ИНСЦЕНИРОВКА

article126974.jpg


В конце второго курса мы сдавали инсценировки. Так было запланировано нашей учебной программой в институте. Событие это было для нас и приятным, и интересным, и ответственным, но не скрою, по-своему волнительным. Во всяком случае, для меня, - так это - уж точно!
Дело в том, что наша группа, состоящая из пятнадцати студентов в количественном составе, не совсем соответствовала творческим замыслам руководителя курса. Дисбаланс был заметен и ощутим. Представьте себе, - тринадцать представителей прекрасной половины человечества и только всего лишь два парня, - я и Санька Дьяченко
Нетрудно догадаться, что все пятнадцать учебных работ легли на наши с Санькой плечи. Ведь драматургический материал, как правило, пишется таким образом, что мужских ролей всегда больше, чем женских. Вот и пришлось отдуваться в один присест почти в каждой работе. И роли, как правило, были там не маленькие. В основном лично я все главные мужские роли тогда исполнял. Был я и дедом в рассказе В.Шукшина «Космос, нервная система и шмат сала», был я и Сопи в «Фараон и хорал» О’Генри, и Барнабе в притче «Жонглёр Богоматери» Анатоля Франса. Но одна роль надолго оставила весёлые воспоминания в моей творческой биографии.
Одна наша сокурсница выбрала рассказ Александра Довженко «Отступник». Разумеется, мне выпала главная роль в нём. Вкратце сюжет этого произведения.
Один солдат Красной армии, прочитав состряпанную фашистами агитационную листовку, дезертирует и добровольно сдаётся в плен. После допроса, как было обещано в листовке, этого предателя отправляют домой к родителям, чтобы он разведал, где находятся партизаны и соответственно сообщил немцам. Когда же сын появляется в родном доме, мать проклинает, а отец привселюдно убивает его. Этим и заканчивается ,задуманная инсценировка довженковского рассказа . 
Мне с трудом давалась именно эта роль. Ну не мог я перевоплотиться в негодяя! Тем более, после блистательной серии положительных персонажей. Но надо! Иначе руководитель нашего курса Виктор Яковлевич учёл бы мою неприязнь к образу Отступника с точки зрения пресловутой Системы К.С.Станиславского, который, в своё время утверждал, что нет плохих ролей, а вот плохие актёры есть и их, увы, бывает даже более, чем достаточно. Репетиции шли одна за одной. Незаметно все роли, в том числе и эта, были готовы, подобраны и смонтированы фонограммы, скромное, условное сценическое оформление, реквизит и даже костюмы.
До сдачи перед зрителями и экзаменационной комиссией оставались считанные дни. Начались генеральные репетиции. Всё шло вроде бы гладко, как по маслу. Вот только эту инсценировку не могли обойти стороной разные казусы.
Поскольку мужских ролей здесь было три: отец, немецкий офицер ну и сам Отступник, а нас мужчин, как я уже говорил, на курсе было двое, роль гитлеровца пришлось играть самому руководителю курса. Сами понимаете, положение безвыходное. И он, в качестве наглядного примера нам всем, сыграл её просто блестяще. Вместе с нами он тоже усердно репетировал, не теряя ни одной лишней минуты. На дворе стоял жаркий месяц май. И вот, перед самым генеральным прогоном, когда все мы были уже одеты и загримированы, а на сцене выставляли декорации Виктор Яковлевич, решил ещё раз пройти со мной сцену допроса. И репетировали мы её прямо во дворе института. Представьте себе высокого, рослого мужчину в мундире эсэсовца, со свастикой на рукаве и щуплого доходягу в выцветшей гимнастёрке, без погон и в кирзовых сапогах – это меня, значит. Кстати, наш руководитель курса внешне вполне  подходил на эту роль. Молодое волевое лицо, русые волосы, голубые глаза, крутые скулы. Ну прямо, истинный ариец!
И вот стоит этот ариец в центре двора и на ломанном русском языке подаёт реплику, - 
- Мы тибья пили для того, чтоби ти билль мякким и послюшным. Завтра ти отправиться… Нет! Не на фрёнт. Ти паедишь, как скзаль в листовка, к матьке с батькай…
А после, он ещё несколько раз крепко ударил меня по лицу и по голове.
Тогда я упал, а он ещё напоследок пнул меня ногой. От чего я даже изобразил нечто похожее на кувырок.
