Ужасы как киножанр

14 сентября 2017 - Виктор Слонов
article396318.jpg
Ужасы – новый жанр, который, появившись на экране в 1896 году фильмом «Замок дьявола» режиссера Жоржа Мельеса, нашел своего зрителя и с тех пор совершенствуется и развивается. Это художественное кино, в котором происходит борьба со злом, но нет положительных героев, нет добра как такового, а есть нападающие и жертвы этих нападений. Эмоциональная и смысловая задача картин этого жанра - напугать, довести до наивысшего накала ужас, страх, ожидание чего-то немыслимого, что трудно представить, окунуть зрителя в ужасающую атмосферу нереальности и мучительного ожидания чего-то еще более ужасного и страшного. Это вампиры, оборотни, монстры, ожившие мертвецы – зомби, потусторонние и космические пришельцы, маньяки и прочая нечисть в антураже окровавленных конечностей, оторванных голов, моря крови и душераздирающих криков.

Данный жанр, фильмы ужасов, широко представлен на кино-портале http://vseriale.club/, где также Вы также можете посмотреть отечественные и зарубежные сериалы в высоком качестве. Открывайте страничку vseriale.club и смотрите фильмы бесплатно.

Прямые родственники этого жанра – фантастические и мистические фильмы, а также фильм-катастрофа, сюжет которого строится на природных явлениях, вышедших из-под контроля, техногенных катастрофах и психопатических срывах главных героев. Этот жанр переводится с английского «horror» - ужас. Атмосфера ужаса нагнетается в течение всего фильма и достигает своей кульминации к концу ленты, когда наступает развязка, заканчивающаяся гибелью всех персонажей, кроме главного, или – только главного.
 
Кадр из фильма «Кошмар на улице Вязов»
Кадр из фильма «Кошмар на улице Вязов»

После успеха «Замка дьявола» в Европе, а потом и в Соединенных Штатах «ужастики» стали расти как грибы после дождя. 1910 год знаменателен тем, что в этом году вышел самый первый фильм о Франкенштейне («Франкенштейн, или Современный Прометей», «Кошмар на улице Вязов»). Сюжет продолжил фильм «Студент из Праги», в котором жанр только зарождается. Далее тему подхватили картины: «Горбун из Нотр-Дам» (с первым монстром нарождающегося жанра – горбуном Квазимодо), «Нонсферату: симфония ужаса» (образ вампира), «Призрак Оперы», «Звонок», «Сияние», а также появились и стали тиражироваться фильмы о титулованном вампире графе Дракуле. Все эти фильмы посвящены Злу в самом его жутком, леденяще страшном облике, - детям и подросткам с их лабильной психикой смотреть категорически не разрешается!

Все «ужастики» делятся на виды:

  • фильмы о нереальных, фантастических существах с других планет, из глубин Космоса;
  • об угрозе человечеству Земли потусторонних сил, пришельцев из ада;
  • фильмы о реальных людях, маньяках, извращенная психика которых толкает их на совершение диких с точки зрения разума поступков.

Для этих фильмов нет временных рамок, действие в них происходит как бы вне времени, не укладываются они ни в какие киноканоны. Их цель – запугать, устрашить, вызвать животный ужас, а для этого все средства хороши – от мутантов и оборотней до серийных убийц детей и женщин-блондинок.

Эти фильмы приносят немалый доход кинокомпаниям: бюджет фильма ужасов может доходить до нескольких десятком миллионов долларов. Например, фильм «Муха» (режиссер Дэвид Кроненберг): некий научный гений решает провести эксперименты с живыми существами; телепортация неодушевленных предметов удалась, и он так воодушевился, что теперь вознамерился сам стать объектом своих научных теорий, и с этой целью мутирует в муху… Леденящая кровь история, когда в процессе мутации ученый не только внешне стал мухой, но, в конце концов, становится насекомым на генетическом уровне… Фильм «Муха» с его потрясающими спецэффектами, фантастическим гримом потянул на 28 млн. долларов. Снята уже 2-я часть картины о человеке-мухе, но фильм остается кассовым, интерес к нему не угасает, несмотря на чересчур натуралистические, а где-то впрямую отталкивающие кадры.

Сами по себе фильмы ужасов сюжетной линии не имеют, они их, как правило, заимствуют у детективов, мелодрамы, мистики. Так, к примеру, фильмы, в которых присутствуют призраки, но нет монстров – «Привидение», «Шестое чувство», «Призрак любви», снятые по классическим мелодрамам. Но это – исключение из правила. В основном все фильмы ужасов соответствуют заявленному названию жанра.
 
Кадр из фильма «В полночь на кладбище»
Кадр из фильма «В полночь на кладбище»

Российский фильм ужасов 1909 года «Вий» был снят в эпоху немого кино, и до нашего времени не сохранился. Также в списке утерянных «Загробная скиталица», снятая в 1915 году, «Дракула» производства 1920 года. Но сохранилась и реставрирована лента 1910 года - «В полночь на кладбище».

