Неисповедимые пути фольклора.
24 мая 2012 -
Моисей Бельферман
Неисповедимые пути фольклора.
В школьные годы, а точнее: с восьмого класса – по десятый я постоянно посещал математические курсы при Киевском Университете имени Т.Шевченко. Этот университет основал Царь Александр I (или в его Правление основали). Университет получил имя Святого Владимира. А самому Александру I, Царю Освободителю – благодарное киевское общество, возможно, при материальном содействии правительства – установили памятник. Сам памятник я не видел. Да, и как мог его видеть? Всеразрушающая большевистская стихия фанатичного руководства и диких масс сместили многое из культурного наследия прошлого. В том числе и памятник Царю.
В прилегающем к Университету сквере – на месте одного памятника – установили другой: украинскому поэту Т.Шевченко. С биографией и творчеством этого поэта я знаком слабо. Знаю: он являлся очень талантливым живописцем. В Киеве есть музей Т.Шевченко – представлена его живопись. Слышал мнение: художником Шевченко проявил себя более талантливым, чем поэтом. Не знаю.
В своем словотворчестве Шевченко доходил до политических крайностей: призвал зарезать тупым ножом Царя Николая I. Ничем оригинальным не удивил этот Украинец: бандитские порывы в душах многих Украинцев. Не могу сказать почему: возможно, при слабой государственной структуры, отсутствии власти на бескрайних просторах Малороссии постоянно вольно себя чувствовали бандиты-грабители, последователи Соловья-разбойника – украинские крестьяне на ночь у порога клали топор-секиру: может разбудить нежданный гость – придется оборониться-наказать.
За это и другие «вольности» Шевченко отдали рекрутом в солдаты. Служил он долго в братском Казахстане.
На милой и родной Вкраине – его «поховали», похоронили в Каневе – национально озабоченные люди подняли Т.Шевченко на свое знамя – назвали основоположником Украинской поэзии и литературы. Об этом я узнал еще в школе. В нашей Русской школе (21-й, гвардейской, как между собой называли. Расположена на улице Саксаганского. Мы размещались в здании Украинской школы – они вели занятия в первую смену. Русская школа – во вторую смену: по причине недостатка школьных зданий). Мы проходили Украинский язык. Мне он давался труднее Русского. И в Русском языке я не преуспевал: писал малограмотно, признаюсь честно. Долгие годы систематических занятий языком, творчеством – исправили мой Русский язык, дополнили массу слов. Пишу я грамотно. По рассеянности – могу допустить описку. Сам тружусь в качестве редактора и корректора своих произведений: чищу-выметаю…
В восьмом классе – вроде беспричинно я увлекся математикой. На всех уроках разных предметов решал задачки. Приобрел тогда книгу Моденова – с названием, помнится, конкурсных задач. Увлекло меня занятие – даже очень. Жили мы тогда в глубоком подвале по улице Владимирской (Короленко) 73, в квартире 3. Вся «квартира» - это коммуналка. Не совсем коммуналка: у каждого жильца-обитателя этого подвала – своя «кухня», Туалет – общего пользования, во дворе: на две или три «кабинки» с огромным сливом при входе.
В подвале – наша квартира тупиковая, самая крайняя по расположению. Крохотное смотровое окошко размещено… выходило в «колодец». Верхняя кромка окошка – на глубине полутора метров от поверхности почвы.
Дом весь принадлежал до революции купцу. Улица Владимирская – покатая. Купцу пришлось срезать часть склона – приткнул стену своего дома к выемке.
По стенам нашей крохотной «квартирки» весь год стекали струи и потоки воды. Сами сырые стены раскрашены в разные цвета, пахли постоянно цвелью… Прожила наша семья в той «дыре» с 1948 и по… Примерно в 1954, я тогда учился в Брянском Лесохозяйственном институте, приезжал домой на каникулы… Тогда, благодаря стараниям мамочки Шехтман Гити (пусть сохранится благословенной память о ней) – получили квартиру в бельэтаже этого дома. Это большой и высокий, до 3,5 метров зал – с лепным, из гипса, темно-коричневого цвета украшением вдоль всего потолка. И в центре – тоже лепной круг: для огромной люстры. Часть нашей комнаты отделена фанерой и прикрытием – проходили в общий туалет соседи. Рядом с туалетной дверью – размещена наша газовая плитка. И мама вынуждена постоянно дежурить возле кастрюли: иначе соседи, при выходе из туалета, непременно бросят внутрь кастрюли с варевом тряпку или бумажку со следами кала. Происходило такое несколько раз.