Разумеется, всё это было не по-настоящему. Ведь и наш дорогой преподаватель, и мы, его ученики хорошо знали все упражнения и приёмы сценического движения, чем и воспользовались в этой сцене.
Но вот только зеваки, которые за это время собрались возле красивой ажурной ограды, обрамляющей наш институтский двор, не совсем понимали, что же происходило в тот момент на самом деле. И, как видно было по их лицам, были обеспокоены не на шутку. 
Мы с Виктором Яковлевичем это заметили только, когда наша сцена закончилась. Надо было видеть переполненные ужасом и гневом лица присутствующих! Ведь помимо мальчишек, на нас, смотрели и пожилые люди, видевшие войну не только в кино. 
И тогда мой руководитель курса, совсем уже отключившись от своего образа, громко, красивым чистым без акцента русским языком, сказал, обращаясь к зевакам: -
- Товарищи!. Всё в порядке. Это была репетиция. 
И после, улыбнувшись, добавил: -
- Не беспокойтесь, наши ещё не пришли.
Что в конечном итоге вызвало оживление у случайных зрителей.
А на следующий день, в переполненном до отказа зрительном зале института, мы показывали наши работы. Добрые, тёплые дружеские аплодисменты лились после каждой логической точки. Реакция зала вдохновляла и подбадривала нас. Играть было не только легко, но и какой-то азарт овладел тогда всеми нами в этом необыкновенном творческом процессе.
И вот дошла очередь до «Отступника». Открылся занавес и, буквально на одном дыхании, подобно кадрам довженковских кинолент, шли эпизоды один за другим. Кульминация - финальная мизансцена. В центре, я стою на коленях перед отцом, тесным полукругом площадку обступили селяне. Отец медленно поднимает ружьё, я ползу назад и машу руками, что-то выкрикивая и моля о пощаде. Но всё также медленно поднимается ствол ружья и звучит выстрел.
Так во всяком случае должно было быть по замыслу режиссёра. И в общем-то так и было. Вернее сказать, было бы, если бы….
Дело в том, что ружьё у Саньки, который играл моего отца было не настоящее, а самое, что ни на есть бутафорское. И, разумеется, его деревянный ствол никак не мог стрелять. Санька  только должен был обыграть этот выстрел. Ну, как положено; вскинуть ружьё, прицелиться и слегка рвануть, как при отдаче. А в это время в кулисе, кто-то из наших девчонок, должен был выстрелить из обыкновенного стартового пистолета, заряженного жевелом. Но, то ли жевело оказалось не совсем качественное, то ли силы не хватило у девчонки резко нажать на курок стартовика. В результате, нет выстрела и всё, хоть убей!
Все замерли. Ждут этой самой финальной точки. Ждут секунду, пять, десять секунд. Я смотрю на Саньку, Санька смотрит на меня и бросает косые взгляды на кулису, затем, снова на меня и снова на кулису. И тогда уже мы оба понимаем, что это не просто накладка, а самый настоящий тупик. А в это время эта девчёнка, что в кулисе, копошится со своим стартовиком, аж подпрыгивает от досады. Мы даже слышим, как она шёпотом чертыхается, но пистолет наотрез стрелять отказывается.
Слышим за своими спинами нервный шумок из зала. 
Ну, что делать?!?!?!
И тогда Санька вполне серьёзно, не отключаясь от своего образа, делает вынужденный выход из положения. 
Очевидно, вспомнив своё босоногое детство и тогдашние «игрушки в войнушку», он на полном серьёзе громогласно, пртяжно рявкает:- Джю-дю-ю-ю-ххх!..........
В свою очередь, я не знаю, смеяться мне или падать. Но, судя по смеху из зала, решаю, что падать уже давно было пора и под аккомпанемент теперь уже более слышимого хохота, таки падаю.
И только тогда, когда Санька опускает своё ружьё, когда я, распластавшись навзничь замер, из кулисы раздаётся запоздалый хлопок стартового пистолета.
Финальная точка была поставлена под теперь уже гомерический хохот зрителей, а заодно и нас, исполнителей. Медленно поплыл занавес.
- Лучше поздно, чем никогда, - сказал врач, ставя покойнику клизму!
Это - первое, что я тогда услышал от Виктора Яковлевича, когда закончилось наше действо. Но злости в его словах совсем не было. Наоборот, он смеялся громко и заразительно, смеялся, забыв о той строгости, которая всегда царила на наших занятиях. И тогда уже всех нас охватил неудержимый хохот то ли от перенапряжения, то ли от радости, что всё закончилось .

