ГлавнаяПрозаЖанровые произведенияФэнтези → Инь Ян. Оттенки прошлого. Глава 9 ч. 1

Инь Ян. Оттенки прошлого. Глава 9 ч. 1

10 февраля 2015 - Анна Магасумова
article270704.jpg
Игры разума
ч.1 Муки разума


Шахматы — это муки разума
 (Гарри Каспаров)


Недостаточно быть хорошим игроком, надо еще хорошо играть
(Зигберт Тарраш)

 
    За шахматной партией Любомира и чёрного колдуна наблюдали несколько человек, не только Хайме, но и Всевидящие Ром, Рем и Клео Кларисса.
   Роза Неоум Киоссо одновременно контролировала действия Хелен. Необходимо было отвлечь на некоторое время внимание девушки от Хайме.
— Его миссия ещё не завершилась. Пусть Хелен думает, что Хайме занимается в библиотеке и просил ему не мешать.
  Так что Хелен, Верона и Тумбулат сидели в гостиной на мягких кожаных креслах и просто отдыхали. Да, да! Слушали музыку русского композитора XIX века Антона Рубинштейна.(1)
  За окном сумерки, осень сменяет зиму, падает белый, почти серебристый снег. В комнате полумрак и чудный баритон поёт:
 Я тот, кому внимала...
  Удивительно, но Хайме среди шахматистов вспомнил и Рубинштейна, только это был Акиба Рубинштейн, сын раввина, 14 ребёнок в семье, родом из Стависки (Польша) и моложе своего однофамильца на 55 лет.(2)
    Отец умер от чахотки за 8 месяцев до рождения сына и мать отдала мальчика на воспитание в семью своего отца, лесоторговца  Арона Денинберца в Белосток.
  Мальчишкой Акиба впитывал в себя Талмуд (3), с упоением читал  галахи (религиозные заповеди), аггады (афоризмы).
— "Время действовать ради Господа", — неустанно повторял он.- "Всё предопределено, но свобода дана".(4)
  Мозг заглядывает сначала в сердце, а в мозги потом, -  как гласит еврейская пословица. Акиба настолько проникся поучениями, что с какой-то одержимостью стал заниматься шахматами, полагая, что в этом  заключается его особая миссия. С таким же увлечением, как и чтение Талмуда,  он стал изучать  шахматную теорию.
  Шахматы — это по своей сути игра,  по содержанию -  искусство, а по овладению игрой — это наука.  Да, в шахматах есть элементы науки и искусства, но они подчинены основному — борьбе. (5)
До I мировой войны Акиба Рубинштейн  считался главным соперником Ласкера как претендент на мировое первенство. В общем, мало кто достигал в турнирах и матчах таких блистательных успехов, как Акиба  Рубинштейн.(6)
 Но  победы стоили шахматисту большого нервного напряжения.   
Он часто говорил:
  — Я занимаюсь шахматами 300 дней в году,  по 6 часов в день, 60 дней играю в турнирах, а 6 оставшихся отдыхаю.
    Шахматные партии - это продумывание ходов и за себя, и за противника, притом решение нужно принимать почти мгновенно.  Вскоре это привело к тому, что  Акибе стало казаться, что его преследуют. Сделав ход, он буквально убегал от шахматной доски. Сидел где-нибудь в углу зала, где проводился шахматный турнир и возвращался лишь тогда, когда его соперник делал ответный ход.
— Чтобы не поддаваться влиянию соперника, — так объяснял Рубинштейн своё поведение.
-  Есть такие люди, которые склонны думать и анализировать процессы своей жизни как внешне, так и внутренне, — рассуждал  Рем. — Мудрость — это тоже ум, только помещённый в сердце.
— Согласен, — поддержал брата Ром, -   У большинства людей включается защитный механизм от  волнений и неприятностей. Эта маска быстро прирастает, после чего человек не может быть до конца искренним.
Рем продолжил:
— Да, то есть не может быть самим собой.
Братья — близнецы Рем и Ром — Всевидящие наблюдатели, как и Хайме с Хорхе тоже мыслили одинаково, хотя и часто спорили, но всегда находили разумное решение.
  Они создали для себя неокартинку и   сидели в мягких креслах  на зелёном берегу озера.
(Фото Анатолия Михеева)
-  Внешне человек проявляется через плоть, где господствует разум, так как обдумывая различные варианты каждый  принимает решение, — рассуждал Рем. -  Внутренний человек должен подсказать, как поступить.
— Можно и нужно прислушиваться к сердцу, то есть интуиции, — продолжил Ром.- Жизнь физическая — это движение души, а душа проявляется в воле.
Но тут неокартинка затуманилась и Ром и Рем вновь оказались в воздушных креслах среди белой вечности. Это  Клео Кларисса, находясь у неоэкрана вставила своё слово:
— Да вы — философы!  В человеке  уживается две души, вернее — душа — нефеш и дух — руах. Это не одно и тоже. Есть ещё понятие дыхание — нешали. Душа дана человеку извне Богом.
И продекламировала:
Душа наша крылатая летит
Высоко в небеса,
А тело приземлённое
Бредёт по земле.(7)

