Smokie в Санкт-Петербурге

21 апреля 2013 - Владимир Гурьев
article132209.jpg

3 апреля 2013 года  в Санкт-Петербурге выступали Smokie - представители британского софт-рока 70-80-х годов прошлого века. Группа пользовалась огромной популярностью в Союзе и странах Восточной Европы, хотя в Англии их статус был не так высок. В то время на Острове гремели монстры хард-рока: Deep Purple, Led Zeppelin, похожие по звучанию глэм-группы: Sweet, Slade, T. Rex, и наши гости находились в тени более именитых, обласканных вниманием, коллег.

Советские почитатели рок-музыки, к слову, оказались истинными и непредвзятыми меломанами. Они понятия не имели о радио раскрутках, высказываниях прессы, месте в чартах. Не мудрено: железный занавес надежно отгораживал загнивающий капитализм от Страны Советов. Людям просто нравились Smokie, пластинки которых привозили моряки и редкие счастливчики, умудрившиеся побывать за границей.

А где иные лидеры чартов тех лет? Их уже никто и не помнит.

Состав группы за прошедшие годы обновился почти полностью, из отцов-основателей остался лишь бас-гитарист Терри Аттли. Пришли новые музыканты, а это, конечно же, не могло не отразиться на звучании группы, подаче музыкального материала – тех самых, мелодичных, уже ставших классикой песен.

Возможно, это будут едва уловимые нюансы, а возможно – мы просто не узнаем Smokie. И это интересно, а, кроме того, зима в Санкт-Петербурге затянулась, на календаре “62 февраля”, и очень хочется чего-то нового, хочется услышать живой звук, порадовать себя хорошими впечатлениями. Это первый “большой” рок-концерт 2013 года: идти и никаких сомнений.

На ближних подступах к ДК Горького предприимчивые молодые люди предлагают CD и DVD с музыкой наших гостей, в фойе организована продажа сувениров с символикой Smokie, и это задает определенный настрой. После традиционного кофе с коньяком перемещаемся в зал. Хочется посмотреть на техническое оснащение группы.

На сцене два полуметровых подиума: слева – возвышается ударная установка TAMA, красного цвета, справа – белая “клавинетка” YAMAHA, внушительных габаритов. Нет никаких сомнений: здесь присутствуют все 88 клавиш.

Акустика и аппаратура усиления традиционно – MARSHALL. На переднем крае установлены три микрофона, а это значит, мы услышим многоголосое пение, им всегда славились Smokie.

Тыльная часть сцены затянута громадным полотнищем с изображением пустынной городской улицы. Полумрак, затянутое тучами небо, серые дома, на первых этажах можно разглядеть магазин с табличкой “sale” на витрине, рядом тускло освещенный бар, через окно которого просматриваются огромные цифры 1969. Быть может, это Бредфорд – родной город наших музыкантов, а 1969 год – значимая дата в истории коллектива. Каких-либо известных событий приходящихся на этот год мы не вспомнили, но тут же родилась гипотеза, вдохновленная городским пейзажем. Возможно, в этом баре и зародилась идея альбома “Midnight Caf;”, одного из лучших альбомов Smokie.

Ну, обо всем по порядку: до начала концерта еще есть время. На сцене пока лишь роуди, в последний раз проверяющие аппаратуру.

В 1965 году четверо школьников организовали “самую настоящую” рок-группу: Крис Норман (Christopher Ward Norman) - лидер вокал, ритм-гитара, пианино, Алан Силсон (Alan Silson) - лидер-гитара, вокал, Терри Аттли (Terence David Uttley) - бас-гитара, вокал и Рон Келли (Ronald Bruce Kelly) - ударные.

Сначала они назывались The Yen, затем Long Side Down (намек на психотропный препарат LSD) и первое время играли психоделию, усердно репетируя по субботам популярные песенки из хит-парадов.
Название группы менялось много раз, перечислять все – не самое интересное занятие.

В 1973 году - из коллектива ушел барабанщик Рон Келли. На его место взяли старого школьного приятеля Пита Спенсера (Peter David Spencer). Пит к тому времени переиграл чуть ли не в десятке разных команд, да к тому же имел опыт сочинительства. Закончилось формирование "золотого состава".

А в 1974 году на группу обращают внимание Майк Чепмен и Никки Чинн знаменитый тандем авторов-продюсеров.
Время показало правильность выбора, и если бы не сложился творческий альянс Чепмена-Чинна и наших музыкантов, вряд ли мы что-нибудь услышали о группе под названием Smokie. Кроме того, новые продюсеры основательно поработали над новым звучанием группы, в частности, довели до совершенства уникальные трехголосные гармонии, ставшие со временем фирменным знаком Smokie.

