История расцвета и гибели зубриловской усадьбы князей Голицыных
РАСЦВЕТ
Возможно Зубриловка ни чем бы, ни отличалась от тысяч других российских сел, если бы не уникальный памятник архитектуры конца XIII века – знаменитая усадьба князей Голицыных, которая построена в стиле екатерининского классицизма, об интересной и трагической судьбе, которой я и хочу рассказать.
Зубриловская усадьба не была родовым имением Голицыных. Основатель имения генерал-майор и флигель-адъютант Екатерины II Сергей Фёдорович Голицын (1748-1810) приблизительно в 1785 г. купил эти земли у местного помещика Дмитрова-Мамонова и в течение трёх лет со своим драгунским полком вёл постройку дворца и усадьбы.
Место для постройки имения князем было выбрано на редкость красивое, со всех сторон новую усадьбу окружали дубовые леса, горы, долины, ущелья наполненные родниками. Хорош в Зубриловских окрестностях и климат, напоминающий черноморский, только вместо черного моря здесь протекает Хопер - самая чистая река в Европе. Поэтому не приходится удивляться тому, что князь выбрал именно это удалённое от столицы место для постройки своего имения.
Сначала Зубриловка была загородный резиденцией Голицыных, но при Павле I Сергей Фёдорович попал в опалу и в 1 797 г. вместе с сыновьями был сослан в имение. В Зубриловке князь проводил жизнь в светских развлечениях, окружая себя молодёжью, затейниками, музыкантами, предлагая им постоянно придумывать разные развлечения и забавы. Усадьба славилась своим гостеприимством, здесь постоянно устраивались праздники. В имении Голицыных были свой театр, известный тем, что на его подмостках шла запрещённая при дворе Павла I «шутотрагедия» «Триумф» высмеивающая прусскую военщину, автором которой был И.А. Крылов, а также оркестр из крепостных, состоявший из сорока музыкантов.
Кто был архитектором дворца, точно, до сих пор, не известно. Как правило, называют имена великих архитекторов Ивана Егоровича Старова, Джакомбо Кваренги, Николая Александровича Львова, Жана Франсуа Неффоржа. Но большинство исследователей считают, что дворец первоначально был построен по проекту Ивана Егоровича Старова, а несколько позже переделан уже по проекту Джакомбо Кваренги. Однако кто бы ни был автором проекта, в архитектурном отношении дворец безупречен, и это главное. «Суметь тонко почувствовать природу, увидеть прелесть оврагов, холмов, речушек и мастерски дополнить образ, созданный самой природой, действительно мог только человек гениальный»[2].
В состав дворцово-паркового комплекса входят огромный трёхэтажный каменный дворец с двумя примыкающими к нему флигелями - театральным и кухонным, Спасо-Преображенский храм, который является родовой усыпальницей князей Голицыных, Колокольня, Часовня, декоративная Башня-руина и огромный парк, площадью 82 гектара. Архитектурный комплекс дополняют бассейн-купальня, фонтаны, беседки и небольшие миниатюрные домики - детский, китайский и чайный.
Для архитектурных строений усадьбы характерны строгость архитектуры, гармония пропорций, возвышенная красота, величие и монументальность. Например, Спасо-Преображенский храм построенный Сергеем Фёдоровичем в 1796 г., по своим размерам, внутреннему и внешнему убранству мог соперничать со многими храмами Санкт-Петербурга.
Парк, окружавший усадьбу, созданный на месте бывшего леса был пейзажным, поэтому элементы его планировки были сведены к минимуму и максимально приближены к естественному ландшафту. Основу парковых насаждений составляли дубы, липы и клёны. Главная парковая аллея была длинной полтора километра и служила подъездной дорогой к усадьбе. В парке был бассейн-купальня, предназначенный для вечерних купаний. Этот бассейн по меркам XVIII в. был сложным гидротехническим сооружением. Чаша бассейна была построена на склоне так, что постоянно от зари до заката освещалась солнцем. Вода, наполнявшая бассейн по керамическим трубам чистой родниковой водой к вечеру прогревалась. В результате бассейн постоянно был наполнен, свежей тёплой водой. Использованная вода сливалась в ручей с помощью специально приспособленного для этого отверстия. К парку примыкали фруктовые сады, теплица и оранжерея, в которых выращивались лимоны, апельсины, виноград и даже ананасы.
Весьма любопытным и интересным сооружением была декоративная башня - руина, сложенная из фигурного кирпича и представляющая собой огромную бочку, диаметр которой составлял двадцать метров в высоту и пятнадцать в ширину. Башня имела ажурные окна и дверные проёмы. Есть легенда, что в эту башню князь заточил неверную жену, но вряд ли эта легенда имеет под собой историческое основание. У русских дворян не было обычая затачивать в башни неверных жён. Скорее всего, её постройка была связана с модой, которая возникла среди дворян после побед русских войск на Дунае при Екатерине II. Не исключено так же, что эта башня выполняла и развлекательную функцию, используясь для устройства потешных боёв и штурмов во время зимних охот хозяев и их гостей.
