человечества, все события в жизни Христа из Евангелия, Его Нагорная проповедь, притчи и слова Иисуса, Его невероятные чудеса, распятие на Гологофе и Воскресение – всё это становится очень близким и родным для человека, который, может быть, еще только мечтает побывать на святой Земле. Иерусалим становится неотъемлемой частичкой души.
Где бы он не был, и чтобы он не делал, но навсегда для верующего человека Иерусалим – это место духовной силы, свет и радость, к которым тянется душа.
Прав тот, кто первый сказал, что из Иерусалима нельзя уехать - в него можно вернуться, ибо уже не человек находиться в Иерусалиме, а Иерусалим находиться в нем.
Впервые я побывал на Святой земле в августе 2011. Незабываемая поездка, которая оставила отпечаток на всю жизнь! Я жил в палатке и путешествовал самостоятельно по Святой Земле. А затем в мае 2013 года на Православную Пасху второй раз я приехал в Израиль, несколько дней гостил у своего приятеля в Хайфе, а потом исполнил свою давнюю и заветную мечту – поехал в Иерусалим и встретил Благодатный Огонь.
Как-то в марте 2015г я зашел в храм Христа Спасителя в Калининграде и на доске объявлений прочел следующую информацию: Московская Патриархия организует паломническую поездку на Пасху по Святой Земле и Иордании с 8 апреля по 18 апреля. Я решил без колебаний сразу - поеду!
Стоимость поездки составляла 47.000 рублей. В эту сумму входили билеты из Москвы до Тель-Авива и обратно, проживание, обслуживание и питание в гостинице Русской Духовной Миссии (РДМ) в Вифлееме, автобусное сопровождение, также в программу входило 2-х дневное посещение Иордании c экскурсоводом, которое стоило отдельно 255$.
8 апреля 2015 Великая Среда.
Наше паломничество началось в Москве в Даниловом монастыре.
Наша группа в составе 35 человек отправилась на автобусе в аэропорт Внуково. В группе было 8 мужчин. Через четыре часа наш самолет приземлился в международном аэропорту Бен-Гурион. Мы в течении часа стояли в очереди, но все прошли без проблем пограничный контроль и получили багаж.
9 апреля, Великий Четверг. 01:00
В аэропорту нас встретила сестра Силуана – монахиня Горненского монастыря, которая сопровождала нашу группу в качестве гида во время всего пребывания на Святой Земле. В аэропорту в нашу группу присоединились украинский парень и девушка, которые прилетели из Канады. Мы все уселись в автобус, но еще час прождали еще одну «присоединенку» - женщину из Абу-Даби. Зря только потеряли время, на следующий день она приехала в гостиницу в Вифлеем. Из аэропорта поехали сразу в Иерусалим в Храм Гроба Господня на праздничную службу и причастие. Во дворе Храма стоял деревянный помост, на котором уже прошел обряд омовения, когда патриарх омывает ноги священникам в память о том, как Иисус омыл ноги своим ученикам.
В Воскресенском Храме, который является греческой церковью в Храме Гроба Господня, было довольно много людей в основном из России. Там проходила праздничная ночная служба на греческом языке в память о Тайной Вечери Христа и установления Нового Завета между Богом и людьми. Служба велась на греческом языке, который мы слушали и не понимали. После греческой службы мы причастились одним хлебом, который на выходе из церкви раздавал греческий монах. Примерно в три часа ночи мы приехали в Вифлеем и заселились в гостиницу РДМ. Меня поселили с пожилым мужчиной в 2-х комнатном номере. В номере одна 2-х спальная и 2 односпальных кровати, стол, шкаф, совмещенный туалет и душ, телевизор, кондиционер.
В 07:00 – подъем. Я встал, принял душ, но чувствовал себя не в своей тарелке. Сказался, недосып. К тому же я не акклиматизировался.
В 08:00 после завтрака мы выехали на автобусе из гостиницы. Программа дня была большой и очень насыщенной: в Вифлееме Бейх-Сахурст – греческий монастырь на поле пастухов, монастырь Саввы Освященного в Иудейской пустыне, монастырь Феодосия Великого. Вифания – гробница Лазаря. Иерусалим – обзорная площадка на Елеонской горе, храм на месте Вознесения Господня. Гефсимания – монастырь Марии Магдалины, гробница Божьей Матери, Гефсиманский сад с католической Базиликой. Затем планировалось участие на Богослужении Последования страстей Господних в Троицком соборе в Иерусалиме и возвращение в 21.00 в Вифлеем.
