ГлавнаяПрозаЭссе и статьиИстория и политика → О моей тур поездке в Никольск

О моей тур поездке в Никольск

2 августа 2016 - Историк

                                                                                           В ДОРОГЕ
В субботу 5 сентября 2015 года, я совершил экскурсионную поездку в одну из главных достопримечательностей  Пензенского края  никольский музей стекла и хрусталя. 


Так как Никольск мало известен за пределами Пензенского края, на всякий случай поясню, это небольшой городок на северо-востоке  Пензенской области, основанный в 1761 г. Численность населения города на сегодняшний день  примерно 22-24 тысячи человек. Сейчас Никольск является административным центром Никольского района Пензенской области.


Поездка была не долгой и заняла всего восемь часов. Тем не менее, она оказалась очень познавательной  и интересной. Экскурсионная программа  включала в себя посещение частной стеклодувной мастерской, никольского хрустального рынка стекла  и хрусталя, самого музея, посещение которого и было гвоздём всей культурной программы, а также старинного никольского храма Вознесения Господня. Но сама дорога в Никольск, которая заняла два часа, оказалась очень интересной. Во многом благодаря нашему экскурсоводу Алле Юрьевне. Все два часа Алла Юрьевна увлекательно рассказывала нам об истории Пензенского края, его достопримечательностях,  первых жителях, происхождении названия «Пенза». Многое из этого я знал, так как по образованию историк и в своё время нам преподавали краеведение, но слушал всё равно с большим вниманием и интересом, и не напрасно, кое - чего я всё - таки не знал.  То, что первыми жителями Пензенской земли были мордва и буртасы мне, конечно, было хорошо известно, а вот о происхождении названия «Пенза» я узнал для себя кое - что новое, чего раньше никогда не слышал. Алла Юрьевна поведала нам, что краеведы установили, что оказывается, когда то дано жил на нашей земле человек по фамилии Пеянза, который славился своим мастерством и умением, местные жители часто обращались к нему за помощью, вот в его то честь и была названа река Пензятка, от которой в дальнейшем и получил название наш город. По другой,  тоже очень интересной, версии название Пенза в переводе с угро-финского означает конец пути, и происходит от того, что мордовские племена, которые как раз и относятся к финно-угорской группе народов в поисках подходящих условий жизни, часто оседали в пензенской местности богатой плодородными землями, рыбалкой и охотой. Так же нам было рассказано и о местных пензенских достопримечательностях: памятнику Первому переселенцу, Законодательном собрании Пензенской области, Тарханах и других. 


После этого экскурсовод поведала нам о Башмаковском, Городищенском  и Никольского районов, районах, через которые мы проезжали о времени их основания, занимаемой площади, количестве населения, промышленности, сельском хозяйстве, промыслах, достопримечательностях, известных людях этих районов. Два часа пролетели очень быстро, и мы как то незаметно приехали в Никольск и нас сразу повели в частную стеклодувную мастерскую. Но сначала небольшой экскурс в историю.
[more]

                                                                    СТЕКЛОДУВНАЯ МАСТЕРСКАЯ
Ещё совсем недавно в Никольске был старейший в России стекольный завод, основанный в 1764 году, с высочайшего разрешения Екатерины II отставным военным Алексеем Ивановичем Бахметевым (1729-1799), подавшим в 1763 году императрице прошение с просьбой разрешить ему заняться стекольным производством. Получив согласие Екатерины, на собственные средства помещик построил в своём Николо-Пестровском имении стекольную фабрику и пригласил к себе на работу лучших российских стеклодувов  для обучения и подготовки собственных мастеров. Крепостные Бахметьева быстро освоили стекольное производство, их продукция отличалась очень высоким художественным качеством, ни в чём, не уступая лучшим образцам иностранных мастеров.   Спустя несколько десятилетий с момента своего  основания Никольско-Бахметевский завод становится одним из лучших стекольных предприятий в России.   За три десятка  лет успели сложиться потомственные династии мастеров стекольщиков.


