Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня у нас в гостях ещё одна Жемчужина Парнаса - поэт и прозаик Евгений Кононов!!! Евгений известен нам под псевдонимом Евгений Век.
Евгений является членом Союза Писателей, финалист Премии Писатель года 2012.
Беседует с Евгением Веком наш редактор, художник и писатель Марина Попова.
О СЕБЕ
Если коротко, то жизнь заканчивается, не успев начаться.
Нам не всегда и всюду рады.
И так, наверное, у всех.
И даже если что-то надо,
То это надо не от тех…
Месяц, как на пенсии.
А между рождением в Башкирии и пенсией – школа, Уфимский авиационный техникум, Кубанский государственный университет, комсомол, студенческий театр, вокально- инструментальный ансамбль, бардовские фестивали, литературные семинары, трое детей, аудио альбом с песнями, три книги, коричневый пояс айкидо (первый «кю»), несколько шрамов и сломанное плечо, привычка отжиматься на кулаках – все то, что крайне необходимо профессиональному бухгалтеру.
(М.А.):
- Уважаемый Евгений, как к Вам обращаться...
(Евг.К.):
- Внук зовет меня Валентинычем.
(М.А.):
- В таком случае, лучше буду Вас называть по имени. Уважаемый Евгений, Вы бы хотели побывать в своем детстве?
(Евг.К.):
- Мне кажется, что шансов побывать в детстве теперь все больше с каждым годом. Потихоньку впадаю! Детство раннее было довольно жестким. Не всегда теплым и сытым. Не всегда мирным и добрым. Но всегда - светлым. Именно таким оно видится по мере своего отдаления. А еще оно кишело приятелями, футбольными мячами, мальками в реке. Было полно малины и клубники, грибов и картофеля, запеченного на углях костра.
Где дважды солнце слепит
И светом воздух прян,
Камыш под детский лепет
Спускается в лиман.
Податься бы туда мне,
Во сне ли, наяву,
И юркнуть змейкой в плавни,
Своим в камыш-траву.
Там берега меняют
Свободно плавуны.
Ещё - мечты витают,
По-прежнему юны.
Такие! - лишь лимана
Недостижимо дно!
И невозможно - рано.
И поздно - не дано.
(М.А.):
- У каждого человека при воспоминании о детстве возникают те или иные картины. И у Вас приключений было, думаю, предостаточно, как смешных, так и не очень. Возможно, какие -то картины из детства Вас греют всю жизнь.
(Евг.К.):
Переворошил сейчас не картины, а картинки детства и задумался. Над нами не тряслись. Не учили ОБЖ. На праздники в парке гулял народ, мы, дети, носились повсюду и нас только угощали, не принято было беспокоиться за детей.
Что касается на самом деле дорогих воспоминаний…
Помню, как последний защитник Брестской крепости Гаврилов Петр Михайлович (Гаврилова, по совпадению, девичья фамилия моей мамы) взял меня на руки, когда шел по школьному коридору. Одного из всех школьников. И опустил на ноги уже у выхода. А он ведь был фигурой из учебника истории. Герой Советского Союза. Пожалуй, подобных встреч у меня больше не было.
Так вышло, что в детстве путешествовал. Отец собирался стать геологом. А стал музыкантом (класс баян, аккордеон). Поэтому из Башкирии мы поехали в Киргизию, оттуда на Чукотку, а потом на Кубань.
Помню, когда приехали в маленький поселок Илирней, меня поразила махонькая улица, где через дом стояла яранга – дом, яранга, еще дом, еще яранга. И круглые сутки день.
Попал на пилораму однажды. Там никого не было. Зато были гвозди и много деревянных отходов. Успел сделать несколько танков самостоятельно, пока не услышал странный шум – как будто толпа людей поблизости шумит.
Выглянул – точно, шумит, мало того, приближается грозно. Оказывается, было уже три часа ночи. Несмотря на солнце на небе.
В общем, поставили меня в угол за мои танки. Я молчал, как партизан, не совсем осознавая меру собственной вины. Не наблюдая моего раскаяния, особо ретивые искатели советовали выпороть и даже предлагали свои ремни.
Мои родители педагогично делали вид, что согласны с суровым северным предложением, но позже, когда все успокоятся и уйдут. А когда все ушли – отправили спать.
Так я узнал, что такое полярный день.
РУСЬ
…Это ей ты детством был завещан.
Честное - всегда игре сродни.
Нареченный, лучшую из женщин,
В благодать туманом оберни…
(М.А.):
- Чего Вы боялись больше всего на Свете в детстве? И чего боитесь сейчас?
Мальчик
Принц опять принимает праздник -
Парад планет.
Приручил и исчез, проказник,
Простыл, как след.
Колируя шипы и розы
Мечтой пари.
Океан - не его ли слезы,
Экзюпери?
Улетай, оказаться ближе
Не к небесам,
К удивлению - мальчик выжил.
И он - ты сам. (Евг.К.)
(Евг.К.):
- Страхи? Самый большой – стоматолог. Опять задумался. Потому что не боюсь. Наверное, потому, что выросли дети, они самостоятельны во всех смыслах.
Если и было беспокойство за образование, становление, то сейчас все позади. Остается радоваться за них и вместе с ними. И можно положиться на них. Живешь их радостями и печалями. Ничего не боялся в детстве – тонул, горел, удирал от волков, стреляли, выжил.
Как же это вышло-то,
Что храню,
Веру не Всевышнему,
А коню?
Так вдвоем от замяти
В лебеду
И бредем у памяти
В поводу.
(М.А.):
- Евгений, можно о волках рассказать подробнее…
(Евг.К.):
- Собственно, рассказывать нечего. Пошел за дровами на край поселка. Утром рано. Там, в Илирнее, кололи дрова на всех. На сопке три силуэта заметил только тогда, когда волки завыли. Я еще только подходил к поленнице. Волки побежали вниз по сопке, к поселку. Я дрова набирал и видел – быстро бегут. Думал, успею. Да и собаки в поселке были. Как-то не поверил, что у волков смелости хватит на меня в поселке напасть. Хотя каждый был крупнее меня размерами. Но когда они через реку Анюй пошли наметом, понял – хватит смелости. Бросил я дрова и тикать. Успел.
(М.А.):
- Школа оставила свой добрый след в Вашей душе?
(Евг.К.):
- Школа до сих пор меня преследует и наставляет. Никогда не оставляла в покое. Дело в том, что моя первая учительница – собственная Мама. В первый класс я пошел в поселке Илирней Билибинского района Магаданской области. Учащихся там было столько, что один ряд парт занимал весь первый класс, а другой ряд – весь третий. Больше того, мама – первая учительница моей супруги, моих детей (своих внуков), но очень надеюсь, что правнуки ей не достанутся.
Помню, как поначалу меня на полном серьезе отправляли за родителями. И мы вдвоем с отцом вынуждены были посреди двух классов стойко выслушать нравоучения по поводу легкомысленного отношения к процессам воспитания и обучения.
Маму нравоучения воодушевляли до тех пор, пока однажды на мое очередное – «пап, мама зовет», отец внушение решил взять на себя, а маме пришлось дополнительно к сумке с тетрадям и журналами нести еще и мой портфель.
Отличником я стал только в старших классах. Да и то не навсегда.
А, когда на правах родителя, я снова оказался в классе своей первой учительницы, история повторилась. Правда, отношение к ученику стало диаметрально противоположным.
Так что супруге неоднократно пришлось оправдываться перед школьными медицинскими работниками за чрезмерную заботу бабушки о здоровье внука.
За то, что он, вопреки ее предположениям, - прекрасно слышал, отлично видел, у него не болели голова и живот. Единственное недомогание – любовь бабушки, не излечивается.
Отличником сын так и не стал. Зато ему нет равных в ведении переговоров.
Все равно мы опять поверим,
В этот гул, этот бой сердец!
Ожидают: и светлый терем,
И души расписной ларец,
И спешат горностай и ласка
Из далекого - далека...
Никого не оставит сказка,
Не рассказанная пока!
(М.А.):
- Удивительно устроены люди. То, что недолюбили в детях, то чего не додали детям бабушки и дедушки спешат отдать внукам.
Евгений, Вы говорили, что принимали участие в Студенческом театре.
