13. РАССКАЗЫ О БАКУ – ГОРОДСКИЕ ХАМАМ – БАНИ
Даже во время Великой Отечественной войны, из кранов в Бакинских квартирах круглосуточно лилась вода из Шалларских источников. На бульваре, в скверах, на улицах – были установлены фонтанчики питьевой воды. Это очень помогало в жару – утолить жажду разгорячённого тела.
После окончания войны – фонтанчики существовали некоторое время, а потом исчезли – воду стали экономить.
Городские власти в войну, поддерживали «гигиеническую» чистоту населения, работой городских хамамов – бань. Более того, в начале войны, всё население Баку было подвергнуто всеобщей дезинфекции.
Происходило это так. К предприятиям подъезжали мобильные «дезинфекторы» для пропаривания одежды. Всё остальное происходило, под наблюдением сотрудников Международного Красного Креста в душевых предприятий.
Всё население Баку, предвидимые дядями-домкомами, почти строем, приводили к пунктам дезинфекции.
Я в это время ходил в старшую группу детсада, поэтому был взят бабусей за руку, и мы пристроились к толпе жителей нашего дома.
На входе нас переписали женщины в белых халатах с красными крестами на рукавах и халатах. Толпу развели по половому признаку в мужские и женские отделения.
По малолетству, на мои половые признаки махнули рукой и разрешили подвергнуться дезинфекции вместе с женщинами.
Всю одежду, немедленно отобрали и куда-то унесли.
Голая толпа, по очереди заходила в специальные кабинки. Там всё тело, начиная с волос на голове, санитарки в противогазах, щедро мазали какой-то страшно вонючей жидкостью. До сих пор помню, как жгло кожу, и я устроил рёв. Женщины дружно меня успокаивали.
Далее следовало дождаться, пока эта «гадость» высохнет. Только после этого, можно было попасть в душ.
Мокрые после душа, мы долго ждали нашу «прожаренную» в дезинфекторе одежду. Полотенец не было – так и стояли мокрые, голышом.
Столько лет прошло, а я в деталях помню это действо Властей в борьбе с «вшивостью» Бакинского населения.
Возле моего дома, по улице Энгельса, было сразу две бани. Одна для мужчин, а другая для женщин.
Опять же по малолетству, меня водили в женскую баню. Одинокие вскрики голых дам, при моём появлении в помывочном отделении, хором подавлялась остальными намыленными женщинами– «Он ещё маленький! Вай! Не видишь что ли!».
Меня строго оглядывали и, убедившись, что я ещё действительно «маленький», успокаивались.
Бабуся, чтобы не смущать молодых женщин, быстро меня намыливала, окатывала водой, отворачивая от женщин, и быстренько уводила. Закутав в полотенце , сажала на скамью и велела не шалить. Дальше она мылась одна.
Чтобы избежать подобного недовольства, нам иногда удавалось попасть в банные «номера». Это были отдельные помывочные помещения, куда можно было ходить всей семьёй.
Проблема заключалась в том, что таких помещений было «раз два и обчёлся». Желающих было много, а «номеров» мало.
Если нам везло, мы получали в ладошку бирку с номером. Когда наш номер выкликался, мы чинно - бабушка, мама и я заходили в отдельную помывочную.
Она состояла из двух помещений. В одной раздевались, в другой мылись под единственным рожком душа – вот и все удобства «люкса».
Так, на моей памяти случалось раз или два. Поэтому, женщины, стесняясь, тащили меня в общее женское отделение.
Всё повторялось в точности, включая крики - «Он ещё маленький! Вай! Не видишь что ли!». Опять без стеснения оглядывание и успокоение – действительно «маленький».
Чтобы избежать этих скандальчиков, меня иногда мыли дома в тазике.
С поступлением в школу, мои посещения отделения с намыленными женщинами, прекратились.
Меня стали готовить к посещению настоящей мужской бани. Первый раз это произошло в сопровождении нашего соседа Адыля.
Меня снабдили полотенцем, мылом, мочалкой, сунули под мышку персональный тазик. Вручили 10 копеек для оплаты этого действа и мы с Адылем отправились в ближайший хамам для «киши» - мужчин.
Первое с чего начал Адыль – ополоснул несколько раз каменное сидение кипятком. После этого сел и стал растирать вспотевшее тело перчаткой. Я с интересом смотрел на катышки кожи и грязи под перчаткой.
