Мысль. Знания
30 октября 2012 -
Светлана Васильева
Мысль. Знания
67
«Мысль человека есть кровь та, что сердце вокруг омывает».*
Эмпедокл
Ритм пламени, звучащий в сердце,
Ритм музыки, созвучный мирозданью.
Мы мыслим сердцем — правы греки
В своем возвышенном сознанье.
И невозможное — возможно,
И всё легко, и всё несложно.
Дух окрыленных вечных Ник
В меня таинственно проник.
2003
68
«Возможно же и чисто умное знание, возникающее при
полном безмолвии душевных сил и способностей».** (Plot.V3,6 )
Плотин
Душа и ум — одно и то же, ***
И мне не выбрать, что дороже.
Мой ум — оркестр, душа — за дирижёра,
Но есть ещё и звуки хора.
И все звучит, звучит согласно,
Моя мелодия прекрасна.
А кто же он, тот дирижёр,
Что подчиняет воле хор?
Вот он и есть во мне иное,
Но тоже, в общем-то, родное.
Ум без души? Живите сами
С такими чистыми мозгами,
Как и с душой без головы —
Чистейшей глупостью души,
И пусть небесный дирижёр
Свой уведет крылатый хор
От тех, кто слишком намудрил
Или бездумно, глупо жил.
2003
_______________________
* Антология мировой философии В 4 т. М. 1969. Т.1. С. 307.
** Мысль Плотина относится к другой теме и не отражена в данном стихотворении.
*** Аэций IV 5,12. Парменид, Эмпедокл и Демокрит: душа и ум – одно и то же.
69
Нет разума в отсутствии любви —
Мысль согласована с безумия дыханьем,
Лишь в нём огонь и боль познанья.
Мысль, как и страсть, материальна,
Я чувствую её буквально
И наслаждаюсь. В ней незримо
Поэзия ума живет непобедимо.
Высокая поэзия без слов,
Где мысль есть свет, а свет любовь.
Мой бедный разум, не сгори
В кромешной тьме, где нет любви!
2003
70
Мысль может быть прекрасной,
многогранной,
Кристально чистой, первозданной.
Неважно, что стоит за ней,
Она не хочет знать теней.
Она, рожденная в аду,
Послужит радугой лучу,
Всей чистотой его сверкая,
Забудет ад во имя рая,
И гранью радужной своей
Прославит всех пришедших к ней.
Мир красоты в ней отразится,
Чтоб светом этим насладиться.
2003
71
На этом свете знаний нет:
От человека знания сокрыты.
И, дух возделывая свой,
Мы приближаем только боль,
Боль одиночества, бессилия открытий,
Безвременье, бесплотность, бестелесность
И собственную в жизни бесполезность.
Всё просто — муж, семья и дети,
И нет другой любви на свете,
Всё просто — ясен мир земной
Для тех, кто в нём обрёл покой.
2002
72
«Природу знания надо искать в том, «что получает душа,
когда вдается в рассмотрение сущего сама по себе». * (187 а)
Платон. ( Теэтет)
Я знаю, знаю слишком много.
Душа способна рассмотреть
Ту связь, в которой жизнь и смерть.
Я знаю, знаю слишком мало,
Я от незнания устала.
О, Боже правый, помоги:
И пощади, и вразуми,
И мне пощады не давай.
Ты хочешь знать — живи и знай!
2003
_______________________
*Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М. Мысль.1993. С. 387.
73
Я различаю сущности вещей:
Они мне в образах показывают лики,
Как будто, чистый мир идей
Мне открывает дух сокрытый.
И мир с открывшимся лицом
Сияет пламенным венцом.
Я вижу, вижу, узнаю,
И за прозорливость мою
Огонь любви мне как награду
Даёт надежду и отраду.
2003
74
«... Ибо знай, что во всем есть разумности доля и мысли».*
Эмпедокл
Деревья мыслят, мыслят камни.
Природы чистое дыханье
Живёт во всём, со всем согласно,
Лишь человеку дан напрасно
Ум изворотливый, опасный,
Лишённый этой чистоты —
Сверхчувственной гармонии любви.
