Путешествие во времени ч. 3 гл.24. Воротник
Сердцеведением и мудрым
познанием жизни отзовется слово британца; легким щеголем блеснет и разлетится
недолговечное слово француза; затейливо придумает своё, не всякому доступное,
умно-худощавое слово немец; но нет слова, которое было бы так замашисто, бойко,
так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и живо трепетало, как
метко сказанное русское слово!
Н.Гоголь
Внимание друзей, любовь и
терпение жены спасли меня от депрессии. Надя поддерживала меня не только
физически, но и морально. Она старалась не замечать ортопедический воротник,
который мне прописали после выписки из госпиталя для фиксации вокруг шеи,
снятия лишней нагрузки на область шеи и уменьшения болевых ощущений в
позвоночнике. Я был словно собака, которой купировали уши, чтобы не чесать
повреждённые места.
А как я интересно вставал
утром с кровати. Двумя ладонями в районе
висков сжимал голову, придерживая, поднимался, потом Надя помогала мне
поправить воротник, сначала это был жесткий бандаж - конструкция с металлическим
каркасом, для восстановления после операции. Это приспособление фиксирует шею в
одном положении на длительное время, ограничивает её в поворотах и наклонах.
Оно имеет подчелюстной и задний отдел для обеспечения неподвижности шейного
отдела.
Через две недели перешли
на ортопедический воротник с мягкой фиксацией для облегчения состояния и
вытягивания шейных позвонков. Данное приспособление обладает свойством
согревания, которое необходимо при мышечных или суставных болях. Он выглядит
как эластичная полоса с отверстием для подбородка и закрепляется с помощью
застежек-липучек. Такой бандаж изготовлен из поролона или другого полимерного
материала и обтянут хлопчатобумажной тканью.
Как интересно на него
реагировали мои внуки и друзья, да и я сам, глядя на себя в зеркало, думал, что
это выглядит смешно, если бы не было так грустно.
Бриться сам я не мог,
ежедневно меня брила Надежда, а потом аккуратно и медленно чистила мне зубы
утром, после завтрака и вечером перед сном.
Конечно, принятие пищи
для меня было прямо таки, военной операцией,
Набрать в вилку мою
любимую гречневую кашу, поднять её на уровень рта, и перевернуть вилку во рту,
всё это видела любимая. Но она никогда не поморщилась от моей беспомощности,
никогда не попрекала, что я ничего не делаю по дому и не могу отвезти её на
дачу на недавно купленном японском микроавтобусе «Мазда бонго вагон».
Михаил, Анатолий, Володя
навещали меня часто, Миша подарил мне свою картину, природа Хихцира, Анатолий
привёз лекарство из Таиланда, куда ездил по два раза в год и рассказал:
- Там у меня как дача, на
острове Пхукет, этот остров наделён природой почти неземной красоты, он
расположился на юге Королевства Таиланд, у западного побережья Малайского
полуострова. Он является самым большим островом страны и вместе с ещё тридцати
двумя окружающими его миниатюрными островками, образует одну из провинций
Таиланда.
С севера на юг он вытянут
почти на полсотни километров, а его ширина - всего двадцать один километр. От
материковой части королевства Пхукет отделяет пролив Пак Пра, через который
проложены три моста. Вот ты выздоровеешь, и мы все вместе поедем туда отдыхать.
Мы ведь при нашем достатке (Толя горько усмехнулся) можем себе это позволить.
Я в период восстановления
здоровья много думал. Володя меня даже прозвал квартирным философом, и
подчеркнул:
- Всё очень просто, тебя
спасла надежда, что ты очень нужен жене, дочери и четырем внукам! А вытянула тебя из пессимизма твоя жена, её
большая любовь. Я видел, как ты погладываешь на её грудь, когда она кормит
тебя. А как на тебя с любовью и уважением смотрит она.
Володя подарил мне свой
сонет:
О, как прекрасен у
любимой взгляд,
Я понял, как я беден, как
богат.
Бывает трудно подобрать
слова,
Ну, не бедна, моя седая
голова?
Но вот уже, легла строка
к строке,
И мой «Пегас», несется
налегке.
Я ей дарю очередной
сонет.
И для меня, уже вопроса
нет!
Я знаю это все наверняка,
Вперед меня ведёт, её
рука.
Это она, указывает путь,
Она открыла моей жизни
суть.
Я вновь ловлю своей
любимой взгляд,
И все же, как я сказочно
богат!
В разговоре с друзьями я
пытался подвести под случившееся со мной какую-то научную платформу, начал с
того, что высказал:
- Три вещи определяют
человека: труд, честность, достижения.
- Постарайся уточнить,
спросил Володя, - трудится, чтобы жить, выжить, или для исполнения мечты?
Что я мог ответить?
Подумал и сказал:
- Все мы мечтатели, но в
данной ситуации, чтобы выжить и помочь дочери поднять троих детей.
- А честь и честность при
капитализме как соотносятся со свободным рынком, который, как нам говорят, всё
расставит на места. - Спросил Володя, - вот ты планируешь готовить внуков
физически и морально к жизни в стране капитализма.
Значит, ты надеешься, что
они смогут занять достойное место в жизни нашего государства, а вот служить ему
они, как ты и я будут? Воспитывать - трудное и ответственное занятие. А при
капитализме о чести богатеев говорить весьма трудно.
Что я мог ответить? Я
когда-то читал работы Сухомлинского, он говорил: «В семье закладываются корни,
из которых вырастают потом и ветви, и цветы, и плоды. На моральном здоровье
семье строится педагогическая мудрость школы».
Слово «воспитание»
сегодня на слуху у каждого родителя, который задумывается о жизни ребенка в
обществе и коллективе.
А что включает в себя
понятие «воспитание»? Если обратиться к словарю, то прочитаем: Воспитание -
целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в
общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными
моделями.
По определению академика
И. П. Павлова, воспитание - это механизм обеспечения сохранения исторической
памяти популяции.
Исходное значение слова
«воспитание» обусловлено корневой частью слова «воспитание» - это
вскармливание, питание ребенка, не приспособленного к жизни и совершенно
беспомощного при рождении.
Сегодня, говоря о
воспитании, меньше всего подразумевают «питание», а если имеют в виду это
значение, то в широком духовном значении.
Воспитание - в широком
смысле слова - деятельность по передаче новым поколениям
общественно-исторического опыта.
Учитывая, что по
телевидению постоянно выливают на народ пошлость, разврат и американские
боевики, трудно стало воспитывать честного человека.
Я в детстве любил
читать фантастические произведения
братьев Стругацких и до сих пор помню их цитату из книги: «Это было гнездо,
жуткое змеиное гнездо, набитое отборнейшей дрянью, специально, заботливо
отобранной дрянью, эта дрянь собрана здесь специально для того, чтобы
превращать в дрянь всех, до кого достаёт гнусная ворожба радио, телевидения и
излучения башен».
Недавно ведущая программы «Время» на Первом
канале Екатерина Андреева удивилась размеру заработка Андрея Малахова. Ранее
шоумен рассказал, что он получал пятьдесят тысяч долларов в месяц (3,2 миллиона
рублей).
По словам Малахова, на
«Первом канале» больше него зарабатывали только Владимир Познер и Иван Ургант.
