[Скрыть]
Регистрационный номер 0436469 выдан для произведения:
Имя при рождении: Давид Давидович Бурлюк.
Дата рождения:9 (21) июля 1882 г.
Место рождения:хутор Семиротовщина,
Лебединский уезд,Харьковская губерния,
Российская империя.
Дата смерти: 15 января 1967 г. (84 года).
Место смерти:г. Хэмптон-Бейз, Лонг-Айленд, США.
Подданство: Российская империя.
Гражданство:США, получил гражданство в начале 1930-х гг.
Жанр:Футуризм.
Учёба (образование):Казанское художественное училище,
Одесское художественное училище,
Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
01.КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ
«Отец русского футуризма»
Родился «первый футурист» России 9 (21) июля 1882 г. в Украине на хуторе Семиротовщина Харьковской губернии
в многодетной семье, которая постоянно меняла место жительства.
Его отец—агроном-самоучка Давид Давидович Бурлюк, так же имел двух братьев и трёх сестёр —
Владимира, Николая, Людмилу, Марианну и Надежду. Владимир и Людмила стали художниками,
Николай — поэтом. Они также участвовали в движении футуристов.
Учился в Александровской гимназии г. Сумы (Украина).
В детстве родной брат случайно лишил Давида глаза во время игры с игрушечной пушкой.
Впоследствии Давид ходил со стеклянным глазом, это стало частью его стиля (судьба словно изначально
уготовила будущему «отцу русского футуризма» участь возмутителя общественного спокойствия —так
и запечатлелся Бурлюк в памяти современников: со стеклянным глазом,
с вытатуированной на щеке лошадкой, и с расшитой бисером серьгой в одном ухе. Стильный, богемный и эпатажный!)
В 1898—1910 учился в Казанском и Одесском художественных училищах. В печати дебютировал в 1899 г.
В 1902 г., после неудачной попытки стать учеником Академии художеств, Бурлюк отправляется в Мюнхен
в Королевскую академию искусств у профессора Вилли Дитца, затем посещает школу А. Ашбе, а в 1904г. начинает обучение в мастерской
Ф. Кормона в Париже.
Вернувшись в Россию, в 1907—1908 Бурлюк сошёлся с левыми художниками и участвовал в художественных
выставках. В 1911—1914 занимался вместе с В. В. Маяковским в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.
Участник футуристических сборников «Садок судей», «Пощёчина общественному вкусу» и др.
В Первую мировую войну Бурлюк не подлежал призыву, так как у него не было левого глаза.
Жил в Москве, издавал стихи, сотрудничал в газетах, писал картины.
Весной 1915 года Бурлюк очутился в Уфимской губернии (станция Иглино Самаро-Златоустовской
железной дороги), где находилось поместье его жены. Мать Давида Бурлюка, Людмила Иосифовна Михневич,
жила в это время в Буздяке — в 112 км от Уфы. За два года, проведённые здесь, он успел создать около
двухсот полотен. 37 из них составляют существенную и наиболее яркую часть коллекции русского искусства
начала XX века, представленной в Башкирском художественном музее им. М. В. Нестерова.
Это музейное собрание произведений Давида Бурлюка является одним из самых полных и качественных
собраний его живописи в России. Бурлюк часто приезжал в Уфу, посещал Уфимский художественный кружок,
сплотивший вокруг себя молодых башкирских художников. Здесь он подружился с художником Александром
Тюлькиным, с которым он часто бывает на этюдах.
В 1918 году Бурлюк чудом избежал гибели во время погромов и расстрелов анархистов в Москве и
снова уехал в Уфу. В 1918—1920 он гастролировал вместе с В. Каменским и В. Маяковским по Уралу,
Сибири, Дальнему Востоку. В июне 1919 года добрался до Владивостока, семья обосновалась в Рабочей
слободке на северо-восточном склоне сопки Буссе (ул. Шилкинская).
В 1920 эмигрировал в Японию, где прожил два года, изучая культуру Востока и занимаясь живописью.
Здесь им написано около 300 картин на японские мотивы, денег от продажи которых хватило на переезд
в Америку. В 1922 поселился в США.
