ГлавнаяПрозаЭссе и статьиРелигия → Не так страшен чёрт, как его малюют. Баба Яга, как образ прекрасной богини древнего православия.

Не так страшен чёрт, как его малюют. Баба Яга, как образ прекрасной богини древнего православия.

article271344.jpg

Исследовательская работа. 

 

Введение.

     С раннего детства я люблю читать книги. Самыми первыми книжками, конечно были сказки. Самым интересным героем русских сказок, для меня всегда была Баба Яга. Я не испытывала никогда по отношению к ней страха или неприязни. Мне всегда нравилась эта знающая старушка, порой даже хо­телось походить на неё – всё знать, всё уметь и волшебством обладать, пони­мать зверей и птиц. Мне никогда не верилось, что такой умный человек , мо­жет быть злым. А какова же на самом деле Баба Яга? А кто она такая? По­чему она, то зла, а то добра? Откуда всё знает? Давайте попробуем разо­браться в этих вопросах.

Цели:

1. Дать характеристику противоречивого образа Бабы Яги в русских народ­ных сказках.

2. На примере образа Бабы Яги показать, как христианство дискредитировало образы древнеславянских богов.

3. Доказать, что с начала перестройки в России, возрос интерес населения к истории развития России, её древней культуре, религии, философским уче­ниям.

Задачи:

1. Изучить историко – мифологические источники, рассказывающие о Бабе Яге.

2. Изучить народные литературные источники, рассказывающие о Бабе Яге.

3. Изучить постперестроечные литературные источники, рассказывающие о Бабе Яге.

4. Составить анкету и провести опрос среди разновозрастных групп населе­ния на знание Бабы Яги и отношения к ней.

Объект:

1. Баба Яга, как мифический персонаж.

2. Баба Яга, как сказочный персонаж.

3. Баба Яга, как представитель высших богов древнеславянского правосла­вия.

Предмет:

1. История России.

2. Мифология.

3. Литература.

4. История религии.

Актуальность:

Показать смену отношения к Бабе Яге в разный период развития России. До­казать возрастание положительного отношения к Бабе Яге, как представи­телю высших богов древнего православия, в постперестроечный период в России в связи с развитием демократии, свободы религии, возврата к искон­ным корням славянского православия.

Новизна:

Рассмотрено отношение к Бабе Яге в разное время, в разном политическом строе в Росси.

Рассмотрен образ Бабы Яги, как древнейшего божества.

Даны новые толкования некоторых слов.

Практическая значимость:

Заинтересовать широкие массы населения историей становления и развития России. Разбудить интерес к изучению древней культуры и религии России.

Выступить с докладом перед широкой публикой.

Методы:

1. Работа с литературой.

2. Анкетирование населения России.

3. Математическая обработка результатов опроса.

4. Консультации специалистов.

                                                                 1. Кто такая Баба-Яга.

     С детства каждому человеку в России знакома Баба-Яга. В самых первых сказках дети знакомятся с образом злой ведьмы, живущей в лесу, которая с удовольствием кушает маленьких детей (Сказка «Гуси - лебеди). Узнают, что служат ей волшебные гуси-лебеди. Ребёнок растёт и далее знакомится в сказ­ках с той же Бабой Ягой. Образ обрастает подробностями. Вырисовывается уродливая старуха с одной ногой, вторая нога – костяная. Детально обрисо­вывается и жилище – избушка на курьих ножках, обладающая каким-то ра­зумом, она понимает речь, может передвигаться. В одних сказках избушка очень махонькая, Баба-Яга лежит из угла в угол и носом в потолок упирается, а в других – это уже избушка и с печкой и со столом, и даже с кладовкой. И окружение в разных сказках разное. Это и забор из человеческих костей с че­репами на столбах, засовы в виде человеческих рук, а может и просто одна избушка на опушке или на болоте. То есть мы понимаем, что, где то есть и страшный забор, но, так как избушка на курьих ножках не только дом, но и средство передвижение, поэтому, чтобы её отыскать, нужно постараться, она и там и тут может оказаться. Постоянными спутниками Бабы Яги являются вещие вороны, иногда гуси-лебеди. Баба Яга пешком не ходит – она летает в ступе, издающей ужасный шум, заметает свой след помелом. И чем больше сказок прочитано, тем больше образ вырисовывается совсем и не такой страшный. Мы знакомимся с Бабой Ягой – помощницей, готовой и знаниями поделиться и дорогу показать куда надо, да и подарить что-нибудь полезное, а далее, ещё интереснее – Баба-Яга-то оказывается ещё и мать и дети у неё есть, что стоит Василиса Премудрая, самая умная из сказочных героев. А по­том, Баба Яга предстаёт перед нами в образе воительницы – этакая бога­тырша с огромным арсеналом оружия и простого, и волшебного, да и повое­вать сама горазда, защищая правду матушку от нечисти. Ну, и поделиться добрая Баба Яга своим оружием готова с добрым молодцем, которому по­мощь нужна. А кинематограф, вообще всех и всё как обычно запутал. Здесь Баба Яга и милая добрая старушка, и злой монстр, и оборотень с разными лицами, и девушка-красавица, и учительница, да и много всякого другого. Ну, и какова же на самом деле, эта самая Баба Яга. Давайте попробуем разо­браться.

                                                       2.Откуда пришла Баба Яга.

     Есть много версий, откуда мог появиться такой персонаж. Каждая из ги­потез имеет право на жизнь. В этой главе рассмотрим Бабу Ягу, как заносный тип из других стран, привнесённый в славянскую культуру из других культур и религиозных обрядов, а также фантастические версии.

     Итак, откуда ж пришла к нам Баба Яга. Рассмотрим самые, на мой взгляд, интересные версии.

1) Баба Яга родом из Индии.

     Исследователь А. Подъяпольский выдвинул теорию происхождения Бабы Яги из Индии. Если рассмотреть избушку на курьих ножках, можно предста­вить дом на сваях, в топких районах Индии, где дома, чтобы их не затапли­вало при разливе рек, ставили на сваи. Да и дощатый пол избушки, вряд ли сможет уберечь жильца в русские холодные зимы. А в Индии поднятые дома защищают также от ядовитых змей. К Бабе Яге приходят за советом, за зна­ниями. В Индии учителей называпют – баба, вот и первое слово в имени Бабы Яги. Одно из философских учений Индии – йога. Итак в переводе с санскрита баба йога – учитель йог. Возможно на Руси баба йога перефрази­ровалось в Бабу Ягу.

2) Баба Яга родом из Африки.

    Писатель Т. Климов, в своей книге, «Имя моё – легион», описывает сле­дующую историю. В Анголе существовало племя людоедов – Ягга. Королеву племени уважительно называли королева Ягга. Одна из королев Нцинга, имеет такую историю, отравив брата-короля, захватила единолично власть, став баба Ягге. В качестве счастливого амулета, она постоянно таскала в мешке кости своего брата. После прихода португальцев в Анголу, в старости королева приняла христианство. История её жизни красочно описана в книге монахов-капуцинов брата Антонио де Гаета и брата Дживанни де Монте­кугго. Книга попала в Россию вместе с миссионерами, и, здесь, из рассказа о негритянке-людоедке, и появился в русской сказке странный персонаж «Баба Яга – костяная нога».

3) Баба Яга – инопланетянка.

     Учёный Ю. Росциус выдвинул гипотезу инопланетного происхождения Бабы Яги. Металлическая ступа из металла, издающая ужасный грохот, и помело заметающее за ступой след – чем, не инопланетный летательный ап­парат, металлический, в форме ракеты, а реактивные двигатели всегда из­дают громкий шум и оставляют в небе рассеивающийся белый след. Да и из­бушка маленьких размеров без окон, без дверей, похожа на небольшой лета­тельный аппарат для посадки на планету. Забор, с охранной сигнализацией – светящиеся глазницы черепов. Черепом раньше называли оболочку любого круглого предмета или сам круглый предмет. А вспомним, как в сказке де­вушка принесла череп с огнём мачехе от Бабы Яги, а он мачеху и её дочерей спалил. Очень похоже на действие лазерного оружия. Да и сам облик Бабы Яги – необычный и страшный, чем не облик инопланетянина?

4) Баба Яга родом из Сибири.

     В Сибири, коренные народы – остяки и вогулы – исповедовали культ Зла­той Бабы. Для этого божества в лесу ставились специальные домики – «Уры», ставились они в непроходимых местах – урочищах. Ур ставился на высокие столбы, чем не избушка на курьих ножках. Внутрь ура помещали куклы Златой Бабы – иттрамы. Одевали куклы в национальную одежду – ха­латы, мехом или перьями наружу. А называлась эта одежда – яга или ягушка. Вот и появилась баба в яге или Баба Яга.

