ГлавнаяПрозаЭссе и статьиЕстествознание → Тайна сознания. Люди-звери

Тайна сознания. Люди-звери

19 августа 2015 - Владимир Радимиров
article303960.jpg

   В предыдущей своей статье «Тайна сознания. Животные» мною была сделана попытка показать удивительную на первый взгляд «человечность» сознания высших животных. Неразвитое, в сравнении с нами, самосознание собак, слонов, кошек, обезьян и прочих братьев наших меньших при соприкосновении с чисто человеческими проявлениями разума частично впитывало этот разум в себя и далее происходило нечто поразительное: животные вели себя практически как люди! Они, оказывается, обладают в точности такими же чертами своего характера, как и мы. То есть могут быть умными и глупыми, добрыми и злыми, угрюмыми и весёлыми, подлыми и благородными... Всё как у нас... Также некоторые животные обладают юмором. Они помнят свою жизнь. Они могут оценить различные события с точки зрения добра (по их мнению, конечно) и зла.

   Всё это воистину удивительно. Это даёт нам возможность посмотреть на бессловесных дотоле тварей совсем другими глазами. Эти дети природы, как оказалось, не такие уж и примитивные. И у них имеется нечто такое, что роднит их с нами. Это нечто – сама суть земного сознания, которая при ближайшем пристальном рассмотрении едина и для животных и для человека.

   Ещё более интересно будет рассмотреть уже наше, людское сознание, когда оно впитывает в себя сознание животное. Таких случаев, когда человеческие детёныши волею случая оказывались в обществе животных, и те их воспитывали в соответствии со своими правилами и привычками, в науке описано немало. Историй же детей-маугли, как их ещё называют, или феральных детей (термин Карла Линнея) известно множество, наверное, многие сотни. Удивительно, но малолетние маугли появляются даже сейчас, в том числе и в России… Описаны дети, которые то или другое время (от недель до нескольких лет) воспитывались в обществе волков, медведей, обезьян, коз, львов, леопардов, собак, кошек и даже гиен… Известны дети, жившие в совершенно диких условиях природы, а также те, кто жил в квартирах или во дворах при своих деградировавших родителях, не особо участвовавших в воспитании собственных чад, в результате чего их как могли воспитывали находившиеся рядом домашние животные.

   Самыми первыми известными широкой публике детьми-маугли, очевидно, были близнецы Ромул и Рем, из которых первый по легенде основал Рим. Основал он «вечный город» конечно же восстановив свои человеческие качества и перестав быть волком. Наверное, эта история имела под собою реальные основания. В этом случае, близнецы, выкормленные волчицей, явно недолго находились в волчьем обществе, поскольку если дети воспитываются животными недели или месяцы, они ещё способны научиться человеческим повадкам, а если годы – то, увы, нет. Что-то такое есть в нашей психике, которое застывает, подобно глине под солнцем, если нарушены сроки её, психики, окончательного оформления. А это оформление происходит явно в раннем детском возрасте – лет до пяти-шести примерно, после чего попытки сделать из человекозверя полноценного Хомо Сапиенс, увы, обречены на провал.

   Византийский писатель Прокопий Кесарийский рассказал о случае выкармливания ребёнка… козой. Это произошло в 250 г. нашей эры в Италии во время войны с готами. Вот его рассказ: «… Тут мне пришлось видеть следующее зрелище. Когда в Пиценскую область пришло войско Иоанна, то, что и естественно, у местных жителей произошло большое смятение. Одни из женщин тотчас же бежали, кто куда мог, другие же были захвачены и, невзирая ни на что, уведены первыми встречными. В этой местности была женщина, только что родившая; случилось, что она оставила ребенка лежащим в пеленках на земле; бежала ли она, или кем-нибудь была захвачена, но уже вернуться сюда не могла; ясно, что ей выпала судьба исчезнуть или из среды людей, или из пределов Италии. Ребенок, оказавшись покинутым среди такого безлюдия, стал плакать. Тут какая-то коза, увидав его, сжалилась и, подойдя ближе (она тоже недавно родила), дала ему свои соски и заботливо охраняла ребенка, чтобы собака или какой-либо зверь не причинил ему вреда. Так как в этом смятении прошло много времени, то ребенку пришлось долго пользоваться этой кормилицей. Когда в Пиценской области потом стало известно, что войско императора пришло с враждебными целями только против готов, а что римляне от него не потерпят никакой неприятности, все тотчас вернулись по домам. И в Урбисалию вместе с мужьями вернулись и их жены, те, кто из них был родом римлянки; увидав ребенка в пеленках, оставшегося в живых, совершенно не зная, как это объяснить, они были в большом изумлении, что он еще жив. Каждая из них давала ему свою грудь, та, у которой в данное время было молоко. Но ребенок еще не принимал человеческого молока, да и коза вовсе не хотела отказаться от него: она непрерывно блеяла, бегая вокруг ребенка, и, казалось, была готова напасть на присутствующих за то, что женщины, подойдя так близко к ребенку, ему надоедают; одним словом, она хотела обращаться с ним как бы со своим собственным козленком. Поэтому женщины уже перестали приставать к ребенку, и коза без всякого страха стала его кормить и охраняла его, заботясь о нем и во всем остальном. Поэтому местные жители стали называть этого ребенка Эгисфом («Сыном козы»). И когда мне пришлось быть там, желая показать мне такую невероятную вещь, они повели меня к ребенку и нарочно сделали ему больно, чтобы он закричал. Ребенок, сердясь на причиняющих ему неприятность, стал плакать; коза, услыхав его плач (она была от него на расстоянии полета камня), бегом с сильным блеянием бросилась к нему и, подойдя, стала над ним, чтобы в дальнейшем никто не мог его обидеть.»

   Это первый случай, описанный столь подробно и рассказывающий о феральном ребёнке. Хотя Эгисф, конечно же, не успел набраться козьих повадок и, безусловно, остался человеком в том возрасте, в котором его оставила мать. Нет никакого сомнения, что в дальнейшем он стал совершенно нормальным парнем.

   Естествоиспытатель Карл Линней в 1758 году ввёл в свою классификацию животных термин ХОМО ФЕРЕНС, то есть существо, имеющее человеческий облик, но покрытое густыми волосами и не имеющего человеческого сознания. Для примера он описал нескольких таких феральных существ, в том числе мальчика-медведя из Литвы, двух диких мальчиков из Пиренеев, ирландского мальчика- овцу и дикую девочку из французской провинции Шампань. Вряд ли он сам имел возможность их наблюдать, вероятнее всего Линней пользовался здесь широко распространёнными слухами об этих детях.