Итак, рецепт успеха был найден – красивые мелодии, мягкое звучание, много акустической гитары, мгновенно узнаваемый характерный голос солиста, безупречные гармонии. Кстати, голос Криса Нормана изначально не имел знакомой всем хрипотцы. Фирменный вокал – результат перенесенной в эти годы болезни.

Альбом "Midnight Cafe" привел группу к успеху благодаря композициям "Something's Been Making Me Blue", "Wild Wild Angels", "I'll Meet You at Midnight". Затем Smokie записали несколько хит-синглов, наиболее популярным из которых стал "Living Next Door to Alice".  Smokie не были первыми исполнителями этой песни (до них её пела австралийская группа New World), но именно им удалось довести исполнение этой простой, но очень приятной композиции до идеального блеска. “Living Next Door to Alice” стала, наверное, самой популярной песней и визитной карточкой группы.
Кстати, любимая народом ”Needles & Pins”, также вещь довольно старая, но благодаря музыкантам получившая второе рождение.

Теперь наши парни превратились в настоящих суперзвезд: их пластинки расходились миллионными тиражами, а концерты всегда сопровождались аншлагами. Коммерческий успех сопутствовал альбомам "Bright Lights & Back Alleys" и "The Montreux Album", причем последний из них содержал хит "Mexican Girl", принадлежавший не Чину и Чапмэну, а Спенсеру и Норману. Здесь уместно сказать, что в Smokie песни писали и Терри Аттли и Алан Силсон. Знаменитую “What Can I Do” сочинил и исполнил именно Алан.

Однако после выхода диска "The Other Side Of The Road" в команде наметился творческий кризис, и продажи пластинок стали уменьшаться. В 1981-м Smokie в последний раз побывали в чартах, а в 1982-м, когда "Strangers In Paradise" потерпел неудачу, коллектив принял решение о самороспуске. Наверное, в это время Терри Аттли и успел поиграть в хард-роковых командах. О любви к “харду” он рассказывал лет пять назад в каком-то интервью. Группа возродилась в 1986-м, но не прошло и нескольких месяцев, как Крис Норман заявил об отставке. Его сольный альбом на тот момент пользовался большим спросом.
 
На свое место Крис предложил Алана Бартона (экс-"Black Lace"), имевшего сходную манеру исполнения. В составе также появился клавишник Мартин Буллард, а Спенсера сменил Стив Пиннелл. В такой конфигурации группа выпустила несколько альбомов, но ни один из них не вернул былой популярности. Свое 20-летие Smokie отметили диском "Celebration", на котором были свежие обработки проверенных хитов. На следующий год случилась трагедия – гастрольный автобус команды попал в аварию, и Бартон погиб. Вакансию вокалиста занял Майк Крафт.

А потом наши гости нашли себе и нового гитариста – им стал один из техников (роуди), сопровождавших группу на гастролях, по имени Мик МакКоннелл (Mick McConnell). Его рекомендовал Алан Силсон перед своим уходом.

Концерт начинается с небольшим опозданием. Гаснет свет, несколько минут звучит увертюра, некий сигнал – сейчас все начнется. Будьте готовы!
А потом на сцене появляются Майк Крафт – вокал, гитара, Майк МакКоннелл – вокал, лидер-гитара, Терри Аттли – вокал, бас-гитара, Мартин Буллард – клавишные, Стив Пинелл – вокал, ударные. Музыканты в джинсах и футболках темных расцветок, кроме Мартина. Клавишник – в белой рубашке и пестром стильном жилете. Солиден! Голову Пинелла украшает черная бандана. У Терри Аттли длинный седой “хайр”: последний отец-основатель очень импозантен.

Звучат знакомые, упомянутые ранее песни. Все композиции просто невозможно исполнить за два часа, поэтому музыканты подготовили пятиминутное попурри. До середины концерта выступление проходит вяловато. Видно, что музыканты еще не разогрелись, да и зал слушает немного настороженно. Исполнение нравится не всем – несколько человек проголосовали ногами. Пока все держится на многолетнем опыте выступлений: мы “бодры-веселы” демонстрируют публике наши гости. Шаг к микрофонам – спели, шаг назад – проигрыш. Супер-хиты явно припасены на вторую половину концерта.

Майк Крафт много общается с публикой, и это приносит свои плоды: как-то незаметно загорается та самая “вольтова дуга”. Происходит взаимная подпитка энергией: в зале замечены первые танцующие.

