Рейсовый автобус, борясь с дорожной грязью, надрывал свой движок, а за мутнымиот дождя окнамимелькалиполя и перелески забытые и заброшенные, как и весь этот глухой край. Бывало на повороте выскочит к дороге покосившийся домишко, подставитполоманный забор встречнымбрызгам и грязи от колёс и вновь исчезнет как его никогда и не бывало. Итолько кладбища, разбросав смертнуюпаутинуоградок на холмах и полях, ещёхранилипамятьо прошлом.
Сильвестр Иванович, неплохой в прошлом журналистобластнойгазеты, из-за пустяшной склоки уволившийсяи бросивший карьеру, доживал теперь в маленьком райцентре и работал сотрудником местного краеведческого музея.И воттеперь он трясся на этомубогом драндулете, направляясь в командировку в медвежий угол, где жил когда-то знаменитый председатель колхоза, поднявший в своё времяс колен не одно отстающееотгосударственныхпланов хозяйство.
Задание у Сильвестра Ивановича былопростое, собрать воспоминанияо тех славныхделах, людяхи событиях. Уже стемнело, когда автобус затормозил на развилкедорог:
-КтовВесёлую? Выходи…тут метровпятьсот, - водительсочувственно оглядел пассажира, - жаль, у тебя сапогов нет, атути бродни начерпать можно, грязь непролазная, ну ничего по кромкедороги дойдёшь, а вони огнив домах видны.
Сильвестр дребезжащим от волненияголосом, стоя на пороге, озадачилводителязнанием своихправ:
- А рейсовый автобус должен доставить пассажира до места назначения, такв инструкцияхнаписано.
Но дверь со скрипом открылась и шофер, оглядываясалон автобуса забитый замаянными дальней дорогойлюдей с обидой произнёс:
-Вотна инструкциии поезжай, да вожжамипохлястывай…Ну, давайдорогой, гонорсвойне показывай, дотопаешь, ну, метров двести,дойдёшь . Тебе что? Дивья…А мнеещёи обратно ехать ещё надо по этимкриулям.
Сильвестр махнув рукой, ненадеясьнасочувствие окружающих, осторожно спрыгнул на край дороги и,нащупывая хоть какую - то твердь вэтом жидком асфальте побрёл к деревне, название которой было написано наискорёженномуказателе – ВЕСЁЛАЯ!
Вскоре глаза привыкли к темноте, и онуже различал лес, стоявшийстеной, а под нимукрывшуюсядеревенькудомов в тридцать. Ему хотелось быстрейоказаться в тепле и потому,он решилневыбирать пути и брести по лужам. Сентябрьское небо былочистым и звёздным, по вершинам елей и сосен карабкалась любопытнаяЛуна.
Не дойдяметровстадо деревни,онувиделдеревенскийпогост, стараяразрушенная церковь, тёмными глазницами окон всматриваласьв необычного прохожего. Кладбище стояло как раз напротив деревниимузейный работник, пытаясьне смотреть на скорбноеместо, отводилвзгляд от крестови памятников, в душе своей,боясь их. Как будто сейчас, в этот момент и могло произойти что-тострашное и необычное.Новокругстояла тишинаи вдруг, Сильвестрдаже вздрогнул когда вначалекак-будто быиз под земли заиграла гармонь, затем она сталаприближатьсяи вскоре, как показалось Сильвестру онауже заливалась в шагах десяти, он даже слышал,как пальцыгармониста перебираюткнопки. Подумав чтогармошка запела в деревне он, чувствуяблизкое жильёот радости чуть не крича, желая отогнать душивший его страх,заорал частушкупришедшую ему сейчасна ум:
Скоро в армиюзабреют
И убьют навернотам,
Покупайте девки шишку.
Не задорого продам!
