Былое России
3 июля 2014 -
Борис Архангельский
1501 – 1600 гг
В 16-ом веке в основном завершился процесс объединения русских земель в единое централизованное государство, которое и стало называться Россией. Началась её многострадальная история.
В годы правления первого русского царя Ивана Грозного Россия стала большим и сильным государством с несформировавшимися границами. На севере что-то ледовитое, непонятное, неизведанное. На юге дикое подбрюшье, откуда всякие басурмане постоянно совершали набеги. На западе вечно злобная Речь Посполитая и нахальная Швеция. А про восток вообще никто ничего толком не знал.
В мире про Россию в 16 веке, естественно, никто и не слышал. Знали Русь Польско-Литовскую, которую иногда называли Московией или Татарией.
А в это время в мире…
Отличительная черта Европейского Средневековья 16го века - бесправие личности и общества перед церковью. Религиозные сказки народ никогда не понимал и не принимал. Или скажем по-другому, понимал по-своему. Народное творчество дополняло и исправляло всякие несуразности религии. И таких исправлений накопилось столько, что с трудом стала просматриваться первоначальная еврейская сказка. Общество исходило из идеи земного благополучия личности, церковь из идеи загробного спасения. Решив «очистить веру от людских выдумок» и «мертвящей буквы предания», церковь поставила задачу оживить умирающий католицизм, пересмотреть его догмы, реформировать всю внутреннюю организацию церкви. Кризис католической церкви и события связанные с ним, названные в истории Реформацией привёл ко второму расколу в христианской религии. Первый привёл к образованию православия, второй к образованию протестантизма. Весь 16 век католическая и протестантская церкви вели жестокие и кровопролитные войны за власть над всеми и всюду.
1601 – 1700 гг
17-й век для России начался трагически. Страшный голод, унёсший миллионы жизней, отсутствие легитимного руководителя, интервенции соседей-супостатов. Это время в истории России называют Смутой. В 1613 году на царство был избран Михаил Романов. Первый царь из династии Романовых, просуществовавшей 300 лет. С этого времени собственно и началось становление российского государства и его развитие. Из многих значимых событий 17-го века отметим два: присоединение Украины к России и церковную реформу.
Если говорить в общем, то значение присоединения Украины к России заключается в том, что Украина не исчезла, будучи окончательно ассимилированной Польшей. Если говорить о конкретной истории, то никакого присоединения не было. Во-первых, потому, что не было никакой Украины, а была Речь Посполитая. А во-вторых, присоединилась только Запорожская Сечь, занимающая территориально меньше трети Украины. Перед присоединением казачество в низовьях Днепра сильно выросло как численно, в немалой степени за счёт беглых крепостных из России, так и материально, за счёт хуторского (фермерского) ведения хозяйства. Укрепившись, казачество не захотело жить под Польшей и попросилось в Россию. Россия приняла их, за что поплатилась 13-летней Русско-польской войной.
Московская церковь к середине 17-го века представляла собой организацию обрядовую по форме и языческую по содержанию. Вследствие крайнего невежества попов и разобщения с цивилизованным миром, церковь, по сути, была не христианской. Активными репрессивными мерами церковь настойчиво пыталась регламентировать и взять под свой контроль буквально все сферы не только общественной, но и частной жизни человека, подвергая многое в ней гонениям. Насаждая подданичество вместо гражданственности, поддерживая крепостное рабство, тотально оцерковляя государство в целом и жизнь отдельного человека в частности, церковь пыталась оставить Россию в Средневековье.
В то время церковь возглавил властолюбивый и корыстолюбивый Никон. Для удовлетворения собственного тщеславия он задумал сделать Московскую церковь центром православного мира. Однако этот мир не принял её. И не только потому, что чин богослужения и обрядов в ней отличался от общепринятых в православном мире. Главное, что Московская церковь была совершенно далека от христианства вообще и от христианской этики особенно.
И Никон начал реформу Московской церкви, заменяя народное православие на книжное. Естественно, неграмотный народ воспротивился. Тысячи и тысячи староверов было уничтожено, сожжено, сослано на каторгу.
Результат. Никона осудили и выгнали. Народ принял троеперстие при совершении крестного знамения вместо двуперстия. Религия осталась языческой. А церковь по уши в крови народной.
Московская церковь была и осталась проклятьем России.
А в это время в мире…
Весь 17 век Европа вела активную колониальную деятельность, обеспечившую её ускоренное развитие. Буржуазная революция в Англии стала условием её экономического подъёма, рубежом между средневековьем и новым временем, дала старт европейскому капитализму.
