Винный дух, или Всемирная история алкоголя. 3
15 апреля 2024 -
Евгений Ефрешин
3.
Поэтому вернёмся к виноградарству и виноделию, ещё в эпоху неолита люди на Ближнем Востоке стали культивировать виноград. Виноград культурный, Vitis vinifera – ботанический вид кустарниковых лиан рода Виноград семейства Виноградные. Плоды этих лиан – вкусные кисло-сладкие ягоды, созревающие большими гроздьями. На кожице ягод в природе находятся одноклеточные грибки – дрожжи. Природа сама создала уникальное сочетание: ягоды, насыщенные сахарами, и дрожжи, перерабатывающие сахар в спирт.
Дикие виды винограда растут в субтропическом и умеренном поясах северного полушария по долинам рек, на горных склонах и ущельях, в лиственных лесах, ведь для лиан деревья необходимы, как опоры. Виноградная лоза стремится к солнечному свету. А своими корнями виноград уходит глубоко в землю, чтобы питаться её живительными силами, богатыми природными элементами источниками. Виноград – одно из древнейших культурных растений, на которое люди обратили своё внимание в одно время с бобовыми и злаками.
Сразу вслед за виноградарством, около 10 тысяч лет назад начало развиваться и виноделие в регионах горной системы Загрос (Иран), Восточной Анатолии (Турция), Южного Кавказа (Грузия, Армения). Потом виноделие распространилось в Междуречье, Египет, Финикию, Иудею, Грецию. А по Библии первым виноградарем и виноделом был Ной. В «Песне песней» знаменитого ветхозаветного царя Соломона вино с восхищение упоминается десятки раз. В библейской традиции было называть вино лучшим природным даром Бога человеку.
По всему Средиземноморью виноградарство и виноделие распространяли самые умелые мореплаватели и торговцы того времени – финикийцы. Затем винная эстафета перешла к эллинам, а от них к римлянам.
Большую часть территории Древней Греции занимали горы, ущелья и горные склоны малопригодные для зерновых культур, зато весьма подходящие для виноградарства. Жаркий климат Эллады, большое количество солнечных дней также способствовали распространению виноградной лозы. На склонах гор эллины выращивали разные сорта винограда, большинство которого шло на вино.
Во времена второй половины I тысячелетия до новой эры в Элладе выращивали до 150 сортов винограда и делали около 100 различных видов вина. Особенно ценилось хиосское вино, 20-литровая амфора которого стоила 100 драхм. На эти деньги тогда можно было купить 30 поросят или 2 быков.
Известны 5 основных продуктов древнегреческого рациона: вода, соль, хлеб, оливковое масло, вино. Богиня растительности и плодородия Деметра – одна из самых почитаемых в мифологии эллинов, а оливки и виноград – главные для них плоды.
Производство масла и вина знаменовали переход от варварства к древнегреческой цивилизации, ко всей средиземноморской цивилизации. Для их хранения и перемещения греки создали знаменитые амфоры – античные керамические сосуды яйцевидной формы с двумя ручками. Емкостью для брожения вина служили огромные глиняные горшки - пифосы.
Вино и оливковое масло стали главной валютой эллинов, на них из Египта привозили золото и слоновую кость, из Сирии медь и бирюзу, из Причерноморья зерно и рыбу…
Кроме Деметры эллины почитали Диониса – бога виноградарства, виноделия, плясок, песен и веселия. Древнегреческая мифология считала Диониса сыном верховного бога Зевса и смертной женщины Семелы, погубленной ревнивой Герой. Зевс доносил сына в своём бедре. Дионис входил в число 12 олимпийских богов.
Голову Диониса увивал венок из листьев плюща и винограда, в одной руке у него была чаша с вином, в другой тирс - особый жезл фаллической формы. Его спутниками были буйные козлоногие сатиры и хмельные полунагие менады.