После смерти Сергея Фёдоровича, в 1810 г. хозяином усадьбы стал его сын Фёдор Сергеевич. Он был женат на Анне Александровне Прозоровской, последнем в своём роду. Поэтому их наследники стали носить фамилию Голицыных-Прозоровских. Фёдор Сергеевич продолжил обустройство усадьбы, начатое отцом. Он обставил комнаты дворца мебелью из редких пород дерева, украсил их тропическими растениями и цветами. Будучи большим любителем и знатоком искусства Фёдор Сергеевич собрал в усадьбе уникальные художественные коллекции картин, мрамора, редкой посуды, серебра, фарфора, эмали. Новый хозяин хотел, что бы его дом был похож на Павловский дворец, поэтому внёс изменения в планировку второго и третьего этажа своего замка, а так же парка. При нём усадьба перебрела черты Александровского ампира.
После смерти Фёдора Сергеевича в 1826 году Зубриловское имение наследовал его младший сын Давид Фёдорович, в 1855 г. он трагически утонул, и владение имением перешло к его старшему брату, Александру Фёдоровичу (1810-1863), а после его смерти к единственному сыну Александру, Александровичу (1853-1914), который и стал последним владельцем усадьбы.
В Зубриловской усадьбе бывали многие известные люди: Г.Р. Державин, И.А. Крылов, А. Н. Радищев, М.Ю. Лермонтов, М.Н. Загоскин, мемуарист Ф.Ф. Вигель, врач Г.А. Захарьин, П.А. Вяземский, И.И. Лажечников, Я.П. Полонский.
Гаврил Романович Державин, бывший в 1786-1788 гг. Тамбовским губернатором, написал в Зубриловской усадьбе оду «Осень во время осады в Очакове», рабочее название которой, «Осень в Зубриловке». В этом стихотворении помимо всего прочего нашло отражение и материальное благополучие зубриловских крестьян:
Запасшися крестьянин хлебом,
Ест добры щи и пиво пьет;
Обогащенный щедрым небом,
Блаженство дней своих поет.
И это описание вовсе не противоречило действительности, о чём будет сказано ниже.
С весны по осень 1797 г. в усадьбе жил Иван Андреевич Крылов, который служил у Сергея Фёдоровича Голицына секретарём и даже был учителем русского языка и наставником его детей. Проявив себя на этом поприще как талантливый педагог. Сын Пензенского губернатора Филип Филиппович Вигель, в течение десяти месяцев живший в усадьбе Голицыных, и воспитывавшийся всё это время с княжескими детьми, вспоминал об этом так: «Уроки наши проходили почти все в разговорах: он умел возбуждать любопытство, любил вопросы и отвечал на них так же толковито, так же ясно как писал свои басни. Он не довольствовался одним русским языком, а к наставлениям своим примешивал много нравственных поучений и объяснений разных предметов из других наук»[3]. Именно в Зубриловской усадьбе Крыловым была написана басня «Свинья под дубом», а так же посажен дуб, который в 1960 году был разбит молнией.
Есть предположение, что бывал в усадьбе Голицыных и А.С. Пушкин. Во всяком случае, достоверно известно, что Александр Сергеевич хорошо знал многих из семьи Голицыных, и Анну Александровну и её старшего сына Александра Фёдоровича, был дружен с Сергеем Григорьевичем Голицыным. Именно Сергей Григорьевич рассказал Пушкину историю своей бабушки Натальи Петровны о тайне «трёх счастливых карт», подсказав, таким образом, поэту идею «Пиковой дамы», сам князь стал прообразом Германа.
Последним, из известных людей успевшим побывать в Зубриловской усадьбе был Саратовский художник Виктор Борисов-Мусатов. Посетив первый раз усадьбу в 1901 г., с разрешения управляющего Н.В. Соколова, художник буквально влюбился усадьбу, и до конца жизни Зубриловская усадьба стала его вдохновительницей. Здесь Борисов-Мусатов создал лучшие свои картины: «Гобелен» (1901), «Водоём» (1902), «Прогулка при закате» (1903), «Призраки» (1903), «Изумрудное ожерелье» (1904), «Сон божества» (1904—1905). На своих картинах художник запечатлел под разными ракурсами фасад дворца, бассейн-купальню, парковые аллеи. Эти картины хранятся в Третьяковской галерее и имеют не только художественную, но так же и историческую ценность
Последней картиной посвящённых усадьбе стала картина «Реквием» (1905), которую с полным правом можно назвать реквиемом самому художнику. После её написания, автор картины скончался от сердечного приступа, не дожив девяти дней до трагических событий, произошедших с усадьбой, о которых и будет мой дальнейший рассказ.
ГИБЕЛЬ
9 января 1905 г. в России началась буржуазно-демократическая революция. А 1 ноября (19 октября по старому стилю) этого же года, как раз тогда когда революция достигла своего наивысшего подъёма, усадьба Голицыных была разгромлена и сожжена в результате крестьянского бунта «бессмысленного и беспощадного». Среди всего многообразного комплекса социальных, политических, экономических, национальных причин революции называют, в том числе сохранение помещичьего землевладения, малоземелье крестьян, сохранение полукрепостнических пережитков. И если это верно в целом в масштабах России, то не относилось конкретно к Зубриловскому селу. Историк и искусствовед Василий Андреевич Верещагин писал: «… жгучие вопросы земли безработицы не имели того характера, которым могло быть объяснено безумие сотворившегося варварства. Зубриловские крестьяне вполне были обеспечены душевым наделом и сами мало обрабатывали землю, отдавая её в аренду соседям, и сами занимались преимущественно отхожими промыслами: в усадьбе, где они зарабатывали ежегодно до 12 тысяч, у соседей или в городе в качестве прислуги»[4].
