Наша Тень

article214406.jpg
Сначала, если захотите - прочтите эту ссылку -тут полный разбор и понятие слова тень, как поясняет психолог.

http://www.ametist-e.ru/a rt/lichnost/art-lichnost- ten/


Мои мысли о тени.


Всегда возникают такие вопросы - я даю примерные вопросы людей о том, что такое тень и объясняю сначала доступно -потом более  по книжному.
Пишут такое:
Тень - это то место, куда не попадают солнечные лучи. Как мы знаем из школьного курса физики, солнечные лучи распространяются прямолинейно, когда на пути у солнечного лучика встречается какой-то предмет, то луч не может его обойти и освещает только одну сторону предмета. Вторая сторона, не освещенная, остается в тени.
Тень - совокупность того, что человек в себе отрицает или подавляет.
Если я считаю себя очень жадной, например, то я это отрицаю, значит во мне жадность преобладает и я от неё хочу избавиться, значит моя тень -жадность? Которую я и хочу  в себе искоренить?
Но ведь мой мозг - не соглашается с таким пониманием отрицания, и кажется, что всё же тень - это просто обычная картинка позади меня, которую я вижу на асфальте или стене.
Как мне её воспринимать, как понять свою тень?
 
Поясняю.

 Понятно, что возможны очень разные толкования тени, даже вразрез с Юнгом и психоанализом, и Фрейдом. другими . Юнг пишет, что Тень - это то, что мы не хотим признать в себе. То есть и это тоже, но мы также можем вполне признать и понять свои недостатки - иначе мы бы вообще не могли их преодолевать.
1
Первая сторона
Тень  -это игра света и бликов.
2.
 Другая сторона - мыслить Тень как необходимую часть человеческой души, но абсолютно враждебную сознанию, сознательности, свету разума.
 Это то, что мы ошибочно отрицаем в себе, что унижает наше человеческое достоинство и нравственность, навязывает себя нам, ограничивая нашу свободу, низшая часть личности, НЕСОВМЕСТИМАЯ с социальной жизнью, нормами, хаос вожделений, эмоций, противоречий.
Тень, как и прочие архетипы, фрагментарно-автономное образование.
 Ведь подсознание - истинное пространство Тени и прочих архетипов - в человеке, но противостоит человеку, как Дьявол Ангелу.
 Это власть инстинктов, противостоящая разумной жизни.
 Если сознательность главное в человеке, то именное её Тень и пытается по своей природе разрушить.
 Если она приносит пользу сознанию (компенсация и пр.) то наперекор себе
 В целом с Тенью нельзя договориться, можно или победить её, загнав вглубь подсознания, или подчиниться ей, стать человеком вожделения, а не разума. Но любое зло частично может нести и добро, можно и разумно использовать Тень в некоторых случаях.
Один из таких случаев - компенсация.
Что это такое?
Это значит, что на любое моё представление о себе в моём сознании имеется антипредставление.
А на жизнь мою влияют прежде всего сознательные представления, значит, убирая в подсознание всё, что меня раздражает, унижает передо мной и другими людьми, мешает мне жить, излишне отягчает виной, я облегчаю себе жизнь.

Подсознание тем не менее может сильно влиять на сознание, сознательную, внутреннюю и внешнюю жизнь.
То в человеке главенствует одно, то другое и порой прямо противоположное, душа что-то вроде качелей.
Именно поэтому она свободна часто,может выбирать и противостоять своим же недостаткам и вожделениям.
Самость -это я.(все мои черты)
Тень может давать трагический опыт и только так влиять на индивидуализацию, а рост духовности означает и большей выраженности в нас нашей самости.
Тень не Я, но часть Я. Действительно, "Тень учит Эго не возноситься", помогая невольно сознавать нам нашу недостаточность, она спасает нас от самомнения.
К тому же, чтобы преодолеть порок в себе, нужно сперва его осознать.
Тень может быть тем, что несовместимо с социальными нормами, но и тем, что совместимо.
Например, мораль с её нормами может быть и ложной.
Я бы всё же не советовал "полюбить Тень" или не пытаться в ряде случаев её отрицать.
Часто просто надо её прославлять и восхвалять...

© Copyright: Необходимо восстановить 4354, 2014

Регистрационный номер №0214406

от 12 мая 2014

[Скрыть] Регистрационный номер 0214406 выдан для произведения: Сначала, если захотите - прочтите эту ссылку -тут полный разбор и понятие слова тень, как поясняет психолог.

http://www.ametist-e.ru/a rt/lichnost/art-lichnost- ten/


Мои мысли о тени.


Всегда возникают такие вопросы - я даю примерные вопросы людей о том, что такое тень и объясняю сначала доступно -потом более  по книжному.
Пишут такое:
Тень - это то место, куда не попадают солнечные лучи. Как мы знаем из школьного курса физики, солнечные лучи распространяются прямолинейно, когда на пути у солнечного лучика встречается какой-то предмет, то луч не может его обойти и освещает только одну сторону предмета. Вторая сторона, не освещенная, остается в тени.
Тень - совокупность того, что человек в себе отрицает или подавляет.
Если я считаю себя очень жадной, например, то я это отрицаю, значит во мне жадность преобладает и я от неё хочу избавиться, значит моя тень -жадность? Которую я и хочу  в себе искоренить?
Но ведь мой мозг - не соглашается с таким пониманием отрицания, и кажется, что всё же тень - это просто обычная картинка позади меня, которую я вижу на асфальте или стене.
Как мне её воспринимать, как понять свою тень?
 
Поясняю.

 Понятно, что возможны очень разные толкования тени, даже вразрез с Юнгом и психоанализом, и Фрейдом. другими . Юнг пишет, что Тень - это то, что мы не хотим признать в себе. То есть и это тоже, но мы также можем вполне признать и понять свои недостатки - иначе мы бы вообще не могли их преодолевать.
1
Первая сторона
Тень  -это игра света и бликов.
2.
 Другая сторона - мыслить Тень как необходимую часть человеческой души, но абсолютно враждебную сознанию, сознательности, свету разума.
 Это то, что мы ошибочно отрицаем в себе, что унижает наше человеческое достоинство и нравственность, навязывает себя нам, ограничивая нашу свободу, низшая часть личности, НЕСОВМЕСТИМАЯ с социальной жизнью, нормами, хаос вожделений, эмоций, противоречий.
Тень, как и прочие архетипы, фрагментарно-автономное образование.
 Ведь подсознание - истинное пространство Тени и прочих архетипов - в человеке, но противостоит человеку, как Дьявол Ангелу.
 Это власть инстинктов, противостоящая разумной жизни.
 Если сознательность главное в человеке, то именное её Тень и пытается по своей природе разрушить.
 Если она приносит пользу сознанию (компенсация и пр.) то наперекор себе
 В целом с Тенью нельзя договориться, можно или победить её, загнав вглубь подсознания, или подчиниться ей, стать человеком вожделения, а не разума. Но любое зло частично может нести и добро, можно и разумно использовать Тень в некоторых случаях.
Один из таких случаев - компенсация.
Что это такое?
Это значит, что на любое моё представление о себе в моём сознании имеется антипредставление.
А на жизнь мою влияют прежде всего сознательные представления, значит, убирая в подсознание всё, что меня раздражает, унижает передо мной и другими людьми, мешает мне жить, излишне отягчает виной, я облегчаю себе жизнь.

Подсознание тем не менее может сильно влиять на сознание, сознательную, внутреннюю и внешнюю жизнь.
То в человеке главенствует одно, то другое и порой прямо противоположное, душа что-то вроде качелей.
Именно поэтому она свободна часто,может выбирать и противостоять своим же недостаткам и вожделениям.
Самость -это я.(все мои черты)
Тень может давать трагический опыт и только так влиять на индивидуализацию, а рост духовности означает и большей выраженности в нас нашей самости.
Тень не Я, но часть Я. Действительно, "Тень учит Эго не возноситься", помогая невольно сознавать нам нашу недостаточность, она спасает нас от самомнения.
К тому же, чтобы преодолеть порок в себе, нужно сперва его осознать.
Тень может быть тем, что несовместимо с социальными нормами, но и тем, что совместимо.
Например, мораль с её нормами может быть и ложной.
Я бы всё же не советовал "полюбить Тень" или не пытаться в ряде случаев её отрицать.
Часто просто надо её прославлять и восхвалять...

 
Рейтинг: +9 431 просмотр
Комментарии (60)
Анна Магасумова # 12 мая 2014 в 18:58 +1
Очень интересно! Можно использовать цитаты с ссылкой на вас?
Необходимо восстановить 4354 # 12 мая 2014 в 22:08 +1
Открыт для диалога.
Можно всё использовать -прошу одно, не изменяйте последовательности действия мысли в цитатах.
Анна Магасумова # 12 мая 2014 в 22:11 +2
Neophyte — VAL # 12 мая 2014 в 23:21 +3
Вячеслав, во-первых, с почином! хотя твоих комментариев на литературных порталах полным-полно и некоторые из них легко можно отнести к произведениям. Ты не скупишься на слова, твои комментарии разительно отличаются от остальных своими обширнейшими толковыми рассуждениями.

А во-вторых, прочту твои "мысли о тени"...