(Евг.К.):
- Студенческий театр? СТЭМ, как его называли. Это был праздник длинной в три с половиной года. Техникум. Репетиции до часа ночи перед премьерами. Сон на парах. И снова праздник. Истерики режиссера (они все истеричные). Актерские шалости (как без них?)
А когда играешь Чуланова в «Сильном чувстве» Ильфа и Петрова, а визави не может швырнуть в тебя консервные банки по мизансцене, потому что не поднимаются руки от жалости к персонажу, понимаешь, что игра признается за жизнь.
Или распирает гордость за реплику собственного палача - «Жду, государь!» в «Обыкновенном чуде» Евгения Шварца, тоже понимаешь, что пропал.
И год репетиций на один спектакль не кажется непомерной платой. А еще рукописный текст «Мастера и Маргариты», ходивший по рукам, Сельвинский, Тихонов, Пастернак, Ахматова, Цветаева... И друзья, друзья, друзья…
Ложи – в слезы! В набат – ярус!
Срок – исполнись, герой – будь!
Ходит занавес – как парус,
Ходит занавес – как грудь…
Театр дает четкое представление о фальши. Такое четкое, что начинаешь чувствовать фальш в словах, движениях, взглядах, интонации окружающих.
И так тяжело избавиться от этой приобретенной особенности. Словно постоянно читаешь чужие мысли. И как-то весело и страшно привыкать к первым ролям.
(М.А.):
- Мы все играем первые роли на сцене Жизни. Уважаемый Евгений, Вы затронули интересную тему о человеческих чувствах, об их утончении, говоря о фальши о новой чувствительности.
Нежность
У нежности чувствительные пальцы.
И знают боль уколами иглы.
Тугое небо - полотно на пяльцы,
Стежки, как звезды дальние, малы.
У нежности, у мастерицы чувства,
Случаются шедевры. Или нет.
А мулине простегнуты в искусство,
Ее царапин оставляя след.
Она не прячет болевые точки,
Смертельные - ты не передави,
Тогда стежки, которых нет ни строчки,
Проявятся у нежности. В любви. (Евг.К.)
Ваша жизнь усложнилась после утончения Ваших чувств и восприятия Мира? На Вашем творчестве это каким-то образом отразилось?
(Евг.К.):
- От закулисной и околокулисной ностальгии есть хорошее лечебное средство – армия. Первые пару месяцев в армии как будто снится один и тот же сон – вот подойдет старшина и скажет: «Да ладно, побаловались и будет! Все по домам!» И шлепнет дружески .
Потом все приходит в норму. В том числе и восприятие мира. После марш-бросков и картошки, нарядов вне очереди и случайных выстрелов из АКМ в карауле.
И хорошо, если не попадаешь на «театр военных действий» в армии. Мне не случилось и никому не желаю. А люди, как и везде, разные. Только помню, как примерно через неделю после мобилизации мне захотелось обратно. Так же сильно, как и на сцену в свое время.
Сам я атеист. Что тут поделаешь. Так воспитали. А вот с заповедями согласен. Пытаюсь соблюдать.
Хотя…
Уже не важно, суждено ли было -
Дорога к храму, голуби на ней,
И так я знал, что ты меня любила,
Теперь уверен - не могла сильней!
(М.А.):
- Как Вы считаете, Евгений, если верить, что человек. приходит на Землю несчетное число раз, отрабатывая свою Карму и нарабатывая новую, игра актера не утяжеляет судьбу? Ваше мнение.
(Евг.К.):
- Думаю, что да. Дело в том, что актер самостоятельно ставит перед собой задачу вжиться в образ. А как вжиться, если не знакома зачастую психология поступков персонажа? Вот и примеривают (как умеют) на себя роль. Вполне вероятно перевоплощение, из которого сложно выйти, как из пространственно-временного перехода.
Я Вас придумывал ночами,
Мечась горячечно без сна,
Мне мнились залы со свечами,
А Вы - настали, как весна.
И, руку подавая в лето,
Лишив и правил, и предтеч,
В избытке радости и света
Тепла не думали беречь.
Выращивая, как прощенье,
Богатства осени. И Вам
Листвы и золота вощенье
В кострах курили фимиам.
И в зиму вихрями умчали,
Как будто с горки на санях.
Я Вас придумывал. Едва ли.
Придумывали Вы меня.
(М.А.):
- Как Вы считаете, Евгений, а нужен ли театр людям? Возможно ли поднять культурный уровень людей посредством театрального искусства, если их переживаний и восхищений хватает ровно на путь от театрального зала до вешалки, где зрители превращаются часто в пещерных людей, хотя пять - десять минут назад плакали от восторга, уносясь своей душой в заоблачные выси...
(Евг.К.):
- Думаю, любое настоящее искусство необходимо. Достаточно вспомнить «Ералаш» с его «Волшебной силой искусства». А человека необходимо воспитывать. Тяга к искусству не должна проявляться в желании обладать шедевром в результате его кражи.
Этому и должно учить воспитание. Как ни парадоксально, как раз это и есть задача искусства. Только ведь никто не склонен учиться на чужих ошибках. Все жаждут совершать свои.
Время - мела крошево
В полотно доски.
На уроки прошлого
Не поднять руки.
На дом счастье задано
И не ждать беды,
Было все загадано
Прочерку звезды
(М.А.):
- И соответственно возникает вопрос о поэзии. Цель искусства в жизни обычных людей и людей творческих.
(Евг.К.):
- Мне кажется, нельзя делить людей на обычных и творческих. Творчество присуще всем.
Неважно в чем оно проявляется, но творческий подход – сущность человеческой натуры. Это - возможность создать свой собственный мир, в котором комфортно. Который лучше окружающего.
Причем, неважно, будут ли это картины, стихи или поделки из металла либо дерева, неважно, будут ли они шедеврами. Важно, что человек будет ощущать себя творцом.
Если говорить о поэзии, то не считаю себя поэтом. Спасибо литературным сайтам. Огромное спасибо ПАРНАСУ!
Может быть, у меня появилось несколько стоящих стихов именно благодаря им. Поэзия, как любое творчество, позволяет создать свой собственный мир. Поэтому и пишутся стихи. Для себя в этом созданном мире.
Наверное, вот так
И маешься стихами –
Тебя – как будто нет,
Нет ничего. Нигде.
Навалится тоска
Тяжелая, как камень,
А ухнет – белый свет
Кругами по воде…
(М.А.):
- Читая Ваши слова о том, что Вы “Месяц, как на пенсии” невольно вспомнила Простоквашино...
Почтальон Печкин говорил, что его жизнь только началась... Выходит, мы с Вами встретились у истока Вашей новой жизни.
(Евг.К.):
- Странное совпадение, но я до переезда на Кубань жил в «Простоквашино» на севере. В городе с замечательным названием «Радужный», олицетворяющем мечту.
Еще не почувствовал кардинального излома в собственной судьбе. Просто отдыхаю. Работаю над небольшим сборником стихов (появилось время). Готовлю спиннинги и наживки. Люблю рыбалку. Занимаюсь садом и огородом.
А на север поехал в свое время для того, чтобы появилось свободное время, (такой вот каламбур). Чтобы писать. Работать начинал вахтой – две недели на севере, две недели дома.
Свой первый рассказ писал долго, почти два года. Печатная машинка... Ошибся – начинай сначала. Песня про белого бычка... Сейчас гораздо проще все. Один компьютер - и ты во всем мире. И опять появилось свободное время.
«... Немец был обычный – рыжий, уши торчком, круглые очки косо сидели на носу, пилотка съехала набок. Ничего страшного не заметил Федор. А когда тот стал испуганно отмахиваться от прилетевшей на сладкое осы, и вовсе смешно стало Федору. Он и рассмеялся. И отчего забеспокоился немец, и почему плечо с ремнем задергалось, так и не понял Федор. Резанула очередь малиновые кусты, так что посыпалась спелая малина. Сильно тряхнуло маленькое тело Федора. Первая капля крови, крупно набухнув, шлепнулась мягко, совсем как оброненная малина.
Недоумение застыло в глазах Федора. Так и не успел он поверить в отцовский обман…»
(М.А.):
- Простите, для меня это – открытие! Не читала Вашей прозы. Что это был за рассказ? Как он называется? Поведайте нам, пожалуйста, о Евгении – прозаике.