-Вот, черти, лесные…не спят, нахромкепо ночам играют. Чёрт бы вас всехпобралс вашеймузыкой! Чертовскаякадриль!– ругнулся почтишёпотомСильвестр, идя по скользкойдороге. До деревни было уже рукой подать. Когда он подходил кпервым домам, музыкастихла, как будто кем-то напуганная, провалилась под землю идрожалав ногахпутника.
-Ты, милай, через дорогу перейди, вот в том маленьком дому живёт председатель, заступничекнаш,- не открывая дверь, направила егостарушка в одном из покосившихся домов.
Сильвестра уже ждали, исразу усадили за стол. Хозяин, старичоклет семидесяти, совсем седой, был ещё бойким. Сразу достал бутылкуводки и налил стопкугостю:
-Для знакомства, полагается, уважьте…Пьёшь – гадость, а выпьешь – радость!
За ужиномипознакомились, разговорились. Весь необходимыйматериалдля музея был собрани ужечайдопивали какстарые друзья, оба являясь давно холостяками, они вспомнили своих жён, помянули их и тутСильвестрвдруг спросилхозяина:
-Акто у васна гармошкетак хорошо в деревнеиграет, ну и наслушался ясегодня переборов то? Даталантищепросто,гармонист деревенский. Прямо Стравинский, нуот тогочто душумоюпереборами стравил, -решил посмешитьсобеседникаСильвестр.
-Да нет, дорогой человек, унас одни старухи остались игратьнекому…Если только костямина печисбрякают. А ,ты, неужели слыхал? – и председательперекрестился на большую иконублестевшуюжемчугом в углу.
-А старухи, а может кто из них? – командировочныйс надеждой взглянулна старичка, - а чего?Я знаю бабы иногда шпарят, пошибче чем мужички, -поправил очки музейныйработник.
-Даунас во всей деревне и гармоникинет, последняялет десять пропала…
-Гармонь пропала? Что Леший украл или медведь? А можетчертиспёрли?
-Да нет, сказывали с тогосвета за ней приходили, - старичокзадёрнул не докрытуюзанавеску на окне.
-С какого «того»?- вспомнивмузыкупод землёй, засуетился Сильвестр, -чтос кладбища ктоприходил, старый? А нурасскажи, что за диканькатакая?
-Давно это было, годковмного утекло. Жила у нас семья Ивановыхв домикеу леса, так семья не приметная, только детей нет да нет, ох,и измучалисьони бедолаги, куда ни ходили, кого не просили пособить. И тут кто-тоизнаших взял да пошутил: «Сходи на перекрёсток дорогк полуночи, да нечистого то и попроси, пустьподмогнёт!». Незнаю я, ходилажёнка Иванована дорогу или нет, толькоскороребятёнкародила, мальчика. И парень смышлёныйнародилсяи годиков стрёх на беседек гармошкепотянулся. Ну, кто-тои дал емув руки инструмент, что жалко что ли, пускай поиграет! А парень видимодар музыкальныйимел, талант. Ииграть научился не хужегармонистовдеревенских, а уж когда до школы дело дошло, то и подавноартистом стал, как концерт, таки Игорёк, такпаренькато звали. Топро красныхкавалеристов,то протанкистов сыграет и споёт. А то и классикойудивит, Бетховенаи Чайковского стална баяне играть, услышит по радиои играет. Играет с утра до ночи. Вначале всем это нравилось, а как же - свойартист! А потом замечать стали, что Игоряхя толькомузыкой и увлечён, на девок и не смотрит.