Необходимо восстановить 4354 # 12 мая 2014 в 23:47 +2
shadow - тень
Идём делее?
Смотрим в зеркало?
Что мы видим?
Необходимо восстановить 4354 # 12 мая 2014 в 23:55 +3
И.С.Кон.
Указывает в своих записях, что психологические явления мы в языке, мысли, чувстве выражаем физически и наоборот. Но многие психические явления не имеют почти аналогий с физическим, пусть и схожим. Здесь приходится обходиться и без ассоциаций, подчас нужен и отрыв от конкретного в абстрактное.Поэтому, в вопросе о Тени вообще нужно исключить все её физические определения, кроме черноты. Но и чернота физическая одно, просто тёмное место, психологически это нечто другое, это уже символ незнания, зла, всего негативного в душе и жизни, бессознательного и животного, интуитивного знания. Большинство определений здесь позитивно. У суфистов чернота символ мудрости. Незнание можно истолковать как стимул знания, аморальное приводит к идее необходимости морального, негативное в жизни оказывается школой души...
Николай Гольбрайх # 13 мая 2014 в 00:15 +3
Вячеслав, очень, очень интересные размышления, я тоже не раз задумывался о тени и считаю что человеческая тень это - начало и конец человека, как в прочим и предметов. Только у предметов тень неодушевлённая, а у человека тень часть души...
С ПОЧИНОМ ВЯЧЕСЛАВ!!! c0137 В ДОБРЫЙ ПУТЬ!!! ura
Мустафа Керимов # 18 мая 2014 в 14:35 +2
Тень преследует человека всю жизнь. Казалось бы, почему? Не как ли напоминание о вечной борьбе света и темноты? Однако тень присутствует у всех предметов и живых существ и вызвано, по научному определению, всего лишь простым оптическим законом. Но вот метафизически... Не является ли тень тем проводником и якорем, через который приходят дурные мысли и помыслы из нижних миров? Не тень ли ответственна в том, что человек так и остался в животном мире, подобный всем и не смог переродиться в ангела?
Необходимо восстановить 4354 # 26 мая 2014 в 12:55 +2
Фантаст.
Увидеть такое может только автор-фантаст.
Спасибо.
Необходимо восстановить 4354 # 6 июня 2014 в 21:38 +1
Мустафа Керимов, Вы, наверное, имели в виду, что тень это то, что портит наш мир, наполняет нашу природу недостатками, задерживает развитие индивидуальности и пр. Без этой тлетворной порчи Тенью мира и человека, человек был бы ангелом. И, именно, животная природа лишает его возможности быть безгрешным.
Это обычное мистическое и религиозное понимание "порчи" человека и мира ("Первородный грех Адама" и т.п.)
Тень - основа и проводник зла в совершенную реальность, сотворённую Богом. Здесь Тень оказывается всего лишь символом Сатаны.
Меня, лично, не устраивает эта идея.
Получается, что все грехи человека не его,а виновница их - Тень, грешная плоть человека. Человек это ангел, но испорченный "человеческим". Таким образом, весь человеческий мир - ложен, суета сует , ничто по сравнению с миром загробным. Но ответственность там, где есть свобода выбора добра или зла, а если природа такая, то человек неизбежно выберет зло - и виноват не будет. Виноват ли безумный, зарубивший топором мать? Я же думаю, что ангельская сущность человека пустой миф, как и представление о том, что он дьявол во плоти.
Человеческая природа противоречива и многозначна, и свет и тьма. Отсюда важность свободного выбора конкретным человеком конкретного пути. Тень не нечто, что портит природу человека, а часть его подсознания и сознания. Неустранимая в целом, она устранима в частностях.
Вы пишите: "Не тень ли ответственна в том, что человек так и остался в животном мире, подобный всем и не смог переродиться в ангела?" - и ошибочно отождествляете животное начало со злом и деградацией человека. Но таковым животное начало оказывается - если преобладает над разумом и влечётся к злому. Человеку необходимо и животное, без этой основы он не был бы и человеком. И Тень здесь ни при чём. На основе животности и создаётся то, что можно назвать светом души или Тенью.
Интересные вопросы Вы задали.
Владимир Гликов # 23 мая 2014 в 21:43 +1
ИНТЕРЕСНО!
super
Neophyte — VAL # 27 мая 2014 в 11:33 +2
Вячеслав напоминает нам, что "И.С.Кон указывает в своих записях, что психологические явления мы в языке, мысли, чувстве выражаем физически и наоборот. Но многие психические явления не имеют почти аналогий с физическим, пусть и схожим. Здесь приходится обходиться и без ассоциаций, подчас нужен и отрыв от конкретного в абстрактное."
Источник: http://parnasse.ru/prose/small/reportage/nasha-ten.html

Мы уже пытались объясниться с Вячеславом в комментариях на одной из моих работ ( тут: http://parnasse.ru/prose/genres/drama/chernovoe.html ) про "ху из ху" и что-почём, про Эго и Душу, про Я — не Я....

Нет, не про то, что "Я — не Я и хата — не моя!"...))))))))))) Как раз-таки моя!

Теперь Вячеслав предложил "бой с тенью"...

Я — это не я. Я — это Он. Тот, который сидит во мне. Он всегда куда-то устремляется, Ему всегда что-то надо. Он заставляет­­ совершать глупости, от которых мне потом только хуже. Но и Он же помогает мне делать добрые дела.

Это Он любил выпить, а у меня из-за этого наутро раскалывал­ась голова. Это Ему надоело пить и мне пришлось снова подчинитьс­я. Хотя я уже втянулся и мне даже нравилось пить....

Он любил флиртовать­­, а мне потом стыдно было смотреть в глаза обманутых женщин.

Он как-то пытался писать стихи, которые я потом читал с отвращение­­м. И уж не скажу точно, кто из нас решил прекратить "поэзию", но зато уверен — правильный был поступок!

Он постоянно думает о смысле жизни, о своей необычной судьбе, а я... я по утрам выношу мусор...

Он любит порассужда­­ть на высокие темы: о Тарковском­­, Ван Гоге, побеседова­ть с Зигмундом Фрэйдом, о музыке Вивальди поразмышля­ть, об авторах "12 стульев" — И.Ильфе и Ев. Петрове, о религии и про любовь...
А я соглашаюсь­­ с ним и украдкой смотрю современны­й сериал "Реальные пацаны" или "Интерны"... А могу пересмотреть "Бриллиантовую руку". Я так отдыхаю перед сном.

Он тихонько мечтает о славе и признании,­­ толпах восторженн­­ых поклонниц и памятнике при жизни, а я заливаю кипятком чай "Ассам" и пересчитыв­­аю мелочь в карманах...

Он хочет выглядеть стильно... Гуччи, там, Дольче вместе (&) с Габбаной...
Хэх!...
А для меня есть расширенны­й рынок "Шыгыс" ("запад" — с каз. яз.). Рынок — лучший бутик!!!

Он любит шикануть иногда, махом растратить­ все находящиес­я в кармане деньги (дома запас - редкий случай!), а я потом затягиваю пояс и отдаю его долги...

Он настолько же ярок, насколько я неприметен­­. И настолько же распущен, насколько я сдержан....

Всё то, что не нравится мне, обязательн­­о понравится­­ Ему...

Сейчас Он решил похудеть, скинуть лишний вес. Шепнул мне и я решил (??? решил ли???): надо!
Я уверен, что получится­. Такое уже было в прошлом году (опять же по Его указке!). За неделю тогда я сбросил 8 кг. Но Он меня даже не спросил! Вот, что обидно... Я, например, хочу сладкого! Пирог грушевый из "Ванили" (лучшая кулинария в Актобе).... блин... БЛИИИИННН!!!!

Бывает, что Я ненавижу Его всей душой и, видимо, это чувство взаимно....
Но утром мы вместе открываем глаза, смотрим на потолок, затем на картины, которые кто-то из нас сотворил... а может совместными усилиями? Ну как же без Него!... а потом, поддержива­­я друг друга под руку и сонно моргая, шлёпаем умываться и чистить зубы...

Я вот, в данную минуту, хочу посидеть в интернете,­ хочу написать комментарий другу Кореневу, хочу развлечь его, а Он... а ОН! Идти, говорит, надо..... Пойди, говорит, и порисуй! Так надо!
Необходимо восстановить 4354 # 27 мая 2014 в 22:15 +2
Напоминаю и Вам, Валерий, Ваш комментарий:
..."Я начал читать Кона И.С."
http://parnasse.ru/prose/genres/drama/chernovoe.html
Вы утверждаете, что ОН вами правит, ОН вас наталкивает что-либо делать, ОН, получается по Вашему комментарию, хочет лучшего, а Вы, Ваше истинное "Я" -как бы расплачивается головной болью и ещё там чем то...
Вы ЕГО ненавидите, но и не гоните...
ОН в ВАС, а Вы с НИМ.
Но, ОН, как раз, и не может говорить Вам:
"Идти, говорит, надо..... Пойди, говорит, и порисуй! Так надо!
Источник: http://parnasse.ru/prose/small/reportage/nasha-ten.html
Вы частное - делаете общим.

