В тихом воздухе раннего утра рассыпался в утреннем тумане одинокий крик ночной птицы и пронесся в открытое пространство лугов от реки, замеревшей и притихшей в одеяле клубящихся испарений. В тумане не различался противоположный берег, хотя речушка была относительно небольшая.
У потухшего костра, слабыми огоньками догорающих веток дымящегося, на косогоре перед спуском, головой на рюкзаках, на постеленных ветках лапника на песке, - дремали рыбаки. И вот, они враз проснулись, услышав тот крик птицы раздавшийся недалеко, в двух сотнях метров.
Старик (пожилой человек) повернулся лицом к небу. Строгое лицо его было и грустно и насмешливо, как у разочарованного, расставшегося с хорошим сном человека, вошедшего в суровую прохладную реальность.
Млечный путь бледнел в светлеющем небе и мало-помалу таял, как весенний снег, терял свои очертания. Звезды на востоке уже совсем пропали, открывая голубизну небес, - день собирался быть по-летнему жарким. А утро уже вступило в свои права и в ожидании солнца светлел восток и красился в розовый.
Молодой рыбак поднял голову и взглянув на старика, сел на своем ложе с противоположной стороны костра, которая в сторону прибрежного луга. Он вздрогнул всем телом и повел плечами, - так бывает, когда мурашки пробегают по спине и по рукам и по груди от утренней прохлады. Он стал подкладывать сухие наломанные палки в костер, дожидаясь, когда пламя костра будет греть, разгоревшись.
За его спиной, в поле, в сонном застывшем воздухе стоял монотонный шум, без которого не обходится летняя ночь. В сонных травах трещали кузнечики, где то вдалеке слышен голос перепела, да в километре от берега, в поле в овраге, в котором тек ручей и росли кусты тальника, лениво посвистывали молодые соловьи свои неумелые трели. Все ожидали восход солнца. Багровая заря у самого горизонта уже желтела и светлела – вот-вот, выйдет из-за далекого леса солнце.
- Ого! Четвертый час уже! – Старый (как его называл Молодой) посмотрел на часы на руке, - Ставь-ка чайник – он указал на котелок с крышкой. - Я пойду закидушки проверю свои ночные, что-то колокольчиков не слыхать. –
И Старый пошел к берегу, удаляясь и скрываясь в густом тумане, так что образ его фигуры превращался в привидение….
Красоты природы и кружка чая «с дымком» у костра, приправленная ароматом заваренного смородинного листа, располагали к беседе.
- Рыбалка рыбалкой, время еще есть, пока рыба придет на мель к берегу кормиться…. А я вот что хочу рассказать тебе, - начал говорить Старый, продолжая вчерашний вечерний разговор-дискуссию с Молодым.
Они говорили о современной науке и о том, что старинные понятия, знания и запреты и суеверия отживают своё, - наступает новое время, когда достижения науки внедряются в жизнь. И весь вечер говорил, в основном, Молодой, прославляя науку и рассказывая Старому о новых «гаджетах» во всех областях жизни: начиная от умных стиральных машин и заканчивая смартфонами. Были упомянуты новые виды энергии, как солнечные батареи и на их основе «умные дома», с голосовым управлением включения света и приборов….
Старый, будто бы стараясь восполнить-наверстать своё слабое участие в вечернем разговоре-дискуссии, вчера он только поддакивал и восхищался, удивляясь, - начал свой монолог:
- Вот, спаси нас Господи и помилуй, - будто что-то вспомнил он, и быстро поднялся и пересел на бревно, чтобы быть повыше Молодого, как от холода, нервно поглаживал свои ноги от колен по икрам, и, заплетаясь, скороговоркой начал говорить.
- Так ты не слышал, и можешь не знать, но это наша история. Человечества. Она же как «записная история человечества» - говорил еще Пастернак. Так что послушай внимательнее. –
И говорил Старый быстро, чтобы сократить время.