© Copyright: Юрий Соболев ( ГЕОРГ ВЕЛОБОС), 2013

Регистрационный номер №0126974

от 30 марта 2013

[Скрыть] Регистрационный номер 0126974 выдан для произведения:


В конце второго курса мы сдавали инсценировки. Так было запланировано нашей учебной программой в институте. Событие это было для нас и приятным, и интересным, и ответственным, но не скрою, по-своему волнительным. Во всяком случае, для меня, - так это - уж точно!
Дело в том, что наша группа, состоящая из пятнадцати студентов в количественном составе, не совсем соответствовала творческим замыслам руководителя курса. Дисбаланс был заметен и ощутим. Представьте себе, - тринадцать представителей прекрасной половины человечества и только всего лишь два парня, - я и Санька Дьяченко
Нетрудно догадаться, что все пятнадцать учебных работ легли на наши с Санькой плечи. Ведь драматургический материал, как правило, пишется таким образом, что мужских ролей всегда больше, чем женских. Вот и пришлось отдуваться в один присест почти в каждой работе. И роли, как правило, были там не маленькие. В основном лично я все главные мужские роли тогда исполнял. Был я и дедом в рассказе В.Шукшина «Космос, нервная система и шмат сала», был я и Сопи в «Фараон и хорал» О’Генри, и Барнабе в притче «Жонглёр Богоматери» Анатоля Франса. Но одна роль надолго оставила весёлые воспоминания в моей творческой биографии.
Одна наша сокурсница выбрала рассказ Александра Довженко «Отступник». Разумеется, мне выпала главная роль в нём. Вкратце сюжет этого произведения.
Один солдат Красной армии, прочитав состряпанную фашистами агитационную листовку, дезертирует и добровольно сдаётся в плен. После допроса, как было обещано в листовке, этого предателя отправляют домой к родителям, чтобы он разведал, где находятся партизаны и соответственно сообщил немцам. Когда же отступник появляется в родном доме, мать проклинает, а отец привселюдно убивает сына. Этим и заканчивается ,разумеется, задуманная инсценировка довженковского рассказа .
Мне с трудом давалась именно эта роль. Ну не мог я перевоплотится в негодяя! Тем более, после блистательной серии положительных персонажей. Но надо! Иначе руководитель нашего курса Виктор Яковлевич учёл бы мою неприязнь к образу Отступника с точки зрения пресловутой Системы К.С.Станиславского, который, в своё время утверждал, что нет плохих ролей, а вот плохие актёры есть и их, увы, бывает даже более, чем достаточно. Репетиции шли одна за одной. Незаметно все роли, в том числе и эта, были готовы, подобраны и смонтированы фонограммы, скромное, условное сценическое оформление, реквизит и даже костюмы.
До сдачи перед зрителями и экзаменационной комиссией оставались считанные дни. Начались генеральные репетиции. Всё шло вроде бы гладко, как по маслу. Вот только эту инсценировку не могли обойти стороной разные казусы.
Поскольку мужских ролей здесь было три: отец, немецкий офицер ну и сам Отступник, а нас мужчин, как я уже говорил, на курсе было двое, роль гитлеровца пришлось играть самому руководителю курса. Сами понимаете, положение безвыходное. И он, в качестве наглядного примера нам всем, сыграл её просто потрясающе. Вместе с нами он тоже усердно репетировал, не теряя ни одной лишней минуты. На дворе стоял жаркий месяц май. И вот, перед самым генеральным прогоном, когда все мы были уже одеты и загримированы, а на сцене выставляли декорации, Виктор Яковлевич, решил ещё раз пройти со мной сцену допроса. И репетировали мы её прямо во дворе института. Представьте себе высокого, рослого мужчину в мундире эсэсовца, со свастикой на рукаве и щуплого доходягу в выцветшей гимнастёрке, без погон и в кирзовых сапогах – это меня, значит. Кстати, наш руководитель курса, внешне, вполне, подходил на эту роль. Молодое волевое лицо, русые волосы, голубые глаза, крутые скулы. Ну прямо, истинный ариец!
И вот стоит этот ариец в центре двора и на ломанном русском языке подаёт реплику, -
- Мы тибья пили для того, чтоби ти билль мякким и послюшным. Завтра ти отправиться… Нет! Не на фрёнт. Ти паедишь, как скзаль в листовка, к матьке с батькай…
А после, он ещё несколько раз крепко ударил меня по лицу и по голове.
