Правда и Неправда - две стороны одной монеты, отчеканенной Реальностью, которая ни в одну из эпох Цивилизации не была золотой.
Каждый из нас, сам того не ведая, подсознательно стремится творить свою жизнь по законам совести, правды и красоты, даже в худшие времена,..даже в пору самой глубокой безисходности.
Сложившееся и понятное нам устройство Мира внушает ощущения уверенности и надежности. И мы полагаем, что вполне различаем границы между добром и злом, истинным и ложным. Этим, невольно проецируем для себя то, что психологи называют "Феноменом Справедливого Мира".
Но наши настойчивые потребности жить "здесь и сейчас", утверждаясь в амбициях, достижении целей и жажда успеха, нередко неузнаваемо искажает траекторию этих изначальных устремлений.
Ложь, в разной рецептуре и дозировке полуправда-полуложь, умалчивание правды, обман, лукавство, притворство и неискренность - все это вариации многоликой Неправды, которая, к сожалению, иногда бывает единственной панацеей от жизненных терзаний и невзгод. Случаются и совсем трагические ситуации, когда ложь, просто, священный долг.
" Только правда бывает оскорбительна", однажды заметил Наполеон Бонопарт, рассуждая о нравах новой элиты Французской Империи. Она не только оскорбительна, но и является вивисекцией реальности. А реальность в обличьи правды, часто жестока, неприглядна, но жизненно необходима.
Не даром, в 17-18 веках в свитах европейских государей присутствовали шуты. Их способ шутить - говорить правду. Это помогало монархам держать глаза открытыми, давая пищу для ума, ибо сон разума порой порождает чудовищ.
Во все времена было сложно понять в чем же заключается правда, истина, но как полагал Фридрих Ницше ".. и с помощью правды можно обманывать и уводить куда угодно.." Иногда ложь может оказаться хитроумно замаскированной правдой. И в этом случае она ее Эзопов язык.
Так, ложь или правда? И здесь каждый из нас - игральные кости в собственных руках. На арабском Востоке в ходу пословица: "Тебе нужна правда или ее двоюродный брат?"
В архитектуре человеческих отношений этот "двоюродный брат" прочно занял свое место, не желая его никому уступать.
Ложь сервильна и гибка как виноградная лоза, пьянит как молодое вино, а похмелье всегда имеет привкус момента истины. Правда же, часто, тверда, жестка и прямолинейна, как трамвайные рельсы, но они ведут на нужную нам в жизни станцию. И только правда делает добро сильным.
" Сказки заканчиваются через десяток страниц, а жизнь продолжается. Мы - многотомное издание.." (Кларисса Эстес)
Эрик Берн, американский психолог и основоположник трансактного анализа, считает, что личность каждого человека состоит из разных субличностей. В частности это: Критик, Ребенок и Взрослый.
По его мнению, именно эти субличности несут ответственность за "качество" нашего проявления во внешнем мире.
Критик - "совесть" личности, отвечающий за поведенческие установки, усвоенные еще в детстве. Он же судья, ментор и нравоучитель. Однако, порой его черно-белое мышление, схематичность, а то и банальность, осуществляют сверхконтроль и диктат, ограничивая ее естественную свободу.
Ребенок - просто бесценная субличность, хранящая наш "золотой запас" души. Существо творческое, эмоциональное, фонтанирующее энергией и любознательностью, порой путающее правду, неправду и фантазии, но искреннее и доброе. Этот Ребенок сидит в своей "песочнице", лепит "куличики" наших поступков, иногда таких милых и бесшабашных, возвращая нас в далекое детство..
Взрослый - средоточие здравомыслия, объективности и рациональности в принятии решений. Его задача в том, чтобы все части личности работали слажено, дополняя и обогащая друг друга.
Чем более комфортно сосуществуют вместе наши субличности - тем более гармоничным существом мы являемся.
Однако в реальности, профиль взаимодействия в этой компании по своему качеству имеет огромный разброс - от вполне успешного сотрудничества, до панических атак, а то и катастрофического сценария. Тогда душа этой личности может стать полем боя и здесь могут рождаться лики Неправды.
Главными персонажами в лодке плывущей по реке Жизни, по версии Эрика Берна, безусловно являются Критик и Ребенок. Если Критик весьма статичен и консервативен в своих суждениях и взглядах, то Ребенок иногда с изумлением и радостным интересом, в предвосхищения познания нового, раскачивает эту лодку.