Наверное, всё же, придётся Вам дать не ссылку на тот, мой комментарий, а - именно повторить его полностью, переписав, дабы Вы, Валерий, не путали своё внутреннее "Я" и не писали "Он" - тот, который будто бы Вами правит.
Нет - это не по теме "ТЕНЬ".
И "ОН" - вовсе не Ваша тень...
Пояснение мной, что такое тень - более конкретное и совершенно утверждать, что это, написанное мной - верно, -я, конечно, не могу и не буду.
Скажу только так:" Стимулирует ли Тень жизнь или нет, но сознательное начало должно с ней бороться, не подчиняться, познавать, чтобы лучше противостоять этому приоритету Вожделения перед Эго.
Тень может давать трагический опыт и только так влиять на индивидуализацию, а рост духовности означает и большей выраженности в нас нашей самости."
Поэтому повторяю тот, именно, комментарий.
это тут:

http://parnasse.ru/prose/genres/drama/chernovoe.html

Вчитайтесь в И.С.Кона. Он там показывает сложность структуры "Я" - "Я духовное" и"Я-эго" - лишь моменты этого цельного Я, о котором мало что можно сказать по существу. Нельзя назвать его совершенно духовным или совершенно эгоистичным, но оно таково, что неизбежно порождает и то и это. Не следует, наверное, отождествлять Я и Эго, да ещё и с Эго негативным.
Что до Эго, то я бы не путал Эго как эмпирическую базу человеческой природы и жизни и Эго в этическом плане, которое чаще всего понимается отрицательно, хотя существует и ряд форм положительного Эго.
Вы говорите о Коварном Эго, которое подменяет сознание и управляет нами через инстинкты и предрассудки. Это может быть Но не потому, что Эго вдруг завладевает сознанием и подавляет его. Напротив, через практику жизни изменяется сознание человека и здесь возможны три исхода - преобладание эго над духовностью, преобладание духовности над эго и их определённая гармония (или непримиримый конфликт). Не эго управляет сознанием, а сознание делает своё эго главным, подчиняет ему интересы своей жизни и души. Но собственно, всё равно Эго руководит сознанием или сознание делает его своей высшей ценность - результат один. Первая фаза - человек ставит материальное превыше духовного, идеального. Возникает человек-потребитель, человек-обыватель. Вторая фаза - аморализация Эго, превращение в личную ценность зла и многих его форм. Чтобы эго прошло эти фазы и из необходимого условия жизни, природы человека, превратилось в силу зла, оно должно быть стимулировано этим разными факторами (среда, воспитание, личный интерес и пр.) Психологически это может ощущаться как раздвоение личности и как то, будто эго руководит личностью как марионеткой. На самом деле это возможно лишь в отношении индивида, индивидуальности, но не личности, для которой дух главнее эго. (Разумеется, обыденное сознание не различает эти вещи).
Не могу согласиться с дальнейшим ходом Вашей мысли.
Как можно говорить, что со злым Эго не нужно бороться и даже не принимать его за врага? Всё это относится к Эго первого смысла (позитивного). Негативное Эго разрушает своего носителя и бороться с ним нужно, должно, хотя и не всегда мы можем победить.
Какой толк просто наблюдать за ним - и какая здесь польза дела? Прощать его грехи - поощрять и умножать их.
Мнимое и ложное Я всегда наш враг именно потому, что мнимо и ложно (это негативная часть Я, причина духовного, умственного, морального саморазрушения).
Понятно, что ложь может быть необходимой, полезной и пр. Но часто она не является таковой и не улучшает, а ухудшает жизнь человека.
Нельзя огульно отрицать или утверждать - каждый конкретный случай требует своего решения.

Познание и самопознание чаще всего кончается неудачей. Вы продвинулись в сравнении с тем, что было, в сравнении же с тем, что будет, Вам придётся осваивать и преодолевать ещё многие рубежи.
Успехов и дальнейших мыслей.
Рад диалогу.

Чтобы научиться мыслить, надо больше мыслить о сложных вещах, только и всего.
Необходимо восстановить 4354 # 29 июля 2014 в 13:15 0
Я — это не я. Я — это Он. Тот, который сидит во мне. Он всегда куда-то устремляется, Ему всегда что-то надо. Он заставляет­­ совершать глупости, от которых мне потом только хуже. Но и Он же помогает мне делать добрые дела.

Это Он любил выпить, а у меня из-за этого наутро раскалывал­ась голова. Это Ему надоело пить и мне пришлось снова подчинитьс­я. Хотя я уже втянулся и мне даже нравилось пить....
Источник: http://parnasse.ru/prose/small/reportage/nasha-ten.html#c1426592

Вы точно хотите так сказать?
НО тогда Я - это Он, и понимать надо так, что в таком случае высшие силы решают за человека, он марионетка, животное и не отвечает за своё зло. Он подобен Тени. Никуда не деться от низшей части души.
Но суть в свободе выбора. А для этого нужна дистанция от своей Тени, её осознание и тогда мы сможем с ней бороться. Дело не в раздвоении души, а в том, какое начало побеждает чаще всего.
Раздвоение и обостряет индивидуальное, личностное начало. Поэтому только "Я" - главный субъект всех процессов души.
Neophyte — VAL # 6 июня 2014 в 11:40 +2
@ "...Познание и самопознание чаще всего кончается неудачей"

Да, мы все умрём
Необходимо восстановить 4354 # 6 июня 2014 в 12:20 +2
Валерий, Валерий, сдались то Вы как быстро!
Только в социальном, при осознании Тени, и что она даёт Я или уничтожает Я - только так и создаётся опыт, который без осознавания, без сознания - ничто. Тень не нечто, что портит природу человека, а часть его подсознания и сознания. Неустранимая в целом, она устранима в частностях. Тень в смысле того или, вернее, это то что я убираю в подсознание и это мне облегчает жизнь.
Поэтому думать или говорить так как Вы пишите:"Да, мы все умрём" - лучше "засунуть", убрать далеко-далеко... в подсознание...
Neophyte — VAL # 17 июня 2014 в 15:23 +2
Та не сдался я! Мысль "прохудилась", да и жара, блин! )))))))))))

Ну и страшновастенько: вдруг докопаемся с Вами, Вячеслав, до чего-нибудь ТАКОГО!!!
Я, вот, больше в эгрегоры верю, чем в библейские народные сказания...
Тема запутанная, но вполне уместная и реальная...

Neophyte — VAL # 17 июня 2014 в 15:34 +2


Я, если честно сказать, не досконально изучил пока эту тему (об эгрегорах), но кое-какие мысли имеются.
Одно смущает: сейчас ТАКОЕ раздуем здесь, что не будет ни конца, ни края такому рассуждению....
...и опять же - жара!)))))))))))))))







Необходимо восстановить 4354 # 17 июня 2014 в 21:32 +2
Валерий, удивили. Вы пишите:
"Ну и страшновастенько: вдруг докопаемся с Вами, Вячеслав, до чего-нибудь ТАКОГО!!!
Я, вот, больше в эгрегоры верю, чем в библейские народные сказания..."
Где же Вы увидели библейские сказания?
Это чисто философия.Это научные и обоснованные высказывания И.С.Кона, что и приводил я в комментариях, доказывая своё мнение.
Да...видимо, жара - дело серьёзное, если влияет так, то это на всё лето! joke
Жду Ваши кое-какие мысли, интересно будет прочесть.
И - досконально изучите пока эту тему (об эгрегорах), потом обсудим.
Источник: http://parnasse.ru/prose/small/reportage/nasha-ten.html
Neophyte — VAL # 29 июня 2014 в 09:33 +2
"Где же Вы увидели библейские сказания?"
Источник: http://parnasse.ru/prose/small/reportage/nasha-ten.html#c1389798

Я мимолётом ляпнул про эгрегоров и писание....))))))))

Просто, тема об эгрегорах занятная и не без основания.

ТЕНЬ, ЭГО, второе Я, первое Я, снова Тень, Бог, Эгрегоры, внутренний мир, Душа - когорта!
Необходимо восстановить 4354 # 1 июля 2014 в 13:37 +1
ПРИРОДА.
«Пока природа не выходит за рамки природных явлений, она не имеет над нами никакой власти. (488)

ЭТИКА.
Начиная с жестокости кончают раболепием.
/ЧЕСТЕРТОН/
Необходимо восстановить 4354 # 17 июня 2014 в 23:05 +2
Философия и медицина сделали человека самым разумным из животных, гадание и астрология — самым безумным, суеверие и деспотизм — самым несчастным.
/Диоген Синопский (Diogenes Sinopeus) (ок. 400 или 412 - ок. 323 до н.э.)
(Греческий философ-киник. Родился в Синопе на Черном море. Ученик Антисфена. Жил в Афинах в крайней бедности, исповедуя аскетизм. В основе его учения лежал принцип, говорящий о том, что человек должен жить, удовлетворяя свои естественные потребности наиболее простым путем и избегая удобств. Благодаря этому получил прозвище "Кинон" (в переводе с греч. - "собака" .)/
Это так, для ознакомления ...Вам, Валерий.
Neophyte — VAL # 29 июня 2014 в 09:10 +2
Вячеслав, Вы решили подсказать мне про Диогена ("для ознакомления"), а зачем? Я читал о нём.
И даже ЭТО:
Спесь
Однажды Диоген прибыл в Олимпию и заметил родосских юношей в богатых одеяниях. Он сказал:
— Это спесь.

