ГлавнаяПрозаЭссе и статьиПублицистика → От Чура до чира

От Чура до чира

29 апреля 2014 - Геннадий Дергачев
article211895.jpg

«…Бывает нечто, о чем говорят: «смотри, вот это новое»; но это было уже в веках, бывших прежде нас…»

(Соломон. Екклесиаст)

 

 

Мальчики и девочки, юноши и девушки, взрослые тёти и дяди, все те, кто знает, что такое черлидинг и готов рассказывать историю его возникновения, упомянут сначала Великобританию, затем мысленно перенесут своих слушателей в США, а затем из Америки опять вернутся в Европу и доберутся, наконец, до России, в которой этот вид спорта, хотя и успешно развивается, всё же для подавляющего населения страны остаётся малопонятным и чуждым.

Отчуждение часто начинается уже с произнесённого английского названия. Что-то ругательное слышится в звуках слова «черлидинг», уж больно созвучно оно слову «чертыхаться», не иначе, как не обошлось тут без чёрта, который, как известно, всегда в деталях.

«Чур меня, Чур!» - говорили наши пращуры, стараясь, заручится покровительством бога Чура, который часто имел вид врытого в землю столбика — чурку, и почитался как предок рода, охранитель родовой территории и её границ, то есть черты явной или мысленной, но сравнимой со стенами своего дома, которые, как известно, своим обитателям в различных ситуациях помогают.

«Чур, я первый!», нет «Чур, я первая!» - слышим мы и теперь в детских, часто подвижных играх. Многие хотят быть лидерами, можно даже сказать «чурлидерами», но никто в нашей стране не додумался до такого, близкого к русскому языку, созвучию. Но это даже, наверное, и не плохо, потому что соотечественники непременно посмеялись бы, а иностранцы и вовсе ничего бы не поняли.

Что же касается чёрного чёрта, обитателя подземного мира, то без него и его происков, действительно, как бы и не обошлось. Иначе, чем теперь можно объяснить, что английское слово "cheer” (веселье, одобрять, одобрительный возглас и т. п.) произносимое как «чир», по-русски прочитали как «чер» да так и записали через «е» в официальные документы при создании Российской Федерации Черлидинга. К слову сказать, украинцы сделали то же самое. Самое же неожиданное то, что слова «чурукать» и «чурюкать» в воронежском и курском диалектах обозначали «чирикать», а эти звукоподражания, «чир-чур», относили к сверчку. Отсюда и местное название его — чурюкан. Так что слог «чир», написанный и произнесённый по-русски, куда ближе к английскому «cheer”, чем может на первый взгляд показаться, ведь чириканье обычно бывает радостным. В самом деле, чирикает ли птица, или сверчок - всё кричит, призывает себе подобных, а черлидеры весело кричат, призывают зрителей выкрикивать одобрительные возгласы. Сплошной «чирлидинг», одним словом, а вовсе не черлидинг! Но, что сделано — то сделано, ошиблись чуток, и кто-то успел сказать: «Чур, я не виноват!».

Понятно, что где спортивные соревнования, там и зрители, которые переживают, болеют, поддерживают либо своих, либо тех, на кого поставили деньги, побились об заклад. О, какой шум стоял на ипподромах Древнего Рима, Константинополя, на рыцарских ристалищах — это зрители выкрикивали имена фаворитов, кричали неистово, что-то типа: «Давай, давай!..», «Вперёд!», «Ты лучший!» и тому подобное. Ничего не изменилось — болеть и поддерживать — это традиция, которая, наверное, ведёт отсчёт ещё со времён палеолита. А вы думали, только с девятнадцатого века до этого додумались студенты в Англии? Как бы ни так!

Был ли спорт на Руси? Конечно, был, ведь само старо-французское слово "desport” означало не что иное как развлечение и игру. И зародился он, как это ни покажется странным, на похоронах, а точнее, на тризнах. Упоминание тризны можно найти в Ипатьевской летописи: «А ещё кто умрёт, творят тризну над ним, и тогда делают кладку великую, и возлагают на кладку мертвеца и сжигают, и потом, собравши кости, вкладывают их в сосуд малый и выставляют на столбах на дорогах, это же творят вятичи и ныне». Вот эти-то столбы и есть чуры.

А теперь обратимся к словарю Ф.А. Брокгауза и И.А.Ефрона и выделим определение, которое даёт тризне А.А. Котляревский. По его мнению: «Тризна являлась специально военным обрядом прощания с покойником, в виде ристания, борьбы и всяких других военных упражнений, по соседству с местом погребения».

Ристания — скачки и конные игры, приближенные к воинским навыкам, сохранялись на всём протяжении истории государства Российского, но в те особенно далёкие времена, они были обязательной составляющей поминок дохристианской эпохи. Утешение для умершего или погибшего — это то, что жизнь продолжается, а род его силён и смел.

Это с тех пор шла и многовековая традиция кулачного боя на Руси, первое летописное упоминание о котором относится к началу XIII века. Мстислав III, Великий князь киевский, и князь псковский Владимир, предложили своим воинам сразиться на конях или пешими. На что те отвечали: «Мы не хотим на конях, но сразимся, по примеру наших предков, пешими и на кулаках». То есть предки их, а, следовательно, пращуры наши, уже боксировать умели, и никакого отставания от государств античных, таким образом, не наблюдается.

По принятии на Руси христианства, казалось бы, должны исчезнуть прежние обычаи. И отчасти это было так, но что-то сохранялось и видоизменялось. Вот какую запись внесли когда-то в «Стоглав»: «В троицкую субботу по сёлам и погостам сходятся и плачутся по гробам, и егда начнут играми скоморохи, гудцы и прегудницы, они же от плача преставше, начнут скакати и плясати и в долони бити и песни сотонинские пети».

Речь, в этой древней заметке явно идёт о русалиях, но эти обряды не относятся к нашей теме о состязательности спортивных (в современном понимании) игр и забав. Кстати, такое понятие как забава, у славян подразумевало массовость мероприятия, а не просто малозначимое развлечение. Наверное, проводимые в наше время всякие первенства и чемпионаты, предки наши тоже назвали бы забавами.

А вот народные плясы куда как ближе к военной подготовке и к спорту, ведь они до сих пор носят элементы единоборств и даже подразумевают владение тактикой пеших бойцов, только современные танцоры об этом не все и знают.

Например, в плясках с участием девушек требовалось выбирать тактику, при которой один из участников, приблизившись к одной из пляшущих, старался уже не допускать до своей партнёрши других танцоров — соперников, которые всё время стараются атаковать и оттереть более удачливого и умелого. При этом случайное, нерасчётливое касание к девушке, приводило к проигрышу в соперничестве.

Проводились и состязания плясунов, которые выступали в одиночку или один на один с другим танцором. Часто это происходило на ярмарках, игрищах — везде, где было большое скопление народа. Естественно, что такие соревнования собирали многочисленных зрителей, которые делали ставки, спорили, чья возьмёт, всячески поддерживали «своих». Все эти переплясы, выкрутасы и «ломания» требовали долгих тренировок, наработок приёмов, выдумывания коленцев, которые до поры до времени хранились в секрете от зрителей, судей и, конечно, от соперников.

Это вам ничего не напоминает? Лично мне кажется, что это уже почти соревнования черлидеров, демонстрирующих один из элементов своего выступления - танец.

Такие плясуны в большинстве своём были профессионалами, ведущими свои традиции от скоморохов. Чтобы вспомнить, кто это такие, нам придётся опять отступить хотя бы на тысячу лет назад.

«Всяк спляшет, да не как скоморох», «У каждого скомороха свои погудки» - утверждают народные поговорки. Самые наглядные представления о том, как могли выглядеть скоморохи и что они умели, можно получить, ознакомившись с некоторыми фресками Киево-Софийского собора. На некоторых из них изображены: музыкант со смычковым инструментом, сидящий на камне, флейтисты, гусляры и лютнисты, два скомороха, стоящие на мехах органа и нагнетающие в трубы воздух, два скомороха-акробата, один из которых держит перш, а другой взбирается по нему наверх.

Словарь В. Даля даёт такое определение: «скоморох — музыкант, дудочник, сопельщик, гудочник, волынщик, гусляр; промышляющий этим, и пляской, песнями, шутками, фокусами; потешник, ломака, гаер, шут; зап. медвежатник; комедиант, актёр и пр.», то есть, на все руки и ноги мастер: и танцор, и гимнаст, и акробат, и зазывала на представление. А чтобы скоморохов хорошо видели тесно стоящие зрители, они подчас становились на ходули, возвышаясь так, что их можно было уже и издали разглядеть. Чем не современные флайеры в стантах да в живых пирамидах?!

