[Скрыть]
Регистрационный номер 0434403 выдан для произведения:
Зинаида Николаевна Гиппиус
(8 [20] ноября 1869, Белёв, Российская империя — 9 сентября 1945, Париж, Франция) —
русская поэтесса и писательница, драматург и литературный критик,
одна из видных представительниц Серебряного века. Гиппиус,
составившая с Д. С. Мережковским один из самых оригинальных
и творчески продуктивных супружеских союзов в истории литературы,
считается идеологом русского символизма.
01.ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Имя:Зинаида Гиппиус (Zinaida Hippius)(по мужу — Мережковская)
Дата рождения: 20 ноября 1869 г.
Знак зодиака: Скорпион.
Место рождения: Белев, Тульская губерния, Российская империя.
Дата смерти: 9 сентября 1945 г.
Возраст: 75 лет.
Деятельность: поэтесса, писательница, драматург, литературный критик.
Псевдонимы:Г-с; Денисов, Л.; З.Г.; Кр., А.; Крайний, А.; Крайний, Антон; Мережковский, Д.; Товарищ Герман; Х.
Семейное положение: вдова.
О златокудрой представительнице серебряного века Зинаиде Гиппиус говорили,
что Бог удостоил ее «ручной выделки», выпуская остальных людей «пачками» и «сериями».
Писательница любила эпатировать публику откровенными нарядами, шокирующими заявлениями и неординарным поведением.
Пока одни восхищались работами литераторши, другие выказывали идеологу русского символизма пренебрежение, заявляя,
что ее гений достаточно посредственен. Спустя столетия интерес к творчеству и биографии Декадентской Мадонны
значительно вырос, и сейчас произведениями поэтессы зачитывается как великовозрастная аудитория, так и молодежь.
02.ДЕТСТВО И ЮНОСТЬ
8 ноября 1868 года у юриста Николая Романовича Гиппиус и его жены Анастасии Васильевны (Степановой)
родилась дочь, которую назвали Зинаидой.Она была старшей из четырёх дочерей.
В 1872 году у Гиппиусов родилась Ася (Анна Николаевна), ставшая впоследствии врачом и является
автором историко-религиозной публицистики («Святой Тихон Задонский», 1927 г.).
Две других сестры — Татьяна Николаевна (1877—1957), художница, написавшая, в частности,
портрет А. Блока (1906), и скульптор Наталия Николаевна (1880—1963).
Семейство проживало в городе Белеве Тульской губернии,
где Николай Романович проходил службу после окончания юридического факультета.
Из-за специфики деятельности отца постоянного места жительства Гиппиусы не имели.
В детские годы поэтесса успела пожить и в Харькове, и в Петербурге, и в Саратове.
В 1880 году Николай Романович получает должность судьи, и семья снова переезжает:
в этот раз на родину Николая Гоголя – город Нежин. Поскольку в маленьком городке
не было женской гимназии, Зину отдали в Киевский институт благородных девиц,
но уже через полгода забрали обратно: девочка так тосковала по дому, что все
шесть месяцев провела в институтском лазарете.
Огромным потрясением для поэтессы стала смерть отца. Мужчина скоропостижно
скончался в марте 1881 года от туберкулеза. Оставшись без средств к существованию,
Анастасия Васильевна с дочерьми (Зинаидой, Анной, Натальей и Татьяной) переезжает в Москву.
Там Зину отдали в гимназию Фишер. Спустя полгода учебы у будущей поэтессы также диагностировали
туберкулез. Мать опасалась, что все дети, унаследовавшие от отца склонность к чахотке,
долго не проживут, и поэтому уехала в Крым.
Из-за чрезмерной опеки матери домашнее обучение стало для будущей мистификаторши единственно возможным
путем к самореализации. Точные науки никогда не интересовали литераторшу. С ранних лет Зина начала
вести дневники и писать стихи – сначала шуточные про членов семьи. Ей даже удалось заразить увлечением
тетку и гувернанток.
После Крыма семья переехала на Кавказ. Там жил брат матери – Александр Степанов.Его материальное благосостояние
позволило им провести лето в Боржоми. На следующий год семейство поехало в Манглиси, где Александр Степанов
скончался от воспаления мозга. Гиппиусы вынуждены были остаться на Кавказе.
Златовласой красавице удалось покорить молодежь Тифлиса. Дьяволица с русалочьими глазами влекла
к себе взоры, мысли, чувства всех, кто с нею сталкивался. Зинаиду прозвали «поэтессой», признавая
тем самым ее литературный талант. В кружке, который она собрала вокруг себя, все писали стихи,
подражая популярнейшему в то время Семену Надсону. Поэзия Гиппиус уже тогда выделялась из общей массы
лишенных эмоциональной составляющей произведений товарищей.