Такая вот программа на день. С учетом того, что с ночным переездом и перелетом, я не выспался в поезде и в самолете, мне явно не хватило 4 часового сна в гостинице. Мое состояние было, «как варенная селедка», как сказала монахиня Силуана.
Погода в Израиле не предсказуема. Я ожидал тепло и был разочарован. Буквально за день до нашего приезда довольно резко похолодало. Дневная температура упала с 27 до 14 градусов. Морось или проливной дождь сопутствовали в нашей поездке.
9 апреля утром было холодно и пасмурно, потом в пустыне облака развеялись, а потом опять ветер затянул небо облаками, особенно сильно ветер дул, когда мы приехали на обзорную площадку Елеонской горы.
Яркое впечатление оставил монастырь Саввы Освященного. Он расположен в пустыне на обрыве правого берега нижнего русла кедронского потока. На другой берегу каньона Вокруг только безжизненные голые скалы. Растительности нет. Каньон извивается и глубоко провалился в вулканической трещине. Женщин в мужской монастырь не впускают. Мы прошли во внутрь оказались внутри монастыря. Нас сопровождал греческий монах. Фотографировать в монастыре запрещено. Лавра Саввы Освященного отличается особой строгостью своего устава. Однако нас очень гостеприимно и радушно там приняли после того, как мы поклонились раке с мощами святого Саввы (439 -532г), напоили кофе, угостили конфетами, подарили открытку с изображением раки святого.
После смерти святого Саввы обитель претерпела много бед. В 614г на монастырь напали войска персидского царя Хозроя, которые хотели найти сокровища, долго мучали и пытали монахов. Ограбив церковь, они убили 44 иноков – отсекли им головы на одном из камней. Их черепа можно увидеть. Они находятся в стеклянных витринах под распятием Спасителя по периметру в небольшом пещерном храме церкви святителя Николая. Большое количество черепов в храме, выглядит это немного необычно и страшновато, так как мы инстинктивно боимся смерти и стараемся о ней не думать. Но именно к этому призывал святой.
После этого мы вышли на высокую обзорную площадку с видом на каньон Кедронского потока. Рядом был молодой монах. На вид он был лет 30. Я спросил его: Сколько человек в братии? Он ответил: 17. Сам он приехал из Новосибирска. Я спросил его : Откуда они берут воду. Он сказал, в источнике святого Саввы, который находится внизу в глубоком колодце. Носят монахи воду на себе вверх каждый день.
Я не успел его подробно расспросить о жизни в монастыре. Нас уже позвали на выход. График паломничества в тот день был очень плотный.
На обратном пути мы заехали в греческий женский монастырь и пещерный храм преподобного Феодосия. Женский монастыри всегда отличаются от мужских обилием цветов и более мягким уставом. Затем мы поехали в Вифанию и посетили гробницу Лазаря, которого воскресил Господь перед своим торжественным входом в Иерусалим. Там в Вифании я увидел цветущие деревья мимозы. Это очень красиво!
На Елеонской горе.
Елеонская гора часто упоминается в Священном писании в связи с последними днями жизни Иисуса Христа. Спаситель часто посещал гору Елеонскую. Здесь открывается красивый вид на город. Он любил уединяться на горе и молиться на заходе солнца. На Елеоне Он дал людям молитву – «Отче Наш», с этой горы Он вознесся на небо.
Из Вифании мы поехали в Иерусалим на Елеонскую гору. Наша группа не долго задержалась для фотографирования Иерусалима с обзорной площадке на горе Елеон из-за сильного ветра. Мы отправились к небольшой часовне Стопочка на месте Вознесения. Отпечаток стопы на камне примерно в два раза больше чем стопа человека среднего роста, именно такого роста был Иисус, согласно измерениям Туринской плащаницы. Это и не только это вызывает сомнения. Я уважаю простую веру не требующую никаких доказательств. Но сам я не хочу так слепо верить и обманывать себя. Я давно занимаюсь камнями, поэтому предполагаю, что камень Стопочка является не чудотворным, а рукотворным. Для меня ясно, что сколы и трещины выбиты на камне человеческими руками. Подобную работу, схожий отпечаток только не стопы, а ладони мы можем увидеть на Via Dolorosa на пятой остановке Крестного пути Христа на камне, который вмурован в стену часовни. Людям рассказывают, что этот отпечаток руки оставил Спаситель на камне мостовой, когда нес крест на и упал, не выдержав его тяжести. В Евангелии ничего не сказано о чудесных отпечатках Христа на камнях. Если сравнить символический отпечаток стопы в часовне Вознесения и отпечаток руки на камне на стене францисканской часовни, то по характерным сколам и трещинам можно предположить, что эти отпечатки сделаны одним и тем же человеком – средневековым мастером резьбы по камню.
