ГлавнаяПрозаЭссе и статьиЛитературоведение → Как правильно написать слова песни

Как правильно написать слова песни

25 января 2015 - Игорь Шап
article267236.jpg
   В мой адрес  иногда приходят письма,  в которых есть просьба  посмотреть и отредактировать тексты песен. 

   Это навело меня на мысль написать небольшое РУКОВОДСТВО  "по пользованию", обобщив характерные ошибки и недочёты начинающих поэтов-ПЕСЕННИКОВ.  В последнем словосочетании ключевое слово  второе - песенник.  Именно к ним и обращена  моя  публикация.  Априори подразумевается,  что  поэтические навыки ими уже приобретены. Также я немного коснусь и работы музыкантов  с текстами песен.

  Итак,  вы решили попробовать сочинить стихи и хотите, чтобы они стали ПЕСНЕЙ. Если вы сами не играете на инструментах, не работаете с муз. программами и сами не сочиняете мелодии, то вам надо ОЧЕНЬ  ПОСТАРАТЬСЯ, чтобы ваш текст привлёк внимание  музыкантов.

  Как известно,  для того, чтобы песня стала более-менее приличной - надо сойтись ПЯТИ  составляющим.  Это  ТЕКСТ,  МЕЛОДИЯ, АРАНЖИРОВКА, ИСПОЛНЕНИЕ  и  ЗВУК ( работа звукорежиссёра ).   И если хотя бы один из этих факторов выпадает по качеству, то конечный результат уже не будет  такой привлекательный.  Так что хороший текст - это только 1/5 часть залога успешности песни. Один человек  редко  обладает  таким  талантом,   знаниями и качествами, чтобы в одиночку  "сотворить" достойную песню. Поэтому, как правило, в этом процессе задействовано несколько  людей.  Но и в этом случае далеко не всегда удаётся достичь нужного результата.
 
   Да вы и сами знаете - песни пишутся тысячами штук, а приличных получается очень мало.   Хотя на нашей "эстраде" чего только не услышишь...  Но тут уже чистая коммерция,  очень далёкая от искусства - заноси немереное  "бабло"  на радио и ТВ - и твоя  песня будет звучать из всех  "утюгов"...  Многие   современные исполнители и музыканты  экономят или просто не хотят  "завязываться"  правовыми отношениями с поэтами...,  и как следствие, "самописные" тексты иногда бывают просто ужасающими - по смыслу, по ритму, по фонетике.

   Итак, давайте поговорим об одной составляющей  части песни -  ТЕКСТЕ.

  Стихи и песенный текст,  как говорят в Одессе -  две большие разницы. Это как в живописи  создавать произведения на холсте и на стене дома ( граффити ), требуются разные инструменты и используются разные приёмы и законы жанра.

  Итак, прежде всего вы должны ПОДАТЬ свой товар ( текст песни ) "лицом", и  ВНЕШНЕ он должен выглядеть ПРИЛИЧНО.  Грамматические ошибки легко увидеть в специальных  редакторах.  Знаки препинания - это просто головная боль, но и здесь не всё так безнадёжно, надо только приложить усердие и внимательность...  Каждую новую поэтическую строку начинайте писать с большой буквы - это общепринятый элементарный "этикет жанра". 

 Обычный формат звучания песни должен занимать время от 2 мин. 30 сек. до 4 мин 30 сек., хотя могут быть и отдельные исключения. Такие рамки  времени   обусловлены  особенностями слухового  восприятия человека и форматами эфира на радио и ТВ.

  Вот несколько примеров стандартного  построения  песни, хотя могут быть и другие структуры :

Куплет - Припев - Куплет - Припев ( 2 раза )
Куплет - Припев - Куплет - Припев - Бридж - Припев
Куплет - Припев - Куплет - Припев - Куплет - Припев ( 2 раза )

   Иногда практикуется "сдваивание"  первого куплета. Допустим,  в первом куплете 8 строк, а во втором и, если есть третий куплет  - 4 строки.  Это способствует  более полному раскрытию темы песни уже в самом начале.

  Вы сами можете рассчитать примерное время звучания будущей песни,  исполнив её слова. Учитывая, что ещё будет  музыкальное вступление ( до 15 - 30 сек. ) и проигрыш ( обычно перед заключительными припевами ), то  можно смело  приплюсовать  ещё одну минуту  на "чистую" музыку.
  
  Если вы не сочиняете текст для романса или баллады ( там припевы, как правило, отсутствуют ), то обязательно САМИ  ВЫДЕЛЯЙТЕ  припев.  Не делайте так - написали просто пять-семь  четверостиший ( строф ) и пусть потом сам музыкант выискивает - из какой строфы "слепить" припев.  Это неправильно !

  Припев - это ОСНОВНАЯ   ЧАСТЬ песни и именно ему надо уделять наибольшее внимание. Должен "цеплять" именно припев. Его смысловая нагрузка должна объединять всю песню. И в то же время - в припев не рекомендуется  вносить какую-то новую информацию и отдельные детали,  для этих целей существуют куплеты.  Если в куплете очень важен смысл, то в припеве уже важнее музыкальная сторона.

  Название песни   ЖЕЛАТЕЛЬНО отображать именно в припеве.  Поэтому  с названием песни определяйтесь только после сочинения припева. Хотя есть и исключения из этого правила - в припеве просто иногда  структурно (  из- за  стихотворного размера ) нет места  для прописывания задуманного названия. В этом случае идея названия песни должна прозвучать в куплетах  НЕОДНОКРАТНО.

  КРАСОТА  припева не в последнюю очередь достигается СМЕНОЙ  РИТМА  относительно куплетов. Поэтому я рекомендую в припеве менять не только количество стоп по сравнению с куплетом, но  и менять сам размер ( метр ) стиха.

  Для наглядности приведу два примера.  В первом  примере  куплет и припев  отличаются только количеством стоп при одинаковом  метре.  В нашем случае  это ЯМБ -  двухсложная стопа с ударением на втором слоге, и в стихотворной строке  - с ударением на чётных слогах ( гласных ) 2-й, 4-й, 6-й, ....

___________________________

Фрагмент КУПЛЕТА ( ямб ) :

Зашторено окно,
Открытое вино,
Но я пьяна совсем не от него...

Фрагмент ПРИПЕВА ( ямб ):

Тебя люблю, поверь, живу
Одной твоей любовью...

____________________________

Чтобы было ещё нагляднее, я  обозначу  ударные гласные буквы вертикальной чертой ( I ),  а безударные гласные горизонтальной ( - ).

