Записки советского человека.
22 февраля 2013 -
Ольга Голдобова
Воспоминания советского человека(мемуары)
Вступление.
Принято считать, что мемуары пишут люди известные:государственные и политические деятели,писатели, актёры, музыканты, спортсмены.
Почему бы мне ,рядовому гражданину (точне, гражданке) своей страны не "поведать " " о времени и о себе"?
Тому есть несколько причин.Первая- для детей и внуков- пусть знают всё о жизни своей матери и бабушки, отом, как жили раньше,сравнивали прошлое с настоящим и планировали будущее.Хотя , конечно, мне , как и многим из "пишущей братии" не чуждо некотрое тщеславие( не корысть).Наверное ,это можно назвать второй причиной.Наконец, для себя самой , погрузившись в воспоминания, может быть, восстановить утраченные связи, немного подкорректировать настоящее,анализируя ошибки прошлого,отредактировать эти ошибки для будущего.
I.
Первые фрагментарные воспоминания относятся к 4-5 летнему возрасту.
Вот бабушка ,согнувшись(страдала заболеванием полиартрита) доит корову Красулю.А вот Красуля почему-то поднимает меня высоко между своих рогов
(ощущение боли), вот я убегаю от большого белого гуся,который больно ущипнул за ногу.Жили мы тогда в Восточном Казахстане -с Акжар вместе с бабушкой Зинаидой, дедом Павлом,мамой(она чаще отсутствовала,т.к.,оставшись старшей в большой семье,вместе с отцом помогала её содержать (работать начала в 14-летнем возрасте).Старший брат Фёдор работал в геологоразведочной партии, у него к тому времени, кажется, была уже своя семья.Вместе с нами жили ещё три маминых сестры-Анна,Федосья и Мария,братья-Василий и Иван.Мама...до сих пор не знаю, в чём причина того, чтоу них с отцом не сложилась семейная жизнь, но вот вспоминаю её всегда очень занятой и строгой.Следующее воспоминание- вместе с матерью едем к отцу в с.Берёзовка той же Восточно-Казахстанской области, я была в очень беленькой каракулевой шубке, а он прямо с работы поднимает меня на руки(руки в мазуте), запачкав эту шубку, чем доставляет мне большое огорчение.Больше я его никогда не видела, хотя мама очень тесно общалась с семьёй его брата.
Когда мне исполнилось лет 6, мама с тётей Феней в поисках тепла и работы переезжают в Алма-Атинскую область-г.Уштобе,где становятся работницами ремонтно-механического завода.Затем перевозят сюда же и всех нас.
Отдельно хотелось бы остановиться на истории нашей семьи Клиновицких(то, что я знаю).По рассказам матери,начало род наш берёт от польского солдата, оказавшегося в России в плену где-то в середине 19 века, к сожалению имени его не сохранилось.Мой прадед,дед Малофей,рассказывал ещё об одном предке ,побывавшем в австрийском плену во время одной из балканских войнв 80-х -90-х годах 19 века.Молодой солдат волею судьбы оказался в одной бездетной австрийской семье, где к нему очень тепло относились, считая своим сыном. Но парня тянуло домой, в Россию,кроме возвращения на Родину, он ни о чём думать не мог.
А жили мои прадед и прабабка тогда,уже в начале 20 века в Горном Алтае, недалеко от границы с Китаем.
Семья была немалая:прадед Малофей,прабабка Анна,два сына , один из которых мой дед Павел,жена его Зинаида, мать Зинаиды, ещё младшая сестра деда Матрёна.Хозяйсто считалось середняцким:две лошади, две коровы, небольшой участок земли,где сеяли и выращивали хлеб, не говоря уже о пасеке и огородах соток в 50.Работали без отдыха,в страдную пору(уборка и сенокос)приходилось нанимать1-2 батраков.
После революции наконец-то вздохнули с некоторым облегчением:надеялись на новые законы о земле и налогах.Поставили новую избу, так как старый пятистенок не вмещал всех.Но надеждам на лучшую жизнь в этом доме не дано было осуществиться: в 30-м году для проведения коллективизации прислали в село нового работника Сельского Совета.Ему очень приглянулась новая, недавно отстроенная изба в центре села.Как то однажды под вечер хозяин услышал стук в дверь
-Кто там?
-Свои, можно войти?
Это был "сельсоветчик",который вначале попросил у Малофея, а затем и пригрозил раскулачиванием и ссылкой на Север,если не освободит новую избу.Что оставалось делать ?
-Собирайтесь!Ночью идём через границу в Китай .
К тому времени уже несколько семей из этого и окрестных сёл покинули Родину и нашли приют в Китае,Синцзянь-Уйгурской провинции.