Но пусть люди верят, если хотят. Мое мнение отличается от общего, и я его никому не навязываю.
От Стопочки наша группа направилась пешком в русский женский монастырь Вознесения Христа, известный своей колокольней «Русская Свеча» высотой 64 метра. Монастырь расположен на самой высокой точке горы и колокольню видно издалека, которая господствует над городом. « С высоты ее, - писал архимадрит Антонин Капустин, начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме - наблюдатель видит, как на ладони, Мертвое море и Заиордание, а при помощи бинокля в ясную погоду, даже синеву Средиземного моря. Мощный звон его колоколов оглашает всю гору и даже Иерусалим, громко свидетельствуя иноверцам об успехах русского дела в Палестине, а истинно русским людям доставляя несравненное духовное наслаждение».
О колоколах Русской Свечи рассказывают удивительную историю.
По окончании строительства колокольни в 1885году, встал вопрос о колоколе. В порт Яффо прибыл на пароходе колокол весом 308 пудов или 4928кг. Мусульманские рабочие отказались его везти по религиозным причинам. Тогда простые русские женщины почти вручную доставили колокол в Иерусалим и подняли его на колокольню!
В Вознесенском храме похоронен архимадрит Антонин Капустин (1817 – 1894). Это святой человек был бескорыстно предан делу Православия - приобретений участков и строительству православных обителей на Святой Земле. Он сделал так много для России и Православия! Но до сих пор он не получил должного признания – не канонизирован. Благодаря его энергии и таланту администратора и организатора, Русское Православие утвердилось и расцвело на Святой Земле – приобретен участок в Хевроне с Мамврийским дубом, на участке в Эйн Керем в Иерусалиме образовался Горненский монастырь, на Елеоне создан Спасо-Вознесенский монастырь и Гефсиманская обитель, приобретены участки земли в Иерихоне, в Яффо, в Хайфе –там построены храмы, а на участке земли на берегу Галилейского моря или озера Кинерет образовался монастырь Марии Магдалины. Следует особо отметить, что под наблюдением архм. Антонина были произведены археологические раскопки около храма Гроба Господня, где были обнаружены стены древнего Иерусалима, проход «игольное ушко», порог Судных Врат и пропилеи базилики со времен императора Константина. Позже на этом месте сооружен храм в честь святого Александра Невского и находится Александровское подворье. Российское государство отцу Антонину почти ничего не давало, скупал он земли на деньги паломников. Им приобретены все русские владения на Святой Земле. Безграничная благодарность за это архимадриту Антонину! Вечная ему память!
У подножия Елеонской горы расположился Гефсиманский монастырь, с храмом во имя Марии Магдалины. Пятиглавый золотого цвета храм очень красив, прекрасен, удивительно изящен и является несомненным украшением как Елеона так и Иерусалима! Церковь радует глаза и восхищает красотой. Строение храма очень гармонично вписано на склоне Елеонской горы. Внутри храма располагается красивый иконостас, иконы написаны известным русским художником В. Верещагиным, на стенах храма картины другого русского художника С. Иванова, описывающие сцены из жития Марии Магдалины.
В храме находятся две святыни - раки с мощами великой княгини Елизаветы, основательницы Марфо-Мариинской обители в Москве, и ее келейницы Варвары, которые приняли мученическую смерть от большевиков в июле 1918г.
В монастырском дворе также очень много красивых цветов и располагается очень милая часовенка с надписью: «Бдите и молитесь да не внидете в напасть».
На территории монастыря Марии Магдалины сохранилась лестница, которая вела к Золотым вратам старого Иерусалима, которые остаются замурованными мусульманами с 1516г. По этой лестнице проехал Иисус, сидя на молодом осле.