Потом он увидел лакедемонян в поношенной и неопрятной одежде и сказал:
— Это тоже спесь, но иного рода.
Необходимо восстановить 4354 # 1 июля 2014 в 13:34 +1
Валерий, позвольте и мне предложить Вам некоторые ссылки:

ЭТИКА:
Гордыня способна удушить смех, удивление, благородные порывы. Скучна. Тщеславие лучше – жаждет славы, признания со стороны других, объединяет людей, активна. (475). Забавно. Рассматривает наше «Я» через зеркало других людей и чужих жизней. (476).
/Честертон/
Сергей Шевцов # 17 июня 2014 в 17:17 +3
"Ты произнес свои слова так, как будто ты не признаешь теней, а также и зла. Не будешь ли ты так добр подумать над вопросом: что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени? Ведь тени получаются от предметов и людей. Вот тень от моей шпаги. Но бывают тени от деревьев и от живых существ. Не хочешь ли ты ободрать весь земной шар, снеся с него прочь все деревья и все живое из-за твоей фантазии наслаждаться голым светом? Ты глуп", - говорил Воланд Левию Матвею.
Когда художник начинает писать портрет, то первым делом наносит общие контуры, вырисовывая основные черты лица. Хорошие карикатуристы вроде Херлуфа Бидструпа или Кукрыниксов несколькими штрихами сразу делают образы узнаваемыми. Однако, чтобы кроме внешнего сходства передать внутреннее содержание, портретист должен играть светотенями, создавая физиономическую пластику индивидуального характера. Тогда Джоконда превращается в Мону Лизу.
Очень часто по отношению к самим себе мы выступаем в роли "декораторов" или "гримеров", выявляя, а, порой, скрывая качества, которыми обладаем, хотим иметь или пытаемся от них избавиться. В каждом из нас есть явное и скрытое. Как правило, между этими категориями идет непримиримая(?) война. Но, независимо(?) от нас, только в союзе и борьбе этих противоположностей существует наше ЭГО. Подобный "бой с тенью" для многих становится смыслом жизни.
Вспоминается предисловие Хемингуэя к его роману "Прощай оружие" с рассуждениями о войне и тех, кто ее разжигает. Порой, мы сами внутри себя развязываем не менее жестокую морально-этическую войну, а зачинщика, случается, сами же и расстреливаем.
Необходимо восстановить 4354 # 17 июня 2014 в 21:53 +3
Доброго Вам вечера, Сергей.
Я бы удивился, если бы Воланд, а, точнее автор - Михаил Афанасьевич Булгаков, написал его слова про тень и выразил обратное.
Это был бы уже не Воланд, не Зло и не роман - не только об обмане, но и об истине.
Прочтите тут мои пояснения
http://parnasse.ru/forum/thread131-2.html
Насчёт различия физического и идеального в общем так. Сама природа не знает метафор и символов, но её явления переведённые на язык символов очень точно отражаются в абстрактном, не будь физическое именно таково и символы этого были бы другими. Природные явления, таким образом, имеют первичное значение: без оптического явления темноты, тени не было бы и символического, психологического понятия тени.
Понятно, что тень это не только то, что мы отрицаем в себе и хотим искоренить, что не хотим признать в себе. Это тоже, но не только это. Текнь может быть и в подсознательной и в сознательной сфере, как Вы и сами потом утверждаете (говоря о социиальности тени. Только в социальном, при осознании Тени и что она даёт Я или уничтожает - только так и создаётся опыт, который без осознавания, без сознания - ничто. Тень присуща диалектике, сплетена с добром и злом (игра света и мрака), Тень имеет ряд вариантов, но в общем это сфера негативного в душе и поступках - отрицательный опыт в его связи с положительным.Поэтому Тень враждебна разуму лишь отчасти - уже познание своего недостатка разумно. Тень может иметь отношение к нашим ошибкам и к тому, что таковым не является. Тень не всегда унижает наше человеческое достоинство, часто своими пороками и недостаточностью даже гордятся. Тень это то, что христианин называет "грешной природой человека", имея в виду прежде всего сферу сознания, поскольку подсознание вообще вне норм зла-добра. Но подсознание это не только источник Тени, зла, абсурда.То, что в нём порождает в сознании как зло, так и добро. Само же подсознание лишь психическое основание для иного, сознательного. Фрейд сделал подсознание "мусорной свалкой" для разного рода психологических "отходов", лично я с этим не согласен. Я думаю, подсознание наше не Бог, но и не Дьявол.(уже где-то писал, не помню, но повторюсь)
И ещё я бы советовал учитывать не только само явление, но и его контекст (смысловое или физическое окружение, его связи с целым и разным. Например, "низшая часть личности", инстинкт: в одном контексте это положительное и необходимое, в другом - нечто вредное, негативное, от чего надо избавляться. Инстинкт может и спасти личность и погубить ее, сделать глупее и умнее, быть и Светом и Тенью. Не все инстинкты противостоят разуму. Но я согласен, что с Тенью нельзя договориться, ей можно лишь подчиниться или подчинить её. Согласен с тем, что иное зло (не всякое) можно "разумно использовать".
Интересно было прочесть Ваше мнение, Сергей, и понимание, что же такое для многих ТЕНЬ и смысл жизни, и как Вы написали:"Как правило, между этими категориями идет непримиримая(?) война. Но, независимо(?) от нас, только в союзе и борьбе этих противоположностей существует наше ЭГО. Подобный "бой с тенью" для многих становится смыслом жизни."
Источник: http://parnasse.ru/prose/small/reportage/nasha-ten.html#c1372362
Благодарю за продолжение диалога.
Согласен с Вашим выводом полностью, но не для всех смысл жизни - это "бой с тенью". Бывают же ситуации борьбы разума и рассудка за власть и преобладание, или же самодавлеет рассудок (например, у эмпирического человека, у обывателя, при недостатке знаний, образованности, духовности. Вот тогда и видим ЭГО человека, где гармония разума и рассудка может быть лишь при разумном преобладании разума, когда приоритет разума не мешает действию и развитию рассудка. Вывод делает каждый сам.
Сергей Шевцов # 18 июня 2014 в 00:11 +3
Добрый вечер, Вячеслав. На каждом витке жизни человек подводит промежуточные итоги, основанные на совершенных ошибках, поражениях, победах и приобретенном опыте. Соответственно меняется философия тени и наше отношение к ней. Но суть этих взаимоотношений, на мой взгляд, Вы изложили верно.
Необходимо восстановить 4354 # 18 июня 2014 в 11:15 +3
Всё верно Вы утверждаете, но я, лично, утверждать бы так не стал. Все ли люди на каждом витке жизни подводят итоги?
Не думаю.
Всё зависит от самого человека, но это уже другая тема.
Тема и раскрытие моего лично понимания, что такое тень - дана просто для ознакомления, после прочтения той ссылки вверху, которую я выставил перед эссе.
Тень может быть всем отрицательным в человеке и его деятельности на протяжении всей жизни этого человека, и никакие выводы, увы, человек не делает, а продолжает свою жизнь, просто ради жизни. Почему? Поясняю. Могут быть две формы: когда человек не замечает свою тень или принимает её за свет. Или он замечает свою тень - сознательно ей подчиняется, либо борется (если я правильно понял предыдущий Ваш комментарий:"Порой, мы сами внутри себя развязываем не менее жестокую морально-этическую войну, а зачинщика, случается, сами же и расстреливаем.
Источник: http://parnasse.ru/prose/small/reportage/nasha-ten.html
Тень может быть в крайних и острых проявлениях и в самых бытовых, примитивных, мещанских.
В наше время очень сомнительно быть уверенным в чём-либо.
Имхо.
♕Ибрагимыч♕ # 1 июля 2014 в 09:30 +2
Позвольте войти наёмнику капитала?
Вячеслав, гляньте, сколько противоречий Вы сгребли в одну кучу!
Вот: "Тень может быть тем, что несовместимо с социальными нормами, но и тем, что совместимо" - Это вообще лишнее изречение у Вас! Для чего записывать то, что является и вашим, и нашим, что может быть, а может и не быть вовсе. Просто путаете мысль.

Или это: "Например, мораль с её нормами может быть и ложной" - о каких НОРМАХ речь, поясните? И какая такая "ложная"? Что имеется ввиду?
А чего мы узнаем, например, если отбросим ложную мораль (всякую, и которую Вы имели ввиду). Возможно, тогда останется мораль, которая, с позволения сказать, будет являться ИСТИННОЙ моралью - так? То есть то же самое, что моральная истина, и то же самое, что нравственный закон.
Само по себе то, что называется моралью, есть прикладная теория (ещё Сократ "мутил" этику с эстетикой)))) и представляет собой законодательное руководство в жизни. Иными словами, это - нравственный закон, по которому должны жить и живут люди, сколько себя помнит человечество и на протяжении всей доистории и истории человечества, вплоть до последних безбожных времён, основным источником морали является религия. Этот источник следует рассматривать в единстве с душевным источником морали по имени совесть.
Ну а ежели я отошёл от религии! Ежели я понял, что являюсь агностиком! Следует ли это понимать как "ложную мораль", в которую я "влип", или что я - "заблудшая овца"?


И наконец - это: "Я бы всё же не советовал "полюбить Тень" или не пытаться в ряде случаев её отрицать.
Часто просто надо её прославлять и восхвалять..."