Утром соседи, услышав,что во дворе Клиновицких ревёт корова, решили узнать, что случилось. Дом смотрел разбитыми окнами, печь была разрушена,ворота сломаны.Так хозяин выразил свой протест против новых порядков.Умирая на чужбине через несколько лет,всё просил:"Мне бы в Расею,дома помереть надо".Так и не дожил до смерти Сталина,когда в 1955 году его семье после более чем двадцатилетнего перерыва было разрешено возвратиться ,но не к себе, в Горный Алтай,а уже в Восточный Казахстан для того, чтобы "поднимать "целину.Особо хочется рассказать о родных отца, Самойлова Алексея.Так же, как и семья матери, семья отца переехала в Китай, только из Большенарымского района Восточно-Казахстанской области.Только были они более зажиточными: дед отца, Харлампий владел мельницей в Катон-Карагае Синцзянь-Уйгурской провинции.В 1955 году. когда было разрешено после смерти Сталина русским выехать из Китая в СССР, у Вавилы, моего деда,было уже 8 детей,а девятым, дочерью Асей, Анна, моя бабушка, была беременна.
Было решено, что жена Анна с восемью детьми поедет в СССР, а Вавила, её муж, уладив дела(продав мельницу), выедет позже.Но он так и не приехал, а женившись на женщине своего круга (они были старообрядцы, или староверы),уехал в Гонконг,а далее -в Аргентину и ,наконец,- в США.Там у них родилось 5 детей.Дед мой, Вавила , жив и сейчас .Ему 101 год.Сейчас в Штатах живёт Анастасия, младшая его дочь от 1 брака.
Это ,наверное, всё, что касается истории моей семьи.
Теперь возвратимся в Уштобе, в то время, когда мне было 5,5 лет.Помню- большая семья. нас 6 человек- взрослых 3 и детей столько же.Жили на квартиреу китайца, в землянке с земляной же крышей. пол был из глины,застелен был рубероидом.Затем была вторая квартира-по улице Октябрьской,там была хозяйка, а ещё помню двух ягнят- беленького и чёрненького.Дед Павел работал там же, где его дочери- Екатерина, моя мать, и Федосья, на заводе плотником.В то время Уштобинский ремонтно-механический завод был перспективным- на нём работало около полутора тысяч человек. производили водовозы, собирали электромоторы. другую продукцию для сельскохозяйственных предприятий.Начали строить двухэтажные дома из кирпича , для работников завода.Дед мой, Павел,так и не успел получить квартиру в новом доме, он умер от рака желудка. сказалось сильное напряжение( всё-таки семья большая- 9 детей),их надо было кормить,одевать. обувать.Помню:начало сентября. жарко,похороны, а мы с младшим братишкой матери Ваней ( ему девять с лишним лет) стоим у гроба моего деда(умер он в 50 лет). за нами- плачущая бабушка с повзрослевшими детьми: Фёдором ( он был с женой Верой). Екатерина , Федосья -тоже с мужем Виктором Никитиным, Мария с о своим мужем Владимиром Благодарным,другие родственники и соседи-это семейная фотография.
Итак, мы получили квартиру.Ту, в которой дед настилал полы, но так и не пожил ни дня в ней.В квартире было всё, что нужно для жизни- водяное отопление, газовая плита, водопровод.Правда, удобства на улице, но в то время и тех удобств хватало. В нашем, восьмиквартирном доме жило 8 семей, в которых воспитывалось 15 детей. Вспоминаю семьи Иванниковых, Байтерековых(1 казахская семья в доме),Долговых, Слесаренко, Антоненко,Чаплыгиных, Сухих( до них жили Смоляковы).Всё делили на всех: радости, горести, собирались на праздники за общим столом у подъезда.В семьях было тоже всё: и хорошее, и плохое.Родители работали на заводе Уштобинском РМЗ, а дети учились в школе им.М.Горького.В других домах( всего их было 4) жило тоже несколько десятков детей.Мы группировались:одна группа -лет с 8-9 - отдельно играли, совершали походы на арык, другие интересные места, вторая группа- лет с 13- до 15- у них уже была настоящая дружба, песни под гитару у костра, беседы на интересующие их темы, ну и старшая группа- лет с 16 до 18-самостоятельная деятельность. Не помню, чтобы кто-то обижал малышей или были какие-то из ряда вон выходящие случаи.В силу обстоятельств мы с мамой остались одни, а бабушка с двумя младшими сыновьями поселилась в посёлке "Ленинский путь".Он был многонациональным: здесь жили русские, казахи, корейцы, курды, чеченцы,немцы, удмурты, украинцы.Тогда не было страшных преступлений, вражды на национальной почве, во всяком случае, не слышала о них.(Продолжение следует)
[Скрыть]
Регистрационный номер 0118925 выдан для произведения:
Воспоминания советского человека(мемуары)
Вступление.