На выходе я сфотографировал объявление: Смотрите панорамы на нашем новом сайте www.russgefsimania.com
Наша группа вышла из монастыря Марии Магдалины и спустилась вниз с Елеона к греческой церкви Успения Пресвятой Богородицы, которая представляет собой подземный храм, в который ведет очень широкая лестница с 50-ю ступенями. Там внутри была высечена в скале гробница Богородицы. Возле гробницы все завешено лампадами. За гробницей находится чудотворная икона божьей Матери. Подземный храм необычен и имеет форму креста.
Закончили мы посещением Гефсиманского сада, где растут очень старые оливковые деревья, а также визитом в Базилику Мук Христовых или Церкви всех наций, так как многие католические страны финансировали эту постройку. Внутри ее над алтарем очень красивое мозаичное пано – Моление о Чаше, а перед алтарем за низкой железной оградой в виде тернового венца находится камень, на котором по преданию молился Иисус, молился с огромным нечеловеческим напряжением, от которого на Его голове выступили капли кровавого пота:
« Отче! Все возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня, но не то, что Я хочу, а что Ты».
Здесь произошло предательство Иуды и взятие под страже Спасителя.
Выйдя из базилики мы сели в автобус и поехали в Тройцкий собор.
В 17.00 мы вошли в собор. До начало службы в Великую Пятницу - Последовании страстей Господних оставалось еще время, я решил сходить в Храм Гроба Господня, который был в 10 минутах хода пешком от собора. По дороге я сфотографировал вывеску на двери паба – Путин. Наш президент очень популярен во всем мире.
Я зашел в Храм Гроба Господня – Камень миропомазания был загорожен железными ограждениями, которые установила израильская полиция. Я подошел к Святая Святых храма – Кувуклии, которая отмечает место погребения в пещере, куда положили тело распятого Христа, место, где Он воскрес и, где зажигается Благодатный Огонь в Великую Субботу.
Перед входом Кувуклию, как обычно, были дежурные греческие монахи, стояла большая очередь паломников. Я подумал, что мне предстоит не меньше часа простоять в очереди, прежде чем я попаду в Кувуклию. Я задержался напротив входа, чтобы сделать фотографии. В этот момент греческие монахи открыли железное ограждение и пустили очередь к другому ограждению ближе ко входу в Кувуклию. Я попал внезапно, таким образом в начало очереди и уже через пять минут был в Кувуклии!
В Пределе Ангела пришлось задержаться. Там находится часть камня, которым был закрыт вход в погребальную пещеру. Вот и вход в Гроб Господень. Маленькое помещение примерно два на два метра. Одновременно там могут помолиться, преклонив колени, три или четыре человека в течение короткого времени - не более минуты.
Я вышел из Храма со светлым чувством и пошел обратно в Троицкий собор. Когда я вошел, там уже читали часы, было полно народа. Люди стояли очень плотно. Служба была очень долгой с чтением 12 евангелий, во время которых все зажигали свечи. Служба растянулась более чем на 6 часов. Выстоять все это время физически очень тяжело. Ноги затекают, приходилось садиться на приступок или прямо на пол в храме. После службы еще 30 минут сидели в автобусе, ждали сбора всей группы. В гостиницу приехали во втором часу ночи, нас заждались на ужин. Мы перекусили и спать. Я замерз. Никак не ожидал, что в Израиле будет так холодно.
10 апреля. Великая Пятница.
По программе мы должны били встать 05.00, чтобы в 05.30 выехать в Иерусалим, чтобы занять очередь и в 10.30 пройти в процессии с крестом от претории до Гологофы. Но я так не выспался, что решил не ставать так рано.
Мой сосед разбудил меня в 07.30. Мы позавтракали и направились в Храм Рождества, который оказался всего в пяти минутах от гостиницы. В храме вел службу палестинский патриарх. После службы мы смогли спуститься в пещеру, где родился Иисус и поклониться святыне – серебряной звезде на месте Его рождения.
На улице к нам пристал араб- хозяин сувенирной лавки. Нам нужно было такси до автобусной остановки. Араб сразу же вызвался нас подвезти. В гостинице к нам присоединилось еще две женщины из нашей группы. Из палестинского Вифлеема мы выехали на комфортабельном рейсовом в автобусе. Примерно в 11.30 мы прибыли в Иерусалим, вышли недалеко от Дамасских ворот, а затем прошли с молитвой по Скорбному Пути. В конце пути мы заглянули в Александровское подворье, а потом зашли в переполненный людьми Храм и поднялись на Голгофу. Место, где стоял крест Спасителя, находится под престолом и отмечено отверстием в серебряном диске. За престолом находится распятие в натуральную величину, фигуры Девы Марии и апостола Иоанна. На Голгофе всегда очередь. Греческий монах следит за тем, чтобы паломники не задерживались у святыни, поэтому очередь идет довольно быстро.