И еще одно «развлечение» соседей Ворчиловых. В период оккупации они захватили весь бельэтаж. Не знаю точно, жили здесь Евреи или с других мест грабежа они натаскали много «еврейского добра» - их кладовка размещена рядом с туалетом. Иногда они начинали выносить из той кладовки полуистлевшие, очень пыльные вещи – тут их трясли, сдували слой пыли… устраивали «веселое развлечение». Конечно, мама бежала с «кухни», уносила кастрюли: только успевай!
Я упустил: Киевский университет традиционно выкрашен в бордовый цвет темных тонов (?), словно запекшаяся кровь. За университетом студенты высадили деревья – стал Ботаническим садом.
Узнал… Студенты старшего курса физико-математического факультета, будущие исследователи, преподаватели открыли подготовительный курс – для учеников старших классов. Три года подряд я ходил в субботу или в воскресенье на учения, совершенствовал свои математические знания. Участвовал в городских математических олимпиадах. Как успешно? Из пяти задач – решил три! Это как сказать: только три? И: все три. Знаю: еще пару человек из нашего класса на той олимпиаде решили две задачи. И как раз – обе я не успел закончить. Работал я один: не любил списываний, подсказок…
Слышал я, на себе испытал верность утверждения: занятия математикой способствуют развитию мозга, аналитических способностей. Определенное преуспевание в математике посодействовало развитию моей творческой фантазии, умению анализировать, видеть, отображать личности – в развитии.
На одном из подготовительных занятий я услышал впервые: в дореволюционной России существовал учебник арифметики Пупкина. Не запоминал специально – в памяти сохранилась - до нелепости, эта смешная фамилия.
… Я издавна, со студенческой поры, привык почти все прочитанное конспектировать, делать заметки. Примерно с 1961 начал часть заметок систематизировать – объединял их сюжетами. Тогда написал серьезно свое первое произведение «Еврейское радио отвечает». Юмор-полуанекдоты по типу «Армянское радио отвечает». За ней последовала не доведенная до театра пьеса «Встреча Мудрости с Опытом» - о действительно произошедшей встрече знаменитого философа Эллады, жителя северного города Демокрита и Родителя современной медицины – жителя города Кос, на острове того же названия – Гиппократа. И в древности невежественные обыватели иной образ жизни, инакомыслие считали… ненормальностью. Знаете о советской аналогии?
Уже за пьесой – старательно писал роман: считал – созрел!
И в этом новом произведении, на странице рукописи записал фразу «арифметика Пупкина – без картинок». В общении на работе несколько раз высказывал эту фразу с двумя смешными элементами: фамилия, да и картинки – в связи с арифметикой. В издательства я отправлял сюжет с данным высказыванием.
Уже в Израиле – я из рукописных сюжетов сотворил роман, дилогию «Характер – судьба и жизнь… лафа». В свое время на Русановке, в Киеве, я трудился в фотоателье: не по своей специальности. Среди ретушеров находился Даниил Шумунов, ассириец по национальности. Этого очень талантливого мастера родители увезли из Ирана: бежали они от погромов самоуправных Иранцев-мусульман. Ассирийцы в первые века приняли Христианство – жили рядом с фанатичными Иранцами-Мусульманами.
В моем понимании – Даниил – подонок. Но по критике, его отношению к советской системе: резал напропалую всякие слова и замечания – вульгарного толка. Подобного ни от кого более не слышал. Тогда я долго трудился над рукописями «Характер – судьба и жизнь… малина». Уже в Израиле издал методом местного Самиздата дилогию: «Потомок древнейшей цивилизации», вторая часть «Бродяга – в своем репертуаре».
Один сюжет второй части рассказывает об архитекторе-строителе. В неком колхозе появились деньги на банковском счету. Все знающие, контролирующие, командующие партийные власти распорядились на эти совращающие честной народ деньги построить в колхозном селе столовую на 300 посадочных мест. Как раз этот строитель-архитектор выбирался из «окультуренной дыры» в переполненном автобусе. Даниил – в романе получил имя Зайя – добирался домой тем самым автобусом. В людской давке, на плохой дороге – автобус подбросило, а Зайя неловко наступил на ногу строителя-архитектора… Тот не сдержался: разразился «потоком цензурной брани»… Очень многое высказал он в потоке и это – о преподавателе арифметики Пупкина без картинок.