«Я была в хорошем смысле
удивлена, порадовалась за него по поводу зарплаты. Я таких денег в жизни
никогда не видела», - сказала Андреева.
Ведущая добавила, что
«Россия - всё-таки мужская страна, и неравенство здесь достаточно развито», в
том числе и на телевидении.
И ведь на телевидении,
где только оболванивают население, о жизни простого народа ничего не говорят и
воспитательных программ для детей и их родителей не выпускают.
Кроме того, разница в оплате
офицеров армии и таких вот шоуменов, отличается в тысячи раз, не говоря об
«умелых и эффективных менеджерах» от нефтянки, или газпрома, у которых зарплата
в день составляет до пяти миллионов рублей…
- А как ты оцениваешь
достижение гражданского министра обороны? - Спросил Володя. - Они пошли на
пользу вооружённым силам и России в целом?
Тут друг меня застал
врасплох. Скажи нам, всем советским гражданам в 1980 году во время Олимпиады,
что через десять лет их великой страны не станет, они бы покрутили пальцем у
виска.
Я только недавно прочитал
о новом министре: «Анатолий Сердюков с 2007 по 2012 год занимал должность
министра обороны России. Неоднозначный был министр обороны, и многие военные до
сих пор вспоминают его недобрым словом.
Карьера Сердюкова началась
с тех пор, как он удачно женился на дочери влиятельного питерского чиновника
Виктора Зубкова, на тот момент главного налоговика Санкт-Петербурга. После
этого Сердюков уволился из мебельного магазина и устроился на государственную
службу, в налоговую сферу.
Он стал с такой
интенсивностью всходить по карьерным ступенькам в верх, что иной раз занимал
каждую должность по две недели кряду, до следующей, вышестоящей. С ростом
влиятельности тестя росла и карьера Сердюкова. Вскоре он заведует всей налоговой системой России.
В 2007 году Сердюкова
назначают министром обороны. Можно отметить некоторые изменения в армии, за
время его деятельности.
Солдаты перешли с сапог
на ботинки и портянки остались в прошлом. Кроме того, армия местами перешла на
новый вид камуфляжа - «цифру», на этом хорошее закончилось.
Началось «болезненное».
Сердюков перелопатил весь высший состав геншаба и МО, окружив себя гражданскими
специалистами, в основном коммерсантами, вместо военных, с которыми общего
языка не нашёл. Известны случаи его конфликтов с полковниками и генералами,
которые напрямую высказывали своё мнение о деятельности Сердюкова на посту
министра обороны.
В частности за личную
позицию и пререкания был лишен должности начальник рязанского высшего военного
командного училища ВДВ Андрей Красов.
«В г-не здесь живете, в
г-не и умрете! Денег на этот центр ВДВ не давать! Это училище вообще надо
сократить. Полковника этого наглого снять и в войска» - дословно заявил
Сердюков полковнику в том конфликте.
Тем временем, гражданские
сообщники Сердюкова, из числа приближенных к министру коммерсантов, принялись
массово расхищать и за копейки распродавать армейское имущество и недвижимость
Министерства Обороны, своим аффилированным компаниям. Заказы и подряды
передавались своим, наскоро ваяли «новейшие военные достижения», исходя из
капиталистических отношений и своего понимания мощи армии.
В войска стала поступать
негодная техника, негодная экипировка...
Одних только бракованных
парашютов было поставлено в войска на 280 миллионов рублей. Брак, рухлядь,
ветошь, гнилье - этими проплаченными за счёт министерства обороны дарами щедро
заваливались склады армии.
Сам Сердюков сокращал
военные училища, планировал масштабное сокращение военных частей МО.
Только в одном Челябинске
были сокращены и закрыты автомобильное высшее военное училище, танковое высшее
военное, а высшее военное авиационное училище штурманов было сокращено и на
правах филиала влито в Калачевское училище.
Урон для армии России был
небывалый. Против Сердюкова стали подавать голос не только генералы, но и
офицеры элитных спецподразделений. Армия кипела от негодования. Дошло до того,
что даже «ручные» депутаты Государственной думы в открытом письме к Путину
потребовали немедленной отставки Анатолия Сердюкова, который своими действиями
разрушает обороноспособность страны.
В письме упоминалось и о
ближайших планах Минобороны, которое запланировало сокращение в течение трех
лет Сухопутных частей в двенадцать раз, ВВС-ПВО и ВМФ в два раза, РВСН на
треть, а ВДВ на двадцать процентов.
«Продолжается фактический
разгром Генерального штаба, который также будет сокращён более чем в два раза.
У специалистов вызывает негодование эта спешка. За три года, планировалось
сократить две тысячи военных частей и соединений наших Вооружённых Сил.
Подобных темпов «обрезания» не знала ещё ни одна страна мира» - писали
депутаты.
Неизвестно, что ещё мог
натворить, как его называли в армии «Таб…т» в армии, если бы Владимир Путин не
снял с должности Сердюкова, внимая громкому гласу общественности и офицеров
России.
Все думали, что Сердюков
будет привлечён к уголовной ответственности, его будут судить, невзирая на
прошлые заслуги и регалии. Наличия оснований было столько, что не вмещалось в
многочисленные тома уголовных дел.
Сердюков на допросах
хамил, называл себя полковником в отставке и отказывался давать показания.
Его подруга Васильева,
причастная к массовым хищениям, прямо говорила следователям, что ей ничего не
будет, потому что Толя всё решит, а вот у следователей появятся проблемы.
При обыске в доме Евгении
Васильевой (Из Оборонсервиса) следователи обнаружили только одного золота на
девятнадцать килограмм.
В феврале 2014 года
главное военное следственное управление СК России прекращает следствие в
отношении Сердюкова, в связи с попаданием фигуранта под амнистию в честь
20-летия Конституции Российской Федерации.
Столько достойных офицеров министерства
обороны, осужденных за преступления, можно было амнистировать этой амнистией,
но вытащили Сердюкова. И после этого главный вредитель в армии внезапно стал
«защитником отечества».
Сразу после отставки
Сердюкова председатель Правительства Российской Федерации Дмитрий Медведев
назвал его «эффективным министром обороны», который осуществлял масштабное
реформирование Вооружённых сил, хотя и сопровождавшееся ошибками.
Некоторые источники
утверждают, что Васильева и жена Медведева - двоюродные сестры.
После отставки Сердюков,
как бывший постоянный член СБ РФ и секретоноситель, в соответствии с законом
пожизненно пользуется государственной охраной, транспортным обслуживанием и
«мигалкой».
Сейчас Сердюков занимает
руководящие должности в около армейских корпорациях. И продолжает пользоваться
своими дворцами и загородными владениями.
Володя написал по этому
поводу:
В Оборонсервисе воруют
миллионы
И по дешёвке продают, но
не патроны.
Родную землю и строенья
дорогие,
Вы скажите мол, не одни
такие?
Вот к Саммиту украли даже
больше,
От этого народу ещё
горше.
Как побороть коррупцию,
скажите?
Страну всю разворуют,
говорите?
А почему так, задаёте вы
вопрос?
Быть может, недостаточен
был спрос?
Законов недостаточно
хороших?
Народу оставляют только
грошик…
Мошенников так много
развелось,
А почему на капитализм
это пришлось?
(Вклеены в дневник
материалы из печати).