03.НАЧАЛО ТВОРЧЕСТВА
Стихи будущая поэтесса начала писать с семи лет.Уже с 1888 года она начала печататься: первой ее публикацией были
стихи в журнале «Северный вестник», затем рассказ в «Вестнике Европы». Позже для публикации литературно-критических
статей она взяла себе псевдоним – Антон Крайний. Литераторша писала обо всем: о жизни («Почему», «Снег»),
о любви («Бессилие», «Любовь одна»), о Родине («Знайте!», «14 декабря», «Так и есть», «Она не погибнет»),
о народе («Крик», «Стекло»).
В 1902 году в письме Валерию Брюсову она замечала:
«В 1880 году, то есть когда мне было 11 лет, я уже писала стихи (причем очень верила во 'вдохновение'
и старалась писать сразу, не отрывая пера от бумаги). Стихи мои всем казались 'испорченностью', но я
их не скрывала. Должна оговориться, что я была нисколько не 'испорчена' и очень 'религиозна' при всём этом…»
При этом девочка запоем читала, вела обширные дневники, охотно переписывалась со знакомыми и друзьями отца.
Один из них, генерал Н. С. Драшусов, первым обратил внимание на юное дарование и посоветовал ей всерьёз заняться
литературой.
Уже для первых поэтических упражнений девочки были характерны самые мрачные настроения.
«Я с детства ранена смертью и любовью», — позже признавалась Гиппиус. Как отмечал один
из биографов поэтессы, «…время, в котором она родилась и выросла — семидесятые-восьмидесятые
годы, не наложило на неё никакого отпечатка. Она с начала своих дней живёт как бы вне времени и пространства,
занятая чуть ли ни с пелёнок решением вечных вопросов». Впоследствии в шуточной стихотворной автобиографии
Гиппиус признавалась: «Решала я — вопрос огромен — / Я шла логическим путём, / Решала: нумен и феномен /
В соотношении каком?»
Владимир Злобин (секретарь, проведший возле поэтессы большую часть своей жизни) впоследствии отмечал
("Тяжёлая душа", 1970 г.):
"Всё, что она знает и чувствует в семьдесят лет, она уже знала и чувствовала в семь, не умея это выразить.
'Всякая любовь побеждается, поглощается смертью', — записывала она в 53 года… И если она четырёхлетним
ребёнком так горько плачет по поводу своей первой любовной неудачи, то оттого, что с предельной остротой
почувствовала, что любви не будет, как почувствовала после смерти отца, что умрет".
Она оказалась у истоков зарождающегося в России символизма. Наряду с Федором Сологубом, Валерием Брюсовым,
Николаем Минским, Константином Бальмонтом, Иннокентием Анненским ее возвели в ранг «старшего символиста»
еще при жизни.
04.ТВОРЧЕСТО И ВСТРЕЧА С БУДУЮЩЕМ МУЖЕМ
В 1888 году Зинаида Гиппиус с матерью вновь отправилась на дачу в Боржом. Здесь она познакомилась с
Д. С. Мережковским, незадолго до этого выпустившим в свет свою первую книгу стихов и в те дни путешествовавшим
по Кавказу. Ощутив мгновенную духовную и интеллектуальную близость со своим новым знакомым,
резко отличавшимся от её окружения, восемнадцатилетняя Гиппиус на его предложение о замужестве
не задумываясь ответила согласием. 8 января 1889 года в Тифлисе состоялась скромная церемония венчания,
за которой последовало короткое свадебное путешествие. Союз с Мережковским, как отмечалось впоследствии,
«дал смысл и мощный стимул всей её исподволь совершавшейся внутренней деятельности, вскоре позволив юной
красавице вырваться на огромные интеллектуальные просторы», а в более широком смысле — сыграл
важнейшую роль в развитии и становлении литературы «Серебряного века».
Широко известно утверждение Гиппиус о том, что супруги прожили вместе 52 года, «… не разлучаясь
ни на один день». Однако, тот факт, что они были «созданы друг для друга»,
не следует понимать (как уточнял В. Злобин) «в романтическом смысле». Современники утверждали,
что их семейный союз был в первую очередь союзом духовным и никогда не был по-настоящему супружеским
(достоверно известно, что интимных отношений между супругами не было).При том, что «телесную сторону брака отрицали оба», у обоих (как отмечает В. Вульф) «случались увлечения,
влюбленности (в том числе и однополые)». Саму Гиппиус в принципе не интересовали пплотские утехи.
Женщина не мыслила жизни без двух вещей: рефлексии и интеллектуальной работы. Все остальное
она либо презирала и отрицала, либо высмеивала.
Безусловно, Зинаиде льстило внимание мужчин. Декадентская Мадонна умела пользоваться своей красотой.
Ей нравилось очаровывать и нравилось быть очарованной, но дальше переписок дело никогда не заходило.