   Куда более достоверно упоминание некоего Филиппа Камериуса, медика из Германии. В 1609 г. во Франкфурте он опубликовал результаты собственных наблюдений двоих детей-маугли: ребёнка, воспитанного в волчьей стае и ребёнка-телёнка. Последний, по утверждению Камериуса, «обладал невероятной гибкостью и ходил на четвереньках, опираясь на пальцы рук. Однажды, обороняясь от напавших на него собак, мальчик сильно покусал их. По натуре, однако, он был вполне мирным существом».

   Позже стал известен случай Жана из Льежа. Его описал в своих работах некто Кеннет Дигби. Этот Жан скрывался вместе с односельчанами в лесу во время религиозной войны во Франции. Ему на тот момент было лет пять. Позже он отбился от своих и совершенно одичал. Когда его поймали, Жану было уже более 20 лет. По описаниям очевидцев, он ходил голым, оброс волосами, питался дарами леса и грызунами, которых пожирал сырыми. У него якобы был невероятно сильный нюх. Жан стал совершенно животным, человеческую речь он не понимал и человеком уже не стал никогда.

   Голландский врач Николас Тульп в 1672 г. описал мальчика-овцу. По его словам «…юношу привезли в Амстердам. Ему было около 16 лет. Вероятно, в младенческом возрасте его потеряли родители, и он воспитывался среди диких овец в Ирландии. Парень отличался ловкостью, имел стальные мышцы и обожженную солнцем кожу. Лоб его был низок и выдавался вперед, выпуклый затылок придавал внешности неповторимое своеобразие. Юноша не говорил, а лишь блеял, как овца. Дикарь отказывался принимать обычную пищу, питаясь исключительно травой или сеном, а пил сырую воду».

   Описанная Линнеем девочка из Шампани, которую назвали Марией-Анжеликой, была поймана в лесу в 1731 году. На тот момент её было примерно десять лет. Она была одета в какие-то лохмотья. Девочка питалась кореньями и мелкими животными, которых убивала дубинкой. Позже к ней частично вернулась человеческая речь. Она сумела рассказать про себя, что жила в лесу года два. От лесной жизни у неё невероятно обострились все органы чувств. К тому же она очень быстро бегала. Этот случай – наглядный пример деградации человеческого индивидуального сознания, когда уже сформированное сознание, погружённое в примитивную среду, теряет наработанную информацию и опускается на иерархически более низкую ступень.

   В июле 1724 года около немецкого города Ганновера крестьяне поймали в лесу дикого человека. Вернее, это был подросток лет примерно 12-ти, голый, грязный и обросший длинными волосами на голове. Он не говорил, а лишь громко кричал. Пойманного назвали Диким Петером и какое-то время он находился в Ганновере. Дикий Петер питался овощами, фруктами и полосками свежей коры деревьев. Мяса и хлеба он не ел. Позже его доставили ко двору английского короля Георга Первого, и его случай после этого стал широко известен в Европе. Питера, как его стали звать на английский манер, пытались всеми силами приобщить к человеческой жизни, но он, дожив лет до 70-ти, выучился произносить только несколько слов, в том числе своё имя. Говорят, что он сносно понимал человеческую речь и выглядел как и все люди в его возрасте. 

   В 19-м веке случаев обнаружения детей-маугли было известно более полусотни. Так в 1887 году в Персии была поймана девочка лет девяти от роду. Её воспитала семья персидских львов, на тот момент ещё полностью не истреблённых. Девочка видела в темноте. Также она имела очень сильные руки, а ела лишь сырое мясо. Очеловечить её так и не удалось и вскоре девочка, которую прозвали Камой, умерла в неподходящих для себя цивилизованных условиях.

   20-й век дал ещё больше случаев поимки феральных детей. Ведь население планеты росло, и средства массовой информации тоже развивались стремительным темпом. Наибольшее количество подобных фактов известно в Индии. Более половины индийских детей-маугли воспитывались волками. Пожалуй, первыми стали широко известны две девочки, которых назвали Амала и Камала. Их обнаружили крестьяне, из-за своего суеверия посчитавшие обоих детей какими-то чудовищами. К счастью, об этом узнал доктор Дж.Сингх, попечитель детского приюта. Он попросил показать ему «чудищ» и действительно увидел, как в сумерках из волчьей норы вместе с волками вышли два человекоподобных существа. Доктор Сингх попросил поймать ему их, что и было вскоре сделано. Правда, волчицу, охранявшую детей, пришлось застрелить. На вид одной из девочек – а это оказались девочки – было лет восемь. Её назвали Камалой. Второй было не более полутора-двух лет от роду. Обе девочки вели себя совершенно дико: они рычали, ходили на четвереньках, боялись солнечного света и прекрасно видели в темноте. Доктор Сингх даже утверждал, что в темноте у них светились глаза. Взяв их к себе в приют, он имел возможность какое-то время наблюдать их, а данные наблюдений заносил в специальный журнал. К сожалению, младшая из детей-волчат, по имени Амала, пожив около года в приюте, умерла от болезни почек. Зато старшая прожила там целых девять лет. Её удалось частично очеловечить: она научилась ходить на двух ногах, умываться, пользоваться посудой и даже овладела примитивной речью. Однако Камала предпочитала всё же бегать на четвереньках, по-прежнему вела ночной образ жизни и с удовольствием ела сырое мясо.

   После первой мировой войны в Германии была обнаружена дикая девочка, жившая с волками. Позже к ней вернулась человеческая речь, так что Марта Мюллер – такое имя она получила – смогла даже вспоминать о своей вольной первобытной жизни. Вот что она позже говорила: «Во время моих скитаний я чувствовала себя в безопасности лишь когда была с волками. Я не помню, сколько месяцев оставалась в стае, мне не хотелось возвращаться к людям». Питалась в лесу она ягодами, орехами и мясом, которым делились с ней приёмные родители-волки. Когда её поймали, Марте было на вид лет одиннадцать. По отзывам людей, её наблюдавших, она пробыла у волков лет пять-шесть.

   В 1962 году в пустынной местности Ирана был пойман ещё один маугли, на сей раз мальчик. Он очень быстро бегал на четвереньках, так что ловцы применили сеть для его поимки. Все его ноги ниже колен и руки до локтей были в мозолях. Позже к мальчику частично вернулась речь, и он рассказал, что был вскормлен гиеной.