Сбиваете с толку читателя, Вячеслав! То вдруг НЕ советуете "полюбить Тень", то отчего-то указываете, что надо "её прославлять и восхвалять".
Непонятны Ваши призывы. Как, допустим, я, Остап-Сулейман-Берта-Мария-Бендер-бей, обычный управдом (а был ведь графом Монте-Кристо! Эх!), который в своей жизни любил только однажды...да и любил ли я Зосю Синицкую?...КАК могу я полюбить или НЕ полюбить ТЕНЬ? И какого чёрта я стану прославлять её, свою Тень?!
Необходимо восстановить 4354 # 1 июля 2014 в 13:26 +1
Пожалуй, но ведь об этом можно долго и нудно спорить.В итоге будете правы и Вы и я.
Единое, что приведёт к пониманию моего пояснения или моих пояснений -сводится к вере,то есть принимете вы мои пояснения или нет.
Но - это - уже ваше право.
1.
"Тень может быть тем, что несовместимо с социальными нормами, но и тем, что совместимо" -
Источник: http://parnasse.ru/prose/small/reportage/nasha-ten.html
Это вы так считаете, но более подробно пояснять не стоит.
Почему?
Думаю, что философия этому и учит - выбирать..."или" - "и".
Я склоняюсь к "или".
2.
Или это: "Например, мораль с её нормами может быть и ложной"
Источник: http://parnasse.ru/prose/small/reportage/nasha-ten.html
И так и эдак можно пояснить - норма, мораль, этика с эстетикой и религия. Подсознание тем не менее может сильно влиять на сознание, сознательную, внутреннюю и внешнюю жизнь. То в человеке главенствует одно, то другое и порой прямо противоположное, душа что-то вроде качелей. Именно поэтому она свободна часто, может выбирать и противостоять своим же недостаткам и вожделениям. Через развитие души в направлении опыта, эрудиции, духовности, моральности мы можем относительно стабилизировать наш душевный мир и деятельность. Вряд ли можно определить верное познание Тени, да это и не нужно, надо познать меру "света" в себе, чем его больше, тем меньше негативного влияния Тени на нас и мы уже можем использовать её так, чтобы она не становилась нашим приоритетом в жизни. Понятно, что мы неохотно признаём свои недостатки и находим им оправдания. Но порою и люди ошибаются и мы сами, принимая хорошее в нас за плохое. Итак Вы правы, Тень живёт в подсознательном, но она может жить и в сознательном. Борьба позитивного и негативного начал может происходить как в смысле борьбы сознательного и бессознательного, так и в смысле сознательной борьбы с негативом души и жизни, который мы оформляем в достаточно ясные понятия. Насколько Тень может завладеть сознанием личности и управлять ей как марионеткой, зависит от степени развития личности. Дружить же с Тенью можно лишь хорошо понимая что есть зло, что добро, обладая нравственным сознанием, всегда способным указать Тени её место.При прорыве Тени в сознательное возможен очень различный результат.Но Если Тень творит, что хочет, это приводит к разрушению личности, а значит и к гибели Тени данного субъекта.Поэтому абсолютная власть над индивидом Тени и не нужна.
Вы пишите:"Следует ли это понимать как "ложную мораль", в которую я "влип", или что я - "заблудшая овца"?
Источник: http://parnasse.ru/prose/small/reportage/nasha-ten.html"
Отвечу:
"Понимайте так, вы - не заблудшая овца, а думающий и мыслящий человек."
3.
Я бы всё же не советовал "полюбить Тень" или не пытаться в ряде случаев её отрицать.
Часто просто надо её прославлять и восхвалять..."
Источник: http://parnasse.ru/prose/small/reportage/nasha-ten.html
А ведь если вы внимательно прочли выше все мои ответы на комментарии, то там было сказано, вряд ли можно определить верное познание Тени, да это и не нужно, надо познать меру "света" в себе, чем его больше, тем меньше негативного влияния Тени на нас и мы уже можем использовать её так, чтобы она не становилась нашим приоритетом в жизни.

Давайте теперь я опровергну написанное мною.
А переиначу и выскажу так:"Я бы всё же не советовал "полюбить Тень" или не пытаться в ряде случаев её отрицать. Часто её ПОДАВЛЯТЬ просто необходимо и возможно."
И в подтверждение этих слов - допишу почему тень можно и "восхвалять" и "подавлять"
Тень, которую мы сознаём - это наше сознание возможной порочности человека вообще, а значит и нашей. В религии осознания этого факта приводит к идее смиренности,скромности", к отрицанию гордыни. И в светском мире мы учимся преодолевать порок, не возноситься до гордыни, не раздувать своё эго до уровня мании величия, учимся на примерах опасностей нам грозящих со стороны Тени, преодолевать в себе злое. Но прежде чем научиться быть добрым,надо понять что реально и зло, то каким оно может быть и как оно может нас разрушить. Видя последствие гордыни, мы научаемся скромности.
Другое, чему учит нас тень, - понимать нашу недостаточность не только в этическом,но и в самом широком смысле (нашу уязвимость перед силами природы:болезнью, нашу смертность, несовершенство жизни и социума и пр.) Понимая всё это, мы изыскиваем средства защиты. Космическое излучение нас убивает (тень показывает нам нашу уязвимость) - мы придумываем скафандр, защищающий нас от излучения...
Тень может завладеть сознанием личности и управлять ей как марионеткой, зависит от степени развития личности. Дружить же с Тенью можно лишь хорошо понимая что есть зло, что добро, обладая нравственным сознанием, всегда способным указать Тени её место.При прорыве Тени в сознательное возможен очень различный результат.Но Если Тень творит, что хочет, это приводит к разрушению личности, а значит и к гибели Тени данного субъекта. Поэтому абсолютная власть над индивидом Тени и не нужна.
Спасибо вам за вопросы, думаю получилось кратко , но пояснить. У Вас, в пояснении -"Остап-Сулейман-Берта-Мария-Бендер-бей обычный управдом (а был ведь графом Монте-Кристо! Эх!), который в своей жизни любил только однажды...да и любил ли я Зосю Синицкую?...КАК могу я полюбить или НЕ полюбить ТЕНЬ? И какого чёрта я стану прославлять её, свою Тень?!"
- как-то получилось, что Тень главное, а за ней череда архетипов.Среди архетипов вообще не бывает архетипов абсолютно главных, их главенство временно и относительно.
Архетипы - прошу не требуйте пояснения - это долгая и трудная тема, не здесь и не сейчас.
С уважением к ВАМ - пан Ося Задунайский, и словами истинных одесситов - завершу свою пропаганду:"любите философию, ребята!"
-Да шо вы уже такое знаете, чего я вам ещё не рассказал?/источник/
Neophyte — VAL # 20 июля 2014 в 21:34 +2
Вряд ли можно определить верное познание Тени, да это и не нужно, надо познать меру "света" в себе, чем его больше, тем меньше негативного влияния Тени на нас и мы уже можем использовать её так, чтобы она не становилась нашим приоритетом в жизни.
Источник: http://parnasse.r
u/prose/small/reportage/nasha-ten.html

Так и до "Вашего Сиятельства" дойти можно! )))))
Необходимо восстановить 4354 # 23 июля 2014 в 10:51 +2
Так и до "Вашего Сиятельства" дойти можно! )))))
Источник: http://parnasse.ru/prose/small/reportage/nasha-ten.html

Ничего себе загнул!
Вряд ли, Валерий, может только у тех, кто страдает "комплексом Бога" ?
Neophyte — VAL # 24 июля 2014 в 12:50 +2
Как думаешь, Вячеслав, а "комплексом бога" не страдают верующие в И.Х.?
Ведь они ж богоподобные! по образу и подобию созданы! ))))
И Тень у них какая-нить...святая!
Хотя они могут и покочевряжиться от мнимой скромности, мол, куда нам! )))
Необходимо восстановить 4354 # 24 июля 2014 в 13:04 +2
Религия не обсуждается.
Если человек искренне верит в Бога и следует гуманным предписаниям религии, это нравственно, как и в случае с атеистом, который имеет свои "святыни". Но это суть души, а выражаться она может как в религиозной, так и в атеистической форме. Главное в человеке - совесть. Но совесть это также следование собственной самости, следовать себе, согласно своим идеалам и принципам, не изменять себе, быть свободным в осмыслении реальности и в делах - по возможности, следование собственному моральному мировоззрению - это индивидуальный стержень совести.
Поэтому нам и дано право - самим выбирать, а сама природа повелевает нам действовать и чувствовать, мыслить свободно, т.е. творчески, совмещать в себе альтруизм и эгоизм, создаваться средой и создавать среду.
Neophyte — VAL # 24 июля 2014 в 14:25 +1
Вячеслав, я понимаю, что тема религии долгая, щепетильная, может вызвать бурю эмоций, а кто-то захочет убить меня))), хотя таким и указывается в библии: не убий! а возлюби ближнего!

Власть имущие указывают, что нелицеприятные высказывания могут ранить в сердце верующего человека...
А меня ранит в сердце невежество этих верующих...


Ну да не об этом я хотел.
Возьмём один только нелепый момент из так называемой "нагорной проповеди". Тот, где И.Х. призывает: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас” (Матф.5:44).

О чём тут? Здесь не указывает И.Х....мммммм....качество врага! если можно так выразиться. Может это сосед, который каждое утро ровно в 4 часа включает свою дрель или "болгарку", или начинает стучать молотком по стенам...и так на протяжении нескольких дней! А может и Чикатило какой-нибудь! Маньяк.
Я привёл как-то в пример богобоязненной тётеньке ужасную картину, где маньячина насилует ребёнка, убивает его, а ведь после этого следует (исходя из призывов чудо-человека, И.Х.) такую тварь любить! - но тётя занесла меня в "чёрный список"....Наверное, приняла меня за ненормального или богохульника....
Представь только картину: люди, чью дочь малолетнюю растерзал зверь, должны любить его! добавим ещё: зверь проклинает их, а они должны благословлять того чёрта! он кричит им: "Я ВАС НЕНАВИЖУ! Я разорвал бы вас всех на части! Идите на...!"....А что же тем делать, родителям? Молиться за него, дурака заблудшего!

Не находишь всё это бредятиной? Давайте и Гитлера прославлять бедолагу! Всех - в святые! А чего? Всем же боженька солнышко и дождь посылает одинаково! все равны, мля!Не к этому ли призывает кумир миллионов?

Я привёл в пример один только момент. А таких в писании библейском - вокруг да около! ВСЯ книга такая! Но говорить об ней тошно....
...просто, один эпизод....ЯРКИЙ!!!!!
Neophyte — VAL # 24 июля 2014 в 14:38 +1
“кто говорит: “я люблю Бога”, а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?” (1Иоан. 4:20).