Более того Голицыны широко занимались благотворительностью. В Зубриловке ими были построены: школа на 80 учеников, бесплатная больница на 20 мест, богадельня на 12 человек, родильный дом на 5 коек, ясли - для крестьянских детей. Два пансиона для детей обедневших дворян, в мужском пансионе жило тридцать шесть мальчиков, а в женском проживало сорок шесть девочек.
И всё же Зубриловке не удалось избежать революционной пропаганды, которую среди сельских жителей активно вели революционно настроенные студенты, которых много проживало на дачах в Зубриловских окрестностях. В результате революционная агитация сделала своё дело.
Погром, как уже было сказано, состоялся 1 ноября (19 октября по старому стилю) 1905 г. Верещагин в своей статье сообщает и подробности погрома: «Во главе толпы шёл крестьянин соседнего села Изнаира, белый как лунь старик с четырьмя сыновьями, владевший 100 десятинами земли. За ним следовали 12 телег для нагрузки ограбленного добра. Старик шёл уверенной поступью, держа икону в руках, в твёрдом убеждении, что исполняет волю царя, повелевшего в три дня уничтожить и ограбить все соседние поместья. При переходе реки Хопер к толпе присоединилась вся зубриловская молодежь и тоже пошла на усадьбу»[5].
Первым разграблению подвергся винный подвал. Толпа вытащила и выпила всё вино. После этого пьяные мародёры ворвались в один из флигелей, затем облив керосином, мебель во флигеле подожгли его. Точно таким же образом был сожжён и главный дом. Пока огонь не успел разгореться, толпа грабила и крушила усадьбу. Молотками и ломами были разбиты на мелкие куски вся бронза, мебель, фарфор, разорваны в клочки все картины и портреты. Одним словом уничтожалось все без разбора, что попадалось пьяной толпе на глаза. После уничтожения дома были разрушены второй флигель, оранжереи сараи, конюшни. Дальнейшее мародёрство было прекращено правительственными войсками, подошедшими, к сожалению слишком поздно.
После погрома уцелели лишь больница, часовня и храм, до которых крестьяне не успели добраться.
В результате этого погрома и пожара были уничтожены уникальные культурные ценности: библиотека, в которой хранились редчайшие книги, рукописи и документы эпохи Екатерины II; портретная галерея, насчитывавшая свыше ста пятидесяти картин известных мастеров, Эжена Луи Лами, Дмитрия Григорьевича Левицкого, Александра Молинари; коллекции фарфора, мрамора; мебель из красного дерева. Погибли в пожаре и авторские проектные чертежи зданий и парка. Таков не полный перечень погибших произведений искусства.
Уцелело не много: несколько живописных работ, которые экспонировались в это время в Таврическом дворце, собрание миниатюрных портретов вывезенных незадолго до погрома Сергеем Павловичем Дягилевым с разрешения Александра Александровича в Санкт-Петербург для участия в выставке русского портрета в Таврическом дворце, кое-что из церковной утвари. В государственном художественном музее А.Н. Радищева сейчас хранятся две чудом уцелевшие скульптуры с парадного входа. Сохранилась и уникальная святыня-мощевик, из походной церкви Сергея Федоровича, в котором по преданию находились частицы мощей евангелистов Матфея, Марка, Луки, апостола Андрея Первозванного, святителей Григория Богослова, Иоанна Златоуста, великомучениц Варвары и Екатерины, равноапостольного князя Владимира Киевского, князя Даниила Московского, Сергия Радонежского. Одно время мощевик хранился в Саратовском краеведческом музее, потом был передан в вечное пользование Саратовскому епархиальному управлению Русской православной церкви.
Разгромленная усадьба не была восстановлена до тридцатых годов. После смерти Александра Александровича хозяйкой имения стала его старшая сестра Анна Александровна (1851-1925). Она не стала заниматься усадьбой и продала её в казну.
В дальнейшем с 1918 г. и до конца двадцатых годов в усадьбе располагалось «Третья петроградская сельскохозяйственная коммуна», образованная присланными сюда Путиловскими рабочими. Рабочие как могли своими силами обустраивали и ремонтировали усадьбу. В конце двадцатых годов коммуну обвинили в эксплуатации чужого труда и распустили.
Начиная с тридцатых годов, располагался дом отдыха политработников. В это время был восстановлен дворец, который поддерживался в приличном состоянии. Основное здание было перепланировано, а фасады по сохранившимся остаткам восстановлены. Поэтому о первоначальной архитектуре дворца мы можем только по фотографиям хранящихся в саратовских музеях: краеведческом и Государственном художественном имении А.Н. Радищева.
Во время Великой Отечественной войны и первые годы после неё с 1941 по 1948гг. в усадьбе располагался военный госпиталь. А с 1948 по 1979 гг. туберкулёзный санаторий. В 1979 г. в подвалы санатория прорвались грунтовые воды, и он был закрыт. С этого момента дворец и усадьба став бесхозными больше не восстанавливались. Начинается их окончательная и бесповоротная гибель.В девяностых годах и без того уже полуразрушенная усадьба продолжала разворовываться и разрушаться. Заезжие проходимцы под предлогом реставрации сняли с крыши кровельное железо, и разобрали обрешётку. В дальнейшем дом продолжал разоряться – выпиливались деревянные перекрытия, снимался паркет. Остальное, что не успели растащить, разрушалось, прогнивало и гибло от сырости.