Гиппиус испытывала пристрастие к мужской одежде, мужским псевдонимам, мужскому лирическому «я» в
поэзии и курила ароматизированные папиросы.
Дом Мережковских стал центром религиозно-философской и общественной жизни Петербурга.
Все молодые мыслители и начинающие писатели мечтали попасть на литературные вечера супругов.
Последовали новые публикации, в частности, рассказы «В Москве» и «Два сердца» (1892 г.),
а также романы («Без талисмана», «Победители», «Мелкие волны»), — как в «Северном вестнике»,
так и в «Вестнике Европы», «Русской мысли» и других известных изданиях.
«Романов этих я не помню, даже заглавий, кроме одного, называвшегося 'Мелкие волны'.
Что это были за 'волны' — не имею никакого понятия и за них не отвечаю.
Но мы оба радовались необходимому пополнению нашего 'бюджета', и необходимая Д‹митрию›
С‹ергеевичу› свобода для 'Юлиана' этим достигалась», — позже писала Гиппиус. Многие критики,
впрочем, относились к этому периоду творчества писательницы серьёзнее, чем она сама, отмечая
«двойственность человека и самого бытия, ангельского и демонического начал, взгляд на жизнь как
на отражение недосягаемого духа» в качестве основных тем, а также — влияние Ф. М. Достоевского.
Ранние прозаические работы Гиппиус были в штыки встречены либеральной и народнической критикой,
которым претила, прежде всего, «противоестественность, невиданность, претенциозность героев».
Позже «Новый энциклопедический словарь» отмечал, что первые произведения Гиппиус были «написаны
под явным влиянием идей Рескина, Ницше, Метерлинка и других властителей дум того времени».
Ранняя проза Гиппиус была собрана в двух книгах: «Новые люди» (СПб., 1896 г.) и «Зеркала» (СПб., 1898 г.).
Всё это время Гиппиус преследовали проблемы со здоровьем: она перенесла возвратный тиф, ряд «бесконечных ангин
и ларингитов». Отчасти, чтобы поправить здоровье и не допустить туберкулёзного рецидива, но
также и по причинам, связанным с творческими устремлениями, Мережковские в 1891—1892 годах совершили
две запоминающиеся поездки по югу Европы. В ходе первой из них они общались с А. П. Чеховым и
А. С. Сувориным (1834— 1912), которые на некоторое время стали их спутниками, побывали в Париже у Плещеева
("Лишний человек",за год до его смерти). Во время второй поездки, остановившись в Ницце, супруги
познакомились с Дмитрием Философовым (двоюродным братом С. П. Дягилева), несколько лет спустя ставшим
их постоянным спутником и ближайшим единомышленником. Впоследствии итальянские впечатления заняли
важное место в мемуарах Гиппиус, наложившись на светлые и возвышенные настроения её «самых счастливых,
молодых лет». Между тем финансовое положение супружеской четы, жившей почти исключительно на гонорары,
оставалось в эти годы тяжёлым. «Теперь мы в ужасном, небывалом положении. Мы живем буквально впроголодь
вот уже несколько дней и заложили обручальные кольца», — сообщала она в одном из писем 1894 года
(в другом сетуя, что не может пить прописанный врачами кефир из-за отсутствия денег).
05.В ЭМИГРАЦИИ
В идейно-творческом развитии писательницы большую роль сыграла Первая русская революция (1905–1907 года).
После нее в свет вышли сборники рассказов «Черное по белому» (1908 год), «Лунные муравьи» (1912 год);
романы «Чертова кукла» (1911 год), «Роман-царевич» (1913 год). В своих произведениях Гиппиус
утверждала, что без «революции духа» социальное преображение невозможно.
Встретив враждебно Октябрьскую революцию 1917 года,в 1920 году Гиппиус вместе с мужем эмигрирует в Париж.
Сохранив воинствующе резкое неприятие большевизма, супруги остро переживали свою отчуждённость от родины.
По её инициативе в 1926 г. в Париже было создано литературно-философское братство «Зелёная лампа» (1926—1939),
своего рода продолжение одноименного сообщества начала XIX века, в котором участвовал Александр Пушкин.
В последствии это общество сложилось вокруг Дмитрия Сергеевича.
призванное объединить те разнообразные литературные круги эмиграции, которые принимали взгляд на призвание
русской культуры за пределами советской России.
В сентябре 1928 года Мережковские приняли участие в Первом съезде русских писателей-эмигрантов,
организованном в Белграде королём Югославии Александром I Карагеоргиевичем, выступили с публичными
лекциями, организованными Югославской академией. В 1932 году в фашистской Италии с успехом прошла
серия лекций Мережковского о Леонардо да Винчи. Супруги приобрели популярность в стране Муссолини:
в сравнении с этим тёплым приёмом атмосфера во Франции, где после убийства белоэмигрантом президента
П. Думера усилились антирусские настроения, показалась им невыносимой. По приглашению Б. Муссолини
Мережковские переехали в Италию, где провели три года, лишь временами возвращаясь в Париж.