А тути армия подошла,гармошкусвою на плечо повесил, баян клубныйбыл, так пылиться и остался. Но только через полгодикаписьмецоматери и отцу, читайте,пожалуйста! Ав том письме просьбица, денежки выслать до востребования. Игорёкв ансамбле играет, а инструмента хорошего нет, такчтомилые родители, если сможете, денег вышлите. Исуммапрописью. Когдародители сумму прочитали, расплакались, какие у колхозниковденьги? И решили онидомиксвой продать, а жить переехатьв старуюригу, утепливи построивпечь на зиму. И отослали денежки все до копеечкилюбимому сыночку Игорю. Но толькопоокончании службы явилсясыночек, нес орденами и отличием, ав одежде обдрипаной, небритый, исхудавший, какс тюрьмыплохой. Словно пёс прибитыйвечорзаявился он к родителям, сильно пьяный. Мать всёпоняла, отец только руками развёл: «Сын – пьяница! Что возьмёшь!». Как ушёл с гармошкой, так с ней и пришёл с проклятущей. И покатилась жизнь, похлеще прежней. Какпраздник, такИгорёк на гармошке наяривает, да винцо попивает, а маманькас папанькой слёзы утирают, да на кулак наматывают. А в день лихой, принеслисыночка с пробитой головой, по пьянкезаартачился, ну и получил. Только к утру представился, глаза свои бесстыжие закрыл, родителей в печальввёл. Похороны нешумные были, закопали гармониста на кладбище нашем, подальше от церквушки, слова хорошего не сказали. Ну, родители гармошку то егопроклятущуюсоседу то и продали. А только на сороковой день после похорон ночью, только спать родители легли, кто то в дверь сталломиться. Мать к двериоткрывать, а отецтопор схватил и к порогу: «Кто?» - спрашивает. А за двери будто бы сыноких пришёл, жалобно такзаскулил: «Пустите родители, меня с того света за гармошкой прислали, лежать имне весело, игратьзаставляют, черти…» Только не послушались родители, отец топор под порог положили прогнал сына. Стены задрожали, заухалочто- то в трубе печной, свет какой-тов окне мелькнул и пропал призрак. Только на утро соседа мёртвым нашли, сердцеотказало. А гармошка Игоряхина, проданнаясоседу, таки пропала. И всё бы ничего, только на кладбище нашемчудеса свершаться стали, бывает гармонь заиграет ни с тогони с чего. И попа привозили, иосвящалимогилку гармониста, а всёнипочём, особенно кто чужойв деревнюидёт. Охи пугнёт, да плясать заставит! Были случаи, ктона гармошкуна могилукостолопу зайдёт, живым не вернётся. Потомуи автобус рейсовый тебядо места не довёз.
- Такэтонепослышалосьмне? – расстроился Сильвестр, поправляя вспотевшие роговые очки, - я же не крещённый, да онменя бы утащиливсё…Не, я завтраавтобуса ждать буду. Пустьдодеревни едет!
Председательлишь улыбнулся гостю:
-Да оночкариковне ест, не пужайся, давайпо стопочке и спатьбудем…Светвыключай, Иванович…
[Скрыть]Регистрационный номер 0089560 выдан для произведения:
Рейсовый автобус, борясь с дорожной грязью, надрывал свой движок, а за мутнымиот дождя окнамимелькалиполя и перелески забытые и заброшенные, как и весь этот глухой край. Бывало на повороте выскочит к дороге покосившийся домишко, подставитполоманный забор встречнымбрызгам и грязи от колёс и вновь исчезнет как его никогда и не бывало. Итолько кладбища, разбросав смертнуюпаутинуоградок на холмах и полях, ещёхранилипамятьо прошлом.
Сильвестр Иванович, неплохой в прошлом журналистобластнойгазеты, из-за пустяшной склоки уволившийсяи бросивший карьеру, доживал теперь в маленьком райцентре и работал сотрудником местного краеведческого музея.И воттеперь он трясся на этомубогом драндулете, направляясь в командировку в медвежий угол, где жил когда-то знаменитый председатель колхоза, поднявший в своё времяс колен не одно отстающееотгосударственныхпланов хозяйство.