«Скоморохи возбуждали охоту в зрителях, и последние сами принимались петь, играть, плясать и веселиться» (Н.И. Костомаров. Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI и XVII столетиях).

Да это просто настоящие современные черлидеры: весёлые, заводные, умеющие растормошить зрителей, пробудить в них энергию и интерес к тому, что происходит перед ними! А нам рассказывают о каких-то английских парнях с охапками сена в руках — наших скоморохов не видели!

Строительство собора велось в 20-30-е годы XI века, закладывался собор, согласно летописям в 1017 или в 1037 году. Уже только то, что художники изобразили на стенах храма людей не святых, а потешников и не посчитали это грехом, говорит о значимости таковых в жизни того времени и отношения к ним народа и княжеской власти. Действительно, тогда ещё скоморохи и гусляры не подвергались гонению, которое началось со стороны церкви и царей, примерно, с начала XVII века.

Дело в том, что скоморохи были носителями ещё языческих обычаев, а это решительно пресекалось церковью, а вот народ, для которого давались представления, слагались озорные, часто юмористические песни и прибаутки, жаловал этих артистов по-прежнему. Постоянное общение со зрителями и даже вовлечение их в свои действа сближало и тех и других, давало подпитку «глумовству», расширяло действие сатиры, которая эффективно воздействовала на народные массы.

«Нет сомнения, что здесь скоморохи, несмотря на свой комический характер, осмеливались являться на грустные жальники по старой памяти о каком-то некогда всем понятном обряде поминок с плясками и играми. Нет сомнения, что и народ допускал их на могилы и не считал неприличным увлекаться их песнями и играми, по той же старой памяти» (И. Беляев. О скоморохах. Временник общества истории и древностей российских).

В 1633 -1634 гг. немецкий магистр философии Адам Олеарий, путешествуя, делал заметки. В своей книге «Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно» он пишет: «... нынешний патриарх два года тому назад сперва воспретил существование таких кабачьих музыкантов и инструменты их, какие попадутся на улицах, приказал тут же разбивать и уничтожать, а потом и вообще запретил русским всякого рода инструментальную музыку, приказав в домах везде отобрать музыкальные инструменты, которые и вывезены были... на пяти возах за Москву реку и там сожжены».

В 1648 и в 1657 годах архиепископ Никон добился указов о полном запрещении скоморошества, лишив огромное число людей возможностей заработка для пропитания своих семей. Насколько распространено было скоморошничество и как много людей оно кормило можно судить по многочисленным, и поныне местами сохранившихся, населённых пунктах, в частности, деревень, носящих название Скоморохово.

Ещё в 1274 году на церковном соборе во Владимире митрополит Кирилл предложил в качестве руководства для управления церковью Кормчую книгу, переведённую около 1225 года в Сербии с греческого языка на церковно-славянский. Правила этой книги не обошли вниманием и спортивные забавы русского народа.

Про ристалища и кулачные бои мы уже вспоминали. Но широко распространены были ещё палочные бои, борьба, метание копья в кольцо, фехтование на мечах, метание ножей и боевых топориков, стрельба из лука, бег взапуски, бой мешками на бревне, бег на ходулях, перепрыгивание через препятствия, лапта, катание на коньках, спуск на салазках, плавание, то есть многое, что продолжает существовать и в современном спорте. И тогда уже устраивались разнообразные турниры, соревнования от которых осталась, например, такая пословица: «Без борца нет венца», то есть не только в Греции или Риме надевали победителю лавровый венок, но и на Руси было нечто похожее. Была и такая сакральная игра, как кидание деревянных или глиняных яйчат в соперников через небольшой холмик. Две команды (полка), не видя друг друга, с силой перекидывали эти искусственные яйца через препятствие и при этом громко кричали, наводя «огонь» на себя, а побеждала та команда, которая, как ни парадоксально, в итоге имела на лицах своих игроков больше синяков и шишек от попавших в них «снарядов». Молодёжная игра «коняшки» позволяла проводить совместную игру-соревнование обоих полов: девочки, девушки и даже женщины, садились на закорки парней и мужчин, а те сшибались друг с другом, стараясь свалить наездницу, а то и обоих соперников за раз. Игра велась до последней усидевшей всадницы с какой-либо стороны.

И хотя большинство игр не несли опасностей получения серьёзных травм, всё же были и такие (стенка на стенку, бой на кольях), которые нередко доводили до смертельного исхода, особенно, когда в азарте боя нарушались не писаные правила.

Церковь, не особенно вдаваясь в подробности, предпочитала карать отлучением предающихся подобным забавам, и согласно Кормчей книге «...участники таких забав изгонялись из церквей (да изгнаны будут от сынов божьих церквей); а убитые в примерных схватках, кулачных и палочных боях и вообще заплатившие нечаянно жизнию за удовольствие потешиться на этих турнирах «да будут, - сказано в том же правиле Кормчей, - прокляти и в сей век и в будущий; аще ли нашему законоположению кто противится, ни приношения из них принимати, рекше просфуры и кутии, свечи; аще же умрет таков, к сим иерей не ходит и службы за них не творит». Также, конечно, по церковному взгляду предосудительны были и все игрища» (Н.И. Костомаров. Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI и XVII столетиях).

«Одна из царских грамот приказывала нигде «песен не петь, на позорища (т. е. на зрелища) не сходиться», ... «личины» (маски) и платье скоморошеское на себя «не накладывать», ско­морохов гнать. А ослушников — бить батогами, ссылать, отлучать от церкви” ("ДЭ», стр. 500)

Что же теперь получается, православный не спортсмен?! И так и не так. Государству требовалось иметь хорошо выученную армию и флот. Как совсем обойтись без прикладных дисциплин, которые подготавливают воинов к ратному делу?! Наверное, так рассуждал Пётр I, когда вводил их в образовательных учреждениях. Овладение некоторыми видами спорта считалось необходимым для юношей из дворянских сословий. Физическое воспитание предусматривало: гимнастику, фехтование (шпажное искусство), танцы, стрельба из пистолета, гребля и парусное дело, а также и другое. А это подразумевало и соперничество, выявления лучших, то есть не что иное, как соревнования. А что же это как ни игрища? Стыдливо промолчим, вспомним мудреца Соломона, и не откроем для себя Америки, что двойные стандарты не изобретение нашего века. Вспомним опять очерки Н. Костомарова и процитируем: «Цари запрещали народу всякую весёлость; но в то же время и царские семейства забавлялись песнями, которые пели им потешники, сказками, смотрением на пляску и даже разными действиями или сценическими представлениями. Во дворце были весёлые гусельники, скрипичники, домрачеи, цымбальники, органисты; штат двора составляли, между прочим, дураки-шуты и дураки-шутихи, карлы и карлицы, потешавшие высоких особ своими шалостями. Это делалось даже и при благочестивом Фёдоре Иоанновиче, несмотря на всю монашескую обстановку двора...».

Надо думать, наши задорные черлидеры тоже пришлись бы в то время ко двору, вот только на ярмарки да гулянья пускать их никак было нельзя.

Но, как говорится в Евангелии, "Воздадите кесарева кесареви и божия богови»: время и здравый смысл нивелировали понятия греха и государственные интересы. Под патронажем царствующей семьи Романовых стали развиваться различные виды спортивных занятий, как имеющие народные истоки, так и привнесённые из Европейских стран, например такие, как теннис и велоспорт. В начале XIX века строится много спортивных сооружений: тиры, манежи, ипподромы. Проводятся различные соревнования с участием спортивных обществ и клубов. Уже к концу того же века спортивные организации привлекают более широкие слои общества, а не только представителей дворянства. Студенты и служащие стали повсеместно увлекаться различными дисциплинами. Открываются общества любителей тяжёлой атлетики, гимнастики, велосипедистов-любителей. Надо сказать, что ездой на велосипеде, или как тогда называли «костотряске» увлекался ещё царь Александр III, а потом и Николай II. И, как это принято и по сей день, подданные главы государства волей-неволей следуют его примеру. А если этот пример положительный, то он идёт только на пользу. В 1894 году генерал Алексей Бутовский становится членом Международного олимпийского комитета и принимает участие в подготовки I олимпиады в Греции. С 1900 года в России начал выходить журнал «Спорт».

Перед началом I Мировой войны в 1914 году в России насчитывалось около 800 спортивных клубов и обществ, в которых состояли более 50 тысяч спортсменов. Постоянно проводились различные соревнования, в том числе и на первенство России, спортсмены которой принимали участие и в международных соревнованиях, первенствах Европы, Мира, Олимпийских играх.

