ГлавнаяПрозаЖанровые произведенияФантастика → Комета Лодорра. Привет из прошлого ч.20

Комета Лодорра. Привет из прошлого ч.20

5 апреля 2016 - Анна Магасумова
article337215.jpg

  Арсеньев и зеркало Бохаи

Странная это штука – зеркало: рама как у обыкновенной картины, а между тем в ней можно увидеть сотни различных картин, причём очень живых и мгновенно исчезающих навеки.
(Гилберт Кийт Честертон  "Мудрость отца Брауна")

В зеркало смотрим не только мы. Оттуда смотрят на нас.
(Наталья Солнцева. "Кинжал Зигфрида") 

  Второе зеркало Бохаи досталось ещё одному русскому путешественнику, с которым познакомились люди-птицы. Именно они дали возможность найти волшебное зеркало.
    Владимир  Арсеньев в  1906 — 1910 годах  проводил  раскопки на реках Тадуши и Арзамасовке около залива Святой Ольги.(1) 

(Ольгинский район, посёлок Ольга)
   Здесь он нашёл старинные укрепления времён бохайцев, а среди них около 50 горных пород.  Весь найденный археологический материал  Арсеньев отправил в Русский музей, где была устроена выставка коллекций. 
  Выставку посетил  Император Николай II. Ему представили Арсеньева. Но путешественника заранее предупредили:
-  Государь большой любитель не только археологии. Одно из увлечений императора — мистика. 
— Значит, мы найдём общий язык! 
  Владимир Клавдиевич  рассказал Николаю о Великих Зеркалах. 
— Я  посвящён в тайну волшебного зеркала Бохаи, — признался Государь.  — Не спрашивай как это произошло. Всё равно не скажу.
— Тогда Ваше превосходительство, Вам будет интересно узнать об особом виде золота, -  попытался заинтриговать императора путешественник.
-  Что за особый вид золота? 
Николай II удивился.
Арсеньев показал образцы пород и поведал о Зол
отой Бабе. 
— Это огромный самородок золота, добытый в жерле одного из вулканов на Курилах. Внешне напоминает фигуру мускулистой и многорукой женщины. Легенды гласили, что она живая, может перемещаться с места на место. Кроме того, исцеляет болезни.
— Неужели такое может быть!
  Удивлению императора не было предела. Арсеньева польстило, что он смог заинтересовать императора.
— Народы Севера, Сибири и Дальнего Востока считали и считают Золотую Бабу прародительницей народов! Тот, кто её найдёт, будет владеть могущественной властью над людьми.
— Думаю, что многие пытались найти этот символ силы и власти.

— Верно, Ваше Превосходительство! Когда полчища Чингисхана хлынули в Приморье, военачальник Нахатэ спрятал Золотую Бабу в  в толще горы Пидан, замуровав вход. Там она лежала уже тысячи лет под охраной  заговоров и заклятий, которые не допускали к ней никого. 
— Лежала? Что, уже не лежит? — спросил Николай II.