Исходя из «подвигов»
бывшего министра обороны, приходится согласиться с мнением представителя
бундестага Германии:
«НАТО нарушила обещание,
данное СССР, и расширяется на Восток, подступая к границам страны, - заявил
официальный представитель фракции «Левые» по внешнеполитическим вопросам в
немецком бундестаге Александер Ной в статье для портала Freiheitsliebe.
Парламентарий отметил,
что: «в марте государства - члены Североатлантического альянса приступают к
крупнейшим за прошедшие двадцать пять лет военным учениям «Защитник Европы
2020»" (Defender 2020), под предлогом мнимой «российской угрозы», однако
на самом деле «агрессором» является именно НАТО, - считает Ной, - а Москва все
ещё придерживается оборонительной позиции.
По словам депутата:
«Советский Союз «дал себя обмануть», отказавшись от закрепления обещаний
альянса не расширяться дальше Германии, если после восстановления единства этой
страны она целиком останется в НАТО. В своей публикации Ной пишет, что это
стало «непростительной ошибкой становившегося всё менее дееспособным советского
руководства при Горбачеве».
Таким образом, - подчеркивает
Ной, - уже в 1999 году, руководствуясь принципом «открытых дверей»
Североатлантический альянс приступил к постепенному расширению, которое не
прекращается до сих пор».
Возможно, к расширению
НАТО подтолкнуло мнение их теоретиков, что после действий гражданского
министра, армия России ослабела.
Вот и Володя писал:
Враги России часто
угрожали,
Народ наш терпеливый
унижали.
Навязывали мнение своё,
Мы долго песни их порой
поём.
Они искали выгоду во
всём,
Мы демократию, кричали,
вам несём.
Им либералы наши
помогали,
Образование, культуру
разлагали.
Либерализм – болезнь так
затянулась,
Америке добыча
приглянулась.
Есть пятая колонна в СМИ,
я вижу,
Не с их ли помощью враги
всё ближе?
Много читая, я узнал одну, несколько успокаивающую меня
новость, ведь я был в тех
местах (Вклеенные материалы):
«В 1997 году, по предложению губернатора
Чукотского автономного округа и Госкомэкологии России, площадь заповедника
острова Врангеля была расширена за счёт включения в его состав окружающей
острова акватории шириной 12 морских миль, распоряжением правительства РФ N°
1623-р от 15 ноября 1997 года, а в 1999 году вокруг уже заповедной акватории
постановлением губернатора Чукотского АО N° 91 от 25 мая 1999 года была
организована охранная зона шириной 24 морских мили.
В 2010 году в покинутом
населенном пункте село Ушаковское была построена новая метеостанция, взамен
старой гидрометеорологической полярной станции «Остров Врангеля», которая
устарела и подмывается морем. На станции вахтовым методом работают шесть сотрудников.
В 2014 году в покинутом
населенном пункте село Ушаковское была открыта военная база «Полярная звезда».
«Во что сейчас верить?
Ведь нет в стране национальной идеи, прошлое всё больше ругают, а будущее в
густом тумане.
Такие вопросы себе задают
многие и мы с Надей стали их себе задавать, после того, как сваты сообщили, что
они глубоко верующие люди. Хорошо, пусть они верят. Без веры жить трудно и
больно…
Но в новом тысячелетии,
после того, как нам сообщили, что в России каждый день строятся и вводятся в
эксплуатацию новые церкви, очень часто у многих людей возникают вопросы,
касающиеся веры. В народе ходит высказывания, особенно среди противников
христианства и религии как таковой вообще: «Мой Бог рабом меня не кличет!»
Почему Церковь нас всех
поголовно называет рабами Божиими, если по факту тут же утверждает, что все мы
дети Господа?
У Христа не было рабов и
не могло быть, у него были ученики-апостолы, которых он называл друзьями.
Обратимся к священному писанию: «Я сказал: вы - боги, и сыны Всевышнего - все
вы;
Псалом 81: «Сия есть
заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас.
Нет больше той любви, как
если кто положит душу свою за друзей своих.
Вы друзья Мои, если
исполняете то, что Я заповедую вам.
Я уже не называю вас
рабами, ибо раб не знает, что делает господин его;
но Я назвал вас друзьями,
потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего».
Ин. гл.15, стихи 12-15:
«И так стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять
игу рабства.
(Гал. 5;1)».
Из этого можно сделать
вывод, что мы не рабы, а друзья нашего Господа Иисуса Христа, дети Бога и его
творение.
Почему Церковь нас
называет рабами, остается загадкой...
Быть может Ей так
выгодно»?
Вот и получается, что три
вещи труднее всего сказать: «Я верую, я
люблю тебя, прости, помоги мне, мы неправильно живём».
Надежда принесла мне от
Люды собрание сочинений Льва Николаевича Толстого, я нашёл там несколько
высказываний великого писателя.
Лев Толстой считал, что
человечество живёт неправильно и горел мыслью изменить сознание людей своими
произведениями. Но жизнь часто противоречила его высоким устремлениям.
Потом, я прочитал авторов
ПостНауки, против чего боролся писатель, что происходило в этот момент в его
личной и духовной жизни:
«Против войны:
Молодой Толстой,
участвовавший в Кавказской войне в звании фейерверкера 2-го класса, был
произведен в офицеры «за отличие в делах против горцев». Но в это время в его
жизни и душе происходил гораздо более значительный переворот.
В биографическом очерке,
составленном с его слов женой Софьей, подчеркивается особое отношение к
кавказскому периоду, с которым связаны не только «лучшие воспоминания его
жизни», но и «главное» в ней: «…на Кавказе он начал в первый раз свою авторскую
деятельность».
В душе молодого писателя,
упивавшегося красотой кавказских пейзажей, назревали перемены. В первом
рассказе «Набег» (1852), где повествование ведётся от лица волонтера,
участвующего в вооруженном походе русского батальона на горный аул, Толстой
размышляет: «Неужели тесно жить людям на этом прекрасном свете, под этим
неизмеримым звёздным небом? Неужели может среди этой обаятельной природы
удержаться в душе человека чувство злобы, мщения или страсти истребления себе
подобных?» - Филолог К. Султанов о кавказском периоде Льва Толстого.
Против своей семьи.
Толстой полагал, что
главным институтом человеческой жизни является не государство или церковь, а
семья. Он старательно выбрал себе жену, Софью Берс, которая родила ему
тринадцать детей и долгие годы была верной помощницей мужа в его делах -
переписчицей рукописей, переводчиком, секретарем, издателем его произведений.
В романе «Война и мир»
(1863-1869), созданном в наиболее гармоничный период, Толстой твердо отстаивает
ценность семейной жизни.
Но, несмотря на внешнюю
устроенность, отношения Льва и Софьи Толстых были далеки от идеала. Софья,
целиком погруженная в воспитание детей, домашние хлопоты и работу над
рукописями мужа, стремилась быть чем-то большим, чем «моложавая жена Льва
Толстого», и мечтала о занятиях музыкой, свободе в поступках и мыслях, общении
с людьми.
Писатель, в свою очередь,
упрекал жену в эгоизме и невоздержанности, не находя с ней духовной близости.