1701 – 1800 гг
18 век – это век Петра I и Екатерины II, главная заслуга которых заключается в том, что они открыли Россию цивилизованному миру и открыли этот мир России.
Крепостная Россия, с нарождающимися помещичьим и купеческим сословиями существовала во тьме средневекового невежества, отстав на столетие от цивилизованной Европы. Просвещённый мир был отгорожен от варварской России осью Швеция – Речь Посполитая – Турция. Вот со странами этой оси Россия и воевала весь 18 век.
Сильная русская армия, под руководством умелых полководцев, включая гениального Суворова, оставила Швецию и Турцию сильно потрёпанными и потеснёнными, а Речь Посполитую полностью ликвидировала. Россия стала империей, а её цари стали императорами.
Войны, открывшиеся с их помощью торговые пути, приток из Европы всякого рода умелых людей дали мощный импульс развитию России. Однако три вековых тормоза: самодержавие, крепостничество, церковь не позволили России догнать цивилизованные страны. Самодержавие и крепостничество укрепились, а для борьбы с церковью у царей не хватило решимости и сил.
Между тем церковь имела около 1000 монастырей с огромными земельными наделами. На этих землях на церковь работало почти миллион крепостных крестьян. Никаких налогов в казну она не платила. Одним словом церковь «зажралась» забыв о всяких христианских заповедях. Это, естественно, вызывало недовольство в обществе.
Первым «отрезвлять» церковь стал Пётр I, ликвидировав должность патриарха. Далее, для управления церковью он учредил Синод поставив туда своего обер-прокурора. Когда церковь объявила, что для инвалидов шведской войны нет более в монастырях мест и окладов, Пётр отменил все льготы для церквей. Кроме того, для нужд армии, с церквей были сняты колокола общим весом 90 тысяч пудов. Потом Екатерина II отняла у монастырей земли и крепостных крестьян. Около 600 монастырей было ликвидировано.
Однако главной бедой 18 века оставалась несправедливая жизнь крепостного крестьянина, составлявшего большинство населения России. Нищета и бесправие толкали его на бунты и восстания, которые всегда заканчивались многочисленными жертвами. В историю этого века кровавой страницей навсегда вошла крестьянская война Е. Пугачёва.
А в это время в мире…
Восемнадцатый век в Западной Европе назван веком Просвещения. Устанавливаются буржуазные отношения. Индустриализация – как постоянно нарастающее использование машин. Урбанизация – как стремительный рост городов. Демократизация политических структур. Секуляризация – как высвобождение всех сфер общественной и личной жизни из-под опеки религии и церкви. Развитие образования.
1801 – 1900 гг
Про девятнадцатый век, как и про предыдущие века можно сказать коротко – Россия воевала. И здесь, как и во всей российской жизни отчётливо проявлялась вековая беда России – глупость во власти.
Русская армия это солдаты из крепостных крестьян и офицеры из дворян. Солдаты, нередко показывавшие чудеса героизма и офицеры, за редким исключением, не знающие военного дела. Победы в основном за счёт превосходства в численности. Огромные солдатские потери во внимание не брали. Царизм исправно поставлял на бойню пушечное мясо. А вот с оружием и питанием было всегда напряжённо.
Однако именно войны давали основной импульс к развитию России. Войны обостряли противоречия между потребностями национального развития и феодально-крепостническим строем, тормозившим национальный прогресс. Войны ускоряли рост политического сознания народных масс. Военные походы за границу позволили увидеть массе крестьян и дворян, что можно жить по-другому.
В этом отношении показательна война 1812 года. Наполеон хотел воевать Англию. Но не имел для этого подходящего флота. Тогда он решил взять Англию измором и запретил всем торговать с ней. России же была невыгодна блокада Англии и она продолжала торговать. Тогда Наполеон напал на Россию и быстро взял Москву. Русская армия, под бездарным руководством, не смогла оказать достойное сопротивление. Его оказали крепостные крестьяне, создавшие партизанское движение численностью превосходящую численность французский армии. Наполеона прогнали, войну назвали Отечественной, а народ понял, что можно сражаться за свою свободу.
Военные походы за границу и европейские революции побудили передовых людей нации к борьбе с крепостническим самодержавием как главным тормозом развития России. Началась другая история России, история борьбы за отмену крепостного права и её преобразования из самодержавного в конституционное государство. Крепостное рабство олицетворяло всё зло феодализма – царившие повсюду деспотизм и произвол, гражданское бесправие народа, экономическое отставание страны, раздиравшие её социальные коллизии. Это начали понимать дворяне (декабристы), крестьяне (более полутора тысяч, только зарегистрированных, крестьянских волнений), цари («Лучше отменить сверху, пока скинут снизу»). В1861 году крепостное право было отменено. Формально и без земли. В наступление пошёл капитализм.