- Конечно же, Пастернак говорил о Библии. А само слово Библия – это означает с греческого - собрание книг. Библиотека, по-нашему. Создавались книги на протяжении более чем тысячи лет. И писали эти книги 40 человек. Они записывали историю и историю подлинную. Все думают, что Библия чисто религиозная, в которой только толкования о Божественных обрядах и поклонениях говорится. Но первое, что «бросается в глаза», из тебе известного, - в Библии говорится в подробностях об Александре Македонском. Книга Маккавейская, первая, всего их три Маккавейских есть.
И там написано:
ПОСЛЕ ТОГО, как Александр, сын Филиппа, Македонянин… и перечисляются его подвиги-завоевания. А далее повествуется и о Клеопатре, дочери Птоломея, последнего потомка фараонов. И о том, как она стала женой Александра Македонского, в 10-той главе той же первой книги Маккавейской. –
Молодой рыбак устремил на рассказчика свой любопытный взгляд, услышав знакомые имена. (Про Александра-то Македонского, Великого, кто не знает? А тут в Библии про него!).
Младенческое выражение заинтересованности засветилось искорками в его темных глазах и, казалось сквозь отблески пламени костра (сидел он напротив Старого), растянуло и сплющило крупные черты его молодого и широкого лица. Он будто бы услышал необыкновенно совершенно новое, неизвестное для него и загадочно интересное.
- Ого! – прервал он скороговорку Старого, - а я-то думал…. Там действительно история написана? Я считал, что в Библии только мифы про Адама и Еву, про Бога, что Заповеди дал Моисею, ну, и про Иисуса, который Заповеди Моисеевы дополнил. – И он был уже рад послушать еще.
А Старый начал рассказывать уже ровным голосом, спокойно, убедившись, что сумел заинтересовать, зацепить слушателя-оппонента:
- Хотя Еврейский народ и считался изгоем и в Библии написана история жизни этого народа, но они жили среди других народов и воевали с окружающими. Поэтому в Книге показана история всего мира, история всех народов проживавших на Ближнем Востоке в те времена.
Есть такие истории, которые долгое время считались мифом и вымыслом. Например, о разрушенном городе на побережье Средиземного моря. Это как тот же рассказ о городе Трое, которую долго искали и нашли только относительно недавно. Оказалось, Троянская война не миф. Так и библейский город Тир был найден, он был разрушен в то далекое время более 2 тысяч лет назад.
Есть книга пророка Ионы. В ней описаны события, которые случились с этим человеком и они весьма поучительные, помогающие понять некоторые непонятные вещи.
Иона был одним из тех людей, кого Бог выбрал среди людей верующих (праведных), чтобы исполняли они Волю Божию. Но человек слаб, человек не Ангел. И в те времена в приведения особенно не верили среди народа Божиего, и если кто-то говорил, что вот, появились Ангелы, духи бесплотные – считалось, что это от лукавого. Люди думали, что все эти «лешие, русалки, домовые» и прочие духи, они тогда имели другие имена и названия, от нечистой силы, от отрицательных черных сил произошли, и нет им веры – это сатанинские служители, обманщики, так как имя противника Божьего – диавол, с греческого, и есть обманщик, – рассказывал Старый отвлекаясь на различные пояснения.
- Ну, а как же тогда, я слышал, что Ангелы приходили к Аврааму-пастуху, трое и они затем Лота спасли, у которого жена превратилась в соляной столб, за то, что оглянулась на разрушение городов Содома и Гоморры? – спросил Молодой рыбак, не удержавшись и перебивая Старого.
Вздохнув, Старый понял, что придется пояснять. Он уже вчера смирился с тем, что Молодой был ко всему скептически настроен, совершенно ничему не верил и всему требовал логическое объяснение.