Николай II
Владимир Клавдиевич вздохнул и продолжил:
-  Одновременно сделали деревянную копию, покрыв её золотом и вывезли в неизвестном направлении.  Совсем недавно пять жрецов шуби одновременно узнали, что существует опасность снятия заклинаний и запретов.
— А это значит, потеря реликвии? — предположил Николай II.
Владимир Клавдиевич кивнул головой 
-  Вот и  собрались вместе жрецы, чтобы решить, как избежать этого. Но каждый стал говорить о другом.
"Над Россией большая концентрация энергий", — поведал один.
" Всполохи настолько сильны, что приведут к войне и мятежам", — сообщил другой.
"Россию ждут большие потрясения. Нужна будет помощь матери-прародительницы. Это поведала  шуби-птица".
— Шуби-птица? О летающем человеке слышал, — перебил император путешественника.
— Шуби-птица — это и есть летающий человек!  Так вот, пришлось жрецам снять заклинание, — продолжал Арсеньев, — но это привело к потере реликвии. Где находится сейчас Золотая Баба, неизвестно. 
На выставке были размещены также черепа, кости и множество предметов, связанных с культом погребения бохайцев. Арсеньев нашел их в необычных местах, очень напоминающие гнезда птиц.
  Постоянное общение с "человеком-птицей" привело жрецов к пониманию сути ухода души человека в подземный мир, откуда приходили шуби — "летающие люди". Видимо, поэтому жрецы и помещали черепа умерших в гнезда, считая, что так шуби легче будет унести души людей в свой мир.
— Владимир Клавдиевич! — обратился император к Арсеньеву. — На черепах вырезаны птицы, так похожие на людей — это и есть шуби-птицы?
  Арсеньев только кивнул головой. Николай II, рассматривая черепа, застыл, задумался. Так простоял в оцепенении несколько минут. Взгляд стал не живым, тусклым. Потом  император очнулся так же неожиданно. 
— Знаете что! Приказываю убрать с выставки все черепа, а также кости и все предметы, связанные с культом погребения. Вы не должны были их сюда привозить...
  И совсем неожданно добавил:
— Вот в волшебное зеркало я еще раз посмотрел бы...
Арсеньев задумался: 
— Но с чего  так внезапно Николай II принял это решение? Он же знаток археологии.  Все предметы, связаны с культом смерти. Не потому ли, что государь терпеть не может всяких упоминаний о смерти? 
  Но Владимир Клавдиевич не знал, что Николай  II  видел свое страшное будущее в  том Волшебном Зеркале, которое привез Пржевальский.
    В тот год Арсеньев никак не мог понять, что так заинтересовало Николая II в ритуальных рисунках птиц на черепах. Он не мог знать, что и о черепах, и о волшебных зеркалах, и о будущем Николаю известно гораздо больше, чем ему самому. Лишь в 1916 году после статьи "Шаманство у сибирских инородцев и их анимистические воззрения на природу" Арсеньев увидел в ином свете логику событий и своей жизни, и жизни других людей.  Его представление о судьбе изменилось,  мысли о происходящем стали более понятнее, чем прежде. 
   Арсеньев  ответил на вопросы царя, который к тому времени уже знал свою судьбу, и не сколько не хотел, сколько  не мог что-либо в ней изменить.  
  Только тогда Владимир Клавдиевич понял, что император хотел  у него узнать его представление о судьбе, есть ли возможность изменить будущее.  Но почему- промолчал. Зеркальные видения Николая II воплотились в реальность после Октября 1917. Возможно даже, что он видел и последние дни своей семьи. Только это объясняет необычное  спокойствие во всех событиях Николая II.
  Что император увидел в рисунках на черепах? Мы уже не узнаем.
  Валерий Юрковец, горный инженер и геофизик,   провел огромную работу сравнительного языкового анализа рисунков, так напоминающих китайские письмена, и свои доказательства привёл в своем труде "Мы вспомним всё". 
— Надписи чжурчжэней относятся к славянскому языку, написаны славянскими рунами и являются праславянскими.
  Удивительно? В другом труде "Лабиринты преданий" он объясняет:
— Около 35 тысяч лет тому назад на Земле наступил "эпизод Лашама" — произошла инверсия (нарушение)  геомагнитного поля. (2) В результате произошло похолодание. Человек, ранее селившийся в бассейне Белого моря, стал переселяться на Восточно-Европейскую равнину, на территорию ЕвроАзии. так праславяне с течением времени попали  на Дальний Восток. Произошло заселение Приморья и ассимиляция с шуби и Бохаи. 
   Кстати, руны, кроме Империи Чжурчжэней, на территории Дальнего Востока больше нигде не употреблялись. Тайну рунического письма чжурчжэни позаимствовали у своих предков — шуби.  В китайских источниках говорится о письме бохайского правителя, написанном непонятными для китайцев знаками, напоминающими отпечатки лап животных и птиц. 
Шуби, плупоны - 
Птицы, драконы
Очень разумны...

Бохайские руны -
Лап отпечатки,
Словно заплатки.