Каждый из нас в раннем детстве принимает то, что психологи называют "Ранними решениями". Они часто продиктованы тем, как на наши поведенческие проявления реагируют родители и другие взрослые люди. Будучи принятыми, они вытесняются из сознания в область бессознательного. Вспомнить о них помогает только наступивший момент истины. И здесь Критик и Взрослый малопродуктивны в изменении наших решений.
Когда реку по которой плывет эта милая триада штормит, то возникает впечатление, что в их лодке появился новый, никому неизвестный пассажир. Допустим, это субличность - "Nemo" ("Никто"). После ее появления траектория и характер движения этой лодки меняется.
Кто этот г-н "Никто"?..И откуда? То ли он с самого дна бездны подсознания, то ли это тайная запись в нашем генетическом коде. Иначе, трудно объяснить как в реальной жизни появляются Персонажи-Личности, коим не ведома грань добра и зла и забыт тот день, когда последний раз ими говорилась правда.
Не упомянутая Эриком Берном в морфологии его трансактного анализа, эта субличность "Nemo", цинична, крайне эгоцентрична, но экзотична и активна, и тем самым захватывает внимание нашего прелестного Ребенка.
Вполне ясно, что дети не воспитываются "словами", а воспитываются только поступками окружающих людей. Поведенческая подвижность же г-на "Никто" перемещает на задний план исключительно вербальные проявления вялых на поступки Критика и Взрослого. И здесь в сознании нашего Ребенка вполне могут появляться "Новые решения" относительно понимания Правды и Неправды.
Наивно полагать, что можно представить жизнь человеческого сообщества и государства в целом, как и нашу частную жизнь, без ликов Неправды - лжи, обмана, неискренности. Институты власти, политика, дипломатия, бизнес, реклама, как и многие иные атрибуты социального бытия претерпели бы сокрушительный урон, если бы не вмешательство "двоюродного брата" Правды.
Да, мы обманываем себя и других. Но обманом мы вправе защищаться, если в опасности наши достоинство и жизнь. Им мы можем проявлять милосердие, доброту, сопереживание, защищать свой внутренний мир, наши "скелеты в шкафу", скрывать собственную "человеческую неряшливость". А самообман дает время прийти в себя, если обстоятельства (жестокий удар, потеря) превосходят наши силы.
Не всякая ложь откровенное зло, если мы ясно понимаем, зачем поступаем так и знаем грань, которую не перейдем никогда. При этом умышленная ложь часто бывает наполнена человеческим трагизмом. Но мы не вправе обманом никем манипулировать в своих собственных интересах и устремлениях.
Вероятно, верующим людям проще в своем жизненном мейнстриме. Их понимание Правды и Неправды, Добра и Зла имеют более четкие очертания, "ограненные" привнесенными канонами христианских ценностей, этики и морали. Неверующие люди безжалостно предоставлены самим себе.
Все мы имеем личное пространство - свою маленькую Страну, куда никто кроме нас заглянуть не сможет, со своим отдельным Миром, в котором можно спрятаться, чтобы перевести дыхание и ощутить полностью самим собой. И порой, единственным стражником охраняющим вход в эту Страну, является ложь.
Даже на празднике жизни - в Любви, несмотря на то, что ее родовыми чертами являются искренность и открытость, умолчание или, даже небольшая ложь нередкие гости. Маленькие тайны охраняют ее. Когда что-то скрыто, возникает неудержимое стремление это разгадать, подогревая взаимный интерес.
Благодаря невинным обманам и секретам, мы сохраняем свою "отдельность", непохожесть, собственный Мир и продолжаем оставаться привлекательными друг для друга.
Хотим ли мы знать всю Правду о других людях, и особенно о тех, которые близки нам? Конечно же да. По крайней мере, ту ее часть, которая грозит нас чем-нибудь задеть или обидеть. Но, здесь нужно быть осторожным. " Иногда лучше чего-то и не знать.. и жить спокойно дальше" - сказал известный американский писатель и летчик Ричард Бах устами главного героя в своем удивительном романе-фантазии "Чайка по имени Джонатан Левинстон"
Хотим ли мы, чтобы другие люди всю Правду о нас? Конечно нет. Если такая исчерпывающая информация дает над нами власть, то мы, в свою очередь, вправе отстаивать свою свободу и неподвластность.
Иногда может показаться, что наша ложь может служить доказательством нашего разума и нашей человеческой чуткости. Прибегая к обману, мы тем самым проявляем способность понимать чужие чувства и ощущения. Несомненно, здесь ложь виртуозное проявление нашего интеллекта. Поступая так, мы понимаем, что нужными и точными словами, улыбкой, жестом, прикосновением, сможем изменить представления и взгляды другого человека, вступая в его личный Мир, помогая ему...
