Пёс-с-галстуком три дня и ночи провёл в новогодних празднествах, встречах гостей с дальними поездками, ближними прогулками, с удалыми пирами, роскошными застольями, яствами, лакомствами и напитками, с беседами, шутками, песнями и танцами. Погуляли, повеселились на славу, пора и честь знать, и за ум браться. Он сел за письменный стол в кабинете, достал свои тетради и блокноты. Ведь он учёный Пёс-с-галстуком, Пёс-писатель, который должен запечатлеть увиденное и услышанное, рассказать о всём достойном и значительном, а не только о еде и питье, о пирах и веселье.
А ещё он не чукча, он не только писатель, но и читатель, и сейчас, в январе, ему вспомнился Николай Васильевич Гоголь и его «Ночь перед Рождеством». Он решил не только перечитать «Вечера на хуторе близ Диканьки», но и представить себе ту эпоху, мысли, настроение и мироощущение Гоголя. А мироощущение великого писателя было очень сложным, болезненным, запутанным и мистическим, настроение слишком часто меланхолическим и трагическим, что и привело его безвременной и безрадостной кончине.
Гоголь с детства любил тепло, уют, изобилие, солнечный свет, весну и лето, в неге которых он родился и жил в родной Малороссии. Но писательские амбиции привели его в холодный и мрачный Санкт-Петербург. О зимних морозах в столице и холоде людских взаимоотношений он поведал в «Шинели», повести из которой все русские писатели вышли. Зябко стало на душе у Пса-с-галстуком от таких мыслей, встал он из-за письменного стола и пошёл рюмку малиновой наливки выпить, пирожком с вишней закусить.
В «Старосветских помещиках» Гоголь с большим внимание и пониманием описывает малороссийские наливки и настойки, а главное - бесчисленные закуски к ним. Ещё бы, он знаком с этим не понаслышке, он вспоминает патриархальные обычаи и кулинарные пристрастия своих родных, отца и матери, дедушки и бабушки. «Старосветские помещики» - это идиллия безмятежной сельской жизни и настоящий гимн еде.
- В «Ревизоре» и «Мёртвых душах» тема еды также занимает очень много места, - думалось Псу-с-галстуком, - Гоголь и сам до манифестации своей болезни и отказа от пищи являлся гурманом и увлечённым кулинаром, особенно сильно он полюбил итальянскую кухню. А потом парадоксальное развитие событий, по существу голодная смерть, ведь он долго морил себя голодом. Так что лучше уж переедать, чем голодать.
- Да и жизнь старосветских помещиков Афанасия Ивановича и Пульхерии Ивановны закончилась несчастливо, все идиллии гибнут от житейской обыденности, грубости и жестокости, - печально заключил необычный литератор и выпил рюмку за помин души Николая Васильевича Яновского-Гоголя.
Но долго грустить и унывать Псу при галстуке совсем нельзя, ведь у него большая усадьба, надо управлять хозяйством. Несколько дней вместе со Снеговиком они обходили усадьбу и ближние окрестности, следили за порядком, заодно кормили зимующих птичек. Навещал их Емеля, приходил пешком, без поездок на печке. Садовник и огородник помогли им укрепить зимний сад, забор и ворота, перекололи гору дров, присланных в подарок Лешим. Самому ему выбраться в гости было пока не досуг, о чём он сообщил в берестяной грамоте.
В рождественский сочельник Пёс при галстуке затопил берёзовыми дровами свой камин и сел подле него за сервировочный столик с чёрным хлебом, колбасой, салом, луком и горiлкой з перцiм «Немирофф». Он выключил люстру, включил гирлянду на елочке из леса, зажёг свечи на столике. Пёс-при-галстуке поставил и стал смотреть старый фильм «Ночь перед Рождеством». Выпил добрую рюмку горiлки, закусил хлебом, луком и салом с мясными прожилками. Принёс из холодильника с кухни солёных огурцов, маринованных помидоров, повторил под них. После этого он повернул свой волшебный галстук на шее по часовой стрелке…
И вот в нагольном овчинном тулупе, рыжей лисьей шапке идёт он по Диканьке, как заправский хуторянин, направляясь к новой хате дьяка. Вдали слышно, как уже гуляют-колядуют дивчата и парубки, раздаются песни и весёлый смех. Сияют на небе звёздочки, светит месяц, под ногами блестит и скрипит чистый снег. Мороз чуть щиплет щёки и бодрит кровь, хороша рождественская ночь!
