ГлавнаяПрозаЭссе и статьиФилософия → Кукло-терапия

Кукло-терапия

25 декабря 2015 - Алексей Гадаев
article322966.jpg
О чём умалчивают марионетки и куклы? 
Язык кукол и марионеток — это язык жеста. Они не предназначены ни для длинных диалогов, ни для слишком пространных монологов. Но умеючи кукла может беседовать с детской аудиторией и в одиночку — часами, не уставая сама и не утомляя зрителей.
Преимущество кукол перед марионетками в том, что у них больше возможностей с точки зрения динамики. Преимущество марионеток — в больших постановочных возможностях. Пока люди расставляют на сцене мебель своей куклы, проходит столько времени и происходит столько всяких событий, что уже разговор с ней подсознательно произошёл.


Материал Википедии
- Марионетка (от итал. marionetta) — разновидность управляемой театральной куклы, которую кукловод приводит в движение при помощи нитей или металлического прута. Появление марионетки принято относить к XVI веку.
Слово «марионетка» происходит от средневековых кукол, изображавших Деву Марию и часто называвшихся уменьшительными вариантами имени Мария (фр. Marion, Mariotte, Mariolle); в Венеции, в частности, деревянные механические куклы появлялись в дни ежегодных церковных праздников). В старой литературе встречается утверждение, что название произошло от имени изобретателя, итальянца Мариони.
Устройство кукол-марионеток
Кукла как правило практически целиком состоит из ткани, но некоторые части делаются и из других материалов. Наиболее часто употребляемый материал — глина. К рукам, ногам, туловищу и голове куклы крепятся верёвки, продеваемые через отверстия так называемого «креста» (в профессиональном произношении «вага» ) посредством наклонений которого кукла делает человеческие движения.
В переносном значении — человек, правительство, государство и т. п., являющиеся послушным орудием в чужих руках.