В конце века царизм попытался внедрить в народ так называемую теорию национальной народности: «Православие – основа духовной жизни народа, его нравственной чистоты и устойчивости; самодержавие – опора и гарант российской государственности, её бытия, могущества и величия; народ российский по природе своей религиозен и царелюбив, предан самодержавию и православию, един с царём, как царь един с народом». Насквозь лживая теория поддержки в народе не получила. Россия на всех порах устремилась к революции.
А в это время в мире…
19 век – это век личностей, войн и революций. Наполеон Бонапарт, Симон Боливар, война Севера и Юга в Америке, Парижская Коммуна.
1901 – 2000 гг
20 век начался для России с поражения в русско-японской войне и Первой русской революции 1905 года. А уже в 1914 году началась Первая мировая война. Бездарное управление Россией привело к февральской революции 1917 года, в результате которой монархия в России закончила своё существование. Октябрьская революция 1917 года окончательно превратила Россию в республику. Затем началась гражданская война, которая закончилась в 1922 году образованием СССР.
Далее последовало бурное развитие СССР с невиданными для мировой практики темпами. Это развитие было прервано войной 1941-1945 годов, в которой СССР одержал победу. Однако в результате войны европейская часть нашей страны была полностью разрушена, а страна понесла многомиллионные жертвы.
В послевоенный период СССР продолжил своё бурное развитие и в короткий срок стал одной из могущественных стран мира.
В 1991 году руководители России, Украины, Белоруссии превысив свои полномочия и не имея никаких законных оснований, вступив в преступный сговор, распустили СССР.
Революции в России случились тогда, когда уровень общественного согласия упал ниже критического. В начале века царская власть не уследила за этим, за что и поплатилась.
Огромной удачей для России стало то, что во главе русских революционеров, поставивших перед собой цель, таким образом обустроить Россию, чтобы в ней хорошо жилось русскому человеку, оказался талантливейший человек, очень эффективный практик Владимир Ильич Ленин. Ленин – это непревзойдённая практика захвата, укрепления и удержания власти в тяжелейших условиях России.
Что касается быстрых темпов роста могущества страны, то в их основе лежит социалистический путь развития. Для России это был и остаётся единственный путь, которым она смогла и может прийти в мировые лидеры.
Социализм основан на искусственном механизме развития, а поскольку теории такого механизма не существует, то социализм всегда носит волюнтаристский характер. В истории России существовало несколько социализмов: Ленинский, Сталинский, Хрущёвский, Брежневский… Все они заметно отличались друг от друга.
Социализм, Ленин, СССР – это главное в 20 веке, как для России, так и для истории всего мира.
А дальше давайте так. Вы переводите некоторую сумму на мой телефон 9066403030 и я пойму что надо продолжать публикации. Или не переводите и я пойму, что вам сейчас некогда…
[Скрыть]
Регистрационный номер 0224804 выдан для произведения:
История – это ангажированный взгляд на придуманное прошлое. Для России это 16-20 века, за этими пределами её истории не существует. Продолжая изложение своего частного взгляда на былое России, я исхожу из того, что возможно он будет кому-нибудь полезен.
1501 – 1600 гг
В 16-ом веке в основном завершился процесс объединения русских земель в единое централизованное государство, которое и стало называться Россией. Началась её многострадальная история.
В годы правления первого русского царя Ивана Грозного Россия стала большим и сильным государством с несформировавшимися границами. На севере что-то ледовитое, непонятное, неизведанное. На юге дикое подбрюшье, откуда всякие басурмане постоянно совершали набеги. На западе вечно злобная Речь Посполитая и нахальная Швеция. А про восток вообще никто ничего толком не знал.
В мире про Россию в 16 веке, естественно, никто и не слышал. Знали Русь Польско-Литовскую, которую иногда называли Московией или Татарией.
А в это время в мире…
Отличительная черта Европейского Средневековья 16го века - бесправие личности и общества перед церковью. Религиозные сказки народ никогда не понимал и не принимал. Или скажем по-другому, понимал по-своему. Народное творчество дополняло и исправляло всякие несуразности религии. И таких исправлений накопилось столько, что с трудом стала просматриваться первоначальная еврейская сказка. Общество исходило из идеи земного благополучия личности, церковь из идеи загробного спасения. Решив «очистить веру от людских выдумок» и «мертвящей буквы предания», церковь поставила задачу оживить умирающий католицизм, пересмотреть его догмы, реформировать всю внутреннюю организацию церкви. Кризис католической церкви и события связанные с ним, названные в истории Реформацией привёл ко второму расколу в христианской религии. Первый привёл к образованию православия, второй к образованию протестантизма. Весь 16 век католическая и протестантская церкви вели жестокие и кровопролитные войны за власть над всеми и всюду.