«Мумия», «Франкенштейн», «Человек-невидимка», «Доктор Джекил и мистер Хайд» (по произведению Оскара Уайльда), «Тайна музея восковых фигур», «Человек-волк» - линейка классических фильмы этого жанра с участием знаменитых актеров, таких, к примеру, как Кристофер Ли и Питер Кашанг.

Сейчас таких фильмов снимается много, то ли в угоду публике, то ли время такое, сложное, непонятное, а эти фильмы как бы закрывают нишу.

Фильмы о людоедах – еще один устрашающий вид этого жанра. К этому виду с полным правом причисляются фильмы о людоеде Лектере: «Молчание ягнят», «Красный дракон», «Ганнибал» и др. Это не зомби, это живой человек, к тому же образованный и умный – Ганнибал Лектер, тем и страшен, потому что действия его необъяснимы с точки зрения человеческой морали. Вообще, тема каннибализм достаточно развита в картинах этого жанра: «У холмов есть глаза», «Поворот не туда», «Ад каннибалов».

Тема оборотней также успешно используется, названия говорят самим за себя: «Лондонский оборотень», «Оборотень», «Человек-волк».

Как ни странно, но есть еще и комедийные фильмы ужасов, соединяющие в себе пародию и зловещий юмор – «Убойные каникулы», «Комедия ужасов». В них источники зла гораздо более симпатичны, чем их жертвы.

На особом месте стоит телесериал «Байки из склепа», в котором подростки, застигнутые непогодой, вынуждены ночевать на кладбище, а заодно рассказывать друг другу леденящие кровь истории, одну ужаснее другой;

Сериалы последних лет: «Твин-Пикс» - напичканные мистикой, жуткие истории об убийстве девочки Лоры Палмер; «Полтергейст. Наследие», «Секретные материалы», «Баффи – истребительница вампиров», «Ангел», «Сверхъестественное», «Клан» и многие другие.

© Copyright: Виктор Слонов, 2017

Регистрационный номер №0396318

от 14 сентября 2017

[Скрыть] Регистрационный номер 0396318 выдан для произведения:
Ужасы – новый жанр, который, появившись на экране в 1896 году фильмом «Замок дьявола» режиссера Жоржа Мельеса, нашел своего зрителя и с тех пор совершенствуется и развивается. Это художественное кино, в котором происходит борьба со злом, но нет положительных героев, нет добра как такового, а есть нападающие и жертвы этих нападений. Эмоциональная и смысловая задача картин этого жанра - напугать, довести до наивысшего накала ужас, страх, ожидание чего-то немыслимого, что трудно представить, окунуть зрителя в ужасающую атмосферу нереальности и мучительного ожидания чего-то еще более ужасного и страшного. Это вампиры, оборотни, монстры, ожившие мертвецы – зомби, потусторонние и космические пришельцы, маньяки и прочая нечисть в антураже окровавленных конечностей, оторванных голов, моря крови и душераздирающих криков.

Данный жанр, фильмы ужасов, широко представлен на кино-портале http://vseriale.club/, где также Вы также можете посмотреть отечественные и зарубежные сериалы в высоком качестве. Открывайте страничку vseriale.club и смотрите фильмы бесплатно.

Прямые родственники этого жанра – фантастические и мистические фильмы, а также фильм-катастрофа, сюжет которого строится на природных явлениях, вышедших из-под контроля, техногенных катастрофах и психопатических срывах главных героев. Этот жанр переводится с английского «horror» - ужас. Атмосфера ужаса нагнетается в течение всего фильма и достигает своей кульминации к концу ленты, когда наступает развязка, заканчивающаяся гибелью всех персонажей, кроме главного, или – только главного.
 
Кадр из фильма «Кошмар на улице Вязов»
Кадр из фильма «Кошмар на улице Вязов»

После успеха «Замка дьявола» в Европе, а потом и в Соединенных Штатах «ужастики» стали расти как грибы после дождя. 1910 год знаменателен тем, что в этом году вышел самый первый фильм о Франкенштейне («Франкенштейн, или Современный Прометей», «Кошмар на улице Вязов»). Сюжет продолжил фильм «Студент из Праги», в котором жанр только зарождается. Далее тему подхватили картины: «Горбун из Нотр-Дам» (с первым монстром нарождающегося жанра – горбуном Квазимодо), «Нонсферату: симфония ужаса» (образ вампира), «Призрак Оперы», «Звонок», «Сияние», а также появились и стали тиражироваться фильмы о титулованном вампире графе Дракуле. Все эти фильмы посвящены Злу в самом его жутком, леденяще страшном облике, - детям и подросткам с их лабильной психикой смотреть категорически не разрешается!

Все «ужастики» делятся на виды:

  • фильмы о нереальных, фантастических существах с других планет, из глубин Космоса;
  • об угрозе человечеству Земли потусторонних сил, пришельцев из ада;
  • фильмы о реальных людях, маньяках, извращенная психика которых толкает их на совершение диких с точки зрения разума поступков.

