|
Автор - это художник слова. Художник слова действует не с позиций жизни, всегда несвободной, где человека во многом определяет его моральный выбор, а с позиции творческой свободы, когда зло и добро, ненависть, любовь, ожидание, разлука, одиночество - равно интересны для их изображения. Главное талантливо, колоритно и мастерски создать эстетический образ, изобразить, а что - не важно. Но что ожидает автора, когда он не сможет это выразить словами? Он - играет. Да, играет, как актёр на сцене, играет по сценарию или написанной пьесе. Возникает иллюзия, что само искусство определяет и главное для него - не осуждать и восхищаться, а ИЗОБРАЖАТЬ. Главное условие творчества не моральность, не сознательный моральный выбор, а талантливость, мастерство в изображении прозреваемого, творение в свободе, испытание души - своей и чужой - в её разнообразии. Это не просто восприятие явлений, но восприятие их особенностей, а значит и особенностей, возможностей и собственной души. Это игра со смыслами и формами, с реальным и условным, с логикой и фантазией самого автора. Трудно понять автора - если его замысел не поймут. Если в произведении автор вырисовывет образ, он может быть не понят читателем. Но любой образ имеет ряд смыслов. Одно изображённое может выражать и любовь, и ожидание, и одиночество. Думаю, что в этом произведении насилие искусства касается не истины чувств автора и его героини, а в необходимости донести его до читателя талантливо, творчески, образно, глубоко. Можно изобразить своё чувство бесталантливо - и тогда оно не найдёт отклика у читателя. Может быть ситуация и такая, что читатель просто ещё не созрел до понимания изображённого чувства. Читатель не принимал порою произведения, а через какое-то время они становились шедеврами. Я увидел, что автор, как бы экспериментирует со своей душой - выявляет её пороки, достоинства, высоту, глубину, - все метафоры, образы, символы, психологические наблюдения - всё это в произведении модификации души индивида, творца, человека вообще, меня и другого. "Это моё Я" - говорит нам автор своим произведением, и Я - человека вообще в разных условных положениях, ситуациях, воплощение в образе. Считаю, пусть ответ останется за нашими судьями, которые сделают свои выводы. Главная критика произведения ведётся с позиций морали - насколько оно имеет моральный дух, что даёт моральной потребности читателя и человека.
|