— В торе (8) написано: "Душа — это кровь!" Поэтому запрещено употреблять кровь в пищу.
— Рем, ты вспомнил об этом в связи с тем, что Абиба  Рубинштейн — сын раввина?
Ром внимательно посмотрел на брата.
— У человека есть две души: светлая и чистая, возвышенная божественная душа и низкая, животная. Последняя проявляется как хорошая и плохая. Но эта душа присутствует именно в крови человека.
— Что доказывает животное происхождение человека, — продолжил Рем. — Каждая из этих душ -  максималистка — хочет, чтобы ей принадлежал весь мир.
— Возможно, -согласился Ром, — "Господь дал, Господь взял..." Библия, Книга Иова. 1, 21. Потеря воли — это душевная смерть, которая влечёт смерть физическую. Но душа может покинуть человеческое тело раньше, чем смерть физическая.
— Ром, ты хочешь сказать, что человек "тронулся" умом?
— Клео, что за слова? "Тронулся"! Скажешь тоже! Сошёл с ума, — так говорят.
— Сумасше́ствие или  безу́мие — потенциально неизлечимое тяжёлое психическое расстройство.
До конца XIX века сумасшествием или безумием считалось поведение или мышление, выходившее за рамки принятой социальной нормы, как например болезненные судороги, галлюцинации при полном сохранении рассудка, странные или саморазрушающие действия, а также попытки самоубийства,-  зачитала Клео с экрана визора. — Дословно сумасшесшествие: сошедший с ума, потерявший ум. Так как формы сумасшествия очень разнообразны:  потеря контроля над эмоциями, невозможностью сдерживать проявления страха, гнева или злобы. В этом состоянии поведение не поддается самоконтролю, действия бессмысленны или направлены на удовлетворение инстинктивных потребностей и последствия действий не играют никакой роли. Внешний и внутренний мир смешаны, восприятие реальности нарушено.(9)
Клео читала монотонным голосом, без всякого выражения, что Рем не выдержал и перебил её.
-  Можно привести примеры из древнегреческой мифологии: Геркулес убивает своих детей, Аякс перерезает отару овец Одиссея и налетает на собственный меч, а Медея убивает сыновей.
Клео сделала вид, что не заметила этого замечания и продолжала:
— Другая крайность безумия — депрессия и меланхолия,  истерия,  нарушение в общении, безучастность и отсутствие интереса к жизни.
— В старогреческом manía означает страсть, влечение и сродни  mantis, что означает прорицатель, пророк, — теперь уже вставил своё слово Ром. -  В Античности полезными формами безумия считались поэтическое вдохновение, дар предсказания и экстаз.  Платон различал четыре формы полезного безумия: магическое, мистическое, поэтическое и даже эротическое безумие.
Тут Клео не выдержала и заулыбалась.
— В средние века тоже существовало так называемое разрешённое безумие. К нему относились не только экстаз, но и видения, а также   восторг.
 В их беседу вступила до сих пор молчавшая Роза Неоум:
— Вот именно, восторг!  Шахматы, как и любовь, и музыка обладают способностью делать человека счастливым. Это сказал Зигберт Тарраш -  один из крупнейших шахматистов и теоретиков шахмат в истории.
Клео Кларисса от удивления даже взмахнула руками.
— Роза! Ты меня удивляешь своими неограниченными познаниями.
Кресло, на котором сидела Клео от резкого движения,  зашаталось, девушка чуть не упала, но её поддержал Рем.
— Что ты удивляешься, Клео?  — сказал Ром. — Она же Неоум — основа  программы, разработанной  Хайме, можно сказать живой комбук размером с человека, вернее, — тут   Ром  улыбнулся, — прекрасная женщина!
— Ох и льстец!
Роза отмахнулась, но была польщена и, обращаясь к Клео сказала:
— Твои познания, Клео,  тоже велики.

Клео Кларисса усмехнулась.
— Но я же использовала визор.
— Найти нужную информацию бывает трудно. А тем более построить её в определённую схему и вставить в нужные,  правильные рамки.
Тут Рем поднялся с места и заявил:
— Так, друзья, мы отвлеклись. Я, конечно, не играю в шахматы, но  шахматист  ставит себя на место противника, чтобы сделать правильный ход. То есть раздваивается.
— Подобное раздвоение не является пререгативой только шахматной игры, — подхватил Ром. — Оно имеет душевные корни, защищает организм, но на самом деле  пленяет человека.
— Делает  его рабом игры, — продолжил Рем, — и актёром в театре собственной жизни.
— Быть самими собой для большинства людей  роскошь, — вздохнула Клео. -  Роскошь позволительная лишь в определённых обстоятельствах, границы которых каждый устанавливает сам. Как говорили средневековые поэты:
Две госпожи в душе моей, представь
Любовь сомненью подвергают вместе.(10)
— Meine Liebe! Моя дорогая! — вздохнула Роза.- Любовь не поддается здравому смыслу. Хотя, здравый смысл — скучная вещь. Каждый должен быть немного сумасшедшим, с легкими завихрениями и тогда жизнь покажется в новом свете, в совершенно неожиданном ракурсе.(8)
— Да, есть 40 видов сумасшествия, но только один здравый смысл, — высказал Ром.
— Африканская пословица, — дополнил слова брата Рем. — Безумие — это смысл, разбитый вдребезги.(9)
— Смысл в том, что каждый человек по-своему безумен.
— Брат, ты хочешь сказать, что люди порой действуют вопреки здравому смыслу?
— Мечтают о несбыточном, копаются в прошлом, вместо того, чтобы жить настоящим!
— Люди легче верят в чудеса, чем в здравый  смысл, — покачала головой Роза Неоум.
   Ром ответил стихами:
-...Кто я такой, чтоб взмыть в такую высь?(11)  
   И дополнил:
— Душа стремится вверх, откуда пришла, а тело хочет остаться на земле.
Рем продолжил стихами:
 С течением времени
 Тело стареет,
 Его одолевают болезни,
 А душа молода, как и прежде...