Каково оказалось мое удивление: в РФ о Пупкине, точнее: Василии Пупкине – рассказывают истории, анекдоты. Стал он фольклорным героем! Надо же такое!
И еще в народные массы пошло мое изобретение: такое слово – смехуечки… и другие… Оно тоже из «потока цензурной брани»…
У меня такой характер, а точнее: выработал в характере свойства типа – тружусь-терплю, очень даже долго привык и вынужден терпеть: в том хамском, злобном, насквозь пропитанном советским украинством обществе, в Киеве. Но в некий момент наступает во мне отчаянный срыв (срыв отчаянности) – поступаю резко, на разрыв. Большинство людей, а то и все – заранее ищут-находят место будущей работы, а уже потом уходят «по собственному желанию» или по другой причине. Я так не поступил ни разу. Отрезаю резко: все! А потом… Часто приходилось подолгу сидеть безработным. Но я никогда не сидел без дела: трудился – над собой, писал… Писал заметки, продумывал в деталях планы творческих ходов, сюжетов… Много писал, да и написал: в одном Киеве – до двадцати рукописей крупноразмерных произведений. Конечно, почти все – написал вчерне. Скелет, костяк произведения…
Все это – за периоды своих вынужденных безработиц.
Вечно находился в работе – жил между темами творческого поиска и тратой времени, лет жизни – на никчемных трудах-занятиях добывания хлеба насущного и прокормления.
Да, мне показалось очень даже интересным: почти постоянно я отдыхаю в Карловых Варах. Самая большая гостиница с прилагающимися к ней лечебными кабинетами, сферами обслуживания называют именем владельца – Пуп. Очень даже просто. Этот повар – разбогател, стал ресторатором. Построил на кровно заработанные или как… Для потомков… Не знаю, как при коммунистическом управлении, но сейчас – это частное владение.
И еще считаю интересным факт: в Карловых Варах – гостиницы принадлежат новым Русским. Не все. Слышал уже 70-80%. Не мало! Имена все известные: даже мне…
[Скрыть]
Регистрационный номер 0050195 выдан для произведения:
Неисповедимые пути фольклора.
В школьные годы, а точнее: с восьмого класса – по десятый я постоянно посещал математические курсы при Киевском Университете имени Т.Шевченко. Этот университет основал Царь Александр I (или в его Правление основали). Университет получил имя Святого Владимира. А самому Александру I, Царю Освободителю – благодарное киевское общество, возможно, при материальном содействии правительства – установили памятник. Сам памятник я не видел. Да, и как мог его видеть? Всеразрушающая большевистская стихия фанатичного руководства и диких масс сместили многое из культурного наследия прошлого. В том числе и памятник Царю.
В прилегающем к Университету сквере – на месте одного памятника – установили другой: украинскому поэту Т.Шевченко. С биографией и творчеством этого поэта я знаком слабо. Знаю: он являлся очень талантливым живописцем. В Киеве есть музей Т.Шевченко – представлена его живопись. Слышал мнение: художником Шевченко проявил себя более талантливым, чем поэтом. Не знаю.
В своем словотворчестве Шевченко доходил до политических крайностей: призвал зарезать тупым ножом Царя Николая I. Ничем оригинальным не удивил этот Украинец: бандитские порывы в душах многих Украинцев. Не могу сказать почему: возможно, при слабой государственной структуры, отсутствии власти на бескрайних просторах Малороссии постоянно вольно себя чувствовали бандиты-грабители, последователи Соловья-разбойника – украинские крестьяне на ночь у порога клали топор-секиру: может разбудить нежданный гость – придется оборониться-наказать.
За это и другие «вольности» Шевченко отдали рекрутом в солдаты. Служил он долго в братском Казахстане.