Сатиры в греческой мифологии – это демоны плодородия, духи природы, полулюди-полузвери, которые или пьют вино на дионисийских пирушках или гоняются за нимфами. С VI века до н.э. такими их изображали на вазах и амфорах. По римским копиям известны несколько скульптур работы Праксителя, из которых самый известный «Сатир – пьющий вино». По имени этих мифических существ позже стали называть весёлые и лукавые поэмы.
Вместе с ними часто шли великий Пан и мудрый пьяница Силен, наставник юного Диониса, обладающий тайными знаниями. Это он научил Диониса любить и понимать природу, выращивать виноград и делать из него вино. Впрочем, Силен предпочитал не ходить с весёлой компанией, а ездить на осле.
Пан – бог природы и плодородия, скотоводства и пастушества, а также сексуальности и плодовитости. Пан считался сыном Гермеса, родившимся с козлиными ногами, рогами и длинной бородой. Сразу после рождения он принялся прыгать и громко смеяться, испуганная мать оставила его. Гермес завернул сына в заячьи шкурки и принёс на Олимп. Пан понравился всем богам Олимпа, а особенно Дионису.
Культ Диониса сложен и противоречив, он бог плодоносящих сил Земли, вина и веселья, безумия и смерти, экстаза и катарсиса. А ещё, конечно, театра, трагедии и комедии, без которых люди давным-давно не могут обходиться. Во многом демонический дионисийский культ с его иррациональным началом традиционно противопоставлялся гармоническому культу солнечного бога Аполлона.
Мудрые эллины с их принципом «ничего сверх меры» знали, что иногда необходимо освобождать природную энергию, подавляемую цивилизацией и правилами общества, давать выход сему бурлящему потоку. Они делали это во время дионисий – торжеств в честь бога Диониса, где предавались безмерному винопитию, чревоугодию, диким играм, танцам и прочим безумствам.
В древнем городе Пафос на острове Кипр сохранилась мозаика, на которой Дионис дарит людям виноградную лозу. Эллины два раза в год проводили большие и малые дионисии. Современным людям они больше известны под названием вакханалий, потому что римляне переименовали бога в Бахуса или Вакха.
Однако вернёмся к вину древних греков. В гомеровские времена (VIII век до нашей эры) особенно славились вина с острова Лемнос. В «Одиссее» упоминается также знаменитое прамнийское – красное сладкое вино. Много звучных эпитетов находим мы для вина у Гомера: сладкодушистое, медвяное, благовонное, сладостнее мёда... Лучшим напитком, который боги дали людям называет вино «нама» великий Гомер, производили его на Кипре.
Вино для Гомера являлось могущественной силой:
"Сила вина несказанна: она и умнейшего громко
Петь, и без меры смеяться, и даже плясать заставляет;
Часто внушает и слово такое, которое лучше б
Было сберечь про себя".
А ещё мы помним, что хитроумный Одиссей опоил неразбавленным фракийским вином ужасного циклопа Полифема и выколол ему единственный глаз. И тут сразу возникает тема об умеренности в употреблении вина. Эллины перед распитием его чаще всего разбавляли водой. Пить неразбавленное вино для них было уделом варваров. К тому же большинство вин древних греков были слишком сладкими и крепкими, чтобы их пить без воды. При изготовлении вин в них добавлялись мёд, известь, глина, смола, до 30 видов трав.
Гесиод, автор поэмы о происхождении богов «Теогонии», известен также как создатель первого руководства по виноделию «Труды и дни», 7 век до н.э. Там он советует для улучшения свойств вина делать его из подвяленного винограда.
О большом значении виноградарства и виноделия в жизни древнегреческого общества упоминается в сочинениях Платона, Аристотеля, Ксенофонта, Теофраста и других античных авторов. Великий философ древности Платон называл вино молоком стариков.
Основным методом обучения в платоновской Академии являлась диалектика - "искусство спорить, вести рассуждения". Диалоги между учениками и преподавателями часто велись на симпосиях с вином, инжиром и оливками, без которых непредставима цивилизация Эллады.
4.