Вот так, отвечая на вопрос, был ли спорт в России, мы незаметно для себя миновали год 1898, в котором на общем собрании в Миннесотском Университете (США) был выдвинут научный тезис о пользе зрительской поддержки на соревнованиях, а первым признанным черлидером стал студент Джек Кемпбелл, который со знанием дела стал придумывать и скандировать «кричалки» (chants), несущие кое-какую информацию о своей любимой команде. И пока черлидеры Соединённых Штатов Америки кричали свой клич «чир», наблюдая за сражениями на стадионах и площадках, русские солдаты кричали «ура» и гнили в окопах на фронтах войны. И как знать, если бы не разразилась эта бойня, то вполне возможно, черлидинг в России занял бы свои позиции уже сто лет тому назад и был бы так же популярен и развит, как и в других странах.

После революции в РСФСР, а затем, соответственно, в СССР, спорт становится воистину массовым, а успехи и рекорды советских спортсменов останутся навсегда незабываемыми. Но так как этот очерк посвящён поиску корней у такого сравнительно нового вида спорта в нашей стране, черлидингу, то и ограничимся теми элементами в спортивных дисциплинах, которые присутствуют в его вариантах.

Уже в 1919 году на физкультурном параде Всеобуча участниками демонстрировались вольные упражнения и фигурная маршировка. В 1924 году в параде участвовали 5 тысяч физкультурников, в 1927 году в Московском параде участвовали 12 тысяч человек, и в последующие годы такие мероприятия стали проводиться ежегодно не только в Москве, но и в Ленинграде, а чуть позже и в столицах союзных республик.

С 1937 года в столице стали проводить всесоюзные парады-смотры, которые давали представления о развитии спорта во всей стране, причём спортивные республиканские организации, следуя рекомендациям, вносили свой, присущий только им, национальный колорит в некоторые элементы показательных выступлений.

На этих смотрах, парадах, фестивалях, как правило, гимнасты и акробаты демонстрировали технику построения живых пирамид, которые уже были известны и в дореволюционное время. Да что там гимнасты! На старой фотографии 30-х годов запечатлены женщины-милиционеры, которые, разбившись в рядах на тройки, выполняют элемент поддержки. Та, которая находится посередине каждой тройки, зависает над землёй с разведёнными в стороны руками и ногами, между двумя своими товарками, каждая из которых держит её только одной рукой, отведя другую руку в сторону. Кстати, этого красивого приёма мне не довелось видеть на выступлениях современных команд черлидеров.

На фотографии 1936 года запечатлена четырехэтажная пирамида-этажерка, состоящая, если я правильно посчитал, из, соответственно по возрастающей: восьми, пяти, трёх атлетов и одной девушки, стоящей на четвёртом уровне с флагом и букетом цветов, похожим на помпон черлидеров. Правда, это действительно этажерка, выполненная из столба и тарелок-платформ, так что это, конечно, не требовало особенных сил, но красота и изящество, несомненно, присутствует.

На советских фотографиях и 30-х годов, и в последующие годы, можно рассмотреть и то, что сейчас называется коротким иностранным словом «пробс»: растяжки, таблички, картонки с отдельными буквами, из которых участники составляют лозунги и названия. Вот, например, фотография, на которой девять девушек, проходя строем, составили слово «комунарка». Куда пропала ещё одна буква «м»? Улыбнёмся и предположим, что десятая девушка подвернула ногу, а запасной спортсменки предусмотрено не было.

Великие потери понесла страна в годы Великой Отечественной войны 1941 — 1945 годах, но это не помешало провести грандиозный Всесоюзный парад физкультурников на Красной площади в Москве 12 августа 1945 года. Достаточно только перечислить представленные республики и спортивные общества, которые прошли стройными рядами перед присутствующими гостями из разных стран мира и членами правительства, чтобы ощутить масштабность праздника.

Парад открыли физкультурники Российской Федерации, за ними прошли спортсмены Украины, физкультурники республик Закавказья, Средней Азии, Карело-финской ССР, Молдовы, спортсмены Прибалтики (Эстонии, Латвии и Литвы), самое молодое на тот момент общество «Трудовые резервы», Ленинградский институт физической культуры и спорта, колонна спортсменов «Общество профсоюзов» (всех профессий), спортивное общество «Крылья Советов», физкультурно-спортивное общество «Зенит», спортивное общество «Медик», спортсмены обществ: «Строитель», «Энергия», «Большевик», «Спартак», «Динамо» (в рядах этого общества насчитывалось 61 чемпион и рекордсмен Советского Союза). Замыкали колонну велосипедисты.

После проведения парада начались спортивно-физкультурные показательные выступления.

Первыми вышли дети, которые в танцах и упражнениях изобразили пионерский лагерь и большой костёр. Из символической колесницы Победы, появились младшие дети, которые преподнесли цветы членам правительства.

Школьников сменяют спортсмены Эстонии, которые выполняют гимнастические упражнения, многие держат в руках мячи. Выходит Латвийская делегация и демонстрирует упражнения с вёслами, станты и танцевальные элементы. Представители Литвы исполняют танец «Косари». Спортсмены общества «Трудовые резервы», одетые в зелёные купальники и трико показывают физкультурные упражнения, среди которых просматриваются элементы некоторых традиционных народных игр, например, «ручеёк», а в конце выступления в руках выступающих появляются гармошки и платочки. Представители Молдавской республики пляшут народный танец «Молдаванески». Их сменяют мастера водного спорта Карело-Финской республики, которые изображают греблю на байдарках. Физкультурники Киргизии продемонстрировали упражнения с помпонами несколько похожими на цветочные букеты, также они создали подобие кольцевой пирамиды. Туркменская делегация порадовала представлением, основанным на элементах национальной борьбы. Танец с палками (мужчины), с цветами и шарфами (девушки) показали спортсмены Таджикистана. Физкультурники МЭИ им. В. М. Молотова привлекли внимание изображением волн, подбрасыванием над ними и ныряющих в них спортсменок, а также исполнением акробатики. За этими спортсменами вышли с флагами в руках представители Казахстана. Спортсмены Узбекистана, то под хлопки в ладоши, то под национальную музыку, выполняли танцевальные движения, причём гармонично и красиво выглядели пары: девушки с обнажёнными ногами, но в закрытых купальника и, наоборот, парни в трикотажных брюках, но с голыми торсами. Следом за ними вышли представители ЛГИФС с винтовками, демонстрируя ружейные приёмы. Эффектно показали себя и спортсмены из Грузии, которые несли с собой шесты, и, выкрикнув, как мы сейчас скажем, чир, изобразили и упражнения на брусьях, и гимнастические трюки на першах. Подошла очередь физкультурников Азербайджана. Затем показались сразу 1300 спортсменов «Общества профсоюзов», выполнившие гимнастические упражнения, а затем и езду на мотоциклах. Красивую композицию показали представители Белоруссии, изображая шестиярусный фонтан, который переливался через край от центра живыми волнами. За ними выходят со знамёнами в руках представители Украины, они исполнили популярные народные пляски и танцы. Московский институт физкультуры и спорта в лице своих представителей также изображал и расходившиеся волны, и сплетающиеся хороводы. Завершается это впечатляющее зрелище исполнением гимна Советского Союза.

Я не случайно утомил читателя, описывая этот праздник спорта в стране, в которой ещё долгие годы предстояло восстанавливать народное хозяйство, лечить раненых, решать множество проблем. Маленькая радость среди тяжёлых и серых будней, а подарили её физкультурники и спортсмены многонационального государства своему народу с присущей молодости оптимизмом и задором. В каждом выступлении своя изюминка, свой колорит, своя национальная особенность, которая не скрывается, а подчёркивается, но при этом вплетается в единый венок дружбы. Задайте себе вопрос: не теряем ли мы всё это богатство, не растворяемся ли в стандартизированном обществе? Если в ответе прозвучит «да», то это печально.

Советский Союз сменяет новая Россия. В 1996 году при детской Лиге Американского Футбола в Москве была создана первая в нашей стране группа поддержки, а уже затем рождается и Российская Федерация черлидинга.

Многим тогда казалось, да и сейчас кажется, что это так ново: нетрадиционный для России спорт, заимствованный, подражательный, чуждый. Но вот мы с вами сейчас, оглянувшись назад в прошлое страны, разве не нашли его исторических предпосылок? Мне кажется, что нашли, и мало того, можем говорить о том, что черлидинг, если не обращать особого внимания на это название, самый что ни на есть национальный вид спорта, близкий нам по духу, по задору, по традициям. Только нужно стремиться, не утерять в нём всего того, что пестовалось веками и входит в обязательный набор командной программы: музыка, танец, гимнастика, акробатика, в какой-то степени и риторика и, конечно же, артистизм.