Кукла — предмет в виде человека или животного, сделанный из ткани, бумаги, дерева, фарфора, пластика и других материалов.
Слово «кукла» используется и в переносном смысле - «Кукла: — щеголеватая, но глупая и бездушная женщина».
Виды кукол
Куклы известны человечеству с древних времён. На территории Евразии находят мелкую антропоморфную пластику, созданную около 40 тысяч лет назад. Куклы наиболее близки с одной стороны языческим идолам и деревянной народной скульптуре, а с другой стороны — маскированным участникам ритуалов. Чёткие аналогии прослеживаются и с антропоморфными крестами. В самом общем смысле кукла — антропоморфный объект, созданный для определённых манипуляций. Все куклы можно условно разделить на обрядовые и внеобрядовые, но первоначально куклы возникли и существовали в непосредственной связи с сакральным.
На русском языке все куклы назывались раньше одинаково — просто куклы. А на социальные функции, выполняемые ими в различных сферах человеческой деятельности, не обращали особого внимания. Тем не менее, в обыденной жизни они выполняют функции бытовых кукол-игрушек или сувенирных кукол. Также кукол используют как талисманы. В торговом деле — функцию кукол-манекенов.
В старинных народных игрищах или религиозных обрядах куклы исполняют: «Коза» в рождественских обрядах, соломенное чучело на Масленицу, «Конь» на Светлой или Русальной неделях.
Древнеславянские куклы были оберегами. Традиционная кукла изначально служила для совершения определённого обряда, выступала как символ дня, или новый этап в жизни человека. Таких кукол шили девочкам в период их физиологического созревания. Зольных кукол изготавливали из золы родительского очага и отдавали в приданое невесте. Ярко выраженная грудь зольной куклы была знаком материнства, многодетности, плодородия. Кукла-куватка в колыбели младенца оберегала ребёнка от злых духов, болезней. Когда человек заболевал, ему в постель на ночь клали красивую куклу, чтобы болезнь перешла в неё. После чего куклу сжигали. Куклу могли положить умершему в гроб. Кукла-заместитель могла находиться в доме умершего, чтобы облегчить расставание близким людям. Куклу Спиридона-солнцеворота (солярная символика) сжигали в период прибывания дня, 24-25 декабря (по новому стилю). Для народных гуляний, аграрных и прочих обрядов делали кукол в человеческий рост. Считается, что именно отсюда берёт начало народный, кукольный театр[3].
На охоте применяется одна из разновидностей производственных кукол. В частности, «подсадные» деревянные куклы для приманивания настоящих диких уток. Бывают и «куклы-обманки». То есть якобы пачки денег, а на самом деле простой бумаги, вложенной между верхними и нижними настоящими денежными купюрами.
В XIX веке в городах куклы были очень ценными и их хранили в шкафах. Дети ими просто любовались. Позже стали делать куклы из папье-маше. Они стали доступны каждому человеку. Существуют и такие куклы, которые в полном смысле являются художественными произведениями, то есть выполняют исключительно эстетические функции. В одних случаях эстетические функции они выполняют самостоятельно (так называемые выставочные куклы), в других случаях — в составе разнообразных художественных композиций. Например, в таких композициях объемных и плоских изображений, как художественные панорамы и диорамы. Существуют также музеи, в которых выставлены куклы всех времен и народов.
Особые позиции в искусстве занимают куклы-актеры. Это название сразу же дает понять, что куклы-актеры причастны к актерскому искусству. Кукол-актеров используют как средства для изображения персонажей в различных спектаклях, кинофильмах, телепрограммах, карнавальных шествиях. Впервые это название использовал С. В. Образцов в 1938 году в названии одной из глав своей книги «Актер с куклой». Они могут быть привязаны на нитки, а могут просто одеваться на руку человека. С помощью них показывают спектакли как для детей, так и для взрослых.
С помощью таких кукол создаются пространственно-временные образы персонажей в кукольных и не кукольных спектаклях, эстрадных миниатюрах, кинофильмах и в других аналогичных произведениях. Куклы-актеры управляются и приводятся в движение обычно актерами-людьми, а иногда автоматическими механическими и механически-электронными устройствами. Также стали делать и говорящих, и ходящих кукол, они получили название автоматических кукол или кукол-роботов.
Куклы-актеры подразделяются на виды. Существуют такой тип кукол, как марионетки. Они привязаны на ниточках или лесках и управляются сверху. Их движения получаются очень правдоподобными. В театрах также используют планшетные куклы, которые управляются с помощью планшетов. Они управляются с помощью рукояток, которые прикреплены к голове и к другим частям тела. Существуют и пальчиковые куклы, которые можно использовать в домашних условиях. Их можно сделать даже из бумаги, предварительно разрисовав их и надеть на пальцы. А можно просто разрисовать пальцы фломастером или краской. Также часто используют перчатки.
Кукла как детская игрушка
Кукла — игрушка обычно изображает человека или животное. Однако кукла-игрушка может не изображать, а только обозначать какое-либо настоящее или воображаемое (фантастическое) существо. Например, для ребёнка, который скачет верхом на прутике (палке), этот прутик обозначает его коня.
Куклы как детские игрушки возникли (вернее превратились в кукол из изображений духов, божков и т. д. или наоборот) ещё в доисторические времена. По форме они были довольно примитивными, а изображали и/или обозначали внешность людей или иных живых существ.
Но довольно сложные и художественно доброкачественные куклы-игрушки появились достаточно поздно. Материалом для их изготовления служили фарфор, дерево или ценные металлы, поэтому стоили они достаточно дорого. Иногда часть куклы для удешевления делалась тряпичной. Впрочем, деревенские девочки заворачивали полено в тряпицу и убаюкивали их как обычных кукол-игрушек в виде человеческих изображений.
Даже в XIX веке купить куклу могли позволить себе только очень богатые люди. Их хранили в специальных шкафах или кукольных домах. Механическая же кукла являлась раритетом и настоящей драгоценностью. С появлением папье-маше кукол стали делать из этого материала и стоимость их резко снизилась. Появились различные виды кукол: говорящие или плачущие, ходящие.
После того, как развилась химическая и полимерная промышленность, кукол стали изготовлять и из полимерных материалов, ассортимент их резко увеличился, их производство было пущено на поток. Среди современных кукол широко известны пупсы, Барби и её свита. Существуют целые кукольные народы, например (детишки с капустной грядки). Многие современные куклы, как и прочие игрушки, являются электронными устройствами.
Часто кукол изготовляют в рекламных целях или как сувенир: куклы в национальных костюмах, куклы-символы (талисманы) каких-либо мероприятий, гигантские куклы в Диснейледах или магазинах.
Во многих странах куклы, которые продают туристам, являются серьёзным источником дохода. Например, некоторые японские деревянные куклы кокэси издают забавный звук, если им поворачивать голову. В Испании, Италии и в латиноамериканских странах во время Карнавалов продают кукол, точно имитирующих тело человека (иногда даже вульгарно и эпатирующие) и одетых в карнавальные костюмы.
Кукла (кукла-актер) и персонаж спектакля