[Скрыть]
Регистрационный номер 0528208 выдан для произведения:
3.
Поэтому вернёмся к виноградарству и виноделию, ещё в эпоху неолита люди на Ближнем Востоке стали культивировать виноград. Виноград культурный, Vitis vinifera – ботанический вид кустарниковых лиан рода Виноград семейства Виноградные. Плоды этих лиан – вкусные кисло-сладкие ягоды, созревающие большими гроздьями. На кожице ягод в природе находятся одноклеточные грибки – дрожжи. Природа сама создала уникальное сочетание: ягоды, насыщенные сахарами, и дрожжи, перерабатывающие сахар в спирт.
Дикие виды винограда растут в субтропическом и умеренном поясах северного полушария по долинам рек, на горных склонах и ущельях, в лиственных лесах, ведь для лиан деревья необходимы, как опоры. Виноградная лоза стремится к солнечному свету. А своими корнями виноград уходит глубоко в землю, чтобы питаться её живительными силами, богатыми природными элементами источниками. Виноград – одно из древнейших культурных растений, на которое люди обратили своё внимание в одно время с бобовыми и злаками.
Сразу вслед за виноградарством, около 10 тысяч лет назад начало развиваться и виноделие в регионах горной системы Загрос (Иран), Восточной Анатолии (Турция), Южного Кавказа (Грузия, Армения). Потом виноделие распространилось в Междуречье, Египет, Финикию, Иудею, Грецию. А по Библии первым виноградарем и виноделом был Ной. В «Песне песней» знаменитого ветхозаветного царя Соломона вино с восхищение упоминается десятки раз. В библейской традиции было называть вино лучшим природным даром Бога человеку.
По всему Средиземноморью виноградарство и виноделие распространяли самые умелые мореплаватели и торговцы того времени – финикийцы. Затем винная эстафета перешла к эллинам, а от них к римлянам.
Большую часть территории Древней Греции занимали горы, ущелья и горные склоны малопригодные для зерновых культур, зато весьма подходящие для виноградарства. Жаркий климат Эллады, большое количество солнечных дней также способствовали распространению виноградной лозы. На склонах гор эллины выращивали разные сорта винограда, большинство которого шло на вино.
Во времена второй половины I тысячелетия до новой эры в Элладе выращивали до 150 сортов винограда и делали около 100 различных видов вина. Особенно ценилось хиосское вино, 20-литровая амфора которого стоила 100 драхм. На эти деньги тогда можно было купить 30 поросят или 2 быков.
Известны 5 основных продуктов древнегреческого рациона: вода, соль, хлеб, оливковое масло, вино. Богиня растительности и плодородия Деметра – одна из самых почитаемых в мифологии эллинов, а оливки и виноград – главные для них плоды.
Производство масла и вина знаменовали переход от варварства к древнегреческой цивилизации, ко всей средиземноморской цивилизации. Для их хранения и перемещения греки создали знаменитые амфоры – античные керамические сосуды яйцевидной формы с двумя ручками. Емкостью для брожения вина служили огромные глиняные горшки - пифосы.
Вино и оливковое масло стали главной валютой эллинов, на них из Египта привозили золото и слоновую кость, из Сирии медь и бирюзу, из Причерноморья зерно и рыбу…
Кроме Деметры эллины почитали Диониса – бога виноградарства, виноделия, плясок, песен и веселия. Древнегреческая мифология считала Диониса сыном верховного бога Зевса и смертной женщины Семелы, погубленной ревнивой Герой. Зевс доносил сына в своём бедре. Дионис входил в число 12 олимпийских богов.
Голову Диониса увивал венок из листьев плюща и винограда, в одной руке у него была чаша с вином, в другой тирс - особый жезл фаллической формы. Его спутниками были буйные козлоногие сатиры и хмельные полунагие менады.