Эти чжурчжени -
Связь поколений!
Славяне, китайцы,
Кидане, нанайцы.(3)

Что правда, что нет – 
Сами решайте!
Или читайте!
(стихи автора)

Экспедиция Арсеньева на Камчатку 

   В начале осени 1918 года состоялась   экспедиция   Арсеньева на Камчатку. Он стремился отыскать всё, что могло быть связано с зеркалами Бохаи. Известно лишь, что у Арсеньева было одно необыкновенное зеркальце весьма уникальной работы. Он постоянно носил его и часто  держал в руках. Этим зеркалом очень дорожил. 
  Настроение у Владимира Клавдиевича   было тревожное, подавленное. Его не покидали опасения  за судьбы близких. В России шла Гражданская война. 14 сентября  на реке Быстрой сопровождавшие Арсеньева охотники  убили трёх «рыбачивших» медведей.
   Это событие  произвело на него  большое впечатление. Дневник этого дня путешественник  закончил словами:
«Воспоминания эти останутся на всю жизнь». 
   В то время Арсеньев не скрывал своего возмущения по поводу любителей лёгкой наживы, тех, кто прибыл в Приморье и  занимался торгашеством и перекупкой. Он выскажет своё мнние:
"Есть такая категория русских переселенцев, которые  не желают трудиться и ведут образ жизни, который можно охарактеризовать  тремя словами: лень, невежество и пьянство".
   На обратном пути, как рассказывал Владимир Клавдиевич: "плавание было сравнительно спокойное, если не считать смерч, водоворот и аварию ночью в Сангарском проливе". 
Запомнилась   беседа с японцем.   О чём?  Арсеньев никому не рассказывал.
  Когда японец ушёл в свою каюту, Владимир Клавдиевич  долго сидел и повторял как в бреду: 
  "Тайна зеркала умрет вместе с теми, кто узнал её. Неужели они готовы убивать. Нет, я не верю! Почему я не могу об этом говорить?"
   А 24 ноября он пережил личную трагедию, что стало для него потрясением на всю жизнь. Под Конотопом на хуторе Дубовщина, в усадьбе Арсеньевых на Украине, были зверски убиты его родители, брат и две сестры, одна из которых, Ольга, была болььна психически после перенесённого в детстве менингита. 
  Затем была ещё одна беседа, уже с другим японцем, после чего Арсеньев уничтожил рукопись работы " Путешествие на Камчатку", подготовленную к публикации. Об этих разговорах Арсеньев позднее все-таки рассказал в книге "Страна Удэхэ". Рукописи "Путешествия на Камчатку" так и не найдены, хотя и ходили упорные слухи, что они сохранились. По-видимому, тайна открытий на Камчатке, загадка волшебных зеркал так и не будет разгадана. (4)
Тайна может быть страшной,
  Тайну нужно сокрыть,
  Тайна необычайна,
  Она может убить...
(стихи автора)

Вторая экспедиция Арсеньева на Камчатку 

   В 1923 году во время очередной экспедиции на Камчатку, застигнутый штормом, Арсеньев остановился  сначала в  Хакодате, а потом в Отару. (5) Он  осмотрел древние  камни, после чего прошёл  пролив Лаперуза в Охотское море. При лёгком ветре, дующем с юга и по траверсу Курил повернул  на север. В этой суматохе  у него выкрали часть его архивов и рукопись неопубликованной работы "Страна Удэхэ", а также личные вещи, вывезенные им из экспедиций, в том числе и коллекцию бронзовых зеркал. Бесследно исчезло и то зеркальце, которое Арсеньев берёг как зеницу ока. 


Бохаи о душе человека 

Душа человека -  птица,
В небо она стремится.
Может, это обидно,
Только души  не видно.
Невидимая улетает,
Куда — человек не узнает.
Тело — платье души,
Чернить её не спеши!
(стихи автора)
  Ещё с древности у многих  народов  душа человека представлялась в виде птицы. Так  нанайцы полагали, что со смертью человека душа птицей покидала телесную оболочку и улетала в царство душ. Местом её обитания до поры до времени  становилось росшее там огромное родовое дерево. Впоследствии эта птица-душа, вернувшись на землю, попадала в лоно женщины и в виде новорождённого вновь воплощалась в человека. 
  Также и бохайцы, как, впрочем, и их преемники чжурчжэни мыслили душу человека в виде мифической птицы,  которая  при жизни человека  и спустя  некоторое время после смерти  находилась в черепе. 
  Только бохайцы, в отличие от других, общались с этой Птицей, ревностно храня заветные секреты уникальной мистической связи. Интересно, что следы культа человека-птицы существовали до недавнего времени на острове Пасхи. И там, по преданиям, люди разговаривали с летающими людьми. Значит, они жили там? Не только на  горе Пидан?! Так что, вполне возможно, что подземными ходами  плупоны/люди-птицы попали с Приморья в юго-восточную часть Тихого океана, одно из самых загадочных мест Земного шара.
Душа-птица 
В небо стремится,
Если устанет, 
На дерево сядет,
Сил набирая,
Перелетает,
Растёт, расцветает,
И тело обретает.
(стихи автора)
  Предания не только нанайцев, но и других народов повествуют о том, что вскоре после смерти человека его душа в виде птицы, выбирается из черепа  и летит  в царство душ, где она до поры до времени поселяется на дереве. При этом считалось, что на первых порах, обессиленная трудным перелетом, птица-душа находилась на нижних ветвях родового дерева, но затем по мере накопления сил она, увеличиваясь в размерах, постепенно начинала перелетать с нижних веток на верхние, а уже оттуда — на Землю, причём обязательно во владения своего рода. Именно там птица-душа вновь обретала человеческую плоть. 
  Этот круговорот человеческой души мог, по представлениям бохайцев, совершаться беспрерывно, подобно чередованию времён года, вселяя тем самым надежду каждому члену рода, что когда-нибудь он сможет вновь возродиться  на Земле. Не только в своем же роду и племени, но и среди людей-птиц. Отсюда понятна та чрезмерная забота о душе усопшего у бохайцев, поскольку это было и заботой о продлении самого рода.(6)