В каждом регионе мира и даже каждой стране имеются свои излюбленные виды кукольных персонажей и кукольных театров: русский Петрушка, английский Панч, турецкий Карагёз и другие.
Гигантские куклы, как доспехи надетые на актёров, давно использовались в балаганных и бродячих цирках, а во второй половине XX века появились в диснейлендах, а затем стали использоваться в массовых театрализованных праздничных представлениях и в произведениях других видов прикладного искусства (например, в сфере рекламы). На них и сейчас большая мода, они частые персонажи детских спектаклей или мероприятий.
Кукла в искусстве
Куклы являются частыми действующими лицами произведений искусства, сказок, анекдотов, мультфильмов.
Благодаря антропоморфной природе куклы в литературных произведениях чаще всего встречаются мотивы «оживления» куклы, превращение из искусственного и неживого в настоящее и живое.
В волшебных фольклорных сказках кукла чаще всего является такой помощницей главного героя, которая при уважительном отношении к ней помогает советом и делом своему обладателю. Возможно, в этом отразились древние языческие обряды, когда глиняная, металлическая, костяная или деревянная человеческая или человекоподобная фигурка выполняла роль фетиша или идола.
Авторская Кукла
Особым направлением современного прикладного творчества является создание т. н. авторской куклы.
Авторская кукла чаще всего выполняется в единственном экземпляре, представляет собой плод длительного кропотливого труда. Может иметь портретное сходство с определённым человеком (портретная кукла), свой набор одежды и миниатюрных аксессуаров, быть изготовленной, подобно монолитной скульптуре, цельной или иметь шарнирные суставы: такой кукле может быть придана практически любая эмоциональная поза.
Авторская кукла предназначена скорее для созерцания. Для изготовления авторской куклы существует огромное количество специализированных материалов, разработаны технологии и популярные методики. Сообщества любителей Авторской куклы в интернете насчитывают тысячи человек.
Авторские куклы подразделяются на множество жанров (например, характерная реалистичная кукла, фантазийная кукла, «кукла без куклы» и т. д.), техник исполнения (например, горячий и холодный пластик, фарфор, текстильные куклы) и по назначению (коллекционные, интерьерные и т. д.).
В последние годы современное искусство авторской куклы породило спрос не только среди коллекционеров, но и искусствоведов, дизайнеров интерьеров, одежды и даже архитекторов. Присутствие авторской куклы в интерьере стало уже давно хорошим тоном и показателем изысканного вкуса обладателей. Во всем мире ежегодно проводятся сотни крупных выставок, посвященных искусству куклы.