Сатиры в греческой мифологии – это демоны плодородия, духи природы, полулюди-полузвери, которые или пьют вино на дионисийских пирушках или гоняются за нимфами. С VI века до н.э. такими их изображали на вазах и амфорах. По римским копиям известны несколько скульптур работы Праксителя, из которых самый известный «Сатир – пьющий вино». По имени этих мифических существ позже стали называть весёлые и лукавые поэмы.
Вместе с ними часто шли великий Пан и мудрый пьяница Силен, наставник юного Диониса, обладающий тайными знаниями. Это он научил Диониса любить и понимать природу, выращивать виноград и делать из него вино. Впрочем, Силен предпочитал не ходить с весёлой компанией, а ездить на осле.
Пан – бог природы и плодородия, скотоводства и пастушества, а также сексуальности и плодовитости. Пан считался сыном Гермеса, родившимся с козлиными ногами, рогами и длинной бородой. Сразу после рождения он принялся прыгать и громко смеяться, испуганная мать оставила его. Гермес завернул сына в заячьи шкурки и принёс на Олимп. Пан понравился всем богам Олимпа, а особенно Дионису.
Культ Диониса сложен и противоречив, он бог плодоносящих сил Земли, вина и веселья, безумия и смерти, экстаза и катарсиса. А ещё, конечно, театра, трагедии и комедии, без которых люди давным-давно не могут обходиться. Во многом демонический дионисийский культ с его иррациональным началом традиционно противопоставлялся гармоническому культу солнечного бога Аполлона.
Мудрые эллины с их принципом «ничего сверх меры» знали, что иногда необходимо освобождать природную энергию, подавляемую цивилизацией и правилами общества, давать выход сему бурлящему потоку. Они делали это во время дионисий – торжеств в честь бога Диониса, где предавались безмерному винопитию, чревоугодию, диким играм, танцам и прочим безумствам.
В древнем городе Пафос на острове Кипр сохранилась мозаика, на которой Дионис дарит людям виноградную лозу. Эллины два раза в год проводили большие и малые дионисии. Современным людям они больше известны под названием вакханалий, потому что римляне переименовали бога в Бахуса или Вакха.
Однако вернёмся к вину древних греков. В гомеровские времена (VIII век до нашей эры) особенно славились вина с острова Лемнос. В «Одиссее» упоминается также знаменитое прамнийское – красное сладкое вино. Много звучных эпитетов находим мы для вина у Гомера: сладкодушистое, медвяное, благовонное, сладостнее мёда... Лучшим напитком, который боги дали людям называет вино «нама» великий Гомер, производили его на Кипре.
Вино для Гомера являлось могущественной силой:
"Сила вина несказанна: она и умнейшего громко
Петь, и без меры смеяться, и даже плясать заставляет;
Часто внушает и слово такое, которое лучше б
Было сберечь про себя".
А ещё мы помним, что хитроумный Одиссей опоил неразбавленным фракийским вином ужасного циклопа Полифема и выколол ему единственный глаз. И тут сразу возникает тема об умеренности в употреблении вина. Эллины перед распитием его чаще всего разбавляли водой. Пить неразбавленное вино для них было уделом варваров. К тому же большинство вин древних греков были слишком сладкими и крепкими, чтобы их пить без воды. При изготовлении вин в них добавлялись мёд, известь, глина, смола, до 30 видов трав.
Гесиод, автор поэмы о происхождении богов «Теогонии», известен также как создатель первого руководства по виноделию «Труды и дни», 7 век до н.э. Там он советует для улучшения свойств вина делать его из подвяленного винограда.
О большом значении виноградарства и виноделия в жизни древнегреческого общества упоминается в сочинениях Платона, Аристотеля, Ксенофонта, Теофраста и других античных авторов. Великий философ древности Платон называл вино молоком стариков.
Основным методом обучения в платоновской Академии являлась диалектика - "искусство спорить, вести рассуждения". Диалоги между учениками и преподавателями часто велись на симпосиях с вином, инжиром и оливками, без которых непредставима цивилизация Эллады.
4.
3.