5) Баба Яга из Древней Греции.

     Одноногость Бабы Яги указывает на её змеиное происхождение. Плюс она охраняет вход в царство мёртвых. Сразу вспоминается древнегреческая дева-змея Ехидна, ещё её называли Ора. Согласно античным мифам, от брака с Гераклом Ехидна родила сына Скифа, от него пошёл род скифов, а скифы считаются древнеёшими предками славян. В некоторых языках, Ора, как и яга значит – «сила, мощь». На Руси часто встречаются обереги-змеевики в виде змеевидной Бабы Яги.

     Также некоторые авторы сопоставляют Бабу Ягу с греческой Гекатой – трёхликой богиней смерти, колдовства, охоты и ночи. На родство с Гекатой указывает трёхликость Бабы Яги – в сказках она и похитительница, и дари­тельница, и богатырша-воительница.

6) Баба Яга родом из Чехии.

     Чешская Ежибаба – страшилище для детей – богиня смерти, губящая тела и души людей. Этнографы установили её связь с обрядом посвящения подро­стков во взрослую жизнь. Они должны были «умереть», побывать в потусто­роннем мире и «воскреснуть».

 3. Баба Яга - славянка.

     Есть несколько версий славянского происхождения Бабы Яги.

1) Баба Яга родом из Костромы.

     Древние народы, жившие на территории современной Костромской об­ласти, называли одиноких старух-знахарок, живших в избах на краю леса, язами. Старухи эти считались колдуньями и ведьмами. Отсюда двойное зна­чение слова «язвы» - болезнь и вредный человек. Избушки язы ставили на разлапистые корневые пни и, поэтому, они очень напоминают избушку на курьих ножках. Одна такая избушка сохранилась до наших дней.

2) Ягибиха – древнее божество с змеиным хвостом, богиня смерти, стерегу­щая вход в подземный мир мёртвых. Она встречала души умерших и прово­жала в царство мёртвых. Избушка поворачивается – входят из мира живых – выходят в мир мёртвых.

3) В Белоруссии, по данным М.И. Без-Корнилович, в древности  за рекой По­лотой, на Озере Воловое, стояли капища Перуна и Бабы Яги. Таким образом, можно сделать вывод, что если капище Баба Яги стояло рядом с капищем Перуна, то Бабу Ягу приравнивали, как и Перуна к высшим богам, возможно спутницей Перуна она и была. Если это так, стоит сделать небольшой экс­курс в историю становления близких религий – индуизма, зороастризма и инглиизм (русского ведизма). Рассмотрим аналогии Бабы Яги с Индийскими богинями высшего порядка.

     И так, индийская богиня Дэви и её троичный облик – Кали – Дурга – Тара и аналогия с русским ведическим православием.

Первая ипостась Дэви – богиня Кали – страшная, уродливая богиня времени и разрушения, вид её ужасен. В руках она держит череп, голову её украшает гирлянда из человеческих голов, на шее – ожерелье из змей, пояс – из мёрт­вых тел. Вспомним Бабу Ягу – забор из человеческих костей, черепа на кольях, засовы из мёртвых рук и чёрный сморщенный лик. Да и положение у Бабы Яги, как и у Кали – между двух миров.

     Дурга – хранительница мира Яви – грозная воительница – в сказках, одна из ипостасей Бабы Яги тоже богатырша-воительница.

     Тара – Сила развития, зародыш вселенной – изначальная энергия Рода. Ей соответствует Древнеславянская Лада – Царевна-Лебедь в сказках. Вспом­ним, что Лада тоже входит в Триглав Высших древнеславянских богов Ма­кошь – Мать-сыра-земля – Лада. А также вспомним, что гуси-лебеди спут­ники Бабы Яги, да и капища рядом с Перуновыми. Так что не Баба ли Яга олицетворяет высший женский триглав?

4) Ещё одна славянская гипотеза происхождения Бабы Яги такова. Умерших хоронили в небольших домиках, которые ставили на разлапистые корневые пни, так называемые - домовины. Укладывали мертвеца ногами к выходу. В трудных ситуациях к покойнику можно было придти и попросить совета. За­глянув в домовину, можно было увидеть костяные ноги покойника. Чем не образ лежащей Бабы Яги-Костяной Ноги в избушке на курьих ножках. Она, как мертвец, ничего не слышит, не видит, носом в потолок упирается.

5) Баба Яга – древнеславянская богиня.

     Есть ещё одна гипотеза славянского происхождения Бабы Яги, но о ней я остановлюсь позже, сначала вспомним немного историю.

 

                                    4. История становления христианства на Руси.

      Более шести тысяч лет жила Русь, исповедуя древнее православное веди­чество – Инглиизм. Но вот, в 988 году состоялось Крещение Руси. В прин­ципе, это означало только то, что христианство провозгласили официальной религией, а на деле, ещё долгие века, трудно, протекала христианизация на­селения. До конца христианство так и не смогло вытеснить язычество. Цер­ковь пошла на многие уступки и уловки. Святых наделяли чертами древних богов и праздники справляли в те же дни, что проходили языческие празд­ники. Даже христианство стало на Руси своеобразным – православным – от названия древнего православия, когда славили правь – правду, правильность. Древних же богов, наоборот, очерняли, приписывая им отрицательные черты и деяния. Осталась нетронутой только мелкая нечисть, которая и так несла отрицательный облик. А все высшие боги получили характеристику, с точно­стью до наоборот той, которую имели. Сказки, мифы, легенды, былины запи­сывались монахами, переводились на греческий, а потом на русский, уже полностью изменёнными. Про древнюю славянскую письменность – буквицу и глаголицу – постарались забыть, хотя им насчитывалось более пяти тысяч лет, а потом просто уничтожили, оставив некоторые названия букв в кирил­лице. Но, как я уже писала выше, окончательно христианство так и не пора­ботило Русь. До сих пор мы празднуем языческие праздники – Радоницу, Масленицу, Святки, Духов день, Русалии и т. д..

     Вот в период становления христианства пострадал и прототип нашей Бабы Яги.

 5. Баба Яга – богиня.

     Богиня Йага Баба – защитница и покровительница детей и сирот. При ста­новлении христианства, её, сначала перевели в пантеон тёмных богов, а по­том сделали вообще полумёртвым персонажем русских сказок. Вечно моло­дая красавица – богиня, стала старой уродливой старухой. Доброе божество, помогающее и защищающее детей, превратилось в людоедку. Слово «баба» тоже стало нести пренебрежительный смысл, а раньше это слово подчёрки­вало красоту и достоинство, родившей ребёнка, женщины. Только женщины – матери удостаивались называться бабами. Но не так быстро облик прекрас­ной богини стирался из памяти человечества. И исправленные монахами ска­зания, исправлялись в обратную сторону при пересказе. Поэтому мы сейчас видим огромное количество подобных сказок с противоречиями и  отли­чиями. Где-то облик богини претерпел уже обратные изменения и стал доб­рой Ягой-дарительницей, помощницей, всё знающей советчицей (а всё знать – удел богов). Где-то образ находится в неопределённом состоянии, толи хо­роший, толи плохой – это и Яга-воительница, и Яга-испытательница. А в не­которых сказках, Яга так и осталось с наносным образом злой ведьмы, карги – костяной ноги. Хотя слова ведьма, карга, если разобрать их суть, не несут в себе ничего ни отрицательного, ни обидного.

 6. Карга. Ворона. Ведьма.

     Унизительно-пренебрежительное название старухи – карга – старая карга. Нередко так называют и Бабу Ягу. Посмотрим историю развития слова. В толковых словарях «карга» - ворона, злая старуха, ведьма.

     Разберём слово по слоговому составу:

Кар- слог похож на звуки издаваемые воронами. Словообразование слов до­вольно часто идёт по звукоподражанию. Так осваивают язык дети и приносят в него много нового, да и взрослых людей есть грешок – поковеркать язык. И вот, получаем –

собака – гав – гавка

                 ав – авва, вава, вавва, авка

                 тяв(ф) – тяфка(тявка)

кошка – мяу – мяука, мявка, мява

               кис – киска, киса, кисочка, кисонька

корова – му – мука, мумука

ворона – карка(карга), кара, каркуша

гусь – гагач, гака, гагака, гагун.