Автор: Назаревич Виктория Вячеславовна, кандидат психологических наук, доцент РИ ВМУРоЛ «Украина»
Игротерапия и сказкотерапия детей
(основные задачи по организации арт-терапевтического пространства)
Ребенок, который приходит в кабинет психолога или психотерапевта, должен попасть в волшебный мир, где профессионал знакомит его с неограниченными возможностями обычных игрушек. Для самых различных целей подготовлен целый арсенал профессионально продуманных, разносторонних, выполняющих разные функции предметы. Так, в работе необходимо учитывать основные задачи психологической помощи детям:
- направить работу на восстановление контакта всех членов социальных систем и объединить их усилия, направив на развитие ребенка;
- в процессе сотрудничества с психологом восстановить искаженный или нарушенный ранее социальный контакт;
- направить действие на восстановление взаимопонимания и эмоционального контакта детей и взрослых;
- использовать кабинет и коллекцию игрушек для формирования навыков детей и оптимизировать их перенос в реальную социальную ситуацию;
- обеспечить творческое взаимодействие всех субъектов коррекционного процесса;
- адекватно направить помощь со стороны значимых взрослых;
- оказывать психологическую помощь одновременно ребенку и значимым взрослым;
- коррекционно воздействовать на все сферы психической деятельности ребенка - двигательную, познавательную, эмоционально-волевую;
- интегрировать различные психотерапевтические направления в процессе работы с ребенком;
- учитывать типологические особенности ребенка;
- оперативно решать актуальные психологические проблемы ребенка;
- обеспечить формирование необходимых психологических новообразований,
- проводить выбор конкретных форм и средств коррекции на основе анализа актуального уровня и зоны ближайшего развития ребенка;
- формировать коррекционные действия с учетом особенностей реальной социальной ситуации, в которой находиться ребенок;
- мотивировать ребенка на преодоление сложившихся у ребенка неэффективных защитных реакций и ролевых позиций;
- целенаправленно формировать у ребенка высшие психические функции;
- формировать внутренний план действий ребенка;
- ориентировать ребенка в смыслах и в операциональном смысл деятельности, что позволит компенсировать неблагоприятные тенденции;
- реализовывать коррекционные воздействия, учитывая возрастные особенности ребенка;
- проводить коррекцию, опираясь на сильные стороны личности ребенка и хорошо развитые у него высшие психические функции и навыки;
- проводить психологические занятия в эмоционально привлекательной форме [3].
Игротерапия, с точки зрения А.И.Захарова [1], выполняет три функции: диагностическую, терапевтическую и обучающую. При организации игры необходимо соблюдать следующие правила:
- выбор игровых тем должен отражать интересы ребенка;
- руководство игрой со стороны взрослого помогает развивать самостоятельность и инициативу детей;
- не следует комментировать и вмешиваться в детскую игру;
- взрослый в игре искренне интересуется ребенком и старается строить с ним теплые, заботливые отношения;
- взрослый создает у ребенка чувство безопасности, возможности свободно выражать собственное «Я»;
- взрослый должен верить в способность ребенка действовать ответственно, самостоятельно решая личные проблемы.
Игры невозможно организовать без игрушек. Наблюдая за тем, какие игрушки выбирает ребенок, можно сделать предположения о его психическом состоянии. В.К. Лосева [2; с.54] отмечает, что, наблюдая за игрой ребенка, можно анализировать следующие моменты:
- какую игрушку выбирает ребенок, а какие раздает остальным участникам;
- каков сюжет придуманной игры и как она заканчивается;
- какие способы разрешения проблем выбирает ребенок в ходе игры (агрессия, пассивность, просьба о помощи, бегство, волшебные превращения и др.);
- какова роль родителей в играх детей (блокируют инициативу, предоставляют свободу действия, пытаются играть вместо них или с ними, пр.).
Непрагматическое значение игрушки позволяет использовать ее в разных ситуациях игры, делая этот предмет волшебным, а, говоря точнее, магическим. Мир таких предметов постоянно изменяется, в отличие от мира «серьезных», взрослых вещей и мира соответствующих им игрушек с фиксированным прагматическим значением. Мир постоянно превращающихся предметов магический. В этот «третий» мир и уходит прямая реализация желаний ребенка, выходящих за пределы простого стремления подражать взрослым. Подражая, ребенок остается маленьким, а большим он может стать только в магическом, волшебном мире. Кстати, именно обостренное переживание ребенком этого возраста противоположности «большой - маленький» обуславливает вечный интерес детей к сказкам о великанах и лилипутах. А само это переживание становится особенно актуальным потому, что в игре ребенок уже подражает действиям взрослых, но не может осуществить их «на самом деле» [2, с.26].
Психолог должен создать место, что исцеляюще будет действовать на ребенка, поэтому важно помнить ряд моментов, которые обеспечивают механизмы коррекции и терапии. Основным условием успеха есть коллекция игрушек, которая способствует возможности объективировать свои чувства, эмоции, потребности, проблемы, страхи, тревоги и, конечно, желания и мечты ребенка.
Использование игрушек выполняет ряд важных психокоррекционных и психотерапевтических задач, а именно:
- комплексно диагностировать ребенка;
- добиться повышения у ребенка самооценки, уверенности в собственных силах за счет усвоения им новых навыков, достижений успехов в учебе и повседневной жизни;
- развить у ребенка чувство ответственности за собственные поступки;
- формировать собственную реальность в процессе коррекционного взаимодействия;
- разыгрывание и адаптация к полярным ролям, не свойственным на данном этапе коррекции для ребенка;
- комфортно и экологично адаптироваться к новым условиям жизнедеятельности;
- применить новые формы общения со взрослыми и ровесниками;
- эффективно обыгрывать и моделировать выходы из сложных семейных ситуаций;
- снять напряжение и виртуально реализовать свои желания и фантазии;
- привыкнуть к новым социально приемлемым шаблонам поведения;
- символическое моделирование самоорганизовывает ребенка;
- целенаправленное моделирование позитивных эмоций обеспечивает их автоматизацию;
- конструктивно разыграть актуальные осознаваемые или бессознательные эмоциональные конфликты ребенка.
Рассмотрим основные аспекты создание коллекции игрушек для индивидуальной и групповой психотерапии и психокоррекции детей, подростков и взрослых. Перед тем, как создавать коллекцию игрушек, важно учитывать основное назначение коллекции.
Так, для песковой юнгианской психотерапии высота фигурок должна быть не больше 8-10 сантиметров. Это связано с созданием реалистического пространства для моделирования, контроля ситуации в игре. Данная форма психотерапии проходит, как правило, в специально организованной песочнице размерами 50 на 70 сантиметров.
Для психологической коррекции и игротерапии таких строгих ограничений нет, игрушки могут быть до 15 сантиметров. Но учитывать ряд факторов все же стоит при поборе игрушек.
Правила подбора игрушек для игротерапии и сказкотерапии:
1. Игрушку удобно брать в детскую руку.
2. У фигурок не должны отваливаться детали и части, они должны быть достаточно прочны, чтобы не отвлекать ребенка на переживания, связанные с тем, что он может поломать игрушку.
3. Часть игрушек должна быть реалистичной, часть стилизованной и часть абстрактной (использоваться как заменитель).
4. Игрушки должны быть из разных материалов (дерево, пластмасса, резина, ткань, стекло, метал, бумага), что для психолога выступает дополнительным диагностическим моментом.
5. Разные за цветовым оформлением.
6. Игрушки должны удобно ставиться на полку.
7. Игрушки должны целые и поломанные, старые и новые, красивые и страшные, плоские и объемные (как диагностика пространственного мировосприятия).
8. Игрушки из реальной жизни и игрушки, которые символизируют фантастические образы.
9. Игрушки, которые отражают современность, и игрушки, которые символизируют быт и обычаи прошлого, футуристические игрушки.
10. Игрушки символы природы и символы цивилизации, урбанизации и прогресса.
11. Все фигурки сортируются по группам.
12. Каждая группа должна хорошо просматриваться на полках. Для удобства более высокие фигурки ставят дальше.
Организация арт-терапевтического пространства занимает важное место в системе психологической помощи ребенку и семье, поэтому использование принципов и задач дает возможность психологу рационально и эффективно проводить процесс коррекции и психотерапии.
Литература
1. Захаров А. И. Игра как способ преодоления неврозов у детей / А. И. Захаров. - СПб.: КАРО, 2006. - 416 с.
2. Лосева В.К., Луньков А.И. Психосексуальное развитие ребенка. - М.: А.П.О., 1995. - С.64.
3. Матвеева О. А. Формы и средства организации комплексной психологической помощи детям младшего и среднего школьного возраста: диссертация доктора психологических наук: 19.00.13 - Москва, 2002. - 489 c.

