ГлавнаяПрозаЖанровые произведенияФэнтези → «Sic transit gloria mundi.»(*)

«Sic transit gloria mundi.»(*)

21 ноября 2015 - Матвей Тукалевский
article317771.jpg
   …Работа не шла, хоть плач! Художник отупело смотрел на неудавшееся полотно с ещё сырой краской и тоскливо думал о том, что сегодня должен прийти его Главный Покупатель смотреть его новую работу…
                           …Художник невольно взглянул на часы – до прихода Главного покупателя оставалось не более часа. Взгляд Художника перешёл на полотно. Оно раздражало и злило.
                           Мысли Художника скупо цедились сквозь злость и отчаяние, охвативших его:
«Конечно, футуризм позволяет ни в чём видеть что-то… А эти бараны, его почитатели, готовы понавыдумывать такого, чего он и в мыслях не имел, берясь за палитру! Знатоки хреновы! Им вынь да положь сенсацию! Щедевр! Ах! Чтоб их всех!»
                           Художник вгляделся в разноцветные мутные тени на картине:
                           «Ну и что это я намалевал?! Как это расшифровать?! Или хоть как назвать?! Остальное эти примитивы сами додумают!»
                            Он взялся за кисть и в сердцах бросил её на пол:
                            «Чёт-те что! Ничего в голову не лезет... Надо хоть эту пакость закрасить…»
                             Художник нагнулся, поднял с пола кисть и медленно, о чём-то невесёлом думая, машинально набрал на неё большой ком чёрной грунтовой краски и стал замалёвывать свой неудавшийся «шедевр»…
                             «Так его! Так его! Замажем чёрной краской! Самой чёрной! Самой грязной! И пусть этот идиот – толстосум приходит! Пусть останусь я без денег! Пусть молодая жена опять пилит меня! За квартиру, слава Богу, платит мать… Ничего! Я ещё подрабатываю в театре декоратором и костюмером… Как-нибудь выкарабкаемся…»
                             Он рассуждал, а его рука, привыкшая к кисти, двигалась и двигалась, закрашивая густой чёрной краской картину. Пока не получился чёрный квадрат…

                            Внезапно скрипнула дверь и в комнату вошёл Главный Покупатель. На его длиннополом кашемировом пальто и на шляпе блестели капельки дождя. Он снял шляпу и встряхнул её:
                           - Привет, Казимир! Вот…  под дождь попал… На улице мерзко – сыро и слякотно… Ну, и как наши дела?!
                           Главный Покупатель подошёл к Художнику и заглянул на мольберт. Только что намазанный Художником чёрный квадрат жирно блеснул влажной краской.
                           Повисла пауза…
                            Её прервал Художник:
                            - Вот… - выдавил он из себя, не зная как оправдаться за неисполненную работу, - я… собственно…
                              Главный Покупатель, жадно вглядывающийся всё это время в загрунтованный холст на мольберте, неожиданно прервал Художника:
                             - Погоди! Попытаюсь сам расшифровать!
                              Он, пристально вглядываясь в картину, то приближался к ней, то отстранялся от холста, то, сворачивая ладонь трубочкой, смотрел на картину, как в бинокль. Потом стал медленно говорить:
                              - Да… Такого у вас ещё не было! И я смело вам скажу – это – шедевр!
                                Он всё более воспалялся от своих слов и говорил всё громче и громче:
                              - Да! Не было! И мир вздрогнет от восторга! Попомните моё слово! Эта картина – та, что вас прославит!
                              Ваш «Чёрный квадрат» — это бунт в искусстве!
                               Это - революционное искусство на благо нового народа и новой эпохи!
                               Это приговор и царизму, и формализму!
                                «Черный квадрат» — это вызов православию и власти попов!
                                 «Черный квадрат» — это тотальная пустота, черная дыра, смерть! Но смерть всему отжившему старому и приветствие нарождающегося нового! Нарождающейся революции!..
                                  …Опешивший художник смотрел то на оратора, то на свой испорченный холст и постепенно его растерянность сменялась удовлетворением. Совсем оправившись от прежнего состояния, он наконец оседлал ситуацию:
                                   - Да… Знаете ли… Я волновался… Поймут ли потаённый замысел художника люди… Но, слава Богу, первым зрителем этого… полотна… стали вы – глубокий знаток искусства и тонкий ценитель живописи!
                                    Художник совсем овладел ситуацией. Его голос крепчал и звенел гордостью и торжеством:
                                    - И… знаете ли… я не продам вам эту, так трудно давшуюся мне картину… – он заметил удивление, мелькнувшее на лице повернувшегося к Художнику Главного Покупателя и, вовремя притормозив свой пафос, закончил:
                                      -…пока не продам! То есть…  вы считайте его своим и…  а я его пока выставлю на вернисаж и уже оттуда… вы его заберёте… принародно!
                                       Художник помолчал и добавил:
                                       - Я даже готов оплату за него получить от вас хоть сейчас! Чтобы… вы были спокойны, что этот шедевр – ваш!..