«Я пересмотрел её дневник
- затаенная злоба на меня дышит из-под слов нежности. В жизни часто тоже. Если
это так, и всё это с её стороны ошибка - то это ужасно.
Отдать всё - не холостую
кутежную жизнь у Дюссо и метресок, как другие женившиеся, а всю поэзию любви,
мысли и деятельности народной, променять на поэзию семейного очага, эгоизма ко
всему, кроме к своей семье, и на место всего получить заботы кабака, детской
присыпки, варенья, с ворчаньем и без всего, что освещает семейную жизнь, без
любви и семейного тихого и гордого счастья», - сетовал Толстой в своем дневнике
уже в начале 1860-х.
Непростые отношения
супругов усугубила ревность Толстого к Софье в отношении композитора Сергея
Танеева, который был частым гостем в доме Толстых и проводил много времени в
Ясной Поляне.
В 1897 году из-за желания
Софьи поехать на репетицию к Танееву Толстой в письме предложил ей пять
вариантов разрешения ситуации, одним из которых был развод.
Разочарование в семейной жизни выразилось в
таких произведениях, как «Смерть Ивана Ильича», «Крейцерова соната», «Дьявол» и
«Отец Сергий».
Против церкви.
У Льва Толстого было две
заветные юношеские мечты: создать большую семью и стать классиком мировой
литературы наравне с Шекспиром и Данте. Но, достигнув вершины творчества,
литературной славы и семейного счастья, он понял, что всё это ему было не
нужно.
Преодолев искушение
покончить с собой, Толстой обратился к поискам смысла жизни. Он читал мудрецов
древности, общался с бедными, неграмотными людьми и пытался удовлетвориться их
простыми истинами, но ни в чём не находил опоры.
Тогда он, называвший себя
атеистом, пошёл в церковь. Толстой прилежно постился, молился и соблюдал жития,
однако упрямый ум писателя противился религиозной мистике и обрядности, и
неизбежно находил противоречия и неясности в христианском вероучении.
Апокалипсис в романе
«Преступление и наказание».
Понимая, что без веры
жить нельзя, но не находя в ней удовлетворения, Толстой принялся искать её
заново и написал множество текстов, критикующих официальное богословие и
переосмысляющих ключевые идеи христианства, самым значительным из которых
считается трактат «В чём моя вера?» (1884).
В нём писатель предлагает
собственную трактовку Нагорной проповеди, в которой, по его мнению, заложены не
только этические принципы, но и социальная программа.
Толстой выводит из учения
Христа пять основных заповедей, помогающих преодолеть войны, насилие и
неравенство: «не гневайся», «не прелюбодействуй», «не присягай», «не противься
злу», «не делай различия между своим и чужим народом».
Из этих социально
ориентированных пяти заповедей вырастает политический идеал Толстого -
«непротивленческий» анархизм, который в отношении к государству обозначает
тотальное неприятие системы: отказ служить в армии, голосовать, вступать в
законные браки, связываться с любыми государственными институтами как
антихристианскими и склонными к насилию.
На основе идей писателя
сформировалось целое религиозно-этическое течение - толстовство.
В итоге церковь
официально объявила, что Толстой не может более являться членом православной
церкви, выпустив соответствующий документ - «Определение Святейшего Синода о
графе Льве Толстом». Этот жест был воспринят как отлучение от церкви, хотя
формально не подходил под его каноны. (Политолог Б. Прокудин)
Против частной
собственности.
Личностный кризис
1877-1878 годов коренным образом изменил отношение Толстого не только к собственной
семье и религии, но и к деньгам и частной собственности.
Если раньше он хотел
приумножать свое состояние, то теперь ему стало стыдно быть «паразитом русского
крестьянства». И он решил избавиться от собственности ради принципиально новой
жизни.
Толстой составил для
своей семьи коммунистический проект, по которому большая часть дохода имений
должна была раздаваться бедным, лишнюю роскошь - мебель и фортепьяно - тоже
предполагалось раздать, то есть оставить всё самое простое, научиться
обходиться без прислуги, работать, довольствоваться малым и делать добро
другим.
Семья его не поддержала:
жена обещала броситься в ноги царю и попросить защитить её и детей, объявив
Толстого сумасшедшим и забрав у него право распоряжения имуществом.
В конце концов, писатель
отдал право всех имущественных дел жене и летом 1884 года впервые попытался
уйти из дома.
Толстой полагал, что наше
общество основано на лжи и насилии. Порочные, жадные и властолюбивые люди
грабят других и убеждают всех, что только так и можно жить, в то время как
маленьких людей, не имеющих отношения к богатству и власти, подобная ситуация
устраивает, потому что легализует их маленькие пороки, признавая нормой.
Чтобы показать это ярче,
писатель применял творческий прием «остранение», который заключается в том,
чтобы посмотреть на привычные предметы как будто в первый раз, глазами ребенка,
вырвать их из социального контекста и увидеть их «странными».
Так, в повести
«Холстомер» (1886) о частной собственности рассуждает лошадь: «Про одну и ту же
вещь они [люди] условливаются, чтобы только один говорил - моё. И тот, кто про
наибольшее число вещей по этой условленной между ними игре говорит моё, тот
считается у них счастливейшим. Я долго прежде старался объяснить себе это
какою-нибудь прямою выгодою; но это оказалось несправедливым.
Многие из тех людей,
которые меня, например, называли своей лошадью, не ездили на мне, но ездили на
мне совершенно другие. Впоследствии, расширив круг своих наблюдений, я
убедился, что не только относительно нас, лошадей, понятие моё не имеет
никакого другого основания, как низкий и животный людской инстинкт, называемый
ими чувством или правом собственности».
Ночью я никак не мог
уснуть, поворачиваться было нельзя, у меня затекла шея и спина. Но ведь вера
должна быть у всех людей во что-то, в кого-то! Без веры в светлое будущее
невозможно жить. Хотя вера - принятие каких-либо положений без теоретических и
практических доказательств, противостоит знанию.
Вера - признание
чего-либо истинным независимо от фактического или логического обоснования,
преимущественно в силу самого характера отношения субъекта к предмету веры.
Отличительной
особенностью познания, реализующегося в вере, является приверженность принципам
диалогичности, согласно которым субъект веры активно соотносит самораскрывающийся
объект веры с собой.
В этом смысле религиозная
вера отличается от философского или научного знания не тем, что не вполне
аргументирована или уверена в своём предмете, а по способу получения и
обоснования своего знания.
Религиозная вера имеет в
качестве своей особенности веру в реальность и субстанциональность
сверхъестественного; предмет веры религиозного индивида объективируется,
человек убеждён в том, что объектом его веры является не мысль или понятие о
Боге, а сам Бог - сверхъестественное как реально существующее.
Вера обусловлена
особенностями психики человека. Безоговорочно принятые сведения, тексты,
явления, события или собственные представления и умозаключения в дальнейшем
могут выступать основой самоидентификации, определять некоторые из поступков,
суждений, норм поведения и отношений.
Надя, проснувшись от моих
вздохов, помогла мне подняться, одела воротник и массировала мне спину.
Утром, как всегда меня
кормила Надежда, я почувствовал, что у меня во рту развился стоматит.
Надя заглянула и
удивилось:
- У тебя на нёбе полно
язвочек, откуда всё это?
И я удивился, откуда?