Во всех этих словах прослеживается связь с криком животного. И ворона всё же «карка», и вторичное уже «карга», путаница в парных звуках «к-г» проис­ходит из-за дивтонгового произношения в некоторых словах «кг», в древнем алфавите эти дифтонги учитывались и путаницы не было, а в кириллице они не нашли отражения.

     Итак, предположим, что первый слог в «карге» от вороньего карканья. От­куда взялся второй слог.

Га- - у этого слога есть свой определённый смысл и передаёт он движение. Вспомним слова «нога» - идти,

                             «дорога» - путь,

                             «вьюга» - кружить,

                             «пурга» - мести,

                             «влага» - мочить.

А также словообразование через звукоподражание, помните выше – гусь – га.

Вот мы и имеем – «карга» - окружённая воронами и гусями.  И тогда слово «яга» можно трактовать прямо – я гусь, кстати уменьшительное ягуся(для Бабы Яги) и гуся(для гуся) звучат очень похоже. Откуда взялись гуси?

     В древности люди не различали гусей от лебедей, гусь – это гусь, а лебедь – красивый гусь. Слово «лебедь» обозначало – «красивый» - «красота моло­дости»  и было, вероятно, женского рода. Вспомним, что девушек называли – лебедь белая, также древнеславянская богиня Лада могла обращаться в Ле­бедь – это она – царевна-лебедь у Пушкина. Богиню Ягу бабу окружали две­надцать молодых девушек-красавиц-берегинь, обращавшихся в лебедей. Но Баба Яга, хоть и красавица, но она более взрослая – «баба» - почтительное обращение к рожавшей женщине, к матери, обладающей огромными зна­ниями. По сравнению с молодыми берегинями, она уже не лебедь, а краси­вый грациозный гусь – «я – гуся». И не стоит тогда искать аналогии в других языках, нужно немножко покопаться в своём.

     Бабу Ягу всегда сопровождает ворон, из-за этого её и посчитали приврат­ницей мира мёртвых, так как ворон – спутник бога Варуны – бога междуми­рья. Варуна встречает мёртвых и решает их дальнейшую судьбу. Если у че­ловека есть незаконченные дела, то Варуна вызывает своего спутника Ворона – хранителя живой и мёртвой воды, и он даёт возможность умершему ожить. Про таких говорят «Испытал клиническую смерть» или «вернулся с того света». Но не стоит забывать, что ворон – птица умная, хранитель знаний, птица вещая и именно в этой ипостаси , он сопровождает Бабу Ягу. Кстати почитание ворона сохранилось до наших дней. Воронов не трогают, стара­ются не прогневить. То, что ворон, один из главных персонажей древнесла­вянского пантеона богов, доказывает и то, что церковь начала очень большие гонения на воронов. Моисей постановил считать воронов нечистыми пти­цами.

     Теперь рассмотрим ворону – карку. Ворон в древности не отделяли от со­рок, считали птицами – вестницами. Одна – сорока – белая вестница, Другая – карка – чёрная вестница. Отсюда вытекают поговорки –

«Сорока на хвосте принесла», «Растрещались, как сороки», «Сорока трещит – новость несёт», «Карга накаркала(позже – ворона накаркала)», «Не каркай – не боюсь», «Раскаркались – беду кличут». Птиц считали нечистыми( не в смысле – нечистая сила, а в прямом смысле – грязные, питающиеся отхо­дами, мусором) и воровками – сорока-ворона-воровка.  Дабы окончательно дискредитировать ворона   придумали вОрону жену – ворОну, ту самую не­чистую карку. А «муж и жена – одна сатана», вот и стал наш вещий ворон нечистой птицей, а карка – вороной. Только слово «нечистый» толковали, как демонический, нечистая сила.

     Итак «каргу» - женщину окружённую гусями-лебедями и умными воро­нами, мы расшифровали. Идём далее, посмотрим, кто же такая – ведьма.

Первый слог – вед-(ведь-) – ведать, владеть знаниями Вед богов(главная книга Инглиизма – Веды). Со вторым слогом, история более противоречивая. Слог – -ма – мать, но это ещё и хранитель и обладатель знания, а также роди­тель этого знания, который может передать его своим детям(ученикам). От­сюда ведунья – вед+унья(юная) и ведун – вед+юн – юные ученики ведьмы, которым ведьма передаёт знания Вед и из них, в процессе получения знаний вырастают новые ведьмы – хранители, учителя. Кстати у слова ведьма нет мужского рода, тот пресловутый ведьмак, придуман гораздо позже, а раньше, что мужчину, что женщину, владеющих высшими знаниями, называли ведьма. Во многих сказках можно встретить именно это слово: «На уступе скалы сидел старый косматый ведьма, чёрный ворон сидел у него на плече»(Сказка «Как Ванька за три моря ходил»). Или «Ведьма была старой седой, но глаза горели молодым огнём. Он понял, что здесь ему помогут» (Как мужик от копыт избавлялся).

 Из всего вышесказанного можно сделать вывод кто такая Баба Яга – карга – ведьма. Это женщина владеющая знанием (ворон-знание всегда с ней), окру­жённая силами природы – берегинями (гуси-лебеди), которые ей помогают обучать юных учеников (ведуний и ведунов) и делать из них новых ведьм, а также, помогать всем людям обрести необходимые знания и веру. Чтобы жить правильно, честно и быть здоровым. А если вспомнить, что христиан­ство положительное переиначила в отрицательное, то можно понять, что ведьма – она не старая и не уродливая, а наоборот красивая женщина – мать. А может ли она стареть, если владеет всеми знаниями? Решайте сами.

 7. Отношение к Бабе Яге.

     Чтобы понять, как же действительно относятся люди к Бабе Яге, я решила провести опрос. Желая охватить, как можно больше людей я остановилась на онлайн-опросе. С июля по сентябрь 2014 года на нескольких сайтах и блогах я проводила анкетирования. Всем желающим было предложено ответить на несколько вопросов. Для этого мной была разработана анкета.

Анкета.

 1. Как вы думаете, кто такая Баба Яга?

Ведьма

Богиня смерти

Сказочный персонаж

Добрая старуха

Покровительница детей и сирот

Не знаю

2. Каким персонажем вы считаете Бабу Ягу?

Положительным

Отрицательным

3. Знаете ли вы персонажей мифов и древнеславянской религии?

Макошь

Богиня Йага Баба

Злата Баба

Мара

Богиня Лада

Ягибиха

Богиня Мать-Сыра-Земля

Перун

4. Представляете ли вы русскую литературу без персонажа Баба Яга?

Да

Нет

5. Хотели бы вы встретиться с настоящей Бабой Ягой в лесу?

Да

Нет

Не знаю

Я встречался

6. Знаете ли, что в древности на Руси была религия инглиизм – ведическое православие?

Да

Нет

7. Сколько вам лет?

До 15

15 – 25

25 – 45

Старше 45

8. При желании к вопросам можно оставить комментарии и разъяснения ва­ших ответов.

-----------------------------------------------------------------------------------------------

Всего в опросе приняли участие 6782 человека. . Наиболее многочисленной группой ответившей на вопросы, была группа от 15 до 25 лет, в основном старшеклассники и студенты, в оп­росе их поучаствовало 4561 человек. В группе от 25 до 45 лет, ответивших было 1011 человек, дети до 15 лет – 929 человек. Самая малочисленная группа – старше 45 лет – всего 281 человек. Так как возрастные группы по количеству участников разные, я решила результат учитывать только в про­центах от количества участников в группе. Данные опроса были сведены в таблицу.

 

 

 

 

Вопрос

До 15 лет

15 – 25 лет

25 – 45 лет

Старше 45 лет

1.Кто такая Баба Яга

 

 

 

 

Ведьма

18

31

14

8

Богиня смерти

-

22

20

-

Сказочный персонаж

46

41

56

92

Добрая старуха

1

-

-

-

Покровительница детей и си­рот

-

6

-

-

Не знаю

35

-

10

-

2. Каким персонажем вы счи­таете Бабу Ягу?

 

 

 

 

Положительным

70

85

71

62

Отрицательным

30

15

29

38

3. Знаете ли вы персонажей мифов и древнеславянской религии?

 

 

 

 

 

Макошь

5

82

2

1

Богиня Йага Баба

-

71

4

1

Злата Баба

-

22

1

1

Мара

-

45

1

1

Богиня Лада

-

11

1

1

Ягибиха

-

9

1

1

Богиня Мать-Сыра-Земля

-

6

2

1

Перун

21

75

1

1

4. Представляете ли вы рус­скую литературу без персо­нажа Баба Яга?

 

 

 

 

 

Да

11

1

11

-

Нет

89

99

89

100

5. Хотели бы вы встретиться с настоящей Бабой Ягой в лесу?