Чего из всего перечисленного у нас не было на Руси и даже, наверное, до Руси? У нас более чем тысячелетняя история в отличие от США! Да, в Соединённых Штатах черлидинг родился официально и начал приобретать популярность, но и только, а то, из чего он состоит, народы нашей страны талантливо демонстрировали из века в век. К примеру, цирковое представление — это тоже набор отдельных выступлений, часто состоящих из смешанных жанров, например, музыки, акробатики, жонглирования и прочего, и прочего. Недаром в 1981 году Международная федерация гимнастики наградила золотой медалью цирковых артистов — каскадёров на брусьях «за большой вклад в развитие и популяризацию гимнастики». Цирк есть во многих странах мира, но каждый старается иметь свой почерк. Давайте вспомним цитату из американской газеты «The Boston Globe”: "Для нас ново видеть представления артистов, имеющих собственные имена и индивидуальности. Советский цирк значительно более индивидуален, чем американский, ориентирующийся на Бродвей, где исполнители являются как бы частью громадной мурлыкающей машины». Хочется верить, что так будут писать и о выступлениях наших черлидинговых команд, если приложить к этому усилия и желание развиваться. Наши спортсмены, конечно, уже добились многого: они становились и чемпионами Европы, и чемпионами Мира, но, если не стремиться вперёд, то значит пропускать мимо себя соперников, которые едва ли остановятся в своём развитии.

Команд становится всё больше, что радует, а их названий на государственном языке России — всё меньше. Не так пока много спортсменов, особенно младших групп, которые могут сносно изъясняться на иностранных языках, но почему-то (стесняются что ли?) всё реже пишут на растяжках и табличках по-русски. Понятно их стремление стать чемпионами и поехать за границу, чтобы себя показать! А они уверены, что покажут именно себя, представителей своего народа, или края, или области, страны, наконец? Не затеряются ли они среди однотипных команд, в однотипных выступлениях, в однотипных наборах обязательных элементов? Да, мастерство не спрячешь, но тогда это мастерство нуждается и в особой, только ему присущей, узнаваемой, обёртке. Любое название на кириллице можно продублировать хоть латиницей, хоть китайскими иероглифами, чтобы его могли произнести в той стране, где проходит выступление, но ведь иногда происходит и так: «В первых цирковых афишах сплошь значились иностранные фамилии. Русские артисты, чтобы добиться антрепризы и признания, были вынуждены переиначивать свои имена на чужой манер».

«Платье красно за реку видно» - так гласит народная поговорка. Но не много приходится видеть нарядов черлидеров, в которых использованы народные мотивы, хотя бы, в отделке, в цвете, в узорах. Опять вспоминается выступление физкультурников на Красной площади в 1945 году. Какое многообразие оригинальных решений, помогающих верно определить, какую республику представляет тот или иной спортсмен, и это при высочайшем дефиците материалов в текстильной промышленности того времени! А что имеем сейчас? Штатовская однотипность спортивной формы, усилившаяся тенденция писать названия команд на английском языке, западноевропейская или американская музыка в звуковом оформлении выступления. Да, это нельзя запрещать, для кого-то это тоже своеобразная экзотика. Но когда, не часто, видишь, что художник по костюмам, поработал на совесть, проявил мастерство и вкус, создав не просто удобный спортивный костюм, а идентифицировал его, сообразуясь с национальными предпочтениями и традициями, то зритель проявляет к такой команде особое внимание. Например, на Чемпионате и Первенстве Москвы в 2013 году на покрытие вышла команда чир-данса в ярко красных костюмах с золотистым узором отделки в национальном стиле, и это воспринялось весьма положительно, такая спортивная одежда, как визитная карточка той местности, откуда приехали спортсмены. Такой пример достоин подражания в подходе к разработке наряда.

А танцевальные движения?! Мы уже вспоминали о богатейшем опыте и традициях народных танцев и, вполне понимая, что сложно физкультурные движения под ритм и счёт продемонстрировать так, чтобы это было и современно, и спортивно, и было близко и по сердцу, и соответствовало бы народному характеру. Но в этом и проявится способность тренера показать своё мастерство и передать его своим подопечным. Вспоминаю, как одна из детских команд в номинации «чир» совсем недавно демонстрировала программу под русские мелодии, да к тому же в танце угадывались элементы народного пляса. Зрители были в восторге, когда увидели эти заведённые за затылки ладони, эти выделывания коленец, которые невозможно спутать ни с какими другими. За пару минут, конечно, нужно успеть сделать многое, иногда в ущерб исполнения каких-то более выгодных, так сказать, «балловых» элементов, но ведь все команды руководствуются одними правилами, и тем интересней будет зрителям и судьям сравнивать их выступления.

Черлидинг в России должен стать не калькой с чужих наработок, не слепым подражанием западной культуре, а самодостаточной спортивной дисциплиной, основанной на достижениях отечественного спорта, народного хореографического искусства, и при этом соответственно оформленной, имеющей своё лицо, красивое, нестандартное, чем и отличается наша многонациональная страна. Только тогда можно будет сказать, что существует своя Российская школа черлидинга, сильная, самобытная, достойная подражания и восхищения. Пора уже убедить последних скептиков, которые ничтоже сумняшеся, считают, что черлидеры — это девчонки в коротких юбчонках прыгающие на месте с метёлками в руках и стреляющие глазками. Что ж, в некоторых случаях допустимо и такое, когда речь идёт именно о чир-данс-шоу, исполняемому в коротких перерывах напряжённых соревнований во многих видах спорта, когда в зрителях рождается и накапливается некоторая агрессия, а её желательно чем-то снять. Именно такие девушки способны это сделать, появляясь в проходах трибун, на площадке, на ринге или на поле. Но в этом очерке мы говорим в первую очередь о спортивном черлидинге, который уже стал видом спорта, а не просто шоу-зрелищем.

Да и группы поддержки бывают разные. Став очевидцем того, как перед открытием зимних Паралимпийских игр в этом (2014) году в Москве возжигали огонь для передачи его эстафетой в город Сочи, я вспоминаю: команда черлидеров, в большинстве своём состоящая из юниоров, одетая в великолепные зимние костюмы с соответствующей символикой и отделкой, зажигала оптимизмом собравшихся приглашённых зрителей и участников на площади перед центральным павильоном ВВЦ, демонстрируя и спортивный танец, и строя пирамиды, и выполняя броски, стоя не на покрытии, не на сцене, а на промороженном асфальте, падение на который грозило самыми серьёзными последствиями. Но они, немного уже продрогшие от долгого нахождения на улице и сохраняющие доброжелательные улыбки на лицах, исполнили всё замечательно и красиво в самых настоящих традициях народных зрелищ и спортивного духа. И хочется, чтобы этот заразительный вид спорта развивался, привлекал к себе все возрасты и категории: и дошкольников, и мальчиков, и девочек, школьников и студентов, молодых людей и даже уже вышедших из этого возраста. Черлидерам России есть чем гордиться, есть на кого смотреть и куда: в прошлое, в настоящее и в будущее.

И пока я писал этот очерк, 25 апреля 2014 г. состоялось заседание Комиссии Министерства спорта, которая приняла положительное решение по государственной аккредитации вида спорта «черлидинг». Таким образом, Федерация черлидинга России получает общероссийский статус со всеми правами и ответственностью по развитию спортивного черлидинга в России и она же становится единственной уполномоченной по проведению официальных соревнований по черлидингу, в соответствии со статьёй 14 Федерального закона «О физической культуре и спорта в РФ».

Что ж, это только ещё один повод воскликнуть:

«Впкрёд, черлидеры России, к успехам и к новым славным победам!».



Апрель 2014

Чирлидинг. Коллаж с фрагментами изображений: старинная миниатюра, картина А. Самохвалова «Советская физкультура», фотографии Геннадия Дергачева.



Использованные источники информации:

Словопедия http://www.slovopedia.com/1/215/766771.html

Софийский собор в Киевеhttp: // sofiyskiy-sobor.polnaya.info/sofiya_kievskaya_mozaiki_i_frefki.shtml

Сайт Русь былинная;

Сайт Государственный музей спорта;

«Всесоюзный парад физкультурников на Красной площади в Москве 12 августа 1945 года» - документальный фильм на канале «Россия. К»;

Фотографии, просмотренные в Интернете.

Е. Гортинский «Товарищ цирк». М. «Советская Россия», 1985.