1601 – 1700 гг
17-й век для России начался трагически. Страшный голод, унёсший миллионы жизней, отсутствие легитимного руководителя, интервенции соседей-супостатов. Это время в истории России называют Смутой. В 1613 году на царство был избран Михаил Романов. Первый царь из династии Романовых, просуществовавшей 300 лет. С этого времени собственно и началось становление российского государства и его развитие. Из многих значимых событий 17-го века отметим два: присоединение Украины к России и церковную реформу.
Если говорить в общем, то значение присоединения Украины к России заключается в том, что Украина не исчезла, будучи окончательно ассимилированной Польшей. Если говорить о конкретной истории, то никакого присоединения не было. Во-первых, потому, что не было никакой Украины, а была Речь Посполитая. А во-вторых, присоединилась только Запорожская Сечь, занимающая территориально меньше трети Украины. Перед присоединением казачество в низовьях Днепра сильно выросло как численно, в немалой степени за счёт беглых крепостных из России, так и материально, за счёт хуторского (фермерского) ведения хозяйства. Укрепившись, казачество не захотело жить под Польшей и попросилось в Россию. Россия приняла их, за что поплатилась 13-летней Русско-польской войной.
Московская церковь к середине 17-го века представляла собой организацию обрядовую по форме и языческую по содержанию. Вследствие крайнего невежества попов и разобщения с цивилизованным миром, церковь, по сути, была не христианской. Активными репрессивными мерами церковь настойчиво пыталась регламентировать и взять под свой контроль буквально все сферы не только общественной, но и частной жизни человека, подвергая многое в ней гонениям. Насаждая подданичество вместо гражданственности, поддерживая крепостное рабство, тотально оцерковляя государство в целом и жизнь отдельного человека в частности, церковь пыталась оставить Россию в Средневековье.
В то время церковь возглавил властолюбивый и корыстолюбивый Никон. Для удовлетворения собственного тщеславия он задумал сделать Московскую церковь центром православного мира. Однако этот мир не принял её. И не только потому, что чин богослужения и обрядов в ней отличался от общепринятых в православном мире. Главное, что Московская церковь была совершенно далека от христианства вообще и от христианской этики особенно.
И Никон начал реформу Московской церкви, заменяя народное православие на книжное. Естественно, неграмотный народ воспротивился. Тысячи и тысячи староверов было уничтожено, сожжено, сослано на каторгу.
Результат. Никона осудили и выгнали. Народ принял троеперстие при совершении крестного знамения вместо двуперстия. Религия осталась языческой. А церковь по уши в крови народной.
Московская церковь была и осталась проклятьем России.
А в это время в мире…
Весь 17 век Европа вела активную колониальную деятельность, обеспечившую её ускоренное развитие. Буржуазная революция в Англии стала условием её экономического подъёма, рубежом между средневековьем и новым временем, дала старт европейскому капитализму.
1701 – 1800 гг
18 век – это век Петра I и Екатерины II, главная заслуга которых заключается в том, что они открыли Россию цивилизованному миру и открыли этот мир России.
Крепостная Россия, с нарождающимися помещичьим и купеческим сословиями существовала во тьме средневекового невежества, отстав на столетие от цивилизованной Европы. Просвещённый мир был отгорожен от варварской России осью Швеция – Речь Посполитая – Турция. Вот со странами этой оси Россия и воевала весь 18 век.
Сильная русская армия, под руководством умелых полководцев, включая гениального Суворова, оставила Швецию и Турцию сильно потрёпанными и потеснёнными, а Речь Посполитую полностью ликвидировала. Россия стала империей, а её цари стали императорами.
Войны, открывшиеся с их помощью торговые пути, приток из Европы всякого рода умелых людей дали мощный импульс развитию России. Однако три вековых тормоза: самодержавие, крепостничество, церковь не позволили России догнать цивилизованные страны. Самодержавие и крепостничество укрепились, а для борьбы с церковью у царей не хватило решимости и сил.
Между тем церковь имела около 1000 монастырей с огромными земельными наделами. На этих землях на церковь работало почти миллион крепостных крестьян. Никаких налогов в казну она не платила. Одним словом церковь «зажралась» забыв о всяких христианских заповедях. Это, естественно, вызывало недовольство в обществе.