Для этих фильмов нет временных рамок, действие в них происходит как бы вне времени, не укладываются они ни в какие киноканоны. Их цель – запугать, устрашить, вызвать животный ужас, а для этого все средства хороши – от мутантов и оборотней до серийных убийц детей и женщин-блондинок.

Эти фильмы приносят немалый доход кинокомпаниям: бюджет фильма ужасов может доходить до нескольких десятком миллионов долларов. Например, фильм «Муха» (режиссер Дэвид Кроненберг): некий научный гений решает провести эксперименты с живыми существами; телепортация неодушевленных предметов удалась, и он так воодушевился, что теперь вознамерился сам стать объектом своих научных теорий, и с этой целью мутирует в муху… Леденящая кровь история, когда в процессе мутации ученый не только внешне стал мухой, но, в конце концов, становится насекомым на генетическом уровне… Фильм «Муха» с его потрясающими спецэффектами, фантастическим гримом потянул на 28 млн. долларов. Снята уже 2-я часть картины о человеке-мухе, но фильм остается кассовым, интерес к нему не угасает, несмотря на чересчур натуралистические, а где-то впрямую отталкивающие кадры.

Сами по себе фильмы ужасов сюжетной линии не имеют, они их, как правило, заимствуют у детективов, мелодрамы, мистики. Так, к примеру, фильмы, в которых присутствуют призраки, но нет монстров – «Привидение», «Шестое чувство», «Призрак любви», снятые по классическим мелодрамам. Но это – исключение из правила. В основном все фильмы ужасов соответствуют заявленному названию жанра.
 
Кадр из фильма «В полночь на кладбище»
Кадр из фильма «В полночь на кладбище»

Российский фильм ужасов 1909 года «Вий» был снят в эпоху немого кино, и до нашего времени не сохранился. Также в списке утерянных «Загробная скиталица», снятая в 1915 году, «Дракула» производства 1920 года. Но сохранилась и реставрирована лента 1910 года - «В полночь на кладбище».

«Мумия», «Франкенштейн», «Человек-невидимка», «Доктор Джекил и мистер Хайд» (по произведению Оскара Уайльда), «Тайна музея восковых фигур», «Человек-волк» - линейка классических фильмы этого жанра с участием знаменитых актеров, таких, к примеру, как Кристофер Ли и Питер Кашанг.

Сейчас таких фильмов снимается много, то ли в угоду публике, то ли время такое, сложное, непонятное, а эти фильмы как бы закрывают нишу.

Фильмы о людоедах – еще один устрашающий вид этого жанра. К этому виду с полным правом причисляются фильмы о людоеде Лектере: «Молчание ягнят», «Красный дракон», «Ганнибал» и др. Это не зомби, это живой человек, к тому же образованный и умный – Ганнибал Лектер, тем и страшен, потому что действия его необъяснимы с точки зрения человеческой морали. Вообще, тема каннибализм достаточно развита в картинах этого жанра: «У холмов есть глаза», «Поворот не туда», «Ад каннибалов».

Тема оборотней также успешно используется, названия говорят самим за себя: «Лондонский оборотень», «Оборотень», «Человек-волк».

Как ни странно, но есть еще и комедийные фильмы ужасов, соединяющие в себе пародию и зловещий юмор – «Убойные каникулы», «Комедия ужасов». В них источники зла гораздо более симпатичны, чем их жертвы.

На особом месте стоит телесериал «Байки из склепа», в котором подростки, застигнутые непогодой, вынуждены ночевать на кладбище, а заодно рассказывать друг другу леденящие кровь истории, одну ужаснее другой;

Сериалы последних лет: «Твин-Пикс» - напичканные мистикой, жуткие истории об убийстве девочки Лоры Палмер; «Полтергейст. Наследие», «Секретные материалы», «Баффи – истребительница вампиров», «Ангел», «Сверхъестественное», «Клан» и многие другие.

 
Рейтинг: 0 899 просмотров
Комментарии (1)
Виктор Астраханцев # 24 октября 2017 в 15:26 +1
Тезка! Без личного освоения фильма: собственного отношения, осмысления и переживания подобные кинообзоры представляют собой рекламу зарубежной кинопродукции.
Вот и вы пишите:
= Эти фильмы приносят немалый доход кинокомпаниям: бюджет фильма ужасов может доходить до нескольких десятком миллионов долларов.=
И что с того? Вы хотите, чтобы я тоже стал частицей доходной части этих кинокомпаний? Но вряд ли меня привлечет роль овцы для стрижки кинодоходов.
Единственный психологический эффект от фильмов ужасов – это видимость самоуспокоения перед встречей с персонажами реального Ада. Но всякая реальность страшнее и непредсказумее самого яркого вымысла. Так что это фиктивная психотерапия.

kata nogt zlojj