© Copyright: Алексей Гадаев, 2015

Регистрационный номер №0322966

от 25 декабря 2015

[Скрыть] Регистрационный номер 0322966 выдан для произведения: О чём умалчивают марионетки и куклы? 
Язык кукол и марионеток — это язык жеста. Они не предназначены ни для длинных диалогов, ни для слишком пространных монологов. Но умеючи кукла может беседовать с детской аудиторией и в одиночку — часами, не уставая сама и не утомляя зрителей.
Преимущество кукол перед марионетками в том, что у них больше возможностей с точки зрения динамики. Преимущество марионеток — в больших постановочных возможностях. Пока люди расставляют на сцене мебель своей куклы, проходит столько времени и происходит столько всяких событий, что уже разговор с ней подсознательно произошёл.


Материал Википедии
- Марионетка (от итал. marionetta) — разновидность управляемой театральной куклы, которую кукловод приводит в движение при помощи нитей или металлического прута. Появление марионетки принято относить к XVI веку.
Слово «марионетка» происходит от средневековых кукол, изображавших Деву Марию и часто называвшихся уменьшительными вариантами имени Мария (фр. Marion, Mariotte, Mariolle); в Венеции, в частности, деревянные механические куклы появлялись в дни ежегодных церковных праздников). В старой литературе встречается утверждение, что название произошло от имени изобретателя, итальянца Мариони.
Устройство кукол-марионеток
Кукла как правило практически целиком состоит из ткани, но некоторые части делаются и из других материалов. Наиболее часто употребляемый материал — глина. К рукам, ногам, туловищу и голове куклы крепятся верёвки, продеваемые через отверстия так называемого «креста» (в профессиональном произношении «вага» ) посредством наклонений которого кукла делает человеческие движения.
В переносном значении — человек, правительство, государство и т. п., являющиеся послушным орудием в чужих руках.