В Нью-Йорке Бурлюк развил активность в просоветски ориентированных группах и, написав поэму к
10-летию Октябрьской революции, стремился, в частности, снискать признание в качестве «отца русского
футуризма». Был постоянным автором газеты «Русский голос». Свои сборники, брошюры, журналы Бурлюк
издавал вдвоем с женой Марией Никифоровной и через друзей распространял эти издания преимущественно
в пределах СССР. С 1930 в течение десятилетий Бурлюк сам издавал журнал «Color and Rhyme» («Цвет и
рифма»), частью на английском, частью на русском языках, объёмом от 4 до 100 страниц, со своими
живописными работами, стихами, рецензиями, репродукциями футуристских произведений и т. п.
Работы Бурлюка участвовали в выставках существовавшей в конце 1920-х — начале 1930-х годов группы
советских художников «13».
В 1956 и в 1965 гг. посещал СССР. Несмотря на его многократные предложения к изданию в СССР своих
произведений, ему не удалось напечатать ни строки.
Жена — Мария Никифоровна Еленевская (1894—1967) — мемуаристка, издатель. В 1949 году супруги
совершили путешествие по югу Франции, по следам Ван Гога. В 1962 они путешествовали по Австралии и
Италии, посетили Прагу, где жила его сестра. Живописные работы Бурлюка выставлялись в Брисбене.
Стремясь подтвердить свою неординарность не только в творчестве, но и в жизни, вернее, после нее,
Бурлюк завещал кремировать свое тело, а прах развеять над водами Атлантики с борта парома, что и было
сделано после его кончины 15 января 1967 г. Место смерти художника – г. Хэмптон-Бейз, штат Нью-Йорк.
Елена Шварц откликнулась
на известие о его смерти стихами:
О русский Полифем!
Гармонии стрекало
Твой выжгло глаз,
Музыка сладкая глаза нам разъедала,
Как мыло, и твой мык не слышен был
для нас.
02.ТВОРЧЕСТВО
Попробуем лишь перечислить негласные звания и регалии творца:
известный живописец и график,
писатель и поэт,
«отец» русского футуризма и кубофутуризма,
инициатор революционных идей в искусстве,
объединивших в одно целое столь знаковые фигуры,
как Маяковский, Каменский, Кручёных, Матюшин, Хлебников,
Лентулов, Гуро, Асеев, Экстер, Третьяков.
Инициатор создания первого российского литературно-художественного
объединения футуристов в группе «Гилея»,
один из организаторов новаторских объединений «Бубновый валет» и «Венок Стефанос»,
член общества «Союз молодёжи» и мюнхенского «Синего всадника» — лишь представьте
масштаб его кипучей деятельности!
На фото: Николай Бурлюк, Давид Бурлюк, Владимир Маяковский,
Бенедикт Лившиц и Алексей Крученых (в самом низу). 1911 г.
Творческая экспансия российских футуристов, достигшая пика своей активности в начале XX века,
не обошла стороной, практически, ни одной области искусства и, вряд ли бы это авангардное движение
получило столь широкую известность, не будь в его первых рядах Давида Давидовича Бурлюка –
гениального самородка из глухой сельской глубинки.
Он полагал: «Истинное художественное произведение можно сравнить с аккумулятором,
от которого исходит энергия электрических внушений. В каждом произведении отмечено, как
в театральном действии, определенное количество часов для любования и разглядывания его.
Многие произведения вмещают в себя запасы эстет-энергии на долгие сроки, как озёра горные,
из коих неустанно вытекают великие реки воздействий, а истоки не иссякают. Таково творчество
Н. К. Рериха».
Бурлюк организовал группу художников, которая занималась поиском новых путей развития
искусства. Позже все участники группы стали именовать себя футуристами. Они искали в искусстве
новые пути, которые,по их мнению, должны были отображать радикальные изменения, которые
происходили в обществе в начале 20 века. Бурлюк обожал экспериментировать. Он одним из первых
начал использовать в своих работах коллажи - вклеенные кусочки фанеры, шестерёнки, металлические
пластины.
Картины и рисунки Бурлюка разбросаны по всему свету в музеях и частных коллекциях.
Многие из них репродуцированы в его книгах или книгах о нём. «Отец российского футуризма»,
Бурлюк принимал активное участие в выступлениях футуристов, являясь их теоретиком,
поэтом, художником и критиком. Свойственные футуризму эпатажность и антиэстетичность ярче всего
проявлялись в его стихах:
…Душа — кабак, а небо — рвань,
Поэзия — истрепанная девка,
А красота — кощунственная дрянь…
…Звезды — черви, пьяные туманом…
…Мне нравится беременный мужчина…
и т. д.
Маяковский вспоминал о нём: «Мой действительный учитель, Бурлюк сделал меня поэтом…
Выдавал ежедневно 50 копеек. Чтоб писать, не голодая».
