Календарь Тюркских народов
В человеческих сообществах рано или поздно возникает представление о Времени, трансформирующее в виде национального или регионального календаря, отражающего понятие того же Времени, что является основополагающим принципом любой цивилизации. А это, в свою очередь, непосредственно связано с освоением природы и трудовой деятельностью, невозможных вне систематизированных представлений о Времени, уж прошу прощения перед моим уважаемым читателем за частое упоминание Непознанного... Так вот, всякий календарь есть структурно-генетический код соответствующей культуры, а как известно, структура времени - это морфологические средства, охватывающие формы всех культурных сфер. (автор скромно почерпнул у Шпенглера О. «Закат Европы»).
В традиционном обществе тюркоязычных народов до 1926 года применялся циклический 60-летний календарь, называемый «мушел» (также имеются локальные фонетические варианты – «муджал», «муч'ал» и т.д.) , состоящий из пяти двенадцатилетних циклов, каждый год которого назван именем определённого животного. В соответствии с народным преданием, название «мушел» восходит к термину «муше» - «часть», что перекликается с традиционными представлениями о 12-частном строении организма, в соответствии с которым и поныне совершается жертвенная разделка туши. При этом не стоит забывать и о том, что практика традиционных лекарей также базируется на представлениях о 12-частном строении и человеческого тела. Исконные тюркские названия годов календаря таковы: Мышь, Корова, Барс, Заяц, Дракон, Змея, Лошадь, Овца, Обезьяна, Курица, Собака, Кабан.
Однако стоит принять во внимание, что в упомянутом 60-летнем цикле содержится не только пять 12-летних, но и шесть 10-летних циклов. Годы в десятилетних циклах чередуются парами - синяя, красная, белая и чёрная. Исходя из древнейших космогонических представлений, данный порядок обусловлен тем, что на главном месте цвет «Синего Вечного Неба», следующие же – цвета сторон света по солнечному ходу , то есть по порядку - Восток, Юг, Запад, Север. Пусть современного читателя, воспитанного на ином чередовании стран света, не смущает приведенная выше формулировка, но таково азиатское восприятие, к которому автор данных строк, впитавший в себя представления многих народов и культур, относится с должным уважением, но просит с ним же отнестись к излагаемым им взглядам.
Согласно одной из древнетюркских легенд, в былые времена чередование годов в календаре было иным:
«Потрясатель Вселенной собрался в поход в год Лошади, но звездочёты пытались отговорить Великого Хана: «Для войны данный год крайне неудачен, необходимо дождаться более благоприятного года Змеи». На что Рыжебородый ответил: «- Я нетерпелив и ждать не могу, пусть волею моей нынешний год будет годом Змеи! ». Чингисхан выступил в поход и покорил Царства Южного Китая. С тех пор год Змеи стал в «мушеле» впереди года Лошади, но при этом нарушилось чередование годов адал* и ажал **.» Понимаю, что нагромождение специфических терминов требует объяснения, поэтому поясняю: «Адал – чистый, честный, годный (к употреблению, в т.ч. и в пищу, объясню в духе времени - таки " кошерно", или "халално"). Ажал – смертельный, нечистый». (К сведению: в Китае нечетные и четные годы именовались соответственно: ЯН (муж. начало) , ИНЬ (женское начало, в Японии – Э – старший брат, ТО – младший брат, у монголов Эр – мужской, Эм – женский. Ещё одно необходимое пояснение : - у тюркских народов чет – «положительный», нечет - «отрицательный», в то в время как у индоевропейских народов - наоборот. ).
Как известно, в Российской Империи, данный календарь был известен практически всем кочевым тюркским и монгольским народам, некоторым народам Кавказа , а также тунгусо-маньчжурским и финно-угорским народам Сибири. Отмечены следы его использования и у части славян . Например, болгары, которым покорившие их тюркоязычные кочевники булгары дали этноним (оставив схожее название и на Кавказе - балкарцы) и чья аристократия из рода Дуло вела летопись, впоследствии названную "Връменник българских ханов" , считали годы жизней правящих династий по животному календарю. Используемый правящей тюркской аристократией , данный календарь перестал применяться после ассимиляции и христианизации основной массы болгар.
Создатели животного календаря.