                                       …Так родилась легенда о рождении необыкновенной картины «Чёрный квадрат»…
                                             В этом же году предприимчивый Художник, быстренько нарисовал ещё и чёрный круг, посмеиваясь про себя, и наделяя визжавших от восторга почитателей,  самыми нелестными прозвищами…
                                             А ещё через несколько лет, когда поутих такой приятный для Художника ажиотаж вокруг его «космических» картин, он создал ещё «шедевр» - «Чёрный крест».
                                              В планах у него было ещё многое; и «Чёрный треугольник» и «Чёрный куб», и «Чёрный параллелограмм»…
                                              Но фортуна, посчитав, что достаточно потратилась на Художника,  тут вильнула хвостом и уплыла к другим жаждущим славы и денег.
                                               Первые годы большевицкой власти, встречавшие «на ура» любое,  революционно-ниспровергающее всё старое,  сочинение сменились годами бурных строек и реальных дел и в моду вошёл социалистический реализм.
                                               На высший пост страны взошёл человек, который не любил «всяческих выкрутас» и любил во всём определённость и ясность. И Художник, к этому времени выбившийся в крупные партийно-советские чиновники, потерял и свою должность, и свою бывалую славу.    

=============================================================================
(*) – «Так проходит слава мира!» лат.

 

© Copyright: Матвей Тукалевский, 2015

Регистрационный номер №0317771

от 21 ноября 2015

[Скрыть] Регистрационный номер 0317771 выдан для произведения:    …Работа не шла, хоть плач! Художник отупело смотрел на неудавшееся полотно с ещё сырой краской и тоскливо думал о том, что сегодня должен прийти его Главный Покупатель смотреть его новую работу…
                           …Художник невольно взглянул на часы – до прихода Главного покупателя оставалось не более часа. Взгляд Художника перешёл на полотно. Оно раздражало и злило.
                           Мысли Художника скупо цедились сквозь злость и отчаяние, охвативших его:
«Конечно, футуризм позволяет ни в чём видеть что-то… А эти бараны, его почитатели, готовы понавыдумывать такого, чего он и в мыслях не имел, берясь за палитру! Знатоки хреновы! Им вынь да положь сенсацию! Щедевр! Ах! Чтоб их всех!»
                           Художник вгляделся в разноцветные мутные тени на картине:
                           «Ну и что это я намалевал?! Как это расшифровать?! Или хоть как назвать?! Остальное эти примитивы сами додумают!»
                            Он взялся за кисть и в сердцах бросил её на пол:
                            «Чёт-те что! Ничего в голову не лезет... Надо хоть эту пакость закрасить…»
                             Художник нагнулся, поднял с пола кисть и медленно, о чём-то невесёлом думая, машинально набрал на неё большой ком чёрной грунтовой краски и стал замалёвывать свой неудавшийся «шедевр»…
                             «Так его! Так его! Замажем чёрной краской! Самой чёрной! Самой грязной! И пусть этот идиот – толстосум приходит! Пусть останусь я без денег! Пусть молодая жена опять пилит меня! За квартиру, слава Богу, платит мать… Ничего! Я ещё подрабатываю в театре декоратором и костюмером… Как-нибудь выкарабкаемся…»
                             Он рассуждал, а его рука, привыкшая к кисти, двигалась и двигалась, закрашивая густой чёрной краской картину. Пока не получился чёрный квадрат…