 

 

 

 

 

Да

7

92

65

6

Нет

92

1

21

87

Не знаю

-

-

-

-

Я встречался

1

7

14

7

6. Знаете ли, что в древности на Руси была религия ингли­изм – ведическое православие?

 

 

 

 

 

Да

3

83

39

1

Нет

97

27

61

99

 

 8. Выводы.

Из таблицы можно сделать следующие выводы:

- Молодые люди , в возрасте 15 – 25 лет оказались самыми знающими, как историю Руси, так и литературу – сказки, мифы, легенды, а также историю древних религий.

- Самый низкий процент знатоков в истории в старшей группе, скорее всего это оказалось потому, что основное образование они получали в доперестро­ечной социалистической России, когда знания о древних религиях и реаль­ной истории Руси, ещё не были общедоступными.

-  Низкий процент знаний в младшей группе, объясняется младшим возрас­том.

- Из древнеславянских богов, знают, в основном, Макошь и Перуна, и то, мо­лодые люди до 25 лет. Я думаю, это связано с тем, что в школьной про­грамме по истории сейчас кратко изучают эту тему.

- Группа от 15 до 25 лет хорошо знакома с богиней подземного царства и смерти Марой. Это объясняется просто – Мара сейчас часто встречается в книгах-фэнтези, в качестве одного из героев.

- Из старших групп, с древними божествами знакомы, в основном, только специалисты и последователи древнего культа. Причём эти люди оставили многочисленные комментарии и которые послужили, так сказать, своеобраз­ными заочными консультантами. С некоторыми из них мы переписывались. Я остановлюсь об этом в послесловии.

- Во всех группах, Бабу Ягу, большинство считает положительным сказоч­ным персонажем.

- С богиней Баба Йога знакомы молодые люди от 15 до 25 лет. Но это, ско­рее, всё те же любители фэнтези.

- Большинство из всех групп считают, что без Бабы Яги наша литература ни­как не может обойтись.

- Встретиться с настоящей Бабой Ягой не прочь большинство от 15 до 45 лет, возможно они хотели бы получить ответы на какие-то вопросы.

- Младшая группа, в основном, боится встречи с Бабой Ягой, только 7 % смельчаков, хотели бы с ней познакомиться. Так же дела обстоят и в старшей группе.

- Как выяснилось, некоторые даже видели Бабу Ягу в лесу, причём во всех возрастных группах. Очень много историй о встречах с Бабой Ягой было ос­тавлено в комментариях. К сожалению, в этой работе я не смогу использо­вать эту информацию, но возможно по мотивам этих историй. Я когда-ни­будь что-нибудь напишу.

- С древней религией Руси знакомы большинство людей от 15 до 25 лет. Ско­рее всего, объясняется это изучением темы в программе истории. Слабо зна­комы младшая и старшая группа. От 25 до 45 лет меньше половины знакомы с этой темой.

     В целом, из опроса, можно сделать вывод, что Баба Яга органично влилась в нашу жизнь, заняла в ней законное место. Знают её практически все, неза­висимо от возраста. Также, почти все считают, что без Бабы Яги, будет нам пусто и одиноко. А принимаем мы её такой, какая есть, будь она хоть ведь­мой, хоть богиней, хоть просто жителем сказки.

 Заключение.

     Более чем шеститысячелетняя история древнего ведического православия до введения христианства осталась в душах и памяти россиян доныне. Хотя, и некогда любимым божествам христианская церковь приписала отрицатель­ные черты, сейчас это всё уже сгладилось и выправилось. И многие древние боги, к нашим дням обрели уже,более менее, свои настоящие, положитель­ные облики. Так происходит и с богиней Йога Баба. Если в дореволюционной России доброта Бабы Яги только кое-где просматривалась под мнимой агрес­сивностью, то в послереволюционной России, коренным образом изменилось отношение к этому персонажу. Пришедшие к власти большевики начали го­нения на церковь, всё, что считалось до них хорошим, отрицалось. Соответ­ственно, Баба Яга, гонимая церковью, обрела передышку. Сказки переписы­вались заново. Образ Бабы Яги перестал был пугалом для детей. Сильно этому посодействовал и лозунг «Пионеры и октябрята ничего не боятся». И в советской литературе и кинематографии Баба Яга предстаёт уже не как де­мон, а, скорее, как милая старушка, у которой можно что-нибудь полезное выпросить или на крайний случай позаимствовать. А если пакостит Баба Яга, так только по мелочи, с оглядкой на закон.

     Вместе с перестройкой в России, вышли из тени приверженцы, до этого запрещённых знаний и культов. До перестройки они были запрещаемы и го­нимы, сначала христианской церковью, потом большевиками-атеистами. По­следователи Авесты, Зороастризма, Инглиизма вздохнули полной грудью. Тайные знания стали доступны широкому кругу населения. Спустя 25 лет с начала перестройки, имя древней прекрасной богини Йога Баба, знакомо уже почти 70% россиян. В её положительные качества верят уже 80% населения России. Создаются новые книги, новые фильмы, новые стихи, персонажем которых становится не страшная злая старуха Баба Яга, а красавица Баба Яга с доброй душой. Потихоньку вспоминается и её забытое предназначение – воспитание маленьких ведунов и ведуний  в всесильных, всезнающих ведьм, достойных занять место Бабы Яги – прекрасной женщины – матери, способ­ной и вылечить, и выучить, и показать верный путь развития детям-учени­кам, а также защитить детей, да и всех людей от скверны, не только физиче­ской, но и моральной, духовной. А в итоге вырастить новое умное, знающее, порядочное общество и сохранить наш древний род – род Руссов-инглинов.

 Послесловие.

     Хочется выразить благодарность всем, кто принял участие в опросе и на­шёл время ответить на вопросы моей анкеты.

     Особую благодарность хочу выразить волхву Любомудру, который в своих комментариях очень интересно рассказал о письменности Древней Руси – азбуках Буквице и Глаголице, а также разъяснил дифтонговое произ­ношение многих букв.

     Также огромную благодарность выражаю волхву Велимиру, который пе­редал ценные сведения о древних богах Руси, а также о древнем ведическом православии – Инглиизме.

     


© Copyright: Прокофьева Александрина, 2015

Регистрационный номер №0271344

от 13 февраля 2015

[Скрыть] Регистрационный номер 0271344 выдан для произведения:

Исследовательская работа. 

 

Введение.

     С раннего детства я люблю читать книги. Самыми первыми книжками, конечно были сказки. Самым интересным героем русских сказок, для меня всегда была Баба Яга. Я не испытывала никогда по отношению к ней страха или неприязни. Мне всегда нравилась эта знающая старушка, порой даже хо­телось походить на неё – всё знать, всё уметь и волшебством обладать, пони­мать зверей и птиц. Мне никогда не верилось, что такой умный человек , мо­жет быть злым. А какова же на самом деле Баба Яга? А кто она такая? По­чему она, то зла, а то добра? Откуда всё знает? Давайте попробуем разо­браться в этих вопросах.

Цели:

1. Дать характеристику противоречивого образа Бабы Яги в русских народ­ных сказках.

2. На примере образа Бабы Яги показать, как христианство дискредитировало образы древнеславянских богов.

3. Доказать, что с начала перестройки в России, возрос интерес населения к истории развития России, её древней культуре, религии, философским уче­ниям.

Задачи:

1. Изучить историко – мифологические источники, рассказывающие о Бабе Яге.

2. Изучить народные литературные источники, рассказывающие о Бабе Яге.

3. Изучить постперестроечные литературные источники, рассказывающие о Бабе Яге.

4. Составить анкету и провести опрос среди разновозрастных групп населе­ния на знание Бабы Яги и отношения к ней.

Объект:

1. Баба Яга, как мифический персонаж.

2. Баба Яга, как сказочный персонаж.

3. Баба Яга, как представитель высших богов древнеславянского правосла­вия.

Предмет:

1. История России.

2. Мифология.

3. Литература.

4. История религии.

Актуальность:

Показать смену отношения к Бабе Яге в разный период развития России. До­казать возрастание положительного отношения к Бабе Яге, как представи­телю высших богов древнего православия, в постперестроечный период в России в связи с развитием демократии, свободы религии, возврата к искон­ным корням славянского православия.

Новизна:

Рассмотрено отношение к Бабе Яге в разное время, в разном политическом строе в Росси.

Рассмотрен образ Бабы Яги, как древнейшего божества.

Даны новые толкования некоторых слов.

Практическая значимость:

Заинтересовать широкие массы населения историей становления и развития России. Разбудить интерес к изучению древней культуры и религии России.