В науке среди исследователей данного календаря давно выработалась единая точка зрения насчёт его создателей. В.Ф. Шахматов ещё в 1935 г. отмечал "Такое летосчисление впервые возникло у кочевников Центральной Азии в конце первого тысячелетия н.э. , когда завершился переход к кочевому скотоводству, как господствующей форме хозяйствования...", "...оно имеет глубокие материальные корни и так или иначе тесно связано с экономикой и хозяйством данных народов....". Как подчёркивает В.В. Цибульски "... зарождение данного календаря связано с кочевыми народами Центральной Азии", но он сравнительно быстро получил распространение у различных народов почти всей Азии. Возможно, что существовали и другие центры его появления, однако факты идентичности выбора животных свидетельствуют о примате региона Центральной Азии".
Со своей стороны подчеркну, что центральноазиатские кочевники создали и применяли этот сложный календарь в целях выживания в сложнейших условиях резко континентального климата Центральной Азии, он был основой , лежащей в фундаменте регулирования хозяйственно-экономическую, политическую, духовную и культурную жизнь как всего общества, так и личного мировоззрения индивида. Животный календарь осмыслялся благодаря лежащему в его основе глубокому изучению Вселенной и её влияния на земную жизнь.
До Революции 1917 г. в российской науке "мушел" называли тюркским цикловым календарём. Сейчас его называют (по происхождению) календарём центрально-азиатских кочевников, 12-летним циклическим животным календарём (по названиям годов) , лунно-солнечным календарём стран Юго-Восточной Азии (по охвату территорий, где он действует и поныне) , юпитерианским календарём ( по планете, дающей отсчёт 12-летнего цикла) , но правильнее и точнее называть его "ТЕНГРИАНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ".
Этот непривычный пока термин вполне доказуем. Кочевников Центральной Азии объединяла великая религия - Тенгрианство , бывшая государственной в Тюркском каганате и в империи Чингисхана, заметно повлиявшая на все мировые религии и дренеегипетские культы.
По свидетельству Иоанна де Плано Карпини «... У них вера в единого Бога, коего признают творцом всего видимого и невидимого, а также как блага, так и мук...», притом он чётко дистанциирует эту «веру» от таких знакомых ему монотеистических религий, как христианство, ислам и иудаизм («Путешествие в восточные страны Плано Карпини и Гийома де Рубрука»). А как известно, всем великим религиям при всех их различиях свойственен один признак – собственный календарь, отчёт в котором ведётся либо от сотворения мира ( как в еврейском - с чётко обозначенной датой 7 октября 3761 г. до Р.Х., вот только неизвестно, случилось ли сие знаменательное событие до или после обеда) , от рождения основателя религии, либо значительного события в жизни Пророка, например, переселения из Мекки в Медину. Идя по Земле вместе с миссионерами и адептами, каждая религия помимо прочих инструментов воздействия на мировоззрение применяла и свой календарь, меняя тем самым сознание и жизнь неофитов.
Стоит отметить тот факт, что Тенгрианский календарь без преувеличения является одним из сложнейших из применяемых в мире. Судите сами - кроме движения Солнца и Луны в нём учитывается 12-летний цикл обращения Юпитера вокруг Солнца да ещё и 30-летний цикл Сатурна! В уже упомянутом выше 60-летнем цикле имеются два сатурновых, пять юпитерианских и шесть 10-летних циклов. Вот достойный ответ иным недалёким исследователям, которые относят тюркские народы к культурной периферии Ойкумены! Разве «дикая кочевая масса» могла приобрести такой высокий уровень астрономического знания, позволяющий создать столь сложный календарь? Как известно из официальной науки, только каботажное плавание вдоль берегов только Средиземного моря принесло древним финикийцам сведения, легшие в основу европейской астрономии.Тем не менее, они пользовались более простыми календарями, чем номады Центральной Азии. А ведь кочевой уклад жизни требует не меньших астрономических знаний, чем морское плаванье и передвижения кочевых народов намного превосходили как в пространственном отношении, так и по срокам те маршруты, которые совершали в морях их современники! Совершая циклическое движение по степным и лесостепным просторам Евразии от монгольских пустынь до венгерской пушты, от кряжей Саянского хребта до Карпатских предгорий, они проходили через множество географических, ландшафтных и климатических зон при постоянно варьирующихся условиях, когда менялись времена года, окружающая среда, специфика воздуха, атмосферное давление, химический состав и вкус воды. В этом вечном пути появлялись и росли дети, женились молодые, уходили в другой, тоже Вечный, путь старцы, гибли герои, отмечая курганами вехи дорог ... В этом кружащемся бесконечном мире единственными неизменными ориентирами были звёзды – божественное Синее Вечное Небо, обитель верховного бога Тенгри.