...А ЭТО! из той же серии...
Братья тоже разные бывают. Так бог что, на их стороне? (притча о заблудшем сыне) ))))))))))))))))) Ему же хуже! ну тому, который негодяй и которого не любит родной брат!

бредятина! а не высокоморальное подвижничество с этими "возлюби"!
Необходимо восстановить 4354 # 29 июля 2014 в 12:58 0
Всех - в святые! А чего? Всем же боженька солнышко и дождь посылает одинаково! все равны, мля!Не к этому ли призывает кумир миллионов?
Источник: http://parnasse.ru/prose/small/reportage/nasha-ten.html#c1426575

Валерий, невежество верующих, как ты пишешь...

Всех ли? Что, Булгаков, Шестов, Достоевский были невеждами?
Моральный пафос против "возлюби врага своего" понятен. Но религиозные заповеди самое общее положение, имеющее массу исключений в жизни". "Возлюби врага" - образно о гуманном отношении к ближнему вообще. = понимание, что в любом человеке есть не только тьма, но и свет и любовь к этому свету, плюс собственное моральное поведение. Главное даже не "другой", а наше отношение - озлобимся ли мы в испытаниях жизни и будем ли подражать злым?
Религиозные заповеди - мораль, насколько же она ложна можно спорить. Но религия не есть мораль и сама зависит от морали, аморальная религия становится и лжерелигией.
Необходимо восстановить 4354 # 24 июля 2014 в 19:29 +2
бредятина! а не высокоморальное подвижничество с этими "возлюби"!
Источник: http://parnasse.ru/prose/small/reportage/nasha-ten.html

Валерий, не буду пояснять ни притчу, ни давать ответ на ваши цитаты из Библии.Библию или читают и верят или...
Так как тема моя раскрывает понятие Тени и вся работа про Тень нашу, а не религию - скажу так, и вы обязаны понять, что есть такое слово - МОРАЛЬ. Часто тень несовместима с социальными нормами, так как нами тогда управляет наше подсознание, мы не знаем об этом и подчиняемся тени, полагая, что это наш сознательный и свободный выбор. Например, вытесненное желание приходит в сознание в обличье рациональной идеи,которая оправдывает наше неосознаваемое, потаённое хотение. Мальчика в детстве обидела девочка. Он вырастает и насилует девушку. Что это "акт возмездия" он не сознаёт и даже не помнит тот,детский, случай,первопричину.
Но Тень - это и всё наше знание зла и негатива, опыт "тёмного". Поэтому мы можем многое осознать и отреагировать на это противоположными идеями,чувствами, хотеньями.
Для примера можно взять мораль. Она имеет специфические свойства, отличающие её, например, от математики.А мораль - это всегда нормы социума. Подсознание может участвовать в формировании морали, но сами результаты - это сознаваемые действия, чувства, идеи, принципы и идеалы. Стало быть, мораль противостоит Тени? Да, может. Но может и не противостоять, а быть маской Тени, называющей себя "добром".
Принципы, идеи, идеалы могут быть ложными, это происходит в двух формах - бессознательной и сознательной. Первая форма: искренний фанатик, приносящий в жертву своему идолу младенца. Он думает, что делает благое дело. Вместе с тем, он имеет свод норм,правил, идеалов, к которым относится вполне сознательно, но принимает их за "истинную мораль".
Вторая форма: ханжа обманывает других сознательно, специально, под маской моральности, делает нечто аморальное,но ему выгодное.
Сами нормы морали историчны, хорошее ранее может стать плохим в другом веке. Нет совершенной морали, совершенных норм, а значит мораль частично то, что создаёт и поддерживает Тень. Тень не является совместимой с моральными нормами полностью, но частично - да. А нормы в их результатах это всегда нечто осознанное - система правил и принципов.
Разумеется, сама Тень не собирается нас учить, она лишь бытийствует как сила разрушения и саморазрушения - в мире и в человеке.
♕Ибрагимыч♕ # 24 июля 2014 в 21:09 +2
Вторая форма: ханжа обманывает других сознательно, специально, под маской моральности, делает нечто аморальное,но ему выгодное.
Источник: http://parnasse.ru/prose/small/reportage/nasha-ten.html

Сразу про попов подумал )))
Если бы они внимательнее изучали в своё время в семинариях "книгу книг", то помнили бы, как их кумир разгонял торгашей перед и в храмах. Что же происходит сейчас в церквях? Сплошной бизнес! Бормотушный "Кагор", но купленный под божьей сенью и освящённый водичкой, уже и стоит дороже. А как же! Нужно же как-то содержать хозяйство православное! Иконки там, крестики - всё стоит денег!

Иконки.......... Говорено ж было: не изображай того, что на небе ни в золоте, ни в серебре! НЕ ПОКЛОНЯЙСЯ кумирам! Но - нет! И изображают, и поклоняются! А кто позволил-то? Ну как же! Библия! В ней же всё и указано! Там, где Ной размалевал ковчег ангелочками-херувимчиками, а богу-де енто дело так понравилось, что он сказал: "НОРМАЛЁК!!! И это хорошо!".....и стало так!

Иными словами: в одном месте библия может указать, мол, не изображай! а в другом: а давай! красивше будет!

Вот она - наглядным образом Тень на плетень!



Лицемерие куда нам отнести? к Тени, подсознанию? или?
♕Ибрагимыч♕ # 24 июля 2014 в 21:16 +2
Первая форма: искренний фанатик, приносящий в жертву своему идолу младенца. Он думает, что делает благое дело. Вместе с тем, он имеет свод норм,правил, идеалов, к которым относится вполне сознательно, но принимает их за "истинную мораль".
Источник: http://parnasse.ru/prose/small/reportage/nasha-ten.html#c1420971

И ЭТО высказывание в точку!



Помните же этого фанатика?
Необходимо восстановить 4354 # 24 июля 2014 в 23:28 +2
Стул нужен,чтобы на нём сидеть, человек нужен, чтобы вести себя по человечески (пристрастно, используя оптимально свои чувства, мышление, деятельность, - это идеал, а жизнь с её многообразием вечное приближение человека к этому идеалу). Поэтому я против отрешения над жизнью, суть которой явления добра и зла. Желание возвысится над Добром и Злом ЧЕЛОВЕКУ - это только желание, совершенно невозможное в реальности. И ненужное, поскольку сделало бы душу каменной, неспособной помогать добру словом и действием, а это уже подчинение злу.
С моей точки зрения человек по природе нравственное существо, обречён на нравственность. Отсюда всё безнравственное, что он говорит и делает. Человек не может быть не моральным. Но это противоречит его интересу, интерес побеждает (Например, неправедное отнятие вещи у другого), но человек всегда это оправдывает морально, создаёт личную мораль, лжемораль. Лжемораль есть мораль по внешности и обладает свойствами моральности, освящается ее именем, но в сущности это аморальность, отсутствие морали, отстаивание эго-интереса. Таким образом, само моральное и порождает свою видимость, аморальное, поскольку совсем обходиться без морали человек не может. Даже отрицая чью-то мораль, он формирует антимораль, мораль свою личную, мир своих ценностей, какими бы они не были. Это как со смыслом жизни: говоря "смысла жизни нет", мы делаем это убеждение смыслом своей жизни. Убегая от одной морали, мы прибегаем к другой.
Человек социальное существо, а потому моральное. Аморальность это тоже мораль, но дефектная, поверхностная, что-то вроде извращения в любви.
Поэтому в жизни возвыситься над добром-злом нельзя.
Но можно пойти по религиозному пути - отрешение от этого мира ради другого, - вера, фанатизм, аскетизм. Это может иметь и самые аморальные, ошибочные формы. Второй путь - свобода человека от излишества своих страстей, путь мудрости - знания когда,как и во что вмешиваться с большей пользой для души и мира. Это не значит освобождения от страстей вообще. Это значит - освобождение от ряда порочных страстей,вредных для человека и мира. Также это значит не быть рабом чувства или разума (разум тоже может быть страстью и дорогой в неразумие). Не во всё нужно вмешиваться, не всё нужно исправлять. Имея разумный взгляд на вещи, мы знаем как себя вести в большинстве конкретных ситуаций, прозреваем истоки,значение и последствия явлений и нашего вмешательства в них. Синтез ума, чувство и действия - вот то высшее, на что способен человек. Не вредить ближним делом - это уже хорошо. Но иногда бороться с ближними морально, а бездействие - преступно.
Лицемерие куда нам отнести? к Тени, подсознанию? или?
Источник: http://parnasse.ru/prose/small/reportage/nasha-ten.html
"ИЛИ"
Читал одну книгу. Издана институтом философии. Российской Академией Наук. Статья ответственного редактора - К.М. Долгова - статья мракобеса. Призывает порушить в искусстве всё старое - старое добро,истину, красоту, ради создания нового мира и нового человека. Но подлинный мир - это пустота. (Его толкование). Причём требуется уничтожить гуманизм, превратить красоту в безобразие и т.д. Кандинский, Малевич, Пикассо, Джойс - спасители человечества. А Леонардо да-Винчи прародитель ублюдочного искусства, которое давлело до гения Пикассо над несчастными умами человечества, не знающего Истины.
Всё это старо,но тем более не должно появляться сейчас. А если мракобесие оказывается свойственным нашему веку, его плотью и кровью, тогда рано или поздно разрушение старого искусства перейдёт в дело и станет нормой. Сперва нас обяжут восторгаться "людьми" в форме треугольника, а там глядишь дойдёт и до слияния человечества с Абсолютом-Пустотой. Почти буддизм.Только нужно ли Абсолюту сливаться с преступниками и идиотами?
Потому и мир наш как зеркало; реальность-зеркало отражает наши мысли и они возвращаются к нам.
Лицемерие.
Кон И.
"Словарь по этике". «Национальная философская энциклопедия» (1981). Архивировано из первоисточника 1 марта 2012. Лицемерие — отрицательное моральное качество, состоящее в том, что заведомо безнравственным поступкам (совершаемым ради эгоистических интересов) приписываются псевдоморальный смысл, возвышенные мотивы и человеколюбивые цели. Это понятие характеризует образ действий, с точки зрения соотношения его действительного социального и нравственного значения и того значения, которое ему пытаются придать. Лицемерие противоположно честности, искренности — качествам, в которых проявляется осознание и открытое выражение человеком подлинного смысла его действий. Зачастую под лицемерием понимают клевету и негативные высказывания в адрес отсутствующего на момент обсуждения субъекта, тогда как в присутствии этого субъекта ему высказывают уважение. 2) Лицемерие — когда человек делает или ведет себя не так, как он на самом деле себя ведет./ист./
Таким образом, речь идёт лишь об обмане людей, когда тьма выдаёт себя за моральный свет, а что считали тёмным на самом деле является светом. Но верит человек в Дьявола-благо или в Иисуса-лжеца, сама моральная проблема добра-зла остаётся. Опять приходится осуществлять выбор между Добром и Злом, силой созидательной и разрушительной.
Существуют некие Носители Добра и Истины или Зла и Обмана. Здесь мы выбираем сами во что и чего верить.
♕Ибрагимыч♕ # 25 июля 2014 в 09:53 +2
Свет мой, Вячеслав, как можно?!
"Стул нужен,чтобы на нём сидеть, человек нужен, чтобы вести себя по человечески (пристрастно, используя оптимально свои чувства, мышление, деятельность, - это идеал, а жизнь с её многообразием вечное приближение человека к этому идеалу"
Источник: http://parnasse.ru/prose/small/reportage/nasha-ten.html

