ГлавнаяПрозаЭссе и статьиИстория и политика → Винный дух, или Всемирная история алкоголя. 4

Винный дух, или Всемирная история алкоголя. 4

16 апреля 2024 - Евгений Ефрешин
article528250.jpg

Вино по Апеннинскому полуострову первоначально распространили греки, поэтому их однозначно стоит считать учителями римлян в теории и практике виноградарства и виноделия. В IX – VIII веках до н.э. виноградарство распространилось у предшественников римлян – этрусков, которых тоже можно считать учителями римлян в виноделии.
Лучшими винами в Древнем Риме долгое время считались именно греческие. Римляне производили вино в больших глиняных сосудах, вкопанных в землю, хранили и перевозили вино по греческой традиции в амфорах. Рим вообще очень много скопировал у эллинов в науке, культуре, религии… Зевс стал у них Юпитером, Арес Марсом, Афродита Венерой, а Дионис Вакхом или Бахусом.

А вино стало в Древнем Риме самым распространённым напитком, вино самого разного способа изготовления и качества. Вино пили мужчины и женщины, старики и дети, рабы и аристократы. Было очень дешёвое вино, которое делали из виноградных выжимок, их не выбрасывали, а заливали водой для последующего сбраживания. Были благородные вина, которые выдерживали и настаивали многие годы. Для создания вин особого качества с виноградин предварительно снимали кожицу.
Вспомним тут и Азазелло, который угощал Мастера и Маргариту «тем самым вином, которое пил Понтий Пилат».

В Древнем Риме различали сухое вино (vinum austerum), полусухое вино (vinum tenue), сладкое вино (vinum dulce), особенно сладкое вино (vinum praedulce). Сладкие вина тогда любили, изобретали особые технологии для их изготовления.
Большое влияние на развитие виноградарства и виноделия оказали Пунические войны с Карфагеном, который, как мы помним, обязательно должен был быть разрушен. В разрушенном Карфагене римляне ознакомились с сельско-хозяйственными трудами знаменитого агрария Магона. Сами труды до нас не дошли, но их часто цитировали многие римские авторы.

Летом вино часто подавалось охлаждённым, зимой - подогретым. Делали напитки из подогретого вина с мёдом и различными специями или мульсум – просто вино с мёдом. Иногда с мёдом смешивали ещё не перебродивший виноградный сок, такой мульсум давали и детям.
Римляне разделяли вино не только на белое и красное, а на 4 категории: белое (vinum album), жёлтое (vinum fluvum), кроваво-красное (vinum sanguineum), чёрное (vinum nigrum).
Вино пили, как молодое, так и выдержанное, для почётных лиц вино выдерживали не менее 3 лет, отдельные вина созревали в особых условиях 20 лет и более.

По регионам изготовления вино разделялось на массикское, соррентийское, альбанское, цекубское, фалернское. Фалернское ценилось больше всего. Как тут не вспомнить перевод Пушкиным древнеримского поэта Катулла «Виночерпию» (лат. Ad pocillatorem):
Minister vetuli, puer. (Старого фалернского, мальчик.)
«Пьяной горечью Фалерна
Чашу мне наполни, мальчик!
Так Постумпия велела,
Председательница оргий.
Вы ж, воды, прочь теките
И струей, вину враждебной,
Строгих постников поите:
Чистый нам любезен Бахус».
Эпиграф – это первый стих латинского оригинала.
( У Пушкина было откуда-то античное отношение к вину, какая-то вакхическая восторженность вместе с умеренностью и благоразумием, но, увы, ему не удалось побывать в Риме, узнать вкус и аромат знаменитых местных вин. Туда попал его младший приятель Гоголь, но он больше интересовался макаронами… )

Тут возникает и вопрос, а как пили вино римляне? Известно, что в большинстве случаев вино разбавляли водой, даже лучше сказать, что воду разбавляли вином, потому что соотношения были от 1 к 1, до 1 к 4. Алкогольная крепость вина очень разнилась, от 3-4 % спирта, до 15%.
Порою алкоголя уже практически не оставалось. Ведь вина быстро прокисали, спирт превращался в уксус. Прокисшие вина не выливались, их разбавляли водой, чтобы приготовить своеобразный напиток – поску. Её давали рабам, работникам, в походах римские легионеры тоже часто пили поску, а не настоящее вино.