Сердцеведением и мудрым
познанием жизни отзовется слово британца; легким щеголем блеснет и разлетится
недолговечное слово француза; затейливо придумает своё, не всякому доступное,
умно-худощавое слово немец; но нет слова, которое было бы так замашисто, бойко,
так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и живо трепетало, как
метко сказанное русское слово!
Н.Гоголь
Внимание друзей, любовь и
терпение жены спасли меня от депрессии. Надя поддерживала меня не только
физически, но и морально. Она старалась не замечать ортопедический воротник,
который мне прописали после выписки из госпиталя для фиксации вокруг шеи,
снятия лишней нагрузки на область шеи и уменьшения болевых ощущений в
позвоночнике. Я был словно собака, которой купировали уши, чтобы не чесать
повреждённые места.
А как я интересно вставал
утром с кровати. Двумя ладонями в районе
висков сжимал голову, придерживая, поднимался, потом Надя помогала мне
поправить воротник, сначала это был жесткий бандаж - конструкция с металлическим
каркасом, для восстановления после операции. Это приспособление фиксирует шею в
одном положении на длительное время, ограничивает её в поворотах и наклонах.
Оно имеет подчелюстной и задний отдел для обеспечения неподвижности шейного
отдела.
Через две недели перешли
на ортопедический воротник с мягкой фиксацией для облегчения состояния и
вытягивания шейных позвонков. Данное приспособление обладает свойством
согревания, которое необходимо при мышечных или суставных болях. Он выглядит
как эластичная полоса с отверстием для подбородка и закрепляется с помощью
застежек-липучек. Такой бандаж изготовлен из поролона или другого полимерного
материала и обтянут хлопчатобумажной тканью.
Как интересно на него
реагировали мои внуки и друзья, да и я сам, глядя на себя в зеркало, думал, что
это выглядит смешно, если бы не было так грустно.
Бриться сам я не мог,
ежедневно меня брила Надежда, а потом аккуратно и медленно чистила мне зубы
утром, после завтрака и вечером перед сном.
Конечно, принятие пищи
для меня было прямо таки, военной операцией,
Набрать в вилку мою
любимую гречневую кашу, поднять её на уровень рта, и перевернуть вилку во рту,
всё это видела любимая. Но она никогда не поморщилась от моей беспомощности,
никогда не попрекала, что я ничего не делаю по дому и не могу отвезти её на
дачу на недавно купленном японском микроавтобусе «Мазда бонго вагон».
Михаил, Анатолий, Володя
навещали меня часто, Миша подарил мне свою картину, природа Хихцира, Анатолий
привёз лекарство из Таиланда, куда ездил по два раза в год и рассказал:
- Там у меня как дача, на
острове Пхукет, этот остров наделён природой почти неземной красоты, он
расположился на юге Королевства Таиланд, у западного побережья Малайского
полуострова. Он является самым большим островом страны и вместе с ещё тридцати
двумя окружающими его миниатюрными островками, образует одну из провинций
Таиланда.
С севера на юг он вытянут
почти на полсотни километров, а его ширина - всего двадцать один километр. От
материковой части королевства Пхукет отделяет пролив Пак Пра, через который
проложены три моста. Вот ты выздоровеешь, и мы все вместе поедем туда отдыхать.
Мы ведь при нашем достатке (Толя горько усмехнулся) можем себе это позволить.
Я в период восстановления
здоровья много думал. Володя меня даже прозвал квартирным философом, и
подчеркнул:
- Всё очень просто, тебя
спасла надежда, что ты очень нужен жене, дочери и четырем внукам! А вытянула тебя из пессимизма твоя жена, её
большая любовь. Я видел, как ты погладываешь на её грудь, когда она кормит
тебя. А как на тебя с любовью и уважением смотрит она.
Володя подарил мне свой
сонет:
О, как прекрасен у
любимой взгляд,
Я понял, как я беден, как
богат.
Бывает трудно подобрать
слова,
Ну, не бедна, моя седая
голова?
Но вот уже, легла строка
к строке,
И мой «Пегас», несется
налегке.
Я ей дарю очередной
сонет.
И для меня, уже вопроса
нет!
Я знаю это все наверняка,
Вперед меня ведёт, её
рука.
Это она, указывает путь,
Она открыла моей жизни
суть.
Я вновь ловлю своей
любимой взгляд,
И все же, как я сказочно
богат!
В разговоре с друзьями я
пытался подвести под случившееся со мной какую-то научную платформу, начал с
того, что высказал:
- Три вещи определяют
человека: труд, честность, достижения.
- Постарайся уточнить,
спросил Володя, - трудится, чтобы жить, выжить, или для исполнения мечты?
Что я мог ответить?
Подумал и сказал:
- Все мы мечтатели, но в
данной ситуации, чтобы выжить и помочь дочери поднять троих детей.
- А честь и честность при
капитализме как соотносятся со свободным рынком, который, как нам говорят, всё
расставит на места. - Спросил Володя, - вот ты планируешь готовить внуков
физически и морально к жизни в стране капитализма.
Значит, ты надеешься, что
они смогут занять достойное место в жизни нашего государства, а вот служить ему
они, как ты и я будут? Воспитывать - трудное и ответственное занятие. А при
капитализме о чести богатеев говорить весьма трудно.
Что я мог ответить? Я
когда-то читал работы Сухомлинского, он говорил: «В семье закладываются корни,
из которых вырастают потом и ветви, и цветы, и плоды. На моральном здоровье
семье строится педагогическая мудрость школы».
Слово «воспитание»
сегодня на слуху у каждого родителя, который задумывается о жизни ребенка в
обществе и коллективе.
А что включает в себя
понятие «воспитание»? Если обратиться к словарю, то прочитаем: Воспитание -
целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в
общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными
моделями.
По определению академика
И. П. Павлова, воспитание - это механизм обеспечения сохранения исторической
памяти популяции.
Исходное значение слова
«воспитание» обусловлено корневой частью слова «воспитание» - это
вскармливание, питание ребенка, не приспособленного к жизни и совершенно
беспомощного при рождении.
Сегодня, говоря о
воспитании, меньше всего подразумевают «питание», а если имеют в виду это
значение, то в широком духовном значении.
Воспитание - в широком
смысле слова - деятельность по передаче новым поколениям
общественно-исторического опыта.
Учитывая, что по
телевидению постоянно выливают на народ пошлость, разврат и американские
боевики, трудно стало воспитывать честного человека.
Я в детстве любил
читать фантастические произведения
братьев Стругацких и до сих пор помню их цитату из книги: «Это было гнездо,
жуткое змеиное гнездо, набитое отборнейшей дрянью, специально, заботливо
отобранной дрянью, эта дрянь собрана здесь специально для того, чтобы
превращать в дрянь всех, до кого достаёт гнусная ворожба радио, телевидения и
излучения башен».
Недавно ведущая программы «Время» на Первом
канале Екатерина Андреева удивилась размеру заработка Андрея Малахова. Ранее
шоумен рассказал, что он получал пятьдесят тысяч долларов в месяц (3,2 миллиона
рублей).
По словам Малахова, на
«Первом канале» больше него зарабатывали только Владимир Познер и Иван Ургант.
«Я была в хорошем смысле
удивлена, порадовалась за него по поводу зарплаты. Я таких денег в жизни
никогда не видела», - сказала Андреева.