Но в хате дьяка честна компания не собралась, добрая попойка не состоялась, там только старая злая дьячиха оказалась, от которой дай бог ноги! И ноги пришлось направить в шинок, а куда же ещё в незнакомом месте податься?
Из шинка как раз выползал на четвереньках волостной писарь, а Чёрт в это время прятал в карман месяц. В шинке пьют и курят люльки, дым стоит коромыслом, к прилавку притулился кум Панас, потерявший козака Чуба по дороге к дьяку. Пёс при галстуке достал серебряный рубль, чему шинкарь несказанно обрадовался.
Он прогнал из-за стола рядом с прилавком двух непрезентабельных козаков в потёртых кунтушах, не имевших денег и заложивших для выпивки ему свои капелюхи. Шинкарь Цыбуленко вытер стол и поставил на него штоф горiлки, настоянной на чабреце, миску галушек, солёных огурцов, паляницу.
- А што, Панас, - обратился Пёс-с-галстуком к тощему селянину у прилавка, - где потерял своего кума Чуба?
- Так метель поднялась якая, что не видать ничого, я добрёл до шинка, а он где-то по дороге потерялся, - отвечал тот, косясь на штоф горiлки и не спрашивая откуда незнакомец знает Чуба, да и его самого.
- Так надо же его искать, - сказал участливо наш путешественник и пригласил Панаса жестом за стол, что он тут же и сделал, усевшись рядом на перевёрнутую кадушку. Они выпили горiлки, закусили солёными огурцами и галушками. Пёс-с-галстуком ел галушки деревянной ложкой, выданной ему приветливым хозяином шинка, Панас довольствовался собственной спичкой и совсем не торопился искать Чуба.
Ещё не прошла заутренняя служба, не ударили колокола, а на голодную кутью не подают сало, жирные колбасы, жареную баранину и другие скоромные блюда. Впрочем, высокий, как жердь и тощий Панас вполне довольствовался горiлкой с галушками. Шинок, в котором они сидели, содержал хозяин родом из Полтавы. Он располагался в центре села, почти напротив церкви. На въезде в село была ещё одна корчма, где шинкарь был с пейсиками. Там, наверное, сало и колбасы давались без христианских ограничений, будь то на Рождество, на Пасху или в любой другой день.
Панас поинтересовался у нашего путешественника во времени, как его звать-величать, откуда он родом, к кому и зачем приехал в их село. Пёс-с-галстуком представился, как Петро, сказал, что приехал из Полтавы к голове, да вышел на колядки оглядеть их славное село. Панас отвечал, что приезжий пан сделал правильный выбор, что этот шинок – главная местная достопримечательность, а колядки – забава пустая и ребяческая, для не знающих настоящей жизни дивчат и парубков.
На что наш путешественник отвечал, что всё же надо выйти из шинка, и если не колядовать, то хотя бы Чуба поискать. Панас с видимой неохотой согласился, хотя никак не мог понять, откуда же приезжий знает Чуба и с чего у него о нём такая забота? При выходе он не забыл захватить не допитый штоф, да потребовать у Цыбуленко ещё один в счёт рубля дорогого гостя. Шинкарь вынужден был согласиться, а Панас заметно повеселел, он теперь стал готов идти куда угодно, искать кого угодно и что угодно.
