Гепатия Александрийская
31 марта 2019 -
Виктор Слонов
Вряд ли кто из читателей, если он хотя бы немного знаком с историей астрономии, не слыхал этого имени, не прочитал двух-трех строк, чаще рассказывающих об ужасной смерти, нежели о жизни этой необыкновенной женщины-ученого и философа греческого происхождения, которую отделяют от нашей эпохи полтора тысячелетия. О жизни Гипатии Александрийской, и в самом деле, известно немногое, причины ее трагической гибели также описываются по-разному и не беспристрастно... в зависимости от того, принадлежит ли автор к христианской религии, язычеству или является атеистом.
Почему?
Гипатия (Hypatia, около 370—415 гг.) — дочь известного александрийского математика Теона жила в Александрии — столице одной из крупнейших тогда префектур восточной части Великой Римской империи. Здесь сформировался новый центр науки. Уже седьмой век существовал знаменитый «музеум» — высшая Александрийская школа со своей уникальной библиотекой, названной по той части города, где она находилась, «Брухейон» и насчитывавшей некогда многие тысячи книг. Правда, в I в. до н. э. при вступлении в Александрию войск Юлия Цезаря, о котором можно прочесть на страницах исторического интенет-журнала https://histnote.ru, страшный пожар уничтожил не менее 400 ООО книг, но до конца IV в. еще существовала вторая часть Александрийской библиотеки — бесценное книгохранилище при языческом храме Сераписа — «Серапейон». В Александрийском музеуме и на обсерватории в свое время преподавали и трудились Евклид, Аполлоний Пергский, Аристилл, Тимохарис, Эратосфен (бывший до конца жизни главным библиотекарем знаменитых хранилищ), Гиппарх и автор «Альмагеста» Птолемей.
Почему, несмотря на скудные сведения о Гипатии, судьба ее на протяжении веков не перестает привлекать внимание? Не только современник, преданный ученик и друг Гипатии, впоследствии епископ Птолемаиды и ученый Синезий обращается к ней с благоговейными словами «моя мать, моя сестра, моя учительница». Ее прославляет поэт VI в., называя «светлой звездой мудрого учения». О ней пишут языческие и христианские писатели раннего средневековья.
Историк и философ XIV в. Никифор Григор рассказывает о существовании в его время пословицы «вторая Ипатия», употреблявшейся по отношению к особо ученым женщинам. Необычная судьба Гипатии сделала ее «святой» для языческих писателей X в., которые считали ее жертвой властолюбия и фанатизма архиепископа Кирилла. Более того, многочисленные историки христианской церкви тоже не забыли этого имени, создав по образу и подобию Гипатии «свою», христианскую святую-великомученицу — Екатерину Александрийскую (кстати, в святые попал и пресловутый архиепископ, виновницей же трагедии выставлялась «чернь»).
Между тем с течением времени в описании причин гибели Гипатии на место частностей — конфликта личностей все более определенно выступали общие, истинные причины — конфликт идеологий. В начале XVIII в. Гипатия становится героиней антирелигиозных памфлетов английского писателя Д. Толанда, позднее — Вольтера и других. Особое внимание к ней проявляется в XIX в,: тщательно собираются все имеющиеся сведения о ней, ее биография рассказывается в публичных лекциях, Гепатии посвящаются труды по истории математики, докторская диссертация, стихи, картины, три романа...
И даже в том, что во всех этих произведениях авторы весьма вольно обращаются с описанием самой героини, ее внутреннего мира и даже деталей жизни, сказывается не только и не столько недостаток фактов, но все та же пристрастность, проявляется своего рода «партийность» авторов, которой, как указывал В. И. Ленин, не могли избежать писатели всех веков и обществ. Все это говорит о том, что судьба Гипатии «задевает за живое» и человека нового времени, что рассказ о ее участи и через века звучал не только отголоском давно отгремевших схваток и распрей. Именно в этом и заключается основная причина неослабевающего интереса к личности Гипатии, со дня рождения которой в нынешнем году исполняется 1600 лет.