Принято считать, что мемуары пишут люди известные:государственные и политические деятели,писатели, актёры, музыканты, спортсмены.
Почему бы мне ,рядовому гражданину (точне, гражданке) своей страны не "поведать " " о времени и о себе"?
Тому есть несколько причин.Первая- для детей и внуков- пусть знают всё о жизни своей матери и бабушки, отом, как жили раньше,сравнивали прошлое с настоящим и планировали будущее.Хотя , конечно, мне , как и многим из "пишущей братии" не чуждо некотрое тщеславие( не корысть).Наверное ,это можно назвать второй причиной.Наконец, для себя самой , погрузившись в воспоминания, может быть, восстановить утраченные связи, немного подкорректировать настоящее,анализируя ошибки прошлого,отредактировать эти ошибки для будущего.
I.
Первые фрагментарные воспоминания относятся к 4-5 летнему возрасту.
Вот бабушка ,согнувшись(страдала заболеванием полиартрита) доит корову Красулю.А вот Красуля почему-то поднимает меня высоко между своих рогов
(ощущение боли), вот я убегаю от большого белого гуся,который больно ущипнул за ногу.Жили мы тогда в Восточном Казахстане -с Акжар вместе с бабушкой Зинаидой, дедом Павлом,мамой(она чаще отсутствовала,т.к.,оставшись старшей в большой семье,вместе с отцом помогала её содержать (работать начала в 14-летнем возрасте).Старший брат Фёдор работал в геологоразведочной партии, у него к тому времени, кажется, была уже своя семья.Вместе с нами жили ещё три маминых сестры-Анна,Федосья и Мария,братья-Василий и Иван.Мама...до сих пор не знаю, в чём причина того, чтоу них с отцом не сложилась семейная жизнь, но вот вспоминаю её всегда очень занятой и строгой.Следующее воспоминание- вместе с матерью едем к отцу в с.Берёзовка той же Восточно-Казахстанской области, я была в очень беленькой каракулевой шубке, а он прямо с работы поднимает меня на руки(руки в мазуте), запачкав эту шубку, чем доставляет мне большое огорчение.Больше я его никогда не видела, хотя мама очень тесно общалась с семьёй его брата.
Когда мне исполнилось лет 6, мама с тётей Феней в поисках тепла и работы переезжают в Алма-Атинскую область-г.Уштобе,где становятся работницами ремонтно-механического завода.Затем перевозят сюда же и всех нас.
Отдельно хотелось бы остановиться на истории нашей семьи Клиновицких(то, что я знаю).По рассказам матери,начало род наш берёт от польского солдата, оказавшегося в России в плену где-то в середине 19 века, к сожалению имени его не сохранилось.Мой прадед,дед Малофей,рассказывал ещё об одном предке ,побывавшем в австрийском плену во время одной из балканских войнв 80-х -90-х годах 19 века.Молодой солдат волею судьбы оказался в одной бездетной австрийской семье, где к нему очень тепло относились, считая своим сыном. Но парня тянуло домой, в Россию,кроме возвращения на Родину, он ни о чём думать не мог.
А жили мои прадед и прабабка тогда,уже в начале 20 века в Горном Алтае, недалеко от границы с Китаем.
Семья была немалая:прадед Малофей,прабабка Анна,два сына , один из которых мой дед Павел,жена его Зинаида, мать Зинаиды, ещё младшая сестра деда Матрёна.Хозяйсто считалось середняцким:две лошади, две коровы, небольшой участок земли,где сеяли и выращивали хлеб, не говоря уже о пасеке и огородах соток в 50.Работали без отдыха,в страдную пору(уборка и сенокос)приходилось нанимать1-2 батраков.
После революции наконец-то вздохнули с некоторым облегчением:надеялись на новые законы о земле и налогах.Поставили новую избу, так как старый пятистенок не вмещал всех.Но надеждам на лучшую жизнь в этом доме не дано было осуществиться: в 30-м году для проведения коллективизации прислали в село нового работника Сельского Совета.Ему очень приглянулась новая, недавно отстроенная изба в центре села.Как то однажды под вечер хозяин услышал стук в дверь
-Кто там?
-Свои, можно войти?
Это был "сельсоветчик",который вначале попросил у Малофея, а затем и пригрозил раскулачиванием и ссылкой на Север,если не освободит новую избу.Что оставалось делать ?
-Собирайтесь!Ночью идём через границу в Китай .
К тому времени уже несколько семей из этого и окрестных сёл покинули Родину и нашли приют в Китае,Синцзянь-Уйгурской провинции.