Задание у Сильвестра Ивановича былопростое, собрать воспоминанияо тех славныхделах, людяхи событиях. Уже стемнело, когда автобус затормозил на развилкедорог:
-КтовВесёлую? Выходи…тут метровпятьсот, - водительсочувственно оглядел пассажира, - жаль, у тебя сапогов нет, атути бродни начерпать можно, грязь непролазная, ну ничего по кромкедороги дойдёшь, а вони огнив домах видны.
Сильвестр дребезжащим от волненияголосом, стоя на пороге, озадачилводителязнанием своихправ:
- А рейсовый автобус должен доставить пассажира до места назначения, такв инструкцияхнаписано.
Но дверь со скрипом открылась и шофер, оглядываясалон автобуса забитый замаянными дальней дорогойлюдей с обидой произнёс:
-Вотна инструкциии поезжай, да вожжамипохлястывай…Ну, давайдорогой, гонорсвойне показывай, дотопаешь, ну, метров двести,дойдёшь . Тебе что? Дивья…А мнеещёи обратно ехать ещё надо по этимкриулям.
Сильвестр махнув рукой, ненадеясьнасочувствие окружающих, осторожно спрыгнул на край дороги и,нащупывая хоть какую - то твердь вэтом жидком асфальте побрёл к деревне, название которой было написано наискорёженномуказателе – ВЕСЁЛАЯ!
Вскоре глаза привыкли к темноте, и онуже различал лес, стоявшийстеной, а под нимукрывшуюсядеревенькудомов в тридцать. Ему хотелось быстрейоказаться в тепле и потому,он решилневыбирать пути и брести по лужам. Сентябрьское небо былочистым и звёздным, по вершинам елей и сосен карабкалась любопытнаяЛуна.
Не дойдяметровстадо деревни,онувиделдеревенскийпогост, стараяразрушенная церковь, тёмными глазницами окон всматриваласьв необычного прохожего. Кладбище стояло как раз напротив деревниимузейный работник, пытаясьне смотреть на скорбноеместо, отводилвзгляд от крестови памятников, в душе своей,боясь их. Как будто сейчас, в этот момент и могло произойти что-тострашное и необычное.Новокругстояла тишинаи вдруг, Сильвестрдаже вздрогнул когда вначалекак-будто быиз под земли заиграла гармонь, затем она сталаприближатьсяи вскоре, как показалось Сильвестру онауже заливалась в шагах десяти, он даже слышал,как пальцыгармониста перебираюткнопки. Подумав чтогармошка запела в деревне он, чувствуяблизкое жильёот радости чуть не крича, желая отогнать душивший его страх,заорал частушкупришедшую ему сейчасна ум:
Скоро в армиюзабреют
И убьют навернотам,
Покупайте девки шишку.
Не задорого продам!
-Вот, черти, лесные…не спят, нахромкепо ночам играют. Чёрт бы вас всехпобралс вашеймузыкой! Чертовскаякадриль!– ругнулся почтишёпотомСильвестр, идя по скользкойдороге. До деревни было уже рукой подать. Когда он подходил кпервым домам, музыкастихла, как будто кем-то напуганная, провалилась под землю идрожалав ногахпутника.
-Ты, милай, через дорогу перейди, вот в том маленьком дому живёт председатель, заступничекнаш,- не открывая дверь, направила егостарушка в одном из покосившихся домов.
Сильвестра уже ждали, исразу усадили за стол. Хозяин, старичоклет семидесяти, совсем седой, был ещё бойким. Сразу достал бутылкуводки и налил стопкугостю:
-Для знакомства, полагается, уважьте…Пьёшь – гадость, а выпьешь – радость!
За ужиномипознакомились, разговорились. Весь необходимыйматериалдля музея был собрани ужечайдопивали какстарые друзья, оба являясь давно холостяками, они вспомнили своих жён, помянули их и тутСильвестрвдруг спросилхозяина:
-Акто у васна гармошкетак хорошо в деревнеиграет, ну и наслушался ясегодня переборов то? Даталантищепросто,гармонист деревенский. Прямо Стравинский, нуот тогочто душумоюпереборами стравил, -решил посмешитьсобеседникаСильвестр.