«Каждая семья... имела свою юрту, купол которой определённую часть года оставался открытым, а жерди купола являлись хорошим ориентиром для наблюдения в ночное время за движением Луны, звёзд и планет.... Таким образом, каждая юрта являлась своеобразным семейным «планетарием», благодаря чему накапливались и передавались из поколение в поколение наблюдения за светилами. Кроме того, как отмечали учёные, кочевники обладают отличным врождённым зрением. Так, например, известный мореплаватель и путешественник по северу Сибири Ф.П.Врангель примечал это качество у якутов: "...Один якут уверял начальника Усть-Янской экспедиции лейтенанта Анжу, что ему случалось видеть, как ...Большая Голубая звезда (Юпитер) поглощала меньшие звёзды, а после их исторгала. Таким образом... простыми глазами мог наблюдать затмение спутников Юпитера"» (В.Цибульский). От себя автор хотел бы добавить, что подобное качество может быть обусловлено специфическим строением глаза, его определённой вытянутостью в длину и обладающего тем, что называется «раскосостью», а поэтически «миндалевидностью» и помимо прочего придающее более широкий обзор и и периферическое зрение, что не раз помогало в специфических ситуациях. Но не о них сейчас речь... Впрочем, могу посоветовать попробовать взглянуть на мир такими глазами, для этого необходимо оттянуть глаза пальцами к вискам и сузить их. Имеются в виду глаза, разумеется. Ресницы при этом создают грубую дифракционную решётку и способствуют большему разрешению точек на дюйм. Снайперский прищур позволяет в прямом смысле иначе взглянуть на окружающий мир и своё место в нём...
Сам тип хозяйства, основанный на перманентном передвижении, составляющем суть жизни и придающем своеобразную окраску самому психофизиологическому типу, был просто невозможен без глубочайших астрономических познаний. Тем более необходима была астрономия при ночных перекочёвках, совершаемых из-за жары, безводья или по иным причинам, «...Зная положение большей части светил небесных, ... смело пускается ночью в путь по степям, в которых нет ни дорог, ни тропинок и не только безошибочно достигает желаемой цели, но даже определяет на каждом шагу час или время, протекшее от начала ночи в место, где застанет его утро, Таким же образом, смотря на солнце, назначает он , сколь давно показалось оно на горизонте и когда скроется. По сим замечаниям располагает он занятия свои, отдых, путешествия, остановки, выезды, свидания. Словом сказать, он смотрит на небо, как европеец на карманные часы» (А.И.Левшин).
Кроме мирной жизни искусство ночного ориентирования составляло немаловажный аспект в боевом искусстве кочевников, наносивших удары в неожиданное время оседлым народам, не имевших представления об этой тактике и учитывавших только возможности дневных переходов пеших армий. "А наутро - изумишася князь! " - недаром такой фразой пестрят древнерусские летописи, повествующие о внезапном появлении половцев, торков, печенегов, узов, обров, оногуров, берендеев и хазар. Так же хроники иных народ не скрывают своего удивления перед данной тактикой и не раз в них в очередной раз "изумляется" очередной правитель скоростью и скрытностью передвижения войск тюркских народов.
Да и основной продукт кочевого животноводства экстенсивного типа накладывал свой весомый отпечаток на мировоззрение. Для оседлого земледельца основной продукт – зерновые, для данного типа период производственного цикла – один год, на этот же срок для него актуальна погода и вероятные климатические изменения. В кочевой экономике основной продукт – скот. А для его выращивания требуется не один год. До того, как жеребёнок станет считаться взрослым, пригодным к использованию в хозяйстве, размножению или годным по необходимым параметрам к убою, он проходит стадии, в каждой из которых именуется по-разному, при этом также дифференцировано по возрасту будет именоваться молодняк всех видов домашнего скота до взрослого состояния. Длительный процесс выращивания животных, растянутый на многие годы, для успешного производства которого, а следовательно и собственного выживания, кочевнику необходимо чувствовать, уметь предсказывать и знать погоду на несколько лет вперёд. Эта особенность и породила в психотипе кочевника особое чувство Времени, радикально отличающее его от представителей иных культур. Стойкость и выдержка, долготерпение, спокойный и философский взгляд на жизнь с её преходящим мелочами – вот факторы, которые выработала сама жизнь в условиях Вечного Кочевья.