Теперь те же самые фрагменты перепишем уже символами:

____________________________

Фрагмент КУПЛЕТА ( ямб ):

- I - I - I
- I - I - I
- I - I - I - I - I

Фрагмент  ПРИПЕВА ( ямб ):

- I - I - I - I
- I - I - I -

____________________________
 
   


     В  следующем примере ( ниже ) меняем уже сам метр стиха.  В куплете применяем  АМФИБРАХИЙ  -
это трёхсложная стопа с ударением на второй слог ( - I - ), и в строке с  ударением  на 2-й, 5-й, 8-й,....  слоги  (  гласные ).
    В припеве же  используем  ХОРЕЙ - это двухсложная стопа с ударением на первом слоге ( I - ) ,
и в строке с ударением на нечётных слогах ( гласных ) - 1-й, 3-й, 5-й, 7-й,...

____________________________

 
Фрагмент КУПЛЕТА (  амфибрахий ):

Сегодня волшебная ночь,
Дурманом блаженство разлито...

- I - - I - - I
- I - - I - - I -

Фрагмент  ПРИПЕВА ( хорей ):

 Обними меня,  возьми...
 От любви с ума сведи !

I - I - I - I
I - I - I - I

____________________________

  Такая смена метра изначально придаёт контрастность  припеву и немного облегчает музыкантам задачу сочинения  более яркой относительно куплета мелодии припева.
   Когда вы сочиняете текст песни, то сами для себя уже должны определиться с примерным темпом будущей мелодии, хотя это потом может и не совпасть с видением песни музыкантом.   Можно даже делать визуальные "наводки", подсказки  запланированного темпа в виде разделения строк, но тогда придётся немного "напрягаться"  для нахождения рифм.  Каждая выделенная строка должна иметь свою рифму. 
  Поясню это на примере уже приведённого выше фрагмента припева.  Попробуйте напеть любую мелодию на эти две строки:

________________________

 Обними меня,  возьми...
 От любви с ума сведи !

________________________
 
А теперь я разделю эти строки другим  образом и у вас уже "родится" в голове другая мелодия. Это и есть "подсказка" для музыкантов.

____________________

   Обними
   Меня,
   Возьми...
   От любви
   С ума
   Сведи !
____________________

   Вот послушайте, как это звучит.  Композитору  я никогда и ничего не советую,  она сама чувствует по написанным строчкам  нужный ритм.



   Точно также можно разделить и следующие строки ( ниже ), написанные АНАПЕСТОМ  (  - - I  ),  "запрограммировав" тем самым,  что эти слова будут спеты не на одном дыхании - быстро, а более медленно:

____________________


Подожди, не спеши уходить...
Вот дожди вновь пошли с неба лить...

- - I - - I - - I
- - I - - I - - I

Подожди,
    Не спеши
         Уходить...
Вот дожди
    Вновь пошли
         С неба лить...

_____________________

 
   Старайтесь  никогда НЕ  ДОПУСКАТЬ  СБОЯ  стихотворных размеров.  Если начали писать строфу в ЯМБЕ, то доводите и остальные строки строфы (  четверостишия ) в этом же  метре.  Только когда наберётесь большого опыта, то можно будет экспериментировать с комбинациями размеров в одной строфе, вставлять своего рода стихотворные синкопы,  а иначе музыканты "голову сломают" сочиняя мелодию..., а то и вовсе откажутся  писать  музыку на ритмическую "белиберду", ведь в музыке точно такие же законы гармонии, как и в стихосложении.
 Приведу пример такой комбинации различных  размеров. В песне на мои слова "Наши дороги" в куплете применяется один метр, а в припеве - микс из двух других.


   Хочу ещё уделить немного вашего внимания постановке "литературного" ударения в стихотворных строках  со трёхстопными метрами :  анапест ( - - I  ),  амфибрахий ( - I - ),  дактиль (  I - - ).   Даже те, кто уже имеет  большой опыт, зачастую пренебрегают этим правилом, что "не есть хорошо"...

  Давайте рассмотрим  следующую строку, написанную анапестом. Метрические ударения, соответствующие этому размеру я выделил большими буквами.

__________________________

я возьмУ твою бОль на себЯ

- - I - Ю I - - I
__________________________

  Здесь слово " твою"  стоит в безударном промежутке, но ведь у этого слова имеется собственное литературное ударение  - "твоЮ". 
Так вот,  это литературное ударение НЕ  ДОЛЖНО  стоять  ПЕРЕД  метрическим ударением  ( "бОль" ),  а только ПОСЛЕ него.
Значит нужно менять конструкцию или порядок слов.  В конкретном случае всё исправить очень легко:
_______________________________

 я  возьмУ боль твоЮ на себЯ

- - I O - I - - I
_______________________________


   Не рекомендуется писать длинные строки, если только вы не сочиняете тексты для читки рэпа.  Максимальная длина поэтической строки для песни должна быть не более  12 слогов ( гласных букв ), а иначе это будет выглядеть прозой с зарифмованным окончанием строки...  Да и для музыкантов сужается поле действия - распевы ( длинные ноты ) получится сделать только на последнем слоге, а иначе это будет местами быстрый речитатив, а не пение.

  Оптимальная длина строки - от 5 до 11 слогов.  Лично я   люблю короткую строку (  2 - 5  слогов ), но это очень значительно усложняет процесс сочинения, так как резко ограничивается доступ к "рабочему материалу" - словам. Такие построения строк я называю танцами на носовом платке... Но зато музыкантам полное раздолье:  хочешь - растягивай вокал до оперного, хочешь - ускоряй :

________________

Только когда
Стынет земля -
Птицы летят
К югу,
Там где-нибудь
Нужно чуть-чуть
Им переждать
Вьюгу.
Вот и порой
Надо с тобой
Нам переждать
Холод -
Нашей любви
Тихо уйти
Надо не дать
Повод.
_______________


  Вернусь к сочинению куплетов. Основное требование к ним - раскрыть тему,  сюжет, дать описание, нюансы.
  Технически  ПРАВИЛЬНО сочинить  куплеты - гораздо тяжелее, чем припев. 

   Сложность заключается в том, что приходится "тиражировать"  структуру первого куплета на второй и третий.   Для чего делается такое копирование ? А  для того, чтобы музыкант только ОДИН РАЗ  сочинил мелодию куплета и автоматически перенёс её на последующие куплеты, варьируя при необходимости для "развития" песни только громкость, темп и тональность.

  Но слепого копирования  стихотворного метра и длины строки тут мало. В идеале, который соблюсти неимоверно сложно,  нужно копировать цельные фрагменты внутри  каждой  соответствующей строки.  Я поясню свою мысль.
 