(Евг.В.):
- Рассказ называется «Обман». У меня пара повестей, десятка два рассказов. Так что прозаиком меня назвать сложно. Есть знакомые - по несколько романов написали, опубликовать не могут… Я – счастливее. Не знаю, почему, опубликовано все, что я хотел бы опубликовать. Теперь даже жалею об этом. Не нужно было так поспешно…
(М.А.):
- Под каким псевдонимом Вы публиковались?
(Евг.В.):
- Евгений ВЕК – мой литературный псевдоним. В память об армии. Там бывало необходимо коротко друг к другу обращаться. Как-то пришли к инициалам. ВЕК – мои инициалы наоборот. Первые статьи в газету написаны были в армии именно под этим псевдонимом, а потом и всё остальное.
(М.А.):
- Уважаемый Евгений, где Вы учились мастерству поэта и прозаика? Или это природный дар?
(Евг.В.):
- Дар – слишком громко сказано. Нет, я не учился специально литературе. Впервые на литературный семинар попал в 1996 году в Тюмени. Там меня расчихвостили так, что практически сразу и появилась первая книжка – «Толпа». Из чувства противоречия. «Ах, так! Нате вам!».
Теперь понимаю, что поспешил. С тех пор семинаров было множество. Первые рекомендации в СП РФ получил еще в 2003 году. Потом долго думал. В декабре прошлого года написал заявление о вступлении. Приняли.
(М.А.):
- Вы любите участвовать в литературных конкурсах? И имеете ли награды в литературных конкурсах?
(Евг.В.):
- Очень не люблю. Бывало, конечно, принимал участие в конкурсах. И даже побеждал в них. Наград не имею. Пожалуй, самое большое литературное достижение – финалист «Проза.ру» в номинации «Писатель года 2012» Был приглашен в ЦДЛ 21 марта, очень хотел попасть, к сожалению болел. Думаю, встретил бы там многих, с кем общаюсь на литературных сайтах. По моему глубочайшему убеждению – лучше все-таки встречаться очно. Неизгладимые впечатления остаются!
(М.А.):
- Да, и со мной бы встретились… Я летала в ЦДЛ в 2012 и в 2013 по похожей причине. Что Вас побуждает творить?
(Евг.В.):
- Зуд внутренний. Классифицировать это не могу. Согласен с мнением, что каким-то непостижимым образом на авторов влияют болевые точки общества. Как они определяются авторами – загадка для меня. Но, даже когда все казалось бы хорошо, находятся авторы, опережающие время. Будто хотят предупредить события. И оказываются правы.
(М.А.):
- У Вас есть ещё какие-нибудь увлечения, кроме рыбалки и сада-огорода?
(Евг.В.):
- Спортзал. Татами.
(М.А.):
- Евгений, Вы любите жизнь? Людей?
(Евг.В.):
- И животных тоже! Очень!
(М.А.):
- Кто так говорит: “Если коротко, то жизнь заканчивается, не успев начаться”, можно предположить, что его жизнь удалась!
(Евг.К.):
- Пожалуй, жизнь удалась. Как у каждого, всякое случалось. Но в ней бывает (у мальчишек – точно), что лучшими друзьями становятся те, с кем подерешься.
Так и с жизнью. Колошматит порой. Но, если не распускать нюни, начинает посматривать заинтересованно, подарки подсовывать, удивляться, если не принимаешь, уважать.
И как-то сами собой разрешаются трудные вопросы. И в первом классе встречается будущая супруга, мимо косичек которой невозможно было спокойно пройти, потом трое детей, потом внуки и место для всех в доме и собственном саду. Но самое главное – место для них в собственном сердце. И для тебя – в их сердцах. И даже не надо об этом говорить, это естественно, как дыхание.
Все сложилось. Если говорить о литературе, то когда то давно дал слово собственной супруге, что больше не буду писать (смотрите выше о перевоплощениях). Держал его довольно долго, пока не убедился, что перевоплощение мне больше не грозит. Три книжки. Готовится четвертая. Мне сейчас только камин сделать осталось, чтобы было где подумать о вечном. Думаю, успею.
А мне теперь всего-то надо…
А все еще так глупо жду
От золотого звездопада
Хотя бы раз один в году
Обрушившееся наследство,
А в нём – как заводи тихи,
Со мной впадающие в детство,
Всего-то водятся стихи…
(М.А.):
- Ваши слова напоминают слова Молитвы Антуана де Сент-Экзюпери «Я знаю, что многие проблемы решаются, если ничего не предпринимать, так научи меня терпению»
Евгений, случались ли в Вашей жизни встречи, которые буквально перевернули Ваше мировоззрение?
(Евг.К.):
- Летом далекого 1992 года 25 августа мы в обеденный перерыв решили в лес заглянуть с водителем. За грибами. Поселок вахтовый далеко от цивилизации. Места нехоженые. Черника, брусника – ковром. Невозможно шагнуть, чтобы не наступить на ягоды. Грибов – один срезаешь, несколько штук рядом. Подосиновики. Разогнулся, вижу метрах в двадцати поверх куста голубики голова медвежья. Глаза закрыл, думал, померещилось. Открываю – никуда голова не делась.
И тут сглупил от неожиданности, крикнул водителю – Медведь! Потом понял, что это была медведица. От крика моего поднялась на дыбы – и тараном на меня. Не рычала, но выдох в прыжке – на весь лес. Полез я на ближайшую тоненькую березу – что в голову пришло. Врут, что сил прибавляется. Не смог я даже на березу залезть. Сапоги резиновые мокрые скользкие. Ствол гладкий. Не смог. Чувствую, что хана.
Оглянулся – рядом медведица, рукой дотянуться могу. Только странно себя ведет, вниз голову опускает. В другую сторону повернулся, а там оказывается медвежонок. Вот медведица за него больше испугалась, чем на меня рассердилась. Получилось, что он на какое-то мгновение раньше мамаши у березы оказался. Она мордой его в лес и погнала.
А я с тех пор радуюсь простым вещам. И не раз задумывался – для чего мне судьба столько раз жизнь дарила?
Приходи. Я не знаю, зачем.
Просто так. Даже повод не нужен.
Видишь, дождик зашлепал по лужам,
В грустном поиске сказочных тем.
Трепыхнется, как сердце в груди.
Лист - ему неуютно и сыро.
Приходи - сотворением мира.
И крушеньем его - приходи...
(М.А.):
- «Помоги мне понять, что мечты не могут быть помощью. Ни мечты о прошлом, ни мечты о будущем. Помоги мне быть здесь и сейчас и воспринять эту минуту как самую важную.
Убереги меня от наивной веры, что все в жизни должно быть гладко. Подари мне ясное сознание того, что сложности, поражения, падения и неудачи являются лишь естественной составной частью жизни, благодаря которой мы растем и зреем», (Молитва, Антуан де Сент-Экзюпери).
Евгений, а у Вас есть мечты?
(Евг.К.):
- Была. Большая. Стать писателем. Как будто стал. Теперь вынужден придумывать новую. Скоро придумаю.
Мечта - журавль у колодца...
Тропинка, на которой ты, -
Так невозможно тонко вьется,
Вот-вот не вынесет мечты...
Я провожу ее, как стаю
Птенец со сломанным крылом.
И с нею в синеве растаю
Прощальным криком за селом...
(М.А.):
- «Ты знаешь, как сильно мы нуждаемся в дружбе. Дай мне быть достойным этого самого прекрасного и нежного Дара Судьбы», (Молитва, Антуан де Сент-Экзюпери). Евгений, у Вас много друзей? Есть ли среди них творческие люди?
(Евг.К.):
- Друзей не бывает много. К сожалению, они убывают с течением жизни. А хороших знакомых – не пересчитать.
У нас в станице команда КВН БАК – победительница высшей лиги КВН. Спрашивается, откуда? В станице! Три члена Союза писателей России. Наверное, перебор для станицы. Конечно, все они – мои друзья.
А еще знакомые театралы, а еще музыканты и художники. В станице! А еще на севере – все барды и писатели Ханты-Мансийского округа-Югра! Очень много! И пусть становится еще больше!
…И тесно жмутся, как друзья,
Грибы в лукошке,
И отнимать еще нельзя
Котят у кошки,…
(М.А.):
-Какие качества в людях Вы цените больше всего? А какие свойства характера ненавидите?