Майк обращается к зрителям:

- Хотите настоящего рок-н-ролла?

Зал явно не против. Звучит “Don’t Play Your Rock’n’Roll To Me”.

Для меня концерт начинается после исполнения “Will You Still Love Me Tomorrow”. Роуди выносят на передний край четвертый микрофон, и Стив Пинелл покидает ударную установку, захватив с собой бубен. Четыре голоса, акустическая гитара, послезвучия колокольчиков – великолепно.

Иногда слово берет Терри Аттли. В его речи на этот раз мы различаем “whisky”, “a little” и еще несколько подобающих случаю выражений. Не трудно догадаться, что сейчас прозвучит “What Can I Do”. Музыканты в России не в первый раз, и им прекрасно известна наша интерпретация популярной песни.

Несколько неожиданно под конец выступления была исполнена “Have You Ever Seen The Rain” из репертуара Creedence Clearwater Revival. Майк даже оросил первые ряды водой из бутылки, так сказать для полноты ощущений. А вообще, мне показалось, что вокал Крафта – точное попадание в стилистику Creedence.

Концерт завершает "Living Next Door to Alice" – визитная карточка наших гостей. В партере лес из поднятых рук, народ приплясывает в проходах, даже мы не удержались и “двинули телом”.

Smokie изменились, и это очевидно. Приход новых музыкантов не мог не сказаться на манере исполнения. Мне показалось, что ушла та “фирменная” мягкость звучания – Майк Крафт более брутален. А остальные участники группы невольно ориентируются на фронтмена. Может быть, это и неплохо: пытаться сделать точную копию, значит не уважать себя. Майк явно старается привнести что-то новое, в конце концов, он сложившийся музыкант с большим опытом выступления в других группах.

Принять или не принять сегодняшних Smokie каждый решает сам, но сходить на концерт я рекомендую. Хотя бы для того, чтобы услышать, как нужно петь. Да и великолепные мелодии не оставят равнодушными очень многих.

© Copyright: Владимир Гурьев, 2013

Регистрационный номер №0132209

от 21 апреля 2013

[Скрыть] Регистрационный номер 0132209 выдан для произведения:

3 апреля 2013 года  в Санкт-Петербурге выступали Smokie - представители британского софт-рока 70-80-х годов прошлого века. Группа пользовалась огромной популярностью в Союзе и странах Восточной Европы, хотя в Англии их статус был не так высок. В то время на Острове гремели монстры хард-рока: Deep Purple, Led Zeppelin, похожие по звучанию глэм-группы: Sweet, Slade, T. Rex, и наши гости находились в тени более именитых, обласканных вниманием, коллег.

Советские почитатели рок-музыки, к слову, оказались истинными и непредвзятыми меломанами. Они понятия не имели о радио раскрутках, высказываниях прессы, месте в чартах. Не мудрено: железный занавес надежно отгораживал загнивающий капитализм от Страны Советов. Людям просто нравились Smokie, пластинки которых привозили моряки и редкие счастливчики, умудрившиеся побывать за границей.

А где иные лидеры чартов тех лет? Их уже никто и не помнит.

Состав группы за прошедшие годы обновился почти полностью, из отцов-основателей остался лишь бас-гитарист Терри Аттли. Пришли новые музыканты, а это, конечно же, не могло не отразиться на звучании группы, подаче музыкального материала – тех самых, мелодичных, уже ставших классикой песен.

Возможно, это будут едва уловимые нюансы, а возможно – мы просто не узнаем Smokie. И это интересно, а, кроме того, зима в Санкт-Петербурге затянулась, на календаре “62 февраля”, и очень хочется чего-то нового, хочется услышать живой звук, порадовать себя хорошими впечатлениями. Это первый “большой” рок-концерт 2013 года: идти и никаких сомнений.

На ближних подступах к ДК Горького предприимчивые молодые люди предлагают CD и DVD с музыкой наших гостей, в фойе организована продажа сувениров с символикой Smokie, и это задает определенный настрой. После традиционного кофе с коньяком перемещаемся в зал. Хочется посмотреть на техническое оснащение группы.

На сцене два полуметровых подиума: слева – возвышается ударная установка TAMA, красного цвета, справа – белая “клавинетка” YAMAHA, внушительных габаритов. Нет никаких сомнений: здесь присутствуют все 88 клавиш.

Акустика и аппаратура усиления традиционно – MARSHALL. На переднем крае установлены три микрофона, а это значит, мы услышим многоголосое пение, им всегда славились Smokie.