По выходе из шинка друзья-приятели отметили, что месяц выглянул из-за туч и вновь светит всем добрым людям. Блестят и яркие звёздочки, не все их вероломная и хитроумная Солоха собрала в свой передник. Наш герой из будущего и местный искатель Чуба и приключений на свою голову и другие части тела пошли по снежной дороге. По пути им встречались компании смеющихся дивчат и парубков с мешками в руках после успешных колядок, в одной из них наш путешественник во времени заметил Оксану.
Долго ходили приезжий Петро с местным Панасом, но никак не могли найти козака Чуба, упрятанного в мешок коварной Солохой. Оба искателя изрядно замёрзли, приезжий гость предложил пойти в хату Чуба, но там никого не оказалось. Тогда пошли в хату кузнеца Вакулы, где их встретила его мать Солоха, добрая баба, чёрт-баба! Она уже пришла в себя после всех своих гостей, рассаженных в мешки и скорого внезапного исчезновения мешков из хаты.
Старый тощий кум Панас был чёрт-бабе нисколько не нужен, но она заинтересовалась статным приезжим незнакомцем. Солоха пригласила их за стол, поставила вареников со сметаной, колбас, гречневиков, жареной свинины. Горiлка у пришедших была в избытке с собой. Все трое выпили горiлки, закусили припасами добродетельной хозяйки. Солоха принялась выпытывать, откуда к ним в село такой державный козак заехал. Нашему путешественнику захотелось поскорее прервать такое знакомство. Выручил его кум, сказавший, что они ищут Чуба и им некогда здесь лясы точить.
При воспоминании о Чубе Солоха смолкла, а кум Панас и приезжий Петро вышли из хаты и направились по уже довольно притихшей улице. Толпы колядующих значительно поредели, они разошлись по соседним деревням. В стайке дивчат путешественник во времени увидел сосем близко Оксану и удивился её красоте. Теперь стало ясно, почему набожный Вакула попросил помощь у Чёрта и отправился на нём в Санкт-Петербург за царскими черевичками.
[Скрыть]Регистрационный номер 0537461 выдан для произведения:
5.
Пёс-с-галстуком три дня и ночи провёл в новогодних празднествах, встречах гостей с дальними поездками, ближними прогулками, с удалыми пирами, роскошными застольями, яствами, лакомствами и напитками, с беседами, шутками, песнями и танцами. Погуляли, повеселились на славу, пора и честь знать, и за ум браться. Он сел за письменный стол в кабинете, достал свои тетради и блокноты. Ведь он учёный Пёс-с-галстуком, Пёс-писатель, который должен запечатлеть увиденное и услышанное, рассказать о всём достойном и значительном, а не только о еде и питье, о пирах и веселье.
А ещё он не чукча, он не только писатель, но и читатель, и сейчас, в январе, ему вспомнился Николай Васильевич Гоголь и его «Ночь перед Рождеством». Он решил не только перечитать «Вечера на хуторе близ Диканьки», но и представить себе ту эпоху, мысли, настроение и мироощущение Гоголя. А мироощущение великого писателя было очень сложным, болезненным, запутанным и мистическим, настроение слишком часто меланхолическим и трагическим, что и привело его безвременной и безрадостной кончине.
Гоголь с детства любил тепло, уют, изобилие, солнечный свет, весну и лето, в неге которых он родился и жил в родной Малороссии. Но писательские амбиции привели его в холодный и мрачный Санкт-Петербург. О зимних морозах в столице и холоде людских взаимоотношений он поведал в «Шинели», повести из которой все русские писатели вышли. Зябко стало на душе у Пса-с-галстуком от таких мыслей, встал он из-за письменного стола и пошёл рюмку малиновой наливки выпить, пирожком с вишней закусить.
В «Старосветских помещиках» Гоголь с большим внимание и пониманием описывает малороссийские наливки и настойки, а главное - бесчисленные закуски к ним. Ещё бы, он знаком с этим не понаслышке, он вспоминает патриархальные обычаи и кулинарные пристрастия своих родных, отца и матери, дедушки и бабушки. «Старосветские помещики» - это идиллия безмятежной сельской жизни и настоящий гимн еде.