Уже начиная 1795 года, ещё при жизни своего основателя завод начинает изготавливать хрусталь для царского двора, высшей дворянской знати, духовенства, и даже для персидского шаха. В течение всего последующего столетия известность и слава Никольского завода только росли, далеко выходя за пределы России. На первой российской выставке мануфактурных изделий в 1829 году  заводу была присуждена Большая золотая медаль за представленные экспонаты. После этого завод Бахметевых становится участником всех внутри-российских выставок, постоянно удостаиваясь на них высоких наград.  Никольско-Бахметевский завод один из немногих имел право изображать на своей марке Государственный Герб Российской империи. Это право было подтверждено на выставках в 1836, 1839,1861,1896 годах. В 1900 году на международной выставке в Париже заводу была присуждена Большая золотая медаль, а мастера-исполнители награждены именными бронзовыми медалями. За свою долгую историю предприятие Бахметева прославилась на всю Россию такими мастерами как А. Варшинин,  К. Селиверстов, И. Головочёв, П. Ерохов, П. Прохоров, Н.Протасов, И. Вертузаев, П. Куликов, В. Рогов и многими другими. Имена этих людей вошли во все альбомы и монографии по стеклоделию России. Шедевры декоративно - прикладного искусства никольских мастеров сейчас хранятся в Государственном историческом музее, Павловском дворце, Русском музее, Эрмитаже и Лувре!


Довольно благополучно складывалась судьба предприятия и в советское время.  В 1918 году завод был национализирован, а в 1923 был переименован в «Красный гигант».  Возглавил  его Н. И. Протасов (1864–1943), потомственный стекольщик и крупный специалист отечественного стеклоделия, с 1905 года работавший директором на этом заводе. Продукция, выпускаемая заводом,  несмотря на происходящие в стране перемены, продолжала оставаться очень высокого качества, что объясняется тем, что после революции традиции стекольного производства небыли прерваны и утеряны, благодаря потомственным мастерам, передавшим секреты своего ремесла умелым ученикам, прекрасно знающим стекло и любящим свое дело. Никольский завод стекла и хрусталя был важным градообразующим предприятием, давая работу восьми тысячам местных жителей. На заводе производилось всё от бытовой, аптекарской, парфюмерной посуды до высокохудожественных изделий и оптики для военного оборудования. Продукция завода экспортировалась во многие  страны: Болгарию, Венгрию, Германию, Голландию, Данию, Италию. Люстры, бра, торшеры Никольского производства украшали столичную гостиницу "Москва", Театр Советской Армии, университет на Ленинских горах, Дом Союзов, Владимирский зал Кремля, метрополитенов Москвы и Ленинграда. 


Тяжёлые времена настали для завода в девяностые годы  прошлого века. Производство стало упрощаться, начали исчезать рабочие династии. В 2004 году из 12 цехов завода работали только три и без выплаты зарплаты. В 2008 году завод был признан банкротом и остановил производство. А уже в     2010 году разделён на 48 частей и распродан, причём за сумму значительно меньше их реальной стоимости. Так погибло дело Алексея Ивановича Бахметева.


Тем не менее, стекольное производство в Никольское существует и сейчас. Шесть мелких и средних стекольных предприятий варят ещё стекло и хрусталь. Одно из них ООО «Стекло» директором, которого в настоящий момент является Косач Александр Иванович находится на территории бывшего «Красного гиганта». Вот в него то и повели нас на экскурсию сразу, как только мы приехали в город.


Встретивший нас экскурсовод рассказал, что их предприятие сейчас получает много государственных  заказов, так как делать их за рубежом стало слишком дорого, но к сожалению не все они могут быть выполнены так для этого часто не хватает квалификации современных мастеров, а сырьё для производства стекла не всегда обладает надлежащем качеством. 


В мастерской я впервые увидел, как изготовляется стекло. Экскурсовод  подробно рассказывал нам, какие технологии используются для производства стекла, из чего изготовляется сырьё для его производства, объяснял, как работает и для чего используется производственное оборудование. Однако я мало что понял из его объяснений, частично из-за специфики употребляемых им терминов, которые совершенно мною не запоминались, частично из-за сильного шума, мешавшего слушать. Единственное что я понял  производство стекла это  сложный, трудоёмкий и небезопасный процесс. Тем не менее, я с интересом наблюдал за работой современных стеклодувов.


После экскурсии нас отвели в магазин мастерской, где было множество красивых сувенирных изделий, там я сделал несколько снимков этой красоты, но покупать пока ничего не стал. Несмотря на дешевизну и красоту товара. 

                                                                                                                                 

    1.