   В 1971 году в горах Италии был отловлен мальчик-козёл. Его назвали Рокко и воспитали его горные дикие козлы. Бегал он на четвереньках, причём быстро, питался молоком и травой. Его пытались вернуть к человеческой жизни, взяв в приёмную семью, но из этой затеи ничего не вышло – Рокко не желал, а вернее не мог очеловечиться. Свою жизнь он окончил в психушке.

   В 1982 году в одну из деревушек Сьерра-Леоне заехал с инспекцией врач. Каково же было его удивление, когда ему рассказали, что в деревне содержится дикая девочка, пойманная четыре года назад в стае обезьян. На тот момент ей было лет пять, она не могла ходить нормально на двух ногах, а ходила сгорбившись и упираясь руками в землю, как и воспитавшие её обезьяны. Предложенную ей кружку с водой она отшвырнула, но из плошки принялась лакать воду чисто по-обезьяньи. Также она схватила зубами и брошенный на землю банан. Девочку четыре года держали в сарае, привязанной верёвкой за ногу и кормили человеческой пищей, в основном кашей. Разговаривать она так и не научилась. Врач состоял в переписке с итальянским доктором Анной Лудовико, которая как раз занималась случаями детей-маугли. У неё в картотеке на тот момент было зафиксировано 46 подобных случаев, зафиксированных практически по всему миру. В основном, детей находили в обществе различных обезьян, а также волков, медведей, леопардов и антилоп. Новую девочку назвали Бэби-Хоспитал, и она стала сорок седьмой по счёту жертвой судьбы, обречённой никогда не стать человеком.

   Хотя есть и частичные исключения. Так в Советском Союзе в туркменской пустыне в 1957 году был найден мальчик, которого воспитали волки. Его назвали Джумой Джумаевым и поместили в психиатрическую лечебницу. В психушке Джума провёл более 30 лет, он научился более-менее изъясняться на русском и туркменском языке, освоил правила человеческого общежития и даже неплохо играл в шахматы. Хотя Джума так и остался не совсем полноценным и для свободной жизни в человеческом обществе он вряд ли годился. Хотя кто знает… После 30 лет, проведённых в неволе, Джуме наконец-то выдали паспорт и присвоили инвалидность. Всего среди волков он провёл примерно 5 лет. Интересно, что когда его спросили, где ему было лучше, у людей или у волков, он заплакал и сказал, что лучше ему было у волков. Потому что порядки волчьей стаи показались ему более человечными, чем порядки в стае двуногих сородичей. Очень интересный факт, между прочим.

   Также известны факты – числом всего три – когда детей воспитывали гигантские панды. Последний такой случай произошёл в 1996 году в горном районе Китая. Там был обнаружен в обществе гигантских панд приблизительно полутора-двухгодовалый ребёнок. По-видимому, родители сами оставили его в лесу, поскольку мальчик имел атавизм – был покрыт от рождения густой шерстью. Неизвестно, как долго он воспитывался пандами, но приспособление его к новой дикой жизни было поразительным. Он рычал при приближении людей, кусался и царапался, если они пытались взять его на руки, вылизывал себя, подобно пандам или кошкам, хорошо лазал по ветвям деревьев, а ел побеги бамбука и листья. Охотник, поймавший китайского маугли, взял его к себе на воспитание. Приёмыш вскоре научился стоять, ходить и мало чем стал отличаться от детей охотника, хотя вместо плача он скулил, как зверёныш. Позже его взяли в Пекин для научных исследований и дальнейшая его судьба в прессе не освещалась.

   Но особенно интересны случаи воспитания детей домашними животными. Недавно несколько таких случаев показали по телевизору. Дело происходило не где-нибудь в неразвитых странах, а в современной России, приобщённой усилиями либералов к цивилизованному обществу других стран. Что-то я не слышал и не читал о подобных случаях, произошедших в Советском Союзе.

   Газета МК в одной из своих заметок сообщила следующее: «“В читинской квартире обнаружена девочка-маугли, воспитанная собаками и кошками”… “В марте в Ленинском районе Уфы нашли 3-летнюю Мадину, которая ела и спала вместе с собаками”… “В августе прошлого года в поселке Октябрьском Краснодарского края были обнаружены трое детей-маугли в возрасте от 10 до 13 лет”.

  Уже в нашем 21-м веке в Чите была обнаружена пятилетняя девочка Наташа Михайлова. Хотя вместе с ней в квартире проживали родственники, отец, бабка с дедом и тётка, но деградированные двуногие бросили ребёнка на произвол судьбы. Вернее, они её воспитывали (если здесь уместно данное слово) вместе с кошками и собаками. Кошки и собаки по-настоящему и воспитали Наташу. Она не знала ни единого человеческого слова (и это в 5 лет!), кушала и лакала из миски, как кошка или собака, а на чужих людей бросалась и лаяла.

   А в 2008 голу в Волгограде был обнаружен мальчик семи лет. Его мамаша была явно с прибабахом, она совершенно не разговаривала с собственным сыном. Зато в одной из её комнат находилось множество клеток с различными птицами. Вот в обществе этих птичек мальчик и проводил всё своё время. Он не умел говорить, зато бойко чирикал и махал руками, словно крыльями. Короче, мальчик-птичка…

   Шестилетнего Витю Козловцева совершенно случайно обнаружила в одной из квартир врач-педиатр. Она заинтересовалась тем, что ребёнок до сих пор совершенно не обследовался у врачей и с целью проверки навестила квартиру мальчика. Из-за дверей она услышала собачий лай и какое-то странное потявкивание, как будто тявкал не щенок, а маленький ребёнок. Пришлось обратиться за помощью к милиции. Когда взломали дверь, то взорам врача и милиционеров открылась странная картина: на полу сидел маленький мальчик-собака. Витя воспитывался не своей сумасшедшей мамашей, а большой собакой. Он не умел говорить, зато рычал и лаял, а также чесался чисто по-собачьи. Кушал он тоже по-собачьи, из общей со своей «главной мамой» миски.

   В 2003 году в деревне Горицы Ивановской области нашли 3-летнего Антона Адамова. Ребёнка воспитала не мать-алкоголичка, а кошка, поэтому он не говорил, зато мяукал, шипел и царапался. Также он тёрся спиной о ноги людей, словно кот.

