Слепые слова: гносеология и скептицизм
Многие философы в различные времена задавались вопросом познания действительности, поиска истинной, абсолютной точки зрения на вещи. Декарт, Лейбниц, Кант, Бэкон и многие другие предлагали свои методы познания и теории о природе мира. Каждая теория предлагает свой способ и свои принципы, утверждающие, как следует человеку смотреть на реальность, чтобы воспринять её в истинной, безотносительной составляющей. Методы познания изменялись, переживали эпохи, сменяли друг друга, однако постоянно перечили друг другу. Не было создано ещё метода, который объединил бы все предыдущие, создав универсальный способ определения сущности вещей, их экзистенциональной составляющей.
Один из методов познания — скептицизм, появился ещё в самые ранние периоды развития философии. Со времён Гераклита, утверждавшего, что «всё течёт», мы видим постоянную относительность всех теорий и вещей. Чуть позже появяется утверждение, основа скептицизма, которое полностью перечёркивает все методы познания: «На каждую теорию и каждую вещь имеется бесконечное число взглядов и мнений, которые могут перечить друг другу». Отклик скептицизма мы встречаем в методе познания Декарта: «Скептики сомневаются, чтобы сомневаться. Я сомневаюсь, чтобы найти истину».
В этом эссе я рассмотрю отношение скептицизма к гносеологическим методам и его важность в многообразии методов познания.
В настоящее время в мире очень много различных философских теорий и воззрений. Многие из них полностью противоположны друг другу. Проще говоря, мы поставлены в позицию, когда нас со всех сторон окружают различные мнения, запутывающие лишь ещё больше. Декарт по этом поводу писал: «Человек похож путнику, заблудившемуся в лесу. Ему нужно выбрать какое-нибудь одно направление и идти по нему, куда-нибудь он, но придёт». Проще говоря, философ предлагает нам выбрать из всего множества одну теорию, принять её априори и следовать ей, куда бы это не привело. Но такой метод несостоятелен. Вспомним, что гносеология ищет абсолютную сущность вещей, их «идею», как писал Платон. Давайте на данном этапе обратимся к скептицизму. При принятие этого «метода», мы сразу можем определить, что все теории, которые нас окружают, относительны. Мы не можем быть уверенны в истинности какой-либо из них просто потому, что, при помощи остальных, возможно опровержение первой. При таком взгляде, принятие какой-либо теории будет подобно игры в рулетку. «Всё относительно» говорят нам скептики. Однако, тут мы встречаем странный вывод, что сам скептицизм тоже относителен и всего лишь является очередным методом гносеологии. Однако, этот парадокс решает философия Гераклита.
На основе простых умозаключений, можно прийти к выводу, что скептицизм — тоже метод познания вещей. Декарт ближе всего находится к утверждениям скептиков, однако отождествлять эти методы ошибочно. Декарт утверждает, что нужно сомневаться, подвергать всё сомнению, но «выбирать одну теорию, чтобы идти вперёд». Скептик сомневается всегда. Если рассмотреть скептицизм в роли гносеологического принципа, то вещь, в которой нельзя будет усомниться, на которую нельзя будет найти двух разных мнений, будет истинна и верна. Это необходимо для построения теории, для создания новой диалектики, которая будет построена на действительно истинной основе. В этом плане скептицизм является одним из самых рациональных методов познания.
Рассмотрим более поздние предложения решения гносеологических вопросов. В своей теории Кант утверждает, переча предыдущим воззрениям, что, чем больше в вещи трансцедентного, субъективного, тем легче её познать. В качестве метода познания он предлагает категории и идеи, применимые как к обычным, так и абсолютным, абстрактным сущностям. Заметим, что методы познания становятся жёстче со временем. От скептицизма, последующего гибкого метода познания Декарта, метафизических методов, метода Бэкона, призывающего сделать науку эмпирической, однако всё равно предлагающий более менее гибкий метод, Кант ещё сильнее сужает пространство действий. Мы наблюдаем постепенное систематизирование, уточнение и сужение области действий. Рано или поздно, методом познания станет простым планом, содержащим пункты, выполняя которые, можно будет познавать действительность. Последование одной теории приведёт нас лишь к конфликту понятий, своеобразному идеологическому фашизму. В этом плане, теории похожи на теорию производства Андрэ Горца. Философских теорий тоже становится слишком много, а идей, которые используются, меньше и меньше. Рано или поздно теории начнут пародировать, изменять, отрицать друг друга, как, например, Маркс отрицал систему Гегеля, отдавая предпочтение младогегелеянцам, изменяющим или, как они говорили, «переворачивающим систему Гегеля с ног на голову». Таким образом, мы неизменно придём к моменту, когда начнётся уже не теоретическая, а практическая борьба между мнениями, воцарение одной идеи, одной мысли, которая будет единственной, главенствующей. Это сродни коммунизму, который был единственной верной, правильной идеей, отрицая все остальные.