1 (700x420, 450Kb)

2.
2 (420x700, 463Kb)

3.
3 (420x700, 425Kb)

4.
4 (420x700, 437Kb)

5.
5 (700x420, 501Kb)

СТЕКОЛЬНЫЙ РЫНОК

Из стекольной мастерской нас сразу привезли, как и обещали на местный стекольный рынок, который после Гусь Хрустального, считается крупнейшим в стране, по крайней мере, по словам нашего экскурсовода. Рынок оказался не таким, каким  я представлял его себе до поездки. Я ожидал увидеть большое количество палаток на улице, но оказалось, что рынок представляет из себя большое количество небольших магазинчиков, числом примерно около семидесяти. Палатки на улице тоже были, но совсем немного - не более десятка. На покупки и осмотр рынка нам дали час, что было очень и очень мало, та как этого даже не хватит, чтобы просто физически обежать все магазинчики, не говоря уж о том, чтобы как следует изучить предлагаемый ассортимент. Тем не менее, за этот час я успел составить представление и об ассортименте рынка и о ценах, и даже сделать несколько небольших, но приятных покупок. Ассортимент рынка действительно оказался весьма и весьма богат, а цены более чем демократичными, они были ниже Пензенских в 1,5- 2 раза, что объясняется, видимо тем, что рынок торгует по оптовым ценам. И всё бы хорошо, но огорчило то, что продукция на этом рынке преимущественно китайская, хотя и заводского производства, а вот местную надо долго и кропотливо искать, поэтому мой небольшой сервиз, который я прикупил и два набора чайных стаканчиков, несмотря на их красоту, оказались китайского, хотя и заводского производства.


      МУЗЕЙ СТЕКЛА И ХРУСТАЛЯ

С рынка мы прямым ходом прибыли в местный Музей стекла и хрусталя, посещение которого собственно и составляло гвоздь всей программы. 

Музей был основан несколько позже завода, в 1789 году, сыном основателя завода Н.А. Бахметевым, как образцовая заводская,  коллекцию, которой составляли лучшие образцы местного производства и изделия европейского стекольного искусства, использовавшиеся никольскими мастерами в качестве образцов. С 1914 года образцовая завода во всех документах стала упоминаться как музей. Но вход в него был ограничен. Общедоступным музей стал только в 1964 году, оставаясь при этом структурной единицей завода.


На протяжении всей своей истории с самого момента своего основания коллекция музея непрерывно пополнялась. В наши дни в экспозиции музея находится приблизительно четырнадцать тысяч с половиной экспонатов из стекла и хрусталя, представляющих огромную художественную и историческую ценность. Приблизительно одна треть экспонатов выставлена на двух этажах музея. Экспонаты подобраны так, чтобы у посетителей сложилось наиболее полное представление о коллекции музея в целом.


Весь фонд музея составляют лучшие работы никольских мастеров и художников. Но есть и небольшое количество изделий и из богемского, французского, английского, германского и польского хрусталя.


Судьба музея оказалась счастливее судьбы завода с 1 сентября  2005 года, он стал филиалам Пензенской областной картинной галереи им К.А. Савицкого, войдя в структуру государственных музеев РФ. 
Коллекция Никольского стекла и хрусталя на сегодняшний день является одной из крупнейших, уникальнейших и лучшей коллекций стекла в России.


Оказавшись внутри музея, я сразу же принялся фотографировать экспонаты, и ту же получил строгое предупреждение, что съёмка в музее платная. В ответ я вежливо поинтересовался, кому и сколько нужно платить. И честно заплатив за съёмку 350 кровных рублей, уже с чистой совестью я фотографировал всё подряд, что только попадалось мне на глаза. Строгость музейных сотрудников сразу же испарилась, они доброжелательно  улыбались, и подсказывали мне, что лучше всего сфотографировать.


Наша экскурсовод водила нас по залам музея, подробно рассказывая историю экспонатов, какая технология использовалась при их изготовлении и в чём заключается их уникальность. Рассказывалось всё это нам с большим увлечением, чувствовалось, что она знает что рассказывает, и любит свою работу.


После экскурсии нам было предложено купить в сувенирной лавке, что-нибудь на память, многие купили, но я уже сделал нужные мне покупки ещё на рынке и поэтому воздержался.


1.
1 (420x700, 423Kb)

2.
2 (700x420, 386Kb)

3.
3 (700x420, 394Kb)

4.
4 (700x420, 407Kb)

5.
5 (700x420, 351Kb)

6.
6 (700x420, 428Kb)

7.
7 (420x700, 396Kb)

8.
8 (420x700, 393Kb)

9.
9 (420x700, 400Kb)

10.
10 (700x420, 435Kb)

11.
11 (420x700, 435Kb)

12.
12 (700x420, 440Kb)

13.
13 (420x700, 441Kb)

14.
14 (420x700, 431Kb)

15.
15 (420x700, 416Kb)

16.
16 (420x700, 422Kb)

17.
17 (700x420, 383Kb)


18.
19 (700x420, 488Kb)

19

4622790_IMG_20150905_125540_1_ (420x700, 175Kb)

20.
                                                                  4622790_IMG_20150905_131045 (700x420, 243Kb)

21.