В начале двухтысячных годов администрация Тамалинского района строила планы по восстановлению усадьбы, чтобы превратить её в многопрофильный историко-этнографический и культурно-оздоровительный комплекс, надеясь на привлечение дополнительных инвестиций в экономику района. Эти планы так и остались неосуществлёнными.
В2009 г. плановой прокурорской проверки сохранности на территории региона памятников культуры и архитектуры прокуратура Пензенской области было выяснено что глава администрации Зубриловского сельсовета Тамалинского района области Татьяна Медведева в 2004 г. значительно превысив свои служебные полномочия, , вынесла постановление о переводе земельного участка площадью 125 гектаров, отнесённого к категории «особо охраняемых территорий» и находящегося в собственности региона, в земли муниципального образования, совершив тем самым противозаконные действия, так как не в её компетенции было передавать эти земли из одной категории в другую. В том же году на открытых торгах этот участок земли за 1млн 125 тыс. рублей был продан местной предпринимательнице. Та в свою очередь через год, перепродала его за четыре миллиона рублей скандально известному бизнесмену Виктору Батурину. Сразу после проверки, министерство государственного имущества Пензенской области в гражданском порядке потребовало расторжения договора аренды Зубриловки с Виктором Батуриным, а также погашения порядка 500 тыс. рублей арендных платежей и пени за просрочку.
Сам Виктор Батурин так прокомментировал это известие: «Руины, которые там были, вообще никак не были оформлены. После того, как я начал наводить там порядок, вложил порядка $2 млн, восстановил церковь, покрыл крышу дворца, занялся очисткой парка, эти «руины» появились в списках БТИ как «культурный объект»[6]. По словам господина Батурина, он приостановил восстановительные работы в Зубриловке, поскольку на протяжении пяти лет «так и не смог добиться какого-то правового статуса» для этого объекта и «получить на него права». Также он сказал, что «никогда не расценивал усадьбу Голицыных как коммерческий проект, а только как свою обязанность сохранить этот памятник для потомков» и готов полностью отказаться от своих претензий на него в пользу региона.Конечно, бизнесмен лукавил, никаких работ он не проводил, ничего в усадьбу не вкладывал, к усадьбе действительно для виду были приставлены строительные леса, но никаких работ по восстановлению не велось, парк прибывает всё в таком же запущенном состоянии, а храм был восстановлен на личные пожертвования прихожан. Зато ходили слухи ( не ручаюсь за их достоверность), что сестра Виктора-Елена Батурина мела намерение действительно восстановить усадьбу, но не для того, чтобы сохранить выдающийся архитектурный памятник, а для того, чтобы устареть в нём элитный курорт для толстосумов.
Сейчас Зубриловская усадьба Голицыных это руины: разрушены стены, загажены подвалы, раскурочены балки. Парк зарос и одичал, больше нет ни паковых аллей, ни беседок, ни фонтанов, ни бассейна-купальни. Говорю это как очевидец, побывавший в усадьбе два раза в 1989 и 2010 гг. Тогда, в восемьдесят девятом усадьбу ещё было можно спасти, но теперь в возможности её реставрации я сильно сомневаюсь. Усадьбу можно только заново отстроить, как храм Христа Спасителя, но для этого нужны колоссальные средства. Возможно миллиарды рублей.
Сейчас в усадьбе функционирует только храм, который с 1921 г. использовался как склад для строительных материалов. В тех же девяностых в нём был сделан небольшой ремонт и частично восстановлен некрополь князей Голицыных. С 1990 года в храме ведутся церковные службы. Но, похоже, что дворец и усадьба потеряны для нас безвозвратно.
Разрушится сей дом,
Засохнет бор и сад
Написал в конце жизни о своём Новгородском имении Гаврил Державин. И эти строки великого поэта оказались пророческими для многих Русских усадеб. В том числе и для Зубриловской усадьбы князей Голицыных.
РАСЦВЕТ
Село Зубриловка[1], находится на границе трёх областей Саратовской, Тамбовской и Пензенской, в живописной местности на правом брегу Хопра. Первоначально, Зубриловка входила в состав Тамалинского района Саратовской области, но указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 февраля 1939 года часть земель Саратовской области, и в их числе весь Тамалинский район, была передана Пензенской области. Таким образом, начиная с1939 года, Тамалинский район вместе с Зубриловкой административно входят в состав Пензенского региона.
Существует три версии происхождения названия села. Согласно первой версии в старину в непроходимых лесах этой местности водились зубры. По второй версии эти земли, когда то принадлежали помещику по фамилии Зубрилов. Третья версия гласит, что жители села славились изготовлением пил и напильников, что и дало название селу. Из этого села происходят мои предки по материнской линии, отсюда и мой интерес к Зубриловке. Но речь сейчас не об этом.
Возможно, Зубриловка ни чем бы, ни отличалась от тысяч других российских сел, если бы не уникальный памятник архитектуры конца XIIIвека – знаменитая усадьба князей Голицыных, которая построена в стиле екатерининского классицизма, об интересной и трагической судьбе, которой я и хочу рассказать.
Зубриловская усадьба не была родовым имением Голицыных. Основатель имения генерал-майор и флигель-адъютант Екатерины IIСергей Фёдорович Голицын (1748-1810) купил эти земли приблизительно в 1785 году у местного помещика Дмитрова-Мамонова и в течение трёх лет со своим драгунским полком вёл постройку дворца и усадьбы.