Кукла — предмет в виде человека или животного, сделанный из ткани, бумаги, дерева, фарфора, пластика и других материалов.
Слово «кукла» используется и в переносном смысле - «Кукла: — щеголеватая, но глупая и бездушная женщина».
Виды кукол
Куклы известны человечеству с древних времён. На территории Евразии находят мелкую антропоморфную пластику, созданную около 40 тысяч лет назад. Куклы наиболее близки с одной стороны языческим идолам и деревянной народной скульптуре, а с другой стороны — маскированным участникам ритуалов. Чёткие аналогии прослеживаются и с антропоморфными крестами. В самом общем смысле кукла — антропоморфный объект, созданный для определённых манипуляций. Все куклы можно условно разделить на обрядовые и внеобрядовые, но первоначально куклы возникли и существовали в непосредственной связи с сакральным.
На русском языке все куклы назывались раньше одинаково — просто куклы. А на социальные функции, выполняемые ими в различных сферах человеческой деятельности, не обращали особого внимания. Тем не менее, в обыденной жизни они выполняют функции бытовых кукол-игрушек или сувенирных кукол. Также кукол используют как талисманы. В торговом деле — функцию кукол-манекенов.
В старинных народных игрищах или религиозных обрядах куклы исполняют: «Коза» в рождественских обрядах, соломенное чучело на Масленицу, «Конь» на Светлой или Русальной неделях.
Древнеславянские куклы были оберегами. Традиционная кукла изначально служила для совершения определённого обряда, выступала как символ дня, или новый этап в жизни человека. Таких кукол шили девочкам в период их физиологического созревания. Зольных кукол изготавливали из золы родительского очага и отдавали в приданое невесте. Ярко выраженная грудь зольной куклы была знаком материнства, многодетности, плодородия. Кукла-куватка в колыбели младенца оберегала ребёнка от злых духов, болезней. Когда человек заболевал, ему в постель на ночь клали красивую куклу, чтобы болезнь перешла в неё. После чего куклу сжигали. Куклу могли положить умершему в гроб. Кукла-заместитель могла находиться в доме умершего, чтобы облегчить расставание близким людям. Куклу Спиридона-солнцеворота (солярная символика) сжигали в период прибывания дня, 24-25 декабря (по новому стилю). Для народных гуляний, аграрных и прочих обрядов делали кукол в человеческий рост. Считается, что именно отсюда берёт начало народный, кукольный театр[3].
На охоте применяется одна из разновидностей производственных кукол. В частности, «подсадные» деревянные куклы для приманивания настоящих диких уток. Бывают и «куклы-обманки». То есть якобы пачки денег, а на самом деле простой бумаги, вложенной между верхними и нижними настоящими денежными купюрами.
В XIX веке в городах куклы были очень ценными и их хранили в шкафах. Дети ими просто любовались. Позже стали делать куклы из папье-маше. Они стали доступны каждому человеку. Существуют и такие куклы, которые в полном смысле являются художественными произведениями, то есть выполняют исключительно эстетические функции. В одних случаях эстетические функции они выполняют самостоятельно (так называемые выставочные куклы), в других случаях — в составе разнообразных художественных композиций. Например, в таких композициях объемных и плоских изображений, как художественные панорамы и диорамы. Существуют также музеи, в которых выставлены куклы всех времен и народов.
Особые позиции в искусстве занимают куклы-актеры. Это название сразу же дает понять, что куклы-актеры причастны к актерскому искусству. Кукол-актеров используют как средства для изображения персонажей в различных спектаклях, кинофильмах, телепрограммах, карнавальных шествиях. Впервые это название использовал С. В. Образцов в 1938 году в названии одной из глав своей книги «Актер с куклой». Они могут быть привязаны на нитки, а могут просто одеваться на руку человека. С помощью них показывают спектакли как для детей, так и для взрослых.
С помощью таких кукол создаются пространственно-временные образы персонажей в кукольных и не кукольных спектаклях, эстрадных миниатюрах, кинофильмах и в других аналогичных произведениях. Куклы-актеры управляются и приводятся в движение обычно актерами-людьми, а иногда автоматическими механическими и механически-электронными устройствами. Также стали делать и говорящих, и ходящих кукол, они получили название автоматических кукол или кукол-роботов.
Куклы-актеры подразделяются на виды. Существуют такой тип кукол, как марионетки. Они привязаны на ниточках или лесках и управляются сверху. Их движения получаются очень правдоподобными. В театрах также используют планшетные куклы, которые управляются с помощью планшетов. Они управляются с помощью рукояток, которые прикреплены к голове и к другим частям тела. Существуют и пальчиковые куклы, которые можно использовать в домашних условиях. Их можно сделать даже из бумаги, предварительно разрисовав их и надеть на пальцы. А можно просто разрисовать пальцы фломастером или краской. Также часто используют перчатки.
Кукла как детская игрушка
Кукла — игрушка обычно изображает человека или животное. Однако кукла-игрушка может не изображать, а только обозначать какое-либо настоящее или воображаемое (фантастическое) существо. Например, для ребёнка, который скачет верхом на прутике (палке), этот прутик обозначает его коня.
Куклы как детские игрушки возникли (вернее превратились в кукол из изображений духов, божков и т. д. или наоборот) ещё в доисторические времена. По форме они были довольно примитивными, а изображали и/или обозначали внешность людей или иных живых существ.
Но довольно сложные и художественно доброкачественные куклы-игрушки появились достаточно поздно. Материалом для их изготовления служили фарфор, дерево или ценные металлы, поэтому стоили они достаточно дорого. Иногда часть куклы для удешевления делалась тряпичной. Впрочем, деревенские девочки заворачивали полено в тряпицу и убаюкивали их как обычных кукол-игрушек в виде человеческих изображений.
Даже в XIX веке купить куклу могли позволить себе только очень богатые люди. Их хранили в специальных шкафах или кукольных домах. Механическая же кукла являлась раритетом и настоящей драгоценностью. С появлением папье-маше кукол стали делать из этого материала и стоимость их резко снизилась. Появились различные виды кукол: говорящие или плачущие, ходящие.
После того, как развилась химическая и полимерная промышленность, кукол стали изготовлять и из полимерных материалов, ассортимент их резко увеличился, их производство было пущено на поток. Среди современных кукол широко известны пупсы, Барби и её свита. Существуют целые кукольные народы, например (детишки с капустной грядки). Многие современные куклы, как и прочие игрушки, являются электронными устройствами.
Часто кукол изготовляют в рекламных целях или как сувенир: куклы в национальных костюмах, куклы-символы (талисманы) каких-либо мероприятий, гигантские куклы в Диснейледах или магазинах.
Во многих странах куклы, которые продают туристам, являются серьёзным источником дохода. Например, некоторые японские деревянные куклы кокэси издают забавный звук, если им поворачивать голову. В Испании, Италии и в латиноамериканских странах во время Карнавалов продают кукол, точно имитирующих тело человека (иногда даже вульгарно и эпатирующие) и одетых в карнавальные костюмы.
Кукла (кукла-актер) и персонаж спектакля