Вообще, если обратиться к авторитетным для иных исследователей категориям, то какое-то подобие особого восприятия времени именно в «кочевом» понимании встречается в одной из известнейших книг человечества, в эпизоде, наверняка знакомом даже не миллионам, а миллиардам землян – а именно в Библии – Бытие, глава 41. Во сне фараон увидел, как семь коров тучных поедаются семью коровами тощими: «...съели коровы худые видом и тощие плотью семь коров хороших видом и тучных. И проснулся фараон, и заснул опять, и снилось ему в другой раз: вот, на одном стебле поднялось семь колосьев тучных и хороших; но вот, после них выросло семь колосьев тощих и иссушенных восточным ветром; и пожрали тощие колосья семь колосьев тучных и полных. И проснулся фараон и понял, что это сон. Утром смутился дух его, и послал он, и призвал всех волхвов Египта и всех мудрецов его, и рассказал им фараон сон свой; но не было никого, кто бы истолковал его фараону.» Не смогли египтяне, привычные к земледельческому восприятию Времени, растолковать сон фараона, и только Иосиф смог подняться над пределами одного года. Разгадка его такова – сон о семи урожайных , сытых, «тучных» годах, по истечении которых последуют семь же годов неурожая и голода. Кочевое, «бедуинское» прошлое древних иудеев, водящих свои стада в Аравии и их тогдашняя специфика мировосприятия, чувство «большого Времени» очень сильно совпадает с её тюркским аналогом и заставляет всерьёз задуматься о взаимосвязи древних культур и даже об истоках одной из величайших мировых религий.
Климат Центральной Азии, называемый «резко континентальным», обладает невероятным диапазоном не только годовых, сезонных, но и суточных колебаний, превосходящих воображение людей, привыкших к определённому однообразию погоды в одной географической зоне. Например, суточный перепад температур может составлять до 20 градусов, к слову , в одном из подобных мест автор сам испытывал на себе несколько смен времён года за одни сутки, когда полуденный зной сменялся сначала ночной духотой, а потом предрассветным инеем с последующим утренним тепловым ударом! Положение ещё усугублялось тем, что в любой момент ожидалось появление совсем ненужных и непрошеных посетителей, встретить коих полагалось во всём арсенале приготовленных для этого средств и методов. Ощущение, прямо скажу, своеобразное, но, повторюсь в очередной раз, речь сейчас не о нём.... Так что одного лишь чувства Времени явно не хватало для полноценного протекания жизни, в этом и других подобных случаях необходимо до мелочей изучить малейшие нюансы и закономерности, то есть обладать точным Знанием
Одним из страшнейших бедствий, косивших жизни людей и скота, были периодические повторы явления, называемого «джут» (процесс оледенения, результатом которого становится невозможность для скота пробить ледяной наст и добыть корм и последующие за ним бескормица и падёж). Джуты происходили и локально в определённых регионах и охватывали весь Дешти-Кипчак (Половецкую степь от Монголии до Венгрии). Естественно, сама жизнь выдвигала потребность в стройной системе, позволяющей прогнозировать изменения климата, работающая на несколько лет вперёд, по крайней мере, на тот срок, в течение которого молодняк основных видов скота (лошади, овцы, коровы, верблюды) должен вырасти и произвести приплод.
И что, как не мушел, стало этой системой. Понимание цикла 12-летних климатических колебаний, вызванных воздействием Юпитера, а также колебаниями активности Солнца , помогало в прогнозировании погоды на несколько лет и в соответствии с полученными из этого выводами разработать определённых план ведения хозяйства и регулировать цикл производства скота.
Как известно, продолжительность полного оборота Юпитера вокруг Солнца составляет 12 лет и он, являясь самой большой планетой Солнечной системы и имея собственное излучение, довольно активно влияет на климатические сезонные изменения климата нашей Земли. Эти изменения повторяются каждые 12 лет, но каждый раз с новыми вариантами. Данная вариантность соотносится с лунным, солнечным, сатурновым и десятилетним циклом, отражающемся в меняющейся колористической символике животных (помните, из недавних новейших изменений – Свинья, к примеру, была синей, Змея – чёрной, а Кролик – белым? ). По истечении 60-летнего цикла всё повторяется, как повторяется всё в этом мире, но с новыми вариациями.
Кочевники знали, что будет в каждом году – сколько в нём должно быть и будет ветра и засухи, солнца и ненастья, ветров и холодов... Были осмыслены и определены благоприятные годы – Мыши, Дракона, Обезьяны, Курицы, Кабана. При этом самым опасным был ГОД ЗАЙЦА, год прямо-таки обязательных глобальных джутов, что были особенно тяжкими каждые 36 лет
ПРОДОЛЖЕНИЕ ЖДИТЕ ЖДИТЕ ЖДИТЕ ЖДИТЕ
В человеческих сообществах рано или поздно возникает представление о Времени, трансформирующее в виде национального или регионального календаря, отражающего понятие того же Времени, что является основополагающим принципом любой цивилизации. А это, в свою очередь, непосредственно связано с освоением природы и трудовой деятельностью, невозможных вне систематизированных представлений о Времени, уж прошу прощения перед моим уважаемым читателем за частое упоминание Непознанного... Так вот, всякий календарь есть структурно-генетический код соответствующей культуры, а как известно, структура времени - это морфологические средства, охватывающие формы всех культурных сфер. (автор скромно почерпнул у Шпенглера О. «Закат Европы»).