[Скрыть]
Регистрационный номер 0444106 выдан для произведения:
Вряд ли кто из читателей, если он хотя бы немного знаком с историей астрономии, не слыхал этого имени, не прочитал двух-трех строк, чаще рассказывающих об ужасной смерти, нежели о жизни этой необыкновенной женщины-ученого и философа греческого происхождения, которую отделяют от нашей эпохи полтора тысячелетия. О жизни Гипатии Александрийской, и в самом деле, известно немногое, причины ее трагической гибели также описываются по-разному и не беспристрастно... в зависимости от того, принадлежит ли автор к христианской религии, язычеству или является атеистом.
Почему?
Гипатия (Hypatia, около 370—415 гг.) — дочь известного александрийского математика Теона жила в Александрии — столице одной из крупнейших тогда префектур восточной части Великой Римской империи. Здесь сформировался новый центр науки. Уже седьмой век существовал знаменитый «музеум» — высшая Александрийская школа со своей уникальной библиотекой, названной по той части города, где она находилась, «Брухейон» и насчитывавшей некогда многие тысячи книг. Правда, в I в. до н. э. при вступлении в Александрию войск Юлия Цезаря, о котором можно прочесть на страницах исторического интенет-журнала https://histnote.ru, страшный пожар уничтожил не менее 400 ООО книг, но до конца IV в. еще существовала вторая часть Александрийской библиотеки — бесценное книгохранилище при языческом храме Сераписа — «Серапейон». В Александрийском музеуме и на обсерватории в свое время преподавали и трудились Евклид, Аполлоний Пергский, Аристилл, Тимохарис, Эратосфен (бывший до конца жизни главным библиотекарем знаменитых хранилищ), Гиппарх и автор «Альмагеста» Птолемей.
Почему, несмотря на скудные сведения о Гипатии, судьба ее на протяжении веков не перестает привлекать внимание? Не только современник, преданный ученик и друг Гипатии, впоследствии епископ Птолемаиды и ученый Синезий обращается к ней с благоговейными словами «моя мать, моя сестра, моя учительница». Ее прославляет поэт VI в., называя «светлой звездой мудрого учения». О ней пишут языческие и христианские писатели раннего средневековья.
Историк и философ XIV в. Никифор Григор рассказывает о существовании в его время пословицы «вторая Ипатия», употреблявшейся по отношению к особо ученым женщинам. Необычная судьба Гипатии сделала ее «святой» для языческих писателей X в., которые считали ее жертвой властолюбия и фанатизма архиепископа Кирилла. Более того, многочисленные историки христианской церкви тоже не забыли этого имени, создав по образу и подобию Гипатии «свою», христианскую святую-великомученицу — Екатерину Александрийскую (кстати, в святые попал и пресловутый архиепископ, виновницей же трагедии выставлялась «чернь»).
Между тем с течением времени в описании причин гибели Гипатии на место частностей — конфликта личностей все более определенно выступали общие, истинные причины — конфликт идеологий. В начале XVIII в. Гипатия становится героиней антирелигиозных памфлетов английского писателя Д. Толанда, позднее — Вольтера и других. Особое внимание к ней проявляется в XIX в,: тщательно собираются все имеющиеся сведения о ней, ее биография рассказывается в публичных лекциях, Гепатии посвящаются труды по истории математики, докторская диссертация, стихи, картины, три романа...
И даже в том, что во всех этих произведениях авторы весьма вольно обращаются с описанием самой героини, ее внутреннего мира и даже деталей жизни, сказывается не только и не столько недостаток фактов, но все та же пристрастность, проявляется своего рода «партийность» авторов, которой, как указывал В. И. Ленин, не могли избежать писатели всех веков и обществ. Все это говорит о том, что судьба Гипатии «задевает за живое» и человека нового времени, что рассказ о ее участи и через века звучал не только отголоском давно отгремевших схваток и распрей. Именно в этом и заключается основная причина неослабевающего интереса к личности Гипатии, со дня рождения которой в нынешнем году исполняется 1600 лет.
Рейтинг: +1
436 просмотров
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!