На милой и родной Вкраине – его «поховали», похоронили в Каневе – национально озабоченные люди подняли Т.Шевченко на свое знамя – назвали основоположником Украинской поэзии и литературы. Об этом я узнал еще в школе. В нашей Русской школе (21-й, гвардейской, как между собой называли. Расположена на улице Саксаганского. Мы размещались в здании Украинской школы – они вели занятия в первую смену. Русская школа – во вторую смену: по причине недостатка школьных зданий). Мы проходили Украинский язык. Мне он давался труднее Русского. И в Русском языке я не преуспевал: писал малограмотно, признаюсь честно. Долгие годы систематических занятий языком, творчеством – исправили мой Русский язык, дополнили массу слов. Пишу я грамотно. По рассеянности – могу допустить описку. Сам тружусь в качестве редактора и корректора своих произведений: чищу-выметаю…
В восьмом классе – вроде беспричинно я увлекся математикой. На всех уроках разных предметов решал задачки. Приобрел тогда книгу Моденова – с названием, помнится, конкурсных задач. Увлекло меня занятие – даже очень. Жили мы тогда в глубоком подвале по улице Владимирской (Короленко) 73, в квартире 3. Вся «квартира» - это коммуналка. Не совсем коммуналка: у каждого жильца-обитателя этого подвала – своя «кухня», Туалет – общего пользования, во дворе: на две или три «кабинки» с огромным сливом при входе.
В подвале – наша квартира тупиковая, самая крайняя по расположению. Крохотное смотровое окошко размещено… выходило в «колодец». Верхняя кромка окошка – на глубине полутора метров от поверхности почвы.
Дом весь принадлежал до революции купцу. Улица Владимирская – покатая. Купцу пришлось срезать часть склона – приткнул стену своего дома к выемке.
По стенам нашей крохотной «квартирки» весь год стекали струи и потоки воды. Сами сырые стены раскрашены в разные цвета, пахли постоянно цвелью… Прожила наша семья в той «дыре» с 1948 и по… Примерно в 1954, я тогда учился в Брянском Лесохозяйственном институте, приезжал домой на каникулы… Тогда, благодаря стараниям мамочки Шехтман Гити (пусть сохранится благословенной память о ней) – получили квартиру в бельэтаже этого дома. Это большой и высокий, до 3,5 метров зал – с лепным, из гипса, темно-коричневого цвета украшением вдоль всего потолка. И в центре – тоже лепной круг: для огромной люстры. Часть нашей комнаты отделена фанерой и прикрытием – проходили в общий туалет соседи. Рядом с туалетной дверью – размещена наша газовая плитка. И мама вынуждена постоянно дежурить возле кастрюли: иначе соседи, при выходе из туалета, непременно бросят внутрь кастрюли с варевом тряпку или бумажку со следами кала. Происходило такое несколько раз.
И еще одно «развлечение» соседей Ворчиловых. В период оккупации они захватили весь бельэтаж. Не знаю точно, жили здесь Евреи или с других мест грабежа они натаскали много «еврейского добра» - их кладовка размещена рядом с туалетом. Иногда они начинали выносить из той кладовки полуистлевшие, очень пыльные вещи – тут их трясли, сдували слой пыли… устраивали «веселое развлечение». Конечно, мама бежала с «кухни», уносила кастрюли: только успевай!
Я упустил: Киевский университет традиционно выкрашен в бордовый цвет темных тонов (?), словно запекшаяся кровь. За университетом студенты высадили деревья – стал Ботаническим садом.
Узнал… Студенты старшего курса физико-математического факультета, будущие исследователи, преподаватели открыли подготовительный курс – для учеников старших классов. Три года подряд я ходил в субботу или в воскресенье на учения, совершенствовал свои математические знания. Участвовал в городских математических олимпиадах. Как успешно? Из пяти задач – решил три! Это как сказать: только три? И: все три. Знаю: еще пару человек из нашего класса на той олимпиаде решили две задачи. И как раз – обе я не успел закончить. Работал я один: не любил списываний, подсказок…
Слышал я, на себе испытал верность утверждения: занятия математикой способствуют развитию мозга, аналитических способностей. Определенное преуспевание в математике посодействовало развитию моей творческой фантазии, умению анализировать, видеть, отображать личности – в развитии.
На одном из подготовительных занятий я услышал впервые: в дореволюционной России существовал учебник арифметики Пупкина. Не запоминал специально – в памяти сохранилась - до нелепости, эта смешная фамилия.
… Я издавна, со студенческой поры, привык почти все прочитанное конспектировать, делать заметки. Примерно с 1961 начал часть заметок систематизировать – объединял их сюжетами. Тогда написал серьезно свое первое произведение «Еврейское радио отвечает». Юмор-полуанекдоты по типу «Армянское радио отвечает». За ней последовала не доведенная до театра пьеса «Встреча Мудрости с Опытом» - о действительно произошедшей встрече знаменитого философа Эллады, жителя северного города Демокрита и Родителя современной медицины – жителя города Кос, на острове того же названия – Гиппократа. И в древности невежественные обыватели иной образ жизни, инакомыслие считали… ненормальностью. Знаете о советской аналогии?