В традиционном обществе тюркоязычных народов до 1926 года применялся циклический 60-летний календарь, называемый «мушел» (также имеются локальные фонетические варианты – «муджал», «муч'ал» и т.д.) , состоящий из пяти двенадцатилетних циклов, каждый год которого назван именем определённого животного. В соответствии с народным преданием, название «мушел» восходит к термину «муше» - «часть», что перекликается с традиционными представлениями о 12-частном строении организма, в соответствии с которым и поныне совершается жертвенная разделка туши. При этом не стоит забывать и о том, что практика традиционных лекарей также базируется на представлениях о 12-частном строении и человеческого тела. Исконные тюркские названия годов календаря таковы: Мышь, Корова, Барс, Заяц, Дракон, Змея, Лошадь, Овца, Обезьяна, Курица, Собака, Кабан.
Однако стоит принять во внимание, что в упомянутом 60-летнем цикле содержится не только пять 12-летних, но и шесть 10-летних циклов. Годы в десятилетних циклах чередуются парами - синяя, красная, белая и чёрная. Исходя из древнейших космогонических представлений, данный порядок обусловлен тем, что на главном месте цвет «Синего Вечного Неба», следующие же – цвета сторон света по солнечному ходу , то есть по порядку - Восток, Юг, Запад, Север. Пусть современного читателя, воспитанного на ином чередовании стран света, не смущает приведенная выше формулировка, но таково азиатское восприятие, к которому автор данных строк, впитавший в себя представления многих народов и культур, относится с должным уважением, но просит с ним же отнестись к излагаемым им взглядам.
Согласно одной из древнетюркских легенд, в былые времена чередование годов в календаре было иным:
«Потрясатель Вселенной собрался в поход в год Лошади, но звездочёты пытались отговорить Великого Хана: «Для войны данный год крайне неудачен, необходимо дождаться более благоприятного года Змеи». На что Рыжебородый ответил: «- Я нетерпелив и ждать не могу, пусть волею моей нынешний год будет годом Змеи! ». Чингисхан выступил в поход и покорил Царства Южного Китая. С тех пор год Змеи стал в «мушеле» впереди года Лошади, но при этом нарушилось чередование годов адал* и ажал **.» Понимаю, что нагромождение специфических терминов требует объяснения, поэтому поясняю: «Адал – чистый, честный, годный (к употреблению, в т.ч. и в пищу, объясню в духе времени - таки " кошерно", или "халално"). Ажал – смертельный, нечистый». (К сведению: в Китае нечетные и четные годы именовались соответственно: ЯН (муж. начало) , ИНЬ (женское начало, в Японии – Э – старший брат, ТО – младший брат, у монголов Эр – мужской, Эм – женский. Ещё одно необходимое пояснение : - у тюркских народов чет – «положительный», нечет - «отрицательный», в то в время как у индоевропейских народов - наоборот. ).
Как известно, в Российской Империи, данный календарь был известен практически всем кочевым тюркским и монгольским народам, некоторым народам Кавказа , а также тунгусо-маньчжурским и финно-угорским народам Сибири. Отмечены следы его использования и у части славян . Например, болгары, которым покорившие их тюркоязычные кочевники булгары дали этноним (оставив схожее название и на Кавказе - балкарцы) и чья аристократия из рода Дуло вела летопись, впоследствии названную "Връменник българских ханов" , считали годы жизней правящих династий по животному календарю. Используемый правящей тюркской аристократией , данный календарь перестал применяться после ассимиляции и христианизации основной массы болгар.
Создатели животного календаря.
В науке среди исследователей данного календаря давно выработалась единая точка зрения насчёт его создателей. В.Ф. Шахматов ещё в 1935 г. отмечал "Такое летосчисление впервые возникло у кочевников Центральной Азии в конце первого тысячелетия н.э. , когда завершился переход к кочевому скотоводству, как господствующей форме хозяйствования...", "...оно имеет глубокие материальные корни и так или иначе тесно связано с экономикой и хозяйством данных народов....". Как подчёркивает В.В. Цибульски "... зарождение данного календаря связано с кочевыми народами Центральной Азии", но он сравнительно быстро получил распространение у различных народов почти всей Азии. Возможно, что существовали и другие центры его появления, однако факты идентичности выбора животных свидетельствуют о примате региона Центральной Азии".
