ГлавнаяПрозаЭссе и статьиПублицистика → О художественном образе в поэзии

О художественном образе в поэзии

4 августа 2024 - Лев Зазерский
Художественный образ – сложное понятие. О нем написано множество статей, эссе. Можно определить так. Художественный образ — это образ, который несёт в себе содержание, эмоции и идеи. Это иносказательная, метафорическая мысль, раскрывающая одно явление через другое. Его неотъемлемая составная часть – неповторимая индивидуальность творца.
Ну, а Поэзия – это мышление в образах, символах, иносказаниях. Это передача читателю мыслей и чувств, вызывающих раздумья, сочувствие, сопереживание, воздействие на воображение.

Но все это слова. И ими нельзя раскрыть, что же такое поэтический образ.
«Гармонии стиха божественные тайны
Не думай разгадать по книгам мудрецов:
У брега сонных вод, один бродя, случайно,
Прислушайся душой к шептанью тростников,
Дубравы говору; их звук необычайный
Прочувствуй и пойми… В созвучии стихов
Невольно с уст твоих размерные октавы
Польются, звучные, как музыка дубравы.» Майков.
Нельзя проверить алгеброй гармонию, как это делает пушкинский Сальери.
Поэтому не читайте статей – читайте стихи замечательных русских поэтов. Там что ни слово, то образ.

Мы с детства знаем: «Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя; То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя …». А вот Блок.
«И вечный бой! Покой нам только снится
Сквозь кровь и пыль…
Летит, летит степная кобылица
И мнет ковыль…»
Вечный бой, кровь, пыль – страшные набеги; степная кобылица, ковыль – степняки. Не шагом, не галопом – летит, летит. Не конь, а кобылица – кумыс.

Пушкин представляет Онегина: «… идет меж кресел, по ногам. Двойной лорнет, скосясь, наводит на ложи незнакомых дам. Все видел …» Или «Он три час, по крайней мере, пред зеркалами проводил …» И мы представляем этого скучающего франта, денди.

Опять Блок. «Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне. И медленно, пройдя меж пьяными, Всегда без спутников, одна Дыша духами и туманами, Она садится у окна. И веют древними поверьями Ее упругие шелка, И шляпа с траурными перьями, И в кольцах узкая рука». Потрясающая, незабываемая молодая женщина. А вот еще одна женщина: «Звезда надежды благодатная, Звезда любви волшебных дней, Ты будешь вечно незакатная В душе тоскующей моей!»
У Есенина образ собаки: "Покатились глаза собачьи золотыми звёздами в снег".
Пушкин описывает пустыню: "Пустыня внемлет богу, и звезда с звездою говорит". А теперь он рисует ночь: «На холмы Грузии легла ночная мгла …» Это прелюдия, создающая атмосферу легкой грусти. И дальше: «Печаль моя светла. Печаль моя полна тобою». Это многократное повторение звуков лм, гл, тл, лн создает чарующую звукопись, передавая читателю настроение поэта.

«Как в пулю сажают вторую пулю
Или бьют на пари по свечке,
Так этот раскат берегов и улиц
Петром разряжен без осечки.» – так Пастернак дает образ стройности Петербурга.


В искусстве главное не что, а как. Врубель написал демона сидящего и демона поверженного. Мы же видим сразу, что это не мужик какой-то сидит и лежит, это
«Печальный Демон, дух изгнанья, Летал над грешною землей, И лучших дней воспоминанья Пред ним теснилися толпой; Тех дней, когда в жилище света Блистал он, чистый херувим, Когда бегущая комета Улыбкой ласковой привета Любила поменяться с ним, Когда сквозь вечные туманы, Познанья жадный, он следил Кочующие караваны В пространстве брошенных светил; Когда он верил и любил, Счастливый первенец творенья! Не знал ни злобы, ни сомненья, И не грозил уму его Веков бесплодных ряд унылый... И много, много... и всего Припомнить не имел он силы».

«Сикстинская мадонна» не гуляет с ребенком на руках. Рафаэль своим талантом сотворил образ женщины, несущей сына людям, человечеству. Именно поэтому люди часами стоят перед картиной. 
«Склоняясь к юному Христу, Его Мария осенила,
Любовь небесная затмила Ее земную красоту.
А он, в прозрении глубоком, Уже вступая с миром в бой,
Глядит вперед — и ясным оком Голгофу видит пред собой». А.К. Толстой.