Память об Арсеньеве 

Отражения тех, кто ушел, остаётся — отпечатком, который сохранится навсегда. Иначе как объяснить, что зеркала со временем тускнеют?..
(Елена Катишонок «Когда уходит человек»)
   Приморский край.  Предгорья Сихотэ-Алиня.  В долине реки Даубихэ расположилось небольшое село Семёново. До Владивостока 272 км. В 1902 году село   объединило  три населённых пункта: деревню Петропавловку, селение Семёново и хутор Халада. Село стало называться Семёновка. Прошло 36 лет. Здесь началось строительство двух крупных заводов военного назначения. Были возведены многоэтажные дома. Село было преобразовано в рабочий посёлок. Название не изменилось.

   В 1952 году рабочий посёлок получил статус города и был переименован в Арсеньев. Как было отмечено в указе: 
"Назвать город Арсеньев  в честь известного русского учёного, путешественника, писателя и исследователя Дальнего Востока Владимира Клавдиевича Арсеньева. Реку Даубихе, приток Уссури переименовать в реку Арсеньевка".

    Через город протекает река Дачная (старое название Халаза). Над городом возвышается сопка Обзорная. Её высота 876 м. С  сопки видна удивительная панорама Арсеньева, долины реки Арсеньевки, территория заказника «Тихий», сёл Анучинского и Яковлевского районов, отроги хребта Сихотэ-Алинь.


(1) Залив  Святой Ольги — залив Японского моря на юго-восточном побережье Приморского края. Длина залива 11 км, ширина около 4 км. Берега залива возвышенные, покрытые смешанным лесом.
Зимой покрывается льдом лишь мелководная бухта «Тихая пристань», основная же часть залива не замерзает. Несмотря на среднюю температуру воздуха зимой в 11; мороза, вода в заливе, благодаря Приморскому течению, колеблется в пределах 2-3 °C. По этой же причине температура воды в заливе даже в августе не поднимается выше 16 °C. В залив впадают реки Аввакумовка и Ольга.
(2) инверсия — преобразование пространства, перестановка, нарушение нормального порядка
(3) кидане — так назывался народ, живший в X веке на границе с Китаем

(5) Хакодате — политический, экономический и культурный центр юга  Хоккайдо. Он расположен на полуострове Камеда, юго-восточной части большего полуострова Осима. С юга город омывается водами Сангарского пролива, а на западе — водами залива Хакодате..
Восток Хакодате гористый. Наивысшая точка — гора Мимори, высота которой достигает 842 м. Живописное восточное побережье отнесено к Префектурному парку Эсан.
Отару — портовый город на побережье Японского моря в северной части округа Сирибеси  на юго-западе японского острова Хоккайдо. Город находится на берегу залива Исикари и долгое время являлся крупнейшим портом залива.  Отару — крупный туристический центр, по сути, представляющий собой 
пригород Саппоро. Южная часть города расположена на крутых склонах гор, поэтому высота города резко понижается от предгорий до берега.