Вокруг Кувуклии просто столпотворение, люди стоят очень плотно, как говорится - яблоку негде упасть, поэтому мы зашли в Воскресенский Собор и сели на скамейку под иконами греческого письма. В 14.30 наша группа, наконец, собралась на выходе со двора Храма. Там я сфотографировался с очень известным человеком в Старом Иерусалиме – пожилым арабом, который является хранителем ключей от двери Храма Гроба Господня. Из известных людей на улицах Старого города я видел фигуриста Плющенко и клоуна Куклачева.
Сестра Силуана показала нам здание греческой патриархии. Мы поднялись по лестнице и оказались на высоком балконе, оттуда мы могли видеть все, что происходит во дворе Храма. Затем Силуана вывела группы из старого города через Новые ворота и показала нас короткий путь к Троицкому Собору. Там на улице мы фотографировались на каменных подушках. Примятые выглядели как настоящие перьевые, только прикоснувшись к ним можно было убедиться, что они сделаны из камня. Мы прошли вдоль стен старого города на гору Сион. По православной традиции Сошествие Святого Духа на апостолов было в горнице Тайной вечери на Сионской горе. Настоящее здание было возведено в период крестоносцев и служило трапезной. На первом этаже этого здания находится синагога с гробницей царя Давида. А во дворе находится памятник царю Давиду. У головы царя отбит нос – постарались религиозные вандалы. В Иерусалиме практически нет памятников в виде статуй или бюстов.
Возле синагоги два молодых еврея лихо плясали под еврейскую музыку явно на показ и привлекли наше внимание.
Мы зашли в другое святое место на Сионе – Базилику Успения пресвятой Богородицы. Здесь Богородица жила в доме Иоанна Богослова после распятия Иисуса Христа. Необычная архитектура здания больше напоминает не храм, а крепость с минаретами. Базилика принадлежит немецким католикам. Он состоит из верхнего и нижнего храма. Внизу в крипте находится ротонда и место, где стоял гроб с телом Пресвятой Богородицы. Фигура усопшей Богоматери выполнена из вишневого дерева. Лицо и кисти покрыты слоновой костью. В ногах горят свечи. Мы очень тихо посидели там несколько минут, помолились Пресвятой Деве Марии и вышли из храма. Наш автобус уже ждал нас, и вскоре мы вернулись в нашу гостиницу в Вифлееме.
Я простудился, часто кашлял. Наша группа по программе собиралась поехать в 23.00 на ночную службу в Горненский монастырь. Силуана сказала, что желающие могут остаться в гостинице и поехать в 06.30 на автобусе в Иерусалим вместе с грузинской группой . Я выбрал второй вариант и закутался в одеяло и лег спать.
11 апреля. Великая Суббота. Схождение Благодатного Огня.
Я и еще две женщины из нашей группы утром сели в автобус и прибыли к Сионским воротам старого города примерно в 07.10 . Мы вышли и попытались пройти первый кордон, но израильские полицейские нас остановили. В Храм Гроба Господня можно было пройти только обладателям браслета, подобно тем которым выдают в отелях на рецепции. Мы втроем постояли и решили идти к Яффским воротам. Возле входа в Яффские ворота все перекрыто. Там был оборудован навес и поставлены пластмассовые стулья. Уже собралось несколько сотен паломников, среди них была наша группа, которая прибыла сюда в 06.00 Перед навесом стоят железные заграждения, через которое израильские полицейские не пускают никого. Там перед навесом собралась также несколько сотен человек – в основном группы из России, из Сербии и Грузии. В общей массе паломников там было не меньше одной тысячи человек. Кто-то из полицейских сказал, что в Храм начнут пускать в 10.30 Мы втроем пошли гулять по Иерусалиму. Холодно, всего 14градусов, ветер и морось. Мы зашли погреться и выпить кофе в дорогой отель, потом вернулись назад. Там ситуация не изменилась. Все - паломники и полицейские замерзли и продрогли, но стояли в томительном ожидании Благодатного Огня. Арабы уже развернули бойкую торговлю свечами. Пучок состоит из 33 свечей по числу лет Спасителя. Перед ограждениями арабские торгаши развернули походный кофейник, установку для выжимания сока из апельсинов, грейпфрутов и гранатов, а также особым арабским хлебом. Это хоть немного помогло людям согреться. Я еще постоял в общей толпе и вновь пошел гулять вдоль стен старого города. В 10.30 погода стала улучшаться, ветер прогнал облака, и временами даже выглядывало солнце. Я сходил помолиться к Стене Плача. Там молилось мало людей. Было ветрено, малооблачно, солнце ласково грело.