При таком положении развития, мы можем понять, что скептицизм, как приниц сомнения, отрицания, ялвяется противодействием появлению этому воцарению единой идеи, насильного установления истины. Переходя, опять таки, к аналогии с Горцем, мы примем скептицизм, как метод «выживания», противоположный «технофашизму». В этом плане скептицизм является сохраняющим баланс всего многообразия теорий, мнений и взглядов.
Таким образом, можно сказать, что скептицизм — не метод, который «сомневается, чтобы сомневатся», а гносеологическая теория, которая играет важную роль в современном многообразии взглядов. Среди всех теорий и методов, которые нам предоставлены, именно он является наиболее гибким и верным, утверждая даже свою относительность. Скептицизм не воспринимает ничто правдиво, даже собственные действия. И, пока не найден универсальный метод, который даст нам верные ответы на все возникающие вопросы, следует осозновать относительность всех вещей. Однако, это знание не утвержает принятие скептицизма. В данном случае, будет верно утверждение: «Не верь во что-то. Верь в то, что ничто не верно». Именно сомнение, скептицизм, здравый, не фанатичный, осознающий свою свобственную относительность будет одной из самых верных позиций на гносеологический вопрос. И именно скептицизм поможет сохранить целостность общества, личности и сознания, избежав теоретической и физической борьбы мнений, с целью установления тоталитарного строя идеологии, на вершине которой будет идея, относительная, но ставшая истинной. В таком виде, утверждение Декарта о путнике в лесу, относительно человечества, неизбежно приведёт нас к печальному концу.
Многие философы в различные времена задавались вопросом познания действительности, поиска истинной, абсолютной точки зрения на вещи. Декарт, Лейбниц, Кант, Бэкон и многие другие предлагали свои методы познания и теории о природе мира. Каждая теория предлагает свой способ и свои принципы, утверждающие, как следует человеку смотреть на реальность, чтобы воспринять её в истинной, безотносительной составляющей. Методы познания изменялись, переживали эпохи, сменяли друг друга, однако постоянно перечили друг другу. Не было создано ещё метода, который объединил бы все предыдущие, создав универсальный способ определения сущности вещей, их экзистенциональной составляющей.
Один из методов познания — скептицизм, появился ещё в самые ранние периоды развития философии. Со времён Гераклита, утверждавшего, что «всё течёт», мы видим постоянную относительность всех теорий и вещей. Чуть позже появяется утверждение, основа скептицизма, которое полностью перечёркивает все методы познания: «На каждую теорию и каждую вещь имеется бесконечное число взглядов и мнений, которые могут перечить друг другу». Отклик скептицизма мы встречаем в методе познания Декарта: «Скептики сомневаются, чтобы сомневаться. Я сомневаюсь, чтобы найти истину».
В этом эссе я рассмотрю отношение скептицизма к гносеологическим методам и его важность в многообразии методов познания.
В настоящее время в мире очень много различных философских теорий и воззрений. Многие из них полностью противоположны друг другу. Проще говоря, мы поставлены в позицию, когда нас со всех сторон окружают различные мнения, запутывающие лишь ещё больше. Декарт по этом поводу писал: «Человек похож путнику, заблудившемуся в лесу. Ему нужно выбрать какое-нибудь одно направление и идти по нему, куда-нибудь он, но придёт». Проще говоря, философ предлагает нам выбрать из всего множества одну теорию, принять её априори и следовать ей, куда бы это не привело. Но такой метод несостоятелен. Вспомним, что гносеология ищет абсолютную сущность вещей, их «идею», как писал Платон. Давайте на данном этапе обратимся к скептицизму. При принятие этого «метода», мы сразу можем определить, что все теории, которые нас окружают, относительны. Мы не можем быть уверенны в истинности какой-либо из них просто потому, что, при помощи остальных, возможно опровержение первой. При таком взгляде, принятие какой-либо теории будет подобно игры в рулетку. «Всё относительно» говорят нам скептики. Однако, тут мы встречаем странный вывод, что сам скептицизм тоже относителен и всего лишь является очередным методом гносеологии. Однако, этот парадокс решает философия Гераклита.