Со своей стороны подчеркну, что центральноазиатские кочевники создали и применяли этот сложный календарь в целях выживания в сложнейших условиях резко континентального климата Центральной Азии, он был основой , лежащей в фундаменте регулирования хозяйственно-экономическую, политическую, духовную и культурную жизнь как всего общества, так и личного мировоззрения индивида. Животный календарь осмыслялся благодаря лежащему в его основе глубокому изучению Вселенной и её влияния на земную жизнь.
До Революции 1917 г. в российской науке "мушел" называли тюркским цикловым календарём. Сейчас его называют (по происхождению) календарём центрально-азиатских кочевников, 12-летним циклическим животным календарём (по названиям годов) , лунно-солнечным календарём стран Юго-Восточной Азии (по охвату территорий, где он действует и поныне) , юпитерианским календарём ( по планете, дающей отсчёт 12-летнего цикла) , но правильнее и точнее называть его "ТЕНГРИАНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ".
Этот непривычный пока термин вполне доказуем. Кочевников Центральной Азии объединяла великая религия - Тенгрианство , бывшая государственной в Тюркском каганате и в империи Чингисхана, заметно повлиявшая на все мировые религии и дренеегипетские культы.
По свидетельству Иоанна де Плано Карпини «... У них вера в единого Бога, коего признают творцом всего видимого и невидимого, а также как блага, так и мук...», притом он чётко дистанциирует эту «веру» от таких знакомых ему монотеистических религий, как христианство, ислам и иудаизм («Путешествие в восточные страны Плано Карпини и Гийома де Рубрука»). А как известно, всем великим религиям при всех их различиях свойственен один признак – собственный календарь, отчёт в котором ведётся либо от сотворения мира ( как в еврейском - с чётко обозначенной датой 7 октября 3761 г. до Р.Х., вот только неизвестно, случилось ли сие знаменательное событие до или после обеда) , от рождения основателя религии, либо значительного события в жизни Пророка, например, переселения из Мекки в Медину. Идя по Земле вместе с миссионерами и адептами, каждая религия помимо прочих инструментов воздействия на мировоззрение применяла и свой календарь, меняя тем самым сознание и жизнь неофитов.
Стоит отметить тот факт, что Тенгрианский календарь без преувеличения является одним из сложнейших из применяемых в мире. Судите сами - кроме движения Солнца и Луны в нём учитывается 12-летний цикл обращения Юпитера вокруг Солнца да ещё и 30-летний цикл Сатурна! В уже упомянутом выше 60-летнем цикле имеются два сатурновых, пять юпитерианских и шесть 10-летних циклов. Вот достойный ответ иным недалёким исследователям, которые относят тюркские народы к культурной периферии Ойкумены! Разве «дикая кочевая масса» могла приобрести такой высокий уровень астрономического знания, позволяющий создать столь сложный календарь? Как известно из официальной науки, только каботажное плавание вдоль берегов только Средиземного моря принесло древним финикийцам сведения, легшие в основу европейской астрономии.Тем не менее, они пользовались более простыми календарями, чем номады Центральной Азии. А ведь кочевой уклад жизни требует не меньших астрономических знаний, чем морское плаванье и передвижения кочевых народов намного превосходили как в пространственном отношении, так и по срокам те маршруты, которые совершали в морях их современники! Совершая циклическое движение по степным и лесостепным просторам Евразии от монгольских пустынь до венгерской пушты, от кряжей Саянского хребта до Карпатских предгорий, они проходили через множество географических, ландшафтных и климатических зон при постоянно варьирующихся условиях, когда менялись времена года, окружающая среда, специфика воздуха, атмосферное давление, химический состав и вкус воды. В этом вечном пути появлялись и росли дети, женились молодые, уходили в другой, тоже Вечный, путь старцы, гибли герои, отмечая курганами вехи дорог ... В этом кружащемся бесконечном мире единственными неизменными ориентирами были звёзды – божественное Синее Вечное Небо, обитель верховного бога Тенгри.