Первым «отрезвлять» церковь стал Пётр I, ликвидировав должность патриарха. Далее, для управления церковью он учредил Синод поставив туда своего обер-прокурора. Когда церковь объявила, что для инвалидов шведской войны нет более в монастырях мест и окладов, Пётр отменил все льготы для церквей. Кроме того, для нужд армии, с церквей были сняты колокола общим весом 90 тысяч пудов. Потом Екатерина II отняла у монастырей земли и крепостных крестьян. Около 600 монастырей было ликвидировано.
Однако главной бедой 18 века оставалась несправедливая жизнь крепостного крестьянина, составлявшего большинство населения России. Нищета и бесправие толкали его на бунты и восстания, которые всегда заканчивались многочисленными жертвами. В историю этого века кровавой страницей навсегда вошла крестьянская война Е. Пугачёва.
А в это время в мире…
Восемнадцатый век в Западной Европе назван веком Просвещения. Устанавливаются буржуазные отношения. Индустриализация – как постоянно нарастающее использование машин. Урбанизация – как стремительный рост городов. Демократизация политических структур. Секуляризация – как высвобождение всех сфер общественной и личной жизни из-под опеки религии и церкви. Развитие образования.
1801 – 1900 гг
Про девятнадцатый век, как и про предыдущие века можно сказать коротко – Россия воевала. И здесь, как и во всей российской жизни отчётливо проявлялась вековая беда России – глупость во власти.
Русская армия это солдаты из крепостных крестьян и офицеры из дворян. Солдаты, нередко показывавшие чудеса героизма и офицеры, за редким исключением, не знающие военного дела. Победы в основном за счёт превосходства в численности. Огромные солдатские потери во внимание не брали. Царизм исправно поставлял на бойню пушечное мясо. А вот с оружием и питанием было всегда напряжённо.
Однако именно войны давали основной импульс к развитию России. Войны обостряли противоречия между потребностями национального развития и феодально-крепостническим строем, тормозившим национальный прогресс. Войны ускоряли рост политического сознания народных масс. Военные походы за границу позволили увидеть массе крестьян и дворян, что можно жить по-другому.
В этом отношении показательна война 1812 года. Наполеон хотел воевать Англию. Но не имел для этого подходящего флота. Тогда он решил взять Англию измором и запретил всем торговать с ней. России же была невыгодна блокада Англии и она продолжала торговать. Тогда Наполеон напал на Россию и быстро взял Москву. Русская армия, под бездарным руководством, не смогла оказать достойное сопротивление. Его оказали крепостные крестьяне, создавшие партизанское движение численностью превосходящую численность французский армии. Наполеона прогнали, войну назвали Отечественной, а народ понял, что можно сражаться за свою свободу.
Военные походы за границу и европейские революции побудили передовых людей нации к борьбе с крепостническим самодержавием как главным тормозом развития России. Началась другая история России, история борьбы за отмену крепостного права и её преобразования из самодержавного в конституционное государство. Крепостное рабство олицетворяло всё зло феодализма – царившие повсюду деспотизм и произвол, гражданское бесправие народа, экономическое отставание страны, раздиравшие её социальные коллизии. Это начали понимать дворяне (декабристы), крестьяне (более полутора тысяч, только зарегистрированных, крестьянских волнений), цари («Лучше отменить сверху, пока скинут снизу»). В1861 году крепостное право было отменено. Формально и без земли. В наступление пошёл капитализм.
В конце века царизм попытался внедрить в народ так называемую теорию национальной народности: «Православие – основа духовной жизни народа, его нравственной чистоты и устойчивости; самодержавие – опора и гарант российской государственности, её бытия, могущества и величия; народ российский по природе своей религиозен и царелюбив, предан самодержавию и православию, един с царём, как царь един с народом». Насквозь лживая теория поддержки в народе не получила. Россия на всех порах устремилась к революции.
А в это время в мире…
19 век – это век личностей, войн и революций. Наполеон Бонапарт, Симон Боливар, война Севера и Юга в Америке, Парижская Коммуна.
1901 – 2000 гг
20 век начался для России с поражения в русско-японской войне и Первой русской революции 1905 года. А уже в 1914 году началась Первая мировая война. Бездарное управление Россией привело к февральской революции 1917 года, в результате которой монархия в России закончила своё существование. Октябрьская революция 1917 года окончательно превратила Россию в республику. Затем началась гражданская война, которая закончилась в 1922 году образованием СССР.
Далее последовало бурное развитие СССР с невиданными для мировой практики темпами. Это развитие было прервано войной 1941-1945 годов, в которой СССР одержал победу. Однако в результате войны европейская часть нашей страны была полностью разрушена, а страна понесла многомиллионные жертвы.