Выступить с докладом перед широкой публикой.

Методы:

1. Работа с литературой.

2. Анкетирование населения России.

3. Математическая обработка результатов опроса.

4. Консультации специалистов.

                                                                 1. Кто такая Баба-Яга.

     С детства каждому человеку в России знакома Баба-Яга. В самых первых сказках дети знакомятся с образом злой ведьмы, живущей в лесу, которая с удовольствием кушает маленьких детей (Сказка «Гуси - лебеди). Узнают, что служат ей волшебные гуси-лебеди. Ребёнок растёт и далее знакомится в сказ­ках с той же Бабой Ягой. Образ обрастает подробностями. Вырисовывается уродливая старуха с одной ногой, вторая нога – костяная. Детально обрисо­вывается и жилище – избушка на курьих ножках, обладающая каким-то ра­зумом, она понимает речь, может передвигаться. В одних сказках избушка очень махонькая, Баба-Яга лежит из угла в угол и носом в потолок упирается, а в других – это уже избушка и с печкой и со столом, и даже с кладовкой. И окружение в разных сказках разное. Это и забор из человеческих костей с че­репами на столбах, засовы в виде человеческих рук, а может и просто одна избушка на опушке или на болоте. То есть мы понимаем, что, где то есть и страшный забор, но, так как избушка на курьих ножках не только дом, но и средство передвижение, поэтому, чтобы её отыскать, нужно постараться, она и там и тут может оказаться. Постоянными спутниками Бабы Яги являются вещие вороны, иногда гуси-лебеди. Баба Яга пешком не ходит – она летает в ступе, издающей ужасный шум, заметает свой след помелом. И чем больше сказок прочитано, тем больше образ вырисовывается совсем и не такой страшный. Мы знакомимся с Бабой Ягой – помощницей, готовой и знаниями поделиться и дорогу показать куда надо, да и подарить что-нибудь полезное, а далее, ещё интереснее – Баба-Яга-то оказывается ещё и мать и дети у неё есть, что стоит Василиса Премудрая, самая умная из сказочных героев. А по­том, Баба Яга предстаёт перед нами в образе воительницы – этакая бога­тырша с огромным арсеналом оружия и простого, и волшебного, да и повое­вать сама горазда, защищая правду матушку от нечисти. Ну, и поделиться добрая Баба Яга своим оружием готова с добрым молодцем, которому по­мощь нужна. А кинематограф, вообще всех и всё как обычно запутал. Здесь Баба Яга и милая добрая старушка, и злой монстр, и оборотень с разными лицами, и девушка-красавица, и учительница, да и много всякого другого. Ну, и какова же на самом деле, эта самая Баба Яга. Давайте попробуем разо­браться.

                                                       2.Откуда пришла Баба Яга.

     Есть много версий, откуда мог появиться такой персонаж. Каждая из ги­потез имеет право на жизнь. В этой главе рассмотрим Бабу Ягу, как заносный тип из других стран, привнесённый в славянскую культуру из других культур и религиозных обрядов, а также фантастические версии.

     Итак, откуда ж пришла к нам Баба Яга. Рассмотрим самые, на мой взгляд, интересные версии.

1) Баба Яга родом из Индии.

     Исследователь А. Подъяпольский выдвинул теорию происхождения Бабы Яги из Индии. Если рассмотреть избушку на курьих ножках, можно предста­вить дом на сваях, в топких районах Индии, где дома, чтобы их не затапли­вало при разливе рек, ставили на сваи. Да и дощатый пол избушки, вряд ли сможет уберечь жильца в русские холодные зимы. А в Индии поднятые дома защищают также от ядовитых змей. К Бабе Яге приходят за советом, за зна­ниями. В Индии учителей называпют – баба, вот и первое слово в имени Бабы Яги. Одно из философских учений Индии – йога. Итак в переводе с санскрита баба йога – учитель йог. Возможно на Руси баба йога перефрази­ровалось в Бабу Ягу.

2) Баба Яга родом из Африки.

    Писатель Т. Климов, в своей книге, «Имя моё – легион», описывает сле­дующую историю. В Анголе существовало племя людоедов – Ягга. Королеву племени уважительно называли королева Ягга. Одна из королев Нцинга, имеет такую историю, отравив брата-короля, захватила единолично власть, став баба Ягге. В качестве счастливого амулета, она постоянно таскала в мешке кости своего брата. После прихода португальцев в Анголу, в старости королева приняла христианство. История её жизни красочно описана в книге монахов-капуцинов брата Антонио де Гаета и брата Дживанни де Монте­кугго. Книга попала в Россию вместе с миссионерами, и, здесь, из рассказа о негритянке-людоедке, и появился в русской сказке странный персонаж «Баба Яга – костяная нога».

3) Баба Яга – инопланетянка.

     Учёный Ю. Росциус выдвинул гипотезу инопланетного происхождения Бабы Яги. Металлическая ступа из металла, издающая ужасный грохот, и помело заметающее за ступой след – чем, не инопланетный летательный ап­парат, металлический, в форме ракеты, а реактивные двигатели всегда из­дают громкий шум и оставляют в небе рассеивающийся белый след. Да и из­бушка маленьких размеров без окон, без дверей, похожа на небольшой лета­тельный аппарат для посадки на планету. Забор, с охранной сигнализацией – светящиеся глазницы черепов. Черепом раньше называли оболочку любого круглого предмета или сам круглый предмет. А вспомним, как в сказке де­вушка принесла череп с огнём мачехе от Бабы Яги, а он мачеху и её дочерей спалил. Очень похоже на действие лазерного оружия. Да и сам облик Бабы Яги – необычный и страшный, чем не облик инопланетянина?

4) Баба Яга родом из Сибири.

     В Сибири, коренные народы – остяки и вогулы – исповедовали культ Зла­той Бабы. Для этого божества в лесу ставились специальные домики – «Уры», ставились они в непроходимых местах – урочищах. Ур ставился на высокие столбы, чем не избушка на курьих ножках. Внутрь ура помещали куклы Златой Бабы – иттрамы. Одевали куклы в национальную одежду – ха­латы, мехом или перьями наружу. А называлась эта одежда – яга или ягушка. Вот и появилась баба в яге или Баба Яга.

5) Баба Яга из Древней Греции.

     Одноногость Бабы Яги указывает на её змеиное происхождение. Плюс она охраняет вход в царство мёртвых. Сразу вспоминается древнегреческая дева-змея Ехидна, ещё её называли Ора. Согласно античным мифам, от брака с Гераклом Ехидна родила сына Скифа, от него пошёл род скифов, а скифы считаются древнеёшими предками славян. В некоторых языках, Ора, как и яга значит – «сила, мощь». На Руси часто встречаются обереги-змеевики в виде змеевидной Бабы Яги.

     Также некоторые авторы сопоставляют Бабу Ягу с греческой Гекатой – трёхликой богиней смерти, колдовства, охоты и ночи. На родство с Гекатой указывает трёхликость Бабы Яги – в сказках она и похитительница, и дари­тельница, и богатырша-воительница.

6) Баба Яга родом из Чехии.

     Чешская Ежибаба – страшилище для детей – богиня смерти, губящая тела и души людей. Этнографы установили её связь с обрядом посвящения подро­стков во взрослую жизнь. Они должны были «умереть», побывать в потусто­роннем мире и «воскреснуть».

 3. Баба Яга - славянка.

     Есть несколько версий славянского происхождения Бабы Яги.

1) Баба Яга родом из Костромы.

     Древние народы, жившие на территории современной Костромской об­ласти, называли одиноких старух-знахарок, живших в избах на краю леса, язами. Старухи эти считались колдуньями и ведьмами. Отсюда двойное зна­чение слова «язвы» - болезнь и вредный человек. Избушки язы ставили на разлапистые корневые пни и, поэтому, они очень напоминают избушку на курьих ножках. Одна такая избушка сохранилась до наших дней.

2) Ягибиха – древнее божество с змеиным хвостом, богиня смерти, стерегу­щая вход в подземный мир мёртвых. Она встречала души умерших и прово­жала в царство мёртвых. Избушка поворачивается – входят из мира живых – выходят в мир мёртвых.

3) В Белоруссии, по данным М.И. Без-Корнилович, в древности  за рекой По­лотой, на Озере Воловое, стояли капища Перуна и Бабы Яги. Таким образом, можно сделать вывод, что если капище Баба Яги стояло рядом с капищем Перуна, то Бабу Ягу приравнивали, как и Перуна к высшим богам, возможно спутницей Перуна она и была. Если это так, стоит сделать небольшой экс­курс в историю становления близких религий – индуизма, зороастризма и инглиизм (русского ведизма). Рассмотрим аналогии Бабы Яги с Индийскими богинями высшего порядка.