«Каждая семья... имела свою юрту, купол которой определённую часть года оставался открытым, а жерди купола являлись хорошим ориентиром для наблюдения в ночное время за движением Луны, звёзд и планет.... Таким образом, каждая юрта являлась своеобразным семейным «планетарием», благодаря чему накапливались и передавались из поколение в поколение наблюдения за светилами. Кроме того, как отмечали учёные, кочевники обладают отличным врождённым зрением. Так, например, известный мореплаватель и путешественник по северу Сибири Ф.П.Врангель примечал это качество у якутов: "...Один якут уверял начальника Усть-Янской экспедиции лейтенанта Анжу, что ему случалось видеть, как ...Большая Голубая звезда (Юпитер) поглощала меньшие звёзды, а после их исторгала. Таким образом... простыми глазами мог наблюдать затмение спутников Юпитера"» (В.Цибульский). От себя автор хотел бы добавить, что подобное качество может быть обусловлено специфическим строением глаза, его определённой вытянутостью в длину и обладающего тем, что называется «раскосостью», а поэтически «миндалевидностью» и помимо прочего придающее более широкий обзор и и периферическое зрение, что не раз помогало в специфических ситуациях. Но не о них сейчас речь... Впрочем, могу посоветовать попробовать взглянуть на мир такими глазами, для этого необходимо оттянуть глаза пальцами к вискам и сузить их. Имеются в виду глаза, разумеется. Ресницы при этом создают грубую дифракционную решётку и способствуют большему разрешению точек на дюйм. Снайперский прищур позволяет в прямом смысле иначе взглянуть на окружающий мир и своё место в нём...
Сам тип хозяйства, основанный на перманентном передвижении, составляющем суть жизни и придающем своеобразную окраску самому психофизиологическому типу, был просто невозможен без глубочайших астрономических познаний. Тем более необходима была астрономия при ночных перекочёвках, совершаемых из-за жары, безводья или по иным причинам, «...Зная положение большей части светил небесных, ... смело пускается ночью в путь по степям, в которых нет ни дорог, ни тропинок и не только безошибочно достигает желаемой цели, но даже определяет на каждом шагу час или время, протекшее от начала ночи в место, где застанет его утро, Таким же образом, смотря на солнце, назначает он , сколь давно показалось оно на горизонте и когда скроется. По сим замечаниям располагает он занятия свои, отдых, путешествия, остановки, выезды, свидания. Словом сказать, он смотрит на небо, как европеец на карманные часы» (А.И.Левшин).
Кроме мирной жизни искусство ночного ориентирования составляло немаловажный аспект в боевом искусстве кочевников, наносивших удары в неожиданное время оседлым народам, не имевших представления об этой тактике и учитывавших только возможности дневных переходов пеших армий. "А наутро - изумишася князь! " - недаром такой фразой пестрят древнерусские летописи, повествующие о внезапном появлении половцев, торков, печенегов, узов, обров, оногуров, берендеев и хазар. Так же хроники иных народ не скрывают своего удивления перед данной тактикой и не раз в них в очередной раз "изумляется" очередной правитель скоростью и скрытностью передвижения войск тюркских народов.
Да и основной продукт кочевого животноводства экстенсивного типа накладывал свой весомый отпечаток на мировоззрение. Для оседлого земледельца основной продукт – зерновые, для данного типа период производственного цикла – один год, на этот же срок для него актуальна погода и вероятные климатические изменения. В кочевой экономике основной продукт – скот. А для его выращивания требуется не один год. До того, как жеребёнок станет считаться взрослым, пригодным к использованию в хозяйстве, размножению или годным по необходимым параметрам к убою, он проходит стадии, в каждой из которых именуется по-разному, при этом также дифференцировано по возрасту будет именоваться молодняк всех видов домашнего скота до взрослого состояния. Длительный процесс выращивания животных, растянутый на многие годы, для успешного производства которого, а следовательно и собственного выживания, кочевнику необходимо чувствовать, уметь предсказывать и знать погоду на несколько лет вперёд. Эта особенность и породила в психотипе кочевника особое чувство Времени, радикально отличающее его от представителей иных культур. Стойкость и выдержка, долготерпение, спокойный и философский взгляд на жизнь с её преходящим мелочами – вот факторы, которые выработала сама жизнь в условиях Вечного Кочевья.