 Допустим,  последняя строка (  или первая, вторая, третья ) в ПЕРВОМ  КУПЛЕТЕ звучит так :

________________________

Срывающий любви плоды...

- I - I - I - I

_______________________

 Мы видим, что музыкант при сочинении мелодии может потенциально сделать  паузы  в двух местах ( между словами ) и удлинить ноты  для вокала здесь (  выделено большими буквами  ):

_______________________

срывАющИй  любвИ  плодЫ...

_______________________

  Значит и в соответствующей строке других  куплетов нужно сохранить точно такую  же фрагментную   структуру.

  И хотя музыкант  может не делать указанные мной выше манипуляции, но мы всё-равно на всякий случай должны предоставить ему  такую возможность - без проблем повторить  мотив первого куплета  в соответствующих строках остальных куплетов.
  Допустим, музыкант сочинил  тему, опираясь на текст  первого куплета и у него в мелодии есть пауза между  словами "срывающий" и "любви". Значит, если у нас  в других куплетах будет строка  вот  такого плана -
_______________________

 тебЯ забУду нАвсегдА

- I - I - I - I
_______________________

  то мы НЕ  СМОЖЕМ  повторить мелодию первого куплета, так как тогда придётся  делать паузу в середине слова "забуду", то есть разрывать его пополам:

______________________

тебЯзабУ  дунАвседА
_______________________

 Значит нужно  обязательно подстраиваться под структуру  строк первого припева. Вот пример такого правильного построения :
_______________________

Опять - Прощай ! Опять перрон...

опЯтьпрощАй   опЯть  перрОн

- I - I - I - I
_______________________

   Можно, конечно, всего этого не делать, но тогда у музыканта намного ОГРАНИЧАТСЯ варианты для сочинения мелодии. Я поэтому и люблю короткую строку,  так как в этом отношении там всё гораздо проще.


   Работая над  текстом песни, надо учитывать не только последующую работу музыканта, но и  вокал исполнителя, то есть нужно написать такой текст, который можно было бы ПЕТЬ.  А как вы знаете, не все стихи,  даже самые лучшие и красивые  поются.  Конечно, спеть-то можно всё что угодно...,  но приятным для уха это не будет...

  Для исполнителя нужно облегчать вокал максимально, чтобы он сумел раскрыть и достойно представить мелодию. Для этого нужно стараться подбирать фонетически легко произносимые слова и словосочетания. Чем  БОЛЬШЕ   ГЛАСНЫХ  БУКВ, тем  лучше. Чем больше ОТКРЫТЫХ ( на гласные ) окончаний слов и строк - тем лучше.  Чем чаще идёт одиночное чередование гласных и согласных букв - тем лучше. Чем меньше  ФРИКАТИВНЫХ  и глухих шумных согласных ( при артикуляции в ротовой полости происходят турбулентные колебания воздуха  ) -  Х, П, Ф, Т, С, Ц, Ш, Щ, Ч, Ж  - тем лучше для вокала.
  Это только гениальный Владимир Высоцкий умел "петь согласными" - Р, Ж, З,  а обычный человек поёт гласными буквами...

  Старайтесь не допускать удвоения, утроения  подряд и  тем более учетверения   таких согласных .  Учитывайте  не написание, а произношение - "сеРДЦе" произносится без  буквы "Д"  -  "серце". Окончания слов на "...ться" произносится как "...ЦА"
  Если по ряду причин изменить текст проблематично, то музыканты должны обращать внимание на некоторые словосочетания, где выстраивается целый ряд согласных букв - "форпоСТ  ТЩеславия"  . В таких местах в мелодии нужно делать паузы, а иначе у вокалиста во рту будет каша...  (  "зовёШь СТРадая" ). Но если есть возможность заменить не вполне "вокальные" слова на другие, то делайте это не задумываясь. 
 
   Конечно,  учесть всё абсолютно очень трудно и почти невозможно, но по крайней мере СТРЕМИТЬСЯ к этому НАДО.
  
   Нельзя забывать, что написанное на бумаге - не всегда  правильно воспринимается на слух.  Так  слово "бесспорно"  может послышаться  как "без порно".

   Или вот такой пример. Я приведу ниже выдержку из своей большой работы об истории создания Гимна СССР, где привожу фрагмент из записок Эль-Регистана ( соавтор Сергея Михалкова  ),  в которых он описывает моменты работы над гимном.

_______________________

   Нам дали комнату для работы, чай, бутерброды. Это был опять кабинет Землячки, где мы первый раз уже работали. Ворошилову хотелось, чтобы мы сделали куплет еще более воинственным. У него оставалось полтора часа до Международной конференции, на которую он собирался ехать. Мы сделали вариант седьмой  и новый припев, при чем последние две строки звучали так: «Фашистские полчища мы побеждали. Мы били, мы бьём их и будем их бить!» Прочли Китаеву, посоветовались, он обратил внимание, что «мы бьём их» при пении сливается: «**** их» ( из-за новых требований Роскомнадзора приходится заменять слова даже в архивном документе, - И.Ш. ). Тут же нашли слова, и получилось так: «Мы били их насмерть и будем их бить!» Это очень понравилось Ворошилову. ( Мы очень смеялись по поводу «**** их», при чем я сказал, что это совсем неплохо для деревни. Он согласился, хохотал и говорил: «**** их! Это неплохо, если б это не был гимн!»)
______________________

  Так что всегда старайтесь свой текст напевать, чтобы на слух не допускать подобных казусов.
  Также  старайтесь избегать смысловой двойственности.  Приведу самый яркий пример  - строчка опять таки из сталинского варианта Гимна СССР:
______________________________

И Ленин великий нам путь озарил...
______________________________

 Вот и пойми после этого - то ли это Ленин  ВЕЛИКИЙ, то ли путь.   После этого "ляпа"  над  Сергеем Михалковым  потом ещё десятилетиями подшучивали...


   Скажу немного о специфике рифмы в песенных текстах. Абсолютно не бойтесь  применять НЕТОЧНУЮ  рифму.  При вокальном исполнении неточность нивелируется (  России - красивы,  любимый - одни мы ).