   Эти дети были изъяты из своих семей и, что странно, их удалось реабилитировать, частично или полностью. Мальчика-птичку даже вернули в семью к маме, правда, под надзором социальной службы попечения за детьми. Учёные объясняют такой феномен тем, что кроме зверей, дети имели возможность наблюдать также и людей, пусть и конченых деградантов. Это помогло им воспринять частично в своё формирующееся сознание также и поведение людей, их образ жизни. Все же остальные дети, не имевшие контакта с людьми, так и остались, в подавляющем большинстве случаев, на звериной стадии развития.


ВЫВОДЫ.
   Мы ознакомились с коротким и отнюдь не полным перечнем тех особых и редких случаев, когда человеческие детёныши, в силу неблагоприятных для них обстоятельств, воспитывались в животной среде. Какие выводы можем мы извлечь для себя из этой интересной и даже поразительной информации? Ну, во-первых, мы обнаружим, что и человеческая природа (как физическая, так и психическая), и природа животная имеют некую общую для себя основу, благодаря которой могут происходить пластические процессы приспособления и животных и человека к несвойственной для них жизненной среде. Правда, эти приспособления могут осуществляться лишь в самом молодом возрасте, а не во взрослом состоянии и тем более не в старости. Тут к месту будет вспомнить мудрость гончаров, возвещающую, что горшки лепятся лишь из свежей глины, а из старого горшка новый, к сожалению, уже не перелепишь. Так и с нашим телом и с нашей душой: взрослые особи для переделки, увы, не слишком годятся, и что выросло, то, как говорится, выросло. Взрослые могут лишь деградировать, оказавшись, к примеру, в длительной изоляции от социума; они могут довольно легко потерять приобретённые знания, но знания новые в их садовые головы лезут с трудом, особенно если эти знания кардинально отличаются от привычных.

   Также интересно будет отметить, что для роли воспитателей человеческих детей годятся лишь высшие млекопитающие. То есть наши ближайшие генетические родственники по эволюции или, если кто не верит в эволюцию, то по земной фауне. Случай с мальчиком из Волгограда, который, подрастая, впитал в себя некоторые поведенческие особенности птиц, является здесь исключением из правил. Такое стало возможным лишь в искусственной среде отдельной городской квартиры. В диких условиях природы ни птицы, ни тем более змеи с крокодилами на роль приёмных пап и мам для человеческих детёнышей ну никак не годятся.

   Что ещё мы можем для себя отметить, анализируя вышеприведённые случаи?.. Как-то уж очень быстро наши малолетние собратья и сосёстры вживаются в общественную жизнь волков, обезьян и разных кошек. Мы-то с вами знаем, до чего порой бывает трудно воспитать из несмышлёного ребёнка маленького человека, а тут вроде раз-два – и на месте ребёнка уже готовый зверёныш! Неужели звериный образ жизни более сильно В ПОТЕНЦИАЛЕ представлен в нашем сознании? Неужели мы с вами более звери, чем то, что сейчас из себя представляем? Да, вопрос…

   Также мы отметим колоссальнейшее значение для нашей формирующейся психики того, что называется социальной средой, из которой эта растущая и развивающаяся психика черпает для себя примеры подражания. С некоторым прискорбием мы будем вынуждены отметить совершенную малость нашей врождённой индивидуальности, её крайне небольшую роль в эволюции сознания как самостоятельной, отдельной от социума, величины. Выходит что сама по себе, без мощного влияния окружающего общества, эта индивидуальность практически не развивается и ничего путного вообще-то из себя не представляет. Именно общественная среда является для нас тем коллективным воспитателем, который и делает из нас представителей сознательного общества хомо сапиенсов… Или, наоборот, делает из нас частенько нелюдей,  не имеющих чести носить столь высокое звание.

   Здесь мы не удержимся и кинем увесистый булыжник в цветущий огород всяческих надменных гордецов, убеждённо считающих что всего, чего они в своей жизни достигли, они обязаны лишь своей личной предприимчивости, уму, силе и отваге. Ага, счас – как бы не так! Были бы вы, господа селфмейдмены и госпожи селфмейдвумены, обыкновеннейшими примитивными идиотами со слюнявыми ртами, если бы в малолетстве какому-либо негодяю пришло на ум совершенно оградить вас от воздействия социальной среды. Или были бы волками или обезьянами, если бы судьба поместила вас в раннем детстве в среду животных… Ведь все наши успехи зиждутся вообще-то на опыте наших предков, которые творчеством неисчислимых поколений создали ту информационно-социальную среду, из которой мы все и почерпаем свои знания и умения. Прежде чем стать людьми, нас обучали родители, воспитатели в детском саду, учителя и преподаватели. Нас учили уму-разуму наши близкие и дальние, нас ставили на ноги, нас посвящали во что-то значимое и достойное… Так что не будем слишком уж задирать свой нос. И жить лишь только для себя, впитывая из социума и биосферы всё хорошее и приятное, чтобы потешить наши чувства, тоже вообще-то глупо и недостойно человека разумного. Также глупо и недостойно всемерно способствовать не развитию социума и его клеточек, отдельных людей, а наоборот – дурить головы всем «чужакам», чтобы на фоне дураков и овец самому показаться умником и пастырем. Ведь на всех нас лежит колоссальная ответственность за степень развития нашей общей социальной среды, за то позитивное и полезное варево общечеловеческого информационного котла, из которого все мы в той или иной степени да хлебаем. Кстати, и потомкам нашим тоже придётся из него хлебать…

   Поэтому давайте не плевать в этот великий общий котёл или колодец, и тем более давайте в него не гадить и не сыпать туда всякую отраву. Иначе или мы, или наши потомки неминуемо отравимся и обблюёмся негодными знаниями, претворёнными в такие же негодные дела. А то и вовсе откинем копыта, наевшись до отвала вонючей дряни несъедобных знаний и умений. Нам нужно сообща, всем, как говорится, миром охранять этот общий великий резервуар и по возможности нужно пытаться его  облагородить, чтобы испив или поев из него, мы  бы формировались не говорящими зверями, как это в массе своей происходит теперь, а достойными и благородными разумными людьми.

   Сознание ведь, если перевести это слово с русского на русский, означает не что иное как ОБЩЕЕ ЗНАНИЕ. И это самое верное толкование сего загадочного, хотя и «замыленного» понятия.