Официальный сайт ФЧР «Черлидинг» http://www.cheerleading.ru/archive/index.php?id=190



Свидетельство о публикации №214042802178 Проза.Ру © Copyright: Геннадий дергачев, 2014



© Copyright: Геннадий Дергачев, 2014

Регистрационный номер №0211895

от 29 апреля 2014

[Скрыть] Регистрационный номер 0211895 выдан для произведения:

«…Бывает нечто, о чем говорят: «смотри, вот это новое»; но это было уже в веках, бывших прежде нас…»

(Соломон. Екклесиаст)

Мальчики и девочки, юноши и девушки, взрослые тёти и дяди, все те, кто знает, что такое черлидинг и готов рассказывать историю его возникновения, упомянут сначала Великобританию, затем мысленно перенесут своих слушателей в США, а затем из Америки опять вернутся в Европу и доберутся, наконец, до России, в которой этот вид спорта, хотя и успешно развивается, всё же для подавляющего населения страны остаётся малопонятным и чуждым.

Отчуждение часто начинается уже с произнесённого английского названия. Что-то ругательное слышится в звуках слова «черлидинг», уж больно созвучно оно слову «чертыхаться», не иначе, как не обошлось тут без чёрта, который, как известно, всегда в деталях.

«Чур меня, Чур!» - говорили наши пращуры, стараясь, заручится покровительством бога Чура, который часто имел вид врытого в землю столбика — чурку, и почитался как предок рода, охранитель родовой территории и её границ, то есть черты явной или мысленной, но сравнимой со стенами своего дома, которые, как известно, своим обитателям в различных ситуациях помогают.

«Чур, я первый!», нет «Чур, я первая!» - слышим мы и теперь в детских, часто подвижных играх. Многие хотят быть лидерами, можно даже сказать «чурлидерами», но никто в нашей стране не додумался до такого, близкого к русскому языку, созвучию. Но это даже, наверное, и не плохо, потому что соотечественники непременно посмеялись бы, а иностранцы и вовсе ничего бы не поняли.

Что же касается чёрного чёрта, обитателя подземного мира, то без него и его происков, действительно, как бы и не обошлось. Иначе, чем теперь можно объяснить, что английское слово "cheer” (веселье, одобрять, одобрительный возглас и т. п.) произносимое как «чир», по-русски прочитали как «чер» да так и записали через «е» в официальные документы при создании Российской Федерации Черлидинга. К слову сказать, украинцы сделали то же самое. Самое же неожиданное то, что слова «чурукать» и «чурюкать» в воронежском и курском диалектах обозначали «чирикать», а эти звукоподражания, «чир-чур», относили к сверчку. Отсюда и местное название его — чурюкан. Так что слог «чир», написанный и произнесённый по-русски, куда ближе к английскому «cheer”, чем может на первый взгляд показаться, ведь чириканье обычно бывает радостным. В самом деле, чирикает ли птица, или сверчок - всё кричит, призывает себе подобных, а черлидеры весело кричат, призывают зрителей выкрикивать одобрительные возгласы. Сплошной «чирлидинг», одним словом, а вовсе не черлидинг! Но, что сделано — то сделано, ошиблись чуток, и кто-то успел сказать: «Чур, я не виноват!».

Понятно, что где спортивные соревнования, там и зрители, которые переживают, болеют, поддерживают либо своих, либо тех, на кого поставили деньги, побились об заклад. О, какой шум стоял на ипподромах Древнего Рима, Константинополя, на рыцарских ристалищах — это зрители выкрикивали имена фаворитов, кричали неистово, что-то типа: «Давай, давай!..», «Вперёд!», «Ты лучший!» и тому подобное. Ничего не изменилось — болеть и поддерживать — это традиция, которая, наверное, ведёт отсчёт ещё со времён палеолита. А вы думали, только с девятнадцатого века до этого додумались студенты в Англии? Как бы ни так!

Был ли спорт на Руси? Конечно, был, ведь само старо-французское слово "desport” означало не что иное как развлечение и игру. И зародился он, как это ни покажется странным, на похоронах, а точнее, на тризнах. Упоминание тризны можно найти в Ипатьевской летописи: «А ещё кто умрёт, творят тризну над ним, и тогда делают кладку великую, и возлагают на кладку мертвеца и сжигают, и потом, собравши кости, вкладывают их в сосуд малый и выставляют на столбах на дорогах, это же творят вятичи и ныне». Вот эти-то столбы и есть чуры.

А теперь обратимся к словарю Ф.А. Брокгауза и И.А.Ефрона и выделим определение, которое даёт тризне А.А. Котляревский. По его мнению: «Тризна являлась специально военным обрядом прощания с покойником, в виде ристания, борьбы и всяких других военных упражнений, по соседству с местом погребения».

Ристания — скачки и конные игры, приближенные к воинским навыкам, сохранялись на всём протяжении истории государства Российского, но в те особенно далёкие времена, они были обязательной составляющей поминок дохристианской эпохи. Утешение для умершего или погибшего — это то, что жизнь продолжается, а род его силён и смел.

Это с тех пор шла и многовековая традиция кулачного боя на Руси, первое летописное упоминание о котором относится к началу XIII века. Мстислав III, Великий князь киевский, и князь псковский Владимир, предложили своим воинам сразиться на конях или пешими. На что те отвечали: «Мы не хотим на конях, но сразимся, по примеру наших предков, пешими и на кулаках». То есть предки их, а, следовательно, пращуры наши, уже боксировать умели, и никакого отставания от государств античных, таким образом, не наблюдается.

По принятии на Руси христианства, казалось бы, должны исчезнуть прежние обычаи. И отчасти это было так, но что-то сохранялось и видоизменялось. Вот какую запись внесли когда-то в «Стоглав»: «В троицкую субботу по сёлам и погостам сходятся и плачутся по гробам, и егда начнут играми скоморохи, гудцы и прегудницы, они же от плача преставше, начнут скакати и плясати и в долони бити и песни сотонинские пети».

Речь, в этой древней заметке явно идёт о русалиях, но эти обряды не относятся к нашей теме о состязательности спортивных (в современном понимании) игр и забав. Кстати, такое понятие как забава, у славян подразумевало массовость мероприятия, а не просто малозначимое развлечение. Наверное, проводимые в наше время всякие первенства и чемпионаты, предки наши тоже назвали бы забавами.

А вот народные плясы куда как ближе к военной подготовке и к спорту, ведь они до сих пор носят элементы единоборств и даже подразумевают владение тактикой пеших бойцов, только современные танцоры об этом не все и знают.

Например, в плясках с участием девушек требовалось выбирать тактику, при которой один из участников, приблизившись к одной из пляшущих, старался уже не допускать до своей партнёрши других танцоров — соперников, которые всё время стараются атаковать и оттереть более удачливого и умелого. При этом случайное, нерасчётливое касание к девушке, приводило к проигрышу в соперничестве.

Проводились и состязания плясунов, которые выступали в одиночку или один на один с другим танцором. Часто это происходило на ярмарках, игрищах — везде, где было большое скопление народа. Естественно, что такие соревнования собирали многочисленных зрителей, которые делали ставки, спорили, чья возьмёт, всячески поддерживали «своих». Все эти переплясы, выкрутасы и «ломания» требовали долгих тренировок, наработок приёмов, выдумывания коленцев, которые до поры до времени хранились в секрете от зрителей, судей и, конечно, от соперников.

Это вам ничего не напоминает? Лично мне кажется, что это уже почти соревнования черлидеров, демонстрирующих один из элементов своего выступления - танец.

Такие плясуны в большинстве своём были профессионалами, ведущими свои традиции от скоморохов. Чтобы вспомнить, кто это такие, нам придётся опять отступить хотя бы на тысячу лет назад.

«Всяк спляшет, да не как скоморох», «У каждого скомороха свои погудки» - утверждают народные поговорки. Самые наглядные представления о том, как могли выглядеть скоморохи и что они умели, можно получить, ознакомившись с некоторыми фресками Киево-Софийского собора. На некоторых из них изображены: музыкант со смычковым инструментом, сидящий на камне, флейтисты, гусляры и лютнисты, два скомороха, стоящие на мехах органа и нагнетающие в трубы воздух, два скомороха-акробата, один из которых держит перш, а другой взбирается по нему наверх.

Словарь В. Даля даёт такое определение: «скоморох — музыкант, дудочник, сопельщик, гудочник, волынщик, гусляр; промышляющий этим, и пляской, песнями, шутками, фокусами; потешник, ломака, гаер, шут; зап. медвежатник; комедиант, актёр и пр.», то есть, на все руки и ноги мастер: и танцор, и гимнаст, и акробат, и зазывала на представление. А чтобы скоморохов хорошо видели тесно стоящие зрители, они подчас становились на ходули, возвышаясь так, что их можно было уже и издали разглядеть. Чем не современные флайеры в стантах да в живых пирамидах?!