  Теперь что касается "пресловутых" ГЛАГОЛЬНЫХ   рифм.
  Я снова приведу здесь ( ниже ) один абзац из всё той же своей работы о создании Гимна СССР.  Рассказывая  о предыстории  рождения слов и музыки гимна,  о людях, хоть как-то причастных  к этому произведению - я очень подробно останавливаюсь на личности  поэта Лебедева-Кумача и его великой песне "Священная война".  Там  я рассказываю о версии плагиата  этой песни.
  Если кто заинтересуется, то можете прочитать этот большой отрывок под названием "

   И ещё один маленький штрих - глагольные рифмы МАСТИТЫЕ поэты стараются по возможности  избегать - это дело чести, так как в узком кругу мэтров поэзии считается "дурным тоном" рифмовать глагольные пары ( из-за  лёгкости их нахождения ), как в нашем примере  " летать - топтать ", а для начинающих любителей поэзии это свойственно и приемлемо. Иногда, конечно, "мастаки"  используют  глагольные рифмы,  но только исключительно от безысходности или матушки лени. Признаюсь честно, я в корне не согласен с этим негласным правилом по отношению к ПЕСЕННЫМ текстам. В  подтверждение своих слов я приведу яркий пример замечательной песни "Радовать" ( автор текста поэт-песенник Михаил Танич ) в исполнении Анатолия Днепрова. Там сплошные глагольные рифмы, но песня зато какая получилась красивая, вот послушайте и посмотрите здесь:



__________________________


  В песенных текстах,  в отличии от стихов, ПОВТОРЫ имеют полное право на существование, не бойтесь их делать:

__________________________

Никогда, никогда, никогда
Мне такую, как ты - не найти...
__________________________

  Только не переусердствуйте и употребляйте повторы к месту.  Избегайте повторов, которые на слух могут быть неоднозначно услышаны ухом -
_________________________

МноГО,  МНОго, много...
_________________________

  Иногда даже уместны повторы целых строк, но эти нюансы  уже надо согласовывать с музыкантом, если он берётся за ваш текст.
  Вот пример песни, в которой композитор сама предложила мне сделать множественные повторы строк.




  Кстати, никогда не "упирайтесь рогом" в  незыблемость своих скрижалей... Если музыкант предлагает вам что-то изменить в тексте, попытайтесь понять что он хочет - немного сместить смысловой акцент или может только  подправить метр под его наметившуюся мелодию. Ведь очень часто  музыкант видит  ритмическое построение  четверостишия немного по-другому,  чем оно написано.  Одним словом -  прислушивайтесь друг к другу обязательно !

  От профессионализма музыканта зависит правильность выбора стиля песни для конкретного текста.  И только он определяет что подойдёт для данных слов песни -  рок, вальс, танго, романс, босса-нова...

  Старайтесь не перегружать текст песни ЭПИТЕТАМИ, всему есть мера,  с ТРОПАМИ тоже не переусердствуйте.  Старайтесь делать свой язык более "человеческим" ( но это моё субъективное мнение ).  Песня - это не научный трактат, а произведение искусства.  "Заумные" мысли, образы и обороты будут только ломать мозги слушателю..., песни  предназначены ( в основном ) не для этого.

  Не  пытайтесь сразу  поймать "бога за бороду" и с первого же раза написать свою "Besame mucho"...  Придётся изрядно потрудиться,  написать не один десяток текстов, прежде чем на вас обратят внимание. Чем больше вы будете тренироваться в написании песен, тем с каждым разом они будут качественнее.
  При сочинении текстов не рекомендую  работать на клавиатуре. Лучше записывать свои мысли на бумаге - остаются видны правки, которые могут ещё пригодиться.
  По окончании работы  переписывайте свои черновики  ещё раз  начисто - и вы непременно увидите отдельные недочёты. И даже потом,  уже при работе  на клавиатуре,  у вас могут возникнуть дополнительные идеи.
  Сформулируйте для себя ПРАВИЛО - если какое-то место в тексте  вам кажется не точным, спорным (  как бы - не очень ),  то смело УБИРАЙТЕ,  ИЩИТЕ  ЗАМЕНУ  этому...,  не уговаривайте себя  - "и так сойдёт".  Уж коль вам это место "не очень", то другим и подавно !

  Вернитесь к своей работе через час, а лучше через день - и посмотрев немного другим взглядом, вы сможете увидеть то, чего не заметили при сочинении.
  Через год тоже надо возвращаться... , ведь ваша техника не стоит на месте,  и вы сможете ещё что-то улучшить. Ранние ваши работы ( первый опыт ) не пропадут, если через год-два вы вернётесь к ним с новым багажом знаний.  Не каждый ваш песенный текст станет песней. Даже у больших мастеров-текстовиков  не всё идёт, как по маслу... 
  Из десяти  работ одна получается хорошая, а "гениальная" - одна из ста...
 
   Необходимо также научиться писать слова на уже ГОТОВУЮ мелодию.  По своему опыту знаю, что это очень важное умение...,  так как около четверти песен написал этим "макаром".  У каждого может быть выработана своя "технология".  Я обычно использую "рыбу", то есть напеваю на мелодию бессмысленный ( но попадающий в ритм  ) набор слов,  записываю его,  выстраиваю  метраж  строк  (  - I - I - I  )  и на него "леплю"  уже слова со смыслом.

  Если вы пишете слова песни под конкретного  солиста, то будет нелишним сначала внимательно прослушать несколько  его песен. Иногда бывает, что вокалист  недостаточно хорошо "тянет"  некоторые гласные,  а другие наоборот - берёт очень уверенно. Эти моменты тоже надо использовать..., допустим,  в конце строки надо чаще ставить букву "И",  а к примеру, букву  "Е" реже. Одним словом,  нужно показывать сильные  и "прятать" слабые стороны вокалиста.

    Заканчивая эту статью,  хочу  повторить банальную истину :  сколько людей - столько и мнений. У каждого свои вкусы, предпочтения и представления о прекрасном.  Так что абсолютно всем ваши песни нравиться не могут, будут и критики.  И если из ста человек ваша работа нравится десятерым - считайте это "ошеломляющим"  успехом.
 
 Всё то,  о чём  я написал выше - это РЕКОМЕНДАЦИИ,  жёстких  рамок в искусстве почти не существует...,  да и творить  по правилам  СКУЧНО..., но они необходимы и как основа, и как трамплин для творчества.

 Будьте всегда людьми ТВОРЧЕСКИМИ :  хотите - творите, хотите - вытворяйте...
 
 Всем удачи и красивых песен !

© Copyright: Игорь Шап, 2015

Регистрационный номер №0267236

от 25 января 2015

[Скрыть] Регистрационный номер 0267236 выдан для произведения:    В мой адрес  иногда приходят письма,  в которых есть просьба  посмотреть и отредактировать тексты песен. 

   Это навело меня на мысль написать небольшое РУКОВОДСТВО  "по пользованию", обобщив характерные ошибки и недочёты начинающих поэтов-ПЕСЕННИКОВ.  В последнем словосочетании ключевое слово  второе - песенник.  Именно к ним и обращена  моя  публикация.  Априори подразумевается,  что  поэтические навыки ими уже приобретены. Так же я немного коснусь и работы музыкантов  с текстами песен.