(Евг.К.):
- Честность? Верность? Преданность? Наверное, порядочность. Это качество включает в себя все предыдущие. А людей я пытаюсь понять. Понять – значит простить.
По красоте и гордость шла,
Сгубила, вредная привычка.
Любовь, короткая, как спичка,
Не догорела, а сожгла.
И оказалось - грош цена,
Всему, что в жизни что-то значит,
Когда свиданья не назначит
Ее беде его вина.
Пропало все, пошло ко дну,
А гордость, эта недотрога,
Никак не выпросит у Бога
Любовь и жизнь. Еще одну.
Как я могу в них что-то ненавидеть, если стараюсь понять? Лучше я буду их любить. Они же такие разные, такие интересные!
Уж если в крик – срывая голос.
И если кто-то – только ты,
Не обмануться – ни на волос,
Дарить – охапками цветы…
И если бить – не промахнуться,
И полюбив – не ворожить.
Уйти – обратно не вернуться,
Иначе – разве стоит жить…
(М.А.):
- Ваше любимое стихотворение.
(Евг.К.):
- Очень серьезно задумался. Много. Даже здесь на сайте есть авторы, стихи которых я помню. А уж некоторые я бы поместил в антологию Русской поэзии. И она бы только выиграла от этого. Не буду никого называть, потому что вдруг кого-нибудь не вспомню…
Дорогое
Молчим. Почти не говорим
Про дорогое.
Про тех, кто дорог и любим
И про другое,
Про дым из труб и про тепло
У старой пЕчи.
Про то, что как ни тяжело,
А время лечит.
Про то, что сколько ни беги -
Куда же деться?
И, как себя ни береги -
Все дальше детство,
Где тесно жмутся, как друзья,
Грибы в лукошке,
И отнимать еще нельзя
Котят у кошки,
И влажно тычутся в плечо
Носы щенячьи,
И одинаковы еще
Слепой и зрячий,
Как будто небо голубей,
И завтрак школьный
Ждет стая сизых голубей
Над колокольней...
Отечеству созвучна честь,
А дым не тает...
Немного дорогого есть,
На всех хватает!
(М.А.):
- Огромное спасибо, Евгений, что откликнулись на наше предложение и согласились побеседовать со мной.
[Скрыть]Регистрационный номер 0136638 выдан для произведения:
Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня у нас в гостях ещё одна Жемчужина Парнаса - поэт и прозаик Евгений Кононов!!! Евгений известен нам под псевдонимом Евгений Век.
Евгений является членом Союза Писателей, финалист Премии Писатель года 2012.
Беседует с Евгением Веком наш редактор, художник и писатель Марина Попова.
О СЕБЕ
Если коротко, то жизнь заканчивается, не успев начаться.
Нам не всегда и всюду рады.
И так, наверное, у всех.
И даже если что-то надо,
То это надо не от тех…
Месяц, как на пенсии.
А между рождением в Башкирии и пенсией – школа, Уфимский авиационный техникум, Кубанский государственный университет, комсомол, студенческий театр, вокально- инструментальный ансамбль, бардовские фестивали, литературные семинары, трое детей, аудио альбом с песнями, три книги, коричневый пояс айкидо (первый «кю»), несколько шрамов и сломанное плечо, привычка отжиматься на кулаках – все то, что крайне необходимо профессиональному бухгалтеру.
(М.А.):
- Уважаемый Евгений, как к Вам обращаться...
(Евг.К.):
- Внук зовет меня Валентинычем.
(М.А.):
- В таком случае, лучше буду Вас называть по имени. Уважаемый Евгений, Вы бы хотели побывать в своем детстве?
(Евг.К.):
- Мне кажется, что шансов побывать в детстве теперь все больше с каждым годом. Потихоньку впадаю! Детство раннее было довольно жестким. Не всегда теплым и сытым. Не всегда мирным и добрым. Но всегда - светлым. Именно таким оно видится по мере своего отдаления. А еще оно кишело приятелями, футбольными мячами, мальками в реке. Было полно малины и клубники, грибов и картофеля, запеченного на углях костра.
Где дважды солнце слепит
И светом воздух прян,
Камыш под детский лепет
Спускается в лиман.
Податься бы туда мне,
Во сне ли, наяву,
И юркнуть змейкой в плавни,
Своим в камыш-траву.
Там берега меняют
Свободно плавуны.
Ещё - мечты витают,
По-прежнему юны.
Такие! - лишь лимана
Недостижимо дно!
И невозможно - рано.
И поздно - не дано.
(М.А.):
- Расскажите нам что-нибудь из своего детства. У каждого при воспоминании о детстве возникают те или иные картины. И у Вас приключений было, думаю, предостаточно, как смешных, так и не очень. Возможно, какие -то картины из детства Вас греют всю жизнь.
(Евг.К.):
Переворошил сейчас не картины, а картинки детства и задумался. Над нами не тряслись. Не учили ОБЖ. На праздники в парке гулял народ, мы, дети, носились повсюду и нас только угощали, не принято было беспокоиться за детей.
Что касается на самом деле дорогих воспоминаний…
Помню, как последний защитник Брестской крепости Гаврилов Петр Михайлович (Гаврилова, по совпадению, девичья фамилия моей мамы) взял меня на руки, когда шел по школьному коридору. Одного из всех школьников. И опустил на ноги уже у выхода. А он ведь был фигурой из учебника истории. Герой Советского Союза. Пожалуй, подобных встреч у меня больше не было.
Так вышло, что в детстве путешествовал. Отец собирался стать геологом. А стал музыкантом (класс баян, аккордеон). Поэтому из Башкирии мы поехали в Киргизию, оттуда на Чукотку, а потом на Кубань.
Помню, когда приехали в маленький поселок Илирней, меня поразила махонькая улица, где через дом стояла яранга – дом, яранга, еще дом, еще яранга. И круглые сутки день.
Попал на пилораму однажды. Там никого не было. Зато были гвозди и много деревянных отходов. Успел сделать несколько танков самостоятельно, пока не услышал странный шум – как будто толпа людей поблизости шумит.
Выглянул – точно, шумит, мало того, приближается грозно. Оказывается, было уже три часа ночи. Несмотря на солнце на небе.
В общем, поставили меня в угол за мои танки. Я молчал, как партизан, не совсем осознавая меру собственной вины. Не наблюдая моего раскаяния, особо ретивые искатели советовали выпороть и даже предлагали свои ремни.
Мои родители педагогично делали вид, что согласны с суровым северным предложением, но позже, когда все успокоятся и уйдут. А когда все ушли – отправили спать.
Так я узнал, что такое полярный день.
РУСЬ
«…Это ей ты детством был завещан.
Честное - всегда игре сродни.
Нареченный, лучшую из женщин,
В благодать туманом оберни…»
(М.А.):
- Чего Вы боялись больше всего на Свете в детстве? И чего боитесь сейчас?
Мальчик
Принц опять принимает праздник -
Парад планет.
Приручил и исчез, проказник,
Простыл, как след.
Колируя шипы и розы
Мечтой пари.
Океан - не его ли слезы,
Экзюпери?
Улетай, оказаться ближе
Не к небесам,
К удивлению - мальчик выжил.
И он - ты сам. (Евг.К.)
(Евг.К.):
- Страхи? Самый большой – стоматолог. Опять задумался. Потому что не боюсь. Наверное, потому, что выросли дети, они самостоятельны во всех смыслах.
Если и было беспокойство за образование, становление, то сейчас все позади. Остается радоваться за них и вместе с ними. И можно положиться на них. Живешь их радостями и печалями. Ничего не боялся в детстве – тонул, горел, удирал от волков, стреляли, выжил.
Как же это вышло-то,
Что храню,
Веру не Всевышнему,
А коню?
Так вдвоем от замяти
В лебеду
И бредем у памяти
В поводу.
(М.А.):
- Евгений, можно о волках рассказать подробнее…
(Евг.К.):
- Собственно, рассказывать нечего. Пошел за дровами на край поселка. Утром рано. Там, в Илирнее, кололи дрова на всех. На сопке три силуэта заметил только тогда, когда волки завыли. Я еще только подходил к поленнице. Волки побежали вниз по сопке, к поселку. Я дрова набирал и видел – быстро бегут. Думал, успею. Да и собаки в поселке были. Как-то не поверил, что у волков смелости хватит на меня в поселке напасть. Хотя каждый был крупнее меня размерами. Но когда они через реку Анюй пошли наметом, понял – хватит смелости. Бросил я дрова и тикать. Успел.