— Душа, душа! Летает неспеша, — усмехнулась Роза. — Пророй в такие дебри забредает...
Надо  чёрное в прошлом оставить!(12)
Настоящим и будущим жить!
 И Роза Неоум заговорила стихами. Хайме этого не слышал, он отвлёкся вновь мыслями о выдающихся шахматистах прошлого.
 Здравомыслящий в сумасшедшем мире
"Необходимо отметить, — писал Рихард Рети о Акибе Рубинштейне, — мало кто в такой мере. как он, бывает жертвой своих нервов. Отсюда столь частые переутомления и как результат — грубейшие ошибки. Сколько раз просматривал он в турнирных партиях мат в 1 или в 2 хода!"(3)
— Красивая композиция доставляет эстетическое наслаждение, приводит меня в лихорадочное состояние, — говорил Акиба Рубинштейн.
   Особенно неблагоприятно сказалась на нервной системе  I мировая война, поэтому  за последние годы Рубинштейн наряду с выдающимися успехами потерпел ряд крупных поражений и вынужден вскоре перебраться с семьёй сначала в Стокгольм, потом в Антверпен, а  в начале 30-х годов — в Брюссель.
   После 1932 года у  Рубинштейна обостряется психическое заболевание и поэтому он отказался от шахматной карьеры. Но это не значит, что  совсем забросил  шахматы.
Любовь к шахматам отец передает по наследству своим сыновьям Ионе и Соломону.
— Я и теперь помню все партии, которые сыграл. Памяти на имена, на места у меня нет никакой, у меня только специальная шахматная память 86
  Во время оккупации Бельгии Акиба  был укрыт близкими в санатории для душевнобольных.
— Я не сумасшедший, — заявил он. — Я здравомыслящий в сумасшедшем мире.(13) К тому же, я давно вышел из того возраста, когда здравый смысл заглушается адреналином.
   А старшему сыну сказал:
— Шах не означает мат, главное — продолжать партию, а не швырять доской в противника.(14)
А про себя подумал:
— Как говорится в Талмуде? Лучше, чтобы человека называли всю его жизнь сумасшедшим, чем быть негодяем перед Богом хотя бы на мгновение. (Трактат Эдуйот, 5)
   После Второй мировой войны он покидает своё укрытие и  живет с семьёй в Брюсселе.
   Соломон, художник-график по образованию в 22 года получил титул Чемпиона Бельгии, а сам  Рубинштейн  в 1950 году заслужил звание международного гроссмейстера. Но как говорил гроссмейстер Алёхин:
— Рубиншнейн для шахмат мертвец навсегда.
 Хайме вспомнил еврейскую пословицу:
  — Хорошее мы помним, плохое чувствуем. Это точно.
  После смерти в 1954 году жены Гени Акиба  пребывал  в  меланхолии. Жил  в еврейском доме престарелых. Целыми днями просиживал за столиком, на котором лежала шахматная доска без фигур. О чём думал 80 летний старик? Неизвестно.
Умер Рубинштейн в 1961 году на 81 — м году жизни.
Судьба шахматиста
  Тяжёлой формой депрессии страдал Михаил Иванович Чигорин -  выдающийся русский шахматист. Он не мог вырваться из угнетающей его духовной атмосферы Санкт-Петербурга.(15)
  Родился Михаил в семье мастера Охтенского порохового завода.  Родители  умерли очень рано, поэтому он воспитывался в Гатчинском сиротском институте императора Николая I. Здесь в 16-летнем возрасте  научился играть в шахматы у воспитателя Шумана.
   В 18 лет Чигорин покинул сиротский дом, но не по своей воле. Он был отчислен за участие в бунте. Воспитанники устроили групповое избиение директора Доливо-Добровольского за отказ принять жалобу на издевавшегося над ними воспитателя Игнациуса.
Михаилу удалось  поступить на государственную службу. Вскоре, однако, он оставляет службу и вплотную  занимается шахматами.
   В Петербурге, в шахматном кафе «Доменик», Чигорин  успешно играет в шахматы на деньги. В 1874 году он впервые принимает участие в шахматном турнире проходившем в немецком собрании,  где занимает призовое третье место.
   В 1875 году в Санкт Петербург на турнир приезжает польский мастер шахмат  Шимон Винавер.(16) Состоялась встреча Чигорина с  маэстро.  Высоко оценив игру 25-летнего юноши, Винавер позднее рекомендовал  берлинским шахматистам пригласить его на международный турнир 1881 года. Готовясь к турниру, Михаил занялся изучением шахматной теории.
  В 1879 году в Петербурге,  он выиграл сложнейший турнир в России.  В 1881 году на международном турнире  в Берлине, Чигорин  разделил третье-четвертое места с Шимоном Винавером.
 Через 10 лет,  в 1889 году Михаил Чигорин принял участие в шестом американском шахматном конгрессе в Нью-Йорке и  разделил первое место в дополнительном матче   с Максом Вейсом.  
  Через 6 лет, в  1895 году Чигорин занял второе место на традиционном турнире в Гастингсе, опередив Ласкера, Тарраша и Стейница.(17)
  Знаменитыми стали две партии, которые Михаил Чигорин играл против Вильгельма Стейница по телеграфу между Россией и США. Обе партии выиграл Чигорин.
Дважды Чигорин играл матчи на первенство мира против Стейница. Оба матча выиграл Стейниц.
 В 1896 году Чигорин также выиграл международный турнир в Будапеште.
 В 1903 году Чигорин выиграл небольшой матч у чемпиона мира Ласкера, однако матч не имел спортивного значения. Он был посвящён исследованию "Гамбита Райса" — одного из вариантов Королевского гамбита, причём все партии Чигорин играл чёрными.
   В России Чигорин организовывал шахматные турниры, играл в заочные шахматы, издавал журналы «Шахматный листок» (1876—1881) и «Шахматный вестник» (1891—1897), писал статьи на шахматные темы в ежедневных газетах.
В 1899—1901 годах Чигорин выиграл три Всероссийских турнира. В своём последнем турнире в Карлсбаде, в 1907 году, он  играл неудачно и занял лишь 17-е место. Был, естественно, очень расстроен. Очень любил бурные битвы, ценил красоту турниров, их рыцарские стороны, но в шахматной игре порой трудно быть просто рыцарем.
" В моей жизни были такие периоды, когда я почти что поверил, что даже одной единственной партии проиграть не могу". Эти слова  Хосе Рауля Капабланки можно полностью отнести  к Михаилу Чигорину.  
— Мне  не дали играть, — заявил он.
  Умер Чигорин  в 1908 году на 58 году жизни. За несколько недель до смерти он  сжёг шахматную доску, заявив:
— Я объявляю протест против тех, кто помешал мне довести искусство шахматной игры до значительных высот.
— Серьёзное заявление!
Одновременно подумали Хайме и Всевышние наблюдатели Ром и Рем.
 Идти против правил
      Никто не стареет от прожитых лет. Стареют люди от утраченных иллюзий и растерянных идеалов. (18)
    Иллю́зия от лат. illusio — заблуждение, обман  -  искажённое восприятие реально существующего объекта.  Иллюзии могут возникать у психически здоровых людей, но могут вызывать бред и галлюцинации. Бывает и  болезненные ощущения, что якобы кто-то гонится или  рядом  кто-то находится.
 Идеа́л -  высшая степень ценного или наилучшее, завершенное состояние какого-либо явления.
Вот к идеалу в шахматной теории стремился  Арон Нимцович -   один из крупнейших шахматистов и теоретиков шахмат XX века, претендент на мировое первенство 1920—1930-х годах. (19)
   Родился в Риге  в семье успешного еврейского торговца. Отец Исайя Нимцович, опытный шахматист,  приобщил к игре Арона, когда ему было  8 лет. Детство  проходило обычно для еврейского мальчика: изучение религиозных текстов, чистописание, математика.
— С малых лет я привык разбираться в хитросплетениях Талмуда, — так впоследствии объяснял
 Арон  свои способности к комбинированию.
"Комбинация – душа шахмат".
(Александр Алёхин)
   В 1896 году в журнале «Deutsches Wochenschach» сообщалось:
" В Прибалтике живёт  девятилетний  мальчик Арон, который выделяется хорошей игрой".
   Тот же журнал  в 1904 году на 213 странице впервые  опубликовал шахматную  партию 18- летнего  Нимцовича. Серьёзное увлечение шахматами пришло к нему во время учебы в Берлинском университете. После неудачи на турнире в Бармене в 1905 году, где Нимцович потерпел 8 поражений в 17 партиях и лишь в трёх добился победы, он серьёзно задумался над своим стилем и приступил к исследованию проблем шахматной стратегии.
  Изучал философию,  в свободное время играл в шахматы в Кафе «Kaiserhof». После завершения Первой мировой войны Нимцович  обосновался в Дании, получил датское гражданство. Там он прожил последние 15 лет своей жизни.
    Особое внимание уделил творчеству мастеров позиционного стиля. Уже в конце 1906 года на турнире в Мюнхене Нимцович занял первое место. Этот успех принёс ему звание мастера.
   Но следующий первый приз в международном турнире Нимцович взял лишь 17 лет спустя в Копенгагене в 1923 году. Все эти годы Нимцович напряжённо работал над изучением общих закономерностей шахматной игры.
— Правило разумных — идти против правил, когда иначе не завершить начатое.
В этом Нимцович был убеждён.  Свои идеи он развивал в острой  полемике с Таррашем. Зигберт Тарраш не был шахматным профессионалом и к борьбе за титул чемпиона мира относился легкомысленно. В лучшие свои годы он предпочитал шахматам медицину и играл только во время отпуска. Тем не менее, журналисты присвоили ему звание «Чемпион Европы».
— При правильной игре с обеих сторон ничья неизбежна.  Но стиль игры Нимцовича — уродливый и вычурный, — говорил  Тарраш.
Действительно, поведение  Нимцовича было неординарным. Он копировал позы, движения противника, искусно изображая зеркало,  мог вскочить на стол и закричать:
— Как я мог проиграть этому идиоту?
Когда противник обдумывал очередной ход, он кряхтел, сопел, дёргал за подвешенный на резинке карандаш, который начинал ещё больше раскачиваться. Переворачивал стул, садился спиной, тяжело вздыхал, делая вид, что засыпает.
  Против Алёхина играл с карманными шахматами. Первую партию Алёхин выиграл. Вторая партия прошла в необычной обстановке, от которой гроссмейстер был просто шокирован. Нимцович бегал по всему залу с карманными шахматами, рассыпал шутки и прибаутки. Психическая атака достигла цели.
 " В шахматах выигрывает тот, кто ошибается предпоследним"
(Савелий Тартаковер)