© Copyright: Анна Магасумова, 2016

Регистрационный номер №0337215

от 5 апреля 2016

[Скрыть] Регистрационный номер 0337215 выдан для произведения:

  Арсеньев и зеркало Бохаи

Странная это штука – зеркало: рама как у обыкновенной картины, а между тем в ней можно увидеть сотни различных картин, причём очень живых и мгновенно исчезающих навеки.
(Гилберт Кийт Честертон  "Мудрость отца Брауна")


В зеркало смотрим не только мы. Оттуда смотрят на нас.
(Наталья Солнцева. "Кинжал Зигфрида") 


  Второе зеркало Бохаи досталось ещё одному русскому путешественнику, с которым познакомились люди-птицы. Именно они дали возможность найти волшебное зеркало.
    Владимир  Арсеньев в  1906 — 1910 годах  проводил  раскопки на реках Тадуши и Арзамасовке около залива Святой Ольги.(1) 

(Ольгинский район, посёлок Ольга)
   Здесь он нашёл старинные укрепления времён бохайцев, а среди них около 50 горных пород.  Весь найденный археологический материал  Арсеньев отправил в Русский музей, где была устроена выставка коллекций. 
  Выставку посетил  Император Николай II. Ему представили Арсеньева. Но путешественника заранее предупредили:
-  Государь большой любитель не только археологии. Одно из увлечений императора — мистика. 
— Значит, мы найдём общий язык! 
  Владимир Клавдиевич  рассказал Николаю о Великих Зеркалах. 
— Я  посвящён в тайну волшебного зеркала Бохаи, — признался Государь.  — Не спрашивай как это произошло. Всё равно не скажу.
— Тогда Ваше превосходительство, Вам будет интересно узнать об особом виде золота, -  попытался заинтриговать императора путешественник.
-  Что за особый вид золота? 
Николай II удивился.
Арсеньев показал образцы пород и поведал о Зол
отой Бабе. 
— Это огромный самородок золота, добытый в жерле одного из вулканов на Курилах. Внешне напоминает фигуру мускулистой и многорукой женщины. Легенды гласили, что она живая, может перемещаться с места на место. Кроме того, исцеляет болезни.
— Неужели такое может быть!
  Удивлению императора не было предела. Арсеньева польстило, что он смог заинтересовать императора.
— Народы Севера, Сибири и Дальнего Востока считали и считают Золотую Бабу прародительницей народов! Тот, кто её найдёт, будет владеть могущественной властью над людьми.
— Думаю, что многие пытались найти этот символ силы и власти.

— Верно, Ваше Превосходительство! Когда полчища Чингисхана хлынули в Приморье, военачальник Нахатэ спрятал Золотую Бабу в  в толще горы Пидан, замуровав вход. Там она лежала уже тысячи лет под охраной  заговоров и заклятий, которые не допускали к ней никого. 
— Лежала? Что, уже не лежит? — спросил Николай II.

