ДВА ВАЛЬСА

8 июня 2018 - Марина Попенова

ДВА ВАЛЬСА

 

А.С. Грибоедов  вошел в историю, прежде всего, конечно, как автор бессмертной комедии «Горе от ума». Уникальность же его в том, что он сочетал в себе талант литератора с талантом музыканта. Исключительность его положения еще и в том, что, будучи автором всего двух дошедших до нас музыкальных произведений, (Вальс ми минор и Вальс ля бемоль мажор) стал благодаря им очень популярным композитором .

 

Есть нечто общее между этими двумя фортепианными миниатюрами и сентенциями в его комедии: как реплики его знаменитых персонажей разлетелись по миру, став «крылатыми» выражениями, так и эти два вальса, своего рода «листки из альбома», превратились в популярнейшие произведения, широко бытующие в кругах любителей музыки, порой даже вне связи с самим А. Грибоедовым. К сожалению, никакие другие произведения Грибоедова не были им записаны; во всяком случае, ничего другого до нас не дошло. Между тем о музыкальных способностях и о музицировании А. Грибоедова его современникам было хорошо известно. В 20-е годы XIX столетия в его доме в Москве на Новинском бульваре постоянно устраивались музыкальные собрания. Помимо хозяина здесь музицировал  Алябьев. С В. Ф. Одоевским Грибоедов обсуждал музыкально-теоретические вопросы, в частности, только что вышедший в то время на русском языке фундаментальный учебник теории музыки Гесса де Кальве. О том, как появился вальс ми минор, поведала Е. П. Соковнина, племянница С. И. Бегичева, лучшего друга Грибоедова: «В эту зиму Грибоедов продолжал отделывать свою комедию "Горе от ума” и, чтобы вернее схватить все оттенки московского общества, ездил на балы и обеды, до которых никогда не был охотник, а затем уединялся по целым дням в своем кабинете. Тогда по вечерам раздавались его чудесные импровизации на рояле, и я, имея свободный доступ в его кабинет, заслушивалась их до поздней ночи. У меня сохранился сочиненный и написанный самим Грибоедовым вальс, который он передал мне в руки. Прилагаю этот вальс в уверенности, что он может и теперь доставить многим удовольствие».

 

 

 

И так, свидетельство Соковниной устанавливает, что сочинение одного из вальсов относится к периоду окончательной отделки «Горя от ума». Первая редакция Вальса, была опубликована в петербургском «Историческом вестнике» и впоследствии перепечатана во II томе первого полного собрания сочинений А. Грибоедова, которое вышло в Петрограде (1911—1917). Этот том целиком посвящен материалам, относящимся к «Горе от ума». Примечательно, что вторая редакция этого Вальса обнаруживает большее композиторское мастерство.

По форме своей оба вальса незатейливы, представляют собой простейшие виды двухчастной формы. Фортепианная фактура их тоже предельно проста, нет никаких попыток широкого письма с мало-мальски эффектным пианистическим изложением – отсутствуют яркие кульминации, броские пассажи. Одним словом, все чрезвычайно камерно и интимно. Они написаны в том самом ключе, в каком музицирование упоминается в приведенных цитатах из литературных произведений А. Грибоедова.  Оба грибоедовских вальса обнаруживают несомненное музыкальное дарование автора, но еще не созревшее и не получившее надлежащей обработки и отделки. Словом, это музыка любительская. И, тем не менее – один из парадоксов искусства! – именно грибоедовские вальсы приобрели необычайную популярность. Современники восхищались его вдохновенными импровизациями. Карьере пианиста помешало то, что во время одной из дуэлей соперник прострелил Грибоедову мизинец левой руки (именно по изуродованному пальцу Грибоедов был опознан среди погибших при нападении религиозных фанатиков .