- Ну что ж! Ангелов действительно было много, тех, кто приходил к людям, и в Ветхие времена и уже в наши. Так, например, к самой Жанне Д’Арк приходил Архангел и уговаривал её воевать за родину, за Францию. Но и тут! Разве поверили ей люди? Они «верили» до тех пор, пока были в страхе, а когда Жанна привела войну к победе – так сама Церковь не поверила ей и обвинила в колдовстве. Сожгли её на костре, как ведьму, за то, что она не с Ангелом, а с нечистой силой зналась, якобы.
Вообще, я тебе скажу, что Ангелы приходили очень редко и к очень праведным и очень верующим людям, к достойным и избранным. А все остальные люди считали себя недостойными видеть даже Ангелов. Если Ангел мог явиться - то только перед смертью, чтобы отнести душу нашу на Небеса. И многие так же знают сегодня. Вот разве ты считаешь себя безгрешным? – спросил Старый, обратив повернутую вверх ладонью руку в сторону Молодого, и, не дожидаясь ответа, продолжил говорить.
Пророки – выбирались Богом из самых простых людей, а не из экстрасенсов гадателей. Они только передавали слова Божии, проповедовали. Вот я сначала расскажу, что случилось с Йоной, а потом поговорим о пояснениях.
- Итак, как написано: И было слово Господне к Ионе, сыну Амафии. (Слово Божие приходит по разному, кто-то слышит его призыв в голосе Грома и молнии, как написано в книге Иова, кто-то во сне голос Божий слышит, как Елисей, когда спал в помещении Храмовом, как было с Ионой не знаем). И говорил Господь: встань и иди в город Ниневия и проповедуй там покаяние, потому что злодеяниями переполнился он, и народ грешен так, что дошло до Меня (до Бога) и я накажу их и разрушу их город. Проповедуй, чтобы они покаялись и оставили все свои злые дела, иначе погибнут.
(Но знаем мы, что только испугался он идти в город, где много преступников и все грешники, да еще и проповедовать покаяние им. Ибо думал он, как человек простой: разве послушают грешники и преступники меня, они нападут и покалечат иили убить могут).
Иона встал, но не для того, чтобы идти исполнять Волю Божию, а решил сбежать с этого места и уехать подальше на другую землю за море. Пришел он на пристань и нашел корабль, отправляющийся в Фарис, что на другом берегу моря, отдал плату за провоз и взошел на борт судна, чтобы уплыть подальше от лица Господа. («Но разве от Бога убежишь?», невозможно уйти от Воли Господней, «на всё Воля Божия»).
И навел Господь на море крепкий ветер, и сделалась на море великая буря, и корабль готов был разбиться. И устрашились корабельщики, и взывали каждый к своему Богу (из разных народов ехали на корабле люди), и стали бросать с корабля груз в море, чтобы не затонул корабль. А Иона же спустился во внутренности корабля и там спрятался. Но пришел к нему капитан корабля: «что ты спишь? (Иона претворился спящим). Встань, воззови к своему Богу; может быть, твой Бог вспомнит о нас и мы не погибнем». (А это потому, что видно было, что одет Иона был в еврейский наряд и были у него «слуги»-ученики его и был он священником еврейским. Поэтому когда другие люди взывали к своим богам: к Астарте, к Амону и прочим, должен же был и еврей помолиться).
И сказали друг другу молельщики: бросим жребий, чтобы узнать, из-за кого постигает нас эта беда. (Бог все видит и всё делает справедливо!) И пал жребий на Иону. Тогда сказали ему: скажи нам, из-за чего беда нас постигла. И он сказал им, что бежит от лица Господня и сам Иона предложил: возьмите меня и бросьте в море, и море утихнет, потому что ради меня постигла вас эта великая буря.
Не сразу поверили эти разной веры люди, - они начали усиленно грести, чтобы пристать к какой-нибудь земле, но не могли. Тогда они воззвали к Господу (в которого верил Иона): да не погибнем ради одного этого человека, и бросили его в воду моря. И утихло море от ярости своей. Устрашились многие из людей великим страхом, и принесли жертвы Богу иудейскому.
– Тут рассказ Старого прервался его улыбкой и он обратился чтобы подкинуть палки-дровишки в костер.