Николай II
Владимир Клавдиевич вздохнул и продолжил:
-  Одновременно сделали деревянную копию, покрыв её золотом и вывезли в неизвестном направлении.  Совсем недавно пять жрецов шуби одновременно узнали, что существует опасность снятия заклинаний и запретов.
— А это значит, потеря реликвии? — предположил Николай II.
Владимир Клавдиевич кивнул головой 
-  Вот и  собрались вместе жрецы, чтобы решить, как избежать этого. Но каждый стал говорить о другом.
"Над Россией большая концентрация энергий", — поведал один.
" Всполохи настолько сильны, что приведут к войне и мятежам", — сообщил другой.
"Россию ждут большие потрясения. Нужна будет помощь матери-прародительницы. Это поведала  шуби-птица".
— Шуби-птица? О летающем человеке слышал, — перебил император путешественника.
— Шуби-птица — это и есть летающий человек!  Так вот, пришлось жрецам снять заклинание, — продолжал Арсеньев, — но это привело к потере реликвии. Где находится сейчас Золотая Баба, неизвестно. 
На выставке были размещены также черепа, кости и множество предметов, связанных с культом погребения бохайцев. Арсеньев нашел их в необычных местах, очень напоминающие гнезда птиц.
  Постоянное общение с "человеком-птицей" привело жрецов к пониманию сути ухода души человека в подземный мир, откуда приходили шуби — "летающие люди". Видимо, поэтому жрецы и помещали черепа умерших в гнезда, считая, что так шуби легче будет унести души людей в свой мир.
— Владимир Клавдиевич! — обратился император к Арсеньеву. — На черепах вырезаны птицы, так похожие на людей — это и есть шуби-птицы?
  Арсеньев только кивнул головой. Николай II, рассматривая черепа, застыл, задумался. Так простоял в оцепенении несколько минут. Взгляд стал не живым, тусклым. Потом  император очнулся так же неожиданно. 
— Знаете что! Приказываю убрать с выставки все черепа, а также кости и все предметы, связанные с культом погребения. Вы не должны были их сюдла привозить...
  И совсем неожданно добавил:
— Вот в волшебное зеркало я еще раз посмотрел бы...
Арсеньев задумался: 
— Но с чего  так внезапно Николай II принял это решение? Он же знаток археологии.  Все предметы, связаны с культом смерти. Не потому ли, что государь терпеть не может всяких упоминаний о смерти? 
  Но Владимир Клавдиевич не знал, что Николай  II  видел свое страшное будущее в  том Волшебном Зеркале, которое привез Пржевальский.
    В тот год Арсеньев никак не мог понять, что так заинтересовало Николая II в ритуальных рисунках птиц на черепах. Он не мог знать, что и о черепах, и о волшебных зеркалах, и о будущем Николаю известно гораздо больше, чем ему самому. Лишь в 1916 году после статьи "Шаманство у сибирских инородцев и их анимистические воззрения на природу" Арсеньев увидел в ином свете логику событий и своей жизни, и жизни других людей.  Его представление о судьбе изменилось,  мысли о происходящем стали более понятнее, чем прежде. 
   Арсеньев  ответил на вопросы царя, который к тому времени уже знал свою судьбу, и не сколько не хотел, сколько  не мог что-либо в ней изменить.  
  Только тогда Владимир Клавдиевич понял, что император хотел  у него узнать его представление о судьбе, есть ли возможность изменить будущее.  Но почему- промолчал. Зеркальные видения Николая II воплотились в реальность после Октября 1917. Возможно даже, что он видел и последние дни своей семьи. Только это объясняет необычное  спокойствие во всех событиях Николая II.
  Что император увидел в рисунках на черепах? Мы уже не узнаем.
  Валерий Юрковец, горный инженер и геофизик,   провел огромную работу сравнительного языкового анализа рисунков, так напоминающих китайские письмена, и свои доказательства привёл в своем труде "Мы вспомним всё". 
— Надписи чжурчжэней относятся к славянскому языку, написаны славянскими рунами и являются праславянскими.
  Удивительно? В другом труде "Лабиринты преданий" он объясняет:
— Около 35 тысяч лет тому назад на Земле наступил "эпизод Лашама" — произошла инверсия (нарушение)  геомагнитного поля. (2) В результате произошло похолодание. Человек, ранее селившийся в бассейне Белого моря, стал переселяться на Восточно-Европейскую равнину, на территорию ЕвроАзии. так праславяне с течением времени попали  на Дальний Восток. Произошло заселение Приморья и ассимиляция с шуби и Бохаи. 
   Кстати, руны, кроме Империи Чжурчжэней, на территории Дальнего Востока больше нигде не употреблялись. Тайну рунического письма чжурчжэни позаимствовали у своих предков — шуби.  В китайских источниках говорится о письме бохайского правителя, написанном непонятными для китайцев знаками, напоминающими отпечатки лап животных и птиц. 
Шуби, плупоны - 
Птицы, драконы
Очень разумны...

Бохайские руны -
Лап отпечатки,
Словно заплатки.

Эти чжурчжени -
Связь поколений!
Славяне, китайцы,
Кидане, нанайцы.(3)

Что правда, что нет – 
Сами решайте!
Или читайте!
(стихи автора)