     И так, индийская богиня Дэви и её троичный облик – Кали – Дурга – Тара и аналогия с русским ведическим православием.

Первая ипостась Дэви – богиня Кали – страшная, уродливая богиня времени и разрушения, вид её ужасен. В руках она держит череп, голову её украшает гирлянда из человеческих голов, на шее – ожерелье из змей, пояс – из мёрт­вых тел. Вспомним Бабу Ягу – забор из человеческих костей, черепа на кольях, засовы из мёртвых рук и чёрный сморщенный лик. Да и положение у Бабы Яги, как и у Кали – между двух миров.

     Дурга – хранительница мира Яви – грозная воительница – в сказках, одна из ипостасей Бабы Яги тоже богатырша-воительница.

     Тара – Сила развития, зародыш вселенной – изначальная энергия Рода. Ей соответствует Древнеславянская Лада – Царевна-Лебедь в сказках. Вспом­ним, что Лада тоже входит в Триглав Высших древнеславянских богов Ма­кошь – Мать-сыра-земля – Лада. А также вспомним, что гуси-лебеди спут­ники Бабы Яги, да и капища рядом с Перуновыми. Так что не Баба ли Яга олицетворяет высший женский триглав?

4) Ещё одна славянская гипотеза происхождения Бабы Яги такова. Умерших хоронили в небольших домиках, которые ставили на разлапистые корневые пни, так называемые - домовины. Укладывали мертвеца ногами к выходу. В трудных ситуациях к покойнику можно было придти и попросить совета. За­глянув в домовину, можно было увидеть костяные ноги покойника. Чем не образ лежащей Бабы Яги-Костяной Ноги в избушке на курьих ножках. Она, как мертвец, ничего не слышит, не видит, носом в потолок упирается.

5) Баба Яга – древнеславянская богиня.

     Есть ещё одна гипотеза славянского происхождения Бабы Яги, но о ней я остановлюсь позже, сначала вспомним немного историю.

 

                                    4. История становления христианства на Руси.

      Более шести тысяч лет жила Русь, исповедуя древнее православное веди­чество – Инглиизм. Но вот, в 988 году состоялось Крещение Руси. В прин­ципе, это означало только то, что христианство провозгласили официальной религией, а на деле, ещё долгие века, трудно, протекала христианизация на­селения. До конца христианство так и не смогло вытеснить язычество. Цер­ковь пошла на многие уступки и уловки. Святых наделяли чертами древних богов и праздники справляли в те же дни, что проходили языческие празд­ники. Даже христианство стало на Руси своеобразным – православным – от названия древнего православия, когда славили правь – правду, правильность. Древних же богов, наоборот, очерняли, приписывая им отрицательные черты и деяния. Осталась нетронутой только мелкая нечисть, которая и так несла отрицательный облик. А все высшие боги получили характеристику, с точно­стью до наоборот той, которую имели. Сказки, мифы, легенды, былины запи­сывались монахами, переводились на греческий, а потом на русский, уже полностью изменёнными. Про древнюю славянскую письменность – буквицу и глаголицу – постарались забыть, хотя им насчитывалось более пяти тысяч лет, а потом просто уничтожили, оставив некоторые названия букв в кирил­лице. Но, как я уже писала выше, окончательно христианство так и не пора­ботило Русь. До сих пор мы празднуем языческие праздники – Радоницу, Масленицу, Святки, Духов день, Русалии и т. д..

     Вот в период становления христианства пострадал и прототип нашей Бабы Яги.

 5. Баба Яга – богиня.

     Богиня Йага Баба – защитница и покровительница детей и сирот. При ста­новлении христианства, её, сначала перевели в пантеон тёмных богов, а по­том сделали вообще полумёртвым персонажем русских сказок. Вечно моло­дая красавица – богиня, стала старой уродливой старухой. Доброе божество, помогающее и защищающее детей, превратилось в людоедку. Слово «баба» тоже стало нести пренебрежительный смысл, а раньше это слово подчёрки­вало красоту и достоинство, родившей ребёнка, женщины. Только женщины – матери удостаивались называться бабами. Но не так быстро облик прекрас­ной богини стирался из памяти человечества. И исправленные монахами ска­зания, исправлялись в обратную сторону при пересказе. Поэтому мы сейчас видим огромное количество подобных сказок с противоречиями и  отли­чиями. Где-то облик богини претерпел уже обратные изменения и стал доб­рой Ягой-дарительницей, помощницей, всё знающей советчицей (а всё знать – удел богов). Где-то образ находится в неопределённом состоянии, толи хо­роший, толи плохой – это и Яга-воительница, и Яга-испытательница. А в не­которых сказках, Яга так и осталось с наносным образом злой ведьмы, карги – костяной ноги. Хотя слова ведьма, карга, если разобрать их суть, не несут в себе ничего ни отрицательного, ни обидного.

 6. Карга. Ворона. Ведьма.

     Унизительно-пренебрежительное название старухи – карга – старая карга. Нередко так называют и Бабу Ягу. Посмотрим историю развития слова. В толковых словарях «карга» - ворона, злая старуха, ведьма.

     Разберём слово по слоговому составу:

Кар- слог похож на звуки издаваемые воронами. Словообразование слов до­вольно часто идёт по звукоподражанию. Так осваивают язык дети и приносят в него много нового, да и взрослых людей есть грешок – поковеркать язык. И вот, получаем –

собака – гав – гавка

                 ав – авва, вава, вавва, авка

                 тяв(ф) – тяфка(тявка)

кошка – мяу – мяука, мявка, мява

               кис – киска, киса, кисочка, кисонька

корова – му – мука, мумука

ворона – карка(карга), кара, каркуша

гусь – гагач, гака, гагака, гагун.

Во всех этих словах прослеживается связь с криком животного. И ворона всё же «карка», и вторичное уже «карга», путаница в парных звуках «к-г» проис­ходит из-за дивтонгового произношения в некоторых словах «кг», в древнем алфавите эти дифтонги учитывались и путаницы не было, а в кириллице они не нашли отражения.

     Итак, предположим, что первый слог в «карге» от вороньего карканья. От­куда взялся второй слог.

Га- - у этого слога есть свой определённый смысл и передаёт он движение. Вспомним слова «нога» - идти,

                             «дорога» - путь,

                             «вьюга» - кружить,

                             «пурга» - мести,

                             «влага» - мочить.

А также словообразование через звукоподражание, помните выше – гусь – га.

Вот мы и имеем – «карга» - окружённая воронами и гусями.  И тогда слово «яга» можно трактовать прямо – я гусь, кстати уменьшительное ягуся(для Бабы Яги) и гуся(для гуся) звучат очень похоже. Откуда взялись гуси?

     В древности люди не различали гусей от лебедей, гусь – это гусь, а лебедь – красивый гусь. Слово «лебедь» обозначало – «красивый» - «красота моло­дости»  и было, вероятно, женского рода. Вспомним, что девушек называли – лебедь белая, также древнеславянская богиня Лада могла обращаться в Ле­бедь – это она – царевна-лебедь у Пушкина. Богиню Ягу бабу окружали две­надцать молодых девушек-красавиц-берегинь, обращавшихся в лебедей. Но Баба Яга, хоть и красавица, но она более взрослая – «баба» - почтительное обращение к рожавшей женщине, к матери, обладающей огромными зна­ниями. По сравнению с молодыми берегинями, она уже не лебедь, а краси­вый грациозный гусь – «я – гуся». И не стоит тогда искать аналогии в других языках, нужно немножко покопаться в своём.

     Бабу Ягу всегда сопровождает ворон, из-за этого её и посчитали приврат­ницей мира мёртвых, так как ворон – спутник бога Варуны – бога междуми­рья. Варуна встречает мёртвых и решает их дальнейшую судьбу. Если у че­ловека есть незаконченные дела, то Варуна вызывает своего спутника Ворона – хранителя живой и мёртвой воды, и он даёт возможность умершему ожить. Про таких говорят «Испытал клиническую смерть» или «вернулся с того света». Но не стоит забывать, что ворон – птица умная, хранитель знаний, птица вещая и именно в этой ипостаси , он сопровождает Бабу Ягу. Кстати почитание ворона сохранилось до наших дней. Воронов не трогают, стара­ются не прогневить. То, что ворон, один из главных персонажей древнесла­вянского пантеона богов, доказывает и то, что церковь начала очень большие гонения на воронов. Моисей постановил считать воронов нечистыми пти­цами.

