ГлавнаяПрозаЭссе и статьиЛитературоведение → "Как делать стихи". Моё прочтение Маяковского ч. 2

"Как делать стихи". Моё прочтение Маяковского ч. 2

9 июня 2012 - Анна Магасумова
article54339.jpg

Маяковский  каждую встречу, каждое событие оценивает только как материал для словесного оформления.Он выводит  правило: для делания поэтической вещи необходима перемена места или времени. Точно так, например, в живописи, зарисовывая какой-нибудь предмет, вы должны отойти на расстояние, равное тройной величине предмета. Не выполнив этого, вы просто не будете видеть изображаемой вещи.Чем вещь или событие больше, тем и расстояние, на которое надо отойти, будет больше. Слабосильные топчутся на месте и ждут, пока событие пройдёт, чтоб его отразить. Мощные забегают настолько же вперёд, чтоб тащить понятое время. Перемена плоскости, в которой совершился тот или иной факт, расстояние – обязательно. Это не значит, что поэт должен сидеть у моря и ждать погоды, пока пройдёт мимо время. Он должен подгонять время. Медленный ход времени заменить переменой места, в день, проходящий фактически, пропуская столетие в фантазии. Для лёгких, для мелких вещей такое перемещение можно и надо делать  (да оно так и само делается) искусственно.

Хорошо начинать писать стих о первом мае  в ноябре, декабре, когда этого мая действительно до очень  хочется.

 Чтобы написать о тихой любви, поезжайте на автобусе. Эта тряска лучше всего оттенит  вам прелесть другой жизни. Тряска необходима для сравнения. Мне кажется, так Маяковский говорит и об источнике вдохновения. Чтобы написать стих, нужен толчок извне. Это может быть какая-нибудь вскользь произнесенная фраза, увиденная картина, запоминающееся событие. Например, видишь необычное облако на небосклоне, и появляется первая строка.
  Улавливаемая, но ещё не уловленная за хвост рифма отравляет существование; разговариваешь, не понимая, ешь, не разбирая, и не будешь спать, почти видя летающую перед глазами рифму. Без рифмы стих рассыплется. Рифма возвращает вас к предыдущей строке, заставляет вспомнить её, заставляет все строки, оформляющие одну мысль держаться вместе. 
 Обыкновенно рифмой называют созвучие последних слов в двух строках, когда один и тот же ударный гласный и следующие за ним звуки приблизительно совпадают.
 Концевое созвучие, рифма – это только один из бесконечных способов связывать строки, кстати сказать, самый простой и грубый.
 Можно рифмовать и начала строк:
 улица –
лица у догов годов резче, –
и т. д.
Можно рифмовать конец строки с началом следующей:
 Угрюмый дождь скосил глаза,
а за решёткой, чёткой, –
и т. д.
Можно рифмовать конец первой строки и конец второй одновременно с последним словом третьей или четвёртой строки:
 Среди учёных шеренг
еле-еле
в русском стихе разбирался Шенгели,–
и т. д. и т.д. до бесконечности.
Первое четверостишье определяет весь дальнейший стих. Имея в руках такое четверостишье, я уже прикидываю, сколько таких нужно по данной теме и как их распределить для наилучшего эффекта (архитектоника стиха).
Наиболее эффектным является первая строка стиха, выпущенного Брюсовым в первые дни войны в журнале «Наши дни»:
Мы ветераны, мучат нас раны.
Этот сдвиг уничтожается, давая одновременно простейшее и наиболее чёткое определение расстановкой слов –
стихов заупокойный лом.
   Надо довести до предела выразительность стиха. Одно из больших средств выразительности образ. Не основной образ-видение, который возникает в начале работы как первый туманный, а вспомогательные образы, помогающие вырастить этому главному. Способы выделки образа бесконечны. Один – это сравнения.  Например, в лирическом стихотворении Уткина, помещённого в «Прожекторе», есть строка:
не придёт он так же вот,
как на зимние озёра летний лебедь не придёт.
Один из способов делания образа – это создание самых фантастических событий, фактов, подчёркнутых гиперболой.
Взбухаю стихов молоком
– и не вылиться –
 некуда, кажется – полнится заново.
 Я вытомлен лирикой –
 мира кормилица,
гипербола
праобраза Мопассанова.
(из поэмы «Люблю») 

© Copyright: Анна Магасумова, 2012

Регистрационный номер №0054339

от 9 июня 2012

[Скрыть] Регистрационный номер 0054339 выдан для произведения:

