ГлавнаяПрозаЛитературная критикаЛитературные обзоры → Разъяснение к 5 туру II Чемпионата по поэзии

Разъяснение к 5 туру II Чемпионата по поэзии

 

 

Друзья! Всех приглашаем принять участие в 5-м туре II Поэтического чемпионата, который начнется 01 июля 2017 года.

Добро пожаловать!

 

Задание для участников 5 тура:

Жанр – Походная, историческая лирика;

Тема – В поисках приключений;

Дополнительное задание – Астрофический стих.

 

Приключения живут в каждом из нас еще с детства. Это побег из мира повседневных забот и серой будничности в мир экзотики и героизма, тайн и загадок, острых сюжетов и ярких эмоций. Для ребенка, благодаря бурной фантазии, настоящим приключением может стать поход в зоопарк, поездка в деревню и даже простое наблюдение за звездным небом. Взрослые, увы, часто теряют способность фантазировать и мечтать, поэтому им интересны приключения более приземленные, но часто не менее эмоциональные – поиски кладов и затерянных артефактов, преследования злодеев, освоение новых территорий, изучение необъяснимых явлений, авантюрные предприятия…

В прозе приключения существуют с середины 19-го века и как жанр представлены достаточно широко. Как правило, они не несут серьезной нравственной или философской нагрузки и призваны просто развлекать читателя. В лирике приключения встречаются гораздо реже. Этим объясняется простота технического задания 5-го тура чемпионата – астрофический стих, так как тема «В поисках приключений» в сочетании с жанром походной или исторической лирики сама по себе сложна.

Стоит обратить внимание, что историческая и походная лирика не являются синонимами, но это не должно смущать участников нашего чемпионата. Тема приключений может быть раскрыта в обоих жанрах.

Историческая лирика рассказывает читателю об исторических событиях различного масштаба и передает отношение поэта и его эмоции относительно значимых моментов истории, судеб поколений, влияния сильных личностей на историю… А тайны и загадки истории могут стать чудесным мотивом для приключений в стихах. Интригующие археологические раскопки, ретроспективные путешествия во времени, необыкновенные встречи с историческими героями!

Походная лирика, как обязательный антураж классического туризма, часто представлена песнями, пейзажными мотивами, стихами о настоящей дружбе и взаимопомощи. Этот жанр очень разнится с исторической лирикой, но любой поход – это, безусловно, приключение! Настоящее реалистичное приключение для взрослых!

Поэтому ждем от конкурсантов самых разных работ: как сюжетных исторических стихотворений, так и «околокостровых» походных песен и даже пейзажных стихотворных полотен. Главное, чтобы работы были пропитаны духом приключений.

Техническое условие текущего тура не вызовет трудностей даже у начинающих поэтов. Астрофический стих часто написать гораздо проще, чем строфический.

Напомним, что строфа – это группа стихов (стихотворных строк), объединенных признаком формы, который повторяется циклически в каждой группе. Такими признаками являются:

- размер,

- рифмовка.

Другими словами, строфа – это определенный порядок расположения рифм и стихотворного размера, повторяющийся через фиксированное число строк, то есть это единица графического деления стихотворения с учетом «геометрических признаков». Именно поэтому строфику иногда называют «геометрией стихотворений».

Несмотря на современные направления в поэзии (верлибр, белый стих, вольный стих), принято считать наиболее качественными именно те стихи, которые имеют безупречную геометрическую структуру.

Что же такое «геометрическая безупречность»? Это равномерность длин и углов, чаще всего их парность: квадрат, ромб, равнобедренный треугольник и т.д. В стихосложении такая закономерность называется законом парности. Строфа, с этой точки зрения, должна подчиняться закону парности, хоть и с достаточной степенью свободы. То есть пары должны быть у рифм и у размеров. Но свобода заключается в том, что парность не ограничена одной строфой. Например, в строфе с рифмовкой АВАВ может быть применен размер 4434 стопы, соответственно, в 1-й, 2-й, 3-й и 4-й строках. Если аналогичный размер повторяется во второй строфе, то 3-я строка находит пару в 7-й, то есть происходит укрупнение строфы до 8 строк. Такая вариативность открывает большие возможности в формировании авторского поэтического стиля.

Размер строфы может насчитывать от двух до шестнадцати строк, но в античной лирике встречаются строфы даже более 38 строк.

Астрофические стихи, примером которых могут быть русские былины и сказания, отличаются отсутствием деления на строфы, то есть в них нет циклической закономерности рифмы и ритма.