В каждом регионе мира и даже каждой стране имеются свои излюбленные виды кукольных персонажей и кукольных театров: русский Петрушка, английский Панч, турецкий Карагёз и другие.
Гигантские куклы, как доспехи надетые на актёров, давно использовались в балаганных и бродячих цирках, а во второй половине XX века появились в диснейлендах, а затем стали использоваться в массовых театрализованных праздничных представлениях и в произведениях других видов прикладного искусства (например, в сфере рекламы). На них и сейчас большая мода, они частые персонажи детских спектаклей или мероприятий.
Кукла в искусстве
Куклы являются частыми действующими лицами произведений искусства, сказок, анекдотов, мультфильмов.
Благодаря антропоморфной природе куклы в литературных произведениях чаще всего встречаются мотивы «оживления» куклы, превращение из искусственного и неживого в настоящее и живое.
В волшебных фольклорных сказках кукла чаще всего является такой помощницей главного героя, которая при уважительном отношении к ней помогает советом и делом своему обладателю. Возможно, в этом отразились древние языческие обряды, когда глиняная, металлическая, костяная или деревянная человеческая или человекоподобная фигурка выполняла роль фетиша или идола.
Авторская Кукла
Особым направлением современного прикладного творчества является создание т. н. авторской куклы.
Авторская кукла чаще всего выполняется в единственном экземпляре, представляет собой плод длительного кропотливого труда. Может иметь портретное сходство с определённым человеком (портретная кукла), свой набор одежды и миниатюрных аксессуаров, быть изготовленной, подобно монолитной скульптуре, цельной или иметь шарнирные суставы: такой кукле может быть придана практически любая эмоциональная поза.
Авторская кукла предназначена скорее для созерцания. Для изготовления авторской куклы существует огромное количество специализированных материалов, разработаны технологии и популярные методики. Сообщества любителей Авторской куклы в интернете насчитывают тысячи человек.
Авторские куклы подразделяются на множество жанров (например, характерная реалистичная кукла, фантазийная кукла, «кукла без куклы» и т. д.), техник исполнения (например, горячий и холодный пластик, фарфор, текстильные куклы) и по назначению (коллекционные, интерьерные и т. д.).
В последние годы современное искусство авторской куклы породило спрос не только среди коллекционеров, но и искусствоведов, дизайнеров интерьеров, одежды и даже архитекторов. Присутствие авторской куклы в интерьере стало уже давно хорошим тоном и показателем изысканного вкуса обладателей. Во всем мире ежегодно проводятся сотни крупных выставок, посвященных искусству куклы.