Ополоснувшись, Адыль намылился, а затем стал смывать мыльную пену тазами с водой.
Я во все глаза рассматривал новое для меня действо, как по- восточному надо очищать своё тело, снимая за одно и старый кожный покров
Ещё одно меня удивило. В отдельном помещении бани стоял таз с голубой глиной. Некоторые мужчины намазывали свой пах этой глиной.
Я шепотом спросил – «А это зачем!». Адыль спокойно сказал – «Увидишь!».
Именно эти мужчины заняли очередь у единственной пипки душа. Я с удивлением смотрел, как под водой с их кожи исчезает растительность. После душа, мужчины выходили гладкокожие, как вновь рождённые младенцы.
Много лет спустя, просматривая рекламу различного болезненного удаления волос с женской кожи, я вспоминаю голубую Бакинскую глину.
Как до неё ещё не добрались парфюмеры - ВОПРОС!
С учётом проблем с водой в Баку, думаю, что водо-расточительные банные помывочные в Баку закрылись.
Если сейчас каждая семья в Баку соорудила в своих квартирах емкости, куда по расписанию наливается вода, что уж говорить о возможностях поливать себя дефицитной водой в банях.
Давно не приходилось быть в Баку – может и ошибаюсь!
Создано
Юрий Елистратов
Москва
29 мая 2014 г.
13. Рассказы о Баку - городские хамам(бани) - рассказ
30 мая 2014 -
юрий елистратов
[Скрыть]
Регистрационный номер 0217844 выдан для произведения:
13. РАССКАЗЫ О БАКУ – ГОРОДСКИЕ ХАМАМ – БАНИ
Даже во время Великой Отечественной войны, из кранов в Бакинских квартирах круглосуточно лилась вода из Шалларских источников. На бульваре, в скверах, на улицах – были установлены фонтанчики питьевой воды. Это очень помогало в жару – утолить жажду разгорячённого тела.
После окончания войны – фонтанчики существовали некоторое время, а потом исчезли – воду стали экономить.
Городские власти в войну, поддерживали «гигиеническую» чистоту населения, работой городских хамамов – бань. Более того, в начале войны, всё население Баку было подвергнуто всеобщей дезинфекции.
Происходило это так. К предприятиям подъезжали мобильные «дезинфекторы» для пропаривания одежды. Всё остальное происходило, под наблюдением сотрудников Международного Красного Креста в душевых предприятий.
Всё население Баку, предвидимые дядями-домкомами, почти строем, приводили к пунктам дезинфекции.
Я в это время ходил в старшую группу детсада, поэтому был взят бабусей за руку, и мы пристроились к толпе жителей нашего дома.
На входе нас переписали женщины в белых халатах с красными крестами на рукавах и халатах. Толпу развели по половому признаку в мужские и женские отделения.
По малолетству, на мои половые признаки махнули рукой и разрешили подвергнуться дезинфекции вместе с женщинами.
Всю одежду, немедленно отобрали и куда-то унесли.
Голая толпа, по очереди заходила в специальные кабинки. Там всё тело, начиная с волос на голове, санитарки в противогазах, щедро мазали какой-то страшно вонючей жидкостью. До сих пор помню, как жгло кожу, и я устроил рёв. Женщины дружно меня успокаивали.
Далее следовало дождаться, пока эта «гадость» высохнет. Только после этого, можно было попасть в душ.
Мокрые после душа, мы долго ждали нашу «прожаренную» в дезинфекторе одежду. Полотенец не было – так и стояли мокрые, голышом.
Столько лет прошло, а я в деталях помню это действо Властей в борьбе с «вшивостью» Бакинского населения.
Возле моего дома, по улице Энгельса, было сразу две бани. Одна для мужчин, а другая для женщин.
Опять же по малолетству, меня водили в женскую баню. Одинокие вскрики голых дам, при моём появлении в помывочном отделении, хором подавлялась остальными намыленными женщинами– «Он ещё маленький! Вай! Не видишь что ли!».
Меня строго оглядывали и, убедившись, что я ещё действительно «маленький», успокаивались.
Бабуся, чтобы не смущать молодых женщин, быстро меня намыливала, окатывала водой, отворачивая от женщин, и быстренько уводила. Закутав в полотенце , сажала на скамью и велела не шалить. Дальше она мылась одна.