Уже за пьесой – старательно писал роман: считал – созрел!
И в этом новом произведении, на странице рукописи записал фразу «арифметика Пупкина – без картинок». В общении на работе несколько раз высказывал эту фразу с двумя смешными элементами: фамилия, да и картинки – в связи с арифметикой. В издательства я отправлял сюжет с данным высказыванием.
Уже в Израиле – я из рукописных сюжетов сотворил роман, дилогию «Характер – судьба и жизнь… лафа». В свое время на Русановке, в Киеве, я трудился в фотоателье: не по своей специальности. Среди ретушеров находился Даниил Шумунов, ассириец по национальности. Этого очень талантливого мастера родители увезли из Ирана: бежали они от погромов самоуправных Иранцев-мусульман. Ассирийцы в первые века приняли Христианство – жили рядом с фанатичными Иранцами-Мусульманами.
В моем понимании – Даниил – подонок. Но по критике, его отношению к советской системе: резал напропалую всякие слова и замечания – вульгарного толка. Подобного ни от кого более не слышал. Тогда я долго трудился над рукописями «Характер – судьба и жизнь… малина». Уже в Израиле издал методом местного Самиздата дилогию: «Потомок древнейшей цивилизации», вторая часть «Бродяга – в своем репертуаре».
Один сюжет второй части рассказывает об архитекторе-строителе. В неком колхозе появились деньги на банковском счету. Все знающие, контролирующие, командующие партийные власти распорядились на эти совращающие честной народ деньги построить в колхозном селе столовую на 300 посадочных мест. Как раз этот строитель-архитектор выбирался из «окультуренной дыры» в переполненном автобусе. Даниил – в романе получил имя Зайя – добирался домой тем самым автобусом. В людской давке, на плохой дороге – автобус подбросило, а Зайя неловко наступил на ногу строителя-архитектора… Тот не сдержался: разразился «потоком цензурной брани»… Очень многое высказал он в потоке и это – о преподавателе арифметики Пупкина без картинок.
Каково оказалось мое удивление: в РФ о Пупкине, точнее: Василии Пупкине – рассказывают истории, анекдоты. Стал он фольклорным героем! Надо же такое!
И еще в народные массы пошло мое изобретение: такое слово – смехуечки… и другие… Оно тоже из «потока цензурной брани»…
У меня такой характер, а точнее: выработал в характере свойства типа – тружусь-терплю, очень даже долго привык и вынужден терпеть: в том хамском, злобном, насквозь пропитанном советским украинством обществе, в Киеве. Но в некий момент наступает во мне отчаянный срыв (срыв отчаянности) – поступаю резко, на разрыв. Большинство людей, а то и все – заранее ищут-находят место будущей работы, а уже потом уходят «по собственному желанию» или по другой причине. Я так не поступил ни разу. Отрезаю резко: все! А потом… Часто приходилось подолгу сидеть безработным. Но я никогда не сидел без дела: трудился – над собой, писал… Писал заметки, продумывал в деталях планы творческих ходов, сюжетов… Много писал, да и написал: в одном Киеве – до двадцати рукописей крупноразмерных произведений. Конечно, почти все – написал вчерне. Скелет, костяк произведения…
Все это – за периоды своих вынужденных безработиц.
Вечно находился в работе – жил между темами творческого поиска и тратой времени, лет жизни – на никчемных трудах-занятиях добывания хлеба насущного и прокормления.
Да, мне показалось очень даже интересным: почти постоянно я отдыхаю в Карловых Варах. Самая большая гостиница с прилагающимися к ней лечебными кабинетами, сферами обслуживания называют именем владельца – Пуп. Очень даже просто. Этот повар – разбогател, стал ресторатором. Построил на кровно заработанные или как… Для потомков… Не знаю, как при коммунистическом управлении, но сейчас – это частное владение.
И еще считаю интересным факт: в Карловых Варах – гостиницы принадлежат новым Русским. Не все. Слышал уже 70-80%. Не мало! Имена все известные: даже мне…
Рейтинг: +1
1982 просмотра
Комментарии (2)
Дмитрий Криушов # 8 июня 2012 в 20:35 0 |
Моисей Бельферман # 10 июня 2012 в 23:49 0 | ||
|