ИДЕАЛ — ЭТО же СКУКОТИЩА! Эдакая ЦАЦА!)))) Не дай бог! Во ЧТО превратятся люди!




Далее: "...поскольку сделало бы душу каменной, неспособной помогать добру словом и действием, а это уже подчинение злу"...
Источник: http://parnasse.ru/prose/small/reportage/nasha-ten.html

Та самая ТЕНЬ, о которой мы здесь говорим, не даёт и НЕ ДАСТ расслабиться Душе! Оттого и бодрствовать она должна!....а не каменеть... ))))



Далее: "Человек не может быть не моральным"...."но в сущности это аморальность, отсутствие морали"...
Источник: http://parnasse.ru/prose/small/reportage/nasha-ten.html

Иными словами, мы в "МАТРИЦЕ", в нас УЖЕ заложен "список" положений морали и нравственности....А я согласен!

И ещё: "...Но можно пойти по религиозному пути - отрешение от этого мира ради другого, - вера, фанатизм, аскетизм".
Источник: http://parnasse.ru/prose/small/reportage/nasha-ten.html

Вот на этом месте, а именно на вере (в бога), фанатизме (религиозном) и аскетизме (также религиозном), я расхохотался!))) Не от Ваших слов, нет. Я вспомнил "свой", бендеровский рассказ о гусаре-схимнике - помните? Если что, вот здесь можно глянуть: http://www.kulichki.com/gusary/istoriya/iskusstvo/proza/skhimnik.html



Контекст, контекст, контекст...
И всё же! Моё мнение: Матрица! Она ограничивает нас, способствует, помогает, сдерживает, управляет своим "сводом правил", нашим разумом, памятью. Может быть Матрица и есть Тень? ТО, что находится в тени от нас. Мы знаем о ней, но она вжита в нас! И избавиться нет возможности. Но и не нужно!

Необходимо восстановить 4354 # 25 июля 2014 в 11:07 +2
ИДЕАЛ — ЭТО же СКУКОТИЩА! Эдакая ЦАЦА!)))) Не дай бог! Во ЧТО превратятся люди!

Источник: http://parnasse.ru/prose/small/reportage/nasha-ten.html
Вы старайтесь понять основное, а не одни слова вырванные из контекста.
контекст...контекст...контекст.

Понятно, что для индивидуальности личный путь жизни, смысл жизни самое главное. И что рационалисты, в основном, теряют свой смысл жизни, а интуитивисты и эмоциональные люди находят.
Жизнь зародилась в первичном бульоне, в качестве химических преобразований. Есть неорганика, которая сохраняет "память" о своей форме и может её восстанавливать. В первых образованиях жизни такая память преобразовалась в память "полезных и "вредных" изменений. Так в самих генах отложилась предрасположенность организма оптимальному действию, реакции и т.п. - и к неудачным реакциям. В одних образованиях более активно реагирование,приводящее к позитивному результату, в других то, что приводит к результату неполноценному, отчасти или совершенно негативному.
Вот поэтому и есть у нас, людей, самосознание.
Строго говоря, самосознание - деятельность "Я" или сознание, сознающее, знающее частично само себя, оперирующее собой, познающее себя далее, накопленное знание человека и человечества о себе. Моя формулировка тут очень общая и краткая.
"Я" не идентично сознанию, но это ядро его - без обращения на себя чисто объективное сознание всего лишь наличное ничто, такого сознания вообще не может быть. Недаром по Фихте первый акт сознания это осознание собственного "Я", индивидуальности субъекта сознания.
Но самосознание тоже может быть разным по качеству. Нет двух "Я", двух сознаний, которые были бы совершенно идентичны друг другу. Но именно наличие самосознания и делает сознания индивидуальными. В том-то и дело, для меня любой акт мышления обязательно синтез фантазии и логики, в жизни логика преобладает, а на этом обосновывается ВСЯКОЕ поведение.А ссылаться на то, что у каждого своя истина ничего не проясняет и лишь уводит в сторону.
Матрица - так матрица!Пусть так и будет.
но Тень, повторюсь
"Я бы всё же не советовал "полюбить Тень" или не пытаться в ряде случаев её отрицать. Часто её ПОДАВЛЯТЬ просто необходимо и возможно."
Источник: http://parnasse.ru/prose/small/reportage/nasha-ten.html
♕Ибрагимыч♕ # 25 июля 2014 в 23:02 +1
для чего в разговоре Вы употребили так много морали? Гляньте: "...человек всегда это оправдывает морально, создаёт личную мораль, лжемораль. Лжемораль есть мораль по внешности и обладает свойствами моральности, освящается ее именем, но в сущности это аморальность, отсутствие морали, отстаивание эго-интереса. Таким образом, само моральное и порождает свою видимость, аморальное, поскольку совсем обходиться без морали человек не может. Даже отрицая чью-то мораль, он формирует антимораль, мораль свою личную, мир своих ценностей, какими бы они не были.
Источник: http://parnasse.ru/prose/small/reportage/nasha-ten.html

Вы, Вячеслав, пытаетесь "оттачивать" каждую фразу, дабы Вас правильно поняли? Если десятки раз записать слово "мораль" и "антимораль" с "лжеморалью", то разве станет яснее?
Я пока ворочаюсь в "моралях" совершенно путаюсь!
Необходимо восстановить 4354 # 29 июля 2014 в 13:17 0
Вы, Вячеслав, пытаетесь "оттачивать" каждую фразу, дабы Вас правильно поняли? Если десятки раз записать слово "мораль" и "антимораль" с "лжеморалью", то разве станет яснее?
Я пока ворочаюсь в "моралях" совершенно путаюсь!
Источник: http://parnasse.ru/prose/small/reportage/nasha-ten.html#c1426601

Много моралей - запутался. Такова многообразная и противоречивая реальность, эти идеи не наш произвол. Если я заблужусь в лабиринте, мне что - отрицать истинность лабиринта?
Необходимо восстановить 4354 # 26 июля 2014 в 09:50 +2
Душа стала опытнее и циничнее.
Даже образование, подчас, убивает душу, а не развивает её.
Чтобы быть ДУШОЙ, душа уже - должна БЫТЬ.
♕Ибрагимыч♕ # 26 июля 2014 в 10:26 +1
Ну да! Образование пополняет больше разум. А он всегда являлся антиподом души, всё поучал бы её! Ещё Тени всякие, Эго, вторые Я, советчики с улицы - о, майн готт!

Необходимо восстановить 4354 # 27 июля 2014 в 12:15 +2
Ну да! Образование пополняет больше разум. А он всегда являлся антиподом души, всё поучал бы её! Ещё Тени всякие, Эго, вторые Я, советчики с улицы - о, майн готт!
Источник: http://parnasse.ru/prose/small/reportage/nasha-ten.html

Не могу даже подобрать правильных слов про эвристический смысл Вашего постулата.
Ну, а выставленное видео? Ваши-наши, ура!
Согласно одной пословице: "Каков человек, таков и его мир".
Не понимая внешний мир, отрицая возможность такого понимания, мы не сможем понять и мир внутренний. Связь миров – единственная высшая реальность с которой человек имеет дело во всех сферах своего бытия. Превращая внешний мир призраком, человек сам превращается в призрак – к этому же ведёт и недооценка власти Души в мире. Одним словом, человек глядится в мир как в своё зеркало и ищет сущность мира в себе и сущность души в мире.
И многие, ранее опасные иллюзии становятся вдруг идеалами, стимулами, помощниками разума и культуры на пути их дальнейшего развития.
Именно осознание противоречия и попытка его преодоления двигает творчество вперёд, к новому знанию.
Вот как Гёте говорит о природе (фактически о единстве Природы и Души человека):"Она позволяет всякому ребёнку мудрить над собой, каждому глупцу судить о ней: тысячам тупо проходить мимо и ничего не видеть и во всех она имеет свою радость… Её законам повинуются даже тогда, когда противятся им: даже и тогда действуют с ней согласно, когда хотят действовать против неё… У неё нет языка и речей, но она творит языки и сердца, которыми она чувствует и говорит.
Её венец – любовь…
Я доверяюсь ей… Всё её вина, всё её заслуга".