  4622790_IMG_20150905_132754 (700x420, 265Kb)

22.

4622790_IMG_20150905_125642 (420x700, 227Kb)

23

4622790_IMG_20150905_124813_1_ (700x420, 257Kb)

24

4622790_IMG_20150905_121506 (420x700, 212Kb)

25

4622790_IMG_20150905_124704 (700x420, 257Kb)

 

ХРАМ ВОЗНЕСЕНИЯ ХРИСТОВА

Конечным пунктом нашей поездки стало посещение ещё одной местной достопримечательности – Храма Вознесения Христова. Этот храм украшение и гордость Никольска, был построен сыном основателя завода  уже упомянутым мной выше Николаем Алексеевичем Бахметевым в 1813 году. С точки зрения церковной архитектуры храм необычен и уникален. Предполагают, что образцом для его постройки послужила, ныне уже уничтоженная   петербургская церковь Рождества Христова на Песках, построенная в 1781-1787 годах архитектором Петром Егоровым.  


Храм был построен каменным, с двумя колокольнями и двумя пределами - правым во имя Святителя и Чудотворца Николая и левым – во имя преподобного Алексия.  Бахметевы не жалели средств на благоустройство храма и он был богато украшен изделиями из цветного стекла и хрусталя, пол был выстлан плитками из голубого стекла, а почти все иконы великолепного золотого иконостаса были написаны учениками Ступенской школы. В 1856 году храм расписывал  художник  К.А. Макаров, а в 1861  году для росписи был приглашён его сын - Иван Кузьмич, академик портретной живописи. Более ста лет храм Вознесения Христова  возведённый Бахметевыми был главным храмом Никольска.  После революции храм уцелел, но был разграблен и  использовался не по назначению. Сначала в нем размещался склад, а затем хлебозавод. Говорят, в поруганном храме происходили  настоящие чудеса. Сколько не пытались замазать в нём иконы известковой краской, но святые лики проступали снова и снова, а первого директора хлебозавода начали преследовать неприятности и прекратились только тогда когда он ушёл с поста директора. Но в начале двухтысячных годов произошло то, во что уж давно никто не верил. Храм был восстановлен предпринимателем Георгий Серафимовичем Старинным. Была восстановлена фасадная часть здания, стены и купол, заново отстроены обе колокольни, установлен необычайно красивый резной иконостас, изготовленный резчиками из Сергиева Посада. Так постепенно зданию вернули первоначальный архитектурный облик. В 2004 году в храме возобновилось богослужение. Сейчас храм Вознесения Христова является местной достопримечательностью. Его посещает множество туристов и верующих со всей области.


В храме мы пробыли не долго, всего полчаса. Народа в этот момент было не много. Службы не проводились. Люди вели себя в нём по разному. Кто то молился и ставил свечки, кто-то заказывал службы, а кто то, как и я смотрел и фотографировал, - благо это не запрещается и не порицается. Храм оказался не большой, но очень красивый, чувствовал я себя в нём легко, приятно и умиротворённо. Видно действительно этот храм является святым местом, иначе как объяснить, что он возродился практически из небытия!? И я от души порадовался, что в России возрождён ещё один архитектурный памятник, а значит, спасена ещё одна маленькая частица нашего культурно-исторического наследия.

1.
1 (420x700, 332Kb)

2.
2 (420x700, 437Kb)

3.
3 (420x700, 472Kb)

4.
4 (700x420, 465Kb)

5.
5 (700x420, 405Kb)

                                   

     В ОБРАТНЫЙ ПУТЬ

Из храма наша экскурсия отправилась сразу домой. В этот раз Алла Юрьевна нам уже ничего не рассказывала, зато включила стихи нашего великого земляка М. Ю. Лермонтова, которые очень даже неплохо читал актёр Сергей Безруков. Так что и обратный путь оказался тоже весьма приятным. Домой мы приехали очень довольные, переполненные положительными эмоциями и впечатлениями. Единственное, что омрачило мою поездку, это то, что я не взял с собой свою цифровую мыльницу, понадеявшись на качество камеры своего смартфона, но увы, фотоаппарата мне смартфон не заменил поэтому фотографии получились либо очень плохого, либо в лучшем случае среднего качества. Но эту свою ошибку я понял позже, уже дома, когда просматривал сделанные фотографии на компьютере, а ведь на дисплее смартфона они смотрелись очень  даже прилично.

 

 В целом поездкой я остался очень доволен и не жалею потраченных на неё денег. Для себя я сделал вывод, что по возможности надо больше путешествовать, хотя бы по Пензенским достопримечательностям, ибо это очень расширяет кругозор!                               