Тыльная часть сцены затянута громадным полотнищем с изображением пустынной городской улицы. Полумрак, затянутое тучами небо, серые дома, на первых этажах можно разглядеть магазин с табличкой “sale” на витрине, рядом тускло освещенный бар, через окно которого просматриваются огромные цифры 1969. Быть может, это Бредфорд – родной город наших музыкантов, а 1969 год – значимая дата в истории коллектива. Каких-либо известных событий приходящихся на этот год мы не вспомнили, но тут же родилась гипотеза, вдохновленная городским пейзажем. Возможно, в этом баре и зародилась идея альбома “Midnight Caf;”, одного из лучших альбомов Smokie.

Ну, обо всем по порядку: до начала концерта еще есть время. На сцене пока лишь роуди, в последний раз проверяющие аппаратуру.

В 1965 году четверо школьников организовали “самую настоящую” рок-группу: Крис Норман (Christopher Ward Norman) - лидер вокал, ритм-гитара, пианино, Алан Силсон (Alan Silson) - лидер-гитара, вокал, Терри Аттли (Terence David Uttley) - бас-гитара, вокал и Рон Келли (Ronald Bruce Kelly) - ударные.

Сначала они назывались The Yen, затем Long Side Down (намек на психотропный препарат LSD) и первое время играли психоделию, усердно репетируя по субботам популярные песенки из хит-парадов.
Название группы менялось много раз, перечислять все – не самое интересное занятие.

В 1973 году - из коллектива ушел барабанщик Рон Келли. На его место взяли старого школьного приятеля Пита Спенсера (Peter David Spencer). Пит к тому времени переиграл чуть ли не в десятке разных команд, да к тому же имел опыт сочинительства. Закончилось формирование "золотого состава".

А в 1974 году на группу обращают внимание Майк Чепмен и Никки Чинн знаменитый тандем авторов-продюсеров.
Время показало правильность выбора, и если бы не сложился творческий альянс Чепмена-Чинна и наших музыкантов, вряд ли мы что-нибудь услышали о группе под названием Smokie. Кроме того, новые продюсеры основательно поработали над новым звучанием группы, в частности, довели до совершенства уникальные трехголосные гармонии, ставшие со временем фирменным знаком Smokie.

Итак, рецепт успеха был найден – красивые мелодии, мягкое звучание, много акустической гитары, мгновенно узнаваемый характерный голос солиста, безупречные гармонии. Кстати, голос Криса Нормана изначально не имел знакомой всем хрипотцы. Фирменный вокал – результат перенесенной в эти годы болезни.

Альбом "Midnight Cafe" привел группу к успеху благодаря композициям "Something's Been Making Me Blue", "Wild Wild Angels", "I'll Meet You at Midnight". Затем Smokie записали несколько хит-синглов, наиболее популярным из которых стал "Living Next Door to Alice".  Smokie не были первыми исполнителями этой песни (до них её пела австралийская группа New World), но именно им удалось довести исполнение этой простой, но очень приятной композиции до идеального блеска. “Living Next Door to Alice” стала, наверное, самой популярной песней и визитной карточкой группы.
Кстати, любимая народом ”Needles & Pins”, также вещь довольно старая, но благодаря музыкантам получившая второе рождение.

Теперь наши парни превратились в настоящих суперзвезд: их пластинки расходились миллионными тиражами, а концерты всегда сопровождались аншлагами. Коммерческий успех сопутствовал альбомам "Bright Lights & Back Alleys" и "The Montreux Album", причем последний из них содержал хит "Mexican Girl", принадлежавший не Чину и Чапмэну, а Спенсеру и Норману. Здесь уместно сказать, что в Smokie песни писали и Терри Аттли и Алан Силсон. Знаменитую “What Can I Do” сочинил и исполнил именно Алан.

Однако после выхода диска "The Other Side Of The Road" в команде наметился творческий кризис, и продажи пластинок стали уменьшаться. В 1981-м Smokie в последний раз побывали в чартах, а в 1982-м, когда "Strangers In Paradise" потерпел неудачу, коллектив принял решение о самороспуске. Наверное, в это время Терри Аттли и успел поиграть в хард-роковых командах. О любви к “харду” он рассказывал лет пять назад в каком-то интервью. Группа возродилась в 1986-м, но не прошло и нескольких месяцев, как Крис Норман заявил об отставке. Его сольный альбом на тот момент пользовался большим спросом.
 