На основе простых умозаключений, можно прийти к выводу, что скептицизм — тоже метод познания вещей. Декарт ближе всего находится к утверждениям скептиков, однако отождествлять эти методы ошибочно. Декарт утверждает, что нужно сомневаться, подвергать всё сомнению, но «выбирать одну теорию, чтобы идти вперёд». Скептик сомневается всегда. Если рассмотреть скептицизм в роли гносеологического принципа, то вещь, в которой нельзя будет усомниться, на которую нельзя будет найти двух разных мнений, будет истинна и верна. Это необходимо для построения теории, для создания новой диалектики, которая будет построена на действительно истинной основе. В этом плане скептицизм является одним из самых рациональных методов познания.
Рассмотрим более поздние предложения решения гносеологических вопросов. В своей теории Кант утверждает, переча предыдущим воззрениям, что, чем больше в вещи трансцедентного, субъективного, тем легче её познать. В качестве метода познания он предлагает категории и идеи, применимые как к обычным, так и абсолютным, абстрактным сущностям. Заметим, что методы познания становятся жёстче со временем. От скептицизма, последующего гибкого метода познания Декарта, метафизических методов, метода Бэкона, призывающего сделать науку эмпирической, однако всё равно предлагающий более менее гибкий метод, Кант ещё сильнее сужает пространство действий. Мы наблюдаем постепенное систематизирование, уточнение и сужение области действий. Рано или поздно, методом познания станет простым планом, содержащим пункты, выполняя которые, можно будет познавать действительность. Последование одной теории приведёт нас лишь к конфликту понятий, своеобразному идеологическому фашизму. В этом плане, теории похожи на теорию производства Андрэ Горца. Философских теорий тоже становится слишком много, а идей, которые используются, меньше и меньше. Рано или поздно теории начнут пародировать, изменять, отрицать друг друга, как, например, Маркс отрицал систему Гегеля, отдавая предпочтение младогегелеянцам, изменяющим или, как они говорили, «переворачивающим систему Гегеля с ног на голову». Таким образом, мы неизменно придём к моменту, когда начнётся уже не теоретическая, а практическая борьба между мнениями, воцарение одной идеи, одной мысли, которая будет единственной, главенствующей. Это сродни коммунизму, который был единственной верной, правильной идеей, отрицая все остальные.
При таком положении развития, мы можем понять, что скептицизм, как приниц сомнения, отрицания, ялвяется противодействием появлению этому воцарению единой идеи, насильного установления истины. Переходя, опять таки, к аналогии с Горцем, мы примем скептицизм, как метод «выживания», противоположный «технофашизму». В этом плане скептицизм является сохраняющим баланс всего многообразия теорий, мнений и взглядов.
Таким образом, можно сказать, что скептицизм — не метод, который «сомневается, чтобы сомневатся», а гносеологическая теория, которая играет важную роль в современном многообразии взглядов. Среди всех теорий и методов, которые нам предоставлены, именно он является наиболее гибким и верным, утверждая даже свою относительность. Скептицизм не воспринимает ничто правдиво, даже собственные действия. И, пока не найден универсальный метод, который даст нам верные ответы на все возникающие вопросы, следует осозновать относительность всех вещей. Однако, это знание не утвержает принятие скептицизма. В данном случае, будет верно утверждение: «Не верь во что-то. Верь в то, что ничто не верно». Именно сомнение, скептицизм, здравый, не фанатичный, осознающий свою свобственную относительность будет одной из самых верных позиций на гносеологический вопрос. И именно скептицизм поможет сохранить целостность общества, личности и сознания, избежав теоретической и физической борьбы мнений, с целью установления тоталитарного строя идеологии, на вершине которой будет идея, относительная, но ставшая истинной. В таком виде, утверждение Декарта о путнике в лесу, относительно человечества, неизбежно приведёт нас к печальному концу.
Нет комментариев. Ваш будет первым!