Экспедиция Арсеньева на Камчатку 

   В начале осени 1918 года состоялась   экспедиция   Арсеньева на Камчатку. Он стремился отыскать всё, что могло быть связано с зеркалами Бохаи. Известно лишь, что у Арсеньева было одно необыкновенное зеркальце весьма уникальной работы. Он постоянно носил его и часто  держал в руках. Этим зеркалом очень дорожил. 
  Настроение у Владимира Клавдиевича   было тревожное, подавленное. Его не покидали опасения  за судьбы близких. В России шла Гражданская война. 14 сентября  на реке Быстрой сопровождавшие Арсеньева охотники  убили трёх «рыбачивших» медведей.
   Это событие  произвело на него  большое впечатление. Дневник этого дня путешественник  закончил словами:
«Воспоминания эти останутся на всю жизнь». 
   В то время Арсеньев не скрывал своего возмущения по поводу любителей лёгкой наживы, тех, кто прибыл в Приморье и  занимался торгашеством и перекупкой. Он выскажет своё мнние:
"Есть такая категория русских переселенцев, которые  не желают трудиться и ведут образ жизни, который можно охарактеризовать  тремя словами: лень, невежество и пьянство".
   На обратном пути, как рассказывал Владимир Клавдиевич: "плавание было сравнительно спокойное, если не считать смерч, водоворот и аварию ночью в Сангарском проливе". 
Запомнилась   беседа с японцем.   О чём?  Арсеньев никому не рассказывал.
  Когда японец ушёл в свою каюту, Владимир Клавдиевич  долго сидел и повторял как в бреду: 
  "Тайна зеркала умрет вместе с теми, кто узнал её. Неужели они готовы убивать. Нет, я не верю! Почему я не могу об этом говорить?"
   А 24 ноября он пережил личную трагедию, что стало для него потрясением на всю жизнь. Под Конотопом на хуторе Дубовщина, в усадьбе Арсеньевых на Украине, были зверски убиты его родители, брат и две сестры, одна из которых, Ольга, была болььна психически после перенесённого в детстве менингита. 
  Затем была ещё одна беседа, уже с другим японцем, после чего Арсеньев уничтожил рукопись работы " Путешествие на Камчатку", подготовленную к публикации. Об этих разговорах Арсеньев позднее все-таки рассказал в книге "Страна Удэхэ". Рукописи "Путешествия на Камчатку" так и не найдены, хотя и ходили упорные слухи, что они сохранились. По-видимому, тайна открытий на Камчатке, загадка волшебных зеркал так и не будет разгадана. (4)
Тайна может быть страшной,
  Тайну нужно сокрыть,
  Тайна необычайна,
  Она может убить...

(стихи автора)

Вторая экспедиция Арсеньева на Камчатку 

   В 1923 году во время очередной экспедиции на Камчатку, застигнутый штормом, Арсеньев остановился  сначала в  Хакодате, а потом в Отару. (5) Он  осмотрел древние  камни, после чего прошёл  пролив Лаперуза в Охотское море. При лёгком ветре, дующем с юга и по траверсу Курил повернул  на север. В этой суматохе  у него выкрали часть его архивов и рукопись неопубликованной работы "Страна Удэхэ", а также личные вещи, вывезенные им из экспедиций, в том числе и коллекцию бронзовых зеркал. Бесследно исчезло и то зеркальце, которое Арсеньев берёг как зеницу ока. 
Бохаи о душе человека 
Душа человека -  птица,
В небо она стремится.
Может, это обидно,
Только души  не видно.
Невидимая улетает,
Куда — человек не узнает.
Тело — платье души,
Чернить её не спеши!

(стихи автора)
  Ещё с древности у многих  народов  душа человека представлялась в виде птицы. Так  нанайцы полагали, что со смертью человека душа птицей покидала телесную оболочку и улетала в царство душ. Местом её обитания до поры до времени  становилось росшее там огромное родовое дерево. Впоследствии эта птица-душа, вернувшись на землю, попадала в лоно женщины и в виде новорождённого вновь воплощалась в человека. 
  Также и бохайцы, как, впрочем, и их преемники чжурчжэни мыслили душу человека в виде мифической птицы,  которая  при жизни человека  и спустя  некоторое время после смерти  находилась в черепе. 
  Только бохайцы, в отличие от других, общались с этой Птицей, ревностно храня заветные секреты уникальной мистической связи. Интересно, что следы культа человека-птицы существовали до недавнего времени на острове Пасхи. И там, по преданиям, люди разговаривали с летающими людьми. Значит, они жили там? Не только на  горе Пидан?! Так что, вполне возможно, что подземными ходами  плупоны/люди-птицы попали с Приморья в юго-восточную часть Тихого океана, одно из самых загадочных мест Земного шара.
Душа-птица 
В небо стремится,
Если устанет, 
На дерево сядет,
Сил набирая,
Перелетает,
Растёт, расцветает,
И тело обретает.
(стихи автора)