Утром соседи, услышав,что во дворе Клиновицких ревёт корова, решили узнать, что случилось. Дом смотрел разбитыми окнами, печь была разрушена,ворота сломаны.Так хозяин выразил свой протест против новых порядков.Умирая на чужбине через несколько лет,всё просил:"Мне бы в Расею,дома помереть надо".Так и не дожил до смерти Сталина,когда в 1955 году его семье после более чем двадцатилетнего перерыва было разрешено возвратиться ,но не к себе, в Горный Алтай,а уже в Восточный Казахстан для того, чтобы "поднимать "целину.Особо хочется рассказать о родных отца, Самойлова Алексея.Так же, как и семья матери, семья отца переехала в Китай, только из Большенарымского района Восточно-Казахстанской области.Только были они более зажиточными: дед отца, Харлампий владел мельницей в Катон-Карагае Синцзянь-Уйгурской провинции.В 1955 году. когда было разрешено после смерти Сталина русским выехать из Китая в СССР, у Вавилы, моего деда,было уже 8 детей,а девятым, дочерью Асей, Анна, моя бабушка, была беременна.
Было решено, что жена Анна с восемью детьми поедет в СССР, а Вавила, её муж, уладив дела(продав мельницу), выедет позже.Но он так и не приехал, а женившись на женщине своего круга (они были старообрядцы, или староверы),уехал в Гонконг,а далее -в Аргентину и ,наконец,- в США.Там у них родилось 5 детей.Дед мой, Вавила , жив и сейчас .Ему 101 год.Сейчас в Штатах живёт Анастасия, младшая его дочь от 1 брака.
Это ,наверное, всё, что касается истории моей семьи.
Теперь возвратимся в Уштобе, в то время, когда мне было 5,5 лет.Помню- большая семья. нас 6 человек- взрослых 3 и детей столько же.Жили на квартиреу китайца, в землянке с земляной же крышей. пол был из глины,застелен был рубероидом.Затем была вторая квартира-по улице Октябрьской,там была хозяйка, а ещё помню двух ягнят- беленького и чёрненького.Дед Павел работал там же, где его дочери- Екатерина, моя мать, и Федосья, на заводе плотником.В то время Уштобинский ремонтно-механический завод был перспективным- на нём работало около полутора тысяч человек. производили водовозы, собирали электромоторы. другую продукцию для сельскохозяйственных предприятий.Начали строить двухэтажные дома из кирпича , для работников завода.Дед мой, Павел,так и не успел получить квартиру в новом доме, он умер от рака желудка. сказалось сильное напряжение( всё-таки семья большая- 9 детей),их надо было кормить,одевать. обувать.Помню:начало сентября. жарко,похороны, а мы с младшим братишкой матери Ваней ( ему девять с лишним лет) стоим у гроба моего деда(умер он в 50 лет). за нами- плачущая бабушка с повзрослевшими детьми: Фёдором ( он был с женой Верой). Екатерина , Федосья -тоже с мужем Виктором Никитиным, Мария с о своим мужем Владимиром Благодарным,другие родственники и соседи-это семейная фотография.
Итак, мы получили квартиру.Ту, в которой дед настилал полы, но так и не пожил ни дня в ней.В квартире было всё, что нужно для жизни- водяное отопление, газовая плита, водопровод.Правда, удобства на улице, но в то время и тех удобств хватало. В нашем, восьмиквартирном доме жило 8 семей, в которых воспитывалось 15 детей. Вспоминаю семьи Иванниковых, Байтерековых(1 казахская семья в доме),Долговых, Слесаренко, Антоненко,Чаплыгиных, Сухих( до них жили Смоляковы).Всё делили на всех: радости, горести, собирались на праздники за общим столом у подъезда.В семьях было тоже всё: и хорошее, и плохое.Родители работали на заводе Уштобинском РМЗ, а дети учились в школе им.М.Горького.В других домах( всего их было 4) жило тоже несколько десятков детей.Мы группировались:одна группа -лет с 8-9 - отдельно играли, совершали походы на арык, другие интересные места, вторая группа- лет с 13- до 15- у них уже была настоящая дружба, песни под гитару у костра, беседы на интересующие их темы, ну и старшая группа- лет с 16 до 18-самостоятельная деятельность. Не помню, чтобы кто-то обижал малышей или были какие-то из ряда вон выходящие случаи.В силу обстоятельств мы с мамой остались одни, а бабушка с двумя младшими сыновьями поселилась в посёлке "Ленинский путь".Он был многонациональным: здесь жили русские, казахи, корейцы, курды, чеченцы,немцы, удмурты, украинцы.Тогда не было страшных преступлений, вражды на национальной почве, во всяком случае, не слышала о них.(Продолжение следует)
Рейтинг: +1
1115 просмотров
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!