 

© Copyright: Владимир Радимиров, 2015

Регистрационный номер №0303960

от 19 августа 2015

[Скрыть] Регистрационный номер 0303960 выдан для произведения:
   В предыдущей своей статье «Тайна сознания. Животные» мною была сделана попытка показать удивительную на первый взгляд «человечность» сознания высших животных. Неразвитое, в сравнении с нами, самосознание собак, слонов, кошек, обезьян и прочих братьев наших меньших при соприкосновении с чисто человеческими проявлениями разума частично впитывало этот разум в себя и далее происходило нечто поразительное: животные вели себя практически как люди! Они, оказывается, обладают в точности такими же чертами своего характера, как и мы. То есть могут быть умными и глупыми, добрыми и злыми, угрюмыми и весёлыми, подлыми и благородными... Всё как у нас... Также некоторые животные обладают юмором. Они помнят свою жизнь. Они могут оценить различные события с точки зрения добра (по их мнению, конечно) и зла.

   Всё это воистину удивительно. Это даёт нам возможность посмотреть на бессловесных дотоле тварей совсем другими глазами. Эти дети природы, как оказалось, не такие уж и примитивные. И у них имеется нечто такое, что роднит их с нами. Это нечто – сама суть земного сознания, которая при ближайшем пристальном рассмотрении едина и для животных и для человека.

   Ещё более интересно будет рассмотреть уже наше, людское сознание, когда оно впитывает в себя сознание животное. Таких случаев, когда человеческие детёныши волею случая оказывались в обществе животных, и те их воспитывали в соответствии со своими правилами и привычками, в науке описано немало. Историй же детей-маугли, как их ещё называют, или феральных детей (термин Карла Линнея) известно множество, наверное, многие сотни. Удивительно, но малолетние маугли появляются даже сейчас, в том числе и в России… Описаны дети, которые то или другое время (от недель до нескольких лет) воспитывались в обществе волков, медведей, обезьян, коз, львов, леопардов, собак, кошек и даже гиен… Известны дети, жившие в совершенно диких условиях природы, а также те, кто жил в квартирах или во дворах при своих деградировавших родителях, не особо участвовавших в воспитании собственных чад, в результате чего их как могли воспитывали находившиеся рядом домашние животные.

   Самыми первыми известными широкой публике детьми-маугли, очевидно, были близнецы Ромул и Рем, из которых первый по легенде основал Рим. Основал он «вечный город» конечно же восстановив свои человеческие качества и перестав быть волком. Наверное, эта история имела под собою реальные основания. В этом случае, близнецы, выкормленные волчицей, явно недолго находились в волчьем обществе, поскольку если дети воспитываются животными недели или месяцы, они ещё способны научиться человеческим повадкам, а если годы – то, увы, нет. Что-то такое есть в нашей психике, которое застывает, подобно глине под солнцем, если нарушены сроки её, психики, окончательного оформления. А это оформление происходит явно в раннем детском возрасте – лет до пяти-шести примерно, после чего попытки сделать из человекозверя полноценного Хомо Сапиенс, увы, обречены на провал.

   Византийский писатель Прокопий Кесарийский рассказал о случае выкармливания ребёнка… козой. Это произошло в 250 г. нашей эры в Италии во время войны с готами. Вот его рассказ: «… Тут мне пришлось видеть следующее зрелище. Когда в Пиценскую область пришло войско Иоанна, то, что и естественно, у местных жителей произошло большое смятение. Одни из женщин тотчас же бежали, кто куда мог, другие же были захвачены и, невзирая ни на что, уведены первыми встречными. В этой местности была женщина, только что родившая; случилось, что она оставила ребенка лежащим в пеленках на земле; бежала ли она, или кем-нибудь была захвачена, но уже вернуться сюда не могла; ясно, что ей выпала судьба исчезнуть или из среды людей, или из пределов Италии. Ребенок, оказавшись покинутым среди такого безлюдия, стал плакать. Тут какая-то коза, увидав его, сжалилась и, подойдя ближе (она тоже недавно родила), дала ему свои соски и заботливо охраняла ребенка, чтобы собака или какой-либо зверь не причинил ему вреда. Так как в этом смятении прошло много времени, то ребенку пришлось долго пользоваться этой кормилицей. Когда в Пиценской области потом стало известно, что войско императора пришло с враждебными целями только против готов, а что римляне от него не потерпят никакой неприятности, все тотчас вернулись по домам. И в Урбисалию вместе с мужьями вернулись и их жены, те, кто из них был родом римлянки; увидав ребенка в пеленках, оставшегося в живых, совершенно не зная, как это объяснить, они были в большом изумлении, что он еще жив. Каждая из них давала ему свою грудь, та, у которой в данное время было молоко. Но ребенок еще не принимал человеческого молока, да и коза вовсе не хотела отказаться от него: она непрерывно блеяла, бегая вокруг ребенка, и, казалось, была готова напасть на присутствующих за то, что женщины, подойдя так близко к ребенку, ему надоедают; одним словом, она хотела обращаться с ним как бы со своим собственным козленком. Поэтому женщины уже перестали приставать к ребенку, и коза без всякого страха стала его кормить и охраняла его, заботясь о нем и во всем остальном. Поэтому местные жители стали называть этого ребенка Эгисфом («Сыном козы»). И когда мне пришлось быть там, желая показать мне такую невероятную вещь, они повели меня к ребенку и нарочно сделали ему больно, чтобы он закричал. Ребенок, сердясь на причиняющих ему неприятность, стал плакать; коза, услыхав его плач (она была от него на расстоянии полета камня), бегом с сильным блеянием бросилась к нему и, подойдя, стала над ним, чтобы в дальнейшем никто не мог его обидеть.»

   Это первый случай, описанный столь подробно и рассказывающий о феральном ребёнке. Хотя Эгисф, конечно же, не успел набраться козьих повадок и, безусловно, остался человеком в том возрасте, в котором его оставила мать. Нет никакого сомнения, что в дальнейшем он стал совершенно нормальным парнем.

   Естествоиспытатель Карл Линней в 1758 году ввёл в свою классификацию животных термин ХОМО ФЕРЕНС, то есть существо, имеющее человеческий облик, но покрытое густыми волосами и не имеющего человеческого сознания. Для примера он описал нескольких таких феральных существ, в том числе мальчика-медведя из Литвы, двух диких мальчиков из Пиренеев, ирландского мальчика- овцу и дикую девочку из французской провинции Шампань. Вряд ли он сам имел возможность их наблюдать, вероятнее всего Линней пользовался здесь широко распространёнными слухами об этих детях.