  Итак,  вы решили попробовать сочинить стихи и хотите, чтобы они стали ПЕСНЕЙ. Если вы сами не играете на инструментах, не работаете с муз. программами и сами не сочиняете мелодии, то вам надо ОЧЕНЬ  ПОСТАРАТЬСЯ, чтобы ваш текст привлёк внимание  музыкантов.

  Как известно,  для того, чтобы песня стала более-менее приличной - надо сойтись ПЯТИ  составляющим.  Это  ТЕКСТ,  МЕЛОДИЯ, АРАНЖИРОВКА, ИСПОЛНЕНИЕ  и  ЗВУК ( работа звукорежиссёра ).   И если хотя бы один из этих факторов выпадает по качеству, то конечный результат уже не будет  такой привлекательный.  Так что хороший текст - это только 1/5 часть залога успешности песни. Один человек  редко  обладает  таким  талантом,   знаниями и качествами, чтобы в одиночку  "сотворить" достойную песню. Поэтому, как правило, в этом процессе задействовано несколько  людей.  Но и в этом случае далеко не всегда удаётся достичь нужного результата.
 
   Да вы и сами знаете - песни пишутся тысячами штук, а приличных получается очень мало.   Хотя на нашей "эстраде" чего только не услышишь...  Но тут уже чистая коммерция,  очень далёкая от искусства - заноси немереное  "бабло"  на радио и ТВ - и твоя  песня будет звучать из всех  "утюгов"...  Многие   современные исполнители и музыканты  экономят или просто не хотят  "завязываться"  правовыми отношениями с поэтами...,  и как следствие - "самописные" тексты иногда бывают просто ужасающими.

   Итак, давайте поговорим об одной составляющей  части песни -  ТЕКСТЕ.

  Стихи и песенный текст,  как говорят в Одессе -  две большие разницы. Это как в живописи  создавать произведения на холсте и на стене дома ( граффити ), требуются разные инструменты и используются разные приёмы и законы жанра.

  Итак, прежде всего вы должны ПОДАТЬ свой товар ( текст песни ) "лицом", и  ВНЕШНЕ он должен выглядеть ПРИЛИЧНО.  Грамматические ошибки легко увидеть в специальных  редакторах.  Знаки препинания - это просто головная боль, но и здесь не всё так безнадёжно, надо только приложить усердие и внимательность...  Каждую новую поэтическую строку начинайте писать с большой буквы - это общепринятый элементарный "этикет жанра". 

 Обычный формат звучания песни должен занимать время от 2 мин. 30 сек. до 4 мин 30 сек., хотя могут быть и отдельные исключения. Такие рамки  времени   обусловлены  особенностями слухового  восприятия человека и форматами эфира на радио и ТВ.

  Вот несколько примеров стандартного  построения  песни, хотя могут быть и другие структуры :

Куплет - Припев - Куплет - Припев ( 2 раза )
Куплет - Припев - Куплет - Припев - Бридж - Припев ( 2 раза )
Куплет - Припев - Куплет - Припев - Куплет - Припев ( 2 раза )

   Иногда практикуется "сдваивание"  первого куплета. Допустим,  в первом куплете 8 строк, а во втором и, если есть третий куплет  - 4 строки.  Это способствует  более полному раскрытию темы песни уже в самом начале.

  Вы сами можете рассчитать примерное время звучания будущей песни,  исполнив её слова. Учитывая, что ещё будет  музыкальное вступление ( до 15 - 30 сек. ) и проигрыш ( обычно перед заключительными припевами ), то  можно смело  приплюсовать  ещё одну минуту  на "чистую" музыку.
  
  Если вы не сочиняете текст для романса или баллады ( там припевы, как правило, отсутствуют ), то обязательно САМИ  ВЫДЕЛЯЙТЕ  припев.  Не делайте так - написали просто пять-семь  четверостиший ( строф ) и пусть потом сам музыкант выискивает - из какой строфы "слепить" припев.  Это неправильно !

  Припев - это ОСНОВНАЯ   ЧАСТЬ песни и именно ему надо уделять наибольшее внимание. Должен "цеплять" именно припев. Его смысловая нагрузка должна объединять всю песню. И в то же время - в припев не рекомендуется  вносить какую-то новую информацию и отдельные детали,  для этих целей существуют куплеты.  Если в куплете очень важен смысл, то в припеве уже важнее музыкальная сторона.

  Название песни   ЖЕЛАТЕЛЬНО отображать именно в припеве.  Поэтому  с названием песни определяйтесь только после сочинения припева. Хотя есть и исключения из этого правила - в припеве просто иногда  структурно (  из- за  стихотворного размера ) нет места  для прописывания задуманного названия. В этом случае идея названия песни должна прозвучать в куплетах  НЕОДНОКРАТНО.

  КРАСОТА  припева не в последнюю очередь достигается СМЕНОЙ  РИТМА  относительно куплетов. Поэтому я рекомендую в припеве менять не только количество стоп по сравнению с куплетом, но  и менять сам размер ( метр ) стиха.

  Для наглядности приведу два примера.  В первом  примере  куплет и припев  отличаются только количеством стоп при одинаковом  метре.  В нашем случае  это ЯМБ -  двухсложная стопа с ударением на втором слоге, и в стихотворной строке  - с ударением на чётных слогах ( гласных ) 2-й, 4-й, 6-й, ....

___________________________

Фрагмент КУПЛЕТА ( ямб ) :

Зашторено окно,
Открытое вино,
Но я пьяна совсем не от него...

Фрагмент ПРИПЕВА ( ямб ):

Тебя люблю, поверь, живу
Одной твоей любовью...

____________________________

Чтобы было ещё нагляднее, я  обозначу  ударные гласные буквы вертикальной чертой ( I ),  а безударные гласные горизонтальной ( - ).

Теперь те же самые фрагменты перепишем уже символами:

____________________________

Фрагмент КУПЛЕТА ( ямб ):

- I - I - I
- I - I - I
- I - I - I - I - I

Фрагмент  ПРИПЕВА ( ямб ):

- I - I - I - I
- I - I - I -

____________________________
 
  Эту песню "Тебя люблю"  можно послушать здесь:

http://www.realmusic.ru/songs/1279893



     В  следующем примере ( ниже ) меняем уже сам метр стиха.  В куплете применяем  АМФИБРАХИЙ  -
это трёхсложная стопа с ударением на второй слог ( - I - ), и в строке с  ударением  на 2-й, 5-й, 8-й,....  слоги  (  гласные ).
    В припеве же  используем  ХОРЕЙ - это двухсложная стопа с ударением на первом слоге ( I - ) ,
и в строке с ударением на нечётных слогах ( гласных ) - 1-й, 3-й, 5-й, 7-й,...