Ведущая добавила, что
«Россия - всё-таки мужская страна, и неравенство здесь достаточно развито», в
том числе и на телевидении.
И ведь на телевидении,
где только оболванивают население, о жизни простого народа ничего не говорят и
воспитательных программ для детей и их родителей не выпускают.
Кроме того, разница в оплате
офицеров армии и таких вот шоуменов, отличается в тысячи раз, не говоря об
«умелых и эффективных менеджерах» от нефтянки, или газпрома, у которых зарплата
в день составляет до пяти миллионов рублей…
- А как ты оцениваешь
достижение гражданского министра обороны? - Спросил Володя. - Они пошли на
пользу вооружённым силам и России в целом?
Тут друг меня застал
врасплох. Скажи нам, всем советским гражданам в 1980 году во время Олимпиады,
что через десять лет их великой страны не станет, они бы покрутили пальцем у
виска.
Я только недавно прочитал
о новом министре: «Анатолий Сердюков с 2007 по 2012 год занимал должность
министра обороны России. Неоднозначный был министр обороны, и многие военные до
сих пор вспоминают его недобрым словом.
Карьера Сердюкова началась
с тех пор, как он удачно женился на дочери влиятельного питерского чиновника
Виктора Зубкова, на тот момент главного налоговика Санкт-Петербурга. После
этого Сердюков уволился из мебельного магазина и устроился на государственную
службу, в налоговую сферу.
Он стал с такой
интенсивностью всходить по карьерным ступенькам в верх, что иной раз занимал
каждую должность по две недели кряду, до следующей, вышестоящей. С ростом
влиятельности тестя росла и карьера Сердюкова. Вскоре он заведует всей налоговой системой России.
В 2007 году Сердюкова
назначают министром обороны. Можно отметить некоторые изменения в армии, за
время его деятельности.
Солдаты перешли с сапог
на ботинки и портянки остались в прошлом. Кроме того, армия местами перешла на
новый вид камуфляжа - «цифру», на этом хорошее закончилось.
Началось «болезненное».
Сердюков перелопатил весь высший состав геншаба и МО, окружив себя гражданскими
специалистами, в основном коммерсантами, вместо военных, с которыми общего
языка не нашёл. Известны случаи его конфликтов с полковниками и генералами,
которые напрямую высказывали своё мнение о деятельности Сердюкова на посту
министра обороны.
В частности за личную
позицию и пререкания был лишен должности начальник рязанского высшего военного
командного училища ВДВ Андрей Красов.
«В г-не здесь живете, в
г-не и умрете! Денег на этот центр ВДВ не давать! Это училище вообще надо
сократить. Полковника этого наглого снять и в войска» - дословно заявил
Сердюков полковнику в том конфликте.
Тем временем, гражданские
сообщники Сердюкова, из числа приближенных к министру коммерсантов, принялись
массово расхищать и за копейки распродавать армейское имущество и недвижимость
Министерства Обороны, своим аффилированным компаниям. Заказы и подряды
передавались своим, наскоро ваяли «новейшие военные достижения», исходя из
капиталистических отношений и своего понимания мощи армии.
В войска стала поступать
негодная техника, негодная экипировка...
Одних только бракованных
парашютов было поставлено в войска на 280 миллионов рублей. Брак, рухлядь,
ветошь, гнилье - этими проплаченными за счёт министерства обороны дарами щедро
заваливались склады армии.
Сам Сердюков сокращал
военные училища, планировал масштабное сокращение военных частей МО.
Только в одном Челябинске
были сокращены и закрыты автомобильное высшее военное училище, танковое высшее
военное, а высшее военное авиационное училище штурманов было сокращено и на
правах филиала влито в Калачевское училище.
Урон для армии России был
небывалый. Против Сердюкова стали подавать голос не только генералы, но и
офицеры элитных спецподразделений. Армия кипела от негодования. Дошло до того,
что даже «ручные» депутаты Государственной думы в открытом письме к Путину
потребовали немедленной отставки Анатолия Сердюкова, который своими действиями
разрушает обороноспособность страны.
В письме упоминалось и о
ближайших планах Минобороны, которое запланировало сокращение в течение трех
лет Сухопутных частей в двенадцать раз, ВВС-ПВО и ВМФ в два раза, РВСН на
треть, а ВДВ на двадцать процентов.
«Продолжается фактический
разгром Генерального штаба, который также будет сокращён более чем в два раза.
У специалистов вызывает негодование эта спешка. За три года, планировалось
сократить две тысячи военных частей и соединений наших Вооружённых Сил.
Подобных темпов «обрезания» не знала ещё ни одна страна мира» - писали
депутаты.
Неизвестно, что ещё мог
натворить, как его называли в армии «Таб…т» в армии, если бы Владимир Путин не
снял с должности Сердюкова, внимая громкому гласу общественности и офицеров
России.
Все думали, что Сердюков
будет привлечён к уголовной ответственности, его будут судить, невзирая на
прошлые заслуги и регалии. Наличия оснований было столько, что не вмещалось в
многочисленные тома уголовных дел.
Сердюков на допросах
хамил, называл себя полковником в отставке и отказывался давать показания.
Его подруга Васильева,
причастная к массовым хищениям, прямо говорила следователям, что ей ничего не
будет, потому что Толя всё решит, а вот у следователей появятся проблемы.
При обыске в доме Евгении
Васильевой (Из Оборонсервиса) следователи обнаружили только одного золота на
девятнадцать килограмм.
В феврале 2014 года
главное военное следственное управление СК России прекращает следствие в
отношении Сердюкова, в связи с попаданием фигуранта под амнистию в честь
20-летия Конституции Российской Федерации.
Столько достойных офицеров министерства
обороны, осужденных за преступления, можно было амнистировать этой амнистией,
но вытащили Сердюкова. И после этого главный вредитель в армии внезапно стал
«защитником отечества».
Сразу после отставки
Сердюкова председатель Правительства Российской Федерации Дмитрий Медведев
назвал его «эффективным министром обороны», который осуществлял масштабное
реформирование Вооружённых сил, хотя и сопровождавшееся ошибками.
Некоторые источники
утверждают, что Васильева и жена Медведева - двоюродные сестры.
После отставки Сердюков,
как бывший постоянный член СБ РФ и секретоноситель, в соответствии с законом
пожизненно пользуется государственной охраной, транспортным обслуживанием и
«мигалкой».
Сейчас Сердюков занимает
руководящие должности в около армейских корпорациях. И продолжает пользоваться
своими дворцами и загородными владениями.
Володя написал по этому
поводу:
В Оборонсервисе воруют
миллионы
И по дешёвке продают, но
не патроны.
Родную землю и строенья
дорогие,
Вы скажите мол, не одни
такие?
Вот к Саммиту украли даже
больше,
От этого народу ещё
горше.
Как побороть коррупцию,
скажите?
Страну всю разворуют,
говорите?
А почему так, задаёте вы
вопрос?
Быть может, недостаточен
был спрос?
Законов недостаточно
хороших?
Народу оставляют только
грошик…
Мошенников так много
развелось,
А почему на капитализм
это пришлось?
(Вклеены в дневник
материалы из печати).