В послевоенный период СССР продолжил своё бурное развитие и в короткий срок стал одной из могущественных стран мира.
В 1991 году руководители России, Украины, Белоруссии превысив свои полномочия и не имея никаких законных оснований, вступив в преступный сговор, распустили СССР.
Революции в России случились тогда, когда уровень общественного согласия упал ниже критического. В начале века царская власть не уследила за этим, за что и поплатилась.
Огромной удачей для России стало то, что во главе русских революционеров, поставивших перед собой цель, таким образом обустроить Россию, чтобы в ней хорошо жилось русскому человеку, оказался талантливейший человек, очень эффективный практик Владимир Ильич Ленин. Ленин – это непревзойдённая практика захвата, укрепления и удержания власти в тяжелейших условиях России.
Что касается быстрых темпов роста могущества страны, то в их основе лежит социалистический путь развития. Для России это был и остаётся единственный путь, которым она смогла и может прийти в мировые лидеры.
Социализм основан на искусственном механизме развития, а поскольку теории такого механизма не существует, то социализм всегда носит волюнтаристский характер. В истории России существовало несколько социализмов: Ленинский, Сталинский, Хрущёвский, Брежневский… Все они заметно отличались друг от друга.
Социализм, Ленин, СССР – это главное в 20 веке, как для России, так и для истории всего мира.
А дальше давайте так. Вы переводите некоторую сумму на мой телефон 9066403030 и я пойму что надо продолжать публикации. Или не переводите и я пойму, что вам сейчас некогда…
1501 – 1600 гг
В 16-ом веке в основном завершился процесс объединения русских земель в единое централизованное государство, которое и стало называться Россией. Началась её многострадальная история.
В годы правления первого русского царя Ивана Грозного Россия стала большим и сильным государством с несформировавшимися границами. На севере что-то ледовитое, непонятное, неизведанное. На юге дикое подбрюшье, откуда всякие басурмане постоянно совершали набеги. На западе вечно злобная Речь Посполитая и нахальная Швеция. А про восток вообще никто ничего толком не знал.
В мире про Россию в 16 веке, естественно, никто и не слышал. Знали Русь Польско-Литовскую, которую иногда называли Московией или Татарией.
А в это время в мире…
Отличительная черта Европейского Средневековья 16го века - бесправие личности и общества перед церковью. Религиозные сказки народ никогда не понимал и не принимал. Или скажем по-другому, понимал по-своему. Народное творчество дополняло и исправляло всякие несуразности религии. И таких исправлений накопилось столько, что с трудом стала просматриваться первоначальная еврейская сказка. Общество исходило из идеи земного благополучия личности, церковь из идеи загробного спасения. Решив «очистить веру от людских выдумок» и «мертвящей буквы предания», церковь поставила задачу оживить умирающий католицизм, пересмотреть его догмы, реформировать всю внутреннюю организацию церкви. Кризис католической церкви и события связанные с ним, названные в истории Реформацией привёл ко второму расколу в христианской религии. Первый привёл к образованию православия, второй к образованию протестантизма. Весь 16 век католическая и протестантская церкви вели жестокие и кровопролитные войны за власть над всеми и всюду.
1601 – 1700 гг
17-й век для России начался трагически. Страшный голод, унёсший миллионы жизней, отсутствие легитимного руководителя, интервенции соседей-супостатов. Это время в истории России называют Смутой. В 1613 году на царство был избран Михаил Романов. Первый царь из династии Романовых, просуществовавшей 300 лет. С этого времени собственно и началось становление российского государства и его развитие. Из многих значимых событий 17-го века отметим два: присоединение Украины к России и церковную реформу.
Если говорить в общем, то значение присоединения Украины к России заключается в том, что Украина не исчезла, будучи окончательно ассимилированной Польшей. Если говорить о конкретной истории, то никакого присоединения не было. Во-первых, потому, что не было никакой Украины, а была Речь Посполитая. А во-вторых, присоединилась только Запорожская Сечь, занимающая территориально меньше трети Украины. Перед присоединением казачество в низовьях Днепра сильно выросло как численно, в немалой степени за счёт беглых крепостных из России, так и материально, за счёт хуторского (фермерского) ведения хозяйства. Укрепившись, казачество не захотело жить под Польшей и попросилось в Россию. Россия приняла их, за что поплатилась 13-летней Русско-польской войной.