____________________________

 
Фрагмент КУПЛЕТА (  амфибрахий ):

Сегодня волшебная ночь,
Дурманом блаженство разлито...

- I - - I - - I
- I - - I - - I -

Фрагмент  ПРИПЕВА ( хорей ):

 Обними меня,  возьми...
 От любви с ума сведи !

I - I - I - I
I - I - I - I

____________________________

  Такая смена метра изначально придаёт контрастность  припеву и немного облегчает музыкантам задачу сочинения  более яркой относительно куплета мелодии припева.
   Когда вы сочиняете текст песни, то сами для себя уже должны определиться с примерным темпом будущей мелодии, хотя это потом может и не совпасть с видением песни музыкантом.   Можно даже делать визуальные "наводки", подсказки  запланированного темпа в виде разделения строк, но тогда придётся немного "напрягаться"  для нахождения рифм.  Каждая выделенная строка должна иметь свою рифму. 
  Поясню это на примере уже приведённого выше фрагмента припева.  Попробуйте напеть любую мелодию на эти две строки:

________________________

 Обними меня,  возьми...
 От любви с ума сведи !

________________________
 
А теперь я разделю эти строки другим  образом и у вас уже "родится" в голове другая мелодия. Это и есть "подсказка" для музыкантов.

____________________

   Обними
   Меня,
   Возьми...
   От любви
   С ума
   Сведи !
____________________

   Вот послушайте, как это звучит.  Композитору  я никогда и ничего не советую,  она сама чувствует по написанным строчкам  нужный ритм.

Эту песню "Волшебная ночь" можно послушать здесь:

http://www.realmusic.ru/songs/1276313

   Точно также можно разделить и следующие строки ( ниже ), написанные АНАПЕСТОМ  (  - - I  ),  "запрограммировав" тем самым,  что эти слова будут спеты не на одном дыхании - быстро, а более медленно:

____________________


Подожди, не спеши уходить...
Вот дожди вновь пошли с неба лить...

- - I - - I - - I
- - I - - I - - I

Подожди,
    Не спеши
         Уходить...
Вот дожди
    Вновь пошли
         С неба лить...

_____________________

 
   Старайтесь  никогда НЕ  ДОПУСКАТЬ  СБОЯ  стихотворных размеров.  Если начали писать строфу в ЯМБЕ, то доводите и остальные строки строфы (  четверостишия ) в этом же  метре.  Только когда наберётесь большого опыта, то можно будет экспериментировать с комбинациями размеров в одной строфе, вставлять своего рода стихотворные синкопы,  а иначе музыканты "голову сломают" сочиняя мелодию..., а то и вовсе откажутся  писать  музыку на ритмическую "белиберду", ведь в музыке точно такие же законы гармонии, как и в стихосложении.
 Приведу пример такой комбинации различных  размеров. В песне на мои слова "Наши дороги" в куплете применяется один метр, а в припеве - микс из двух других.  Вот послушайте здесь:

http://www.realmusic.ru/songs/1113761


   Хочу ещё уделить немного вашего внимания постановке "литературного" ударения в стихотворных строках  со трёхстопными метрами :  анапест ( - - I  ),  амфибрахий ( - I - ),  дактиль (  I - - ).   Даже те, кто уже имеет  большой опыт, зачастую пренебрегают этим правилом, что ни есть хорошо...

  Давайте рассмотрим  следующую строку, написанную анапестом. Метрические ударения, соответствующие этому размеру я выделил большими буквами.

__________________________

я возьмУ твою бОль на себЯ

- - I - Ю I - - I
__________________________

  Здесь слово " твою"  стоит в безударном промежутке, но ведь у этого слова имеется собственное литературное ударение  - "твоЮ". 
Так вот,  это литературное ударение НЕ  ДОЛЖНО  стоять  ПЕРЕД  метрическим ударением  ( "бОль" ),  а только ПОСЛЕ него.
Значит нужно менять конструкцию или порядок слов.  В конкретном случае всё исправить очень легко:
_______________________________

 я  возьмУ боль твоЮ на себЯ

- - I O - I - - I
_______________________________


   Не рекомендуется писать длинные строки, если только вы не сочиняете тексты для читки рэпа.  Максимальная длина поэтической строки для песни должна быть не более  12 слогов ( гласных букв ), а иначе это будет выглядеть прозой с зарифмованным окончанием строки...  Да и для музыкантов сужается поле действия - распевы ( длинные ноты ) получится сделать только на последнем слоге, а иначе это будет местами быстрый речитатив, а не пение.

  Оптимальная длина строки - от 5 до 11 слогов.  Лично я   люблю короткую строку (  2 - 5  слогов ), но это очень значительно усложняет процесс сочинения, так как резко ограничивается доступ к "рабочему материалу" - словам. Такие построения строк я называю танцами на носовом платке... Но зато музыкантам полное раздолье:  хочешь - растягивай вокал до оперного, хочешь - ускоряй :

________________

Только когда
Стынет земля -
Птицы летят
К югу,
Там где-нибудь
Нужно чуть-чуть
Им переждать
Вьюгу.
Вот и порой
Надо с тобой
Нам переждать
Холод -
Нашей любви
Тихо уйти
Надо не дать
Повод.
_______________


  Вернусь к сочинению куплетов. Основное требование к ним - раскрыть тему,  сюжет, дать описание, нюансы.
  Технически  ПРАВИЛЬНО сочинить  куплеты - гораздо тяжелее, чем припев. 

   Сложность заключается в том, что приходится "тиражировать"  структуру первого куплета на второй и третий.   Для чего делается такое копирование ? А  для того, чтобы музыкант только ОДИН РАЗ  сочинил мелодию куплета и автоматически перенёс её на последующие куплеты, варьируя при необходимости для "развития" песни только громкость, темп и тональность.

  Но слепого копирования  стихотворного метра и длины строки тут мало. В идеале, который соблюсти неимоверно сложно,  нужно копировать цельные фрагменты внутри  каждой  соответствующей строки.  Я поясню свою мысль.
 
 Допустим,  последняя строка (  или первая, вторая, третья ) в ПЕРВОМ  КУПЛЕТЕ звучит так :

________________________

Срывающий любви плоды...