 

Напоминаем, что Поэтический чемпионат – это конкурс силлабо-тонического стихосложения, который требует в обязательном порядке наличие ритма и рифмы.

Дополнительное задание к 5 туру чемпионата предполагает применение астрофического стиха.

Выполнение дополнительного задания не является обязательным, но мастерство работы с формой стиха будет оцениваться судьями и, соответственно, отразится на итоговой оценке по туру.

Всем желаем вдохновения и терпения и напоминаем, что к оценке членами жури будут допущены произведения, которые соответствуют основным требованиям конкурса, а именно:

- соответствие принципам силлабо-тонического стихосложения – наличие ритма и рифмы;

- соответствие тематике и жанру тура;

- соответствие допустимому объему – от 8 до 40 строк;

- соблюдение сроков публикации – до 15 июля 2017 года;

- сохранение анонимности до окончания тура;

- публикация новых, ранее не опубликованных произведений.

 

 

ДУША ЛЕСА

Лишь бронзовый рассвет коснется неба,

Я выхожу в дорогу, в дальний путь.

С собой беру воды и ломоть хлеба,

И полный патронташ – тесьмой на грудь.

 

Ружье надежным другом на заплечье,

Оно со мной – не первый раз в поход.

Я угощу его отменною картечью,

Что сам вытачивал, пристреливал весь год.

 

Возьму с собою соль и пачку спичек,

И засапожный нож уже со мной.

А больше мне не надобно вещичек:

Охота – не курорт на выходной!

 

Ну, здравствуй, лес! Зеленый дивный полог!

Прости, скучал, но вырваться не мог.

Я тосковал по аромату пышных ёлок.

И вас приветствовать не пожалею ног.

 

Я не спешу, иду себе тропою

И каждый куст, как прежде, узнаю.

Вот здесь березы кружатся толпою,

А тут болото с сушею – в ничью!

 

Я не могу тобою надышаться!

И птиц наслушаться веселых не могу!

Но я пришел не песням удивляться –

Сохатого искать пришел в тайгу.

 

Он снился мне холодною зимою,

И светлою весной я бредил им.

Но вот тропа закончилась стеною,

А дальше лес почти непроходим.

 

Но я, охотник, не привык сдаваться!

Меня не напугает бурелом.

Я бьюсь вперед, мне не к лицу пугаться:

Я за мечтой без страха, напролом!

 

Но вдруг открылась дивная поляна,

И сердце от волненья понеслось...

Смотрю, глазам не верю, точно пьяный –

На той поляне величавый лось!

 

Его рога – нелегкая корона –

Двух метров достигают в ширину!

С горбом! Громадный лось! Не меньше тонны!

Я руки за ружьем уже тяну...

 

Инстинкт охотника горит при виде зверя

И в бой зовет, как сотни лет назад.

Такой удаче не могу поверить!

Да только вот трофей великоват...

 

Вдруг что-то дрогнуло внутри неясным светом:

Он охраняет местные леса!

Он царь тайги, легендами воспетый!

И мудрости полны его глаза...

 

С охоты я вернулся поздней ночью:

Пусть без трофея, но зато с мечтой...

У тайн лесных бывают многоточья,

Но я теперь знаком с лесной душой! (С.Е.) 

 

 

С уважением и наилучшими пожеланиями, 

Главный Судья II Поэтического Чемпионата Парнаса, 
Елена Сидоренко, творческий псевдоним Дзерасса 

 


© Copyright: Чемпионат по поэзии, 2017

Регистрационный номер №0387009

от 2 июня 2017

[Скрыть] Регистрационный номер 0387009 выдан для произведения:

Друзья! Всех приглашаем принять участие в 5-м туре II Поэтического чемпионата, который начнется 01 июля 2017 года.

Добро пожаловать!

 

Задание для участников 5 тура:

Жанр – Походная, историческая лирика;

Тема – В поисках приключений;

Дополнительное задание – Астрофический стих. 

Приключения живут в каждом из нас еще с детства. Это побег из мира повседневных забот и серой будничности в мир экзотики и героизма, тайн и загадок, острых сюжетов и ярких эмоций. Для ребенка благодаря бурной фантазии настоящим приключением может стать поход в зоопарк, поездка в деревню и даже простое наблюдение за звездным небом. Взрослые, увы, часто теряют способность фантазировать и мечтать, поэтому им интересны приключения более приземленные, но часто не менее эмоциональные – поиски кладов и затерянных артефактов, преследования злодеев, освоение новых территорий, изучение необъяснимых явлений, авантюрные предприятия…

В прозе приключения существует с середины 19-го века и как жанр представлены достаточно широко. Как правило, они не несут серьезной нравственной или философской нагрузки и призваны просто развлекать читателя. В лирике приключения встречаются гораздо реже. Этим объясняется простота технического задания 5-го тура чемпионата – астрофический стих, так как тема «В поисках приключений» в сочетании с жанром походной или исторической лирики сама по себе сложна.