   Куда более достоверно упоминание некоего Филиппа Камериуса, медика из Германии. В 1609 г. во Франкфурте он опубликовал результаты собственных наблюдений двоих детей-маугли: ребёнка, воспитанного в волчьей стае и ребёнка-телёнка. Последний, по утверждению Камериуса, «обладал невероятной гибкостью и ходил на четвереньках, опираясь на пальцы рук. Однажды, обороняясь от напавших на него собак, мальчик сильно покусал их. По натуре, однако, он был вполне мирным существом».

   Позже стал известен случай Жана из Льежа. Его описал в своих работах некто Кеннет Дигби. Этот Жан скрывался вместе с односельчанами в лесу во время религиозной войны во Франции. Ему на тот момент было лет пять. Позже он отбился от своих и совершенно одичал. Когда его поймали, Жану было уже более 20 лет. По описаниям очевидцев, он ходил голым, оброс волосами, питался дарами леса и грызунами, которых пожирал сырыми. У него якобы был невероятно сильный нюх. Жан стал совершенно животным, человеческую речь он не понимал и человеком уже не стал никогда.

   Голландский врач Николас Тульп в 1672 г. описал мальчика-овцу. По его словам «…юношу привезли в Амстердам. Ему было около 16 лет. Вероятно, в младенческом возрасте его потеряли родители, и он воспитывался среди диких овец в Ирландии. Парень отличался ловкостью, имел стальные мышцы и обожженную солнцем кожу. Лоб его был низок и выдавался вперед, выпуклый затылок придавал внешности неповторимое своеобразие. Юноша не говорил, а лишь блеял, как овца. Дикарь отказывался принимать обычную пищу, питаясь исключительно травой или сеном, а пил сырую воду».

   Описанная Линнеем девочка из Шампани, которую назвали Марией-Анжеликой, была поймана в лесу в 1731 году. На тот момент её было примерно десять лет. Она была одета в какие-то лохмотья. Девочка питалась кореньями и мелкими животными, которых убивала дубинкой. Позже к ней частично вернулась человеческая речь. Она сумела рассказать про себя, что жила в лесу года два. От лесной жизни у неё невероятно обострились все органы чувств. К тому же она очень быстро бегала. Этот случай – наглядный пример деградации человеческого индивидуального сознания, когда уже сформированное сознание, погружённое в примитивную среду, теряет наработанную информацию и опускается на иерархически более низкую ступень.

   В июле 1724 года около немецкого города Ганновера крестьяне поймали в лесу дикого человека. Вернее, это был подросток лет примерно 12-ти, голый, грязный и обросший длинными волосами на голове. Он не говорил, а лишь громко кричал. Пойманного назвали Диким Петером и какое-то время он находился в Ганновере. Дикий Петер питался овощами, фруктами и полосками свежей коры деревьев. Мяса и хлеба он не ел. Позже его доставили ко двору английского короля Георга Первого, и его случай после этого стал широко известен в Европе. Питера, как его стали звать на английский манер, пытались всеми силами приобщить к человеческой жизни, но он, дожив лет до 70-ти, выучился произносить только несколько слов, в том числе своё имя. Говорят, что он сносно понимал человеческую речь и выглядел как и все люди в его возрасте. 

   В 19-м веке случаев обнаружения детей-маугли было известно более полусотни. Так в 1887 году в Персии была поймана девочка лет девяти от роду. Её воспитала семья персидских львов, на тот момент ещё полностью не истреблённых. Девочка видела в темноте. Также она имела очень сильные руки, а ела лишь сырое мясо. Очеловечить её так и не удалось и вскоре девочка, которую прозвали Камой, умерла в неподходящих для себя цивилизованных условиях.

   20-й век дал ещё больше случаев поимки феральных детей. Ведь население планеты росло, и средства массовой информации тоже развивались стремительным темпом. Наибольшее количество подобных фактов известно в Индии. Более половины индийских детей-маугли воспитывались волками. Пожалуй, первыми стали широко известны две девочки, которых назвали Амала и Камала. Их обнаружили крестьяне, из-за своего суеверия посчитавшие обоих детей какими-то чудовищами. К счастью, об этом узнал доктор Дж.Сингх, попечитель детского приюта. Он попросил показать ему «чудищ» и действительно увидел, как в сумерках из волчьей норы вместе с волками вышли два человекоподобных существа. Доктор Сингх попросил поймать ему их, что и было вскоре сделано. Правда, волчицу, охранявшую детей, пришлось застрелить. На вид одной из девочек – а это оказались девочки – было лет восемь. Её назвали Камалой. Второй было не более полутора-двух лет от роду. Обе девочки вели себя совершенно дико: они рычали, ходили на четвереньках, боялись солнечного света и прекрасно видели в темноте. Доктор Сингх даже утверждал, что в темноте у них светились глаза. Взяв их к себе в приют, он имел возможность какое-то время наблюдать их, а данные наблюдений заносил в специальный журнал. К сожалению, младшая из детей-волчат, по имени Амала, пожив около года в приюте, умерла от болезни почек. Зато старшая прожила там целых девять лет. Её удалось частично очеловечить: она научилась ходить на двух ногах, умываться, пользоваться посудой и даже овладела примитивной речью. Однако Камала предпочитала всё же бегать на четвереньках, по-прежнему вела ночной образ жизни и с удовольствием ела сырое мясо.

   После первой мировой войны в Германии была обнаружена дикая девочка, жившая с волками. Позже к ней вернулась человеческая речь, так что Марта Мюллер – такое имя она получила – смогла даже вспоминать о своей вольной первобытной жизни. Вот что она позже говорила: «Во время моих скитаний я чувствовала себя в безопасности лишь когда была с волками. Я не помню, сколько месяцев оставалась в стае, мне не хотелось возвращаться к людям». Питалась в лесу она ягодами, орехами и мясом, которым делились с ней приёмные родители-волки. Когда её поймали, Марте было на вид лет одиннадцать. По отзывам людей, её наблюдавших, она пробыла у волков лет пять-шесть.

   В 1962 году в пустынной местности Ирана был пойман ещё один маугли, на сей раз мальчик. Он очень быстро бегал на четвереньках, так что ловцы применили сеть для его поимки. Все его ноги ниже колен и руки до локтей были в мозолях. Позже к мальчику частично вернулась речь, и он рассказал, что был вскормлен гиеной.