В римской медицине вино использовали, как для приёма внутрь, так и для наружного применения для лечения множества заболеваний и травм. Энотерапия (лечение вином) и энология (наука о вине) пришли в современную эпоху с тех античных времён.
Впрочем, хорошо знали тогда и плачевные последствия злоупотребления вином и предостерегали от этого.

Римляне использовали вино в культовых целях для жертвоприношений богам, в похоронных обрядах. Виналии – это особые празднества виноградарства и виноделия в апреле и августе, связанные с культом Юпитера и Венеры. Они известны со времён основания Рима, их связывают с самим легендарным Энеем. Эней – герой Троянской войны, легендарный предок основателей Рима Ромула и Рема.

Практически все древнеримские писатели не забывали тему виноградарства, виноделия и винопития: Катон, Гораций, Варрон, Палладий, Вергилий… Натуралисты и сенаторы, аграрии, учёные мужи и поэты… Овидий называл себя поэтом Вакха, Гораций писал, что вино открывает сердца для любви, а стихи, написанные после выпитой воды, ничего не стоят.

Плиний Старший создал 37 томную античную энциклопедию «Естественная история», где целый том посвятил вину и виноделию. Кстати, именно он является автором известной на весь мир латинской фразы: «In vino veritas» - «Истина в вине». Плиний выделял самые лучшие вина: альбанские, цекубанские, фалернские.
Одним из лучших винодельческих центров долгое время слыл город Помпеи на кампанском побережье. Простое молодое вино там стоило 1 асс (медную монету), выдержанное – 2 асса, фалернское выдержанное – 4 асса. В 79 году н.э. извержение Везувия уничтожило этот благодатный регион. За века римской античности менялось очень многое.

Экспансия Римской империи прослеживается по распространению виноградарства и виноделия: Галлия, Германия, Испания, Португалия… Только, пожалуй, в Британии римляне из-за климатических условий и неблагоприятных почв не культивировали виноград. А, например, в Палестине про виноградарство и виноделие отлично знали и без них.
С развитием Римской империи развивалось и расширялось производство вина, а от глиняных пифосов и амфор перешли к деревянным бочкам, что было надёжнее, дешевле и практичнее. В деревянных бочках вино гораздо лучше и дольше хранилось. В дальнейшем римляне стали разливать вино в стеклянные бутыли.
О триумфальном шествии виноделия по различным странам разговор особый, длительный и очень интересный.

5.
 

© Copyright: Евгений Ефрешин, 2024

Регистрационный номер №0528250

от 16 апреля 2024

[Скрыть] Регистрационный номер 0528250 выдан для произведения:
Вино по Апеннинскому полуострову первоначально распространили греки, поэтому их однозначно стоит считать учителями римлян в теории и практике виноградарства и виноделия. В IX – VIII веках до н.э. виноградарство распространилось у предшественников римлян – этрусков, которых тоже можно считать учителями римлян в виноделии.
Лучшими винами в Древнем Риме долгое время считались именно греческие. Римляне производили вино в больших глиняных сосудах, вкопанных в землю, хранили и перевозили вино по греческой традиции в амфорах. Рим вообще очень много скопировал у эллинов в науке, культуре, религии… Зевс стал у них Юпитером, Арес Марсом, Афродита Венерой, а Дионис Вакхом или Бахусом.

А вино стало в Древнем Риме самым распространённым напитком, вино самого разного способа изготовления и качества. Вино пили мужчины и женщины, старики и дети, рабы и аристократы. Было очень дешёвое вино, которое делали из виноградных выжимок, их не выбрасывали, а заливали водой для последующего сбраживания. Были благородные вина, которые выдерживали и настаивали многие годы. Для создания вин особого качества с виноградин предварительно снимали кожицу.
Вспомним тут и Азазелло, который угощал Мастера и Маргариту «тем самым вином, которое пил Понтий Пилат».

В Древнем Риме различали сухое вино (vinum austerum), полусухое вино (vinum tenue), сладкое вино (vinum dulce), особенно сладкое вино (vinum praedulce). Сладкие вина тогда любили, изобретали особые технологии для их изготовления.
Большое влияние на развитие виноградарства и виноделия оказали Пунические войны с Карфагеном, который, как мы помним, обязательно должен был быть разрушен. В разрушенном Карфагене римляне ознакомились с сельско-хозяйственными трудами знаменитого агрария Магона. Сами труды до нас не дошли, но их часто цитировали многие римские авторы.