Московская церковь к середине 17-го века представляла собой организацию обрядовую по форме и языческую по содержанию. Вследствие крайнего невежества попов и разобщения с цивилизованным миром, церковь, по сути, была не христианской. Активными репрессивными мерами церковь настойчиво пыталась регламентировать и взять под свой контроль буквально все сферы не только общественной, но и частной жизни человека, подвергая многое в ней гонениям. Насаждая подданичество вместо гражданственности, поддерживая крепостное рабство, тотально оцерковляя государство в целом и жизнь отдельного человека в частности, церковь пыталась оставить Россию в Средневековье.
В то время церковь возглавил властолюбивый и корыстолюбивый Никон. Для удовлетворения собственного тщеславия он задумал сделать Московскую церковь центром православного мира. Однако этот мир не принял её. И не только потому, что чин богослужения и обрядов в ней отличался от общепринятых в православном мире. Главное, что Московская церковь была совершенно далека от христианства вообще и от христианской этики особенно.
И Никон начал реформу Московской церкви, заменяя народное православие на книжное. Естественно, неграмотный народ воспротивился. Тысячи и тысячи староверов было уничтожено, сожжено, сослано на каторгу.
Результат. Никона осудили и выгнали. Народ принял троеперстие при совершении крестного знамения вместо двуперстия. Религия осталась языческой. А церковь по уши в крови народной.
Московская церковь была и осталась проклятьем России.
А в это время в мире…
Весь 17 век Европа вела активную колониальную деятельность, обеспечившую её ускоренное развитие. Буржуазная революция в Англии стала условием её экономического подъёма, рубежом между средневековьем и новым временем, дала старт европейскому капитализму.
1701 – 1800 гг
18 век – это век Петра I и Екатерины II, главная заслуга которых заключается в том, что они открыли Россию цивилизованному миру и открыли этот мир России.
Крепостная Россия, с нарождающимися помещичьим и купеческим сословиями существовала во тьме средневекового невежества, отстав на столетие от цивилизованной Европы. Просвещённый мир был отгорожен от варварской России осью Швеция – Речь Посполитая – Турция. Вот со странами этой оси Россия и воевала весь 18 век.
Сильная русская армия, под руководством умелых полководцев, включая гениального Суворова, оставила Швецию и Турцию сильно потрёпанными и потеснёнными, а Речь Посполитую полностью ликвидировала. Россия стала империей, а её цари стали императорами.
Войны, открывшиеся с их помощью торговые пути, приток из Европы всякого рода умелых людей дали мощный импульс развитию России. Однако три вековых тормоза: самодержавие, крепостничество, церковь не позволили России догнать цивилизованные страны. Самодержавие и крепостничество укрепились, а для борьбы с церковью у царей не хватило решимости и сил.
Между тем церковь имела около 1000 монастырей с огромными земельными наделами. На этих землях на церковь работало почти миллион крепостных крестьян. Никаких налогов в казну она не платила. Одним словом церковь «зажралась» забыв о всяких христианских заповедях. Это, естественно, вызывало недовольство в обществе.
Первым «отрезвлять» церковь стал Пётр I, ликвидировав должность патриарха. Далее, для управления церковью он учредил Синод поставив туда своего обер-прокурора. Когда церковь объявила, что для инвалидов шведской войны нет более в монастырях мест и окладов, Пётр отменил все льготы для церквей. Кроме того, для нужд армии, с церквей были сняты колокола общим весом 90 тысяч пудов. Потом Екатерина II отняла у монастырей земли и крепостных крестьян. Около 600 монастырей было ликвидировано.
Однако главной бедой 18 века оставалась несправедливая жизнь крепостного крестьянина, составлявшего большинство населения России. Нищета и бесправие толкали его на бунты и восстания, которые всегда заканчивались многочисленными жертвами. В историю этого века кровавой страницей навсегда вошла крестьянская война Е. Пугачёва.
А в это время в мире…
Восемнадцатый век в Западной Европе назван веком Просвещения. Устанавливаются буржуазные отношения. Индустриализация – как постоянно нарастающее использование машин. Урбанизация – как стремительный рост городов. Демократизация политических структур. Секуляризация – как высвобождение всех сфер общественной и личной жизни из-под опеки религии и церкви. Развитие образования.
1801 – 1900 гг
Про девятнадцатый век, как и про предыдущие века можно сказать коротко – Россия воевала. И здесь, как и во всей российской жизни отчётливо проявлялась вековая беда России – глупость во власти.
Русская армия это солдаты из крепостных крестьян и офицеры из дворян. Солдаты, нередко показывавшие чудеса героизма и офицеры, за редким исключением, не знающие военного дела. Победы в основном за счёт превосходства в численности. Огромные солдатские потери во внимание не брали. Царизм исправно поставлял на бойню пушечное мясо. А вот с оружием и питанием было всегда напряжённо.