Место для постройки имения князем было выбрано на редкость красивое, со всех сторон новую усадьбу окружали дубовые леса, горы, долины, ущелья наполненные родниками. Хорош в Зубриловских окрестностях и климат, напоминающий черноморский, только вместо черного моря здесь протекает Хопер - самая чистая река в Европе. Поэтому не приходится удивляться тому, что князь выбрал именно это удалённое от столицы место для постройки своего имения.
Сначала Зубриловка была загородный резиденцией Голицыных, но при Павле I Сергей Фёдорович попал в опалу и в 1797 году вместе с сыновьями был сослан в имение. В Зубриловке князь проводил жизнь в светских развлечениях, окружая себя молодёжью, затейниками, музыкантами, предлагая им постоянно придумывать разные развлечения и забавы. Усадьба славилась своим гостеприимством, здесь постоянно устраивались праздники. В имении Голицыных были свой театр, известный тем, что на его подмостках шла запрещённая при дворе Павла I «шутотрагедия» «Триумф» высмеивающая прусскую военщину, автором которой был И.А. Крылов, а также оркестр из крепостных, состоявший из сорока музыкантов.
Кто был архитектором дворца, точно до сих пор не известно. Как правило, называют имена великих архитекторов Ивана Егоровича Старова, Джакомбо Кваренги, Николая Александровича Львова, Жана Франсуа Неффоржа. Но большинство исследователей считают, что дворец первоначально был построен по проекту Ивана Егоровича Старова, а несколько позже переделан уже по проекту Джакомбо Кваренги. Однако, кто бы ни был автором проекта, в архитектурном отношении дворец безупречен, и это главное. «Суметь тонко почувствовать природу, увидеть прелесть оврагов, холмов, речушек и мастерски дополнить образ, созданный самой природой, действительно мог только человек гениальный»[2].
В состав дворцово-паркового комплекса входят огромный трёхэтажный каменный дворец с двумя примыкающими к нему флигелями - театральным и кухонным, Спасо-Преображенский храм, который является родовой усыпальницей князей Голицыных, Колокольня, Часовня, декоративная Башня-руина и огромный парк, площадью 82 гектара. Архитектурный комплекс дополняют бассейн-купальня, фонтаны, беседки и небольшие миниатюрные домики - детский, китайский и чайный.
Для архитектурных строений усадьбы характерны строгость архитектуры, гармония пропорций, возвышенная красота, величие и монументальность. Например, Спасо-Преображенский храм построенный Сергеем Фёдоровичем в 1796 году, по своим размерам, внутреннему и внешнему убранству мог соперничать со многими храмами Санкт-Петербурга.
Парк, окружавший усадьбу, созданный на месте бывшего леса был пейзажным, поэтому элементы его планировки были сведены к минимуму и максимально приближены к естественному ландшафту. Основу парковых насаждений составляли дубы, липы и клёны. Главная парковая аллея была длинной полтора километра и служила подъездной дорогой к усадьбе. В парке был бассейн-купальня, предназначенный для вечерних купаний. Этот бассейн по меркам XVIII был сложным гидротехническим сооружением. Чаша бассейна была построена на склоне так, что постоянно от зари до заката освещалась солнцем. Вода, наполнявшая бассейн по керамическим трубам чистой родниковой водой к вечеру прогревалась. В результате бассейн постоянно был наполнен, свежей тёплой водой. Использованная вода сливалась в ручей с помощью специально приспособленного для этого отверстия. К парку примыкали фруктовые сады, теплица и оранжерея, в которых выращивались лимоны, апельсины, виноград и даже ананасы.
Весьма любопытным и интересным сооружением была декоративная башня - руина, сложенная из фигурного кирпича и представляющая собой огромную бочку, диаметр которой составлял двадцать метров в высоту и пятнадцать в ширину. Башня имела ажурные окна и дверные проёмы. Есть легенда, что в эту башню князь заточил неверную жену, но вряд ли эта легенда имеет под собой историческое основание. У русских дворян не было обычая затачивать в башни неверных жён. Скорее всего, её постройка была связана с модой, которая возникла среди дворян после побед русских войск на Дунае при Екатерине II. Не исключено так же, что эта башня выполняла и развлекательную функцию, используясь для устройства потешных боёв и штурмов во время зимних охот хозяев и их гостей.
Известна зубриловская усадьба и своим однокупольным, каменным, двухэтажным храмом, в котором крестили, венчали, отпевали и хоронили, членов княжеского рода. Храм является ценным памятником архитектуры усадебного ансамбля. Убранство храма поражало своим великолепием. Его стены внутри были отделаны под золотистый мрамор, переходящий в купольной части в розовый. В храме до сих пор частично сохранились фрески конца XVIII-первой половины XIXвека. Кто расписывал храм точно до сих пор неизвестно. Предполагают, что это были братья Медведевы, учащиеся в Санкт-Петербургской академии художеств. На наружной стене храма изображена икона пресвятой Богоматери размером метр на два. Если верить священнику храма – отцу Николаю - этой иконе более двухсот лет, она ни разу не реставрировалась и выглядит так, как будто нарисована только вчера. Во времена воинствующего атеизма эту икону не раз оскверняли - закрашивали краской. Но совершалось чудо - икона самовосстанавливалась в прежнем виде!