- Ну, да! – согласился Молодой, внимательно слушавший рассказчика, - когда беда припрет, человек обращается ко всем ему известным богам, это так оно и бывает. – И он тоже подправил дрова в костре.
А между тем Старый продолжал рассказывать историю Ионы-пророка Божиего.
- Не погиб Иона в морских волнах. А случилось нечто, что обсуждают и обсуждали многие ученые мужи: И повелел Господь большому киту поглотить Иону; и был Иона во чреве кита три дня и три ночи. И молился Иона Господу Богу своему из чрева кита. Молился молитвой покаяния с верою на спасение от Бога милосердного. И сказал Господь киту, и кит изверг Иону на сушу.
Этот образ Ионы был использован во время Иисуса Христа и на этот образ ссылался и Сам Христос и Апостолы.
Но далее что произошло с Ионой? Он пошел-таки и проповедовал, что Господь разрушит город Ниневию, если люди его не покаются. А они принесли покаяние и молитвы, и грешить перестали. И помиловал господь город Ниневию.
Тут случилось Ионе опять сильно огорчиться, и он был раздражен тем событием, что его пророчество не сбылось. А престиж пророка в те времена очень строго оценивался, на это даже правила прописаны были в Торе, в Богослужебной книге Иудеев, что если придет человек, называющий себя пророком, а пророчества его не сбудутся через три дня, - то это ложный пророк, обманщик, и он должен быть изгнан. Вот Иона тогда сам себя «изгнал»: он вышел из города и сел с восточной его стороны, что выходит на пустыню, он сделал себе там кущу (шалаш, по-нашему) и молился ко Господу о смерти для себя ибо огорчился.
Тут случился спор Господа с Ионой:
И сказал Господь: неужели ты огорчился так сильно?
И показал Господь ему пример о том, что милосердие Его проявляется в любви к людям и любви ко всему живому, которое он создал.
Когда Иона сидел под стенами Города, ожидая, что Господне пророчество (которое он принес и произнес о разрушении его) вдруг сбудется, произрастил Господь Бог растение, и оно поднялось над Ионою, чтобы над головой его была тень от листьев. Иона весьма обрадовался этому растению. И устроил Бог так, что на другой день при появлении зари, червь подточил растению корни его, и оно погибло и засохло. А на время когда солнце поднялось высоко, навел Бог знойный ветер и жару неимоверную, так что Иона уже думал: лучше умереть.
И спросил Бог у Ионы: неужели ты так сильно огорчился за это растение?
Иона сказал: очень огорчился, оно было мне спасением от жары.
Тогда сказал Господь: вот, ты сожалеешь о растении, над которым ты не трудился и которого не растил, которое в одну ночь выросло и в другую ночь пропало. Тогда мне ли не пожалеть этот город Ниневию!?! Это великий город, в котором более сто двадцать тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и множество скота?
И окончилось огорчение пророка Ионы, – завершил рассказ Старый рыбак, но разговор на этом был не закончен.
- Таким образом, как я понял, Бог признал тот народ неразумным: «не умеющих отличить правую от левой руки»? – спросил Молодой.
- Конечно, неразумными признал Господь людей тех. Но в том смысле, что они были безграмотные. Я хорошо запомнил книгу Ионы потому, что читая ее, размышлял над всеми словами, – сказал Старый, и продолжил назидательным тоном. – Неразумными мы остаемся до сих пор, ибо «правое» - это все что справедливое праведное и доброе. И мы пока путаемся в этом постоянно: вот и не можем отличить – что правое, а что левое, у нас они меняются местами в сознании часто.
Ну, ладно. Надо готовить подкормку, с вечера я всю закинул в свой омуток. – и Старый полез в рюкзак и стал доставать рыболовные снасти. Началась «рыбалка»… это увлекательное занятие.