(М.А.):
- Школа оставила свой добрый след в Вашей душе?
(Евг.К.):
- Школа до сих пор меня преследует и наставляет. Никогда не оставляла в покое. Дело в том, что моя первая учительница – собственная Мама. В первый класс я пошел в поселке Илирней Билибинского района Магаданской области. Учащихся там было столько, что один ряд парт занимал весь первый класс, а другой ряд – весь третий. Больше того, мама – первая учительница моей супруги, моих детей (своих внуков), но очень надеюсь, что правнуки ей не достанутся.
Помню, как поначалу меня на полном серьезе отправляли за родителями. И мы вдвоем с отцом вынуждены были посреди двух классов стойко выслушать нравоучения по поводу легкомысленного отношения к процессам воспитания и обучения.
Маму нравоучения воодушевляли до тех пор, пока однажды на мое очередное – «пап, мама зовет», отец внушение решил взять на себя, а маме пришлось дополнительно к сумке с тетрадям и журналами нести еще и мой портфель.
Отличником я стал только в старших классах. Да и то не навсегда.
А, когда на правах родителя, я снова оказался в классе своей первой учительницы, история повторилась. Правда, отношение к ученику стало диаметрально противоположным.
Так что супруге неоднократно пришлось оправдываться перед школьными медицинскими работниками за чрезмерную заботу бабушки о здоровье внука.
За то, что он, вопреки ее предположениям, - прекрасно слышал, отлично видел, у него не болели голова и живот. Единственное недомогание – любовь бабушки, не излечивается.
Отличником сын так и не стал. Зато ему нет равных в ведении переговоров.
Все равно мы опять поверим,
В этот гул, этот бой сердец!
Ожидают: и светлый терем,
И души расписной ларец,
И спешат горностай и ласка
Из далекого - далека...
Никого не оставит сказка,
Не рассказанная пока!
(М.А.):
- Удивительно устроены люди. То, что недолюбили в детях, то чего не додали детям бабушки и дедушки спешат отдать внукам.
Евгений, Вы говорили, что принимали участие в Студенческом театре.
(Евг.К.):
- Студенческий театр? СТЭМ, как его называли. Это был праздник длинной в три с половиной года. Техникум. Репетиции до часа ночи перед премьерами. Сон на парах. И снова праздник. Истерики режиссера (они все истеричные). Актерские шалости (как без них?)
А когда играешь Чуланова в «Сильном чувстве» Ильфа и Петрова, а визави не может швырнуть в тебя консервные банки по мизансцене, потому что не поднимаются руки от жалости к персонажу, понимаешь, что игра признается за жизнь.
Или распирает гордость за реплику собственного палача - «Жду, государь!» в «Обыкновенном чуде» Евгения Шварца, тоже понимаешь, что пропал.
И год репетиций на один спектакль не кажется непомерной платой. А еще рукописный текст «Мастера и Маргариты», ходивший по рукам, Сельвинский, Тихонов, Пастернак, Ахматова, Цветаева... И друзья, друзья, друзья…
«Ложи – в слезы! В набат – ярус!
Срок – исполнись, герой – будь!
Ходит занавес – как парус,
Ходит занавес – как грудь…»
Театр дает четкое представление о фальши. Такое четкое, что начинаешь чувствовать фальш в словах, движениях, взглядах, интонации окружающих.
И так тяжело избавиться от этой приобретенной особенности. Словно постоянно читаешь чужие мысли. И как-то весело и страшно привыкать к первым ролям.
(М.А.):
- Мы все играем первые роли на сцене Жизни. Уважаемый Евгений, Вы затронули интересную тему о человеческих чувствах, об их утончении, говоря о фальши о новой чувствительности.
Нежность
У нежности чувствительные пальцы.
И знают боль уколами иглы.
Тугое небо - полотно на пяльцы,
Стежки, как звезды дальние, малы.
У нежности, у мастерицы чувства,
Случаются шедевры. Или нет.
А мулине простегнуты в искусство,
Ее царапин оставляя след.
Она не прячет болевые точки,
Смертельные - ты не передави,
Тогда стежки, которых нет ни строчки,
Проявятся у нежности. В любви. (Евг.К.)
Ваша жизнь усложнилась после утончения Ваших чувств и восприятия Мира? На Вашем творчестве это каким-то образом отразилось?
(Евг.К.):
- От закулисной и околокулисной ностальгии есть хорошее лечебное средство – армия. Первые пару месяцев в армии как будто снится один и тот же сон – вот подойдет старшина и скажет: «Да ладно, побаловались и будет! Все по домам!» И шлепнет дружески .
Потом все приходит в норму. В том числе и восприятие мира. После марш-бросков и картошки, нарядов вне очереди и случайных выстрелов из АКМ в карауле.
И хорошо, если не попадаешь на «театр военных действий» в армии. Мне не случилось и никому не желаю. А люди, как и везде, разные. Только помню, как примерно через неделю после мобилизации мне захотелось обратно. Так же сильно, как и на сцену в свое время.
Сам я атеист. Что тут поделаешь. Так воспитали. А вот с заповедями согласен. Пытаюсь соблюдать.
Как же это вышло-то,
Что храню,
Веру не Всевышнему,
А коню?
Так вдвоем от замяти
В лебеду
И бредем у памяти
В поводу.
Хотя…
Уже не важно, суждено ли было -
Дорога к храму, голуби на ней,
И так я знал, что ты меня любила,
Теперь уверен - не могла сильней!
(М.А.):
- Как Вы считаете, Евгений, если верить, что человек. приходит на Землю несчетное число раз, отрабатывая свою Карму и нарабатывая новую, игра актера не утяжеляет судьбу? Ваше мнение.
(Евг.К.):
- Думаю, что да. Дело в том, что актер самостоятельно ставит перед собой задачу вжиться в образ. А как вжиться, если не знакома зачастую психология поступков персонажа? Вот и примеривают (как умеют) на себя роль. Вполне вероятно перевоплощение, из которого сложно выйти, как из пространственно-временного перехода.
Я Вас придумывал ночами,
Мечась горячечно без сна,
Мне мнились залы со свечами,
А Вы - настали, как весна.
И, руку подавая в лето,
Лишив и правил, и предтеч,
В избытке радости и света
Тепла не думали беречь.
Выращивая, как прощенье,
Богатства осени. И Вам
Листвы и золота вощенье
В кострах курили фимиам.
И в зиму вихрями умчали,
Как будто с горки на санях.
Я Вас придумывал. Едва ли.
Придумывали Вы меня.
(М.А.):
- Как Вы считаете, Евгений, а нужен ли театр людям? Возможно ли поднять культурный уровень людей посредством театрального искусства, если их переживаний и восхищений хватает ровно на путь от театрального зала до вешалки, где зрители превращаются часто в пещерных людей, хотя пять - десять минут назад плакали от восторга, уносясь своей душой в заоблачные выси...
(Евг.К.):
- Думаю, любое настоящее искусство необходимо. Достаточно вспомнить «Ералаш» с его «Волшебной силой искусства». А человека необходимо воспитывать. Тяга к искусству не должна проявляться в желании обладать шедевром в результате его кражи.
Этому и должно учить воспитание. Как ни парадоксально, как раз это и есть задача искусства. Только ведь никто не склонен учиться на чужих ошибках. Все жаждут совершать свои.
Время - мела крошево
В полотно доски.
На уроки прошлого
Не поднять руки.
На дом счастье задано
И не ждать беды,
Было все загадано
Прочерку звезды
(М.А.):
- И соответственно возникает вопрос о поэзии. Цель искусства в жизни обычных людей и людей творческих.
(Евг.К.):
- Мне кажется, нельзя делить людей на обычных и творческих. Творчество присуще всем.
Неважно в чем оно проявляется, но творческий подход – сущность человеческой натуры. Это - возможность создать свой собственный мир, в котором комфортно. Который лучше окружающего.
Причем, неважно, будут ли это картины, стихи или поделки из металла либо дерева, неважно, будут ли они шедеврами. Важно, что человек будет ощущать себя творцом.