 


© Copyright: Историк, 2016

Регистрационный номер №0350005

от 2 августа 2016

[Скрыть] Регистрационный номер 0350005 выдан для произведения:

                                                                                           В ДОРОГЕ
В субботу 5 сентября 2015 года, я совершил экскурсионную поездку в одну из главных достопримечательностей  Пензенского края  никольский музей стекла и хрусталя. 


Так как Никольск мало известен за пределами Пензенского края, на всякий случай поясню, это небольшой городок на северо-востоке  Пензенской области, основанный в 1761 г. Численность населения города на сегодняшний день  примерно 22-24 тысячи человек. Сейчас Никольск является административным центром Никольского района Пензенской области.


Поездка была не долгой и заняла всего восемь часов. Тем не менее, она оказалась очень познавательной  и интересной. Экскурсионная программа  включала в себя посещение частной стеклодувной мастерской, никольского хрустального рынка стекла  и хрусталя, самого музея, посещение которого и было гвоздём всей культурной программы, а также старинного никольского храма Вознесения Господня. Но сама дорога в Никольск, которая заняла два часа, оказалась очень интересной. Во многом благодаря нашему экскурсоводу Алле Юрьевне. Все два часа Алла Юрьевна увлекательно рассказывала нам об истории Пензенского края, его достопримечательностях,  первых жителях, происхождении названия «Пенза». Многое из этого я знал, так как по образованию историк и в своё время нам преподавали краеведение, но слушал всё равно с большим вниманием и интересом, и не напрасно, кое - чего я всё - таки не знал.  То, что первыми жителями Пензенской земли были мордва и буртасы мне, конечно, было хорошо известно, а вот о происхождении названия «Пенза» я узнал для себя кое - что новое, чего раньше никогда не слышал. Алла Юрьевна поведала нам, что краеведы установили, что оказывается, когда то дано жил на нашей земле человек по фамилии Пеянза, который славился своим мастерством и умением, местные жители часто обращались к нему за помощью, вот в его то честь и была названа река Пензятка, от которой в дальнейшем и получил название наш город. По другой,  тоже очень интересной, версии название Пенза в переводе с угро-финского означает конец пути, и происходит от того, что мордовские племена, которые как раз и относятся к финно-угорской группе народов в поисках подходящих условий жизни, часто оседали в пензенской местности богатой плодородными землями, рыбалкой и охотой. Так же нам было рассказано и о местных пензенских достопримечательностях: памятнику Первому переселенцу, Законодательном собрании Пензенской области, Тарханах и других. 


После этого экскурсовод поведала нам о Башмаковском, Городищенском  и Никольского районов, районах, через которые мы проезжали о времени их основания, занимаемой площади, количестве населения, промышленности, сельском хозяйстве, промыслах, достопримечательностях, известных людях этих районов. Два часа пролетели очень быстро, и мы как то незаметно приехали в Никольск и нас сразу повели в частную стеклодувную мастерскую. Но сначала небольшой экскурс в историю.
[more]

                                                                    СТЕКЛОДУВНАЯ МАСТЕРСКАЯ
Ещё совсем недавно в Никольске был старейший в России стекольный завод, основанный в 1764 году, с высочайшего разрешения Екатерины II отставным военным Алексеем Ивановичем Бахметевым (1729-1799), подавшим в 1763 году императрице прошение с просьбой разрешить ему заняться стекольным производством. Получив согласие Екатерины, на собственные средства помещик построил в своём Николо-Пестровском имении стекольную фабрику и пригласил к себе на работу лучших российских стеклодувов  для обучения и подготовки собственных мастеров. Крепостные Бахметьева быстро освоили стекольное производство, их продукция отличалась очень высоким художественным качеством, ни в чём, не уступая лучшим образцам иностранных мастеров.   Спустя несколько десятилетий с момента своего  основания Никольско-Бахметевский завод становится одним из лучших стекольных предприятий в России.   За три десятка  лет успели сложиться потомственные династии мастеров стекольщиков.