Тогда я упал, а он ещё напоследок пнул меня ногой. От чего я даже изобразил нечто похожее на кувырок.
Разумеется, всё это было не по-настоящему. Ведь и наш дорогой преподаватель, и мы, его ученики хорошо знали все упражнения и приёмы сценического движения, чем и воспользовались в этой сцене.
Но вот только зеваки, которые за это время собрались возле красивой ажурной ограды, обрамляющей наш институтский двор, не совсем понимали, чтоже происходило в тот момент на самом деле. И, как видно было по их лицам, были обеспокоены ни на шутку.
Мы с Виктором Яковлевичем это заметили только, когда наша сцена закончилась. Надо было видеть переполненные ужасом и гневом лица присутствующих! Ведь помимо мальчишек, на нас, смотрели и пожилые люди, видевшие войну не только в кино.
И тогда мой руководитель курса, совсем уже отключившись от своего образа красивым чистым без акцента русским языком, сказал, обращаясь к зевакам: -
- Товарищи!. Всё в порядке. Это была репетиция.
И после, улыбнувшись добавил: -
- Не беспокойтесь, наши ещё не пришли.
Что в конечном итоге вызвало оживление у случайных зрителей.
А на следующий день, в переполненном до отказа зрительном зале института, мы показывали наши работы. Добрые, тёплые дружеские аплодисменты лились после каждой логической точки. Реакция зала вдохновляла и подбадривала нас. Играть было не только легко, но и какой-то азарт овладел тогда всеми нами в этом необыкновенном творческом процессе.
И вот дошла очередь и до «Отступника». Открылся занавес и, буквально на одном дыхании, подобно кадрам довженковских кинолент, шли эпизоды один за другим. Кульминация - финальная мизансцена. В центре, я стою на коленях перед отцом. Тесным полукругом площадку обступили селяне. Отец медленно поднимает ружьё, я ползу назад и машу руками, что-то выкрикивая и моля о пощаде. Но всё также медленно поднимается ствол ружья и звучит выстрел.
Так во всяком случае должно было быть по замыслу режиссёра. И вобщем-то так и было. Вернее, было бы, если бы….
Дело в том, что ружьё у Саньки, который играл моего отца, было не настоящим и конечно его деревянный ствол никак не мог стрелять. Санька должен был обыграть выстрел. Ну, как положено; вскинуть ружьё, прицелиться и слегка рвануть, как при отдаче. А в это время в кулисе, кто-то из наших девчёнок, должен был выстрелить из обыкновенного стартового пистолета, заряженного жевелом. Но, то ли жевело оказалось не совсем качественное, то ли силы не хватило у девчонки резко нажать на курок стартовика. В результате, нет выстрела и всё, хоть убей!
Все замерли. Ждут этой самой финальной точки. Ждут секунду, пять, десять секунд. Я смотрю на Саньку, Санька смотрит на меня и бросает косые взгляды на кулису, затем, снова на меня и снова на кулису. И тогда уже мы оба понимаем, что это не просто накладка, а самый настоящий тупик. А в это время эта девчёнка, что в кулисе, копошится со своим стартовиком, аж подпрыгивает от досады. Мы даже слышим, как она шёпотом чертыхается, но пистолет наотрез стрелять отказывается.
Слышим за своими спинами нервный шумок из зала.
Ну, что делать?!?!?!
И тогда Санька вполне серьёзно, не отключаясь от своего образа, делает вынужденный выход из положения.
Очевидно, вспомнив своё босоногое детство и тогдашние «игрушки в войнушку», он на полном серьёзе громогласно, пртяжно рявкает:- Джю-дю-ю-ю-ххх!
В свою очередь, я не знаю, смеяться мне или падать. Но, судя по смеху их зала, решаю, что падать уже давно было пора и под аккомпанемент теперь уже более слышимого хохота, таки падаю.
И только тогда, когда Санька опускает своё ружьё, когда я, распластавшись навзничь замираю, из кулисы раздаётся запоздалый хлопок стартового пистолета.
Финальная точка была поставлена под теперь уже гомерический хохот зрителей, а заодно и нас исполнителей. Медленно поплыл занавес.
- Лучше поздно, чем никогда, - сказал врач, ставя покойнику клизму!
Это было первое, что я услышал от Виктора Яковлевича, когда закончилось наше действо. Но злости в его словах совсем не было. Наоборот, он смеялся громко и заразительно, смеялся, забыв о той строгости, которая всегда царила на наших занятиях. И тогда уже всех нас охватил неудержимый хохот то ли от перенапряжения, то ли от радости, что всё закончилось .