При этом , мы всегда говорим правду, пусть не с помощью слов, но она всегда имеет возможность проявиться виде жестов, выражения глаз, мимики, тембра голоса.
Реальная Жизнь не прогулка в сиреневых грезах по лепесткам роз. А мы, отнюдь, не всегда сборник пасторальных добродетелей. Но, не дай Бог, чтобы ложь стала повадками нашего подсознания. Нет величия там, где нет, где нет Правды и простоты.
И так,.. мы игральные кости в собственных руках..И наш ход!
[Скрыть]Регистрационный номер 0312573 выдан для произведения:
Правда и Неправда - две стороны одной монеты, отчеканенной Реальностью, которая ни в одну из эпох Цивилизации не была золотой.
Каждый из нас, сам того не ведая, подсознательно стремится творить свою жизнь по законам совести, правды и красоты, даже в худшие времена,..даже в пору самой глубокой безисходности.
Сложившееся и понятное нам устройство Мира внушает ощущения уверенности и надежности. И мы полагаем, что вполне различаем границы между добром и злом, истинным и ложным. Этим, невольно проецируем для себя то, что психологи называют "Феноменом Справедливого Мира".
Но наши настойчивые потребности жить "здесь и сейчас", утверждаясь в амбициях, достижении целей и жажда успеха, нередко неузнаваемо искажает траекторию этих изначальных устремлений.
Ложь, в разной рецептуре и дозировке полуправда-полуложь, умалчивание правды, обман, лукавство, притворство и неискренность - все это вариации многоликой Неправды, которая, к сожалению, иногда бывает единственной панацеей от жизненных терзаний и невзгод. Случаются и совсем трагические ситуации, когда ложь, просто, священный долг.
" Только правда бывает оскорбительна", однажды заметил Наполеон Бонопарт, рассуждая о нравах новой элиты Французской Империи. Она не только оскорбительна, но и порой, является вивисекцией реальности. А реальность в обличьи правды, часто жестока, неприглядна, но жизненно необходима.
Не даром, в 17-18 веках в свитах европейских государей присутствовали шуты. Их способ шутить - говорить правду. Это помогало монархам держать глаза открытыми, давая пищу для ума.
Во все времена было сложно понять в чем же заключается правда, истина, но как полагал Фридрих Ницше ".. и с помощью правды можно обманывать и уводить куда угодно.." Иногда ложь может оказаться хитроумно замаскированной правдой. И в этом случае она ее Эзопов язык.
Так, ложь или правда? И здесь каждый из нас - игральные кости в собственных руках. На арабском Востоке в ходу пословица: "Тебе нужна правда или ее двоюродный брат?"
В архитектуре человеческих отношений этот "двоюродный брат" прочно занял свое место, не желая его никому уступать.
Ложь сервильна и гибка как виноградная лоза, пьянит как молодое вино, а похмелье всегда имеет привкус момента истины. Правда же, часто, тверда, жестка и прямолинейна, как трамвайные рельсы, но они ведут на нужную нам в жизни станцию.
" Сказки заканчиваются через десяток страниц, а жизнь продолжается. Мы - многотомное издание.." (Кларисса Эстес)
Эрик Берн, американский психолог и основоположник трансактного анализа, считает, что личность каждого человека состоит из разных субличностей. В частности это: Критик, Ребенок и Взрослый.
По его мнению, именно эти субличности несут ответственность за "качество" нашего проявления во внешнем мире.
Критик - "совесть" личности, отвечающий за поведенческие установки, усвоенные еще в детстве. Он же судья, ментор и нравоучитель. Однако, порой его черно-белое мышление, схематичность, а то и банальность, осуществляют сверхконтроль и диктат, ограничивая ее естественную свободу.
Ребенок - просто бесценная субличность, хранящая наш "золотой запас" души. Существо творческое, эмоциональное, фонтанирующее энергией и любознательностью, порой путающее правду, неправду и фантазии, но искреннее и доброе. Этот Ребенок сидит в своей "песочнице", лепит "куличики" наших поступков, иногда таких милых и бесшабашных, возвращая нас в далекое детство..
Взрослый - средоточие здравомыслия, объективности и рациональности в принятии решений. Его задача в том, чтобы все части личности работали слажено, дополняя и обогащая друг друга.
Чем более комфортно сосуществуют вместе наши субличности - тем более гармоничным существом мы являемся.