Писатель, композитор, дипломат - Александр Сергеевич Грибоедов прожил короткую и яркую жизнь. Он оставил после себя бессмертную комедию "Горе от ума", знаменитый "грибоедовский" вальс, внёс серьёзный вклад в развитие русской дипломатии. Грибоедов трагически погиб  в Персии в возрасте 34-х лет при нападении на русскую миссию в Тегеране в 1829 году

Написанные Грибоедовым немногочисленные музыкальные произведения обладали великолепной гармонией, стройностью и лаконичностью.Некоторые произведения, в том числе фортепианная соната — самое серьезное музыкальное произведение Грибоедова, до нас не дошли. По воспоминаниям современников, Грибоедов был замечательным пианистом, его игра отличалась подлинным артистизмом.

Когда-то и я играла эти вальсы и учительница музыки рассказала мне, что сам Грибоедов серьёзного значения им не придавал, считал это баловством. Но я думаю, что эти дошедшие до нас Вальсы ещё одна грань таланта великого писателя и драматурга.

 

 

 

 

 

 

© Copyright: Марина Попенова, 2018

Регистрационный номер №0418219

от 8 июня 2018

[Скрыть] Регистрационный номер 0418219 выдан для произведения:

ДВА ВАЛЬСА 

Писатель, композитор, дипломат - Александр Сергеевич Грибоедов прожил короткую и яркую жизнь. Он оставил после себя бессмертную комедию "Горе от ума", знаменитый "грибоедовский" вальс, внёс серьёзный вклад в развитие русской дипломатии. Грибоедов трагически погиб в Персии в возрасте 34-х лет.

Он вошел в историю, прежде всего, конечно, как автор бессмертной комедии «Горе от ума». Уникальность же его в том, что он сочетал в себе талант литератора с талантом музыканта. Исключительность его положения еще и в том, что, будучи автором всего двух дошедших до нас музыкальных произведений, (Вальс ми минор и Вальс ля бемоль мажор) стал благодаря им очень популярным композитором .

 

Есть нечто общее между этими двумя фортепианными миниатюрами и сентенциями в его комедии: как реплики его знаменитых персонажей разлетелись по миру, став «крылатыми» выражениями, так и эти два вальса, своего рода «листки из альбома», превратились в популярнейшие произведения, широко бытующие в кругах любителей музыки, порой даже вне связи с самим А. Грибоедовым. К сожалению, никакие другие произведения Грибоедова не были им записаны; во всяком случае, ничего другого до нас не дошло. Между тем о музыкальных способностях и о музицировании А. Грибоедова его современникам было хорошо известно. В 20-е годы XIX столетия в его доме в Москве на Новинском бульваре постоянно устраивались музыкальные собрания. Помимо хозяина здесь музицировал  Алябьев. С В. Ф. Одоевским Грибоедов обсуждал музыкально-теоретические вопросы, в частности, только что вышедший в то время на русском языке фундаментальный учебник теории музыки Гесса де Кальве. О том, как появился вальс ми минор, поведала Е. П. Соковнина, племянница С. И. Бегичева, лучшего друга Грибоедова: «В эту зиму Грибоедов продолжал отделывать свою комедию "Горе от ума” и, чтобы вернее схватить все оттенки московского общества, ездил на балы и обеды, до которых никогда не был охотник, а затем уединялся по целым дням в своем кабинете. Тогда по вечерам раздавались его чудесные импровизации на рояле, и я, имея свободный доступ в его кабинет, заслушивалась их до поздней ночи. У меня сохранился сочиненный и написанный самим Грибоедовым вальс, который он передал мне в руки. Прилагаю этот вальс в уверенности, что он может и теперь доставить многим удовольствие».


 

 

 

И так, свидетельство Соковниной устанавливает, что сочинение одного из вальсов относится к периоду окончательной отделки «Горя от ума». Первая редакция Вальса, была опубликована в петербургском «Историческом вестнике» и впоследствии перепечатана во II томе первого полного собрания сочинений А. Грибоедова, которое вышло в Петрограде (1911—1917). Этот том целиком посвящен материалам, относящимся к «Горе от ума». Примечательно, что вторая редакция этого Вальса обнаруживает большее композиторское мастерство.