  Предания не только нанайцев, но и других народов повествуют о том, что вскоре после смерти человека его душа в виде птицы, выбирается из черепа  и летит  в царство душ, где она до поры до времени поселяется на дереве. При этом считалось, что на первых порах, обессиленная трудным перелетом, птица-душа находилась на нижних ветвях родового дерева, но затем по мере накопления сил она, увеличиваясь в размерах, постепенно начинала перелетать с нижних веток на верхние, а уже оттуда — на Землю, причём обязательно во владения своего рода. Именно там птица-душа вновь обретала человеческую плоть. 
  Этот круговорот человеческой души мог, по представлениям бохайцев, совершаться беспрерывно, подобно чередованию времён года, вселяя тем самым надежду каждому члену рода, что когда-нибудь он сможет вновь возродиться  на Земле. Не только в своем же роду и племени, но и среди людей-птиц. Отсюда понятна та чрезмерная забота о душе усопшего у бохайцев, поскольку это было и заботой о продлении самого рода.(6)

Память об Арсеньеве 

Отражения тех, кто ушел, остаётся — отпечатком, который сохранится навсегда. Иначе как объяснить, что зеркала со временем тускнеют?..
(Елена Катишонок «Когда уходит человек»)

   Приморский край.  Предгорья Сихотэ-Алиня.  В долине реки Даубихэ расположилось небольшое село Семёново. До Владивостока 272 км. В 1902 году село   объединило  три населённых пункта: деревню Петропавловку, селение Семёново и хутор Халада. Село стало называться Семёновка. Прошло 36 лет. Здесь началось строительство двух крупных заводов военного назначения. Были возведены многоэтажные дома. Село было преобразовано в рабочий посёлок. Название не изменилось.

   В 1952 году рабочий посёлок получил статус города и был переименован в Арсеньев. Как было отмечено в указе: 
"Назвать город Арсеньев  в честь известного русского учёного, путешественника, писателя и исследователя Дальнего Востока Владимира Клавдиевича Арсеньева. Реку Даубихе, приток Уссури переименовать в реку Арсеньевка".

    Через город протекает река Дачная (старое название Халаза). Над городом возвышается сопка Обзорная. Её высота 876 м. С  сопки видна удивительная панорама Арсеньева, долины реки Арсеньевки, территория заказника «Тихий», сёл Анучинского и Яковлевского районов, отроги хребта Сихотэ-Алинь.


(1) Залив  Святой Ольги — залив Японского моря на юго-восточном побережье Приморского края. Длина залива 11 км, ширина около 4 км. Берега залива возвышенные, покрытые смешанным лесом.
Зимой покрывается льдом лишь мелководная бухта «Тихая пристань», основная же часть залива не замерзает. Несмотря на среднюю температуру воздуха зимой в 11; мороза, вода в заливе, благодаря Приморскому течению, колеблется в пределах 2-3 °C. По этой же причине температура воды в заливе даже в августе не поднимается выше 16 °C. В залив впадают реки Аввакумовка и Ольга.
(2) инверсия — преобразование пространства, перестановка, нарушение нормального порядка
(3) кидане — так назывался народ, живший в X веке на границе с Китаем
(4) с сайта  http://www.pidan-gora.narod.ru/
(5) Хакодате — политический, экономический и культурный центр юга  Хоккайдо. Он расположен на полуострове Камеда, юго-восточной части большего полуострова Осима. С юга город омывается водами Сангарского пролива, а на западе — водами залива Хакодате..
Восток Хакодате гористый. Наивысшая точка — гора Мимори, высота которой достигает 842 м. Живописное восточное побережье отнесено к Префектурному парку Эсан.
Отару — портовый город на побережье Японского моря в северной части округа Сирибеси  на юго-западе японского острова Хоккайдо. Город находится на берегу залива Исикари и долгое время являлся крупнейшим портом залива.  Отару — крупный туристический центр, по сути, представляющий собой 
пригород Саппоро. Южная часть города расположена на крутых склонах гор, поэтому высота города резко понижается от предгорий до берега.
(6) автор Акинфеев Валерий с сайта  http://www.docme.ru/doc/171408/gosudarstvo-bohaj--698-926-gg.-

 
Рейтинг: 0 726 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!