«Всеобщий язык». Однако это название впоследствии показалось ему слишком дерзким, и он переименовал свой рисунок в «Сон разума», сопроводив его следующим пояснением: «Когда разум спит, фантазия в сонных грезах порождает чудовищ, но в сочетании с разумом фантазия становится матерью искусства и всех его чудесных творений». Воображение в сочетании с разумом производят не чудовищ, а чудесные творения искусства. А чудищ, по всей видимости, порождает не само воображение и не сам по себе разум, но именно сон последнего. Разум призван к бдительности, которая сдерживает навязчивые фантазмы, которые немедленно овладевают сознанием человека, когда сном ослаблена цензура рассудка над чувствами и воображением. Во сне человек мыслит не точно, и это позволяет утверждать, что во сне он оказывается захвачен игрой собственного воображения, результат которой представляется чуждым и опасным вмешательством неких сторонних сил, посягающих на суверенитет рационально структурированного сознания. Подобный ход мыслей превратил художественную аллегорию в аргумент в пользу незыблемых полномочий «здравого смысла». В настоящее время фразу используют, чтобы подчеркнуть негативный результат необдуманных действий. источник
Ведь чудища, по всей видимости, порождает не само воображение и не сам по себе разум, а подсознание и, именно, во сне спящего? Получается, что , когда разум спит, то человек, который обладал этим разумом, на время этого самого "сна" лишается его.
Я вижу не чудищ во "сне" на картине, а именно - абстракцию в виде кошек, сов, птиц, это получается, что все видимые твари - это те же люди в их образах птиц или зверей, которые предстают во время как бы "отключки"? Или же они наяву и являются зверями для этого человека, то есть воображение, как бы выдаёт гротеск(пьяный бред) или же всё же Подсознание видит этих "злых" людей именно такими? Видимо, видит, но во сне. Задам вопрос: "Это аллегория?"
Ответ.
Это символика. Здесь большой ряд смыслов и истолкований. Но здесь существует самый общий и довольно простой смысл: когда разум бездействует, главным оказывается неразумная фантазия, которая становится без разума тёмной, извращённой, порочной. Сон разума = его отсутствие или недостаточность, или это неполноценный, злой разум, религиозный фанатизм и пр. Когда "разум спит" не спит рассудок, но и подчиняется тёмной фантазии, слепым эмоциям, злу.
Мораль, нравственность имеют два уровня - абстрактный и конкретный. Чем более гармонии между этими уровнями, тем лучше, тем мудрее и обоснованнее нравственность. Преобладание какого-либо уровня - мораль, но неполноценная.
Судить, этически оценивать также можно или абстрактно или конкретно.
Научить думать нельзя. Я лишь предоставляю Вам информацию. Надо больше мыслить о сложных вещах, только и всего.
[Скрыть]Регистрационный номер 0217359 выдан для произведения:
http://blog.i.ua/community/1952/641737/
Франсиско де Гойя. Графика. "Капричос"
«Всеобщий язык». Однако это название впоследствии показалось ему слишком дерзким, и он переименовал свой рисунок в «Сон разума», сопроводив его следующим пояснением: «Когда разум спит, фантазия в сонных грезах порождает чудовищ, но в сочетании с разумом фантазия становится матерью искусства и всех его чудесных творений». Воображение в сочетании с разумом производят не чудовищ, а чудесные творения искусства. А чудищ, по всей видимости, порождает не само воображение и не сам по себе разум, но именно сон последнего. Разум призван к бдительности, которая сдерживает навязчивые фантазмы, которые немедленно овладевают сознанием человека, когда сном ослаблена цензура рассудка над чувствами и воображением. Во сне человек мыслит не точно, и это позволяет утверждать, что во сне он оказывается захвачен игрой собственного воображения, результат которой представляется чуждым и опасным вмешательством неких сторонних сил, посягающих на суверенитет рационально структурированного сознания. Подобный ход мыслей превратил художественную аллегорию в аргумент в пользу незыблемых полномочий «здравого смысла». В настоящее время фразу используют, чтобы подчеркнуть негативный результат необдуманных действий. источник
Ведь чудища, по всей видимости, порождает не само воображение и не сам по себе разум, а подсознание и, именно, во сне спящего? Получается, что , когда разум спит, то человек, который обладал этим разумом, на время этого самого "сна" лишается его.