-Да нет, дорогой человек, унас одни старухи остались игратьнекому…Если только костямина печисбрякают. А ,ты, неужели слыхал? – и председательперекрестился на большую иконублестевшуюжемчугом в углу.
-А старухи, а может кто из них? – командировочныйс надеждой взглянулна старичка, - а чего?Я знаю бабы иногда шпарят, пошибче чем мужички, -поправил очки музейныйработник.
-Даунас во всей деревне и гармоникинет, последняялет десять пропала…
-Гармонь пропала? Что Леший украл или медведь? А можетчертиспёрли?
-Да нет, сказывали с тогосвета за ней приходили, - старичокзадёрнул не докрытуюзанавеску на окне.
-С какого «того»?- вспомнивмузыкупод землёй, засуетился Сильвестр, -чтос кладбища ктоприходил, старый? А нурасскажи, что за диканькатакая?
-Давно это было, годковмного утекло. Жила у нас семья Ивановыхв домикеу леса, так семья не приметная, только детей нет да нет, ох,и измучалисьони бедолаги, куда ни ходили, кого не просили пособить. И тут кто-тоизнаших взял да пошутил: «Сходи на перекрёсток дорогк полуночи, да нечистого то и попроси, пустьподмогнёт!». Незнаю я, ходилажёнка Иванована дорогу или нет, толькоскороребятёнкародила, мальчика. И парень смышлёныйнародилсяи годиков стрёх на беседек гармошкепотянулся. Ну, кто-тои дал емув руки инструмент, что жалко что ли, пускай поиграет! А парень видимодар музыкальныйимел, талант. Ииграть научился не хужегармонистовдеревенских, а уж когда до школы дело дошло, то и подавноартистом стал, как концерт, таки Игорёк, такпаренькато звали. Топро красныхкавалеристов,то протанкистов сыграет и споёт. А то и классикойудивит, Бетховенаи Чайковского стална баяне играть, услышит по радиои играет. Играет с утра до ночи. Вначале всем это нравилось, а как же - свойартист! А потом замечать стали, что Игоряхя толькомузыкой и увлечён, на девок и не смотрит.
А тути армия подошла,гармошкусвою на плечо повесил, баян клубныйбыл, так пылиться и остался. Но только через полгодикаписьмецоматери и отцу, читайте,пожалуйста! Ав том письме просьбица, денежки выслать до востребования. Игорёкв ансамбле играет, а инструмента хорошего нет, такчтомилые родители, если сможете, денег вышлите. Исуммапрописью. Когдародители сумму прочитали, расплакались, какие у колхозниковденьги? И решили онидомиксвой продать, а жить переехатьв старуюригу, утепливи построивпечь на зиму. И отослали денежки все до копеечкилюбимому сыночку Игорю. Но толькопоокончании службы явилсясыночек, нес орденами и отличием, ав одежде обдрипаной, небритый, исхудавший, какс тюрьмыплохой. Словно пёс прибитыйвечорзаявился он к родителям, сильно пьяный. Мать всёпоняла, отец только руками развёл: «Сын – пьяница! Что возьмёшь!». Как ушёл с гармошкой, так с ней и пришёл с проклятущей. И покатилась жизнь, похлеще прежней. Какпраздник, такИгорёк на гармошке наяривает, да винцо попивает, а маманькас папанькой слёзы утирают, да на кулак наматывают. А в день лихой, принеслисыночка с пробитой головой, по пьянкезаартачился, ну и получил. Только к утру представился, глаза свои бесстыжие закрыл, родителей в печальввёл. Похороны нешумные были, закопали гармониста на кладбище нашем, подальше от церквушки, слова хорошего не сказали. Ну, родители гармошку то егопроклятущуюсоседу то и продали. А только на сороковой день после похорон ночью, только спать родители легли, кто то в дверь сталломиться. Мать к двериоткрывать, а отецтопор схватил и к порогу: «Кто?» - спрашивает. А за двери будто бы сыноких пришёл, жалобно такзаскулил: «Пустите родители, меня с того света за гармошкой прислали, лежать имне весело, игратьзаставляют, черти…» Только не послушались родители, отец топор под порог положили прогнал сына. Стены задрожали, заухалочто- то в трубе печной, свет какой-тов окне мелькнул и пропал призрак. Только на утро соседа мёртвым нашли, сердцеотказало. А гармошка Игоряхина, проданнаясоседу, таки пропала. И всё бы ничего, только на кладбище нашемчудеса свершаться стали, бывает гармонь заиграет ни с тогони с чего. И попа привозили, иосвящалимогилку гармониста, а всёнипочём, особенно кто чужойв деревнюидёт. Охи пугнёт, да плясать заставит! Были случаи, ктона гармошкуна могилукостолопу зайдёт, живым не вернётся. Потомуи автобус рейсовый тебядо места не довёз.