  Партию Алёхин проиграл. Расстроился? Возможно.
 
Шахматы — это боевая игра данного момента и будущего — как только ход свершился, можно и не думать о том, что было на доске раньше.(20)
  Тем не менее, Алёхин не был злопамятным. Один из вариантов индийской защиты он назвал именем Арона Нимцовича.
 В 1925 году шахматный мир был «разбужен» двумя его книгами: «Шахматная блокада» и «Моя система». Нимцовичу было 39 лет. Спустя несколько лет в одной из книг он написал:
— Я жду от шахматного мира признания своих заслуг.
Высоко оценил   труды Нимцовича Эмануил Ласкер. Он писал:
   «Нимцович — смелый пионер, уверенно пролагающий в дебрях шахматных возможностей новые оригинальные пути».
 Умер Арон Исаевич Нимцович 16 марта 1935 года от пневмонии. Эффективные лекарства пенициллиновой группы впервые использовали для лечения раненых только в 1943 году.



(1) Антон Григорьевич Рубинштейн (1829 — 1894) — русский композитор, пианист, дирижёр, музыкальный педагог. Брат пианиста Николая Рубинштейна.
(2) Акиба Рубинштейн (1880-1961) — польский шахматист огромного дарования.
(3) талмуд — многотомный свод религиозно-этических положений иудаизма.
(4)  Раби Акива (ок.7-117 гг.) — философ,  основатель систематизации устной Торы
(5)Тигран Петросян (1929-1984) — советский шахматист, за своё искусство назван "Железным Петросяном"
(6) из книги  Рихарда Рети "Современный учебник шахматной игры", Москва 1981, стр. 104
(8) тора — еврейская Библия, переводится как Закон.
(9) по материалам Интернета
(10) стихи Франческо Петрарки
(11) Агата Кристи "Убить легко"
(12) Мишель Фуко
(13) Вильгельм Стейниц (1836-1900) — первый официальный чемпион мира по шахматам, основоположник позиционной школы.
(13) Евгений Никитин
(14) Ольга Громыко "Космоэколухи"
(15) Михаи́л Ива́нович Чиго́рин (1850- 1908) — сильнейший шахматист России на рубеже XIX—XX веков, основоположник русской шахматной школы.
(16) Шимон Абрамович Винавер (1838-1920) — польский маэстро, один из сильнейших в Европе шахматистов в 1860—1880-х годах.  
(17) Вильгельм Стейниц
(18)  Ульман, еврейские афоризмы
(19) Арон Исаевич Нимцович (1886, Рига — 16 марта 1935, Копенгаген) —  шахматист и шахматный литератор
(20) Рихард Рети (1889 — 1929) — чехословацкий шахматист, гроссмейстер, шахматный композитор и теоретик, журналист.