Однако именно войны давали основной импульс к развитию России. Войны обостряли противоречия между потребностями национального развития и феодально-крепостническим строем, тормозившим национальный прогресс. Войны ускоряли рост политического сознания народных масс. Военные походы за границу позволили увидеть массе крестьян и дворян, что можно жить по-другому.
В этом отношении показательна война 1812 года. Наполеон хотел воевать Англию. Но не имел для этого подходящего флота. Тогда он решил взять Англию измором и запретил всем торговать с ней. России же была невыгодна блокада Англии и она продолжала торговать. Тогда Наполеон напал на Россию и быстро взял Москву. Русская армия, под бездарным руководством, не смогла оказать достойное сопротивление. Его оказали крепостные крестьяне, создавшие партизанское движение численностью превосходящую численность французский армии. Наполеона прогнали, войну назвали Отечественной, а народ понял, что можно сражаться за свою свободу.
Военные походы за границу и европейские революции побудили передовых людей нации к борьбе с крепостническим самодержавием как главным тормозом развития России. Началась другая история России, история борьбы за отмену крепостного права и её преобразования из самодержавного в конституционное государство. Крепостное рабство олицетворяло всё зло феодализма – царившие повсюду деспотизм и произвол, гражданское бесправие народа, экономическое отставание страны, раздиравшие её социальные коллизии. Это начали понимать дворяне (декабристы), крестьяне (более полутора тысяч, только зарегистрированных, крестьянских волнений), цари («Лучше отменить сверху, пока скинут снизу»). В1861 году крепостное право было отменено. Формально и без земли. В наступление пошёл капитализм.
В конце века царизм попытался внедрить в народ так называемую теорию национальной народности: «Православие – основа духовной жизни народа, его нравственной чистоты и устойчивости; самодержавие – опора и гарант российской государственности, её бытия, могущества и величия; народ российский по природе своей религиозен и царелюбив, предан самодержавию и православию, един с царём, как царь един с народом». Насквозь лживая теория поддержки в народе не получила. Россия на всех порах устремилась к революции.
А в это время в мире…
19 век – это век личностей, войн и революций. Наполеон Бонапарт, Симон Боливар, война Севера и Юга в Америке, Парижская Коммуна.
1901 – 2000 гг
20 век начался для России с поражения в русско-японской войне и Первой русской революции 1905 года. А уже в 1914 году началась Первая мировая война. Бездарное управление Россией привело к февральской революции 1917 года, в результате которой монархия в России закончила своё существование. Октябрьская революция 1917 года окончательно превратила Россию в республику. Затем началась гражданская война, которая закончилась в 1922 году образованием СССР.
Далее последовало бурное развитие СССР с невиданными для мировой практики темпами. Это развитие было прервано войной 1941-1945 годов, в которой СССР одержал победу. Однако в результате войны европейская часть нашей страны была полностью разрушена, а страна понесла многомиллионные жертвы.
В послевоенный период СССР продолжил своё бурное развитие и в короткий срок стал одной из могущественных стран мира.
В 1991 году руководители России, Украины, Белоруссии превысив свои полномочия и не имея никаких законных оснований, вступив в преступный сговор, распустили СССР.
Революции в России случились тогда, когда уровень общественного согласия упал ниже критического. В начале века царская власть не уследила за этим, за что и поплатилась.
Огромной удачей для России стало то, что во главе русских революционеров, поставивших перед собой цель, таким образом обустроить Россию, чтобы в ней хорошо жилось русскому человеку, оказался талантливейший человек, очень эффективный практик Владимир Ильич Ленин. Ленин – это непревзойдённая практика захвата, укрепления и удержания власти в тяжелейших условиях России.
Что касается быстрых темпов роста могущества страны, то в их основе лежит социалистический путь развития. Для России это был и остаётся единственный путь, которым она смогла и может прийти в мировые лидеры.
Социализм основан на искусственном механизме развития, а поскольку теории такого механизма не существует, то социализм всегда носит волюнтаристский характер. В истории России существовало несколько социализмов: Ленинский, Сталинский, Хрущёвский, Брежневский… Все они заметно отличались друг от друга.
Социализм, Ленин, СССР – это главное в 20 веке, как для России, так и для истории всего мира.
А дальше давайте так. Вы переводите некоторую сумму на мой телефон 9066403030 и я пойму что надо продолжать публикации. Или не переводите и я пойму, что вам сейчас некогда…
Рейтинг: +1
633 просмотра
Комментарии (1)
alexandr # 4 июля 2014 в 15:23 0 | ||
|