[Скрыть]Регистрационный номер 0388256 выдан для произведения:
Беседы на природе у костра
В тихом воздухе раннего утра рассыпался в утреннем тумане одинокий крик ночной птицы и пронесся в открытое пространство лугов от реки, замеревшей и притихшей в одеяле клубящихся испарений. В тумане не различался противоположный берег, хотя речушка была относительно небольшая.
У потухшего костра, слабыми огоньками догорающих веток дымящегося, на косогоре перед спуском, головой на рюкзаках, на постеленных ветках лапника на песке, - дремали рыбаки. И вот, они враз проснулись, услышав тот крик птицы раздавшийся недалеко, в двух сотнях метров.
Старик (пожилой человек) повернулся лицом к небу. Строгое лицо его было и грустно и насмешливо, как у разочарованного, расставшегося с хорошим сном человека, вошедшего в суровую прохладную реальность.
Млечный путь бледнел в светлеющем небе и мало-помалу таял, как весенний снег, терял свои очертания. Звезды на востоке уже совсем пропали, открывая голубизну небес, - день собирался быть по-летнему жарким. А утро уже вступило в свои права и в ожидании солнца светлел восток и красился в розовый.
Молодой рыбак поднял голову и взглянув на старика, сел на своем ложе с противоположной стороны костра, которая в сторону прибрежного луга. Он вздрогнул всем телом и повел плечами, - так бывает, когда мурашки пробегают по спине и по рукам и по груди от утренней прохлады. Он стал подкладывать сухие наломанные палки в костер, дожидаясь, когда пламя костра будет греть, разгоревшись.
За его спиной, в поле, в сонном застывшем воздухе стоял монотонный шум, без которого не обходится летняя ночь. В сонных травах трещали кузнечики, где то вдалеке слышен голос перепела, да в километре от берега, в поле в овраге, в котором тек ручей и росли кусты тальника, лениво посвистывали молодые соловьи свои неумелые трели. Все ожидали восход солнца. Багровая заря у самого горизонта уже желтела и светлела – вот-вот, выйдет из-за далекого леса солнце.
- Ого! Четвертый час уже! – Старый (как его называл Молодой) посмотрел на часы на руке, - Ставь-ка чайник – он указал на котелок с крышкой. - Я пойду закидушки проверю свои ночные, что-то колокольчиков не слыхать. –
И Старый пошел к берегу, удаляясь и скрываясь в густом тумане, так что образ его фигуры превращался в привидение….
Красоты природы и кружка чая «с дымком» у костра, приправленная ароматом заваренного смородинного листа, располагали к беседе.
- Рыбалка рыбалкой, время еще есть, пока рыба придет на мель к берегу кормиться…. А я вот что хочу рассказать тебе, - начал говорить Старый, продолжая вчерашний вечерний разговор-дискуссию с Молодым.
Они говорили о современной науке и о том, что старинные понятия, знания и запреты и суеверия отживают своё, - наступает новое время, когда достижения науки внедряются в жизнь. И весь вечер говорил, в основном, Молодой, прославляя науку и рассказывая Старому о новых «гаджетах» во всех областях жизни: начиная от умных стиральных машин и заканчивая смартфонами. Были упомянуты новые виды энергии, как солнечные батареи и на их основе «умные дома», с голосовым управлением включения света и приборов….
Старый, будто бы стараясь восполнить-наверстать своё слабое участие в вечернем разговоре-дискуссии, вчера он только поддакивал и восхищался, удивляясь, - начал свой монолог:
- Вот, спаси нас Господи и помилуй, - будто что-то вспомнил он, и быстро поднялся и пересел на бревно, чтобы быть повыше Молодого, как от холода, нервно поглаживал свои ноги от колен по икрам, и, заплетаясь, скороговоркой начал говорить.
- Так ты не слышал, и можешь не знать, но это наша история. Человечества. Она же как «записная история человечества» - говорил еще Пастернак. Так что послушай внимательнее. –
И говорил Старый быстро, чтобы сократить время.