© Copyright: Анна Магасумова, 2015

Регистрационный номер №0270704

от 10 февраля 2015

[Скрыть] Регистрационный номер 0270704 выдан для произведения: Игры разума

Шахматы — это муки разума
 (Гарри Каспаров)

Недостаточно быть хорошим игроком, надо еще хорошо играть
(Зигберт Тарраш)
 
    За шахматной партией Любомира и чёрного колдуна наблюдали несколько человек, не только Хайме, но и Всевидящие Ром, Рем и Клео Кларисса.
   Роза Неоум Киоссо одновременно контролировала действия Хелен. Необходимо было отвлечь на некоторое время внимание девушки от Хайме.
— Его миссия ещё не завершилась. Пусть Хелен думает, что Хайме занимается в библиотеке и просил ему не мешать.
  Так что Хелен, Верона и Тумбулат сидели в гостиной на мягких кожаных креслах и просто отдыхали. Да, да! Слушали музыку русского композитора XIX века Антона Рубинштейна.(1)
  За окном сумерки, осень сменяет зиму, падает белый, почти серебристый снег. В комнате полумрак и чудный баритон поёт:
 Я тот, кому внимала...
  Удивительно, но Хайме среди шахматистов вспомнил и Рубинштейна, только это был Акиба Рубинштейн, сын раввина, 14 ребёнок в семье, родом из Стависки (Польша) и моложе своего однофамильца на 55 лет.(2)
    Отец умер от чахотки за 8 месяцев до рождения сына и мать отдала мальчика на воспитание в семью своего отца, лесоторговца  Арона Денинберца в Белосток.
  Мальчишкой Акиба впитывал в себя Талмуд (3), с упоением читал  галахи (религиозные заповеди), аггады (афоризмы).
— "Время действовать ради Господа", — неустанно повторял он.- "Всё предопределено, но свобода дана".(4)
  Мозг заглядывает сначала в сердце, а в мозги потом, -  как гласит еврейская пословица. Акиба настолько проникся поучениями, что с какой-то одержимостью стал заниматься шахматами, полагая, что в этом  заключается его особая миссия. С таким же увлечением, как и чтение Талмуда,  он стал изучать  шахматную теорию.
  Шахматы — это по своей сути игра,  по содержанию -  искусство, а по овладению игрой — это наука.  Да, в шахматах есть элементы науки и искусства, но они подчинены основному — борьбе. (5)
До I мировой войны Акиба Рубинштейн  считался главным соперником Ласкера как претендент на мировое первенство. В общем, мало кто достигал в турнирах и матчах таких блистательных успехов, как Акиба  Рубинштейн.(6)
 Но  победы стоили шахматисту большого нервного напряжения.   
Он часто говорил:
  — Я занимаюсь шахматами 300 дней в году,  по 6 часов в день, 60 дней играю в турнирах, а 6 оставшихся отдыхаю.
    Шахматные партии — это продумывание ходов и за себя, и за противника, притом решение нужно принимать почти мгновенно.  Вскоре это привело к тому, что  Акибе стало казаться, что его преследуют. Сделав ход, он буквально убегал от шахматной доски. Сидел где-нибудь в углу зала, где проводился шахматный турнир и возвращался лишь тогда, когда его соперник делал ответный ход.
— Чтобы не поддаваться влиянию соперника, — так объяснял Рубинштейн своё поведение.
-  Есть такие люди, которые склонны думать и анализировать процессы своей жизни как внешне, так и внутренне, — рассуждал  Рем. — Мудрость — это тоже ум, только помещённый в сердце.
— Согласен, — поддержал брата Ром, -   У большинства людей включается защитный механизм от  волнений и неприятностей. Эта маска быстро прирастает, после чего человек не может быть до конца искренним.
Рем продолжил:
— Да, то есть не может быть самим собой.
Братья — близнецы Рем и Ром — Всевидящие наблюдатели, как и Хайме с Хорхе тоже мыслили одинаково, хотя и часто спорили, но всегда находили разумное решение.
  Они создали для себя неокартинку и   сидели в мягких креслах  на зелёном берегу озера.
(Фото Алексея Михеева)
-  Внешне человек проявляется через плоть, где господствует разум, так как обдумывая различные варианты каждый  принимает решение, — рассуждал Рем. -  Внутренний человек должен подсказать, как поступить.
— Можно и нужно прислушиваться к сердцу, то есть интуиции, — продолжил Ром.- Жизнь физическая — это движение души, а душа проявляется в воле.
Но тут неокартинка затуманилась и Ром и Рем вновь оказались в воздушных креслах среди белой вечности. Это  Клео Кларисса, находясь у неоэкрана вставила своё слово:
— Да вы — философы!  В человеке  уживается две души, вернее — душа — нефеш и дух — руах. Это не одно и тоже. Есть ещё понятие дыхание — нешали. Душа дана человеку извне Богом.
И продекламировала:
Душа наша крылатая летит
Высоко в небеса,
А тело приземлённое
Бредёт по земле.(7)
— В торе (8) написано: "Душа — это кровь!" Поэтому запрещено употреблять кровь в пищу.
— Рем, ты вспомнил об этом в связи с тем, что Абиба  Рубинштейн — сын раввина?
Ром внимательно посмотрел на брата.
— У человека есть две души: светлая и чистая, возвышенная божественная душа и низкая, животная. Последняя проявляется как хорошая и плохая. Но эта душа присутствует именно в крови человека.
— Что доказывает животное происхождение человека, — продолжил Рем. — Каждая из этих душ -  максималистка — хочет, чтобы ей принадлежал весь мир.
— Возможно, -согласился Ром, — "Господь дал, Господь взял..." Библия, Книга Иова. 1, 21. Потеря воли — это душевная смерть, которая влечёт смерть физическую. Но душа может покинуть человеческое тело раньше, чем смерть физическая.
— Ром, ты хочешь сказать, что человек "тронулся" умом?
— Клео, что за слова? "Тронулся"! Скажешь тоже! Сошёл с ума, — так говорят.
— Сумасше́ствие или  безу́мие — потенциально неизлечимое тяжёлое психическое расстройство.
До конца XIX века сумасшествием или безумием считалось поведение или мышление, выходившее за рамки принятой социальной нормы, как например болезненные судороги, галлюцинации при полном сохранении рассудка, странные или саморазрушающие действия, а также попытки самоубийства,-  зачитала Клео с экрана визора. — Дословно сумасшесшествие: сошедший с ума, потерявший ум. Так как формы сумасшествия очень разнообразны:  потеря контроля над эмоциями, невозможностью сдерживать проявления страха, гнева или злобы. В этом состоянии поведение не поддается самоконтролю, действия бессмысленны или направлены на удовлетворение инстинктивных потребностей и последствия действий не играют никакой роли. Внешний и внутренний мир смешаны, восприятие реальности нарушено.(9)
Клео читала монотонным голосом, без всякого выражения, что Рем не выдержал и перебил её.
-  Можно привести примеры из древнегреческой мифологии: Геркулес убивает своих детей, Аякс перерезает отару овец Одиссея и налетает на собственный меч, а Медея убивает сыновей.
Клео сделала вид, что не заметила этого замечания и продолжала:
— Другая крайность безумия — депрессия и меланхолия,  истерия,  нарушение в общении, безучастность и отсутствие интереса к жизни.
— В старогреческом manía означает страсть, влечение и сродни  mantis, что означает прорицатель, пророк, — теперь уже вставил своё слово Ром. -  В Античности полезными формами безумия считались поэтическое вдохновение, дар предсказания и экстаз.  Платон различал четыре формы полезного безумия: магическое, мистическое, поэтическое и даже эротическое безумие.
Тут Клео не выдержала и заулыбалась.
— В средние века тоже существовало так называемое разрешённое безумие. К нему относились не только экстаз, но и видения, а также   восторг.
 В их беседу вступила до сих пор молчавшая Роза Неоум:
— Вот именно, восторг!  Шахматы, как и любовь, и музыка обладают способностью делать человека счастливым. Это сказал Зигберт Тарраш -  один из крупнейших шахматистов и теоретиков шахмат в истории.
Клео Кларисса от удивления даже взмахнула руками.
— Роза! Ты меня удивляешь своими неограниченными познаниями.
Кресло, на котором сидела Клео от резкого движения,  зашаталось, девушка чуть не упала, но её поддержал Рем.
— Что ты удивляешься, Клео?  — сказал Ром. — Она же Неоум — основа  программы, разработанной  Хайме, можно сказать живой комбук размером с человека, вернее, — тут   Ром  улыбнулся, — прекрасная женщина!
— Ох и льстец!
Роза отмахнулась, но была польщена и, обращаясь к Клео сказала:
— Твои познания, Клео,  тоже велики.