Вообще, если обратиться к авторитетным для иных исследователей категориям, то какое-то подобие особого восприятия времени именно в «кочевом» понимании встречается в одной из известнейших книг человечества, в эпизоде, наверняка знакомом даже не миллионам, а миллиардам землян – а именно в Библии – Бытие, глава 41. Во сне фараон увидел, как семь коров тучных поедаются семью коровами тощими: «...съели коровы худые видом и тощие плотью семь коров хороших видом и тучных. И проснулся фараон, и заснул опять, и снилось ему в другой раз: вот, на одном стебле поднялось семь колосьев тучных и хороших; но вот, после них выросло семь колосьев тощих и иссушенных восточным ветром; и пожрали тощие колосья семь колосьев тучных и полных. И проснулся фараон и понял, что это сон. Утром смутился дух его, и послал он, и призвал всех волхвов Египта и всех мудрецов его, и рассказал им фараон сон свой; но не было никого, кто бы истолковал его фараону.» Не смогли египтяне, привычные к земледельческому восприятию Времени, растолковать сон фараона, и только Иосиф смог подняться над пределами одного года. Разгадка его такова – сон о семи урожайных , сытых, «тучных» годах, по истечении которых последуют семь же годов неурожая и голода. Кочевое, «бедуинское» прошлое древних иудеев, водящих свои стада в Аравии и их тогдашняя специфика мировосприятия, чувство «большого Времени» очень сильно совпадает с её тюркским аналогом и заставляет всерьёз задуматься о взаимосвязи древних культур и даже об истоках одной из величайших мировых религий.
Климат Центральной Азии, называемый «резко континентальным», обладает невероятным диапазоном не только годовых, сезонных, но и суточных колебаний, превосходящих воображение людей, привыкших к определённому однообразию погоды в одной географической зоне. Например, суточный перепад температур может составлять до 20 градусов, к слову , в одном из подобных мест автор сам испытывал на себе несколько смен времён года за одни сутки, когда полуденный зной сменялся сначала ночной духотой, а потом предрассветным инеем с последующим утренним тепловым ударом! Положение ещё усугублялось тем, что в любой момент ожидалось появление совсем ненужных и непрошеных посетителей, встретить коих полагалось во всём арсенале приготовленных для этого средств и методов. Ощущение, прямо скажу, своеобразное, но, повторюсь в очередной раз, речь сейчас не о нём.... Так что одного лишь чувства Времени явно не хватало для полноценного протекания жизни, в этом и других подобных случаях необходимо до мелочей изучить малейшие нюансы и закономерности, то есть обладать точным Знанием
Одним из страшнейших бедствий, косивших жизни людей и скота, были периодические повторы явления, называемого «джут» (процесс оледенения, результатом которого становится невозможность для скота пробить ледяной наст и добыть корм и последующие за ним бескормица и падёж). Джуты происходили и локально в определённых регионах и охватывали весь Дешти-Кипчак (Половецкую степь от Монголии до Венгрии). Естественно, сама жизнь выдвигала потребность в стройной системе, позволяющей прогнозировать изменения климата, работающая на несколько лет вперёд, по крайней мере, на тот срок, в течение которого молодняк основных видов скота (лошади, овцы, коровы, верблюды) должен вырасти и произвести приплод.
И что, как не мушел, стало этой системой. Понимание цикла 12-летних климатических колебаний, вызванных воздействием Юпитера, а также колебаниями активности Солнца , помогало в прогнозировании погоды на несколько лет и в соответствии с полученными из этого выводами разработать определённых план ведения хозяйства и регулировать цикл производства скота.
Как известно, продолжительность полного оборота Юпитера вокруг Солнца составляет 12 лет и он, являясь самой большой планетой Солнечной системы и имея собственное излучение, довольно активно влияет на климатические сезонные изменения климата нашей Земли. Эти изменения повторяются каждые 12 лет, но каждый раз с новыми вариантами. Данная вариантность соотносится с лунным, солнечным, сатурновым и десятилетним циклом, отражающемся в меняющейся колористической символике животных (помните, из недавних новейших изменений – Свинья, к примеру, была синей, Змея – чёрной, а Кролик – белым? ). По истечении 60-летнего цикла всё повторяется, как повторяется всё в этом мире, но с новыми вариациями.
Кочевники знали, что будет в каждом году – сколько в нём должно быть и будет ветра и засухи, солнца и ненастья, ветров и холодов... Были осмыслены и определены благоприятные годы – Мыши, Дракона, Обезьяны, Курицы, Кабана. При этом самым опасным был ГОД ЗАЙЦА, год прямо-таки обязательных глобальных джутов, что были особенно тяжкими каждые 36 лет
ПРОДОЛЖЕНИЕ ЖДИТЕ ЖДИТЕ ЖДИТЕ ЖДИТЕ
Елена Бородина # 18 мая 2013 в 12:26 +1 |
© М ® # 19 мая 2013 в 00:02 +1 | ||
|
alexandr # 18 мая 2013 в 12:56 +1 |