Я вижу не чудищ во "сне" на картине, а именно - абстракцию в виде кошек, сов, птиц, это получается, что все видимые твари - это те же люди в их образах птиц или зверей, которые предстают во время как бы "отключки"? Или же они наяву и являются зверями для этого человека, то есть воображение, как бы выдаёт гротеск(пьяный бред) или же всё же Подсознание видит этих "злых" людей именно такими? Видимо, видит, но во сне. Задам вопрос: "Это аллегория?"
Ответ.
Это символика. Здесь большой ряд смыслов и истолкований. Но здесь существует самый общий и довольно простой смысл: когда разум бездействует, главным оказывается неразумная фантазия, которая становится без разума тёмной, извращённой, порочной. Сон разума = его отсутствие или недостаточность, или это неполноценный, злой разум, религиозный фанатизм и пр. Когда "разум спит" не спит рассудок, но и подчиняется тёмной фантазии, слепым эмоциям, злу.
Мораль, нравственность имеют два уровня - абстрактный и конкретный. Чем более гармонии между этими уровнями, тем лучше, тем мудрее и обоснованнее нравственность. Преобладание какого-либо уровня - мораль, но неполноценная.
Судить, этически оценивать также можно или абстрактно или конкретно.
Научить думать нельзя. Я лишь предоставляю Вам информацию. Надо больше мыслить о сложных вещах, только и всего.
Согласен. "Разум и ценность - орудие достижения господства" - но у Ницше имеет целый ряд разных смыслов понятия "ценность", разум", "господство", интерпретировать это выражение можно очень по разному. Философию Ницше можно даже свети к нацизму, недаром Гитлер использовал именно эту философию! Поэтому я придерживаюсь мнения, что развитие человека должно происходить так, чтобы он мог - согласно разуму - отбрасывать ветхие убеждения и приобретать новые. Хотя, есть такие индивидуальности, что их разум понять и "войти" в их разум, - порой для нас - просто непостижимо(трудно или невозможно постичь, понять).
В молодости я переболел сюрреализмом. Сальвадор Дали до сих пор один из моих любимых художников. И это при том, что я являюсь приверженцем классической школы, у меня в институте даже прозвище было - Дюрер. Природа сна для моего разума не понятна, и ни одно из его толкований меня не убеждает на 100%. Иероним Босх писал свои картины на трезвую голову, но как-будто "вспоминал" кошмарные сны. Однако это явно не сны, а нечто более глубокое и непостижимое. Живопись Дали тоже "понять" невозможно, а все ее трактовки знатоками-искусствоведами лично я считаю бредом примитивных неудачников. Подобное искусство можно только ПРОЧУВСТВОВАТЬ, а это дано не каждому. Художники вроде Гойя не всегда могли объяснить, что они хотели выразить своими полотнами. Это был взрыв подсознательных чувств и эмоций, а может еще черт знает чего. Поэтому они и меняли названия по только им ведомым причинам. Наша жизнь - это длинный коридор со множеством комнат, в которых разложены узнаваемые фрагменты нашего прошлого, настоящего и возможного будущего. Сны - это двери от которых у нас нет ключей, а заглянув в замочные скважины мы не понимаем, почему эти помещения оказались в жилище нашего бытия, но это без сомнения комнаты нашей квартиры, и мы это ЗНАЕМ, но ОБЪЯСНИТЬ не можем.
Если я правильно понял, то выразить то, что Вами описано про художников и трактовка знатоков-искусствоведов попадает под множество разногласий у них же самих, да и сами художники путались, меняли названия. И это - можно выразить одним словом -"дьявольщина". Но, в то же время, я думаю, что никакой человек не годится на роль Дьявла как и страна, где они творили -тоже. И вместе с тем любой человек несёт в себе дьявольское начало и способен на "дьявольские дела", то же со станами. Нет государства только благого или "дьявольского", страны проявляют и то и это только под влиянием определённых исторических событий и ситуаций. Сны - отдельная тема. Многогранная. Я же описал "сон" Разума, по одной лишь из картин Графики "Капричос", чтобы подчеркнуть негативный результат необдуманных действий. Есть много других интереснейших полотен из этой серии, где виден только негатив, превративший художественную аллегорию в аргумент в пользу незыблемых полномочий "здравого смысла" Источник: http://parnasse.ru/prose/small/reportage/razum-hrapit.html Присоединяюсь, Сальвадор Дали и мой самый просматриваемый и любимый художник. И - каждый раз я открываю что-то новое в его картинах, не читая при этом "россказни знатоков".