     Теперь рассмотрим ворону – карку. Ворон в древности не отделяли от со­рок, считали птицами – вестницами. Одна – сорока – белая вестница, Другая – карка – чёрная вестница. Отсюда вытекают поговорки –

«Сорока на хвосте принесла», «Растрещались, как сороки», «Сорока трещит – новость несёт», «Карга накаркала(позже – ворона накаркала)», «Не каркай – не боюсь», «Раскаркались – беду кличут». Птиц считали нечистыми( не в смысле – нечистая сила, а в прямом смысле – грязные, питающиеся отхо­дами, мусором) и воровками – сорока-ворона-воровка.  Дабы окончательно дискредитировать ворона   придумали вОрону жену – ворОну, ту самую не­чистую карку. А «муж и жена – одна сатана», вот и стал наш вещий ворон нечистой птицей, а карка – вороной. Только слово «нечистый» толковали, как демонический, нечистая сила.

     Итак «каргу» - женщину окружённую гусями-лебедями и умными воро­нами, мы расшифровали. Идём далее, посмотрим, кто же такая – ведьма.

Первый слог – вед-(ведь-) – ведать, владеть знаниями Вед богов(главная книга Инглиизма – Веды). Со вторым слогом, история более противоречивая. Слог – -ма – мать, но это ещё и хранитель и обладатель знания, а также роди­тель этого знания, который может передать его своим детям(ученикам). От­сюда ведунья – вед+унья(юная) и ведун – вед+юн – юные ученики ведьмы, которым ведьма передаёт знания Вед и из них, в процессе получения знаний вырастают новые ведьмы – хранители, учителя. Кстати у слова ведьма нет мужского рода, тот пресловутый ведьмак, придуман гораздо позже, а раньше, что мужчину, что женщину, владеющих высшими знаниями, называли ведьма. Во многих сказках можно встретить именно это слово: «На уступе скалы сидел старый косматый ведьма, чёрный ворон сидел у него на плече»(Сказка «Как Ванька за три моря ходил»). Или «Ведьма была старой седой, но глаза горели молодым огнём. Он понял, что здесь ему помогут» (Как мужик от копыт избавлялся).

 Из всего вышесказанного можно сделать вывод кто такая Баба Яга – карга – ведьма. Это женщина владеющая знанием (ворон-знание всегда с ней), окру­жённая силами природы – берегинями (гуси-лебеди), которые ей помогают обучать юных учеников (ведуний и ведунов) и делать из них новых ведьм, а также, помогать всем людям обрести необходимые знания и веру. Чтобы жить правильно, честно и быть здоровым. А если вспомнить, что христиан­ство положительное переиначила в отрицательное, то можно понять, что ведьма – она не старая и не уродливая, а наоборот красивая женщина – мать. А может ли она стареть, если владеет всеми знаниями? Решайте сами.

 7. Отношение к Бабе Яге.

     Чтобы понять, как же действительно относятся люди к Бабе Яге, я решила провести опрос. Желая охватить, как можно больше людей я остановилась на онлайн-опросе. С июля по сентябрь 2014 года на нескольких сайтах и блогах я проводила анкетирования. Всем желающим было предложено ответить на несколько вопросов. Для этого мной была разработана анкета.

Анкета.

 1. Как вы думаете, кто такая Баба Яга?

Ведьма

Богиня смерти

Сказочный персонаж

Добрая старуха

Покровительница детей и сирот

Не знаю

2. Каким персонажем вы считаете Бабу Ягу?

Положительным

Отрицательным

3. Знаете ли вы персонажей мифов и древнеславянской религии?

Макошь

Богиня Йага Баба

Злата Баба

Мара

Богиня Лада

Ягибиха

Богиня Мать-Сыра-Земля

Перун

4. Представляете ли вы русскую литературу без персонажа Баба Яга?

Да

Нет

5. Хотели бы вы встретиться с настоящей Бабой Ягой в лесу?

Да

Нет

Не знаю

Я встречался

6. Знаете ли, что в древности на Руси была религия инглиизм – ведическое православие?

Да

Нет

7. Сколько вам лет?

До 15

15 – 25

25 – 45

Старше 45

8. При желании к вопросам можно оставить комментарии и разъяснения ва­ших ответов.

-----------------------------------------------------------------------------------------------

Всего в опросе приняли участие 6782 человека. Опрос проводился на сайтах Saha.ru, одноклассники, а также в блогах: «Вопрос-ответ», «Провопросы», «Поспрошайка». Наиболее многочисленной группой ответившей на вопросы, была группа от 15 до 25 лет, в основном старшеклассники и студенты, в оп­росе их поучаствовало 4561 человек. В группе от 25 до 45 лет, ответивших было 1011 человек, дети до 15 лет – 929 человек. Самая малочисленная группа – старше 45 лет – всего 281 человек. Так как возрастные группы по количеству участников разные, я решила результат учитывать только в про­центах от количества участников в группе. Данные опроса были сведены в таблицу.

 

 

 

 

Вопрос

До 15 лет

15 – 25 лет

25 – 45 лет

Старше 45 лет

1.Кто такая Баба Яга

 

 

 

 

Ведьма

18

31

14

8

Богиня смерти

-

22

20

-

Сказочный персонаж

46

41

56

92

Добрая старуха

1

-

-

-

Покровительница детей и си­рот

-

6

-

-

Не знаю

35

-

10

-

2. Каким персонажем вы счи­таете Бабу Ягу?

 

 

 

 

Положительным

70

85

71

62

Отрицательным

30

15

29

38

3. Знаете ли вы персонажей мифов и древнеславянской религии?

 

 

 

 

 

Макошь

5

82

2

1

Богиня Йага Баба

-

71

4

1

Злата Баба

-

22

1

1

Мара

-

45

1

1

Богиня Лада

-

11

1

1

Ягибиха

-

9

1

1

Богиня Мать-Сыра-Земля

-

6

2

1

Перун

21

75

1

1

4. Представляете ли вы рус­скую литературу без персо­нажа Баба Яга?

 

 

 

 

 

Да

11

1

11

-

Нет

89

99

89

100

5. Хотели бы вы встретиться с настоящей Бабой Ягой в лесу?

 

 

 

 

 

Да

7

92

65

6

Нет

92

1

21

87

Не знаю

-

-

-

-

Я встречался

1

7

14

7

6. Знаете ли, что в древности на Руси была религия ингли­изм – ведическое православие?

 

 

 

 

 

Да

3

83

39

1

Нет

97

27

61

99

 

 8. Выводы.

Из таблицы можно сделать следующие выводы:

- Молодые люди , в возрасте 15 – 25 лет оказались самыми знающими, как историю Руси, так и литературу – сказки, мифы, легенды, а также историю древних религий.

- Самый низкий процент знатоков в истории в старшей группе, скорее всего это оказалось потому, что основное образование они получали в доперестро­ечной социалистической России, когда знания о древних религиях и реаль­ной истории Руси, ещё не были общедоступными.

-  Низкий процент знаний в младшей группе, объясняется младшим возрас­том.

- Из древнеславянских богов, знают, в основном, Макошь и Перуна, и то, мо­лодые люди до 25 лет. Я думаю, это связано с тем, что в школьной про­грамме по истории сейчас кратко изучают эту тему.

- Группа от 15 до 25 лет хорошо знакома с богиней подземного царства и смерти Марой. Это объясняется просто – Мара сейчас часто встречается в книгах-фэнтези, в качестве одного из героев.

- Из старших групп, с древними божествами знакомы, в основном, только специалисты и последователи древнего культа. Причём эти люди оставили многочисленные комментарии и которые послужили, так сказать, своеобраз­ными заочными консультантами. С некоторыми из них мы переписывались. Я остановлюсь об этом в послесловии.

- Во всех группах, Бабу Ягу, большинство считает положительным сказоч­ным персонажем.

- С богиней Баба Йога знакомы молодые люди от 15 до 25 лет. Но это, ско­рее, всё те же любители фэнтези.

- Большинство из всех групп считают, что без Бабы Яги наша литература ни­как не может обойтись.

- Встретиться с настоящей Бабой Ягой не прочь большинство от 15 до 45 лет, возможно они хотели бы получить ответы на какие-то вопросы.

- Младшая группа, в основном, боится встречи с Бабой Ягой, только 7 % смельчаков, хотели бы с ней познакомиться. Так же дела обстоят и в старшей группе.