Поэтому вернёмся к виноградарству и виноделию, ещё в эпоху неолита люди на Ближнем Востоке стали культивировать виноград. Виноград культурный, Vitis vinifera – ботанический вид кустарниковых лиан рода Виноград семейства Виноградные. Плоды этих лиан – вкусные кисло-сладкие ягоды, созревающие большими гроздьями. На кожице ягод в природе находятся одноклеточные грибки – дрожжи. Природа сама создала уникальное сочетание: ягоды, насыщенные сахарами, и дрожжи, перерабатывающие сахар в спирт.
Дикие виды винограда растут в субтропическом и умеренном поясах северного полушария по долинам рек, на горных склонах и ущельях, в лиственных лесах, ведь для лиан деревья необходимы, как опоры. Виноградная лоза стремится к солнечному свету. А своими корнями виноград уходит глубоко в землю, чтобы питаться её живительными силами, богатыми природными элементами источниками. Виноград – одно из древнейших культурных растений, на которое люди обратили своё внимание в одно время с бобовыми и злаками.
Сразу вслед за виноградарством, около 10 тысяч лет назад начало развиваться и виноделие в регионах горной системы Загрос (Иран), Восточной Анатолии (Турция), Южного Кавказа (Грузия, Армения). Потом виноделие распространилось в Междуречье, Египет, Финикию, Иудею, Грецию. А по Библии первым виноградарем и виноделом был Ной. В «Песне песней» знаменитого ветхозаветного царя Соломона вино с восхищение упоминается десятки раз. В библейской традиции было называть вино лучшим природным даром Бога человеку.
По всему Средиземноморью виноградарство и виноделие распространяли самые умелые мореплаватели и торговцы того времени – финикийцы. Затем винная эстафета перешла к эллинам, а от них к римлянам.
Большую часть территории Древней Греции занимали горы, ущелья и горные склоны малопригодные для зерновых культур, зато весьма подходящие для виноградарства. Жаркий климат Эллады, большое количество солнечных дней также способствовали распространению виноградной лозы. На склонах гор эллины выращивали разные сорта винограда, большинство которого шло на вино.
Во времена второй половины I тысячелетия до новой эры в Элладе выращивали до 150 сортов винограда и делали около 100 различных видов вина. Особенно ценилось хиосское вино, 20-литровая амфора которого стоила 100 драхм. На эти деньги тогда можно было купить 30 поросят или 2 быков.
Известны 5 основных продуктов древнегреческого рациона: вода, соль, хлеб, оливковое масло, вино. Богиня растительности и плодородия Деметра – одна из самых почитаемых в мифологии эллинов, а оливки и виноград – главные для них плоды.
Производство масла и вина знаменовали переход от варварства к древнегреческой цивилизации, ко всей средиземноморской цивилизации. Для их хранения и перемещения греки создали знаменитые амфоры – античные керамические сосуды яйцевидной формы с двумя ручками. Емкостью для брожения вина служили огромные глиняные горшки - пифосы.
Вино и оливковое масло стали главной валютой эллинов, на них из Египта привозили золото и слоновую кость, из Сирии медь и бирюзу, из Причерноморья зерно и рыбу…
Кроме Деметры эллины почитали Диониса – бога виноградарства, виноделия, плясок, песен и веселия. Древнегреческая мифология считала Диониса сыном верховного бога Зевса и смертной женщины Семелы, погубленной ревнивой Герой. Зевс доносил сына в своём бедре. Дионис входил в число 12 олимпийских богов.
Голову Диониса увивал венок из листьев плюща и винограда, в одной руке у него была чаша с вином, в другой тирс - особый жезл фаллической формы. Его спутниками были буйные козлоногие сатиры и хмельные полунагие менады.
Сатиры в греческой мифологии – это демоны плодородия, духи природы, полулюди-полузвери, которые или пьют вино на дионисийских пирушках или гоняются за нимфами. С VI века до н.э. такими их изображали на вазах и амфорах. По римским копиям известны несколько скульптур работы Праксителя, из которых самый известный «Сатир – пьющий вино». По имени этих мифических существ позже стали называть весёлые и лукавые поэмы.