Чтобы избежать подобного недовольства, нам иногда удавалось попасть в банные «номера». Это были отдельные помывочные помещения, куда можно было ходить всей семьёй.
Проблема заключалась в том, что таких помещений было «раз два и обчёлся». Желающих было много, а «номеров» мало.
Если нам везло, мы получали в ладошку бирку с номером. Когда наш номер выкликался, мы чинно - бабушка, мама и я заходили в отдельную помывочную.
Она состояла из двух помещений. В одной раздевались, в другой мылись под единственным рожком душа – вот и все удобства «люкса».
Так, на моей памяти случалось раз или два. Поэтому, женщины, стесняясь, тащили меня в общее женское отделение.
Всё повторялось в точности, включая крики - «Он ещё маленький! Вай! Не видишь что ли!». Опять без стеснения оглядывание и успокоение – действительно «маленький».
Чтобы избежать этих скандальчиков, меня иногда мыли дома в тазике.
С поступлением в школу, мои посещения отделения с намыленными женщинами, прекратились.
Меня стали готовить к посещению настоящей мужской бани. Первый раз это произошло в сопровождении нашего соседа Адыля.
Меня снабдили полотенцем, мылом, мочалкой, сунули под мышку персональный тазик. Вручили 10 копеек для оплаты этого действа и мы с Адылем отправились в ближайший хамам для «киши» - мужчин.
Первое с чего начал Адыль – ополоснул несколько раз каменное сидение кипятком. После этого сел и стал растирать вспотевшее тело перчаткой. Я с интересом смотрел на катышки кожи и грязи под перчаткой.
Ополоснувшись, Адыль намылился, а затем стал смывать мыльную пену тазами с водой.
Я во все глаза рассматривал новое для меня действо, как по- восточному надо очищать своё тело, снимая за одно и старый кожный покров
Ещё одно меня удивило. В отдельном помещении бани стоял таз с голубой глиной. Некоторые мужчины намазывали свой пах этой глиной.
Я шепотом спросил – «А это зачем!». Адыль спокойно сказал – «Увидишь!».
Именно эти мужчины заняли очередь у единственной пипки душа. Я с удивлением смотрел, как под водой с их кожи исчезает растительность. После душа, мужчины выходили гладкокожие, как вновь рождённые младенцы.
Много лет спустя, просматривая рекламу различного болезненного удаления волос с женской кожи, я вспоминаю голубую Бакинскую глину.
Как до неё ещё не добрались парфюмеры - ВОПРОС!
С учётом проблем с водой в Баку, думаю, что водо-расточительные банные помывочные в Баку закрылись.
Если сейчас каждая семья в Баку соорудила в своих квартирах емкости, куда по расписанию наливается вода, что уж говорить о возможностях поливать себя дефицитной водой в банях.
Давно не приходилось быть в Баку – может и ошибаюсь!
Создано
Юрий Елистратов
Москва
29 мая 2014 г.
Даже во время Великой Отечественной войны, из кранов в Бакинских квартирах круглосуточно лилась вода из Шалларских источников. На бульваре, в скверах, на улицах – были установлены фонтанчики питьевой воды. Это очень помогало в жару – утолить жажду разгорячённого тела.
После окончания войны – фонтанчики существовали некоторое время, а потом исчезли – воду стали экономить.
Городские власти в войну, поддерживали «гигиеническую» чистоту населения, работой городских хамамов – бань. Более того, в начале войны, всё население Баку было подвергнуто всеобщей дезинфекции.
Происходило это так. К предприятиям подъезжали мобильные «дезинфекторы» для пропаривания одежды. Всё остальное происходило, под наблюдением сотрудников Международного Красного Креста в душевых предприятий.
Всё население Баку, предвидимые дядями-домкомами, почти строем, приводили к пунктам дезинфекции.
Я в это время ходил в старшую группу детсада, поэтому был взят бабусей за руку, и мы пристроились к толпе жителей нашего дома.
На входе нас переписали женщины в белых халатах с красными крестами на рукавах и халатах. Толпу развели по половому признаку в мужские и женские отделения.
По малолетству, на мои половые признаки махнули рукой и разрешили подвергнуться дезинфекции вместе с женщинами.
Всю одежду, немедленно отобрали и куда-то унесли.