Но не только образность важнейший элемент поэзии. Как написал индийский поэт Шри Ауробиндо: «Настоящая поэзия должна содержать нечто большее, то, что можно только почувствовать, как мы чувствуем музыку, и это ее наиболее важный, принципиально значимый компонент».
Когда мы слышим «Аве Мария» или «Токкату» Баха, музыка возносит нас куда-то ввысь, в небесные сферы. Слушаем ноктюрны Шопена – в нас возникает светлая грусть, печаль. Тему любви в Пятой симфонии Чайковского – нас охватывает волнение, обволакивает счастливое состояние счастья любви. Так и в поэзии мы сопереживаем, отдаемся чувству, вызываемому стихом. Вот так же мы отдаемся чувствам, читая:
«Я прошу, хоть ненадолго, Боль моя, ты покинь меня.
Облаком, сизым облаком Ты полети к родному дому,
Отсюда к родному дому.
Берег мой, покажись вдали Краешком, тонкой линией.
Берег мой, берег ласковый, Ах, до тебя, родной, доплыть бы …» Этот поэтический образ далекой родины вовлекает нас в душевные переживания героя. И у нас секунды летят, как пули у виска.
Настоящая поэзия, как и настоящая музыка, проникает прямо в сердце.

Так что читайте стихи. Благо есть, что читать в русской поэзии. Только читая эти стихи, можно понять, что такое поэтический образ. Пишущих стихи много – поэтов наперечет.
Не знаю, смог ли я объяснить, что такое поэтический образ. Читайте, читайте и еще раз читайте настоящую поэзию. Читайте, вдумываясь в то, КАК это написано. Так читает Смоктуновский Пушкина «И вновь я посетил тот уголок земли …» Послушайте это чтение.

© Copyright: Лев Зазерский, 2024

Регистрационный номер №0531451

от 4 августа 2024

[Скрыть] Регистрационный номер 0531451 выдан для произведения: Художественный образ – сложное понятие. О нем написано множество статей, эссе. Можно определить так. Художественный образ — это образ, который несёт в себе содержание, эмоции и идеи. Это иносказательная, метафорическая мысль, раскрывающая одно явление через другое. Его неотъемлемая составная часть – неповторимая индивидуальность творца.
Ну, а Поэзия – это мышление в образах, символах, иносказаниях. Это передача читателю мыслей и чувств, вызывающих раздумья, сочувствие, сопереживание, воздействие на воображение.

Но все это слова. И ими нельзя раскрыть, что же такое поэтический образ.
«Гармонии стиха божественные тайны
Не думай разгадать по книгам мудрецов:
У брега сонных вод, один бродя, случайно,
Прислушайся душой к шептанью тростников,
Дубравы говору; их звук необычайный
Прочувствуй и пойми… В созвучии стихов
Невольно с уст твоих размерные октавы
Польются, звучные, как музыка дубравы.» Майков.
Нельзя проверить алгеброй гармонию, как это делает пушкинский Сальери.
Поэтому не читайте статей – читайте стихи замечательных русских поэтов. Там что ни слово, то образ.

Мы с детства знаем: «Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя; То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя …». А вот Блок.
«И вечный бой! Покой нам только снится
Сквозь кровь и пыль…
Летит, летит степная кобылица
И мнет ковыль…»
Вечный бой, кровь, пыль – страшные набеги; степная кобылица, ковыль – степняки. Не шагом, не галопом – летит, летит. Не конь, а кобылица – кумыс.

Пушкин представляет Онегина: «… идет меж кресел, по ногам. Двойной лорнет, скосясь, наводит на ложи незнакомых дам. Все видел …» Или «Он три час, по крайней мере, пред зеркалами проводил …» И мы представляем этого скучающего франта, денди.