Автор: Назаревич Виктория Вячеславовна, кандидат психологических наук, доцент РИ ВМУРоЛ «Украина»
Игротерапия и сказкотерапия детей
(основные задачи по организации арт-терапевтического пространства)
Ребенок, который приходит в кабинет психолога или психотерапевта, должен попасть в волшебный мир, где профессионал знакомит его с неограниченными возможностями обычных игрушек. Для самых различных целей подготовлен целый арсенал профессионально продуманных, разносторонних, выполняющих разные функции предметы. Так, в работе необходимо учитывать основные задачи психологической помощи детям:
- направить работу на восстановление контакта всех членов социальных систем и объединить их усилия, направив на развитие ребенка;
- в процессе сотрудничества с психологом восстановить искаженный или нарушенный ранее социальный контакт;
- направить действие на восстановление взаимопонимания и эмоционального контакта детей и взрослых;
- использовать кабинет и коллекцию игрушек для формирования навыков детей и оптимизировать их перенос в реальную социальную ситуацию;
- обеспечить творческое взаимодействие всех субъектов коррекционного процесса;
- адекватно направить помощь со стороны значимых взрослых;
- оказывать психологическую помощь одновременно ребенку и значимым взрослым;
- коррекционно воздействовать на все сферы психической деятельности ребенка - двигательную, познавательную, эмоционально-волевую;
- интегрировать различные психотерапевтические направления в процессе работы с ребенком;
- учитывать типологические особенности ребенка;
- оперативно решать актуальные психологические проблемы ребенка;
- обеспечить формирование необходимых психологических новообразований,
- проводить выбор конкретных форм и средств коррекции на основе анализа актуального уровня и зоны ближайшего развития ребенка;
- формировать коррекционные действия с учетом особенностей реальной социальной ситуации, в которой находиться ребенок;
- мотивировать ребенка на преодоление сложившихся у ребенка неэффективных защитных реакций и ролевых позиций;
- целенаправленно формировать у ребенка высшие психические функции;
- формировать внутренний план действий ребенка;
- ориентировать ребенка в смыслах и в операциональном смысл деятельности, что позволит компенсировать неблагоприятные тенденции;
- реализовывать коррекционные воздействия, учитывая возрастные особенности ребенка;
- проводить коррекцию, опираясь на сильные стороны личности ребенка и хорошо развитые у него высшие психические функции и навыки;
- проводить психологические занятия в эмоционально привлекательной форме [3].
Игротерапия, с точки зрения А.И.Захарова [1], выполняет три функции: диагностическую, терапевтическую и обучающую. При организации игры необходимо соблюдать следующие правила:
- выбор игровых тем должен отражать интересы ребенка;
- руководство игрой со стороны взрослого помогает развивать самостоятельность и инициативу детей;
- не следует комментировать и вмешиваться в детскую игру;
- взрослый в игре искренне интересуется ребенком и старается строить с ним теплые, заботливые отношения;
- взрослый создает у ребенка чувство безопасности, возможности свободно выражать собственное «Я»;
- взрослый должен верить в способность ребенка действовать ответственно, самостоятельно решая личные проблемы.
Игры невозможно организовать без игрушек. Наблюдая за тем, какие игрушки выбирает ребенок, можно сделать предположения о его психическом состоянии. В.К. Лосева [2; с.54] отмечает, что, наблюдая за игрой ребенка, можно анализировать следующие моменты:
- какую игрушку выбирает ребенок, а какие раздает остальным участникам;
- каков сюжет придуманной игры и как она заканчивается;
- какие способы разрешения проблем выбирает ребенок в ходе игры (агрессия, пассивность, просьба о помощи, бегство, волшебные превращения и др.);
- какова роль родителей в играх детей (блокируют инициативу, предоставляют свободу действия, пытаются играть вместо них или с ними, пр.).
Непрагматическое значение игрушки позволяет использовать ее в разных ситуациях игры, делая этот предмет волшебным, а, говоря точнее, магическим. Мир таких предметов постоянно изменяется, в отличие от мира «серьезных», взрослых вещей и мира соответствующих им игрушек с фиксированным прагматическим значением. Мир постоянно превращающихся предметов магический. В этот «третий» мир и уходит прямая реализация желаний ребенка, выходящих за пределы простого стремления подражать взрослым. Подражая, ребенок остается маленьким, а большим он может стать только в магическом, волшебном мире. Кстати, именно обостренное переживание ребенком этого возраста противоположности «большой - маленький» обуславливает вечный интерес детей к сказкам о великанах и лилипутах. А само это переживание становится особенно актуальным потому, что в игре ребенок уже подражает действиям взрослых, но не может осуществить их «на самом деле» [2, с.26].
Психолог должен создать место, что исцеляюще будет действовать на ребенка, поэтому важно помнить ряд моментов, которые обеспечивают механизмы коррекции и терапии. Основным условием успеха есть коллекция игрушек, которая способствует возможности объективировать свои чувства, эмоции, потребности, проблемы, страхи, тревоги и, конечно, желания и мечты ребенка.
Использование игрушек выполняет ряд важных психокоррекционных и психотерапевтических задач, а именно:
- комплексно диагностировать ребенка;
- добиться повышения у ребенка самооценки, уверенности в собственных силах за счет усвоения им новых навыков, достижений успехов в учебе и повседневной жизни;
- развить у ребенка чувство ответственности за собственные поступки;
- формировать собственную реальность в процессе коррекционного взаимодействия;
- разыгрывание и адаптация к полярным ролям, не свойственным на данном этапе коррекции для ребенка;
- комфортно и экологично адаптироваться к новым условиям жизнедеятельности;
- применить новые формы общения со взрослыми и ровесниками;
- эффективно обыгрывать и моделировать выходы из сложных семейных ситуаций;
- снять напряжение и виртуально реализовать свои желания и фантазии;
- привыкнуть к новым социально приемлемым шаблонам поведения;
- символическое моделирование самоорганизовывает ребенка;
- целенаправленное моделирование позитивных эмоций обеспечивает их автоматизацию;
- конструктивно разыграть актуальные осознаваемые или бессознательные эмоциональные конфликты ребенка.
Рассмотрим основные аспекты создание коллекции игрушек для индивидуальной и групповой психотерапии и психокоррекции детей, подростков и взрослых. Перед тем, как создавать коллекцию игрушек, важно учитывать основное назначение коллекции.
Так, для песковой юнгианской психотерапии высота фигурок должна быть не больше 8-10 сантиметров. Это связано с созданием реалистического пространства для моделирования, контроля ситуации в игре. Данная форма психотерапии проходит, как правило, в специально организованной песочнице размерами 50 на 70 сантиметров.
Для психологической коррекции и игротерапии таких строгих ограничений нет, игрушки могут быть до 15 сантиметров. Но учитывать ряд факторов все же стоит при поборе игрушек.
Правила подбора игрушек для игротерапии и сказкотерапии:
1. Игрушку удобно брать в детскую руку.
2. У фигурок не должны отваливаться детали и части, они должны быть достаточно прочны, чтобы не отвлекать ребенка на переживания, связанные с тем, что он может поломать игрушку.
3. Часть игрушек должна быть реалистичной, часть стилизованной и часть абстрактной (использоваться как заменитель).
4. Игрушки должны быть из разных материалов (дерево, пластмасса, резина, ткань, стекло, метал, бумага), что для психолога выступает дополнительным диагностическим моментом.
5. Разные за цветовым оформлением.
6. Игрушки должны удобно ставиться на полку.
7. Игрушки должны целые и поломанные, старые и новые, красивые и страшные, плоские и объемные (как диагностика пространственного мировосприятия).
8. Игрушки из реальной жизни и игрушки, которые символизируют фантастические образы.
9. Игрушки, которые отражают современность, и игрушки, которые символизируют быт и обычаи прошлого, футуристические игрушки.
10. Игрушки символы природы и символы цивилизации, урбанизации и прогресса.
11. Все фигурки сортируются по группам.
12. Каждая группа должна хорошо просматриваться на полках. Для удобства более высокие фигурки ставят дальше.
Организация арт-терапевтического пространства занимает важное место в системе психологической помощи ребенку и семье, поэтому использование принципов и задач дает возможность психологу рационально и эффективно проводить процесс коррекции и психотерапии.
Литература
1. Захаров А. И. Игра как способ преодоления неврозов у детей / А. И. Захаров. - СПб.: КАРО, 2006. - 416 с.
2. Лосева В.К., Луньков А.И. Психосексуальное развитие ребенка. - М.: А.П.О., 1995. - С.64.
3. Матвеева О. А. Формы и средства организации комплексной психологической помощи детям младшего и среднего школьного возраста: диссертация доктора психологических наук: 19.00.13 - Москва, 2002. - 489 c.
 
Рейтинг: 0 549 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!