- Конечно же, Пастернак говорил о Библии. А само слово Библия – это означает с греческого - собрание книг. Библиотека, по-нашему. Создавались книги на протяжении более чем тысячи лет. И писали эти книги 40 человек. Они записывали историю и историю подлинную. Все думают, что Библия чисто религиозная, в которой только толкования о Божественных обрядах и поклонениях говорится. Но первое, что «бросается в глаза», из тебе известного, - в Библии говорится в подробностях об Александре Македонском. Книга Маккавейская, первая, всего их три Маккавейских есть.
И там написано:
ПОСЛЕ ТОГО, как Александр, сын Филиппа, Македонянин… и перечисляются его подвиги-завоевания. А далее повествуется и о Клеопатре, дочери Птоломея, последнего потомка фараонов. И о том, как она стала женой Александра Македонского, в 10-той главе той же первой книги Маккавейской. –
Молодой рыбак устремил на рассказчика свой любопытный взгляд, услышав знакомые имена. (Про Александра-то Македонского, Великого, кто не знает? А тут в Библии про него!).
Младенческое выражение заинтересованности засветилось искорками в его темных глазах и, казалось сквозь отблески пламени костра (сидел он напротив Старого), растянуло и сплющило крупные черты его молодого и широкого лица. Он будто бы услышал необыкновенно совершенно новое, неизвестное для него и загадочно интересное.
- Ого! – прервал он скороговорку Старого, - а я-то думал…. Там действительно история написана? Я считал, что в Библии только мифы про Адама и Еву, про Бога, что Заповеди дал Моисею, ну, и про Иисуса, который Заповеди Моисеевы дополнил. – И он был уже рад послушать еще.
А Старый начал рассказывать уже ровным голосом, спокойно, убедившись, что сумел заинтересовать, зацепить слушателя-оппонента:
- Хотя Еврейский народ и считался изгоем и в Библии написана история жизни этого народа, но они жили среди других народов и воевали с окружающими. Поэтому в Книге показана история всего мира, история всех народов проживавших на Ближнем Востоке в те времена.
Есть такие истории, которые долгое время считались мифом и вымыслом. Например, о разрушенном городе на побережье Средиземного моря. Это как тот же рассказ о городе Трое, которую долго искали и нашли только относительно недавно. Оказалось, Троянская война не миф. Так и библейский город Тир был найден, он был разрушен в то далекое время более 2 тысяч лет назад.
Есть книга пророка Ионы. В ней описаны события, которые случились с этим человеком и они весьма поучительные, помогающие понять некоторые непонятные вещи.
Иона был одним из тех людей, кого Бог выбрал среди людей верующих (праведных), чтобы исполняли они Волю Божию. Но человек слаб, человек не Ангел. И в те времена в приведения особенно не верили среди народа Божиего, и если кто-то говорил, что вот, появились Ангелы, духи бесплотные – считалось, что это от лукавого. Люди думали, что все эти «лешие, русалки, домовые» и прочие духи, они тогда имели другие имена и названия, от нечистой силы, от отрицательных черных сил произошли, и нет им веры – это сатанинские служители, обманщики, так как имя противника Божьего – диавол, с греческого, и есть обманщик, – рассказывал Старый отвлекаясь на различные пояснения.
- Ну, а как же тогда, я слышал, что Ангелы приходили к Аврааму-пастуху, трое и они затем Лота спасли, у которого жена превратилась в соляной столб, за то, что оглянулась на разрушение городов Содома и Гоморры? – спросил Молодой рыбак, не удержавшись и перебивая Старого.
Вздохнув, Старый понял, что придется пояснять. Он уже вчера смирился с тем, что Молодой был ко всему скептически настроен, совершенно ничему не верил и всему требовал логическое объяснение.
- Ну что ж! Ангелов действительно было много, тех, кто приходил к людям, и в Ветхие времена и уже в наши. Так, например, к самой Жанне Д’Арк приходил Архангел и уговаривал её воевать за родину, за Францию. Но и тут! Разве поверили ей люди? Они «верили» до тех пор, пока были в страхе, а когда Жанна привела войну к победе – так сама Церковь не поверила ей и обвинила в колдовстве. Сожгли её на костре, как ведьму, за то, что она не с Ангелом, а с нечистой силой зналась, якобы.