Исходя из «подвигов»
бывшего министра обороны, приходится согласиться с мнением представителя
бундестага Германии:
«НАТО нарушила обещание,
данное СССР, и расширяется на Восток, подступая к границам страны, - заявил
официальный представитель фракции «Левые» по внешнеполитическим вопросам в
немецком бундестаге Александер Ной в статье для портала Freiheitsliebe.
Парламентарий отметил,
что: «в марте государства - члены Североатлантического альянса приступают к
крупнейшим за прошедшие двадцать пять лет военным учениям «Защитник Европы
2020»" (Defender 2020), под предлогом мнимой «российской угрозы», однако
на самом деле «агрессором» является именно НАТО, - считает Ной, - а Москва все
ещё придерживается оборонительной позиции.
По словам депутата:
«Советский Союз «дал себя обмануть», отказавшись от закрепления обещаний
альянса не расширяться дальше Германии, если после восстановления единства этой
страны она целиком останется в НАТО. В своей публикации Ной пишет, что это
стало «непростительной ошибкой становившегося всё менее дееспособным советского
руководства при Горбачеве».
Таким образом, - подчеркивает
Ной, - уже в 1999 году, руководствуясь принципом «открытых дверей»
Североатлантический альянс приступил к постепенному расширению, которое не
прекращается до сих пор».
Возможно, к расширению
НАТО подтолкнуло мнение их теоретиков, что после действий гражданского
министра, армия России ослабела.
Вот и Володя писал:
Враги России часто
угрожали,
Народ наш терпеливый
унижали.
Навязывали мнение своё,
Мы долго песни их порой
поём.
Они искали выгоду во
всём,
Мы демократию, кричали,
вам несём.
Им либералы наши
помогали,
Образование, культуру
разлагали.
Либерализм – болезнь так
затянулась,
Америке добыча
приглянулась.
Есть пятая колонна в СМИ,
я вижу,
Не с их ли помощью враги
всё ближе?
Много читая, я узнал одну, несколько успокаивающую меня
новость, ведь я был в тех
местах (Вклеенные материалы):
«В 1997 году, по предложению губернатора
Чукотского автономного округа и Госкомэкологии России, площадь заповедника
острова Врангеля была расширена за счёт включения в его состав окружающей
острова акватории шириной 12 морских миль, распоряжением правительства РФ N°
1623-р от 15 ноября 1997 года, а в 1999 году вокруг уже заповедной акватории
постановлением губернатора Чукотского АО N° 91 от 25 мая 1999 года была
организована охранная зона шириной 24 морских мили.
В 2010 году в покинутом
населенном пункте село Ушаковское была построена новая метеостанция, взамен
старой гидрометеорологической полярной станции «Остров Врангеля», которая
устарела и подмывается морем. На станции вахтовым методом работают шесть сотрудников.
В 2014 году в покинутом
населенном пункте село Ушаковское была открыта военная база «Полярная звезда».
«Во что сейчас верить?
Ведь нет в стране национальной идеи, прошлое всё больше ругают, а будущее в
густом тумане.
Такие вопросы себе задают
многие и мы с Надей стали их себе задавать, после того, как сваты сообщили, что
они глубоко верующие люди. Хорошо, пусть они верят. Без веры жить трудно и
больно…
Но в новом тысячелетии,
после того, как нам сообщили, что в России каждый день строятся и вводятся в
эксплуатацию новые церкви, очень часто у многих людей возникают вопросы,
касающиеся веры. В народе ходит высказывания, особенно среди противников
христианства и религии как таковой вообще: «Мой Бог рабом меня не кличет!»
Почему Церковь нас всех
поголовно называет рабами Божиими, если по факту тут же утверждает, что все мы
дети Господа?
У Христа не было рабов и
не могло быть, у него были ученики-апостолы, которых он называл друзьями.
Обратимся к священному писанию: «Я сказал: вы - боги, и сыны Всевышнего - все
вы;
Псалом 81: «Сия есть
заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас.
Нет больше той любви, как
если кто положит душу свою за друзей своих.
Вы друзья Мои, если
исполняете то, что Я заповедую вам.
Я уже не называю вас
рабами, ибо раб не знает, что делает господин его;
но Я назвал вас друзьями,
потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего».
Ин. гл.15, стихи 12-15:
«И так стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять
игу рабства.
(Гал. 5;1)».
Из этого можно сделать
вывод, что мы не рабы, а друзья нашего Господа Иисуса Христа, дети Бога и его
творение.
Почему Церковь нас
называет рабами, остается загадкой...
Быть может Ей так
выгодно»?
Вот и получается, что три
вещи труднее всего сказать: «Я верую, я
люблю тебя, прости, помоги мне, мы неправильно живём».
Надежда принесла мне от
Люды собрание сочинений Льва Николаевича Толстого, я нашёл там несколько
высказываний великого писателя.
Лев Толстой считал, что
человечество живёт неправильно и горел мыслью изменить сознание людей своими
произведениями. Но жизнь часто противоречила его высоким устремлениям.
Потом, я прочитал авторов
ПостНауки, против чего боролся писатель, что происходило в этот момент в его
личной и духовной жизни:
«Против войны:
Молодой Толстой,
участвовавший в Кавказской войне в звании фейерверкера 2-го класса, был
произведен в офицеры «за отличие в делах против горцев». Но в это время в его
жизни и душе происходил гораздо более значительный переворот.
В биографическом очерке,
составленном с его слов женой Софьей, подчеркивается особое отношение к
кавказскому периоду, с которым связаны не только «лучшие воспоминания его
жизни», но и «главное» в ней: «…на Кавказе он начал в первый раз свою авторскую
деятельность».
В душе молодого писателя,
упивавшегося красотой кавказских пейзажей, назревали перемены. В первом
рассказе «Набег» (1852), где повествование ведётся от лица волонтера,
участвующего в вооруженном походе русского батальона на горный аул, Толстой
размышляет: «Неужели тесно жить людям на этом прекрасном свете, под этим
неизмеримым звёздным небом? Неужели может среди этой обаятельной природы
удержаться в душе человека чувство злобы, мщения или страсти истребления себе
подобных?» - Филолог К. Султанов о кавказском периоде Льва Толстого.
Против своей семьи.
Толстой полагал, что
главным институтом человеческой жизни является не государство или церковь, а
семья. Он старательно выбрал себе жену, Софью Берс, которая родила ему
тринадцать детей и долгие годы была верной помощницей мужа в его делах -
переписчицей рукописей, переводчиком, секретарем, издателем его произведений.
В романе «Война и мир»
(1863-1869), созданном в наиболее гармоничный период, Толстой твердо отстаивает
ценность семейной жизни.
Но, несмотря на внешнюю
устроенность, отношения Льва и Софьи Толстых были далеки от идеала. Софья,
целиком погруженная в воспитание детей, домашние хлопоты и работу над
рукописями мужа, стремилась быть чем-то большим, чем «моложавая жена Льва
Толстого», и мечтала о занятиях музыкой, свободе в поступках и мыслях, общении
с людьми.
Писатель, в свою очередь,
упрекал жену в эгоизме и невоздержанности, не находя с ней духовной близости.
«Я пересмотрел её дневник
- затаенная злоба на меня дышит из-под слов нежности. В жизни часто тоже. Если
это так, и всё это с её стороны ошибка - то это ужасно.