 
Рейтинг: +20 1129 просмотров
Комментарии (26)
Галина Карташова # 30 марта 2013 в 12:03 +1
voenpulem hihi

Развеселили!
Подготовительная часть немного затянута и воспринимается очень серьёзно. Вначале даже не верилось, что это будет смешно.

live1
Юрий Соболев ( ГЕОРГ ВЕЛОБОС) # 4 апреля 2013 в 18:52 +1
Так в том-то и дело, что все было на полном серьезе! По Системе Станиславского,так сказать. С чувством веры и правды laugh
Алла Черная # 30 марта 2013 в 12:11 +1
Посмеялась от души! Спасибо! Я себе это так ясно представила!У меня была похожая история. У нас в школе был драм кружок. Мы ставили пьесу , называлась она " Замечательный щенок" Я играла роль бабушки. Суть такая, нашли щенка , принесли его домой и каждый хотел дать ему имя. бабушка назвали его ГРОШИК. А я вырядилась так, что меня было не узнать, Юбку бабушкину, кофточку, передник, платочек и из конопли сделали такой паричок седых волос. Ну к платку не пришили, просто так мол, платок придавит и сойдет. И говорила я таким старческим голосом. Щенка нам одолжили, и на репетиции с ним носились, чтоб привык как-то к нам. Так вот в самый последний момент, слышу из переднего ряда спрашивают: " Кто бабушку играет? Не знаю!" И мой Грошик, которого я держу на руках и ласкаю, как тяпнет меня за этот парик и содрал эту кудлу с головы, и весь зал, как грохнет! И все стали аплодировать! Потом долго вспоминали эту пьесу! А ее всю свою жизнь помню!Спасибо за рассказ. Курьезов в жизни много!
Юрий Соболев ( ГЕОРГ ВЕЛОБОС) # 4 апреля 2013 в 18:54 +1
Спасибо Алла! Я вижу и мне, и Тебе и всем нам есть, что вспомнить)))
Наталья Исаева # 30 марта 2013 в 17:44 +1
С удовольствием прочитала ваш рассказ, Юрий! Да, театр - это особый мир, и много казусов случается на сцене.
И тут же память увела меня в юность, когда я занималась в театральном кружке у Кузнецова Николая Ивановича - режиссёра музыкального театра (ведь в те времена все где-нибудь подрабатывали), прекрасное было время!!! И с нами тоже было много разных смешных случаев.
Спасибо вам!!! С теплом. Наташа.
Юрий Соболев ( ГЕОРГ ВЕЛОБОС) # 4 апреля 2013 в 18:58 +1
Кажется Чехов сказал, что театр - зеркало души человека, в котором отражено все: и добродетель, и пороки)))
Лидия Гржибовская # 30 марта 2013 в 17:46 +1
Развеселили...
Юрий Соболев ( ГЕОРГ ВЕЛОБОС) # 4 апреля 2013 в 18:55 +1
Не скрою. Я старался)))
Тая Кузмина # 31 марта 2013 в 13:48 +1
ЮРИЙ! ОТЛИЧНЫЙ РАССКАЗ! ВЫ ЗАМЕЧАТЕЛЬНО НАПИСАЛИ, МНЕ ОЧЕНЬ ПОНРАВИЛОСЬ!!