Уже начиная 1795 года, ещё при жизни своего основателя завод начинает изготавливать хрусталь для царского двора, высшей дворянской знати, духовенства, и даже для персидского шаха. В течение всего последующего столетия известность и слава Никольского завода только росли, далеко выходя за пределы России. На первой российской выставке мануфактурных изделий в 1829 году  заводу была присуждена Большая золотая медаль за представленные экспонаты. После этого завод Бахметевых становится участником всех внутри-российских выставок, постоянно удостаиваясь на них высоких наград.  Никольско-Бахметевский завод один из немногих имел право изображать на своей марке Государственный Герб Российской империи. Это право было подтверждено на выставках в 1836, 1839,1861,1896 годах. В 1900 году на международной выставке в Париже заводу была присуждена Большая золотая медаль, а мастера-исполнители награждены именными бронзовыми медалями. За свою долгую историю предприятие Бахметева прославилась на всю Россию такими мастерами как А. Варшинин,  К. Селиверстов, И. Головочёв, П. Ерохов, П. Прохоров, Н.Протасов, И. Вертузаев, П. Куликов, В. Рогов и многими другими. Имена этих людей вошли во все альбомы и монографии по стеклоделию России. Шедевры декоративно - прикладного искусства никольских мастеров сейчас хранятся в Государственном историческом музее, Павловском дворце, Русском музее, Эрмитаже и Лувре!
Довольно благополучно складывалась судьба предприятия и в советское время.  В 1918 году завод был национализирован, а в 1923 был переименован в «Красный гигант».  Возглавил  его Н. И. Протасов (1864–1943), потомственный стекольщик и крупный специалист отечественного стеклоделия, с 1905 года работавший директором на этом заводе. Продукция, выпускаемая заводом,  несмотря на происходящие в стране перемены, продолжала оставаться очень высокого качества, что объясняется тем, что после революции традиции стекольного производства небыли прерваны и утеряны, благодаря потомственным мастерам, передавшим секреты своего ремесла умелым ученикам, прекрасно знающим стекло и любящим свое дело. Никольский завод стекла и хрусталя был важным градообразующим предприятием, давая работу восьми тысячам местных жителей. На заводе производилось всё от бытовой, аптекарской, парфюмерной посуды до высокохудожественных изделий и оптики для военного оборудования. Продукция завода экспортировалась во многие  страны: Болгарию, Венгрию, Германию, Голландию, Данию, Италию. Люстры, бра, торшеры Никольского производства украшали столичную гостиницу "Москва", Театр Советской Армии, университет на Ленинских горах, Дом Союзов, Владимирский зал Кремля, метрополитенов Москвы и Ленинграда. 
Тяжёлые времена настали для завода в девяностые годы  прошлого века. Производство стало упрощаться, начали исчезать рабочие династии. В 2004 году из 12 цехов завода работали только три и без выплаты зарплаты. В 2008 году завод был признан банкротом и остановил производство. А уже в     2010 году разделён на 48 частей и распродан, причём за сумму значительно меньше их реальной стоимости. Так погибло дело Алексея Ивановича Бахметева.
Тем не менее, стекольное производство в Никольское существует и сейчас. Шесть мелких и средних стекольных предприятий варят ещё стекло и хрусталь. Одно из них ООО «Стекло» директором, которого в настоящий момент является Косач Александр Иванович находится на территории бывшего «Красного гиганта». Вот в него то и повели нас на экскурсию сразу, как только мы приехали в город.


Встретивший нас экскурсовод рассказал, что их предприятие сейчас получает много государственных  заказов, так как делать их за рубежом стало слишком дорого, но к сожалению не все они могут быть выполнены так для этого часто не хватает квалификации современных мастеров, а сырьё для производства стекла не всегда обладает надлежащем качеством. 


В мастерской я впервые увидел, как изготовляется стекло. Экскурсовод  подробно рассказывал нам, какие технологии используются для производства стекла, из чего изготовляется сырьё для его производства, объяснял, как работает и для чего используется производственное оборудование. Однако я мало что понял из его объяснений, частично из-за специфики употребляемых им терминов, которые совершенно мною не запоминались, частично из-за сильного шума, мешавшего слушать. Единственное что я понял  производство стекла это  сложный, трудоёмкий и небезопасный процесс. Тем не менее, я с интересом наблюдал за работой современных стеклодувов.


После экскурсии нас отвели в магазин мастерской, где было множество красивых сувенирных изделий, там я сделал несколько снимков этой красоты, но покупать пока ничего не стал. Несмотря на дешевизну и красоту товара. 

                                                                                                                                 

    1.