- Такэтонепослышалосьмне? – расстроился Сильвестр, поправляя вспотевшие роговые очки, - я же не крещённый, да онменя бы утащиливсё…Не, я завтраавтобуса ждать буду. Пустьдодеревни едет!
Председательлишь улыбнулся гостю:
-Да оночкариковне ест, не пужайся, давайпо стопочке и спатьбудем…Светвыключай, Иванович…
Отлично, Валерий! Хороший рассказ получился! Очень понравились вот эти предложения: "Бывало на повороте выскочит к дороге покосившийся домишко, подставит поломанный забор встречным брызгам и грязи от колёс и вновь исчезнет как его никогда и не бывало. И только кладбища, разбросав смертную паутину оградок на холмах и полях, ещё хранили память о прошлом". Очень образно! И концовочка супер! Очкариков не ест...
Интересный рассказ. И страх вполне осязаем. Я к темноте с детства отношусь с осторожностью, а уж к незнакомым местам - подавно. Удачи в конкурсе, Валерий!
Вот, Валерий, добралась да Вашей невеселой деревни Веселая. С уважением отношусь ко всем, кто творит, в какой бы области не проявлялся талант творящего, поэтому прочитала очень подробно и имею ряд вопросов)))) 1. смертную паутину оградок ? "паутина оградок" - звучит даже поэтически, а вот "смертная"... может ли умереть паутина оградок? 2. жидком асфальте- можно ли назвать слякоть размытой проселочной дороги пусть даже жидким, но асфальтом? 3. лес, стоявший стеной, а под ним укрывшуюся деревеньку? Если лес рос на возвышенности, тогда ладно, но если на равнине ...? 4. оба являясь давно холостяками, они вспомнили своих жён, помянули их - если вспомнили, то холостяки, а если помянули - тогда вдовцы? неплохо бы уточнить)))) 5. -А кто у вас на гармошке так хорошо в деревне играет, ну и наслушался я сегодня переборов то? Да талантище просто, гармонист деревенский. Прямо Стравинский, . Кокое-то варварское сравнение...Если Вы упомянули Игоря Стравинского, то он закончил обучение по классу фортепиано и был известен всю свою жизнь и после, как композитор. Может, для музейного работника и бывшего журналиста, было бы уместнее сравнение с кем-то другим? Нет? А вот выражение Пьёшь – гадость, а выпьешь – радость!- прикольное, хоть я и не пью, но понимаю ))))))) Окончание ужастика - очень забавная байка ! Удачи Вам, Валерий!
про вдовцов ваше замечание верно, пауки кажется всегда связывались с потусторонним миром, жидкий асфальт -это выражение сельских жителей о дорогах на селе, может быть в кавычках заключить...лес стеной---так и растёт стеной...Стравинский - это издёвка, ..спасибо за замечания...