- I - I - I - I

_______________________

 Мы видим, что музыкант при сочинении мелодии может потенциально сделать  паузы  в двух местах ( между словами ) и удлинить ноты  для вокала здесь (  выделено большими буквами  ):

_______________________

срывАющИй  любвИ  плодЫ...

_______________________

  Значит и в соответствующей строке других  куплетов нужно сохранить точно такую  же фрагментную   структуру.

  И хотя музыкант  может не делать указанные мной выше манипуляции, но мы всё-равно на всякий случай должны предоставить ему  такую возможность - без проблем повторить  мотив первого куплета  в соответствующих строках остальных куплетов.
  Допустим, музыкант сочинил  тему, опираясь на текст  первого куплета и у него в мелодии есть пауза между  словами "срывающий" и "любви". Значит, если у нас  в других куплетах будет строка  вот  такого плана -
_______________________

 тебЯ забУду нАвсегдА

- I - I - I - I
_______________________

  то мы НЕ  СМОЖЕМ  повторить мелодию первого куплета, так как тогда придётся  делать паузу в середине слова "забуду", то есть разрывать его пополам:

______________________

тебЯзабУ  дунАвседА
_______________________

 Значит нужно  обязательно подстраиваться под структуру  строк первого припева. Вот пример такого правильного построения :
_______________________

Опять - Прощай ! Опять перрон...

опЯтьпрощАй   опЯть  перрОн

- I - I - I - I
_______________________

   Можно, конечно, всего этого не делать, но тогда у музыканта намного ОГРАНИЧАТСЯ варианты для сочинения мелодии. Я поэтому и люблю короткую строку,  так как в этом отношении там всё гораздо проще.


   Работая над  текстом песни, надо учитывать не только последующую работу музыканта, но и  вокал исполнителя, то есть нужно написать такой текст, который можно было бы ПЕТЬ.  А как вы знаете, не все стихи,  даже самые лучшие и красивые  поются.  Конечно, спеть-то можно всё что угодно...,  но приятным для уха это не будет...

  Для исполнителя нужно облегчать вокал максимально, чтобы он сумел раскрыть и достойно представить мелодию. Для этого нужно стараться подбирать фонетически легко произносимые слова и словосочетания. Чем  БОЛЬШЕ   ГЛАСНЫХ  БУКВ, тем  лучше. Чем больше ОТКРЫТЫХ ( на гласные ) окончаний слов и строк - тем лучше.  Чем чаще идёт одиночное чередование гласных и согласных букв - тем лучше. Чем меньше  ФРИКАТИВНЫХ  и глухих шумных согласных ( при артикуляции в ротовой полости происходят турбулентные колебания воздуха  ) -  Х, П, Ф, Т, С, Ц, Ш, Щ, Ч, Ж  - тем лучше для вокала.
  Это только гениальный Владимир Высоцкий умел "петь согласными" - Р, Ж, З,  а обычный человек поёт гласными буквами...

  Старайтесь не допускать удвоения, утроения  подряд и  тем более учетверения   таких согласных .  Учитывайте  не написание, а произношение - "сеРДЦе" произносится без  буквы "Д"  -  "серце". Окончания слов на "...ться" произносится как "...ЦА"
  Если по ряду причин изменить текст проблематично, то музыканты должны обращать внимание на некоторые словосочетания, где выстраивается целый ряд согласных букв - "форпоСТ  ТЩеславия"  . В таких местах в мелодии нужно делать паузы, а иначе у вокалиста во рту будет каша...  (  "зовёШь СТРадая" ). Но если есть возможность заменить не вполне "вокальные" слова на другие, то делайте это не задумываясь. 
 
   Конечно,  учесть всё абсолютно очень трудно и почти невозможно, но по крайней мере СТРЕМИТЬСЯ к этому НАДО.
  
   Нельзя забывать, что написанное на бумаге - не всегда  правильно воспринимается на слух.  Так  слово "бесспорно"  может послышаться  как "без порно".

   Или вот такой пример. Я приведу ниже выдержку из своей большой работы об истории создания Гимна СССР, где привожу фрагмент из записок Эль-Регистана ( соавтор Сергея Михалкова  ),  в которых он описывает моменты работы над гимном.

_______________________

   Нам дали комнату для работы, чай, бутерброды. Это был опять кабинет Землячки, где мы первый раз уже работали. Ворошилову хотелось, чтобы мы сделали куплет еще более воинственным. У него оставалось полтора часа до Международной конференции, на которую он собирался ехать. Мы сделали вариант седьмой  и новый припев, при чем последние две строки звучали так: «Фашистские полчища мы побеждали. Мы били, мы бьём их и будем их бить!» Прочли Китаеву, посоветовались, он обратил внимание, что «мы бьём их» при пении сливается: «**** их» ( из-за новых требований Роскомнадзора приходится заменять слова даже в архивном документе, - И.Ш. ). Тут же нашли слова, и получилось так: «Мы били их насмерть и будем их бить!» Это очень понравилось Ворошилову. ( Мы очень смеялись по поводу «**** их», при чем я сказал, что это совсем неплохо для деревни. Он согласился, хохотал и говорил: «**** их! Это неплохо, если б это не был гимн!»)
______________________

  Так что всегда старайтесь свой текст напевать, чтобы на слух не допускать подобных казусов.
  Также  старайтесь избегать смысловой двойственности.  Приведу самый яркий пример  - строчка опять таки из сталинского варианта Гимна СССР:
______________________________

И Ленин великий нам путь озарил...
______________________________

 Вот и пойми после этого - то ли это Ленин  ВЕЛИКИЙ, то ли путь.   После этого "ляпа"  над  Сергеем Михалковым  потом ещё десятилетиями подшучивали...


   Скажу немного о специфике рифмы в песенных текстах. Абсолютно не бойтесь  применять НЕТОЧНУЮ  рифму.  При вокальном исполнении неточность нивелируется (  России - красивы,  любимый - одни мы ).