После смерти Сергея Фёдоровича в 1810 году хозяином усадьбы стал его сын Фёдор Сергеевич. Он был женат на Анне Александровне Прозоровской, последнем в своём роду. Поэтому их наследники стали носить фамилию Голицыных-Прозоровских. Фёдор Сергеевич продолжил обустройство усадьбы, начатое отцом. Он обставил комнаты дворца мебелью из редких пород дерева, украсил их тропическими растениями и цветами. Будучи большим любителем и знатоком искусства Фёдор Сергеевич собрал в усадьбе уникальные художественные коллекции картин, мрамора, редкой посуды, серебра, фарфора, эмали. Новый хозяин хотел, что бы его дом был похож на Павловский дворец, поэтому внёс изменения в планировку второго и третьего этажа своего замка, а так же парка. При нём усадьба перебрела черты Александровского ампира.
После смерти Фёдора Сергеевича в 1826 году Зубриловское имение наследовал его младший сын Давид Фёдорович, в 1855 году он трагически утонул, и владение имением перешло к его старшему брату, Александру Фёдоровичу (1810-1863), а после его смерти к единственному сыну Александру, Александровичу (1853-1914), который и стал последним владельцем усадьбы.
В Зубриловской усадьбе бывали многие известные люди: Г.Р. Державин, И.А. Крылов, А. Н. Радищев, М.Ю. Лермонтов, М.Н. Загоскин, мемуарист Ф.Ф. Вигель, врач Г.А. Захарьин, П.А. Вяземский, И.И. Лажечников, Я.П. Полонский.
Гаврил Романович Державин, бывший в 1786-1788 годах Тамбовским губернатором, написал в Зубриловской усадьбе оду «Осень во время осады в Очакове», рабочее название которой, «Осень в Зубриловке». В этом стихотворении помимо всего прочего нашло отражение и материальное благополучие зубриловских крестьян:
Запасшися крестьянин хлебом,
Ест добры щи и пиво пьет;
Обогащенный щедрым небом,
Блаженство дней своих поет.
И это описание вовсе не противоречило действительности, о чём будет сказано ниже.
С весны по осень 1797 года в усадьбе жил Иван Андреевич Крылов, который служил у Сергея Фёдоровича Голицына секретарём и даже был учителем русского языка и наставником его детей. Проявив себя на этом поприще как талантливый педагог. Сын Пензенского губернатора Филип Филипович Вигель, в течение десяти месяцев живший в усадьбе Голицыных, и воспитывавшийся всё это время с княжескими детьми, вспоминал об этом так: « Уроки наши проходили почти все в разговорах: он умел возбуждать любопытство, любил вопросы и отвечал на них так же толковито, так же ясно как писал свои басни. Он не довольствовался одним русским языком, а к наставлениям своим примешивал много нравственных поучений и объяснений разных предметов из других наук»[3]. Именно в Зубриловской усадьбе Крыловым была написана басня «Свинья под дубом», а так же посажен дуб, который в 1960 году был разбит молнией.
Есть предположение, что бывал в усадьбе Голицыных и А.С. Пушкин. Во всяком случае, достоверно известно, что Александр Сергеевич хорошо знал многих из семьи Голицыных, и Анну Александровну и её старшего сына Александра Фёдоровича, был дружен с Сергеем Григорьевичем Голицыным. Именно Сергей Григорьевич рассказал Пушкину историю своей бабушки Натальи Петровны о тайне «трёх счастливых карт», подсказав, таким образом, поэту идею «Пиковой дамы», сам князь стал прообразом Германа.
Последним, из известных людей успевшим побывать в Зубриловской усадьбе был Саратовский художник Виктор Борисов-Мусатов. Посетив первый раз усадьбу в 1901 году, с разрешения управляющего Н.В. Соколова, художник буквально влюбился усадьбу, и до конца жизни Зубриловская усадьба стала его вдохновительницей. Здесь Борисов-Мусатов создал лучшие свои картины: «Гобелен» (1901), «Водоём» (1902), «Прогулка при закате» (1903), «Призраки» (1903), «Изумрудное ожерелье» (1904), «Сон божества» (1904—1905). На своих картинах художник запечатлел под разными ракурсами фасад дворца, бассейн-купальню, парковые аллеи. Эти картины хранятся в Третьяковской галерее и имеют не только художественную, но так же и историческую ценность
Последней картиной посвящённых усадьбе стала картина «Реквием» (1905), которую с полным правом можно назвать реквиемом самому художнику. После её написания, автор картины скончался от сердечного приступа, не дожив девяти дней до трагических событий, произошедших с усадьбой, о которых и будет мой дальнейший рассказ.
ГИБЕЛЬ
9 января 1905 года в России началась буржуазно-демократическая революция. А 1 ноября (19 октября по старому стилю) этого же года, как раз тогда когда революция достигла своего наивысшего подъёма, усадьба Голицыных была разгромлена и сожжена в результате крестьянского бунта «бессмысленного и беспощадного». Среди всего многообразного комплекса социальных, политических, экономических, национальных причин революции называют, в том числе сохранение помещичьего землевладения, малоземелье крестьян, сохранение полукрепостнических пережитков. И если это верно в целом в масштабах России, то не относилось конкретно к Зубриловскому селу. Историк и искусствовед Василий Андреевич Верещагин писал «… жгучие вопросы земли безработицы не имели того характера, которым могло быть объяснено безумие сотворившегося варварства. Зубриловские крестьяне вполне были обеспечены душевым наделом и сами мало обрабатывали землю, отдавая её в аренду соседям, и сами занимались преимущественно отхожими промыслами: в усадьбе, где они зарабатывали ежегодно до 12 тысяч, у соседей или в городе в качестве прислуги»[4]
Более того Голицыны широко занимались благотворительностью. В Зубриловке ими были построены: школа на 80учеников, бесплатная больница на 20 мест, богадельня на 12 человек, родильный дом на 5 коек, ясли - для крестьянских детей. Два пансиона для детей обедневших дворян, в мужском пансионе жило тридцать шесть мальчиков, а в женском проживало сорок шесть девочек.