- Как выяснилось, некоторые даже видели Бабу Ягу в лесу, причём во всех возрастных группах. Очень много историй о встречах с Бабой Ягой было ос­тавлено в комментариях. К сожалению, в этой работе я не смогу использо­вать эту информацию, но возможно по мотивам этих историй. Я когда-ни­будь что-нибудь напишу.

- С древней религией Руси знакомы большинство людей от 15 до 25 лет. Ско­рее всего, объясняется это изучением темы в программе истории. Слабо зна­комы младшая и старшая группа. От 25 до 45 лет меньше половины знакомы с этой темой.

     В целом, из опроса, можно сделать вывод, что Баба Яга органично влилась в нашу жизнь, заняла в ней законное место. Знают её практически все, неза­висимо от возраста. Также, почти все считают, что без Бабы Яги, будет нам пусто и одиноко. А принимаем мы её такой, какая есть, будь она хоть ведь­мой, хоть богиней, хоть просто жителем сказки.

 Заключение.

     Более чем шеститысячелетняя история древнего ведического православия до введения христианства осталась в душах и памяти россиян доныне. Хотя, и некогда любимым божествам христианская церковь приписала отрицатель­ные черты, сейчас это всё уже сгладилось и выправилось. И многие древние боги, к нашим дням обрели уже,более менее, свои настоящие, положитель­ные облики. Так происходит и с богиней Йога Баба. Если в дореволюционной России доброта Бабы Яги только кое-где просматривалась под мнимой агрес­сивностью, то в послереволюционной России, коренным образом изменилось отношение к этому персонажу. Пришедшие к власти большевики начали го­нения на церковь, всё, что считалось до них хорошим, отрицалось. Соответ­ственно, Баба Яга, гонимая церковью, обрела передышку. Сказки переписы­вались заново. Образ Бабы Яги перестал был пугалом для детей. Сильно этому посодействовал и лозунг «Пионеры и октябрята ничего не боятся». И в советской литературе и кинематографии Баба Яга предстаёт уже не как де­мон, а, скорее, как милая старушка, у которой можно что-нибудь полезное выпросить или на крайний случай позаимствовать. А если пакостит Баба Яга, так только по мелочи, с оглядкой на закон.

     Вместе с перестройкой в России, вышли из тени приверженцы, до этого запрещённых знаний и культов. До перестройки они были запрещаемы и го­нимы, сначала христианской церковью, потом большевиками-атеистами. По­следователи Авесты, Зороастризма, Инглиизма вздохнули полной грудью. Тайные знания стали доступны широкому кругу населения. Спустя 25 лет с начала перестройки, имя древней прекрасной богини Йога Баба, знакомо уже почти 70% россиян. В её положительные качества верят уже 80% населения России. Создаются новые книги, новые фильмы, новые стихи, персонажем которых становится не страшная злая старуха Баба Яга, а красавица Баба Яга с доброй душой. Потихоньку вспоминается и её забытое предназначение – воспитание маленьких ведунов и ведуний  в всесильных, всезнающих ведьм, достойных занять место Бабы Яги – прекрасной женщины – матери, способ­ной и вылечить, и выучить, и показать верный путь развития детям-учени­кам, а также защитить детей, да и всех людей от скверны, не только физиче­ской, но и моральной, духовной. А в итоге вырастить новое умное, знающее, порядочное общество и сохранить наш древний род – род Руссов-инглинов.

 Послесловие.

     Хочется выразить благодарность всем, кто принял участие в опросе и на­шёл время ответить на вопросы моей анкеты.

     Особую благодарность хочу выразить волхву Любомудру, который в своих комментариях очень интересно рассказал о письменности Древней Руси – азбуках Буквице и Глаголице, а также разъяснил дифтонговое произ­ношение многих букв.

     Также огромную благодарность выражаю волхву Велимиру, который пе­редал ценные сведения о древних богах Руси, а также о древнем ведическом православии – Инглиизме.

     Также благодарю профессора-филолога М. Ю. Кузнецова за данные мне ссылки на произведения Ю. Росциуса, Т. Климова, А. Подъяпольского и разъяснения некоторых теорий происхождения Бабы Яги.

     И спасибо всем кто меня поддерживал и помогал советами.

 Литература.

1. Андреев А. Русские боги в Зазеркалье. Баба Яга//Мифы и магия индоевро­пейцев. Вып. 3. Под редакцией А.Платова. М.: Менеджер, 1996. 

2. Афанасьев А.Н. "Народные сказки". В трёх томах.- Москва: Наука. 1984.

3. Без-Корнилович М. И. Исторические сведения о примечательных местах в Белоруссии с присовокуплением и других сведений к ней же относящихся. СПб., 1855. 

4. В мире мифов и легенд. Сост. Синельченко В. Н. Санкт-Петербург. «Золо­той век. Диамант». 1995.

5. История русской культуры IX – XX вв. Шульгин В.С.,Кошман Л.В., Сы­соева Е.К., Зезина М.Р.; под ред. Кошман Л.В. Москва «Дрофа».2003.

Климов Т. Имя моё – легион. Минск: «АША», 2012.
6. Лаушнин К.Д. Баба-Яга и одноногие боги//Фольклор и Этнография, АН СССР, Институт этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая; Издательство "Наука", Ленинградское отделение; 1970. 

7. Новиков М.П. "Христианизация Киевской Руси". Москва: Издательство МГУ. 1991.

8. Платов А. Баба Яга и руна посвящения.// Мифы и магия индоевропейцев. Вып. 10. Под редакцией А.Платова. М.: "София", ИД "Гелиос", 2002. 

9. Пропп В.Я. "Русская сказка".- Л.: Издательство Ленинградского универси­тета. 1984.

10. Росциус Ю. По следам загадок и сенсаций. Москва: «Крон-прес».1999.

11. Рыбаков Б.А. "Язычество древних славян". - Москва: Русское слово. 1997.

12. Славяно-Арийские Веды. Омск: «Аркор».2001.

13. Шилов Ю. А "Истоки славянской цивилизации".. Москва: МАУП. 2004.

14. Этимологический словарь под ред. Фасмер М. Москва «Экзамен». 2013.

15. livejournal.com

 

 
Рейтинг: +9 6864 просмотра
Комментарии (15)
Андрей Черных # 13 февраля 2015 в 23:37 +1
v 8ed46eaeebfbdaa9807323e5c8b8e6d9
Прокофьева Александрина # 14 февраля 2015 в 09:02 0
Александр Виноградов-Белый # 14 февраля 2015 в 08:47 +1
Какая глубина изучения темы. Практически диссертация готова.

Прокофьева Александрина # 14 февраля 2015 в 09:04 0
23 февраля работу ещё надо будет защитить.
Андрей Кузнецов # 14 февраля 2015 в 18:55 +1
Прочтите мою версию легенды о Бабе -Яге
Прокофьева Александрина # 15 февраля 2015 в 08:59 0
Прочитала вашу сказочку. super Её, мне кажется, только очень отдалённо можно назвать детской. 625530bdc4096c98467b2e0537a7c9cd И всё таки это сказка, а я претендую на то, чтобы мою работу назвали былью.
c0137
valerij reshetnik # 19 февраля 2015 в 21:46 +1
Умница, Александрина, если всё сама прочла и свои выводы
сделала, по крайней мере это хорошее развитие мышления,
подкупает и интерес к истории славянской культуры,
молодец, вполне одобряю, у нас иногда и взрослые
мыслить не научились как следует, выполняя определённые заказы.
Баба Яга, вполне положительный персонаж, как и лесовики, лешие,
люди понимающие травы и лечение ими, живущие близко к месту их сбора,
тем более болота очень богаты многим, да и от врагов схоронка
была надёжная там, почитай есть у меня немного про болота -
Что -то, что -то про болота. 040a6efb898eeececd6a4cf582d6dca6 osenpar2
Прокофьева Александрина # 20 февраля 2015 в 06:28 0
Мне очень нравится читать наши славянские мифы. Прочитаешь, и очень даже на правду похоже. Я очень часто бываю в лесу, да и живём то мы среди лесов и болот. Мама травник, народный целитель, так что лекарственные растения моя любимая тема. У меня есть две исследовательские работы по лекарственным растениям. Жаль не могу их выложить на сайт. Там очень много картинок, поэтому они не загружаются. А без иллюстраций про растения читать не интересно.
c0137 ura prezent
Марина Попенова # 1 марта 2015 в 14:25 +1
Александрина, потрясающий труд! 38 А приглашаю на кастик свойhttp://parnasse.ru/playcast/yumor-satira/375.html
Прокофьева Александрина # 1 марта 2015 в 14:54 0