<<Все случаи нашей жизни — это материалы, из которых мы можем делать, что хотим. Кто богат духом, тот делает много из своей жизни. Всякое знакомство, всякое происшествие было бы для всецело вдохновенного человека первым звеном бесконечной вереницы, началом бесконечного романа.>>
НОВАЛИС.
Neophyte — VAL # 29 июля 2014 в 11:09 +2
Вячеслав, спасибо, надоумил! Я заглянул в записи Гёте, в его размышления о Природе. Невероятно! Особенно эта мысль меня заставила задуматься: "...В ней все живет, совершается, движется, но вперед она не идет. Она вечно меняется, и нет ей ни на мгновение покоя. Что такое остановка — она не ведает..."

И в самом деле: нет никакого движения вперёд! всё меняется на месте......

PS
У тебя: "Она позволяет всякому ребёнку мудрить над собой, каждому глупцу судить о ней: тысячам тупо проходить мимо и ничего не видеть..."


тупо - отсебятинка))))))))))))
Необходимо восстановить 4354 # 29 июля 2014 в 12:43 +2
Верно подметил!
У тебя: "Она позволяет всякому ребёнку мудрить над собой, каждому глупцу судить о ней: тысячам тупо проходить мимо и ничего не видеть..."


тупо - отсебятинка))))))))))))
Источник: http://parnasse.ru/prose/small/reportage/nasha-ten.html


Идеи ходят по людям, что было идеей другого становится моей идеей, я добавляю сюда своё и пр. Но чем точнее мы излагаем чужую идею, тем чаще приходится упоминать и имя автора. Это как в сборнике цитат: Идея и в скобках имя автора). К тому же надо различать"идею", "точку зрения", образ мыслей.
Поэтому я так и написал
Вот как Гёте говорит о природе (фактически о единстве Природы и Души человека):"Она позволяет всякому ребёнку мудрить над собой, каждому глупцу судить о ней: тысячам тупо проходить мимо и ничего не видеть и во всех она имеет свою радость…
Источник: http://parnasse.ru/prose/small/reportage/nasha-ten.html

А -ещё и добавил своё
Её венец – любовь…
Я доверяюсь ей… Всё её вина, всё её заслуга".

Источник: http://parnasse.ru/prose/small/reportage/nasha-ten.html
а надо было дословно скопировать так
<< Она уже сказала, что истинно и что ложно.
Все ее причина и ее заслуга.
Она есть Все.>>
Валерий, рад, что ты читаешь так внимательно!
Вот теперь цитата дословно и она оформляется так:
<<Она ввела меня в жизнь, она и уведёт. Я доверяю ей. Пусть она делает со
мной, что хочет. Она не возненавидит своего творения. Я ничего не
сказал о ней. Она уже сказала, что истинно и что ложно.>>
И-В Гёте "Природа"
Необходимо восстановить 4354 # 29 июля 2014 в 13:34 +2
..В ней все живет, совершается, движется, но вперед она не идет. Она вечно меняется, и нет ей ни на мгновение покоя. Что такое остановка — она не ведает..."

И в самом деле: нет никакого движения вперёд! всё меняется на месте......

Источник:
http://parnasse.ru/prose/small/reportage/nasha-ten.html
Точно...
И в самом деле почему всё на месте?
Цитирую дословно ответ

<<Всякое её деяние благо, ибо всякое необходимо;
она медлит, чтобы к ней стремились; она спешит, чтобы ею не насытились.>>
и цитата
<<Природа всегда права; ошибки же и заблуждения исходят от людей.>>
И-В Гёте "Природа"
Neophyte — VAL # 29 июля 2014 в 13:49 +2
Оттуда же, "Общие вопросы естествознания природа 214": "Природа! Окруженные и охваченные ею, мы не можем ни выйти из нее, ни глубже в нее проникнуть. Непрошенная, нежданная, захватывает она нас в вихрь своей пляски, и несется с нами, пока, утомленные, мы не выпадем из рук ее..."

Я когда читал высказывания Гёте о Природе, то мне показалось, что вставь вместо "ПРИРОДА" - "БОГ" или "ЛЮБОВЬ", то смысл не изменится, он точно отразит и мысли о боге, и то, что мы знаем о любви.
Вывод: Природа, Бог, Любовь - едины.
Необходимо восстановить 4354 # 30 июля 2014 в 20:01 +2
Я когда читал высказывания Гёте о Природе, то мне показалось, что вставь вместо "ПРИРОДА" - "БОГ" или "ЛЮБОВЬ", то смысл не изменится, он точно отразит и мысли о боге, и то, что мы знаем о любви.
Вывод: Природа, Бог, Любовь - едины.
Источник: http://parnasse.ru/prose/small/reportage/nasha-ten.html

Выводы, задачи, вся эта моралистика - она исходит, что всё можно определить точно, разложить по полочкам зло и добро, не признаёт многозначности явлений. И самое главное - человек лишается свободы деятельности. Он ДОЛЖЕН выбирать лишь должное - должное с позиций некого учения, веры. А этика начинается там, где человек волен выбрать равно, по личному желанию, зло или добро. Если он выбирает добро не потому, что он так хочет, а потому, что оно Добро, то он подчиняется повелению Добра, свободного выбора здесь нет. Рабы Добра не лучше рабов Зла.
Neophyte — VAL # 31 июля 2014 в 10:39 +2
дык, и среагировать вдумчиво не успеваешь, а ТЫ уже, оказывается, выбор сделал!
Не так ли происходит?
Мы же не говорим сами себе: "Я выбираю то-то и то-то!"
Нет! Всё происходит на другом уровне. Возможно, на уровне теней....эгрегоров....

Необходимо восстановить 4354 # 31 июля 2014 в 10:55 +1
Эдак, Валерий, ты меня и в религию, вернее теософию втягиваешь?

Под эгрегорами понимаются иноматериальные образования, возникающие из некоторых психических выделений человечества над большими коллективами. Эгрегоры лишены духовных монад, но обладают временно сконцентрированным волевым зарядом и эквивалентом сознательности/ВИКИПЕДИЯ/

Я же считаю, что это равная загадочность как истины, так и иллюзии, подсознания или всплеск эмоциональных, чисто субъективных оценок, что делает возможным чисто индивидуальное предпочтение.
Давай вместе домыслим. И если то, что казалось нам прочным и незыблемым, "основополагающий", вдруг открывается нам как величественный мираж, то и казавшееся миражом, фантазией, несущественным вдруг приобретает значение чуть ли не главного, истины, ценности. Переход одного в другое и поддерживает их целостность и ценность обеих сторон текуче-стабильного бытия.
Это так происходит - мгновение, но прекрасное, прекрасное, но мгновение.
Необходимо восстановить 4354 # 31 июля 2014 в 11:15 +1
Добавлю, чтобы не путать сознание и подсознание. Само же подсознание лишь психическое основание для иного, сознательного. Тень это то, что христианин называет "грешной природой человека", имея в виду прежде всего сферу сознания, поскольку подсознание вообще вне норм зла-добра.
♕Ибрагимыч♕ # 27 июля 2014 в 17:57 +1
Вот как Гёте говорит о природе (фактически о единстве Природы и Души человека):"Она позволяет всякому ребёнку мудрить над собой, каждому глупцу судить о ней: тысячам тупо проходить мимо и ничего не видеть и во всех она имеет свою радость… Её законам повинуются даже тогда, когда противятся им: даже и тогда действуют с ней согласно, когда хотят действовать против неё… У неё нет языка и речей, но она творит языки и сердца, которыми она чувствует и говорит.
Её венец – любовь…
Я доверяюсь ей… Всё её вина, всё её заслуга".

Источник: http://parnasse.ru/prose/small/reportage/nasha-ten.html

Как великолепно сказано! Восхищён!
Необходимо восстановить 4354 # 29 июля 2014 в 13:05 +2
Ося Задунайский.

ИДЕАЛ — ЭТО же СКУКОТИЩА! Эдакая ЦАЦА!)))) Не дай бог! Во ЧТО превратятся люди!
Источник: http://parnasse.ru/prose/small/reportage/nasha-ten.html#c1426585
"Идеал это скукотища". Какой именно идеал? Формальный, мелкий, как недостижимая цель или конкретные достижимые цели и ценности, как цель или сокрытое в душе лирическое начало и пр.? Отрицание идеала - это ваш идеал? Даже отрицая идеал - его утверждаешь в качестве этого отрицания.
С идеалом та же история, что и со "смыслом жизни" - нельзя его не иметь, увернуться от него. Он может быть и сознательным и бессознателен, но он есть у индивида, только идеал может быть очень разным: возвышенным, низким ("идеал алкоголика - бутылка водки") и пр. Даже отрицая идеал его утверждаешь в качестве этого отрицания.
НО
Если сам человек эгоцентричен, значит, главный для него идеал (образец истинности, поведения, образа мыслей и языка) - это он сам. На основании идеала собственной значимости и проницательности он отвергает идеал как таковой с убеждением, что именно его точка зрения - истина.