Опять Блок. «Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне. И медленно, пройдя меж пьяными, Всегда без спутников, одна Дыша духами и туманами, Она садится у окна. И веют древними поверьями Ее упругие шелка, И шляпа с траурными перьями, И в кольцах узкая рука». Потрясающая, незабываемая молодая женщина. А вот еще одна женщина: «Звезда надежды благодатная, Звезда любви волшебных дней, Ты будешь вечно незакатная В душе тоскующей моей!»
У Есенина образ собаки: "Покатились глаза собачьи золотыми звёздами в снег".
Пушкин описывает пустыню: "Пустыня внемлет богу, и звезда с звездою говорит". А теперь он рисует ночь: «На холмы Грузии легла ночная мгла …» Это прелюдия, создающая атмосферу легкой грусти. И дальше: «Печаль моя светла. Печаль моя полна тобою». Это многократное повторение звуков лм, гл, тл, лн создает чарующую звукопись, передавая читателю настроение поэта.

«Как в пулю сажают вторую пулю
Или бьют на пари по свечке,
Так этот раскат берегов и улиц
Петром разряжен без осечки.» – так Пастернак дает образ стройности Петербурга.


В искусстве главное не что, а как. Врубель написал демона сидящего и демона поверженного. Мы же видим сразу, что это не мужик какой-то сидит и лежит, это
«Печальный Демон, дух изгнанья, Летал над грешною землей, И лучших дней воспоминанья Пред ним теснилися толпой; Тех дней, когда в жилище света Блистал он, чистый херувим, Когда бегущая комета Улыбкой ласковой привета Любила поменяться с ним, Когда сквозь вечные туманы, Познанья жадный, он следил Кочующие караваны В пространстве брошенных светил; Когда он верил и любил, Счастливый первенец творенья! Не знал ни злобы, ни сомненья, И не грозил уму его Веков бесплодных ряд унылый... И много, много... и всего Припомнить не имел он силы».

«Сикстинская мадонна» не гуляет с ребенком на руках. Рафаэль своим талантом сотворил образ женщины, несущей сына людям, человечеству. Именно поэтому люди часами стоят перед картиной.
Но не только образность важнейший элемент поэзии. Как написал индийский поэт Шри Ауробиндо: «Настоящая поэзия должна содержать нечто большее, то, что можно только почувствовать, как мы чувствуем музыку, и это ее наиболее важный, принципиально значимый компонент».
Когда мы слышим «Аве Мария» или «Токкату» Баха, музыка возносит нас куда-то ввысь, в небесные сферы. Слушаем ноктюрны Шопена – в нас возникает светлая грусть, печаль. Тему любви в Пятой симфонии Чайковского – нас охватывает волнение, обволакивает счастливое состояние счастья любви. Так и в поэзии мы сопереживаем, отдаемся чувству, вызываемому стихом. Вот так же мы отдаемся чувствам, читая:
«Я прошу, хоть ненадолго, Боль моя, ты покинь меня.
Облаком, сизым облаком Ты полети к родному дому,
Отсюда к родному дому.
Берег мой, покажись вдали Краешком, тонкой линией.
Берег мой, берег ласковый, Ах, до тебя, родной, доплыть бы …» Этот поэтический образ далекой родины вовлекает нас в душевные переживания героя. И у нас секунды летят, как пули у виска.
Настоящая поэзия, как и настоящая музыка, проникает прямо в сердце.

Так что читайте стихи. Благо есть, что читать в русской поэзии. Только читая эти стихи, можно понять, что такое поэтический образ. Пишущих стихи много – поэтов наперечет.
Не знаю, смог ли я объяснить, что такое поэтический образ. Читайте, читайте и еще раз читайте настоящую поэзию. Читайте, вдумываясь в то, КАК это написано. Так читает Смоктуновский Пушкина «И вновь я посетил тот уголок земли …» Послушайте это чтение.
 
Рейтинг: 0 136 просмотров
Комментарии (1)
Доброхотов # 6 августа 2024 в 19:19 0
Художественный образ-это модель. вызывающая резонанс вибрации. Слово в виде совокупности гласный и согласных звуков, согласованных единой идеей вызывает соучастие в звучании души и сердца и тогда получается чувственный резонанс. Если определять с точки зрения биоэнергетического и информационного потенциала, то тут ещё сложнее. Кстати, когда я смотрю на картины упомянутых художников, то не вижу ни демона, ни красавицу девицу, ни Джоконду трансвестита в лице портрета художника и тем боле художников супремата типа Малевича с его чёрными квадратами.