Им порваны все связи мирозданья,
Он отрешён от музыки дыханья.
2003
75
За декорацией вещественного мира
Есть декораций новый ряд.
Зачем заглядывать за сцену
Когда вокруг огни горят.
Зачем заглядывать? Играют музыканты.
Идут часы, звучат куранты.
Он так прекрасен, этот мир,
Что с небом нас объединил.
Мы с ним едины, до конца.
Поймём же музыку великого Творца.
2002
_______________________
*Антология мировой философии. В 4 т. М. 1969. Т.1. Ч. 1. С. 307.
76
«Мысль требует немыслимости, и логическое
абсолютно тождественно с алогическим». *
Лосев А.Ф.
Мысль требует немыслимости.**
Метр, вы как-то бесконечно правы,
Возможно, всё же довелось
Вам постоять у переправы.
Харон, наверно, не прогнал
И кое-что вам рассказал,
А может, сами всё прочли
Глазами собственной любви.
Ваш ум с безумием флиртует не напрасно,
Ведь алогичность так прекрасна.
Мы в алогичности любви
Всегда немыслимо умны.
Стихия мысли.*** Боже правый,
Вы были там, у переправы!
2003
77
Что безобразно, что прекрасно?
Не разобрать.
Кому взлететь, кому остаться?
Не распознать.
Кто будет слеп, кто будет глух?
Кто будет просто очень глуп?
Кто в этой жизни что поймёт?
Кто не поймёт и так умрёт?
Порвалась нитка. Дождь из бус.
В дожде из слёз не разберусь,
В дожде из множества огней,
Из бусин желтых фонарей.
Что было, будет, с чем живу?
С чем родилась и с чем умру?
Все знания безжалостны, напрасны,
Но и не знать мы не согласны.
2003
_______________________
* ** *** Лосев А.Ф. Бытие. Имя. Космос. М. Мысль. 1993. С. 111.
[Скрыть]
Регистрационный номер 0088812 выдан для произведения:
Мысль. Знания
67
«Мысль человека есть кровь та, что сердце вокруг омывает».*
Эмпедокл
Ритм пламени, звучащий в сердце,
Ритм музыки, созвучный мирозданью.
Мы мыслим сердцем — правы греки
В своем возвышенном сознанье.
И невозможное — возможно,
И всё легко, и всё несложно.
Дух окрыленных вечных Ник
В меня таинственно проник.
2003
68
«Возможно же и чисто умное знание, возникающее при
полном безмолвии душевных сил и способностей».** (Plot.V3,6 )
Плотин
Душа и ум — одно и то же, ***
И мне не выбрать, что дороже.
Мой ум — оркестр, душа — за дирижёра,
Но есть ещё и звуки хора.
И все звучит, звучит согласно,
Моя мелодия прекрасна.
А кто же он, тот дирижёр,
Что подчиняет воле хор?
Вот он и есть во мне иное,
Но тоже, в общем-то, родное.
Ум без души? Живите сами
С такими чистыми мозгами,
Как и с душой без головы —
Чистейшей глупостью души,
И пусть небесный дирижёр
Свой уведет крылатый хор
От тех, кто слишком намудрил
Или бездумно, глупо жил.
2003
_______________________
* Антология мировой философии В 4 т. М. 1969. Т.1. С. 307.
** Мысль Плотина относится к другой теме и не отражена в данном стихотворении.
*** Аэций IV 5,12. Парменид, Эмпедокл и Демокрит: душа и ум – одно и то же.
69
Нет разума в отсутствии любви —
Мысль согласована с безумия дыханьем,
Лишь в нём огонь и боль познанья.
Мысль, как и страсть, материальна,
Я чувствую её буквально
И наслаждаюсь. В ней незримо
Поэзия ума живет непобедимо.
Высокая поэзия без слов,
Где мысль есть свет, а свет любовь.
Мой бедный разум, не сгори
В кромешной тьме, где нет любви!