Вообще, я тебе скажу, что Ангелы приходили очень редко и к очень праведным и очень верующим людям, к достойным и избранным. А все остальные люди считали себя недостойными видеть даже Ангелов. Если Ангел мог явиться - то только перед смертью, чтобы отнести душу нашу на Небеса. И многие так же знают сегодня. Вот разве ты считаешь себя безгрешным? – спросил Старый, обратив повернутую вверх ладонью руку в сторону Молодого, и, не дожидаясь ответа, продолжил говорить.
Пророки – выбирались Богом из самых простых людей, а не из экстрасенсов гадателей. Они только передавали слова Божии, проповедовали. Вот я сначала расскажу, что случилось с Йоной, а потом поговорим о пояснениях.
- Итак, как написано: И было слово Господне к Ионе, сыну Амафии. (Слово Божие приходит по разному, кто-то слышит его призыв в голосе Грома и молнии, как написано в книге Иова, кто-то во сне голос Божий слышит, как Елисей, когда спал в помещении Храмовом, как было с Ионой не знаем). И говорил Господь: встань и иди в город Ниневия и проповедуй там покаяние, потому что злодеяниями переполнился он, и народ грешен так, что дошло до Меня (до Бога) и я накажу их и разрушу их город. Проповедуй, чтобы они покаялись и оставили все свои злые дела, иначе погибнут.
(Но знаем мы, что только испугался он идти в город, где много преступников и все грешники, да еще и проповедовать покаяние им. Ибо думал он, как человек простой: разве послушают грешники и преступники меня, они нападут и покалечат иили убить могут).
Иона встал, но не для того, чтобы идти исполнять Волю Божию, а решил сбежать с этого места и уехать подальше на другую землю за море. Пришел он на пристань и нашел корабль, отправляющийся в Фарис, что на другом берегу моря, отдал плату за провоз и взошел на борт судна, чтобы уплыть подальше от лица Господа. («Но разве от Бога убежишь?», невозможно уйти от Воли Господней, «на всё Воля Божия»).
И навел Господь на море крепкий ветер, и сделалась на море великая буря, и корабль готов был разбиться. И устрашились корабельщики, и взывали каждый к своему Богу (из разных народов ехали на корабле люди), и стали бросать с корабля груз в море, чтобы не затонул корабль. А Иона же спустился во внутренности корабля и там спрятался. Но пришел к нему капитан корабля: «что ты спишь? (Иона претворился спящим). Встань, воззови к своему Богу; может быть, твой Бог вспомнит о нас и мы не погибнем». (А это потому, что видно было, что одет Иона был в еврейский наряд и были у него «слуги»-ученики его и был он священником еврейским. Поэтому когда другие люди взывали к своим богам: к Астарте, к Амону и прочим, должен же был и еврей помолиться).
И сказали друг другу молельщики: бросим жребий, чтобы узнать, из-за кого постигает нас эта беда. (Бог все видит и всё делает справедливо!) И пал жребий на Иону. Тогда сказали ему: скажи нам, из-за чего беда нас постигла. И он сказал им, что бежит от лица Господня и сам Иона предложил: возьмите меня и бросьте в море, и море утихнет, потому что ради меня постигла вас эта великая буря.
Не сразу поверили эти разной веры люди, - они начали усиленно грести, чтобы пристать к какой-нибудь земле, но не могли. Тогда они воззвали к Господу (в которого верил Иона): да не погибнем ради одного этого человека, и бросили его в воду моря. И утихло море от ярости своей. Устрашились многие из людей великим страхом, и принесли жертвы Богу иудейскому.
– Тут рассказ Старого прервался его улыбкой и он обратился чтобы подкинуть палки-дровишки в костер.