На свое место Крис предложил Алана Бартона (экс-"Black Lace"), имевшего сходную манеру исполнения. В составе также появился клавишник Мартин Буллард, а Спенсера сменил Стив Пиннелл. В такой конфигурации группа выпустила несколько альбомов, но ни один из них не вернул былой популярности. Свое 20-летие Smokie отметили диском "Celebration", на котором были свежие обработки проверенных хитов. На следующий год случилась трагедия – гастрольный автобус команды попал в аварию, и Бартон погиб. Вакансию вокалиста занял Майк Крафт.

А потом наши гости нашли себе и нового гитариста – им стал один из техников (роуди), сопровождавших группу на гастролях, по имени Мик МакКоннелл (Mick McConnell). Его рекомендовал Алан Силсон перед своим уходом.

Концерт начинается с небольшим опозданием. Гаснет свет, несколько минут звучит увертюра, некий сигнал – сейчас все начнется. Будьте готовы!
А потом на сцене появляются Майк Крафт – вокал, гитара, Майк МакКоннелл – вокал, лидер-гитара, Терри Аттли – вокал, бас-гитара, Мартин Буллард – клавишные, Стив Пинелл – вокал, ударные. Музыканты в джинсах и футболках темных расцветок, кроме Мартина. Клавишник – в белой рубашке и пестром стильном жилете. Солиден! Голову Пинелла украшает черная бандана. У Терри Аттли длинный седой “хайр”: последний отец-основатель очень импозантен.

Звучат знакомые, упомянутые ранее песни. Все композиции просто невозможно исполнить за два часа, поэтому музыканты подготовили пятиминутное попурри. До середины концерта выступление проходит вяловато. Видно, что музыканты еще не разогрелись, да и зал слушает немного настороженно. Исполнение нравится не всем – несколько человек проголосовали ногами. Пока все держится на многолетнем опыте выступлений: мы “бодры-веселы” демонстрируют публике наши гости. Шаг к микрофонам – спели, шаг назад – проигрыш. Супер-хиты явно припасены на вторую половину концерта.

Майк Крафт много общается с публикой, и это приносит свои плоды: как-то незаметно загорается та самая “вольтова дуга”. Происходит взаимная подпитка энергией: в зале замечены первые танцующие.

Майк обращается к зрителям:

- Хотите настоящего рок-н-ролла?

Зал явно не против. Звучит “Don’t Play Your Rock’n’Roll To Me”.

Для меня концерт начинается после исполнения “Will You Still Love Me Tomorrow”. Роуди выносят на передний край четвертый микрофон, и Стив Пинелл покидает ударную установку, захватив с собой бубен. Четыре голоса, акустическая гитара, послезвучия колокольчиков – великолепно.

Иногда слово берет Терри Аттли. В его речи на этот раз мы различаем “whisky”, “a little” и еще несколько подобающих случаю выражений. Не трудно догадаться, что сейчас прозвучит “What Can I Do”. Музыканты в России не в первый раз, и им прекрасно известна наша интерпретация популярной песни.

Несколько неожиданно под конец выступления была исполнена “Have You Ever Seen The Rain” из репертуара Creedence Clearwater Revival. Майк даже оросил первые ряды водой из бутылки, так сказать для полноты ощущений. А вообще, мне показалось, что вокал Крафта – точное попадание в стилистику Creedence.

Концерт завершает "Living Next Door to Alice" – визитная карточка наших гостей. В партере лес из поднятых рук, народ приплясывает в проходах, даже мы не удержались и “двинули телом”.

Smokie изменились, и это очевидно. Приход новых музыкантов не мог не сказаться на манере исполнения. Мне показалось, что ушла та “фирменная” мягкость звучания – Майк Крафт более брутален. А остальные участники группы невольно ориентируются на фронтмена. Может быть, это и неплохо: пытаться сделать точную копию, значит не уважать себя. Майк явно старается привнести что-то новое, в конце концов, он сложившийся музыкант с большим опытом выступления в других группах.

Принять или не принять сегодняшних Smokie каждый решает сам, но сходить на концерт я рекомендую. Хотя бы для того, чтобы услышать, как нужно петь. Да и великолепные мелодии не оставят равнодушными очень многих.

 
Рейтинг: 0 1797 просмотров
Комментарии (1)
Джейк Нооле # 3 июля 2013 в 01:40 0
"Принять или не принять сегодняшних Smokie каждый решает сам, но сходить на концерт я рекомендую. Хотя бы для того, чтобы услышать, как нужно петь. Да и великолепные мелодии не оставят равнодушными."
Абсолютно согласен.
С уважением