Большой интерес представляют его воспоминания о футуризме и Владимире Маяковском.
03.МНЕНИЯ СОВРЕМЕННИКОВ И КОЛЛЕГ
Алексе́й Елисе́евич Кручёных:
«Большой бурный Бурлюк врывается в жизнь. Он широк и жаден.
Ему все надо узнать, все захватить, все слопать. Фигура сложная».
Еще бы — он не побоялся дать «Пощечину общественному вкусу» —
так назывался первый поэтический сборник кубофутуристов 1912 г.,
среди авторов которого — Бурлюк, Хлебников, Маяковский.
Влади́мир Влади́мирович Маяко́вский, считавшийся главным его учеником:
«Облако в штанах»
И —
как в гибель дредноута
от душащих спазм
бросаются в разинутый люк —
сквозь свой
до крика разодранный глаз
лез, обезумев, Бурлюк.
Почти окровавив исслезенные веки,
вылез,
встал,
пошел
и с нежностью, неожиданной в жирном человеке,
взял и сказал:
«Хорошо!»
Довольно странные стихи,
но на самом деле Маяковский восхищался Бурлюком,
как и все из его окружения. Его воспоминания о нём тоже похожи на стихи:
«В училище появился Бурлюк. Вид наглый. Лорнетка. Сюртук. Ходит напевая.
Я стал задираться».
«Отец русского футуризма», появись он на арт-тусовке в наши дни,
произвел бы фурор как своей внешностью (стимпанк), так и эпатажным поведением.
Что уж говорить о творчестве?! Это целая вселенная в культуре...
04.БИБЛИОГРАФИЯ, КАРТИНЫ, СТАТЬИ, ТРУДЫ, ПАМЯТЬ, КИНОВОПЛАЩЕНИЯ
1.Поэзия и проза:
Поэмы «Толстой», «Горький». Книга «Энтелехизм»,
монография «Рерих. Жизнь и творчество»,
«Радио-манифест», сборник стихов «Бурлюк Д. 1/2 века» (1932 г.).
Бурлюк Д. Д. Галдящие «бенуа» и Новое Русское Национальное Искусство (Разговор г. Бурлюка, г. Бенуа и г. Репина об искусстве).
СПб.: Книгопечатня Шмидт, 1913. 22 с.
Бурлюки М. Н. и Д. Д. По следам Ван Гога: Записки 1949 года,
вступ. ст. Вл. Полякова. М. : Изд. Grundrisse, 2016. 252 c.
Бурлюк Д. Филонов: Повесть / Подг. текста, примеч.,коммент. и послесл. В. Полякова. М.: Гилея, 2017 г.
2.Участие в выставках:
Выставка акварелей, пастелей и рисунков. Харьков, 1906 г.
Свободная эстетика, Москва, 1909 г.
«Бубновый валет» 1910 г.
Выставка «Свободной молодёжи», С. Петербург, 1911 г.
«Бубновый валет», Москва, 1912 г.
Выставки Уфимского художественного кружка, Уфа, 1916, 1917 гг.
Международные выставки современного искусства. Филадельфия, 1926 г.
Выставки в галереях Нью-Йорка, Филадельфии, 1930—1960 гг.
Персональные выставки в Сан-Франциско, Лос-Анджелесе, Сиэтле, Вашингтоне, Нью-Йорке. 1960-е годы.
Выставка в Австралии, 1962 г.
Название:Японка, сеющая рис.
Автор:Давид Давидович Бурлюк.
Год:1920 г, 60.5/44.5 см.
Информация:Картина Д. Бурлюка «Посадка риса» стала основным лотом
на «русских торгах» аукциона Sothebys(04.06.2013 г.) и была продана
за 230 тысяч 500 фунтов стерлингов.
Произведение было создано в Японии, куда художник отправился в 1920 году,
и является свидетельством экспериментов живописца с кубофутуризмом.
При жизни В. Маяковского картина хранилась в коллекции поэта.
3.Память
Международная Академия Зауми ежегодно вручает поэтическую премию,
которая называется Международная отметина имени Давида Бурлюка.
Мемориальные доски установлены в Казани и Одессе (ул. Преображенская,9).
Мемориальная доска в Казани.
4.Киновоплощения
2004 год — сериал «Грехи отцов» — сыграл Алексей Колган;
2011 год — фильм «Маяковский. Два дня» — сыграл Дмитрий Нагиев.