1 (700x420, 450Kb)

2.
2 (420x700, 463Kb)

3.
3 (420x700, 425Kb)

4.
4 (420x700, 437Kb)

5.
5 (700x420, 501Kb)

СТЕКОЛЬНЫЙ РЫНОК

Из стекольной мастерской нас сразу привезли, как и обещали на местный стекольный рынок, который после Гусь Хрустального, считается крупнейшим в стране, по крайней мере, по словам нашего экскурсовода. Рынок оказался не таким, каким  я представлял его себе до поездки. Я ожидал увидеть большое количество палаток на улице, но оказалось, что рынок представляет из себя большое количество небольших магазинчиков, числом примерно около семидесяти. Палатки на улице тоже были, но совсем немного - не более десятка. На покупки и осмотр рынка нам дали час, что было очень и очень мало, та как этого даже не хватит, чтобы просто физически обежать все магазинчики, не говоря уж о том, чтобы как следует изучить предлагаемый ассортимент. Тем не менее, за этот час я успел составить представление и об ассортименте рынка и о ценах, и даже сделать несколько небольших, но приятных покупок. Ассортимент рынка действительно оказался весьма и весьма богат, а цены более чем демократичными, они были ниже Пензенских в 1,5- 2 раза, что объясняется, видимо тем, что рынок торгует по оптовым ценам. И всё бы хорошо, но огорчило то, что продукция на этом рынке преимущественно китайская, хотя и заводского производства, а вот местную надо долго и кропотливо искать, поэтому мой небольшой сервиз, который я прикупил и два набора чайных стаканчиков, несмотря на их красоту, оказались китайского, хотя и заводского производства.


      МУЗЕЙ СТЕКЛА И ХРУСТАЛЯ

С рынка мы прямым ходом прибыли в местный Музей стекла и хрусталя, посещение которого собственно и составляло гвоздь всей программы. 

Музей был основан несколько позже завода, в 1789 году, сыном основателя завода Н.А. Бахметевым, как образцовая заводская,  коллекцию, которой составляли лучшие образцы местного производства и изделия европейского стекольного искусства, использовавшиеся никольскими мастерами в качестве образцов. С 1914 года образцовая завода во всех документах стала упоминаться как музей. Но вход в него был ограничен. Общедоступным музей стал только в 1964 году, оставаясь при этом структурной единицей завода.


На протяжении всей своей истории с самого момента своего основания коллекция музея непрерывно пополнялась. В наши дни в экспозиции музея находится приблизительно четырнадцать тысяч с половиной экспонатов из стекла и хрусталя, представляющих огромную художественную и историческую ценность. Приблизительно одна треть экспонатов выставлена на двух этажах музея. Экспонаты подобраны так, чтобы у посетителей сложилось наиболее полное представление о коллекции музея в целом.


Весь фонд музея составляют лучшие работы никольских мастеров и художников. Но есть и небольшое количество изделий и из богемского, французского, английского, германского и польского хрусталя.


Судьба музея оказалась счастливее судьбы завода с 1 сентября  2005 года, он стал филиалам Пензенской областной картинной галереи им К.А. Савицкого, войдя в структуру государственных музеев РФ. 
Коллекция Никольского стекла и хрусталя на сегодняшний день является одной из крупнейших, уникальнейших и лучшей коллекций стекла в России.


Оказавшись внутри музея, я сразу же принялся фотографировать экспонаты, и ту же получил строгое предупреждение, что съёмка в музее платная. В ответ я вежливо поинтересовался, кому и сколько нужно платить. И честно заплатив за съёмку 350 кровных рублей, уже с чистой совестью я фотографировал всё подряд, что только попадалось мне на глаза. Строгость музейных сотрудников сразу же испарилась, они доброжелательно  улыбались, и подсказывали мне, что лучше всего сфотографировать.


Наша экскурсовод водила нас по залам музея, подробно рассказывая историю экспонатов, какая технология использовалась при их изготовлении и в чём заключается их уникальность. Рассказывалось всё это нам с большим увлечением, чувствовалось, что она знает что рассказывает, и любит свою работу.


После экскурсии нам было предложено купить в сувенирной лавке, что-нибудь на память, многие купили, но я уже сделал нужные мне покупки ещё на рынке и поэтому воздержался.


1.
1 (420x700, 423Kb)

2.
2 (700x420, 386Kb)

3.
3 (700x420, 394Kb)

4.
4 (700x420, 407Kb)

5.
5 (700x420, 351Kb)

6.
6 (700x420, 428Kb)

7.
7 (420x700, 396Kb)

8.
8 (420x700, 393Kb)

9.
9 (420x700, 400Kb)

10.
10 (700x420, 435Kb)

11.
11 (420x700, 435Kb)

12.
12 (700x420, 440Kb)

13.
13 (420x700, 441Kb)

14.
14 (420x700, 431Kb)

15.
15 (420x700, 416Kb)

16.
16 (420x700, 422Kb)

17.
17 (700x420, 383Kb)


18.
19 (700x420, 488Kb)

19

4622790_IMG_20150905_125540_1_ (420x700, 175Kb)

20.
                                                                  4622790_IMG_20150905_131045 (700x420, 243Kb)

21.

  4622790_IMG_20150905_132754 (700x420, 265Kb)

22.