                            Внезапно скрипнула дверь и в комнату вошёл Главный Покупатель. На его длиннополом кашемировом пальто и на шляпе блестели капельки дождя. Он снял шляпу и встряхнул её:
                           - Привет, Казимир! Вот…  под дождь попал… На улице мерзко – сыро и слякотно… Ну, и как наши дела?!
                           Главный Покупатель подошёл к Художнику и заглянул на мольберт. Только что намазанный Художником чёрный квадрат жирно блеснул влажной краской.
                           Повисла пауза…
                            Её прервал Художник:
                            - Вот… - выдавил он из себя, не зная как оправдаться за неисполненную работу, - я… собственно…
                              Главный Покупатель, жадно вглядывающийся всё это время в загрунтованный холст на мольберте, неожиданно прервал Художника:
                             - Погоди! Попытаюсь сам расшифровать!
                              Он, пристально вглядываясь в картину, то приближался к ней, то отстранялся от холста, то, сворачивая ладонь трубочкой, смотрел на картину, как в бинокль. Потом стал медленно говорить:
                              - Да… Такого у вас ещё не было! И я смело вам скажу – это – шедевр!
                                Он всё более воспалялся от своих слов и говорил всё громче и громче:
                              - Да! Не было! И мир вздрогнет от восторга! Попомните моё слово! Эта картина – та, что вас прославит!
                              Ваш «Чёрный квадрат» — это бунт в искусстве!
                               Это - революционное искусство на благо нового народа и новой эпохи!
                               Это приговор и царизму, и формализму!
                                «Черный квадрат» — это вызов православию и власти попов!
                                 «Черный квадрат» — это тотальная пустота, черная дыра, смерть! Но смерть всему отжившему старому и приветствие нарождающегося нового! Нарождающейся революции!..
                                  …Опешивший художник смотрел то на оратора, то на свой испорченный холст и постепенно его растерянность сменялась удовлетворением. Совсем оправившись от прежнего состояния, он наконец оседлал ситуацию:
                                   - Да… Знаете ли… Я волновался… Поймут ли потаённый замысел художника люди… Но, слава Богу, первым зрителем этого… полотна… стали вы – глубокий знаток искусства и тонкий ценитель живописи!
                                    Художник совсем овладел ситуацией. Его голос крепчал и звенел гордостью и торжеством:
                                    - И… знаете ли… я не продам вам эту, так трудно давшуюся мне картину… – он заметил удивление, мелькнувшее на лице повернувшегося к Художнику Главного Покупателя и, вовремя притормозив свой пафос, закончил:
                                      -…пока не продам! То есть…  вы считайте его своим и…  а я его пока выставлю на вернисаж и уже оттуда… вы его заберёте… принародно!
                                       Художник помолчал и добавил:
                                       - Я даже готов оплату за него получить от вас хоть сейчас! Чтобы… вы были спокойны, что этот шедевр – ваш!..

                                       …Так родилась легенда о рождении необыкновенной картины «Чёрный квадрат»…
                                             В этом же году предприимчивый Художник, быстренько нарисовал ещё и чёрный круг, посмеиваясь про себя, и наделяя визжавших от восторга почитателей,  самыми нелестными прозвищами…
                                             А ещё через несколько лет, когда поутих такой приятный для Художника ажиотаж вокруг его «космических» картин, он создал ещё «шедевр» - «Чёрный крест».
                                              В планах у него было ещё многое; и «Чёрный треугольник» и «Чёрный куб», и «Чёрный параллелограмм»…
                                              Но фортуна, посчитав, что достаточно потратилась на Художника,  тут вильнула хвостом и уплыла к другим жаждущим славы и денег.
                                               Первые годы большевицкой власти, встречавшие «на ура» любое,  революционно-ниспровергающее всё старое,  сочинение сменились годами бурных строек и реальных дел и в моду вошёл социалистический реализм.
                                               На высший пост страны взошёл человек, который не любил «всяческих выкрутас» и любил во всём определённость и ясность. И Художник, к этому времени выбившийся в крупные партийно-советские чиновники, потерял и свою должность, и свою бывалую славу.    

=============================================================================
(*) – «Так проходит слава мира!» лат.

 
 
Рейтинг: +3 427 просмотров
Комментарии (7)
Галина Карташова # 23 ноября 2015 в 23:50 0
Это точно, "знатоки" от искусства могут объяснить и возвысить любую, самую маразматическую поделку. А массы будут согласно поддакивать, ничего не понимая, но опасаясь того, что их могут обвинить в отсталости и не восприятии прекрасного.

Сколько тому примеров.

Прекрасно, Матвей! live1
Матвей Тукалевский # 24 ноября 2015 в 13:33 +1

Этюд с "Голым королём" повсеместно в жизни повторяется!

625530bdc4096c98467b2e0537a7c9cd
Галина Карташова # 2 декабря 2015 в 19:24 0

Как это верно!

Надежда Рыжих # 28 ноября 2015 в 17:03 0
А черный квадрат Малевича имеет под собой еще две картины. Так определили недавно. Говорил народ, что чувствует бездну в этой черноте, но то движение души каждого человека: или чувствует, ли не чувствует она что-то.
Матвей Тукалевский # 28 ноября 2015 в 17:17 +1

Да это, Надежда и понятно; один подрамник художники многократно используют...

scratch
Лариса Тарасова # 20 декабря 2015 в 18:12 0
Увы... так и проходит слава мира! (с)
Матвей Тукалевский # 27 декабря 2015 в 13:58 0

Увы, это так!