И всё же Зубриловке не удалось избежать революционной пропаганды, которую среди сельских жителей активно вели революционно настроенные студенты, которых много проживало на дачах в Зубриловских окрестностях. В результате революционная агитация сделала своё дело.
Погром, как уже было сказано, состоялся 1 ноября (19 октября по старому стилю) 1905 года. Верещагин в своей статье сообщает и подробности погрома: «Во главе толпы шёл крестьянин соседнего села Изнаира, белый как лунь старик с четырьмя сыновьями, владевший 100 десятинами земли. За ним следовали 12 телег для нагрузки ограбленного добра. Старик шёл уверенной поступью, держа икону в руках, в твёрдом убеждении, что исполняет волю царя, повелевшего в три дня уничтожить и ограбить все соседние поместья. При переходе реки Хопер к толпе присоединилась вся зубриловская молодежь и тоже пошла на усадьбу»[5]
Первым разграблению подвергся винный подвал. Толпа вытащила и выпила всё вино. После этого пьяные мародёры ворвались в один из флигелей, затем облив керосином, мебель во флигеле подожгли его. Точно таким же образом был сожжён и главный дом. Пока огонь не успел разгореться, толпа грабила и крушила усадьбу. Молотками и ломами были разбиты на мелкие куски вся бронза, мебель, фарфор, разорваны в клочки все картины и портреты. Одним словом уничтожалось все без разбора, что попадалось пьяной толпе на глаза. После уничтожения дома были разрушены второй флигель, оранжереи сараи, конюшни. Дальнейшее мародёрство было прекращено правительственными войсками, подошедшими, к сожалению слишком поздно.
После погрома уцелели лишь больница, часовня и храм, до которых крестьяне не успели добраться.
В результате этого погрома и пожара были уничтожены уникальные культурные ценности: библиотека, в которой хранились редчайшие книги, рукописи и документы эпохи Екатерины II; портретная галерея, насчитывавшая свыше ста пятидесяти картин известных мастеров, Эжена Луи Лами, Дмитрия Григорьевича Левицкого, Александра Молинари; коллекции фарфора, мрамора; мебель из красного дерева. Погибли в пожаре и авторские проектные чертежи зданий и парка. Таков не полный перечень погибших произведений искусства.
Уцелело не много: несколько живописных работ, которые экспонировались в это время в Таврическом дворце, собрание миниатюрных портретов вывезенных незадолго до погрома Сергеем Павловичем Дягилевым с разрешения Александра Александровича в Санкт-Петербург для участия в выставке русского портрета в Таврическом дворце, кое-что из церковной утвари. В государственном художественном музее А.Н. Радищева сейчас хранятся две чудом уцелевшие скульптуры с парадного входа. Сохранилась и уникальная святыня-мощевик, из походной церкви Сергея Федоровича, в котором по преданию находились частицы мощей евангелистов Матфея, Марка, Луки, апостола Андрея Первозванного, святителей Григория Богослова, Иоанна Златоуста, великомучениц Варвары и Екатерины, равноапостольного князя Владимира Киевского, князя Даниила Московского, Сергия Радонежского. Одно время мощевик хранился в Саратовском краеведческом музее, потом был передан в вечное пользование Саратовскому епархиальному управлению Русской православной церкви.
Разгромленная усадьба не была восстановлена до тридцатых годов. После смерти Александра Александровича хозяйкой имения стала его старшая сестра Анна Александровна (1851-1925). Она не стала заниматься усадьбой и продала её в казну.
В дальнейшем с 1918 до конца двадцатых годов в усадьбе располагалось «Третья петроградская сельскохозяйственная коммуна», образованная присланными сюда Путиловскими рабочими. Рабочие как могли своими силами обустраивали и ремонтировали усадьбу. В конце двадцатых годов коммуну обвинили в эксплуатации чужого труда и распустили.
Начиная с тридцатых годов, располагался дом отдыха политработников. В это время был восстановлен дворец, который поддерживался в приличном состоянии. Основное здание было перепланировано, а фасады по сохранившимся остаткам восстановлены. Поэтому о первоначальной архитектуре дворца мы можем только по фотографиям хранящихся в саратовских музеях: краеведческом и Государственном художественном имении А.Н. Радищева.
Во время Великой Отечественной войны и первые годы после неё с 1941 по 1948 в усадьбе располагался военный госпиталь. А с 1948 по 1979 туберкулёзный санаторий. В 1979 году в подвалы санатория прорвались грунтовые воды, и он был закрыт. С этого момента дворец и усадьба став бесхозными больше не восстанавливались. Начинается их окончательная и бесповоротная гибель. В девяностых годах и без того уже полуразрушенная усадьба продолжала разворовываться и разрушаться. Заезжие проходимцы под предлогом реставрации сняли с крыши кровельное железо, и разобрали обрешётку. В дальнейшем дом продолжал разоряться – выпиливались деревянные перекрытия, снимался паркет. Остальное, что не успели растащить, разрушалось, прогнивало и гибло от сырости.