Отдать всё - не холостую
кутежную жизнь у Дюссо и метресок, как другие женившиеся, а всю поэзию любви,
мысли и деятельности народной, променять на поэзию семейного очага, эгоизма ко
всему, кроме к своей семье, и на место всего получить заботы кабака, детской
присыпки, варенья, с ворчаньем и без всего, что освещает семейную жизнь, без
любви и семейного тихого и гордого счастья», - сетовал Толстой в своем дневнике
уже в начале 1860-х.
Непростые отношения
супругов усугубила ревность Толстого к Софье в отношении композитора Сергея
Танеева, который был частым гостем в доме Толстых и проводил много времени в
Ясной Поляне.
В 1897 году из-за желания
Софьи поехать на репетицию к Танееву Толстой в письме предложил ей пять
вариантов разрешения ситуации, одним из которых был развод.
Разочарование в семейной жизни выразилось в
таких произведениях, как «Смерть Ивана Ильича», «Крейцерова соната», «Дьявол» и
«Отец Сергий».
Против церкви.
У Льва Толстого было две
заветные юношеские мечты: создать большую семью и стать классиком мировой
литературы наравне с Шекспиром и Данте. Но, достигнув вершины творчества,
литературной славы и семейного счастья, он понял, что всё это ему было не
нужно.
Преодолев искушение
покончить с собой, Толстой обратился к поискам смысла жизни. Он читал мудрецов
древности, общался с бедными, неграмотными людьми и пытался удовлетвориться их
простыми истинами, но ни в чём не находил опоры.
Тогда он, называвший себя
атеистом, пошёл в церковь. Толстой прилежно постился, молился и соблюдал жития,
однако упрямый ум писателя противился религиозной мистике и обрядности, и
неизбежно находил противоречия и неясности в христианском вероучении.
Апокалипсис в романе
«Преступление и наказание».
Понимая, что без веры
жить нельзя, но не находя в ней удовлетворения, Толстой принялся искать её
заново и написал множество текстов, критикующих официальное богословие и
переосмысляющих ключевые идеи христианства, самым значительным из которых
считается трактат «В чём моя вера?» (1884).
В нём писатель предлагает
собственную трактовку Нагорной проповеди, в которой, по его мнению, заложены не
только этические принципы, но и социальная программа.
Толстой выводит из учения
Христа пять основных заповедей, помогающих преодолеть войны, насилие и
неравенство: «не гневайся», «не прелюбодействуй», «не присягай», «не противься
злу», «не делай различия между своим и чужим народом».
Из этих социально
ориентированных пяти заповедей вырастает политический идеал Толстого -
«непротивленческий» анархизм, который в отношении к государству обозначает
тотальное неприятие системы: отказ служить в армии, голосовать, вступать в
законные браки, связываться с любыми государственными институтами как
антихристианскими и склонными к насилию.
На основе идей писателя
сформировалось целое религиозно-этическое течение - толстовство.
В итоге церковь
официально объявила, что Толстой не может более являться членом православной
церкви, выпустив соответствующий документ - «Определение Святейшего Синода о
графе Льве Толстом». Этот жест был воспринят как отлучение от церкви, хотя
формально не подходил под его каноны. (Политолог Б. Прокудин)
Против частной
собственности.
Личностный кризис
1877-1878 годов коренным образом изменил отношение Толстого не только к собственной
семье и религии, но и к деньгам и частной собственности.
Если раньше он хотел
приумножать свое состояние, то теперь ему стало стыдно быть «паразитом русского
крестьянства». И он решил избавиться от собственности ради принципиально новой
жизни.
Толстой составил для
своей семьи коммунистический проект, по которому большая часть дохода имений
должна была раздаваться бедным, лишнюю роскошь - мебель и фортепьяно - тоже
предполагалось раздать, то есть оставить всё самое простое, научиться
обходиться без прислуги, работать, довольствоваться малым и делать добро
другим.
Семья его не поддержала:
жена обещала броситься в ноги царю и попросить защитить её и детей, объявив
Толстого сумасшедшим и забрав у него право распоряжения имуществом.
В конце концов, писатель
отдал право всех имущественных дел жене и летом 1884 года впервые попытался
уйти из дома.
Толстой полагал, что наше
общество основано на лжи и насилии. Порочные, жадные и властолюбивые люди
грабят других и убеждают всех, что только так и можно жить, в то время как
маленьких людей, не имеющих отношения к богатству и власти, подобная ситуация
устраивает, потому что легализует их маленькие пороки, признавая нормой.
Чтобы показать это ярче,
писатель применял творческий прием «остранение», который заключается в том,
чтобы посмотреть на привычные предметы как будто в первый раз, глазами ребенка,
вырвать их из социального контекста и увидеть их «странными».
Так, в повести
«Холстомер» (1886) о частной собственности рассуждает лошадь: «Про одну и ту же
вещь они [люди] условливаются, чтобы только один говорил - моё. И тот, кто про
наибольшее число вещей по этой условленной между ними игре говорит моё, тот
считается у них счастливейшим. Я долго прежде старался объяснить себе это
какою-нибудь прямою выгодою; но это оказалось несправедливым.
Многие из тех людей,
которые меня, например, называли своей лошадью, не ездили на мне, но ездили на
мне совершенно другие. Впоследствии, расширив круг своих наблюдений, я
убедился, что не только относительно нас, лошадей, понятие моё не имеет
никакого другого основания, как низкий и животный людской инстинкт, называемый
ими чувством или правом собственности».
Ночью я никак не мог
уснуть, поворачиваться было нельзя, у меня затекла шея и спина. Но ведь вера
должна быть у всех людей во что-то, в кого-то! Без веры в светлое будущее
невозможно жить. Хотя вера - принятие каких-либо положений без теоретических и
практических доказательств, противостоит знанию.
Вера - признание
чего-либо истинным независимо от фактического или логического обоснования,
преимущественно в силу самого характера отношения субъекта к предмету веры.
Отличительной
особенностью познания, реализующегося в вере, является приверженность принципам
диалогичности, согласно которым субъект веры активно соотносит самораскрывающийся
объект веры с собой.
В этом смысле религиозная
вера отличается от философского или научного знания не тем, что не вполне
аргументирована или уверена в своём предмете, а по способу получения и
обоснования своего знания.
Религиозная вера имеет в
качестве своей особенности веру в реальность и субстанциональность
сверхъестественного; предмет веры религиозного индивида объективируется,
человек убеждён в том, что объектом его веры является не мысль или понятие о
Боге, а сам Бог - сверхъестественное как реально существующее.
Вера обусловлена
особенностями психики человека. Безоговорочно принятые сведения, тексты,
явления, события или собственные представления и умозаключения в дальнейшем
могут выступать основой самоидентификации, определять некоторые из поступков,
суждений, норм поведения и отношений.
Надя, проснувшись от моих
вздохов, помогла мне подняться, одела воротник и массировала мне спину.
Утром, как всегда меня
кормила Надежда, я почувствовал, что у меня во рту развился стоматит.
Надя заглянула и
удивилось:
- У тебя на нёбе полно
язвочек, откуда всё это?
И я удивился, откуда?
Anabella Go # 7 августа 2021 в 09:06 0 |
Владимир Винников # 12 августа 2021 в 08:14 +1 | ||
|