   В 1971 году в горах Италии был отловлен мальчик-козёл. Его назвали Рокко и воспитали его горные дикие козлы. Бегал он на четвереньках, причём быстро, питался молоком и травой. Его пытались вернуть к человеческой жизни, взяв в приёмную семью, но из этой затеи ничего не вышло – Рокко не желал, а вернее не мог очеловечиться. Свою жизнь он окончил в психушке.

   В 1982 году в одну из деревушек Сьерра-Леоне заехал с инспекцией врач. Каково же было его удивление, когда ему рассказали, что в деревне содержится дикая девочка, пойманная четыре года назад в стае обезьян. На тот момент ей было лет пять, она не могла ходить нормально на двух ногах, а ходила сгорбившись и упираясь руками в землю, как и воспитавшие её обезьяны. Предложенную ей кружку с водой она отшвырнула, но из плошки принялась лакать воду чисто по-обезьяньи. Также она схватила зубами и брошенный на землю банан. Девочку четыре года держали в сарае, привязанной верёвкой за ногу и кормили человеческой пищей, в основном кашей. Разговаривать она так и не научилась. Врач состоял в переписке с итальянским доктором Анной Лудовико, которая как раз занималась случаями детей-маугли. У неё в картотеке на тот момент было зафиксировано 46 подобных случаев, зафиксированных практически по всему миру. В основном, детей находили в обществе различных обезьян, а также волков, медведей, леопардов и антилоп. Новую девочку назвали Бэби-Хоспитал, и она стала сорок седьмой по счёту жертвой судьбы, обречённой никогда не стать человеком.

   Хотя есть и частичные исключения. Так в Советском Союзе в туркменской пустыне в 1957 году был найден мальчик, которого воспитали волки. Его назвали Джумой Джумаевым и поместили в психиатрическую лечебницу. В психушке Джума провёл более 30 лет, он научился более-менее изъясняться на русском и туркменском языке, освоил правила человеческого общежития и даже неплохо играл в шахматы. Хотя Джума так и остался не совсем полноценным и для свободной жизни в человеческом обществе он вряд ли годился. Хотя кто знает… После 30 лет, проведённых в неволе, Джуме наконец-то выдали паспорт и присвоили инвалидность. Всего среди волков он провёл примерно 5 лет. Интересно, что когда его спросили, где ему было лучше, у людей или у волков, он заплакал и сказал, что лучше ему было у волков. Потому что порядки волчьей стаи показались ему более человечными, чем порядки в стае двуногих сородичей. Очень интересный факт, между прочим.

   Также известны факты – числом всего три – когда детей воспитывали гигантские панды. Последний такой случай произошёл в 1996 году в горном районе Китая. Там был обнаружен в обществе гигантских панд приблизительно полутора-двухгодовалый ребёнок. По-видимому, родители сами оставили его в лесу, поскольку мальчик имел атавизм – был покрыт от рождения густой шерстью. Неизвестно, как долго он воспитывался пандами, но приспособление его к новой дикой жизни было поразительным. Он рычал при приближении людей, кусался и царапался, если они пытались взять его на руки, вылизывал себя, подобно пандам или кошкам, хорошо лазал по ветвям деревьев, а ел побеги бамбука и листья. Охотник, поймавший китайского маугли, взял его к себе на воспитание. Приёмыш вскоре научился стоять, ходить и мало чем стал отличаться от детей охотника, хотя вместо плача он скулил, как зверёныш. Позже его взяли в Пекин для научных исследований и дальнейшая его судьба в прессе не освещалась.

   Но особенно интересны случаи воспитания детей домашними животными. Недавно несколько таких случаев показали по телевизору. Дело происходило не где-нибудь в неразвитых странах, а в современной России, приобщённой усилиями либералов к цивилизованному обществу других стран. Что-то я не слышал и не читал о подобных случаях, произошедших в Советском Союзе.

   Газета МК в одной из своих заметок сообщила следующее: «“В читинской квартире обнаружена девочка-маугли, воспитанная собаками и кошками”… “В марте в Ленинском районе Уфы нашли 3-летнюю Мадину, которая ела и спала вместе с собаками”… “В августе прошлого года в поселке Октябрьском Краснодарского края были обнаружены трое детей-маугли в возрасте от 10 до 13 лет”.

  Уже в нашем 21-м веке в Чите была обнаружена пятилетняя девочка Наташа Михайлова. Хотя вместе с ней в квартире проживали родственники, отец, бабка с дедом и тётка, но деградированные двуногие бросили ребёнка на произвол судьбы. Вернее, они её воспитывали (если здесь уместно данное слово) вместе с кошками и собаками. Кошки и собаки по-настоящему и воспитали Наташу. Она не знала ни единого человеческого слова (и это в 5 лет!), кушала и лакала из миски, как кошка или собака, а на чужих людей бросалась и лаяла.

   А в 2008 голу в Волгограде был обнаружен мальчик семи лет. Его мамаша была явно с прибабахом, она совершенно не разговаривала с собственным сыном. Зато в одной из её комнат находилось множество клеток с различными птицами. Вот в обществе этих птичек мальчик и проводил всё своё время. Он не умел говорить, зато бойко чирикал и махал руками, словно крыльями. Короче, мальчик-птичка…

   Шестилетнего Витю Козловцева совершенно случайно обнаружила в одной из квартир врач-педиатр. Она заинтересовалась тем, что ребёнок до сих пор совершенно не обследовался у врачей и с целью проверки навестила квартиру мальчика. Из-за дверей она услышала собачий лай и какое-то странное потявкивание, как будто тявкал не щенок, а маленький ребёнок. Пришлось обратиться за помощью к милиции. Когда взломали дверь, то взорам врача и милиционеров открылась странная картина: на полу сидел маленький мальчик-собака. Витя воспитывался не своей сумасшедшей мамашей, а большой собакой. Он не умел говорить, зато рычал и лаял, а также чесался чисто по-собачьи. Кушал он тоже по-собачьи, из общей со своей «главной мамой» миски.

   В 2003 году в деревне Горицы Ивановской области нашли 3-летнего Антона Адамова. Ребёнка воспитала не мать-алкоголичка, а кошка, поэтому он не говорил, зато мяукал, шипел и царапался. Также он тёрся спиной о ноги людей, словно кот.