Осенью 1938 году Мережковский и Гиппиус выступили с осуждением «Мюнхенского сговора».
«Пакт о ненападении», заключенный 23 августа 1939 года между СССР и Германией, Гиппиус назвала
«пожаром в сумасшедшем доме». Тогда же, оставаясь верной своим идеям, она объявила о создании
бесцензурного сборника «Литературный смотр» (опубликованного год спустя), призванного объединить
в себе «произведения всех отверженных другими изданиями писателей». Гиппиус написала для него вводную
статью «Опыт свободы», в которой констатировала плачевное состояние как русской прессы, так и положения
дел во всей русской эмиграции «младшего поколения».
Летом 1941 года, вскоре после нападения Германии на СССР, В. Злобин и его немецкая знакомая без ведома
Гиппиус (предположительно, чтобы облегчить тяжелое материальное положение супругов) привели
Мережковского на немецкое радио. Писатель перед микрофоном произнес речь «Большевизм и человечество»,
в которой говорил о «подвиге, взятом на себя Германией в Святом Крестовом походе против большевизма».
Он сравнил фюрера с Жанной д’Арк, призванной спасти мир от власти дьявола. «Он ощущал себя предтечей
грядущего Царства Духа и его главным идеологом… Диктаторы, как Жанна д’Арк, должны были исполнять
свою миссию, а Мережковский — давать директивы. Наивно? Конечно, наивно, но в метафизическом плане,
где пребывал Мережковский, 'наивное' становится мудрым, а 'абсурдное' — самым главным и важным;
так верил Мережковский», — вспоминал Ю. Терапиано.
Надеясь, что большевизм и национал-социализм уничтожат друг друга, в радиоречи Мережковский
фактически повторил то, что писал с 1920 года:
"Большевизм никогда не изменит своей природы, как многоугольник никогда не станет кругом,
хотя можно увеличить до бесконечности число его сторон… Основная причина этой неизменности
большевизма заключается в том, что он никогда не был национальным, это всегда
было интернациональное явление; с первого дня его возникновения Россия, подобно любой стране,
была и остается для большевизма средством для достижения конечной цели — захвата мирового владычества".
З. Гиппиус, «узнав об этом радиовыступлении, была не только расстроена, но даже напугана», —
первой её реакцией стали слова: «это конец». Она не ошиблась: сотрудничества с Гитлером,
заключавшегося лишь в одной этой радиоречи, Мережковскому не простили. Парижская квартира Мережковских
была описана за неплатёж, им приходилось экономить на малом.
А вскоре Мережковский скоропостижно скончался от кровоизлияния в мозг.
Это случилось 7 декабря 1941 года, а 10 декабря состоялись отпевание в православном храме Святого Александра
Невского на улице Дарю и похоронили на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.
На этом мероприятии присутствовало всего лишь несколько человек,а могильный памятник
был поставлен на подаяние французских издателей. Надгробие — белый обелиск, повторяющий контуры
византийского православного храма, увенчанный маковкой с «восьмиконечным» православным крестом, —
в нише своей имело изображение Пресвятой Троицы в обрамлении слов из прошения молитвы Господней:
«Да приидет Царствие Твое».
Смерть Дмитрия Сергеевича явилась для Зинаиды Николаевны сильнейшим ударом. На эту утрату наложились
и две других: за год до этого стало известно о кончине Философова; в 1942 году умерла её сестра Анна.
06.СТАРОСТЬ И СМЕРТЬ
После смерти мужа Гиппиус начала писать книгу «Дмитрий Мережковский», но из-за того,
что у Зинаиды перестала функционировать правая рука, закончить работу она не смогла.
Лишенная возможности творить поэтесса постепенно теряла рассудок. Писательница хотела
как можно быстрее воссоединиться с мужем, поэтому периодически предпринимала попытки
уйти в мир иной раньше положенного срока. После череды неудач все еще неплохо работавшая
фантазия литераторши создала мир, в котором Дмитрий Сергеевич был еще жив.
Единственной отрадой сходившей с ума женщины была кошка. Ни на секунду не отходившее от
хозяйки животное покинуло женщину только однажды – в день ее кончины. Умирая, Зинаида
Николаевна тщетно пыталась нащупать руками спутницу ее последних лет.
Вечером 1 сентября 1945 года отец Василий Зеньковский причастил Гиппиус. Она
мало что понимала, но причастие проглотила. Легенда серебряного века ушла в небытие
9 сентября 1945 года (в возрасте 76 лет). Ее похоронили на русском кладбище Сен-Женевьев-де-Буа
в одной могиле с супругом. Литературное наследие мистификаторши сохранилось в сборниках стихов,
драм и романов.