  Теперь что касается "пресловутых" ГЛАГОЛЬНЫХ   рифм.
  Я снова приведу здесь ( ниже ) один абзац из всё той же своей работы о создании Гимна СССР.  Рассказывая  о предыстории  рождения слов и музыки гимна,  о людях, хоть как-то причастных  к этому произведению - я очень подробно останавливаюсь на личности  поэта Лебедева-Кумача и его великой песне "Священная война".  Там  я рассказываю о версии плагиата  этой песни.
  Если кто заинтересуется, то можете прочитать этот большой отрывок под названием "Об авторстве песни  "Священная война"  здесь:

http://parnasse.ru/prose/essay/history/ob-avtorstve-pesni-svjaschenaja-voina.html

   А вот и сам этот абзац:
_______________________

   И ещё один маленький штрих - глагольные рифмы МАСТИТЫЕ поэты стараются по возможности  избегать - это дело чести, так как в узком кругу мэтров поэзии считается "дурным тоном" рифмовать глагольные пары ( из-за  лёгкости их нахождения ), как в нашем примере  " летать - топтать ", а для начинающих любителей поэзии это свойственно и приемлемо. Иногда, конечно, "мастаки"  используют  глагольные рифмы,  но только исключительно от безысходности или матушки лени. Признаюсь честно, я в корне не согласен с этим негласным правилом по отношению к ПЕСЕННЫМ текстам. В  подтверждение своих слов я приведу яркий пример замечательной песни "Радовать" ( автор текста поэт-песенник Михаил Танич ) в исполнении Анатолия Днепрова. Там сплошные глагольные рифмы, но песня зато какая получилась красивая, вот послушайте и посмотрите здесь:

https://www.youtube.com/watch?v=hVEi2YDbaa0

__________________________


  В песенных текстах,  в отличии от стихов, ПОВТОРЫ имеют полное право на существование, не бойтесь их делать:

__________________________

Никогда, никогда, никода
Мне такую, как ты - не найти...
__________________________

  Только не переусердствуйте и употребляйте повторы к месту.  Избегайте повторов, которые на слух могут быть неоднозначно услышаны ухом -
_________________________

МноГО,  МНОго, много...
_________________________

  Иногда даже уместны повторы целых строк, но эти нюансы  уже надо согласовывать с музыкантом, если он берётся за ваш текст.
  Вот пример песни, в которой композитор сама предложила мне сделать множественные повторы строк.

http://www.realmusic.ru/songs/976354


  Кстати, никогда не "упирайтесь рогом" в  незыблемость своих скрижалей... Если музыкант предлагает вам что-то изменить в тексте, попытайтесь понять что он хочет - немного сместить смысловой акцент или может только  подправить метр под его наметившуюся мелодию. Ведь очень часто  музыкант видит  ритмическое построение  четверостишия немного по-другому,  чем оно написано.  Одним словом -  прислушивайтесь друг к другу обязательно !

  От профессионализма музыканта зависит правильность выбора стиля песни для конкретного текста.  И только он определяет что подойдёт для данных слов песни -  рок, вальс, танго, романс, босса-нова...

  Старайтесь не перегружать текст песни ЭПИТЕТАМИ, всему есть мера,  с ТРОПАМИ тоже не переусердствуйте.  Старайтесь делать свой язык более "человеческим" ( но это моё субъективное мнение ).  Песня - это не научный трактат, а произведение искусства.  "Заумные" мысли, образы и обороты будут только ломать мозги слушателю..., песни  предназначены ( в основном ) не для этого.

  Не  пытайтесь сразу  поймать "бога за бороду" и с первого же раза написать свою "Besame mucho"...  Придётся изрядно потрудиться,  написать не один десяток текстов, прежде чем на вас обратят внимание. Чем больше вы будете тренироваться в написании песен, тем с каждым разом они будут качественнее.
  При сочинении текстов не рекомендую  работать на клавиатуре. Лучше записывать свои мысли на бумаге - остаются видны правки, которые могут ещё пригодиться.
  По окончании работы  переписывайте свои черновики  ещё раз  начисто - и вы непременно увидите отдельные недочёты. И даже потом,  уже при работе  на клавиатуре,  у вас могут возникнуть дополнительные идеи.
  Сформулируйте для себя ПРАВИЛО - если какое-то место в тексте  вам кажется не точным, спорным (  как бы - не очень ),  то смело УБИРАЙТЕ,  ИЩИТЕ  ЗАМЕНУ  этому...,  не уговаривайте себя  - "и так сойдёт".  Уж коль вам это место "не очень", то другим и подавно !

  Вернитесь к своей работе через час, а лучше через день - и посмотрев немного другим взглядом, вы сможете увидеть то, чего не заметили при сочинении.
  Через год тоже надо возвращаться... , ведь ваша техника не стоит на месте,  и вы сможете ещё что-то улучшить. Ранние ваши работы ( первый опыт ) не пропадут, если через год-два вы вернётесь к ним с новым багажом знаний.  Не каждый ваш песенный текст станет песней. Даже у больших мастеров-текстовиков  не всё идёт, как по маслу... 
  Из десяти  работ одна получается хорошая, а "гениальная" - одна из ста...
 
   Необходимо также научиться писать слова на уже ГОТОВУЮ мелодию.  По своему опыту знаю, что это очень важное умение...,  так как около четверти песен написал этим "макаром".  У каждого может быть выработана своя "технология".  Я обычно использую "рыбу", то есть напеваю на мелодию бессмысленный ( но попадающий в ритм  ) набор слов,  записываю его,  выстраиваю  метраж  строк  (  - I - I - I  )  и на него "леплю"  уже слова со смыслом.

  Если вы пишите слова песни под конкретного  солиста, то будет нелишним сначала внимательно прослушать несколько  его песен. Иногда бывает, что вокалист  недостаточно хорошо "тянет"  некоторые гласные,  а другие наоборот - берёт очень уверенно. Эти моменты тоже надо использовать..., допустим,  в конце строки надо чаще ставить букву "И",  а к примеру, букву  "Е" реже. Одним словом,  нужно показывать сильные  и "прятать" слабые стороны вокалиста.

    Заканчивая эту статью,  хочу  повторить банальную истину :  сколько людей - столько и мнений. У каждого свои вкусы, предпочтения и представления о прекрасном.  Так что абсолютно всем ваши песни нравиться не могут, будут и критики.  И если из ста человек ваша работа нравится десятерым - считайте это "ошеломляющим"  успехом.
 
 Всё то,  о чём  я написал выше - это РЕКОМЕНДАЦИИ,  жёстких  рамок в искусстве почти не существует...,  да и творить  по правилам  СКУЧНО..., но они необходимы и как основа и как трамплин для творчества.

 Будьте всегда людьми ТВОРЧЕСКИМИ :  хотите - творите, хотите - вытворяйте...
 
 Всем удачи и красивых песен !
 
Рейтинг: +4 1010 просмотров
Комментарии (3)
Лариса Неводнiчик # 14 февраля 2015 в 16:52 0
c0137 elka
Татьяна Шарина # 18 февраля 2015 в 20:01 0
super 040a6efb898eeececd6a4cf582d6dca6
Савва Лёд # 29 декабря 2015 в 16:32 0
Написать небольшое РУКОВОДСТВО "по пользованию" Вам удалось превосходно.
Теперь осталось только его применить в деле!!!
ura