Недалеко от Стены я зашел на археологическую площадку возле высоких стен храмовой горы Мориа. Там почти никого не было, на склонах цвели красные маки. Я спрятался от ветра и стал с удовольствием в тишине греться на солнышке. Я сидел и наслаждался тишиной и теплом на камне на главной улице Иерусалима, которая шла вдоль Западной стены Храма длиной около километра. Широкая улица была вымощена прямоугольными камнями. Она имела два больших дренажных канала. По ее обеим сторонам располагались многочисленные лавки торговцев и менял денег. Во времена жизни Христа здесь было много людей и шумно.
Я посмотрел на часы 12.30. Никто не может сказать, когда сойдет Благодатный Огонь. В прошлый раз Огонь сошел примерно в 13.30, поэтому я поспешил обратно к Яффским воротам. Когда я пришел туда, то обнаружил, что в Храм пропустили небольшую часть паломников из толпы, которая стояли под навесом. Из нашей группы прошли только 8 человек, остальные остались ждать у ворот. Я не мог смотреть без сострадания на одного сербского священника. Он очень-очень хотел попасть в Храм. Его как и меня не пустили полицейские. Он очень переживал из-за этого.
Небо вновь стало затягиваться серыми облаками, стал моросить мелкий дождь. Наконец, примерно в 14.20 зазвонили в колокола Храма. Через несколько минут паломники, которые стояли ближе всего к Яффским воротам радостно и оживлено закричали.
Какой-то человек прибежал из Храма с горящими свечами и передал Благодатный Огонь.
ОГОНЬ, ОГОНЬ СОШЕЛ! Христос воскрес! Какое Чудо! Какая Благодать! Какая Радость! Эту радость трудно передать словами.
За минуту загораются десятки, потом сотни свечей. Люди зажигают свечи друг у друга. Буквально через две-три минуты всё в огне, все полыхает! Море огня возле Яффских ворот!
Через полчаса наша группа собирается в автобусе. И вдруг начинается сильный ливень. Дождь льет как из ведра. Даже для погоды разрядка от долгого напряжения!
Девушка, которой посчастливилось попасть в Храм, рассказала мне, что пространство в Храме было далеко не полностью заполнено. В Храме можно было свободно перемещаться и ходить. Много свободного места было в Храме, к сожалению многочисленная израильская полиция больше никого не пустила в Храм. Их понять можно, чем меньше народа, тем больше порядка. Группа православных арабов как всегда вела себя очень шумно. Но в этот раз арабы устроили две драки в Храме, поэтому полицейские их вывели из Храма.
Она показала мне видео: перед тем как сошел Благодатный Огонь в Храме были видны необъяснимые вспышки и блики.
Благодатный Огонь теплый и не обжигает в течении нескольких минут, потом пламя приобретает свои обычные физические свойства. Каждый год это время горения Благодатного Огня различается. В этот раз более пяти минут. Почему так происходит?
Этого никто не может объяснить. Во-первых, как в Кувуклии так и в Храме все огни потушены. Во-вторых, прежде чем войти в Кувуклию Патриарх разоблачается, его обыскивают.
Но даже, если бы он пронес с собой спички или зажигалку, а потом зажег огонь. Такой обычный огонь имел бы обычные характеристики горения. Он бы обжигал.
Как рождается Благодатный Огонь? Это может рассказать только один человек – Иерусалимский Патриарх. Он находится и молится один в полной темноте и в напряженном молчании в Кувуклии…Потом на мраморной плите Гроба появляется как бы огненная роса. Плита начинает светиться. Патриарх протирает ватой плиту, а затем от этой ваты зажигается Благодатный Огонь.