- В «Ревизоре» и «Мёртвых душах» тема еды также занимает очень много места, - думалось Псу-с-галстуком, - Гоголь и сам до манифестации своей болезни и отказа от пищи являлся гурманом и увлечённым кулинаром, особенно сильно он полюбил итальянскую кухню. А потом парадоксальное развитие событий, по существу голодная смерть, ведь он долго морил себя голодом. Так что лучше уж переедать, чем голодать.
- Да и жизнь старосветских помещиков Афанасия Ивановича и Пульхерии Ивановны закончилась несчастливо, все идиллии гибнут от житейской обыденности, грубости и жестокости, - печально заключил необычный литератор и выпил рюмку за помин души Николая Васильевича Яновского-Гоголя.
Но долго грустить и унывать Псу при галстуке совсем нельзя, ведь у него большая усадьба, надо управлять хозяйством. Несколько дней вместе со Снеговиком они обходили усадьбу и ближние окрестности, следили за порядком, заодно кормили зимующих птичек. Навещал их Емеля, приходил пешком, без поездок на печке. Садовник и огородник помогли им укрепить зимний сад, забор и ворота, перекололи гору дров, присланных в подарок Лешим. Самому ему выбраться в гости было пока не досуг, о чём он сообщил в берестяной грамоте.
В рождественский сочельник Пёс при галстуке затопил берёзовыми дровами свой камин и сел подле него за сервировочный столик с чёрным хлебом, колбасой, салом, луком и горiлкой з перцiм «Немирофф». Он выключил люстру, включил гирлянду на елочке из леса, зажёг свечи на столике. Пёс-при-галстуке поставил и стал смотреть старый фильм «Ночь перед Рождеством». Выпил добрую рюмку горiлки, закусил хлебом, луком и салом с мясными прожилками. Принёс из холодильника с кухни солёных огурцов, маринованных помидоров, повторил под них. После этого он повернул свой волшебный галстук на шее по часовой стрелке…
И вот в нагольном овчинном тулупе, рыжей лисьей шапке идёт он по Диканьке, как заправский хуторянин, направляясь к новой хате дьяка. Вдали слышно, как уже гуляют-колядуют дивчата и парубки, раздаются песни и весёлый смех. Сияют на небе звёздочки, светит месяц, под ногами блестит и скрипит чистый снег. Мороз чуть щиплет щёки и бодрит кровь, хороша рождественская ночь!
Но в хате дьяка честна компания не собралась, добрая попойка не состоялась, там только старая злая дьячиха оказалась, от которой дай бог ноги! И ноги пришлось направить в шинок, а куда же ещё в незнакомом месте податься?
Из шинка как раз выползал на четвереньках волостной писарь, а Чёрт в это время прятал в карман месяц. В шинке пьют и курят люльки, дым стоит коромыслом, к прилавку притулился кум Панас, потерявший козака Чуба по дороге к дьяку. Пёс при галстуке достал серебряный рубль, чему шинкарь несказанно обрадовался.
Он прогнал из-за стола рядом с прилавком двух непрезентабельных козаков в потёртых кунтушах, не имевших денег и заложивших для выпивки ему свои капелюхи. Шинкарь Цыбуленко вытер стол и поставил на него штоф горiлки, настоянной на чабреце, миску галушек, солёных огурцов, паляницу.
- А што, Панас, - обратился Пёс-с-галстуком к тощему селянину у прилавка, - где потерял своего кума Чуба?
- Так метель поднялась якая, что не видать ничого, я добрёл до шинка, а он где-то по дороге потерялся, - отвечал тот, косясь на штоф горiлки и не спрашивая откуда незнакомец знает Чуба, да и его самого.