«Скоморохи возбуждали охоту в зрителях, и последние сами принимались петь, играть, плясать и веселиться» (Н.И. Костомаров. Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI и XVII столетиях).

Да это просто настоящие современные черлидеры: весёлые, заводные, умеющие растормошить зрителей, пробудить в них энергию и интерес к тому, что происходит перед ними! А нам рассказывают о каких-то английских парнях с охапками сена в руках — наших скоморохов не видели!

Строительство собора велось в 20-30-е годы XI века, закладывался собор, согласно летописям в 1017 или в 1037 году. Уже только то, что художники изобразили на стенах храма людей не святых, а потешников и не посчитали это грехом, говорит о значимости таковых в жизни того времени и отношения к ним народа и княжеской власти. Действительно, тогда ещё скоморохи и гусляры не подвергались гонению, которое началось со стороны церкви и царей, примерно, с начала XVII века.

Дело в том, что скоморохи были носителями ещё языческих обычаев, а это решительно пресекалось церковью, а вот народ, для которого давались представления, слагались озорные, часто юмористические песни и прибаутки, жаловал этих артистов по-прежнему. Постоянное общение со зрителями и даже вовлечение их в свои действа сближало и тех и других, давало подпитку «глумовству», расширяло действие сатиры, которая эффективно воздействовала на народные массы.

«Нет сомнения, что здесь скоморохи, несмотря на свой комический характер, осмеливались являться на грустные жальники по старой памяти о каком-то некогда всем понятном обряде поминок с плясками и играми. Нет сомнения, что и народ допускал их на могилы и не считал неприличным увлекаться их песнями и играми, по той же старой памяти» (И. Беляев. О скоморохах. Временник общества истории и древностей российских).

В 1633 -1634 гг. немецкий магистр философии Адам Олеарий, путешествуя, делал заметки. В своей книге «Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно» он пишет: «... нынешний патриарх два года тому назад сперва воспретил существование таких кабачьих музыкантов и инструменты их, какие попадутся на улицах, приказал тут же разбивать и уничтожать, а потом и вообще запретил русским всякого рода инструментальную музыку, приказав в домах везде отобрать музыкальные инструменты, которые и вывезены были... на пяти возах за Москву реку и там сожжены».

В 1648 и в 1657 годах архиепископ Никон добился указов о полном запрещении скоморошества, лишив огромное число людей возможностей заработка для пропитания своих семей. Насколько распространено было скоморошничество и как много людей оно кормило можно судить по многочисленным, и поныне местами сохранившихся, населённых пунктах, в частности, деревень, носящих название Скоморохово.

Ещё в 1274 году на церковном соборе во Владимире митрополит Кирилл предложил в качестве руководства для управления церковью Кормчую книгу, переведённую около 1225 года в Сербии с греческого языка на церковно-славянский. Правила этой книги не обошли вниманием и спортивные забавы русского народа.

Про ристалища и кулачные бои мы уже вспоминали. Но широко распространены были ещё палочные бои, борьба, метание копья в кольцо, фехтование на мечах, метание ножей и боевых топориков, стрельба из лука, бег взапуски, бой мешками на бревне, бег на ходулях, перепрыгивание через препятствия, лапта, катание на коньках, спуск на салазках, плавание, то есть многое, что продолжает существовать и в современном спорте. И тогда уже устраивались разнообразные турниры, соревнования от которых осталась, например, такая пословица: «Без борца нет венца», то есть не только в Греции или Риме надевали победителю лавровый венок, но и на Руси было нечто похожее. Была и такая сакральная игра, как кидание деревянных или глиняных яйчат в соперников через небольшой холмик. Две команды (полка), не видя друг друга, с силой перекидывали эти искусственные яйца через препятствие и при этом громко кричали, наводя «огонь» на себя, а побеждала та команда, которая, как ни парадоксально, в итоге имела на лицах своих игроков больше синяков и шишек от попавших в них «снарядов». Молодёжная игра «коняшки» позволяла проводить совместную игру-соревнование обоих полов: девочки, девушки и даже женщины, садились на закорки парней и мужчин, а те сшибались друг с другом, стараясь свалить наездницу, а то и обоих соперников за раз. Игра велась до последней усидевшей всадницы с какой-либо стороны.

И хотя большинство игр не несли опасностей получения серьёзных травм, всё же были и такие (стенка на стенку, бой на кольях), которые нередко доводили до смертельного исхода, особенно, когда в азарте боя нарушались не писаные правила.

Церковь, не особенно вдаваясь в подробности, предпочитала карать отлучением предающихся подобным забавам, и согласно Кормчей книге «...участники таких забав изгонялись из церквей (да изгнаны будут от сынов божьих церквей); а убитые в примерных схватках, кулачных и палочных боях и вообще заплатившие нечаянно жизнию за удовольствие потешиться на этих турнирах «да будут, - сказано в том же правиле Кормчей, - прокляти и в сей век и в будущий; аще ли нашему законоположению кто противится, ни приношения из них принимати, рекше просфуры и кутии, свечи; аще же умрет таков, к сим иерей не ходит и службы за них не творит». Также, конечно, по церковному взгляду предосудительны были и все игрища» (Н.И. Костомаров. Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI и XVII столетиях).

«Одна из царских грамот приказывала нигде «песен не петь, на позорища (т. е. на зрелища) не сходиться», ... «личины» (маски) и платье скоморошеское на себя «не накладывать», ско­морохов гнать. А ослушников — бить батогами, ссылать, отлучать от церкви” ("ДЭ», стр. 500)

Что же теперь получается, православный не спортсмен?! И так и не так. Государству требовалось иметь хорошо выученную армию и флот. Как совсем обойтись без прикладных дисциплин, которые подготавливают воинов к ратному делу?! Наверное, так рассуждал Пётр I, когда вводил их в образовательных учреждениях. Овладение некоторыми видами спорта считалось необходимым для юношей из дворянских сословий. Физическое воспитание предусматривало: гимнастику, фехтование (шпажное искусство), танцы, стрельба из пистолета, гребля и парусное дело, а также и другое. А это подразумевало и соперничество, выявления лучших, то есть не что иное, как соревнования. А что же это как ни игрища? Стыдливо промолчим, вспомним мудреца Соломона, и не откроем для себя Америки, что двойные стандарты не изобретение нашего века. Вспомним опять очерки Н. Костомарова и процитируем: «Цари запрещали народу всякую весёлость; но в то же время и царские семейства забавлялись песнями, которые пели им потешники, сказками, смотрением на пляску и даже разными действиями или сценическими представлениями. Во дворце были весёлые гусельники, скрипичники, домрачеи, цымбальники, органисты; штат двора составляли, между прочим, дураки-шуты и дураки-шутихи, карлы и карлицы, потешавшие высоких особ своими шалостями. Это делалось даже и при благочестивом Фёдоре Иоанновиче, несмотря на всю монашескую обстановку двора...».

Надо думать, наши задорные черлидеры тоже пришлись бы в то время ко двору, вот только на ярмарки да гулянья пускать их никак было нельзя.

Но, как говорится в Евангелии, "Воздадите кесарева кесареви и божия богови»: время и здравый смысл нивелировали понятия греха и государственные интересы. Под патронажем царствующей семьи Романовых стали развиваться различные виды спортивных занятий, как имеющие народные истоки, так и привнесённые из Европейских стран, например такие, как теннис и велоспорт. В начале XIX века строится много спортивных сооружений: тиры, манежи, ипподромы. Проводятся различные соревнования с участием спортивных обществ и клубов. Уже к концу того же века спортивные организации привлекают более широкие слои общества, а не только представителей дворянства. Студенты и служащие стали повсеместно увлекаться различными дисциплинами. Открываются общества любителей тяжёлой атлетики, гимнастики, велосипедистов-любителей. Надо сказать, что ездой на велосипеде, или как тогда называли «костотряске» увлекался ещё царь Александр III, а потом и Николай II. И, как это принято и по сей день, подданные главы государства волей-неволей следуют его примеру. А если этот пример положительный, то он идёт только на пользу. В 1894 году генерал Алексей Бутовский становится членом Международного олимпийского комитета и принимает участие в подготовки I олимпиады в Греции. С 1900 года в России начал выходить журнал «Спорт».

Перед началом I Мировой войны в 1914 году в России насчитывалось около 800 спортивных клубов и обществ, в которых состояли более 50 тысяч спортсменов. Постоянно проводились различные соревнования, в том числе и на первенство России, спортсмены которой принимали участие и в международных соревнованиях, первенствах Европы, Мира, Олимпийских играх.