Стоит обратить внимание, что историческая и походная лирика не являются синонимами, но это не должно смущать участников нашего чемпионата. Тема приключений может быть раскрыта в обеих жанрах.

Историческая лирика рассказывает читателю об исторических событиях различного масштаба и передает отношение поэта и его эмоции относительно значимых моментов истории, судеб поколений, влияния сильных личностей на историю… А тайны и загадки истории могут стать чудесным мотивом для приключений в стихах. Интригующие археологические раскопки, ретроспективные путешествия во времени, необыкновенные встречи с историческими героями!

Походная лирика, как обязательный антураж классического туризма, часто представлена песнями, пейзажными мотивами, стихами о настоящей дружбе и взаимопомощи. Этот жанр очень разнится с исторической лирикой, но любой поход – это, безусловно, уже приключение! Настоящее реалистичное приключения для взрослых!

Поэтому ждем от конкурсантов самых разных работ: как сюжетных исторических стихотворений, так и «околокостровых» походных песен и даже пейзажных стихотворных полотен. Главное, чтобы работа была пропитана духом приключений.

Техническое условие текущего тура не вызовет трудностей даже у начинающих поэтов. Астрофический стих часто написать гораздо проще, чем строфический.

Напомним, что строфа – это группа стихов (стихотворных строк), объединенных признаком формы, который повторяется циклически в каждой группе. Такими признаками являются:

- размер,

- рифмовка.

Другими словами, строфа – это определенный порядок расположения рифм и стихотворного размера, повторяющийся через фиксированное число строк, то есть это единица графического деления стихотворения с учетом «геометрических признаков». Именно поэтому строфику иногда называют «геометрией стихотворений».

Не смотря на современные направления в поэзии (верлибр, белый стих, вольный стих), принято считать наиболее качественными именно те стихи, которые имеют безупречную геометрическую структуру.

Что же такое «геометрическая безупречность»? Это равномерность длин и углов, чаще всего их парность: квадрат, ромб, равнобедренный треугольник и т.д. В стихосложении такая закономерность называется законом парности. Строфа, с этой точки зрения, должна подчиняться закону парности, хоть и с достаточной степенью свободы. То есть пары должны быть у рифм и у размеров. Но свобода заключается в том, что парность не ограничена одной строфой. Например, в строфе с рифмовкой АВАВ может быть применен размер 4434 стопы, соответственно, в 1-й, 2-й, 3-й и 4-й строках. Если аналогичный размер повторяется во второй строфе, то 3-я строка находит пару в 7-й, то есть происходит укрупнение строфы до 8 строк. Такая вариативность открывает большие возможности в формировании авторского поэтического стиля.

Размер строфы может насчитывать от двух до шестнадцати строк, но в античной лирике встречаются строфы даже более 38 строк.

Астрофические стихи, примером которых могут быть русские былины и сказания, отличаются отсутствием деления на строфы, то есть в них нет циклической закономерности рифмы и ритма.

 

Напоминаем, что Поэтический чемпионат – это конкурс силлабо-тонического стихосложения, который требует в обязательном порядке наличие ритма и рифмы.

Дополнительное задание к 5 туру чемпионата предполагает применение астрофического стиха.

Выполнение дополнительного задания не является обязательным, но мастерство работы с формой стиха будет оцениваться судьями и, соответственно, отразится на итоговой оценке по туру.

Всем желаем вдохновения и терпения и напоминаем, что к оценке членами жури будут допущены произведения, которые соответствуют основным требованиям конкурса, а именно:

- соответствие принципам силлабо-тонического стихосложения – наличие ритма и рифмы;

- соответствие тематике и жанру тура;

- соответствие допустимому объему – от 8 до 40 строк;

- соблюдение сроков публикации – до 15 июля 2017 года;

- сохранение анонимности до окончания тура;

- публикация новых, ранее не опубликованных произведений.

 

ДУША ЛЕСА

Лишь бронзовый рассвет коснется неба,

Я выхожу в дорогу, в дальний путь.