- Ну, да! – согласился Молодой, внимательно слушавший рассказчика, - когда беда припрет, человек обращается ко всем ему известным богам, это так оно и бывает. – И он тоже подправил дрова в костре.
А между тем Старый продолжал рассказывать историю Ионы-пророка Божиего.
- Не погиб Иона в морских волнах. А случилось нечто, что обсуждают и обсуждали многие ученые мужи: И повелел Господь большому киту поглотить Иону; и был Иона во чреве кита три дня и три ночи. И молился Иона Господу Богу своему из чрева кита. Молился молитвой покаяния с верою на спасение от Бога милосердного. И сказал Господь киту, и кит изверг Иону на сушу.
Этот образ Ионы был использован во время Иисуса Христа и на этот образ ссылался и Сам Христос и Апостолы.
Но далее что произошло с Ионой? Он пошел-таки и проповедовал, что Господь разрушит город Ниневию, если люди его не покаются. А они принесли покаяние и молитвы, и грешить перестали. И помиловал господь город Ниневию.
Тут случилось Ионе опять сильно огорчиться, и он был раздражен тем событием, что его пророчество не сбылось. А престиж пророка в те времена очень строго оценивался, на это даже правила прописаны были в Торе, в Богослужебной книге Иудеев, что если придет человек, называющий себя пророком, а пророчества его не сбудутся через три дня, - то это ложный пророк, обманщик, и он должен быть изгнан. Вот Иона тогда сам себя «изгнал»: он вышел из города и сел с восточной его стороны, что выходит на пустыню, он сделал себе там кущу (шалаш, по-нашему) и молился ко Господу о смерти для себя ибо огорчился.
Тут случился спор Господа с Ионой:
И сказал Господь: неужели ты огорчился так сильно?
И показал Господь ему пример о том, что милосердие Его проявляется в любви к людям и любви ко всему живому, которое он создал.
Когда Иона сидел под стенами Города, ожидая, что Господне пророчество (которое он принес и произнес о разрушении его) вдруг сбудется, произрастил Господь Бог растение, и оно поднялось над Ионою, чтобы над головой его была тень от листьев. Иона весьма обрадовался этому растению. И устроил Бог так, что на другой день при появлении зари, червь подточил растению корни его, и оно погибло и засохло. А на время когда солнце поднялось высоко, навел Бог знойный ветер и жару неимоверную, так что Иона уже думал: лучше умереть.
И спросил Бог у Ионы: неужели ты так сильно огорчился за это растение?
Иона сказал: очень огорчился, оно было мне спасением от жары.
Тогда сказал Господь: вот, ты сожалеешь о растении, над которым ты не трудился и которого не растил, которое в одну ночь выросло и в другую ночь пропало. Тогда мне ли не пожалеть этот город Ниневию!?! Это великий город, в котором более сто двадцать тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и множество скота?
И окончилось огорчение пророка Ионы, – завершил рассказ Старый рыбак, но разговор на этом был не закончен.
- Таким образом, как я понял, Бог признал тот народ неразумным: «не умеющих отличить правую от левой руки»? – спросил Молодой.
- Конечно, неразумными признал Господь людей тех. Но в том смысле, что они были безграмотные. Я хорошо запомнил книгу Ионы потому, что читая ее, размышлял над всеми словами, – сказал Старый, и продолжил назидательным тоном. – Неразумными мы остаемся до сих пор, ибо «правое» - это все что справедливое праведное и доброе. И мы пока путаемся в этом постоянно: вот и не можем отличить – что правое, а что левое, у нас они меняются местами в сознании часто.
Ну, ладно. Надо готовить подкормку, с вечера я всю закинул в свой омуток. – и Старый полез в рюкзак и стал доставать рыболовные снасти. Началась «рыбалка»… это увлекательное занятие.
Переплетение красоты природы и внутреннего мира героев делают Ваш рассказ интересным по содержанию. Автору удаётся донести Слово Божие и его значение до читателя в рассказе Старого.