Вот так, отвечая на вопрос, был ли спорт в России, мы незаметно для себя миновали год 1898, в котором на общем собрании в Миннесотском Университете (США) был выдвинут научный тезис о пользе зрительской поддержки на соревнованиях, а первым признанным черлидером стал студент Джек Кемпбелл, который со знанием дела стал придумывать и скандировать «кричалки» (chants), несущие кое-какую информацию о своей любимой команде. И пока черлидеры Соединённых Штатов Америки кричали свой клич «чир», наблюдая за сражениями на стадионах и площадках, русские солдаты кричали «ура» и гнили в окопах на фронтах войны. И как знать, если бы не разразилась эта бойня, то вполне возможно, черлидинг в России занял бы свои позиции уже сто лет тому назад и был бы так же популярен и развит, как и в других странах.

После революции в РСФСР, а затем, соответственно, в СССР, спорт становится воистину массовым, а успехи и рекорды советских спортсменов останутся навсегда незабываемыми. Но так как этот очерк посвящён поиску корней у такого сравнительно нового вида спорта в нашей стране, черлидингу, то и ограничимся теми элементами в спортивных дисциплинах, которые присутствуют в его вариантах.

Уже в 1919 году на физкультурном параде Всеобуча участниками демонстрировались вольные упражнения и фигурная маршировка. В 1924 году в параде участвовали 5 тысяч физкультурников, в 1927 году в Московском параде участвовали 12 тысяч человек, и в последующие годы такие мероприятия стали проводиться ежегодно не только в Москве, но и в Ленинграде, а чуть позже и в столицах союзных республик.

С 1937 года в столице стали проводить всесоюзные парады-смотры, которые давали представления о развитии спорта во всей стране, причём спортивные республиканские организации, следуя рекомендациям, вносили свой, присущий только им, национальный колорит в некоторые элементы показательных выступлений.

На этих смотрах, парадах, фестивалях, как правило, гимнасты и акробаты демонстрировали технику построения живых пирамид, которые уже были известны и в дореволюционное время. Да что там гимнасты! На старой фотографии 30-х годов запечатлены женщины-милиционеры, которые, разбившись в рядах на тройки, выполняют элемент поддержки. Та, которая находится посередине каждой тройки, зависает над землёй с разведёнными в стороны руками и ногами, между двумя своими товарками, каждая из которых держит её только одной рукой, отведя другую руку в сторону. Кстати, этого красивого приёма мне не довелось видеть на выступлениях современных команд черлидеров.

На фотографии 1936 года запечатлена четырехэтажная пирамида-этажерка, состоящая, если я правильно посчитал, из, соответственно по возрастающей: восьми, пяти, трёх атлетов и одной девушки, стоящей на четвёртом уровне с флагом и букетом цветов, похожим на помпон черлидеров. Правда, это действительно этажерка, выполненная из столба и тарелок-платформ, так что это, конечно, не требовало особенных сил, но красота и изящество, несомненно, присутствует.

На советских фотографиях и 30-х годов, и в последующие годы, можно рассмотреть и то, что сейчас называется коротким иностранным словом «пробс»: растяжки, таблички, картонки с отдельными буквами, из которых участники составляют лозунги и названия. Вот, например, фотография, на которой девять девушек, проходя строем, составили слово «комунарка». Куда пропала ещё одна буква «м»? Улыбнёмся и предположим, что десятая девушка подвернула ногу, а запасной спортсменки предусмотрено не было.

Великие потери понесла страна в годы Великой Отечественной войны 1941 — 1945 годах, но это не помешало провести грандиозный Всесоюзный парад физкультурников на Красной площади в Москве 12 августа 1945 года. Достаточно только перечислить представленные республики и спортивные общества, которые прошли стройными рядами перед присутствующими гостями из разных стран мира и членами правительства, чтобы ощутить масштабность праздника.

Парад открыли физкультурники Российской Федерации, за ними прошли спортсмены Украины, физкультурники республик Закавказья, Средней Азии, Карело-финской ССР, Молдовы, спортсмены Прибалтики (Эстонии, Латвии и Литвы), самое молодое на тот момент общество «Трудовые резервы», Ленинградский институт физической культуры и спорта, колонна спортсменов «Общество профсоюзов» (всех профессий), спортивное общество «Крылья Советов», физкультурно-спортивное общество «Зенит», спортивное общество «Медик», спортсмены обществ: «Строитель», «Энергия», «Большевик», «Спартак», «Динамо» (в рядах этого общества насчитывалось 61 чемпион и рекордсмен Советского Союза). Замыкали колонну велосипедисты.

После проведения парада начались спортивно-физкультурные показательные выступления.

Первыми вышли дети, которые в танцах и упражнениях изобразили пионерский лагерь и большой костёр. Из символической колесницы Победы, появились младшие дети, которые преподнесли цветы членам правительства.

Школьников сменяют спортсмены Эстонии, которые выполняют гимнастические упражнения, многие держат в руках мячи. Выходит Латвийская делегация и демонстрирует упражнения с вёслами, станты и танцевальные элементы. Представители Литвы исполняют танец «Косари». Спортсмены общества «Трудовые резервы», одетые в зелёные купальники и трико показывают физкультурные упражнения, среди которых просматриваются элементы некоторых традиционных народных игр, например, «ручеёк», а в конце выступления в руках выступающих появляются гармошки и платочки. Представители Молдавской республики пляшут народный танец «Молдаванески». Их сменяют мастера водного спорта Карело-Финской республики, которые изображают греблю на байдарках. Физкультурники Киргизии продемонстрировали упражнения с помпонами несколько похожими на цветочные букеты, также они создали подобие кольцевой пирамиды. Туркменская делегация порадовала представлением, основанным на элементах национальной борьбы. Танец с палками (мужчины), с цветами и шарфами (девушки) показали спортсмены Таджикистана. Физкультурники МЭИ им. В. М. Молотова привлекли внимание изображением волн, подбрасыванием над ними и ныряющих в них спортсменок, а также исполнением акробатики. За этими спортсменами вышли с флагами в руках представители Казахстана. Спортсмены Узбекистана, то под хлопки в ладоши, то под национальную музыку, выполняли танцевальные движения, причём гармонично и красиво выглядели пары: девушки с обнажёнными ногами, но в закрытых купальника и, наоборот, парни в трикотажных брюках, но с голыми торсами. Следом за ними вышли представители ЛГИФС с винтовками, демонстрируя ружейные приёмы. Эффектно показали себя и спортсмены из Грузии, которые несли с собой шесты, и, выкрикнув, как мы сейчас скажем, чир, изобразили и упражнения на брусьях, и гимнастические трюки на першах. Подошла очередь физкультурников Азербайджана. Затем показались сразу 1300 спортсменов «Общества профсоюзов», выполнившие гимнастические упражнения, а затем и езду на мотоциклах. Красивую композицию показали представители Белоруссии, изображая шестиярусный фонтан, который переливался через край от центра живыми волнами. За ними выходят со знамёнами в руках представители Украины, они исполнили популярные народные пляски и танцы. Московский институт физкультуры и спорта в лице своих представителей также изображал и расходившиеся волны, и сплетающиеся хороводы. Завершается это впечатляющее зрелище исполнением гимна Советского Союза.

Я не случайно утомил читателя, описывая этот праздник спорта в стране, в которой ещё долгие годы предстояло восстанавливать народное хозяйство, лечить раненых, решать множество проблем. Маленькая радость среди тяжёлых и серых будней, а подарили её физкультурники и спортсмены многонационального государства своему народу с присущей молодости оптимизмом и задором. В каждом выступлении своя изюминка, свой колорит, своя национальная особенность, которая не скрывается, а подчёркивается, но при этом вплетается в единый венок дружбы. Задайте себе вопрос: не теряем ли мы всё это богатство, не растворяемся ли в стандартизированном обществе? Если в ответе прозвучит «да», то это печально.

Советский Союз сменяет новая Россия. В 1996 году при детской Лиге Американского Футбола в Москве была создана первая в нашей стране группа поддержки, а уже затем рождается и Российская Федерация черлидинга.

Многим тогда казалось, да и сейчас кажется, что это так ново: нетрадиционный для России спорт, заимствованный, подражательный, чуждый. Но вот мы с вами сейчас, оглянувшись назад в прошлое страны, разве не нашли его исторических предпосылок? Мне кажется, что нашли, и мало того, можем говорить о том, что черлидинг, если не обращать особого внимания на это название, самый что ни на есть национальный вид спорта, близкий нам по духу, по задору, по традициям. Только нужно стремиться, не утерять в нём всего того, что пестовалось веками и входит в обязательный набор командной программы: музыка, танец, гимнастика, акробатика, в какой-то степени и риторика и, конечно же, артистизм.