2003
70
Мысль может быть прекрасной,
многогранной,
Кристально чистой, первозданной.
Неважно, что стоит за ней,
Она не хочет знать теней.
Она, рожденная в аду,
Послужит радугой лучу,
Всей чистотой его сверкая,
Забудет ад во имя рая,
И гранью радужной своей
Прославит всех пришедших к ней.
Мир красоты в ней отразится,
Чтоб светом этим насладиться.
2003
71
На этом свете знаний нет:
От человека знания сокрыты.
И, дух возделывая свой,
Мы приближаем только боль,
Боль одиночества, бессилия открытий,
Безвременье, бесплотность, бестелесность
И собственную в жизни бесполезность.
Всё просто — муж, семья и дети,
И нет другой любви на свете,
Всё просто — ясен мир земной
Для тех, кто в нём обрёл покой.
2002
72
«Природу знания надо искать в том, «что получает душа,
когда вдается в рассмотрение сущего сама по себе». * (187 а)
Платон. ( Теэтет)
Я знаю, знаю слишком много.
Душа способна рассмотреть
Ту связь, в которой жизнь и смерть.
Я знаю, знаю слишком мало,
Я от незнания устала.
О, Боже правый, помоги:
И пощади, и вразуми,
И мне пощады не давай.
Ты хочешь знать — живи и знай!
2003
_______________________
*Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М. Мысль.1993. С. 387.
73
Я различаю сущности вещей:
Они мне в образах показывают лики,
Как будто, чистый мир идей
Мне открывает дух сокрытый.
И мир с открывшимся лицом
Сияет пламенным венцом.
Я вижу, вижу, узнаю,
И за прозорливость мою
Огонь любви мне как награду
Даёт надежду и отраду.
2003
74
«... Ибо знай, что во всем есть разумности доля и мысли».*
Эмпедокл
Деревья мыслят, мыслят камни.
Природы чистое дыханье
Живёт во всём, со всем согласно,
Лишь человеку дан напрасно
Ум изворотливый, опасный,
Лишённый этой чистоты —
Сверхчувственной гармонии любви.
Им порваны все связи мирозданья,
Он отрешён от музыки дыханья.
2003
75
За декорацией вещественного мира
Есть декораций новый ряд.
Зачем заглядывать за сцену
Когда вокруг огни горят.
Зачем заглядывать? Играют музыканты.
Идут часы, звучат куранты.
Он так прекрасен, этот мир,
Что с небом нас объединил.
Мы с ним едины, до конца.
Поймём же музыку великого Творца.
2002
_______________________
*Антология мировой философии. В 4 т. М. 1969. Т.1. Ч. 1. С. 307.
76
«Мысль требует немыслимости, и логическое
абсолютно тождественно с алогическим». *
Лосев А.Ф.
Мысль требует немыслимости.**
Метр, вы как-то бесконечно правы,
Возможно, всё же довелось
Вам постоять у переправы.
Харон, наверно, не прогнал
И кое-что вам рассказал,
А может, сами всё прочли
Глазами собственной любви.
Ваш ум с безумием флиртует не напрасно,
Ведь алогичность так прекрасна.
Мы в алогичности любви
Всегда немыслимо умны.
Стихия мысли.*** Боже правый,
Вы были там, у переправы!
2003
77
Что безобразно, что прекрасно?
Не разобрать.
Кому взлететь, кому остаться?
Не распознать.
Кто будет слеп, кто будет глух?
Кто будет просто очень глуп?
Кто в этой жизни что поймёт?
Кто не поймёт и так умрёт?
Порвалась нитка. Дождь из бус.
В дожде из слёз не разберусь,
В дожде из множества огней,
Из бусин желтых фонарей.
Что было, будет, с чем живу?
С чем родилась и с чем умру?
Все знания безжалостны, напрасны,
Но и не знать мы не согласны.
2003
_______________________
* ** *** Лосев А.Ф. Бытие. Имя. Космос. М. Мысль. 1993. С. 111.
Рейтинг: 0
417 просмотров
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!