Однако в реальности, профиль взаимодействия в этой компании по своему качеству имеет огромный разброс - от вполне успешного сотрудничества, до панических атак, а то и катастрофического сценария. Тогда душа этой личности может стать полем боя и здесь могут рождаться лики Неправды.
Главными персонажами в лодке плывущей по реке Жизни, по версии Эрика Берна, безусловно являются Критик и Ребенок. Если Критик весьма статичен и консервативен в своих суждениях и взглядах, то Ребенок иногда с изумлением и радостным интересом, в предвосхищения познания нового, раскачивает эту лодку.
Каждый из нас в раннем детстве принимает то, что психологи называют "Ранними решениями". Они часто продиктованы тем, как на наши поведенческие проявления реагируют родители и другие взрослые люди. Будучи принятыми, они вытесняются из сознания в область бессознательного. Вспомнить о них помогает только наступивший момент истины. И здесь Критик и Взрослый малопродуктивны в изменении наших решений.
Когда реку по которой плывет эта милая триада штормит, то возникает впечатление, что в их лодке появился новый, никому неизвестный пассажир. Допустим, это субличность - "Nemo" ("Никто"). После ее появления траектория и характер движения этой лодки меняется.
Кто этот г-н "Никто"?..И откуда? То ли он с самого дна бездны подсознания, то ли это тайная запись в нашем генетическом коде. Иначе, трудно объяснить как в реальной жизни появляются Персонажи-Личности, коим не ведома грань добра и зла и забыт тот день, когда последний раз ими говорилась правда.
Не упомянутая Эриком Берном в морфологии его трансактного анализа, эта субличность "Nemo", цинична, крайне эгоцентрична, но экзотична и активна, и тем самым захватывает внимание нашего прелестного Ребенка.
Вполне ясно, что дети не воспитываются "словами", а воспитываются только поступками окружающих людей. Поведенческая подвижность же г-на "Никто" перемещает на задний план исключительно вербальные проявления вялых на поступки Критика и Взрослого. И здесь в сознании нашего Ребенка вполне могут появляться "Новые решения" относительно понимания Правды и Неправды.
Наивно полагать, что можно представить жизнь человеческого сообщества и государства в целом, как и нашу частную жизнь, без ликов Неправды - лжи, обмана, неискренности. Институты власти, политика, дипломатия, бизнес, реклама, как и многие иные атрибуты социального бытия претерпели бы сокрушительный урон, если бы не вмешательство "двоюродного брата" Правды.
Да, мы обманываем себя и других. Но обманом мы вправе защищаться, если в опасности наши достоинство и жизнь. Им мы можем проявлять милосердие, доброту, сопереживание, защищать свой внутренний мир, наши "скелеты в шкафу", скрывать собственную "человеческую неряшливость". А самообман дает время прийти в себя, если обстоятельства (жестокий удар, потеря) превосходят наши силы.
Не всякая ложь откровенное зло, если мы ясно понимаем, зачем поступаем так и знаем грань, которую не перейдем никогда. При этом умышленная ложь часто бывает наполнена человеческим трагизмом. Но мы не вправе обманом никем манипулировать в своих собственных интересах и устремлениях.
Вероятно, верующим людям проще в своем жизненном мейнстриме. Их понимание Правды и Неправды, Добра и Зла имеют более четкие очертания, "ограненные" привнесенными канонами христианских ценностей, этики и морали. Неверующие люди безжалостно предоставлены самим себе.
Все мы имеем личное пространство - свою маленькую Страну, куда никто кроме нас заглянуть не сможет, со своим отдельным Миром, в котором можно спрятаться, чтобы перевести дыхание и ощутить полностью самим собой. И порой, единственным стражником охраняющим вход в эту Страну, является ложь.
Даже на празднике жизни - в Любви, несмотря на то, что ее родовыми чертами являются искренность и открытость, умолчание или, даже небольшая ложь нередкие гости. Маленькие тайны охраняют ее. Когда что-то скрыто, возникает неудержимое стремление это разгадать, подогревая взаимный интерес.
Благодаря невинным обманам и секретам, мы сохраняем свою "отдельность", непохожесть, собственный Мир и продолжаем оставаться привлекательными друг для друга.
Хотим ли мы знать всю Правду о других людях, и особенно о тех, которые близки нам? Конечно же да. По крайней мере, ту ее часть, которая грозит нас чем-нибудь задеть или обидеть. Но, здесь нужно быть осторожным. " Иногда лучше чего-то и не знать.. и жить спокойно дальше" - сказал известный американский писатель и летчик Ричард Бах устами главного героя в своем удивительном романе-фантазии "Чайка по имени Джонатан Левинстон"
Хотим ли мы, чтобы другие люди всю Правду о нас? Конечно нет. Если такая исчерпывающая информация дает над нами власть, то мы, в свою очередь, вправе отстаивать свою свободу и неподвластность.
