ГлавнаяПрозаЭссе и статьиИстория и политика → ИЗ ИСТОРИИ ДЕМОКРАТИИ

ИЗ ИСТОРИИ ДЕМОКРАТИИ

23 декабря 2016 - Алексей Аимин
article368030.jpg
Из истории демократии
 

 

Демократия - форма правления, при которой власть осуществляется самим народом непосредственно или через представительные учреждения.
 

Введение в тему
 
После неолитической революции – перехода людей к производительной деятельности –  земледелию и скотоводству, появились границы мест обитания, где условия жизни были удобными, а производство рентабельным.
Оседлая жизнь требовала защиты от внешних посягательств с целью грабежа или вытеснения другими народами. Разделение функций производства товара, его сохранности и распределения, охраны, а чуть позже торговли с соседями потребовало организации, с которой вождю или царю в одиночку было не справиться. Появились органы управления, первыми из них были советы старейшин. Они существовали уже в каменном веке, но об их деятельности и можно лишь догадываться.
Возможно, кроме судебных и организационных они решали политические  вопросы – войны и мира, и идеологические вопросы – принятия в пантеон или исключения из него богов. С изменением видов деятельности появлялись новые боги, например, к богам земледелия Дажбогу и Макоши позже присоединился Сварог – бог кузнечного ремесла. Бог Аполлон был включен в олимпийскую «команду» на полтысячелетия позже остальных, а его первый храм находился в Пантикапее (Керчь).

Первый коллегиальный орган управления упоминается в мифах и преданиях древности. Так, около 4 тысяч лет назад в храме Солнца на Кавказе был совет жрецов, состоящий из 12 человек. Решение принималось коллегиально, но право решающего голоса каждый месяц переходило от одного жреца к другому. Даже по сегодняшним меркам это было очень демократично. С тех пор число 12 стало культовым – 12 олимпийских богов, 12 апостолов, 12 присяжных заседателей и т.д. В русском фольклоре это отражено в сказке «12 месяцев».
Какие вопросы можно было решать 4 тысячелетия назад? В то время Кавказ был «лагерем» по переселению народов и межэтнические столкновения там уже начинались. В Библии Моисей вскользь упоминает вопрос, который решал верховный жрец солнцепоклонников со своим советом: отмена кровной мести при неумышленном убийстве. Таких убийц – он амнистировал и даже брал под свою защиту. Они часто входили в гвардию огнепоклонников и их называли ратари - защитники веры. В таком же понимании позже воспринимались русские ратники, шведские рейтары, немецкие рыцари.

Первый исторически установленный факт демократического правления относится к VII веку до нашей эры. На северные Балканы пришли скифские племена спартаки (жили по реке Кубань), херуски (жили по Дону) и дораны (жили по Волге – древнее название реки Рана). Их переселили в Македонию. Там князь доранов Каран построил на горе Афон свою первую крепость. А еще один князь доранов и тоже Каран возглавлял конницу Александра Македонского. Скифы были наемными воинами, чтили ветеранов и слушали советы старейшин.
Демократическое правление было введено в городе-государстве спартаков Спарта. Там герусия (совет старейшин) состоял из 30 человек.  Это были 28 геронтов избиравшихся пожизненно, и двух спартанских царей.  Такое правление было введено из-за вечных спорови постоянной борьбы за трон.
Следующим демократическим городом Греции стал Аргос, куда спартанцы принесли демократию путем свержения местной тирании. Первый демократический переворот обошелся всего в несколько сотен жизней. Но только с тех пор (середина VI века до нашей эры), древнейший город Греции Аргос – родина гомеровских аргонавтов потерял свое былое величие. Так закончилось почти вековое противостояние Аргоса и Спарты, где побед в открытом бою было больше у аргосцев придумавших боевое построение фалангу. Вот такой неординарный ход как демократизация привел к успеху. В Спарту же вернулась тирания, и город еще несколько веков процветал.
Это был первый, но не последний случай разрушающего действия демократии на города и государства. Древняя демократия оказалась не совсем эффективной формой правления. Афинская Агора и римский Сенат не выдержали испытаний временем и своими разногласиями не смогли уберечь государственность античных империй.
 
В древней Руси демократические формы правления – народное вече – существовали в городах Славенск (Новгород), Изборск, Старая Русса и Белозеро. Было это в IX веке в. Между этими городами шел спор за приоритет в торговле с варягами. Этот разброд решили прекратить, пригласив на княжение варяга Рюрика. Чуть позже демократия в Новгороде вновь возродилась, просуществовав более двух веков, но коррупция и отсутствие регулярных вооруженных сил позволило Москве покорить республику (7 тысяч стрельцов наголову разбили 40 тысяч новгородских ополченцев). История показала, что демократические институты и армия вещи несовместимые. Попытка ввести в армии в I мировую войну солдатские советы привела к ужасному результату.
После диктатуры Ивана Грозного  народ рванул к свободе, особо не зная как ею пользоваться. Наступило смутное время с чередой правителей. На совете бояр (семибоярщина) решили повторить –  пригласить на правление польского королевича Владислава. Однако народ воспротивился. Российские думы начала и конца ХХ века породили анархию и развал сначала Российской Империи, а потом и Советского Союза. Об этом стоит задуматься.
Последнее время все чаще демократию стали применять в качестве разрушающего инструмента в славянских и арабских странах используя опыт древнегреческой Спарты.