Голая толпа, по очереди заходила в специальные кабинки. Там всё тело, начиная с волос на голове, санитарки в противогазах, щедро мазали какой-то страшно вонючей жидкостью. До сих пор помню, как жгло кожу, и я устроил рёв. Женщины дружно меня успокаивали.
Далее следовало дождаться, пока эта «гадость» высохнет. Только после этого, можно было попасть в душ.
Мокрые после душа, мы долго ждали нашу «прожаренную» в дезинфекторе одежду. Полотенец не было – так и стояли мокрые, голышом.
Столько лет прошло, а я в деталях помню это действо Властей в борьбе с «вшивостью» Бакинского населения.
Возле моего дома, по улице Энгельса, было сразу две бани. Одна для мужчин, а другая для женщин.
Опять же по малолетству, меня водили в женскую баню. Одинокие вскрики голых дам, при моём появлении в помывочном отделении, хором подавлялась остальными намыленными женщинами– «Он ещё маленький! Вай! Не видишь что ли!».
Меня строго оглядывали и, убедившись, что я ещё действительно «маленький», успокаивались.
Бабуся, чтобы не смущать молодых женщин, быстро меня намыливала, окатывала водой, отворачивая от женщин, и быстренько уводила. Закутав в полотенце , сажала на скамью и велела не шалить. Дальше она мылась одна.
Чтобы избежать подобного недовольства, нам иногда удавалось попасть в банные «номера». Это были отдельные помывочные помещения, куда можно было ходить всей семьёй.
Проблема заключалась в том, что таких помещений было «раз два и обчёлся». Желающих было много, а «номеров» мало.
Если нам везло, мы получали в ладошку бирку с номером. Когда наш номер выкликался, мы чинно - бабушка, мама и я заходили в отдельную помывочную.
Она состояла из двух помещений. В одной раздевались, в другой мылись под единственным рожком душа – вот и все удобства «люкса».
Так, на моей памяти случалось раз или два. Поэтому, женщины, стесняясь, тащили меня в общее женское отделение.
Всё повторялось в точности, включая крики - «Он ещё маленький! Вай! Не видишь что ли!». Опять без стеснения оглядывание и успокоение – действительно «маленький».
Чтобы избежать этих скандальчиков, меня иногда мыли дома в тазике.
С поступлением в школу, мои посещения отделения с намыленными женщинами, прекратились.
Меня стали готовить к посещению настоящей мужской бани. Первый раз это произошло в сопровождении нашего соседа Адыля.
Меня снабдили полотенцем, мылом, мочалкой, сунули под мышку персональный тазик. Вручили 10 копеек для оплаты этого действа и мы с Адылем отправились в ближайший хамам для «киши» - мужчин.
Первое с чего начал Адыль – ополоснул несколько раз каменное сидение кипятком. После этого сел и стал растирать вспотевшее тело перчаткой. Я с интересом смотрел на катышки кожи и грязи под перчаткой.
Ополоснувшись, Адыль намылился, а затем стал смывать мыльную пену тазами с водой.
Я во все глаза рассматривал новое для меня действо, как по- восточному надо очищать своё тело, снимая за одно и старый кожный покров
Ещё одно меня удивило. В отдельном помещении бани стоял таз с голубой глиной. Некоторые мужчины намазывали свой пах этой глиной.
Я шепотом спросил – «А это зачем!». Адыль спокойно сказал – «Увидишь!».
Именно эти мужчины заняли очередь у единственной пипки душа. Я с удивлением смотрел, как под водой с их кожи исчезает растительность. После душа, мужчины выходили гладкокожие, как вновь рождённые младенцы.
Много лет спустя, просматривая рекламу различного болезненного удаления волос с женской кожи, я вспоминаю голубую Бакинскую глину.
Как до неё ещё не добрались парфюмеры - ВОПРОС!
С учётом проблем с водой в Баку, думаю, что водо-расточительные банные помывочные в Баку закрылись.
Если сейчас каждая семья в Баку соорудила в своих квартирах емкости, куда по расписанию наливается вода, что уж говорить о возможностях поливать себя дефицитной водой в банях.
Давно не приходилось быть в Баку – может и ошибаюсь!
Создано
Юрий Елистратов
Москва
29 мая 2014 г.
Рейтинг: 0
2296 просмотров
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Новые произведения