Летом вино часто подавалось охлаждённым, зимой - подогретым. Делали напитки из подогретого вина с мёдом и различными специями или мульсум – просто вино с мёдом. Иногда с мёдом смешивали ещё не перебродивший виноградный сок, такой мульсум давали и детям.
Римляне разделяли вино не только на белое и красное, а на 4 категории: белое (vinum album), жёлтое (vinum fluvum), кроваво-красное (vinum sanguineum), чёрное (vinum nigrum).
Вино пили, как молодое, так и выдержанное, для почётных лиц вино выдерживали не менее 3 лет, отдельные вина созревали в особых условиях 20 лет и более.

По регионам изготовления вино разделялось на массикское, соррентийское, альбанское, цекубское, фалернское. Фалернское ценилось больше всего. Как тут не вспомнить перевод Пушкиным древнеримского поэта Катулла «Виночерпию» (лат. Ad pocillatorem):
Minister vetuli, puer. (Старого фалернского, мальчик.)
«Пьяной горечью Фалерна
Чашу мне наполни, мальчик!
Так Постумпия велела,
Председательница оргий.
Вы ж, воды, прочь теките
И струей, вину враждебной,
Строгих постников поите:
Чистый нам любезен Бахус».
Эпиграф – это первый стих латинского оригинала.
( У Пушкина было откуда-то античное отношение к вину, какая-то вакхическая восторженность вместе с умеренностью и благоразумием, но, увы, ему не удалось побывать в Риме, узнать вкус и аромат знаменитых местных вин. Туда попал его младший приятель Гоголь, но он больше интересовался макаронами… )

Тут возникает и вопрос, а как пили вино римляне? Известно, что в большинстве случаев вино разбавляли водой, даже лучше сказать, что воду разбавляли вином, потому что соотношения были от 1 к 1, до 1 к 4. Алкогольная крепость вина очень разнилась, от 3-4 % спирта, до 15%.
Порою алкоголя уже практически не оставалось. Ведь вина быстро прокисали, спирт превращался в уксус. Прокисшие вина не выливались, их разбавляли водой, чтобы приготовить своеобразный напиток – поску. Её давали рабам, работникам, в походах римские легионеры тоже часто пили поску, а не настоящее вино.

В римской медицине вино использовали, как для приёма внутрь, так и для наружного применения для лечения множества заболеваний и травм. Энотерапия (лечение вином) и энология (наука о вине) пришли в современную эпоху с тех античных времён.
Впрочем, хорошо знали тогда и плачевные последствия злоупотребления вином и предостерегали от этого.

Римляне использовали вино в культовых целях для жертвоприношений богам, в похоронных обрядах. Виналии – это особые празднества виноградарства и виноделия в апреле и августе, связанные с культом Юпитера и Венеры. Они известны со времён основания Рима, их связывают с самим легендарным Энеем. Эней – герой Троянской войны, легендарный предок основателей Рима Ромула и Рема.

Практически все древнеримские писатели не забывали тему виноградарства, виноделия и винопития: Катон, Гораций, Варрон, Палладий, Вергилий… Натуралисты и сенаторы, аграрии, учёные мужи и поэты… Овидий называл себя поэтом Вакха, Гораций писал, что вино открывает сердца для любви, а стихи, написанные после выпитой воды, ничего не стоят.

Плиний Старший создал 37 томную античную энциклопедию «Естественная история», где целый том посвятил вину и виноделию. Кстати, именно он является автором известной на весь мир латинской фразы: «In vino veritas» - «Истина в вине». Плиний выделял самые лучшие вина: альбанские, цекубанские, фалернские.
Одним из лучших винодельческих центров долгое время слыл город Помпеи на кампанском побережье. Простое молодое вино там стоило 1 асс (медную монету), выдержанное – 2 асса, фалернское выдержанное – 4 асса. В 79 году н.э. извержение Везувия уничтожило этот благодатный регион. За века римской античности менялось очень многое.

Экспансия Римской империи прослеживается по распространению виноградарства и виноделия: Галлия, Германия, Испания, Португалия… Только, пожалуй, в Британии римляне из-за климатических условий и неблагоприятных почв не культивировали виноград. А, например, в Палестине про виноградарство и виноделие отлично знали и без них.
С развитием Римской империи развивалось и расширялось производство вина, а от глиняных пифосов и амфор перешли к деревянным бочкам, что было надёжнее, дешевле и практичнее. В деревянных бочках вино гораздо лучше и дольше хранилось. В дальнейшем римляне стали разливать вино в стеклянные бутыли.
О триумфальном шествии виноделия по различным странам разговор особый, длительный и очень интересный.

 
 
Рейтинг: +1 277 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!