Маяковский  каждую встречу, каждое событие оценивает только как материал для словесного оформления.Он выводит  правило: для делания поэтической вещи необходима перемена места или времени. Точно так, например, в живописи, зарисовывая какой-нибудь предмет, вы должны отойти на расстояние, равное тройной величине предмета. Не выполнив этого, вы просто не будете видеть изображаемой вещи.Чем вещь или событие больше, тем и расстояние, на которое надо отойти, будет больше. Слабосильные топчутся на месте и ждут, пока событие пройдёт, чтоб его отразить. Мощные забегают настолько же вперёд, чтоб тащить понятое время. Перемена плоскости, в которой совершился тот или иной факт, расстояние – обязательно. Это не значит, что поэт должен сидеть у моря и ждать погоды, пока пройдёт мимо время. Он должен подгонять время. Медленный ход времени заменить переменой места, в день, проходящий фактически, пропуская столетие в фантазии. Для лёгких, для мелких вещей такое перемещение можно и надо делать  (да оно так и само делается) искусственно.

Хорошо начинать писать стих о первом мае  в ноябре, декабре, когда этого мая действительно до очень  хочется.

 Чтобы написать о тихой любви, поезжайте на автобусе. Эта тряска лучше всего оттенит  вам прелесть другой жизни. Тряска необходима для сравнения. Мне кажется, так Маяковский говорит и об источнике вдохновения. Чтобы написать стих, нужен толчок извне. Это может быть какая-нибудь вскользь произнесенная фраза, увиденная картина, запоминающееся событие. Например, видишь необычное облако на небосклоне, и появляется первая строка.
  Улавливаемая, но ещё не уловленная за хвост рифма отравляет существование; разговариваешь, не понимая, ешь, не разбирая, и не будешь спать, почти видя летающую перед глазами рифму. Без рифмы стих рассыплется. Рифма возвращает вас к предыдущей строке, заставляет вспомнить её, заставляет все строки, оформляющие одну мысль держаться вместе. 
 Обыкновенно рифмой называют созвучие последних слов в двух строках, когда один и тот же ударный гласный и следующие за ним звуки приблизительно совпадают.
 Концевое созвучие, рифма – это только один из бесконечных способов связывать строки, кстати сказать, самый простой и грубый.
 Можно рифмовать и начала строк:
 улица –
лица у догов годов резче, –
и т. д.
Можно рифмовать конец строки с началом следующей:
 Угрюмый дождь скосил глаза,
а за решёткой, чёткой, –
и т. д.
Можно рифмовать конец первой строки и конец второй одновременно с последним словом третьей или четвёртой строки:
 Среди учёных шеренг
еле-еле
в русском стихе разбирался Шенгели,–
и т. д. и т.д. до бесконечности.
Первое четверостишье определяет весь дальнейший стих. Имея в руках такое четверостишье, я уже прикидываю, сколько таких нужно по данной теме и как их распределить для наилучшего эффекта (архитектоника стиха).
Наиболее эффектным является первая строка стиха, выпущенного Брюсовым в первые дни войны в журнале «Наши дни»:
Мы ветераны, мучат нас раны.
Этот сдвиг уничтожается, давая одновременно простейшее и наиболее чёткое определение расстановкой слов –
стихов заупокойный лом.
   Надо довести до предела выразительность стиха. Одно из больших средств выразительности образ. Не основной образ-видение, который возникает в начале работы как первый туманный, а вспомогательные образы, помогающие вырастить этому главному. Способы выделки образа бесконечны. Один – это сравнения.  Например, в лирическом стихотворении Уткина, помещённого в «Прожекторе», есть строка:
не придёт он так же вот,
как на зимние озёра летний лебедь не придёт.
Один из способов делания образа – это создание самых фантастических событий, фактов, подчёркнутых гиперболой.
Взбухаю стихов молоком
– и не вылиться –
 некуда, кажется – полнится заново.
 Я вытомлен лирикой –
 мира кормилица,
гипербола
праобраза Мопассанова.
(из поэмы «Люблю») 
 
Рейтинг: +2 1690 просмотров
Комментарии (3)
Александр Приймак # 9 июня 2012 в 15:27 0
Хо-ро-шо!
Насчёт автобуса - дело вкуса: мождет сойти и трамвай: он стариннее, возможно...
Анна Магасумова # 9 июня 2012 в 22:37 0
Автобус у Маяковского в статье.Не стала фантазировать.
Мария Подалевич # 4 июля 2012 в 18:52 0
Замечательно! buket3