По форме своей оба вальса незатейливы, представляют собой простейшие виды двухчастной формы. Фортепианная фактура их тоже предельно проста, нет никаких попыток широкого письма с мало-мальски эффектным пианистическим изложением – отсутствуют яркие кульминации, броские пассажи. Одним словом, все чрезвычайно камерно и интимно. Они написаны в том самом ключе, в каком музицирование упоминается в приведенных цитатах из литературных произведений А. Грибоедова.  Оба грибоедовских вальса обнаруживают несомненное музыкальное дарование автора, но еще не созревшее и не получившее надлежащей обработки и отделки. Словом, это музыка любительская. И, тем не менее – один из парадоксов искусства! – именно грибоедовские вальсы приобрели необычайную популярность. Современники восхищались его вдохновенными импровизациями. Карьере пианиста помешало то, что во время одной из дуэлей соперник прострелил Грибоедову мизинец левой руки (именно по изуродованному пальцу Грибоедов был опознан среди погибших при нападении религиозных фанатиков

Написанные Грибоедовым немногочисленные музыкальные произведения обладали великолепной гармонией, стройностью и лаконичностью.Некоторые произведения, в том числе фортепианная соната — самое серьезное музыкальное произведение Грибоедова, до нас не дошли. По воспоминаниям современников, Грибоедов был замечательным пианистом, его игра отличалась подлинным артистизмом. на русскую миссию в Тегеране в 1829-м).

 

 

 

 
Рейтинг: +8 698 просмотров
Комментарии (10)
Анна Гирик # 8 июня 2018 в 15:54 +1

Интересная статья!! Хорошо написана!!
Спасибо, Мариночка!! Удачи тебе!!

Марина Попенова # 8 июня 2018 в 16:10 0

Спасибо, Анечка, от души! buket7

Марта Шаула # 8 июня 2018 в 19:46 +1
ДОРОГАЯ МАРИНОЧКА! ОГРОМНОЕ СПАСИБО ЗА ТАКОЙ ПОТРЯСАЮЩИЙ ЭКСКУРС В БИОГРАФИЮ АЛЕКСАНДРА СЕРГЕЕВИЧА ГРИБОЕДОВА!!! ЗА ИСПОЛНЕНИЕ ЧУДЕСНЫХ ВАЛЬСОВ, Я С НИМИ ТОЖЕ ОЧЕНЬ ХОРОШО ЗНАКОМА,СЛЫШАЛА ИХ В ИСПОЛНЕНИИ УЧАЩИХСЯ НАШЕЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ИМ.П,С. СТОЛЯРСКОГО В ОДЕССЕ ЕЩЁ ДО ВОЙНЫ! А Я ТОГДА УЧИЛАСЬ ИГРЕ НА СКРИПКЕ!!! ЗАЩЕМИЛО СЕРДЦЕ,ВСПОМНИЛА О БЫЛОМ!!!
БУДЬ СЧАСТЛИВА,МОЯ ДОРОГАЯ!
Марина Попенова # 9 июня 2018 в 22:46 0

Милая Марточка, от всего сердца благодарю за тёплый отзыв!!! Обнимаю и желаю здоровья! Пусть музыка всегда живёт в душе Вашей!

buket7
Татьяна Петухова # 8 июня 2018 в 23:38 +1
Как замечательно, когда читаешь такие публикации. Молодец, Марина, огромное спасибо!!!
Марина Попенова # 9 июня 2018 в 01:06 0
Танечка,огромная благодарность за восторженный добрый отзыв!Тепло обнимаю! 8ed46eaeebfbdaa9807323e5c8b8e6d9
Константин Батурин # 9 июня 2018 в 07:17 +1
Красивый вальс, интересная информация! Спасибо за работу, Марина!
Марина Попенова # 9 июня 2018 в 08:57 0
Здравствуй, Костя, как я рада тебе! Спасибо за отзыв! c0411 buket4
Demen Keaper # 10 июня 2018 в 21:18 +1
Замечательно Мариночка.....
Марина Попенова # 12 июня 2018 в 22:27 0
Дима, от всей души, спасибо!! c0411 live4