Если говорить о поэзии, то не считаю себя поэтом. Спасибо литературным сайтам. Огромное спасибо ПАРНАСУ!
Может быть, у меня появилось несколько стоящих стихов именно благодаря им. Поэзия, как любое творчество, позволяет создать свой собственный мир. Поэтому и пишутся стихи. Для себя в этом созданном мире.
Наверное, вот так
И маешься стихами –
Тебя – как будто нет,
Нет ничего. Нигде.
Навалится тоска
Тяжелая, как камень,
А ухнет – белый свет
Кругами по воде…
(М.А.):
- Читая Ваши слова о том, что Вы “Месяц, как на пенсии” невольно вспомнила Простоквашино...
Почтальон Печкин говорил, что его жизнь только началась... Выходит, мы с Вами встретились у истока Вашей новой жизни.
(Евг.К.):
- Странное совпадение, но я до переезда на Кубань жил в «Простоквашино» на севере. В городе с замечательным названием «Радужный», олицетворяющем мечту.
Еще не почувствовал кардинального излома в собственной судьбе. Просто отдыхаю. Работаю над небольшим сборником стихов (появилось время). Готовлю спиннинги и наживки. Люблю рыбалку. Занимаюсь садом и огородом.
А на север поехал в свое время для того, чтобы появилось свободное время, (такой вот каламбур). Чтобы писать. Работать начинал вахтой – две недели на севере, две недели дома.
Свой первый рассказ писал долго, почти два года. Печатная машинка... Ошибся – начинай сначала. Песня про белого бычка... Сейчас гораздо проще все. Один компьютер - и ты во всем мире. И опять появилось свободное время.
«... Немец был обычный – рыжий, уши торчком, круглые очки косо сидели на носу, пилотка съехала набок. Ничего страшного не заметил Федор. А когда тот стал испуганно отмахиваться от прилетевшей на сладкое осы, и вовсе смешно стало Федору. Он и рассмеялся. И отчего забеспокоился немец, и почему плечо с ремнем задергалось, так и не понял Федор. Резанула очередь малиновые кусты, так что посыпалась спелая малина. Сильно тряхнуло маленькое тело Федора. Первая капля крови, крупно набухнув, шлепнулась мягко, совсем как оброненная малина.
Недоумение застыло в глазах Федора. Так и не успел он поверить в отцовский обман…»
(М.А.):
- Простите, для меня это – открытие! Не читала Вашей прозы. Что это был за рассказ? Как он называется? Поведайте нам, пожалуйста, о Евгении – прозаике.
(Евг.В.):
- Рассказ называется «Обман». У меня пара повестей, десятка два рассказов. Так что прозаиком меня назвать сложно. Есть знакомые - по несколько романов написали, опубликовать не могут… Я – счастливее. Не знаю, почему, опубликовано все, что я хотел бы опубликовать. Теперь даже жалею об этом. Не нужно было так поспешно…
(М.А.):
- Под каким псевдонимом Вы публиковались?
(Евг.В.):
- Евгений ВЕК – мой литературный псевдоним. В память об армии. Там бывало необходимо коротко друг к другу обращаться. Как-то пришли к инициалам. ВЕК – мои инициалы наоборот. Первые статьи в газету написаны были в армии именно под этим псевдонимом, а потом и всё остальное.
(М.А.):
- Уважаемый Евгений, где Вы учились мастерству поэта и прозаика? Или это природный дар?
(Евг.В.):
- Дар – слишком громко сказано. Нет, я не учился специально литературе. Впервые на литературный семинар попал в 1996 году в Тюмени. Там меня расчихвостили так, что практически сразу и появилась первая книжка – «Толпа». Из чувства противоречия. «Ах, так! Нате вам!».
Теперь понимаю, что поспешил. С тех пор семинаров было множество. Первые рекомендации в СП РФ получил еще в 2003 году. Потом долго думал. В декабре прошлого года написал заявление о вступлении. Приняли.
(М.А.):
- Вы любите участвовать в литературных конкурсах? И имеете ли награды в литературных конкурсах?
(Евг.В.):
- Очень не люблю. Бывало, конечно, принимал участие в конкурсах. И даже побеждал в них. Наград не имею. Пожалуй, самое большое литературное достижение – финалист «Проза.ру» в номинации «Писатель года 2012» Был приглашен в ЦДЛ 21 марта, очень хотел попасть, к сожалению болел. Думаю, встретил бы там многих, с кем общаюсь на литературных сайтах. По моему глубочайшему убеждению – лучше все-таки встречаться очно. Неизгладимые впечатления остаются!
(М.А.):
- Да, и со мной бы встретились… Я летала в ЦДЛ в 2012 и в 2013 по тому же поводу. Что Вас побуждает творить?
(Евг.В.):
- Зуд внутренний. Классифицировать это не могу. Согласен с мнением, что каким-то непостижимым образом на авторов влияют болевые точки общества. Как они определяются авторами – загадка для меня. Но, даже когда все казалось бы хорошо, находятся авторы, опережающие время. Будто хотят предупредить события. И оказываются правы.
(М.А.):
- У Вас есть ещё какие-нибудь увлечения, кроме рыбалки и сада-огорода?
(Евг.В.):
- Спортзал. Татами.
(М.А.):
- Евгений, Вы любите жизнь? Людей?
(Евг.В.):
- И животных тоже! Очень!
(М.А.):
- Кто так говорит “Если коротко, то жизнь заканчивается, не успев начаться”, можно предположить, что его жизнь удалась!
(Евг.К.):
- Пожалуй, жизнь удалась. Как у каждого, всякое случалось. Но в ней бывает (у мальчишек – точно), что лучшими друзьями становятся те, с кем подерешься.
Так и с жизнью. Колошматит порой. Но, если не распускать нюни, начинает посматривать заинтересованно, подарки подсовывать, удивляться, если не принимаешь, уважать.
И как-то сами собой разрешаются трудные вопросы. И в первом классе встречается будущая супруга, мимо косичек которой невозможно было спокойно пройти, потом трое детей, потом внуки и место для всех в доме и собственном саду. Но самое главное – место для них в собственном сердце. И для тебя – в их сердцах. И даже не надо об этом говорить, это естественно, как дыхание.
Все сложилось. Если говорить о литературе, то когда то давно дал слово собственной супруге, что больше не буду писать (смотрите выше о перевоплощениях). Держал его довольно долго, пока не убедился, что перевоплощение мне больше не грозит. Три книжки. Готовится четвертая. Мне сейчас только камин сделать осталось, чтобы было где подумать о вечном. Думаю, успею.
А мне теперь всего-то надо…
А все еще так глупо жду
От золотого звездопада
Хотя бы раз один в году
Обрушившееся наследство,
А в нём – как заводи тихи,
Со мной впадающие в детство,
Всего-то водятся стихи…
(М.А.):
- Ваши слова напоминают слова Молитвы Антуана де Сент-Экзюпери
«Я знаю, что многие проблемы решаются, если ничего не предпринимать, так научи меня терпению»
Евгений, случались ли в Вашей жизни встречи, которые буквально перевернули Ваше мировоззрение или жизнь?
(Евг.К.):
- Летом далекого 1992 года 25 августа мы в обеденный перерыв решили в лес заглянуть с водителем. За грибами. Поселок вахтовый далеко от цивилизации. Места нехоженые. Черника, брусника – ковром. Невозможно шагнуть, чтобы не наступить на ягоды. Грибов – один срезаешь, несколько штук рядом. Подосиновики. Разогнулся, вижу метрах в двадцати поверх куста голубики голова медвежья. Глаза закрыл, думал, померещилось. Открываю – никуда голова не делась.
И тут сглупил от неожиданности, крикнул водителю – Медведь! Потом понял, что это была медведица. От крика моего поднялась на дыбы – и тараном на меня. Не рычала, но выдох в прыжке – на весь лес. Полез я на ближайшую тоненькую березу – что в голову пришло. Врут, что сил прибавляется. Не смог я даже на березу залезть. Сапоги резиновые мокрые скользкие. Ствол гладкий. Не смог. Чувствую, что хана.
Оглянулся – рядом медведица, рукой дотянуться могу. Только странно себя ведет, вниз голову опускает. В другую сторону повернулся, а там оказывается медвежонок. Вот медведица за него больше испугалась, чем на меня рассердилась. Получилось, что он на какое-то мгновение раньше мамаши у березы оказался. Она мордой его в лес и погнала.