Иногда может показаться, что наша ложь может служить доказательством нашего разума и нашей человеческой чуткости. Прибегая к обману, мы тем самым проявляем способность понимать чужие чувства и ощущения. Несомненно, здесь ложь виртуозное проявление нашего интеллекта. Поступая так, мы понимаем, что нужными и точными словами, улыбкой, жестом, прикосновением, сможем изменить представления и взгляды другого человека, вступая в его личный Мир, помогая ему...
При этом , мы всегда говорим правду, пусть не с помощью слов, но она всегда имеет возможность проявиться виде жестов, выражения глаз, мимики, тембра голоса.
Реальная Жизнь не прогулка в сиреневых грезах по лепесткам роз. А мы не всегда сборник пасторальных добродетелей. Но, не дай Бог, чтобы ложь стала повадками нашего подсознания.
И так,.. мы игральные кости в собственных руках..И наш ход!
мой ход... выбираю Правду...пока) ну, Сергей, сказать ,что удивил, - мало сказать... честно, не ожидала от Вас таких рассуждений! нет, не подумайте плохого, просто, может, я раньше не так много читала Вашей прозы... но работа серьезная! как в отношении ее написания с вкраплениями замечательных цитат, так и по своему содержанию. Вы поднимаете такой огромный и,надо сказать, весьма болезненный пласт нашего жития, что его даже страшно трогать, ибо не знаешь, ЧТО может оказаться под ним... так тонко подметили, что люди - весьма не логичны в своих желаниях: все хотят знать правду о других, но никто - чтобы знали правду о них... и в этом уже заключается ложь... нет таких людей, которые бы единожды не солгали... и это может быть одно из приведенных Вами синонимов этого слова... хорошо это или плохо? наверное, не этими словами оценивается ответ... надо или надо людям правда, та, которая губит и усложняет жизнь? " Иногда лучше чего-то и не знать.. и жить спокойно дальше" Источник: http://parnasse.ru/prose/essay/philosophyprose/nemnogo-pravdy-o-pravde-i-nepravde.html знаете, уже во взрослой жизни я спросила как-то маму, почему она воспитала меня такой честной... и от нее же однажды услышала что-то подобное тому высказыванию ,которое я выделила... дилемма... спасибо, Сергей, за интересную тему и пищу для размышлений
Сережа, у вас получилось настоящее УЧЕНИЕ о правде и неправде... Я для себя разделяю ЛОЖЬ и ВРАНЬЕ... Но, опять же, это мое субъективное мнение.... Спасибо, что дали нам пищу для ума!!!!!!
Читала с удовольствием каждую строку,примеряла сразу же к себе...Знаешь Сереж,ведь порой сам себе страшен,если правда о себе тебя же режет мыслями просто убийственными,а они как черти пляшут в голове,то удивляешься,как они вообще могли зародится,ну ведь не от зла,не от глупости,а от изощренности,как искус душе...Да,истина и дневник нашей жизни у Бога и в вечности нам его вручат для почтения вслух на суде,вот тогда как оправдать себя...Ложь в оправдание не принимается,покаяние,наверно поздно...никто конечно не знает и знать не может,что там.А здесь,правды плодятся,как мыльные пузыри и каждого своя,тонкая грань межправдия и лжи еще более истончилась...Правдоборцы не нужны никому,лесть-это замалчивание,деликатность со вкусом жеманности,расшаркивания друг перед другом,угодничество,выгода...мы разучились критиковать,четкие грани гражданственности,своей позиции,нам все нравится,нам так спокойней,ну да и ладно,промолчу,пролестну и так сойдет,да конечно же сойдет...и станет привычкой,серенько,бледненько,незаметненько,авось в рай-то и проскачу,плохо же никому не делаю,а хорошего???а своей душе?Да,Сереженька!!!тема неподъемная!!!А про деток скажу так,к Богу они ближе,от них данные,пока маленькие,а старые люди к Богу идут,задумываются,поэтому идет взаимобогощение,наполнение энергиями.Бог не зря дает внуков...Столько мыслей захлестнуло,Прости,Друг!!!Здорово,что прочла тебя!!!Вдохновения тебе,духовного наполнения,здоровья,счастья!!!Лора