Клео Кларисса усмехнулась.
— Но я же использовала визор.
— Найти нужную информацию бывает трудно. А тем более построить её в определённую схему и вставить в нужные,  правильные рамки.
Тут Рем поднялся с места и заявил:
— Так, друзья, мы отвлеклись. Я, конечно, не играю в шахматы, но  шахматист  ставит себя на место противника, чтобы сделать правильный ход. То есть раздваивается.
— Подобное раздвоение не является пререгативой только шахматной игры, — подхватил Ром. — Оно имеет душевные корни, защищает организм, но на самом деле  пленяет человека.
— Делает  его рабом игры, — продолжил Рем, — и актёром в театре собственной жизни.
— Быть самими собой для большинства людей  роскошь, — вздохнула Клео. -  Роскошь позволительная лишь в определённых обстоятельствах, границы которых каждый устанавливает сам. Как говорили средневековые поэты:
Две госпожи в душе моей, представь
Любовь сомненью подвергают вместе.(10)
— Meine Liebe! Моя дорогая! — вздохнула Роза.- Любовь не поддается здравому смыслу. Хотя, здравый смысл — скучная вещь. Каждый должен быть немного сумасшедшим, с легкими завихрениями и тогда жизнь покажется в новом свете, в совершенно неожиданном ракурсе.(8)
— Да, есть 40 видов сумасшествия, но только один здравый смысл, — высказал Ром.
— Африканская пословица, — дополнил слова брата Рем. — Безумие — это смысл, разбитый вдребезги.(9)
— Смысл в том, что каждый человек по-своему безумен.
— Брат, ты хочешь сказать, что люди порой действуют вопреки здравому смыслу?
— Мечтают о несбыточном, копаются в прошлом, вместо того, чтобы жить настоящим!
— Люди легче верят в чудеса, чем в здравый  смысл, — покачала головой Роза Неоум.
   Ром ответил стихами:
-...Кто я такой, чтоб взмыть в такую высь?(11)  
   И дополнил:
— Душа стремится вверх, откуда пришла, а тело хочет остаться на земле.
Рем продолжил стихами:
 С течением времени
 Тело стареет,
 Его одолевают болезни,
 А душа молода, как и прежде...
— Душа, душа! Летает неспеша, — усмехнулась Роза. — Пророй в такие дебри забредает...
Надо  чёрное в прошлом оставить!(12)
Настоящим и будущим жить!
 И Роза Неоум заговорила стихами. Хайме этого не слышал, он отвлёкся вновь мыслями о выдающихся шахматистах прошлого.
 Здравомыслящий в сумасшедшем мире
"Необходимо отметить, — писал Рихард Рети о Акибе Рубинштейне, — мало кто в такой мере. как он, бывает жертвой своих нервов. Отсюда столь частые переутомления и как результат — грубейшие ошибки. Сколько раз просматривал он в турнирных партиях мат в 1 или в 2 хода!"(3)
— Красивая композиция доставляет эстетическое наслаждение, приводит меня в лихорадочное состояние, — говорил Акиба Рубинштейн.
   Особенно неблагоприятно сказалась на нервной системе  I мировая война, поэтому  за последние годы Рубинштейн наряду с выдающимися успехами потерпел ряд крупных поражений и вынужден вскоре перебраться с семьёй сначала в Стокгольм, потом в Антверпен, а  в начале 30-х годов — в Брюссель.
   После 1932 года у  Рубинштейна обостряется психическое заболевание и поэтому он отказался от шахматной карьеры. Но это не значит, что  совсем забросил  шахматы.
Любовь к шахматам отец передает по наследству своим сыновьям Ионе и Соломону.
— Я и теперь помню все партии, которые сыграл. Памяти на имена, на места у меня нет никакой, у меня только специальная шахматная память 86
  Во время оккупации Бельгии Акиба  был укрыт близкими в санатории для душевнобольных.
— Я не сумасшедший, — заявил он. — Я здравомыслящий в сумасшедшем мире.(13) К тому же, я давно вышел из того возраста, когда здравый смысл заглушается адреналином.
   А старшему сыну сказал:
— Шах не означает мат, главное — продолжать партию, а не швырять доской в противника.(14)
А про себя подумал:
— Как говорится в Талмуде? Лучше, чтобы человека называли всю его жизнь сумасшедшим, чем быть негодяем перед Богом хотя бы на мгновение. (Трактат Эдуйот, 5)
   После Второй мировой войны он покидает своё укрытие и  живет с семьёй в Брюсселе.
   Соломон, художник-график по образованию в 22 года получил титул Чемпиона Бельгии, а сам  Рубинштейн  в 1950 году заслужил звание международного гроссмейстера. Но как говорил гроссмейстер Алёхин:
— Рубиншнейн для шахмат мертвец навсегда.
 Хайме вспомнил еврейскую пословицу:
  — Хорошее мы помним, плохое чувствуем. Это точно.
  После смерти в 1954 году жены Гени Акиба  пребывал  в  меланхолии. Жил  в еврейском доме престарелых. Целыми днями просиживал за столиком, на котором лежала шахматная доска без фигур. О чём думал 80 летний старик? Неизвестно.
Умер Рубинштейн в 1961 году на 81 — м году жизни.
Судьба шахматиста
  Тяжёлой формой депрессии страдал Михаил Иванович Чигорин -  выдающийся русский шахматист. Он не мог вырваться из угнетающей его духовной атмосферы Санкт-Петербурга.(15)
  Родился Михаил в семье мастера Охтенского порохового завода.  Родители  умерли очень рано, поэтому он воспитывался в Гатчинском сиротском институте императора Николая I. Здесь в 16-летнем возрасте  научился играть в шахматы у воспитателя Шумана.
   В 18 лет Чигорин покинул сиротский дом, но не по своей воле. Он был отчислен за участие в бунте. Воспитанники устроили групповое избиение директора Доливо-Добровольского за отказ принять жалобу на издевавшегося над ними воспитателя Игнациуса.
Михаилу удалось  поступить на государственную службу. Вскоре, однако, он оставляет службу и вплотную  занимается шахматами.
   В Петербурге, в шахматном кафе «Доменик», Чигорин  успешно играет в шахматы на деньги. В 1874 году он впервые принимает участие в шахматном турнире проходившем в немецком собрании,  где занимает призовое третье место.
   В 1875 году в Санкт Петербург на турнир приезжает польский мастер шахмат  Шимон Винавер.(16) Состоялась встреча Чигорина с  маэстро.  Высоко оценив игру 25-летнего юноши, Винавер позднее рекомендовал  берлинским шахматистам пригласить его на международный турнир 1881 года. Готовясь к турниру, Михаил занялся изучением шахматной теории.