А я с тех пор радуюсь простым вещам. И не раз задумывался – для чего мне судьба столько раз жизнь дарила?
Приходи. Я не знаю, зачем.
Просто так. Даже повод не нужен.
Видишь, дождик зашлепал по лужам,
В грустном поиске сказочных тем.
Трепыхнется, как сердце в груди.
Лист - ему неуютно и сыро.
Приходи - сотворением мира.
И крушеньем его - приходи...
(М.А.):
- «Помоги мне понять, что мечты не могут быть помощью. Ни мечты о прошлом, ни мечты о будущем. Помоги мне быть здесь и сейчас и воспринять эту минуту как самую важную.
Убереги меня от наивной веры, что все в жизни должно быть гладко. Подари мне ясное сознание того, что сложности, поражения, падения и неудачи являются лишь естественной составной частью жизни, благодаря которой мы растем и зреем», (Молитва, Антуан де Сент-Экзюпери).
Евгений, а у Вас есть мечты?
(Евг.К.):
- Была. Большая. Стать писателем. Как будто стал. Теперь вынужден придумывать новую. Скоро придумаю.
Мечта - журавль у колодца...
Тропинка, на которой ты, -
Так невозможно тонко вьется,
Вот-вот не вынесет мечты...
Я провожу ее, как стаю
Птенец со сломанным крылом.
И с нею в синеве растаю
Прощальным криком за селом...
(М.А.):
- «Ты знаешь, как сильно мы нуждаемся в дружбе. Дай мне быть достойным этого самого прекрасного и нежного Дара Судьбы», (Молитва, Антуан де Сент-Экзюпери). Евгений, у Вас много друзей? Есть ли среди них творческие люди?
(Евг.К.):
- Друзей не бывает много. К сожалению, они убывают с течением жизни. А хороших знакомых – не пересчитать.
У нас в станице команда КВН БАК – победительница высшей лиги КВН. Спрашивается, откуда? В станице! Три члена Союза писателей России. Наверное, перебор для станицы. Конечно, все они – мои друзья.
А еще знакомые театралы, а еще музыканты и художники. В станице! А еще на севере – все барды и писатели Ханты-Мансийского округа-Югра! Очень много! И пусть становится еще больше!
…И тесно жмутся, как друзья,
Грибы в лукошке,
И отнимать еще нельзя
Котят у кошки,…
(М.А.):
-Какие качества в людях Вы цените больше всего? А какие свойства характера ненавидите?
(Евг.К.):
- Честность? Верность? Преданность? Наверное, порядочность. Это качество включает в себя все предыдущие. А людей я пытаюсь понять. Понять – значит простить.
По красоте и гордость шла,
Сгубила, вредная привычка.
Любовь, короткая, как спичка,
Не догорела, а сожгла.
И оказалось - грош цена,
Всему, что в жизни что-то значит,
Когда свиданья не назначит
Ее беде его вина.
Пропало все, пошло ко дну,
А гордость, эта недотрога,
Никак не выпросит у Бога
Любовь и жизнь. Еще одну.
Как я могу в них что-то ненавидеть, если стараюсь понять? Лучше я буду их любить. Они же такие разные, такие интересные!
Уж если в крик – срывая голос.
И если кто-то – только ты,
Не обмануться – ни на волос,
Дарить – охапками цветы…
И если бить – не промахнуться,
И полюбив – не ворожить.
Уйти – обратно не вернуться,
Иначе – разве стоит жить…
(М.А.):
- Ваше любимое стихотворение.
(Евг.К.):
- Очень серьезно задумался. Много. Даже здесь на сайте есть авторы, стихи которых я помню. А уж некоторые я бы поместил в антологию Русской поэзии. И она бы только выиграла от этого. Не буду никого называть, потому что вдруг кого-нибудь не вспомню…
Дорогое
Молчим. Почти не говорим
Про дорогое.
Про тех, кто дорог и любим
И про другое,
Про дым из труб и про тепло
У старой пЕчи.
Про то, что как ни тяжело,
А время лечит.
Про то, что сколько ни беги -
Куда же деться?
И, как себя ни береги -
Все дальше детство,
Где тесно жмутся, как друзья,
Грибы в лукошке,
И отнимать еще нельзя
Котят у кошки,
И влажно тычутся в плечо
Носы щенячьи,
И одинаковы еще
Слепой и зрячий,
Как будто небо голубей,
И завтрак школьный
Ждет стая сизых голубей
Над колокольней...
Отечеству созвучна честь,
А дым не тает...
Немного дорогого есть,
На всех хватает!
(М.А.):
- Огромное спасибо, Евгений, что откликнулись на наше предложение и согласились побеседовать со мной.
Ваши пожелания читателям, авторам Парнаса? Ваши пожелания администрации Парнаса. Ваши предложения.
(Евг.К.):
- Радуйтесь! Радуйтесь и любите! В том числе и администрацию сайта!
На дорожку
Грозди винограда
Драгоценность слитка,
Зачеркнет ограда.
Наискось калитка.
Двор оглажу взглядом,
Брошу дали крошку.
И присядет рядом
Голубь, на дорожку...
Огромное спасибо, дорогие друзья за внимание. Благодарю администрацию за помощь и поддержку.
Желаю всем мирного неба над головой и счастья!
С любовью, ваша Марина Попова.
Пусть БОГ ХРАНИТ Вас и Ваших близких! Пусть счастье и здоровье будет! С душой и совестью в гармонии Вы жили! Комфортно шли по жизни! Любили Вас и Вы любили! И, жизнь не в тягость становилась!
Театр, поэзия и проза, а между ними жизнь летит. Обычная метаморфоза и непогашенный кредит... У Вас в детстве был Гаврилов, а у меня - лётчик Алексей Маресьев (Мересьев). Больные дети кричали "ура", выстроившись в линеечку вдоль коридора, а он пробежал два раза на своих протезиках вдоль строя, что-то нам сказал и уехал. С уважением, Виталий.
Откровенное спасибо за найденного собеседника! Новоиспеченному пенсионеру - творческого труда, ведь в нём на пенсию не выходят!!! С уважением, ГЕМ (тоже инициалы!!! )
С человеческим, интеллектуальным, творческим наслаждением прочитала это интервью. Евгений, спасибо за ваши ответы: каждое слово понятно, каждая мысль, каждое чувство находят отклик в душе.
...нельзя делить людей на обычных и творческих. Творчество присуще всем. Неважно в чем оно проявляется, но творческий подход – сущность человеческой натуры.
Под этим готовым афоризмом подписываюсь двумя руками. Это постулат, на котором базируется существование человека на земле.
Рада, что мое представление о Евгении, основанное только на аватарке и его стихах, так замечательно расширилось, что он оказался еще более многогранной личностью, чем представлялся. Новостью оказалось, что он и прозу пишет. Увы, не читала, но уверена, что его рассказы и повести такие же интересные и НЕИСКУССТВЕННЫЕ, как и его поэзия. Спасибо Администрации Парнаса за предоставленную возможность ближе узнать автора и человека Евгения Века.
ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНОЕ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ! РАДА ЗНАКОМСТВУ С ПОЭТОМ, КОТОРОГО ЕЩЁ НЕ ЧИТАЛА, НО ТЕПЕРЬ НЕПРЕМЕННО ПОЧИТАЮ! ВОТ, ЗА ЭТИ ПРЕКРАСНЫЕ ЗНАКОМСТВА - СПАСИБО, МАРИНА! ЖЕЛАЮ ЕВГЕНИЮ РАДОСТИ В ЕГО НОВОМ СТАТУСЕ ПЕНСИОНЕРА. ВЕДЬ ЖИЗНЬ НАСТОЛЬКО ХОРОША, НАСКОЛЬКО МЫ СЕБЕ ЕЁ СОЗДАЁМ! ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ!БРАВО ОБОИМ УЧАСТНИКАМ ИНТЕРВЬЮ!
Вот еще ближе познакомилась с очередным хорошим Человеком на Парнасе. Я хочу подчеркнуть - именно с Человеком, ибо на Парнасе все Творцы. Благо дарю редактора и, естественно, Евгения за доброе интервью, за теплые слова.