Юрий Соболев ( ГЕОРГ ВЕЛОБОС) # 4 апреля 2013 в 18:59 +1
Спасибо Тая!
Маргарита Шульман # 31 марта 2013 в 16:59 +1
Юрий, отличный рассказ!
Спасибо и удачи в конкурсе.

buket3
Юрий Соболев ( ГЕОРГ ВЕЛОБОС) # 4 апреля 2013 в 19:00 +1
Спасибо! Главное не победа, а участие.
Светлана Тен # 1 апреля 2013 в 14:05 +1
Забавно! super
Юрий Соболев ( ГЕОРГ ВЕЛОБОС) # 4 апреля 2013 в 19:24 +1
И то приятно rolf
Нина Бочкарева # 1 апреля 2013 в 22:50 +1
Очень интересно! Юра замечательный рассказчик! v
Юрий Соболев ( ГЕОРГ ВЕЛОБОС) # 5 апреля 2013 в 00:30 +1
Спасибо Нина! Я очень рад rolf
Наталья Кисялевич # 1 апреля 2013 в 22:57 +1
Спасибо за интересный рассказ, Юрий! Замечательная история! rose
Юрий Соболев ( ГЕОРГ ВЕЛОБОС) # 5 апреля 2013 в 00:35 +1
Да Наташа! Подобных этому было в моей жизни случаев предостаточно. Вспомнить бы только все)))))
Светлана Дергачева # 1 апреля 2013 в 23:34 +1
Забавный рассказ и написан занимательно.
Юрий Соболев ( ГЕОРГ ВЕЛОБОС) # 5 апреля 2013 в 00:56 +1
Спасибо Света 38
Вовка Р # 8 апреля 2013 в 23:32 +1
Хорошо написано. Браво! Мне понравилось.
Юрий Соболев ( ГЕОРГ ВЕЛОБОС) # 9 апреля 2013 в 07:43 +1
Спасибо! Мне тоже))) rolf
Элиана Долинная # 11 апреля 2013 в 17:31 +1
Браво, Георг! super Я просто ухохоталась! hihi

Юрий Соболев ( ГЕОРГ ВЕЛОБОС) # 12 апреля 2013 в 00:08 0
Спасибо! Если это действительно так, я в восторге rolf
Любовь Градинар # 19 апреля 2013 в 09:54 +1
Занимательная история, из воспоминаний студенчества.
Улыбнули, такие казусы бывают довольно часто...
И всё же выстрел прозвучал...

super
Юрий Соболев ( ГЕОРГ ВЕЛОБОС) # 3 февраля 2014 в 19:28 0
О да! Ведь не зря же ещё К.С.Станиславский сказал: - Если на сцене висит ружьё, то хоть раз, хоть в самом конце третьего акта оно обязательно доглжно выстрелить)))