  В 1879 году в Петербурге,  он выиграл сложнейший турнир в России.  В 1881 году на международном турнире  в Берлине, Чигорин  разделил третье-четвертое места с Шимоном Винавером.
 Через 10 лет,  в 1889 году Михаил Чигорин принял участие в шестом американском шахматном конгрессе в Нью-Йорке и  разделил первое место в дополнительном матче   с Максом Вейсом.  
  Через 6 лет, в  1895 году Чигорин занял второе место на традиционном турнире в Гастингсе, опередив Ласкера, Тарраша и Стейница.(17)
  Знаменитыми стали две партии, которые Михаил Чигорин играл против Вильгельма Стейница по телеграфу между Россией и США. Обе партии выиграл Чигорин.
Дважды Чигорин играл матчи на первенство мира против Стейница. Оба матча выиграл Стейниц.
 В 1896 году Чигорин также выиграл международный турнир в Будапеште.
 В 1903 году Чигорин выиграл небольшой матч у чемпиона мира Ласкера, однако матч не имел спортивного значения. Он был посвящён исследованию "Гамбита Райса" — одного из вариантов Королевского гамбита, причём все партии Чигорин играл чёрными.
   В России Чигорин организовывал шахматные турниры, играл в заочные шахматы, издавал журналы «Шахматный листок» (1876—1881) и «Шахматный вестник» (1891—1897), писал статьи на шахматные темы в ежедневных газетах.
В 1899—1901 годах Чигорин выиграл три Всероссийских турнира. В своём последнем турнире в Карлсбаде, в 1907 году, он  играл неудачно и занял лишь 17-е место. Был, естественно, очень расстроен. Очень любил бурные битвы, ценил красоту турниров, их рыцарские стороны, но в шахматной игре порой трудно быть просто рыцарем.
" В моей жизни были такие периоды, когда я почти что поверил, что даже одной единственной партии проиграть не могу". Эти слова  Хосе Рауля Капабланки можно полностью отнести  к Михаилу Чигорину.  
— Мне  не дали играть, — заявил он.
  Умер Чигорин  в 1908 году на 58 году жизни. За несколько недель до смерти он  сжёг шахматную доску, заявив:
— Я объявляю протест против тех, кто помешал мне довести искусство шахматной игры до значительных высот.
— Серьёзное заявление!
Одновременно подумали Хайме и Всевышние наблюдатели Ром и Рем.
 Идти против правил
      Никто не стареет от прожитых лет. Стареют люди от утраченных иллюзий и растерянных идеалов. (18)
    Иллю́зия от лат. illusio — заблуждение, обман  -  искажённое восприятие реально существующего объекта.  Иллюзии могут возникать у психически здоровых людей, но могут вызывать бред и галлюцинации. Бывает и  болезненные ощущения, что якобы кто-то гонится или  рядом  кто-то находится.
 Идеа́л -  высшая степень ценного или наилучшее, завершенное состояние какого-либо явления.
Вот к идеалу в шахматной теории стремился  Арон Нимцович -   один из крупнейших шахматистов и теоретиков шахмат XX века, претендент на мировое первенство 1920—1930-х годах. (19)
   Родился в Риге  в семье успешного еврейского торговца. Отец Исайя Нимцович, опытный шахматист,  приобщил к игре Арона, когда ему было  8 лет. Детство  проходило обычно для еврейского мальчика: изучение религиозных текстов, чистописание, математика.
— С малых лет я привык разбираться в хитросплетениях Талмуда, — так впоследствии объяснял
 Арон  свои способности к комбинированию.
"Комбинация – душа шахмат".
(Александр Алёхин)
   В 1896 году в журнале «Deutsches Wochenschach» сообщалось:
" В Прибалтике живёт  девятилетний  мальчик Арон, который выделяется хорошей игрой".
   Тот же журнал  в 1904 году на 213 странице впервые  опубликовал шахматную  партию 18- летнего  Нимцовича. Серьёзное увлечение шахматами пришло к нему во время учебы в Берлинском университете. После неудачи на турнире в Бармене в 1905 году, где Нимцович потерпел 8 поражений в 17 партиях и лишь в трёх добился победы, он серьёзно задумался над своим стилем и приступил к исследованию проблем шахматной стратегии.
  Изучал философию,  в свободное время играл в шахматы в Кафе «Kaiserhof». После завершения Первой мировой войны Нимцович  обосновался в Дании, получил датское гражданство. Там он прожил последние 15 лет своей жизни.
    Особое внимание уделил творчеству мастеров позиционного стиля. Уже в конце 1906 года на турнире в Мюнхене Нимцович занял первое место. Этот успех принёс ему звание мастера.
   Но следующий первый приз в международном турнире Нимцович взял лишь 17 лет спустя в Копенгагене в 1923 году. Все эти годы Нимцович напряжённо работал над изучением общих закономерностей шахматной игры.
— Правило разумных — идти против правил, когда иначе не завершить начатое.
В этом Нимцович был убеждён.  Свои идеи он развивал в острой  полемике с Таррашем. Зигберт Тарраш не был шахматным профессионалом и к борьбе за титул чемпиона мира относился легкомысленно. В лучшие свои годы он предпочитал шахматам медицину и играл только во время отпуска. Тем не менее, журналисты присвоили ему звание «Чемпион Европы».
— При правильной игре с обеих сторон ничья неизбежна.  Но стиль игры Нимцовича — уродливый и вычурный, — говорил  Тарраш.
Действительно, поведение  Нимцовича было неординарным. Он копировал позы, движения противника, искусно изображая зеркало,  мог вскочить на стол и закричать:
— Как я мог проиграть этому идиоту?
Когда противник обдумывал очередной ход, он кряхтел, сопел, дёргал за подвешенный на резинке карандаш, который начинал ещё больше раскачиваться. Переворачивал стул, садился спиной, тяжело вздыхал, делая вид, что засыпает.
  Против Алёхина играл с карманными шахматами. Первую партию Алёхин выиграл. Вторая партия прошла в необычной обстановке, от которой гроссмейстер был просто шокирован. Нимцович бегал по всему залу с карманными шахматами, рассыпал шутки и прибаутки. Психическая атака достигла цели.