Что тут скажешь? Замечательный автор, умный человек, талантливый. "Творчество присуще всем", да не все в себе это творчество поощряют, лелеют, реализуют. Поэту это удалось вполне.
Женечка, с удовольствием познакомилась с тобой поближе... Я знаю, что у меня чутьё на людей )) И рада, что в очередной раз не ошиблась, дорогой Валентиныч...
Удивительно приятно читать о счастливом человеке; счастливом, по его словам,- во всём – в семье родительской и своей собственной, в творчестве (осуществил всё, о чём мечтал), в жизненном везении (волки, медведь и даже - не попадание на «театр военных действий»), в заполненной радостями жизни (театр, КВН и прочее). Ах, как хотелось бы, чтобы как можно больше людей могли сказать о себе, что у них всё в жизни удалось, что они вполне довольны своей жизнью. Из ответов в интервью видно, что Евгений прекрасно владеет языком юмора, как, впрочем, и поэтическим. И это его замечание: “…никто не склонен учиться на чужих ошибках. Все жаждут совершать свои.” очень характерно. Успехов Вам, Евгений. Марина, спасибо за интересное интервью.
Очень рада, что мне вновь предоставилась возможность побольше узнать ещё об одном моём творческом друге! Почитав интервью, ещё раз убедилась в том, что творчество автора - это лицо автора. На Ваше, Женя, лицо приятно смотреть. Единственное, с чем не согласна, так это вот с этой фразой:" Если говорить о поэзии, то не считаю себя поэтом.". А я считаю Вас поэтом, причём в полном смысле этого слова. Спасибо, что с доверием отнеслись к нам, рассказав о своей жизни. Марина, спасибо, что Вы так бережно относитесь к авторам сайта и к их творчеству. Спасибо за интервью, Женя и Марина.
Спасибо и Марине, и Евгению. Как радостно было читать это интервью со светлым, талантливым автором! Марина, у Вас дар интервьюера! Редкий, потому что после Ваших бесед возникает желание познакомится с творчеством Автора ближе. Успехов Вам обоим, вдохновения и, конечно, счастья!
СПАСИБО ЗА ИНТЕРЕСНУЮ БЕСЕДУ С ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫМ ЧЕЛОВЕКОМ И АВТОРОМ! ЗА ТЕПЛО И ОТКРОВЕННОСТЬ! ЗА ЦЕЛОСТНОСТЬ НАТУРЫ И ТЕПЛО ДУШИ! ВСЕХ БЛАГ! ЗДОРОВЬЯ И ТВОРЧЕСКОГО ДОЛГОЛЕТИЯ!
Прежде всего хочу сказать СПАСИБО - Марине! Мне так хотелось уже давно побольше узнать о Жене (хоть в личку пиши и расспрашивай! ), поскольку стихи его для меня интересны и загадочно-заманчивы, словно прикрыты тончайшей вуалью... Вроде бы и видна душа поэта, и в то же время - полуприкрыта. Так, что с удовольствием "слушала" эту беседу. И скажу, что почти полностью удовлетворена! СПАСИБО! Беседа удалась! Молодому пенсионеру - творческих успехов на многие лета!!! Кстати, была, как и многие удивлена тем, что Женя - прозаик. Заинтересовало. Выберу время - обязательно познакомлюсь с прозой (зашла на Проза.ру - точно! Есть такой финалист! Женя, от всего сердца - успехов, успехов, успехов во всём!!!
Благодарю, Светлана! Вы меня там не нашли, вношу пояснения (для всех, кто будет смотреть результаты). В 2011 г- я стала финалистом, опубликована в 50 писателях года; в 2012г попала в Избранные авторы 2012г.
В 50 писателях года - "Сувенир для Таси", а в Избранное попала моя сказка "Ткачи"
Замечательно, Марина! А я в то время, как готовились эти альманахи, вообще не заходила на стихи.ру и не публиковалась там, поэтому и не знала, что нужно было публиковаться. Только благодаря тому, что мне позвонили из Москвы, я узнала о премии и выходе в финал. Вот так бывает. Не знаю Вас лично, поэтому не могу сказать, видела я Вас или нет в ЦДЛ 21 марта!
Прям оробела сейчас даже... Как вот теперь к уважаемому Евгению обращаться? С добавлением волшебного слова "Валентиныч" или как?!))) Шучу, конечно! Очень приятно было узнать, что Евгений Век такой многогранный и интересный человек. В талантливости его, сомнений никогда не возникало))) Желаю Вам, Евгений, доброй жизни и неиссякаемого вдохновения! Спасибо, Марина за интересную беседу - прочитала с удовольствием!))
Марина спасибо за интервью. Только сейчас узнала, что Евгений стал финалистом "Писатель года 2012".
Евгений, очень жаль, что мы с Вами в Москве не встретились. Столько людей было в зале, что разглядеть друг друга, практически не представлялось возможности!
Поздравляю Вас! Надеюсь, Вы на следующий год получите Премию Писатель года - 2013 и мы, уж точно (если Бог даст мне жизни) встретимся в марте в ЦДЛ!!!
Спасибо, Мариночка!!! Я очень люблю читать ваши интервью, ведь для каждого вы находите точные вопросы, в которых он раскрывается, и это тк интересно!!! С нежностью к вам. Наташа.
Спасибо Марине за то, что интервью с Женей появилось среди других замечательных работ. Уважаемый Евгений Валентинович! )) Очень интересно и приятно было узнать о тебе много нового и неожиданного /например, о драматическом таланте/. Удивительно, с каким молодым и неиссякаемым оптимизмом ты относишься к жизни! Знакома практически со всем, что размещено на твоей странице. Пожелаю тебе еще много-много светлых, счастливых дней! Творческих успехов тебе!
Джо! Нет слов! - "коричневый пояс айкидо (первый «кю»), несколько шрамов и сломанное плечо, привычка отжиматься на кулаках – все то, что крайне необходимо профессиональному бухгалтеру" - ВОТ она где зарыта, собака та, та тайна, как стать успешным бухгалтером ))) И посмеялась, и погрустила... Жизнь продолжается - счастья тебе и вдохновения! Спасибо, Мариночка и тебе!
Очень понравилась беседа. Спасибо, Марина! Нет, я, конечно, знала, что есть такой талантливый и скромный автор, добрый и мудрый, с тонким чувством юмора. Теперь к этому портрету добавилось множество новых замечательных штрихов. Так вот Вы какой, Евгений Век!.. Зауважала с ещё большей силой! Очень рада нашему заочному знакомству!
Евгений..!...С опозданием,но всё-таки...,примите мои самые искренние слова благодарности за эмоции,когда читаю Ваши стихи...и слышу голос Ваш...долго не могла уйти с Вашей странички,в давние времена...помните..?И почудилось тогда,что должны Вы быть непременно актером..да уверена была..! И надо же..?! Не ошиблась...или почти...искала Вашу фамилию у коллег по северным театрам...да что говорить,целая история может быть написана...Это называется волшебной силой искусства...Спасибо и Вам,Марина,за теплое интервью с Талантливым поэтом и замечательным ,Талантливым Человеком!С уважением к Авторам..!
Пришёл, увидел, прочитал. Задумался... ... ... (в общем долго)... ... ... Стал читать комментарии. Все прочитал. Написать ли свой комментарий или нет? Вот в чём был вопрос! Ну всё вроде понятно: Похоже хороший человек, а значить надо как то поддержать. Читал интервью с удовольствием, как будто в своё прошлое окунулся. Желаю здоровья и всего того остального, чего можно купить.
Благодарю Вас, уважаемый Савва, за Ваше внимание! И за то, что поддержали хорошего человека своим комментарием! Рада, что наша беседа с Евгением показалась Вам интересной. Всех Вам благ и удачи! И новых увлекательных встреч на сайте Парнас!
Творчество это категория эфемерная, апотому - совершенно неопределённая и неопределяемая. Например, Чуковский вообще не понимал,что это такое. Поэтому мне смешно, когда говорят о ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ поэтах или писателях. Да нет таких! Само понятие ПРОФЕССИЯ подразумевает, что кто-то может ею кормиться. Слесарь, токарь, доярква - это понятно. Их профессии именно кормят. А чем кормится т.н. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ поэт или писатель? Гонорарами? Не смешите меня!