Чего из всего перечисленного у нас не было на Руси и даже, наверное, до Руси? У нас более чем тысячелетняя история в отличие от США! Да, в Соединённых Штатах черлидинг родился официально и начал приобретать популярность, но и только, а то, из чего он состоит, народы нашей страны талантливо демонстрировали из века в век. К примеру, цирковое представление — это тоже набор отдельных выступлений, часто состоящих из смешанных жанров, например, музыки, акробатики, жонглирования и прочего, и прочего. Недаром в 1981 году Международная федерация гимнастики наградила золотой медалью цирковых артистов — каскадёров на брусьях «за большой вклад в развитие и популяризацию гимнастики». Цирк есть во многих странах мира, но каждый старается иметь свой почерк. Давайте вспомним цитату из американской газеты «The Boston Globe”: "Для нас ново видеть представления артистов, имеющих собственные имена и индивидуальности. Советский цирк значительно более индивидуален, чем американский, ориентирующийся на Бродвей, где исполнители являются как бы частью громадной мурлыкающей машины». Хочется верить, что так будут писать и о выступлениях наших черлидинговых команд, если приложить к этому усилия и желание развиваться. Наши спортсмены, конечно, уже добились многого: они становились и чемпионами Европы, и чемпионами Мира, но, если не стремиться вперёд, то значит пропускать мимо себя соперников, которые едва ли остановятся в своём развитии.

Команд становится всё больше, что радует, а их названий на государственном языке России — всё меньше. Не так пока много спортсменов, особенно младших групп, которые могут сносно изъясняться на иностранных языках, но почему-то (стесняются что ли?) всё реже пишут на растяжках и табличках по-русски. Понятно их стремление стать чемпионами и поехать за границу, чтобы себя показать! А они уверены, что покажут именно себя, представителей своего народа, или края, или области, страны, наконец? Не затеряются ли они среди однотипных команд, в однотипных выступлениях, в однотипных наборах обязательных элементов? Да, мастерство не спрячешь, но тогда это мастерство нуждается и в особой, только ему присущей, узнаваемой, обёртке. Любое название на кириллице можно продублировать хоть латиницей, хоть китайскими иероглифами, чтобы его могли произнести в той стране, где проходит выступление, но ведь иногда происходит и так: «В первых цирковых афишах сплошь значились иностранные фамилии. Русские артисты, чтобы добиться антрепризы и признания, были вынуждены переиначивать свои имена на чужой манер».

«Платье красно за реку видно» - так гласит народная поговорка. Но не много приходится видеть нарядов черлидеров, в которых использованы народные мотивы, хотя бы, в отделке, в цвете, в узорах. Опять вспоминается выступление физкультурников на Красной площади в 1945 году. Какое многообразие оригинальных решений, помогающих верно определить, какую республику представляет тот или иной спортсмен, и это при высочайшем дефиците материалов в текстильной промышленности того времени! А что имеем сейчас? Штатовская однотипность спортивной формы, усилившаяся тенденция писать названия команд на английском языке, западноевропейская или американская музыка в звуковом оформлении выступления. Да, это нельзя запрещать, для кого-то это тоже своеобразная экзотика. Но когда, не часто, видишь, что художник по костюмам, поработал на совесть, проявил мастерство и вкус, создав не просто удобный спортивный костюм, а идентифицировал его, сообразуясь с национальными предпочтениями и традициями, то зритель проявляет к такой команде особое внимание. Например, на Чемпионате и Первенстве Москвы в 2013 году на покрытие вышла команда чир-данса в ярко красных костюмах с золотистым узором отделки в национальном стиле, и это воспринялось весьма положительно, такая спортивная одежда, как визитная карточка той местности, откуда приехали спортсмены. Такой пример достоин подражания в подходе к разработке наряда.

А танцевальные движения?! Мы уже вспоминали о богатейшем опыте и традициях народных танцев и, вполне понимая, что сложно физкультурные движения под ритм и счёт продемонстрировать так, чтобы это было и современно, и спортивно, и было близко и по сердцу, и соответствовало бы народному характеру. Но в этом и проявится способность тренера показать своё мастерство и передать его своим подопечным. Вспоминаю, как одна из детских команд в номинации «чир» совсем недавно демонстрировала программу под русские мелодии, да к тому же в танце угадывались элементы народного пляса. Зрители были в восторге, когда увидели эти заведённые за затылки ладони, эти выделывания коленец, которые невозможно спутать ни с какими другими. За пару минут, конечно, нужно успеть сделать многое, иногда в ущерб исполнения каких-то более выгодных, так сказать, «балловых» элементов, но ведь все команды руководствуются одними правилами, и тем интересней будет зрителям и судьям сравнивать их выступления.

Черлидинг в России должен стать не калькой с чужих наработок, не слепым подражанием западной культуре, а самодостаточной спортивной дисциплиной, основанной на достижениях отечественного спорта, народного хореографического искусства, и при этом соответственно оформленной, имеющей своё лицо, красивое, нестандартное, чем и отличается наша многонациональная страна. Только тогда можно будет сказать, что существует своя Российская школа черлидинга, сильная, самобытная, достойная подражания и восхищения. Пора уже убедить последних скептиков, которые ничтоже сумняшеся, считают, что черлидеры — это девчонки в коротких юбчонках прыгающие на месте с метёлками в руках и стреляющие глазками. Что ж, в некоторых случаях допустимо и такое, когда речь идёт именно о чир-данс-шоу, исполняемому в коротких перерывах напряжённых соревнований во многих видах спорта, когда в зрителях рождается и накапливается некоторая агрессия, а её желательно чем-то снять. Именно такие девушки способны это сделать, появляясь в проходах трибун, на площадке, на ринге или на поле. Но в этом очерке мы говорим в первую очередь о спортивном черлидинге, который уже стал видом спорта, а не просто шоу-зрелищем.

Да и группы поддержки бывают разные. Став очевидцем того, как перед открытием зимних Паралимпийских игр в этом (2014) году в Москве возжигали огонь для передачи его эстафетой в город Сочи, я вспоминаю: команда черлидеров, в большинстве своём состоящая из юниоров, одетая в великолепные зимние костюмы с соответствующей символикой и отделкой, зажигала оптимизмом собравшихся приглашённых зрителей и участников на площади перед центральным павильоном ВВЦ, демонстрируя и спортивный танец, и строя пирамиды, и выполняя броски, стоя не на покрытии, не на сцене, а на промороженном асфальте, падение на который грозило самыми серьёзными последствиями. Но они, немного уже продрогшие от долгого нахождения на улице и сохраняющие доброжелательные улыбки на лицах, исполнили всё замечательно и красиво в самых настоящих традициях народных зрелищ и спортивного духа. И хочется, чтобы этот заразительный вид спорта развивался, привлекал к себе все возрасты и категории: и дошкольников, и мальчиков, и девочек, школьников и студентов, молодых людей и даже уже вышедших из этого возраста. Черлидерам России есть чем гордиться, есть на кого смотреть и куда: в прошлое, в настоящее и в будущее.

И пока я писал этот очерк, 25 апреля 2014 г. состоялось заседание Комиссии Министерства спорта, которая приняла положительное решение по государственной аккредитации вида спорта «черлидинг». Таким образом, Федерация черлидинга России получает общероссийский статус со всеми правами и ответственностью по развитию спортивного черлидинга в России и она же становится единственной уполномоченной по проведению официальных соревнований по черлидингу, в соответствии со статьёй 14 Федерального закона «О физической культуре и спорта в РФ».

Что ж, это только ещё один повод воскликнуть:

«Впкрёд, черлидеры России, к успехам и к новым славным победам!».



Апрель 2014

Чирлидинг. Коллаж с фрагментами изображений: старинная миниатюра, картина А. Самохвалова «Советская физкультура», фотографии Геннадия Дергачева.



Использованные источники информации:

Словопедия http://www.slovopedia.com/1/215/766771.html

Софийский собор в Киевеhttp: // sofiyskiy-sobor.polnaya.info/sofiya_kievskaya_mozaiki_i_frefki.shtml

Сайт Русь былинная;

Сайт Государственный музей спорта;

«Всесоюзный парад физкультурников на Красной площади в Москве 12 августа 1945 года» - документальный фильм на канале «Россия. К»;

Фотографии, просмотренные в Интернете.

Е. Гортинский «Товарищ цирк». М. «Советская Россия», 1985.

Официальный сайт ФЧР «Черлидинг» http://www.cheerleading.ru/archive/index.php?id=190



Свидетельство о публикации №214042802178 Проза.Ру © Copyright: Геннадий дергачев, 2014



 
Рейтинг: 0 773 просмотра
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!