 " В шахматах выигрывает тот, кто ошибается предпоследним"
(Савелий Тартаковер)
  Партию Алёхин проиграл. Расстроился? Возможно.
 
Шахматы — это боевая игра данного момента и будущего — как только ход свершился, можно и не думать о том, что было на доске раньше.(20)
  Тем не менее, Алёхин не был злопамятным. Один из вариантов индийской защиты он назвал именем Арона Нимцовича.
 В 1925 году шахматный мир был «разбужен» двумя его книгами: «Шахматная блокада» и «Моя система». Нимцовичу было 39 лет. Спустя несколько лет в одной из книг он написал:
— Я жду от шахматного мира признания своих заслуг.
Высоко оценил   труды Нимцовича Эмануил Ласкер. Он писал:
   «Нимцович — смелый пионер, уверенно пролагающий в дебрях шахматных возможностей новые оригинальные пути».
 
 Умер Арон Исаевич Нимцович 16 марта 1935 года от пневмонии. Эффективные лекарства пенициллиновой группы впервые использовали для лечения раненых только в 1943 году.


 

(1) Антон Григорьевич Рубинштейн (1829 — 1894) — русский композитор, пианист, дирижёр, музыкальный педагог. Брат пианиста Николая Рубинштейна.
(2) Акиба Рубинштейн (1880-1961) — польский шахматист огромного дарования.
(3) талмуд — многотомный свод религиозно-этических положений иудаизма.
(4)  Раби Акива (ок.7-117 гг.) — философ,  основатель систематизации устной Торы
(5)Тигран Петросян (1929-1984) — советский шахматист, за своё искусство назван "Железным Петросяном"
(6) из книги  Рихарда Рети "Современный учебник шахматной игры", Москва 1981, стр. 104
(7) Марго Федоренко из сборника стихов "Исповедь сердца и души" 2009 год Проза.ру.
(8) тора — еврейская Библия, переводится как Закон.
(9) по материалам Интернета
(10) стихи Франческо Петрарки
(11) Агата Кристи "Убить легко"
(12) Мишель Фуко
(13) Вильгельм Стейниц (1836-1900) — первый официальный чемпион мира по шахматам, основоположник позиционной школы.
(13) Евгений Никитин
(14) Ольга Громыко "Космоэколухи"
(15) Михаи́л Ива́нович Чиго́рин (1850- 1908) — сильнейший шахматист России на рубеже XIX—XX веков, основоположник русской шахматной школы.
(16) Ши́мон Абра́мович Вина́вер (1838-1920) — польский маэстро, один из сильнейших в Европе шахматистов в 1860—1880-х годах.  
(17) Вильгельм Стейниц
(18)  Ульман, еврейские афоризмы
(19) Аро́н Иса́евич Нимцо́вич (1886, Рига — 16 марта 1935, Копенгаген) —  шахматист и шахматный литератор
(20) Рихард Рети (1889 — 1929) — чехословацкий шахматист, гроссмейстер, шахматный композитор и теоретик, журналист.
 
Рейтинг: 0 595 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!