Вместе с ними часто шли великий Пан и мудрый пьяница Силен, наставник юного Диониса, обладающий тайными знаниями. Это он научил Диониса любить и понимать природу, выращивать виноград и делать из него вино. Впрочем, Силен предпочитал не ходить с весёлой компанией, а ездить на осле.
Пан – бог природы и плодородия, скотоводства и пастушества, а также сексуальности и плодовитости. Пан считался сыном Гермеса, родившимся с козлиными ногами, рогами и длинной бородой. Сразу после рождения он принялся прыгать и громко смеяться, испуганная мать оставила его. Гермес завернул сына в заячьи шкурки и принёс на Олимп. Пан понравился всем богам Олимпа, а особенно Дионису.
Культ Диониса сложен и противоречив, он бог плодоносящих сил Земли, вина и веселья, безумия и смерти, экстаза и катарсиса. А ещё, конечно, театра, трагедии и комедии, без которых люди давным-давно не могут обходиться. Во многом демонический дионисийский культ с его иррациональным началом традиционно противопоставлялся гармоническому культу солнечного бога Аполлона.
Мудрые эллины с их принципом «ничего сверх меры» знали, что иногда необходимо освобождать природную энергию, подавляемую цивилизацией и правилами общества, давать выход сему бурлящему потоку. Они делали это во время дионисий – торжеств в честь бога Диониса, где предавались безмерному винопитию, чревоугодию, диким играм, танцам и прочим безумствам.
В древнем городе Пафос на острове Кипр сохранилась мозаика, на которой Дионис дарит людям виноградную лозу. Эллины два раза в год проводили большие и малые дионисии. Современным людям они больше известны под названием вакханалий, потому что римляне переименовали бога в Бахуса или Вакха.
Однако вернёмся к вину древних греков. В гомеровские времена (VIII век до нашей эры) особенно славились вина с острова Лемнос. В «Одиссее» упоминается также знаменитое прамнийское – красное сладкое вино. Много звучных эпитетов находим мы для вина у Гомера: сладкодушистое, медвяное, благовонное, сладостнее мёда... Лучшим напитком, который боги дали людям называет вино «нама» великий Гомер, производили его на Кипре.
Вино для Гомера являлось могущественной силой:
"Сила вина несказанна: она и умнейшего громко
Петь, и без меры смеяться, и даже плясать заставляет;
Часто внушает и слово такое, которое лучше б
Было сберечь про себя".
А ещё мы помним, что хитроумный Одиссей опоил неразбавленным фракийским вином ужасного циклопа Полифема и выколол ему единственный глаз. И тут сразу возникает тема об умеренности в употреблении вина. Эллины перед распитием его чаще всего разбавляли водой. Пить неразбавленное вино для них было уделом варваров. К тому же большинство вин древних греков были слишком сладкими и крепкими, чтобы их пить без воды. При изготовлении вин в них добавлялись мёд, известь, глина, смола, до 30 видов трав.
Гесиод, автор поэмы о происхождении богов «Теогонии», известен также как создатель первого руководства по виноделию «Труды и дни», 7 век до н.э. Там он советует для улучшения свойств вина делать его из подвяленного винограда.
О большом значении виноградарства и виноделия в жизни древнегреческого общества упоминается в сочинениях Платона, Аристотеля, Ксенофонта, Теофраста и других античных авторов. Великий философ древности Платон называл вино молоком стариков.
Основным методом обучения в платоновской Академии являлась диалектика - "искусство спорить, вести рассуждения". Диалоги между учениками и преподавателями часто велись на симпосиях с вином, инжиром и оливками, без которых непредставима цивилизация Эллады.
4.
Рейтинг: +1
189 просмотров
Комментарии (2)
Валентин Воробьев # 24 сентября 2024 в 19:33 0 | ||
|
Евгений Ефрешин # 25 сентября 2024 в 07:31 0 | ||
|