- Так надо же его искать, - сказал участливо наш путешественник и пригласил Панаса жестом за стол, что он тут же и сделал, усевшись рядом на перевёрнутую кадушку. Они выпили горiлки, закусили солёными огурцами и галушками. Пёс-с-галстуком ел галушки деревянной ложкой, выданной ему приветливым хозяином шинка, Панас довольствовался собственной спичкой и совсем не торопился искать Чуба.
Ещё не прошла заутренняя служба, не ударили колокола, а на голодную кутью не подают сало, жирные колбасы, жареную баранину и другие скоромные блюда. Впрочем, высокий, как жердь и тощий Панас вполне довольствовался горiлкой с галушками. Шинок, в котором они сидели, содержал хозяин родом из Полтавы. Он располагался в центре села, почти напротив церкви. На въезде в село была ещё одна корчма, где шинкарь был с пейсиками. Там, наверное, сало и колбасы давались без христианских ограничений, будь то на Рождество, на Пасху или в любой другой день.
Панас поинтересовался у нашего путешественника во времени, как его звать-величать, откуда он родом, к кому и зачем приехал в их село. Пёс-с-галстуком представился, как Петро, сказал, что приехал из Полтавы к голове, да вышел на колядки оглядеть их славное село. Панас отвечал, что приезжий пан сделал правильный выбор, что этот шинок – главная местная достопримечательность, а колядки – забава пустая и ребяческая, для не знающих настоящей жизни дивчат и парубков.
На что наш путешественник отвечал, что всё же надо выйти из шинка, и если не колядовать, то хотя бы Чуба поискать. Панас с видимой неохотой согласился, хотя никак не мог понять, откуда же приезжий знает Чуба и с чего у него о нём такая забота? При выходе он не забыл захватить не допитый штоф, да потребовать у Цыбуленко ещё один в счёт рубля дорогого гостя. Шинкарь вынужден был согласиться, а Панас заметно повеселел, он теперь стал готов идти куда угодно, искать кого угодно и что угодно.
По выходе из шинка друзья-приятели отметили, что месяц выглянул из-за туч и вновь светит всем добрым людям. Блестят и яркие звёздочки, не все их вероломная и хитроумная Солоха собрала в свой передник. Наш герой из будущего и местный искатель Чуба и приключений на свою голову и другие части тела пошли по снежной дороге. По пути им встречались компании смеющихся дивчат и парубков с мешками в руках после успешных колядок, в одной из них наш путешественник во времени заметил Оксану.
Долго ходили приезжий Петро с местным Панасом, но никак не могли найти козака Чуба, упрятанного в мешок коварной Солохой. Оба искателя изрядно замёрзли, приезжий гость предложил пойти в хату Чуба, но там никого не оказалось. Тогда пошли в хату кузнеца Вакулы, где их встретила его мать Солоха, добрая баба, чёрт-баба! Она уже пришла в себя после всех своих гостей, рассаженных в мешки и скорого внезапного исчезновения мешков из хаты.
Старый тощий кум Панас был чёрт-бабе нисколько не нужен, но она заинтересовалась статным приезжим незнакомцем. Солоха пригласила их за стол, поставила вареников со сметаной, колбас, гречневиков, жареной свинины. Горiлка у пришедших была в избытке с собой. Все трое выпили горiлки, закусили припасами добродетельной хозяйки. Солоха принялась выпытывать, откуда к ним в село такой державный козак заехал. Нашему путешественнику захотелось поскорее прервать такое знакомство. Выручил его кум, сказавший, что они ищут Чуба и им некогда здесь лясы точить.
При воспоминании о Чубе Солоха смолкла, а кум Панас и приезжий Петро вышли из хаты и направились по уже довольно притихшей улице. Толпы колядующих значительно поредели, они разошлись по соседним деревням. В стайке дивчат путешественник во времени увидел сосем близко Оксану и удивился её красоте. Теперь стало ясно, почему набожный Вакула попросил помощь у Чёрта и отправился на нём в Санкт-Петербург за царскими черевичками.