   Эти дети были изъяты из своих семей и, что странно, их удалось реабилитировать, частично или полностью. Мальчика-птичку даже вернули в семью к маме, правда, под надзором социальной службы попечения за детьми. Учёные объясняют такой феномен тем, что кроме зверей, дети имели возможность наблюдать также и людей, пусть и конченых деградантов. Это помогло им воспринять частично в своё формирующееся сознание также и поведение людей, их образ жизни. Все же остальные дети, не имевшие контакта с людьми, так и остались, в подавляющем большинстве случаев, на звериной стадии развития.


ВЫВОДЫ.
   Мы ознакомились с коротким и отнюдь не полным перечнем тех особых и редких случаев, когда человеческие детёныши, в силу неблагоприятных для них обстоятельств, воспитывались в животной среде. Какие выводы можем мы извлечь для себя из этой интересной и даже поразительной информации? Ну, во-первых, мы обнаружим, что и человеческая природа (как физическая, так и психическая), и природа животная имеют некую общую для себя основу, благодаря которой могут происходить пластические процессы приспособления и животных и человека к несвойственной для них жизненной среде. Правда, эти приспособления могут осуществляться лишь в самом молодом возрасте, а не во взрослом состоянии и тем более не в старости. Тут к месту будет вспомнить мудрость гончаров, возвещающую, что горшки лепятся лишь из свежей глины, а из старого горшка новый, к сожалению, уже не перелепишь. Так и с нашим телом и с нашей душой: взрослые особи для переделки, увы, не слишком годятся, и что выросло, то, как говорится, выросло. Взрослые могут лишь деградировать, оказавшись, к примеру, в длительной изоляции от социума; они могут довольно легко потерять приобретённые знания, но знания новые в их садовые головы лезут с трудом, особенно если эти знания кардинально отличаются от привычных.

   Также интересно будет отметить, что для роли воспитателей человеческих детей годятся лишь высшие млекопитающие. То есть наши ближайшие генетические родственники по эволюции или, если кто не верит в эволюцию, то по земной фауне. Случай с мальчиком из Волгограда, который, подрастая, впитал в себя некоторые поведенческие особенности птиц, является здесь исключением из правил. Такое стало возможным лишь в искусственной среде отдельной городской квартиры. В диких условиях природы ни птицы, ни тем более змеи с крокодилами на роль приёмных пап и мам для человеческих детёнышей ну никак не годятся.

   Что ещё мы можем для себя отметить, анализируя вышеприведённые случаи?.. Как-то уж очень быстро наши малолетние собратья и сосёстры вживаются в общественную жизнь волков, обезьян и разных кошек. Мы-то с вами знаем, до чего порой бывает трудно воспитать из несмышлёного ребёнка маленького человека, а тут вроде раз-два – и на месте ребёнка уже готовый зверёныш! Неужели звериный образ жизни более сильно В ПОТЕНЦИАЛЕ представлен в нашем сознании? Неужели мы с вами более звери, чем то, что сейчас из себя представляем? Да, вопрос…

   Также мы отметим колоссальнейшее значение для нашей формирующейся психики того, что называется социальной средой, из которой эта растущая и развивающаяся психика черпает для себя примеры подражания. С некоторым прискорбием мы будем вынуждены отметить совершенную малость нашей врождённой индивидуальности, её крайне небольшую роль в эволюции сознания как самостоятельной, отдельной от социума, величины. Выходит что сама по себе, без мощного влияния окружающего общества, эта индивидуальность практически не развивается и ничего путного вообще-то из себя не представляет. Именно общественная среда является для нас тем коллективным воспитателем, который и делает из нас представителей сознательного общества хомо сапиенсов… Или, наоборот, делает из нас частенько нелюдей,  не имеющих чести носить столь высокое звание.

   Здесь мы не удержимся и кинем увесистый булыжник в цветущий огород всяческих надменных гордецов, убеждённо считающих что всего, чего они в своей жизни достигли, они обязаны лишь своей личной предприимчивости, уму, силе и отваге. Ага, счас – как бы не так! Были бы вы, господа селфмейдмены и госпожи селфмейдвумены, обыкновеннейшими примитивными идиотами со слюнявыми ртами, если бы в малолетстве какому-либо негодяю пришло на ум совершенно оградить вас от воздействия социальной среды. Или были бы волками или обезьянами, если бы судьба поместила вас в раннем детстве в среду животных… Ведь все наши успехи зиждутся вообще-то на опыте наших предков, которые творчеством неисчислимых поколений создали ту информационно-социальную среду, из которой мы все и почерпаем свои знания и умения. Прежде чем стать людьми, нас обучали родители, воспитатели в детском саду, учителя и преподаватели. Нас учили уму-разуму наши близкие и дальние, нас ставили на ноги, нас посвящали во что-то значимое и достойное… Так что не будем слишком уж задирать свой нос. И жить лишь только для себя, впитывая из социума и биосферы всё хорошее и приятное, чтобы потешить наши чувства, тоже вообще-то глупо и недостойно человека разумного. Также глупо и недостойно всемерно способствовать не развитию социума и его клеточек, отдельных людей, а наоборот – дурить головы всем «чужакам», чтобы на фоне дураков и овец самому показаться умником и пастырем. Ведь на всех нас лежит колоссальная ответственность за степень развития нашей общей социальной среды, за то позитивное и полезное варево общечеловеческого информационного котла, из которого все мы в той или иной степени да хлебаем. Кстати, и потомкам нашим тоже придётся из него хлебать…

   Поэтому давайте не плевать в этот великий общий котёл или колодец, и тем более давайте в него не гадить и не сыпать туда всякую отраву. Иначе или мы, или наши потомки неминуемо отравимся и обблюёмся негодными знаниями, претворёнными в такие же негодные дела. А то и вовсе откинем копыта, наевшись до отвала вонючей дряни несъедобных знаний и умений. Нам нужно сообща, всем, как говорится, миром охранять этот общий великий резервуар и по возможности нужно пытаться его  облагородить, чтобы испив или поев из него, мы  бы формировались не говорящими зверями, как это в массе своей происходит теперь, а достойными и благородными разумными людьми.

   Сознание ведь, если перевести это слово с русского на русский, означает не что иное как ОБЩЕЕ ЗНАНИЕ. И это самое верное толкование сего загадочного, хотя и «замыленного» понятия.


 
Рейтинг: 0 620 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!