Продолжение следует...

 

© Copyright: Алексей Аимин, 2016

Регистрационный номер №0368030

от 23 декабря 2016

[Скрыть] Регистрационный номер 0368030 выдан для произведения: Из истории демократии
 

 
Демократия - форма правления, при которой власть осуществляется самим народом непосредственно или через представительные учреждения.
 
Вступление
 
После неолитической революции – перехода людей к производительной деятельности –  земледелию и скотоводству, появились границы мест обитания, где условия жизни были удобными, а производство рентабельным.
Оседлая жизнь требовала защиты от внешних посягательств с целью грабежа или вытеснения другими народами. Разделение функций производства товара, его сохранности и распределения, охраны, а чуть позже торговли с соседями потребовало организации, с которой вождю или царю в одиночку было не справиться. Появились органы управления, первыми из них были советы старейшин. Они существовали уже в каменном веке, но об их деятельности и можно лишь догадываться.
Возможно, кроме судебных и организационных они решали политические  вопросы – войны и мира, и идеологические вопросы – принятия в пантеон или исключения из него богов. С изменением видов деятельности появлялись новые боги, например, к богам земледелия Дажбогу и Макоши позже присоединился Сварог – бог кузнечного ремесла. Бог Аполлон был включен в олимпийскую «команду» на полтысячелетия позже остальных.
Первый коллегиальный орган управления упоминается в мифах и преданиях древности. Так, около 4 тысяч лет назад в храме Солнца на Кавказе был совет жрецов, состоящий из 12 человек. Решение принималось коллегиально, но право решающего голоса каждый месяц переходило от одного жреца к другому. Даже по сегодняшним меркам это было очень демократично. С тех пор число 12 стало культовым – 12 олимпийских богов, 12 апостолов, 12 присяжных заседателей и т.д. В русском фольклоре это отражено в сказке «12 месяцев».
Какие вопросы можно было решать 4 тысячелетия назад? В то время Кавказ был «лагерем» по переселению народов и межэтнические столкновения там уже начинались. В Библии Моисей вскользь упоминает вопрос, который решал верховный жрец солнцепоклонников со своим советом: отмена кровной мести при неумышленном убийстве. Таких убийц – он амнистировал и даже брал под свою защиту.
Исторически установленный факт демократического управления относится к VII веку до нашей эры. На северные Балканы пришли скифские племена спартаки (жили по реке Кубань), херуски (жили по Дону) и дораны (жили по Волге – древнее название реки Рана). Их переселили в Македонию. Там князь доранов Каран построил на горе Афон свою первую крепость. А еще один князь доранов и тоже Каран возглавлял конницу Александра Македонского. Скифы были наемными воинами, чтили ветеранов и слушали их. Советы старейшин.
Демократическое правление было введено в городе-государстве спартаков Спарта. Там герусия (совет старейшин) состоял из 30 человек.  Это были 28 геронтов избиравшихся пожизненно, и двух спартанских царей.  Такое правление было введено из-за вечных спорови постоянной борьбы за трон.
Следующим демократическим городом Греции стал Аргос, куда спартанцы принесли демократию путем свержения местной тирании. Первый демократический переворот обошелся всего в несколько сотен жизней. Но только с тех пор (середина VI века до нашей эры), древнейший город Греции Аргос – родина гомеровских аргонавтов потерял свое былое величие. Так закончилось почти вековое противостояние Аргоса и Спарты, где побед в открытом бою было больше у аргосцев придумавших боевое построение фалангу. Вот такой неординарный ход как демократизация привел к успеху. В Спарту же вернулась тирания, и город еще несколько веков процветал.
Это был первый, но не последний случай разрушающего действия демократии на города и государства. Древняя демократия оказалась не совсем эффективной формой правления. Афинская Агора и римский Сенат не выдержали испытаний временем и своими разногласиями не смогли уберечь государственность античных империй.
 
В древней Руси демократические формы правления – народное вече – существовали в городах Славенск (Новгород), Изборск, Старая Русса и Белозеро. Было это в IX веке в. Между этими городами шел спор за приоритет в торговле с варягами. Этот разброд решили прекратить, пригласив на княжение варяга Рюрика. Чуть позже демократия в Новгороде вновь возродилась, просуществовав более двух веков, но коррупция и отсутствие регулярных вооруженных сил позволило Москве покорить республику (7 тысяч стрельцов наголову разбили 40 тысяч новгородских ополченцев). История показала, что демократические институты и армия вещи несовместимые. Попытка ввести в армии в I мировую войну солдатские советы привела к ужасному результату.
После диктатуры Ивана Грозного  народ рванул к свободе, особо не зная как ею пользоваться. Наступило смутное время с чередой правителей. На совете бояр (семибоярщина) решили повторить –  пригласить на правление польского королевича Сигизмунда. Однако народ воспротивился.
Думы начала и конца ХХ века породили анархию и развал сначала Российской Империи, а потом и Советского Союза. Последнее время все чаще демократию стали применять в качестве разрушающего инструмента в славянских и арабских странах используя опыт древнегреческой Спарты.

Продолжение следует...

 
 
Рейтинг: 0 677 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!