С собой беру воды и ломоть хлеба,

И полный патронташ – тесьмой на грудь.

 

Ружье надежным другом на заплечье,

Оно со мной – не первый раз в поход.

Я угощу его отменною картечью,

Что сам вытачивал, пристреливал весь год.

 

Возьму с собою соль и пачку спичек,

И засапожный нож уже со мной.

А больше мне не надобно вещичек:

Охота – не курорт на выходной!

 

Ну, здравствуй, лес! Зеленый дивный полог!

Прости, скучал, но вырваться не мог.

Я тосковал по аромату пышных ёлок.

И вас приветствовать не пожалею ног.

 

Я не спешу, иду себе тропою

И каждый куст, как прежде, узнаю.

Вот здесь березы кружатся толпою,

А тут болото с сушею – в ничью!

 

Я не могу тобою надышаться!

И птиц наслушаться веселых не могу!

Но я пришел не песням удивляться –

Сохатого искать пришел в тайгу.

 

Он снился мне холодною зимою,

И светлою весной я бредил им.

Но вот тропа закончилась стеною,

А дальше лес почти непроходим.

 

Но я, охотник, не привык сдаваться!

Меня не напугает бурелом.

Я бьюсь вперед, мне не к лицу пугаться:

Я за мечтой без страха, напролом!

 

Но вдруг открылась дивная поляна,

И сердце от волненья понеслось...

Смотрю, глазам не верю, точно пьяный –

На той поляне величавый лось!

 

Его рога – нелегкая корона –

Двух метров достигают в ширину!

С горбом! Громадный лось! Не меньше тонны!

Я руки за ружьем уже тяну...

 

Инстинкт охотника горит при виде зверя

И в бой зовет, как сотни лет назад.

Такой удаче не могу поверить!

Да только вот трофей великоват...

 

Вдруг что-то дрогнуло внутри неясным светом:

Он охраняет местные леса!

Он царь тайги, легендами воспетый!

И мудрости полны его глаза...

 

С охоты я вернулся поздней ночью:

Пусть без трофея, но зато с мечтой...

У тайн лесных бывают многоточья,

Но я теперь знаком с лесной душой! (С.Е.)

 

 

С уважением и наилучшими пожеланиями,

 

Главный Судья II Поэтического Чемпионата Парнаса, 
Елена Сидоренко, творческий псевдоним Дзерасса

 

 


 
Рейтинг: +20 1082 просмотра
Комментарии (10)
Людмила Денисова # 2 июля 2017 в 16:19 +2
Сегодня уже 2 июля, а о начале конкурса не объявлено.
Василисса # 3 июля 2017 в 20:08 +1
Да... действительно...
Ну что же, лето есть лето! Судьи тоже люди...
690f3871980c181dc853f7b6fce4f48e
Инесса Полянская # 5 июля 2017 в 21:50 +1
Могут участвовать только новые стихи?
Василисса # 6 июля 2017 в 05:51 +2
Да, таковы условия Чемпионата http://parnasse.ru/news/pravila-2-pojeticheskogo-chempionata-parnasa.html 3.2, 6-й пункт.
Татьяна Лютько # 6 июля 2017 в 13:05 +1
Поздно...все опубликовано.
Василисса # 6 июля 2017 в 16:31 0
Пишите новое!
За чем же дело стало?))
Лиха беда начало!..
Майкл Космика # 6 июля 2017 в 21:18 0
Добрый день! А итоги по 4 туру II Поэтического Чемпионата Парнаса когда будут объявлены?





с уважением, пресс-служба Космика
Казарььянц Маргарита # 6 июля 2017 в 21:32 0
Слава Богу, лось живой...
Елена Можарова # 8 июля 2017 в 14:24 0
Несколько непонятны условия. "Астрофические стихи, примером которых могут быть русские былины и сказания, отличаются отсутствием деления на строфы, то есть в них нет циклической закономерности рифмы и ритма.

Напоминаем, что Поэтический чемпионат – это конкурс силлабо-тонического стихосложения, который требует в обязательном порядке наличие ритма и рифмы."
Источник: http://parnasse.ru/prose/literarycriticism/literaturereviews/razjasnenie-k-2pch-5-v-poiskah-prikljuchenij.html

Так как же всё-таки писать?
Василисса # 9 июля 2017 в 17:52 0
Лена, думаю, примерно, как "Ушедшие с ветром" и "Сибирский тракт", т.е. отсутствие циклической закономерности, такой, как, напр., abab, aabb и т.п., но при этом наличие ритма и рифмы.