4622790_IMG_20150905_125642 (420x700, 227Kb)

23

4622790_IMG_20150905_124813_1_ (700x420, 257Kb)

24

4622790_IMG_20150905_121506 (420x700, 212Kb)

25

4622790_IMG_20150905_124704 (700x420, 257Kb)

ХРАМ ВОЗНЕСЕНИЯ ХРИСТОВА

Конечным пунктом нашей поездки стало посещение ещё одной местной достопримечательности – Храма Вознесения Христова. Этот храм украшение и гордость Никольска, был построен сыном основателя завода  уже упомянутым мной выше Николаем Алексеевичем Бахметевым в 1813 году. С точки зрения церковной архитектуры храм необычен и уникален. Предполагают, что образцом для его постройки послужила, ныне уже уничтоженная   петербургская церковь Рождества Христова на Песках, построенная в 1781-1787 годах архитектором Петром Егоровым.  


Храм был построен каменным, с двумя колокольнями и двумя пределами - правым во имя Святителя и Чудотворца Николая и левым – во имя преподобного Алексия.  Бахметевы не жалели средств на благоустройство храма и он был богато украшен изделиями из цветного стекла и хрусталя, пол был выстлан плитками из голубого стекла, а почти все иконы великолепного золотого иконостаса были написаны учениками Ступенской школы. В 1856 году храм расписывал  художник  К.А. Макаров, а в 1861  году для росписи был приглашён его сын - Иван Кузьмич, академик портретной живописи. Более ста лет храм Вознесения Христова  возведённый Бахметевыми был главным храмом Никольска.  После революции храм уцелел, но был разграблен и  использовался не по назначению. Сначала в нем размещался склад, а затем хлебозавод. Говорят, в поруганном храме происходили  настоящие чудеса. Сколько не пытались замазать в нём иконы известковой краской, но святые лики проступали снова и снова, а первого директора хлебозавода начали преследовать неприятности и прекратились только тогда когда он ушёл с поста директора. Но в начале двухтысячных годов произошло то, во что уж давно никто не верил. Храм был восстановлен предпринимателем Георгий Серафимовичем Старинным. Была восстановлена фасадная часть здания, стены и купол, заново отстроены обе колокольни, установлен необычайно красивый резной иконостас, изготовленный резчиками из Сергиева Посада. Так постепенно зданию вернули первоначальный архитектурный облик. В 2004 году в храме возобновилось богослужение. Сейчас храм Вознесения Христова является местной достопримечательностью. Его посещает множество туристов и верующих со всей области.


В храме мы пробыли не долго, всего полчаса. Народа в этот момент было не много. Службы не проводились. Люди вели себя в нём по разному. Кто то молился и ставил свечки, кто-то заказывал службы, а кто то, как и я смотрел и фотографировал, - благо это не запрещается и не порицается. Храм оказался не большой, но очень красивый, чувствовал я себя в нём легко, приятно и умиротворённо. Видно действительно этот храм является святым местом, иначе как объяснить, что он возродился практически из небытия!? И я от души порадовался, что в России возрождён ещё один архитектурный памятник, а значит, спасена ещё одна маленькая частица нашего культурно-исторического наследия.

1.
1 (420x700, 332Kb)

2.
2 (420x700, 437Kb)

3.
3 (420x700, 472Kb)

4.
4 (700x420, 465Kb)

5.
5 (700x420, 405Kb)

                                   

     В ОБРАТНЫЙ ПУТЬ

Из храма наша экскурсия отправилась сразу домой. В этот раз Алла Юрьевна нам уже ничего не рассказывала, зато включила стихи нашего великого земляка М. Ю. Лермонтова, которые очень даже неплохо читал актёр Сергей Безруков. Так что и обратный путь оказался тоже весьма приятным. Домой мы приехали очень довольные, переполненные положительными эмоциями и впечатлениями. Единственное, что омрачило мою поездку, это то, что я не взял с собой свою цифровую мыльницу, понадеявшись на качество камеры своего смартфона, но увы, фотоаппарата мне смартфон не заменил поэтому фотографии получились либо очень плохого, либо в лучшем случае среднего качества. Но эту свою ошибку я понял позже, уже дома, когда просматривал сделанные фотографии на компьютере, а ведь на дисплее смартфона они смотрелись очень  даже прилично.

 В целом поездкой я остался очень доволен и не жалею потраченных на неё денег. Для себя я сделал вывод, что по возможности надо больше путешествовать, хотя бы по Пензенским достопримечательностям, ибо это очень расширяет кругозор!                               

 


 
Рейтинг: 0 1928 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!