В начале двухтысячных годов администрация Тамалинского района строила планы по восстановлению усадьбы, чтобы превратить её в многопрофильный историко-этнографический и культурно-оздоровительный комплекс, надеясь на привлечение дополнительных инвестиций в экономику района. Эти планы так и остались неосуществлёнными.
В2009ходе плановой прокурорской проверки проверки сохранности на территории региона памятников культуры и архитектуры прокуратура Пензенской области было выяснено что вглава администрации Зубриловского сельсовета Тамалинского района области Татьяна Медведева в 2004 году значительно превысив свои служебные полномочия, , вынесла постановление о переводе земельного участка площадью 125 гектаров, отнесённого к категории «особо охраняемых территорий» и находящегося в собственности региона, в земли муниципального образования, совершив тем самым противозаконные действия, так как не в её компетенции было передавать эти земли из одной категории в другую. В том же году на открытых торгах этот участок земли за 1млн 125 тыс. рублей был продан местной предпринимательнице. Та в свою очередь через год, перепродала его за четыре миллиона рублей скандально известному бизнесмену Виктору Батурину. Сразу после проверки, министерство государственного имущества Пензенской области в гражданском порядке потребовало расторжения договора аренды Зубриловки с Виктором Батуриным, а также погашения порядка 500 тыс. рублей арендных платежей и пени за просрочку.
Сам Виктор Батурин так прокомментировал это известие: «Руины, которые там были, вообще никак не были оформлены. После того, как я начал наводить там порядок, вложил порядка $2 млн, восстановил церковь, покрыл крышу дворца, занялся очисткой парка, эти «руины» появились в списках БТИ как «культурный объект». По словам господина Батурина, он приостановил восстановительные работы в Зубриловке, поскольку на протяжении пяти лет «так и не смог добиться какого-то правового статуса» для этого объекта и «получить на него права». Также он сказал, что «никогда не расценивал усадьбу Голицыных как коммерческий проект, а только как свою обязанность сохранить этот памятник для потомков» и готов полностью отказаться от своих претензий на него в пользу региона. Конечно, бизнесмен лукавил, никаких работон не проводил, ничего в усадьбу не вкладывал, к усадьбе действительно для ввиду были приставлены строительные леса, но никаких работ по восстановлению не велось, парк прибывает всё в таком же запущенном состоянии, а храм был восстановлен на личные пожертвования прихожан. Зато ходили слухи ( не ручаюсь за их достоверность), что сестра Виктора- Елена Батурина мела намерение действительно восстановить усадьбу, но не для того, чтобы сохранить выдающийся архитектурный памятник, а для того, чтобы устареть в нём элитный курорт для толстосумов.
Сейчас Зубриловская усадьба Голицыных это руины: разрушены стены, загажены подвалы, раскурочены балки. Парк зарос и одичал, больше нет ни паковых аллей, ни беседок, ни фонтанов, ни бассейна-купальни. Говорю это как очевидец, побывавший в усадьбе два раза в 1989 и 2010 годах. Тогда, в восемьдесят девятом усадьбу ещё было можно спасти, но теперь в возможности её реставрации я сильно сомневаюсь. Усадьбу можно только заново отстроить, как храм Христа Спасителя, но для этого нужны колоссальные средства. Возможно миллиарды рублей.
Сейчас в усадьбе функционирует только храм, который с 1921 года использовался как склад для строительных материалов. В тех же девяностых в нём был сделан небольшой ремонт и частично восстановлен некрополь князей Голицыных. С 1990 года в храме ведутся церковные службы. Но, похоже, что дворец и усадьба потеряны для нас безвозвратно.
Разрушится сей дом,
Засохнет бор и сад
Написал в конце жизни о своём Новгородском имении Гаврил Державин. И эти строки великого поэта оказались пророческими для многих Русских усадеб. В том числе и для Зубриловской усадьбы князей Голицыных.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1) Ф.Ф. Вигель Записки М: 2000
2) В.А. Верещагин Разорённое гнездо //Старые годы// март 1908
3) И.К. Ежова Зубриловка Надеждино Саратов: 1979
4) Л.Е. Гордонова «…Разрушится сей дом, засохнет бор и сад» в кн. Тамбовская губерния вехи истории Тамбов: 2004
5) М. Посохина Зубриловка отблеск заката// Наука и жизнь//N10,2007
6) В. Алексеев Разорённое гнездо Голицыных // Зеркало// N381 2012
7) Е. Савельева Зубриловская Атлантида http://www.radmuseumart.ru
8) Эмиль Сокольский Осень в Зубриловке http://www.relga.ru/
9)Евгений Белохвостиков Осколки дворянской России. Зубриловка http://www.ym-penza.ru
10)Б.А. Сафинский О загадках Зубриловской и других усадеб на Хопре http://www.saratovgreen.ru/content/view/78/
[1] После революции село Зубриловка было переименовано в Зубрилово.
[2]Л.Е. Гордонова в кн. Тамбовская губерния вехи истории. Тамбов :2004 С.11
[3] Ф.Ф. Вигель Записки М: 2000 С. 25
[4] В.А. Верещагин Разорённое гнездо //Старые годы// 1908 март С. 145
Эля Соболева # 20 августа 2014 в 17:21 +1 | ||
|
Эля Соболева # 20 августа 2014 в 19:28 +1 | ||
|
Историк # 20 августа 2014 в 19:30 +2 | ||
|
Дмитрий Криушов # 24 августа 2014 в 19:44 0 | ||
|