ГлавнаяИнтервью → Ефим Хазанов «СЧАСТЬЕ ДОСТУПНО АБСОЛЮТНО ВСЕМ!»

Ефим Хазанов «СЧАСТЬЕ ДОСТУПНО АБСОЛЮТНО ВСЕМ!»

29 апреля 2013 - Марина Попова
article134002.jpg

Дорогие друзья, приветствуем вас! Рады представить вашему вниманию ещё одну жемчужину Парнаса, нашего любимого поэта и редактора  Ефима Хазанова!

Ефим живёт и работает в Самаре. По профессии режиссёр, стихи – хобби. Поэзией увлёкся в далёком 1965г. До 1997г. писал “в стол”. В настоящее время работает в школе, руководит детско-юношеским театром “Дебют” и преподает “Мастерство актера”.
С 1997г. является членом Союза литераторов России.


Публикации:
В 1997г. была издана первая книга "И давайте, давайте любить..." В неё вошли ранние (в основном) стихи и песни.
В 2000г. вышла вторая книга "Мой старый дом",
В 2007г. "Станция "Дальняя".
Издал свой юмористический сборник "Час пик" - 2002г.


Сейчас готовит к выходу в свет пятитомник, куда войдёт всё творчество автора.

***
«При прочтении стихов Ефима Хазанова возникает ощущении чуда. И невольно задаешь себе вопрос: Почему?


Помимо высококлассной техники, помимо неразрывного сплава формы и смысла в них есть еще что-то, что не просто делает их живыми, близкими, родными, а заставляет замолчать и мысленно лелеять в себе это счастье соприкосновения с чудом – "Молчание не вписано в словарь…" » (Л. Безуглая)
***

 Беседует с  Ефимом Хазановым прозаик, художник, наш редактор Марина Попова.

(М.П.):
- Здравствуйте, уважаемый Ефим. Спасибо Вам, что откликнулись и согласились побеседовать со мной. Ваше настоящее имя - Ефим Хазанов? Или это - творческий псевдоним? Ваше отчество? Как к Вам обращаться?

 

(Еф.Х.):
- Нет, это и есть мои истинные имя и фамилия. Если полностью, то Хазанов Ефим Данилович. Над этим, кстати, я даже довольно часто шутил.
А обращаться ко мне Вы можете просто Ефим. Мне так как-то привычнее. И не напрягает.

 

(М.П.):
- Расскажите нам, пожалуйста, о своем детстве. Случается, человек помнит себя до рождения...
Уважаемый Ефим, Вы рано начали говорить? И Вашим первым словом было слово – мама?

 

(Еф.Х.):
- Родился в 1949г. в небольшом Белорусском городке Чериков, на Могилёвщине. Однако всё моё детство и отрочество прошло в Новозыбкове Брянской области. Здесь же и приобщился к поэзии.


Каким было моё первое слово я, конечно же, не помню, хотя по рассказам мамы говорить начал довольно рано.


Отдельные, наиболее яркие события моего детства я помню. И когда рассказывал о них маме, она удивлялась: «Как ты можешь ЭТО помнить? Ведь тебе было всего лишь чуть больше годика!» А уж начиная с 3-х, 5-летнего возраста помню почти всё и довольно отчётливо. Достаточно привести такой пример:

У нас над столом висел старый довоенный репродуктор – круглый, из чёрной бумаги. Мне три года. Когда по радио кто-то из артистов пел, я надолго замирал, прислушивался. А однажды вдруг заявил «Мама, когда я вырасту большим, я залезу в радио и буду петь».

 

(М.П.):
- Роль матери в Вашем становлении?

 

(Еф.Х.):
- Моё детство и отрочество пришлось на довольно тяжёлый для страны период – середина пятидесятых, начало шестидесятых годов.


В то время ещё были и талоны на продукты, и непонятное для меня, мальца: «килограмм в одни руки». Это касалось наиболее востребованных продуктов. Поэтому мама меня поднимала ни свет, ни заря, в мороз и в метель, кутала до бровей всякими тяжеленными женскими платками поверх пальтишка, и мы шли к магазину заранее, до открытия, чтобы быть в очереди поближе к заветному прилавку.


Маме было не до меня, не до моей дворовой жизни и тайных увлечений.


Единственное, к чему она меня пристрастила, – к чтению. Именно пристрастила. Да так, что потом была уже и сама не рада, поскольку читал я, что называется, запоем. Доходило до того, что брал фонарик, накрывался с головой одеялом – и читал, читал, читал…


А у мамы была лишь одна забота: чтобы был её сын сыт, обут, одет. Она воспитывала меня одна, и особо заниматься мною ей было просто некогда, надо было деньги зарабатывать.

 

(М.П.):
- Ещё многие десятилетия в послевоенное время у родителей была одна забота, как накормить своих детей получше и побольше. Ефим, Вы жили с мамой вдвоем?

 

(Еф.Х.):
- Мы жили в частном доме (мама называла его «жактовским»). Длинный одноэтажный каменный дом с четырьмя крылечками. В нём помимо нас проживало ещё четыре семьи. У нас было всего две комнаты и кухня с печкой. С нами жила ещё бабушка и её старшая сестра.


Мы с мамой ютились в одной из комнат, а бабушки-сёстры занимали следующую. В общем, в этом женском коллективе я был один мужчинка.

 

(М.П.):
- В каком возрасте Вы начали писать стихи?


***
«Говорить о достоинствах поэзии Ефима Хазанова легко – здесь и незаурядные рифмы, и чрезвычайная мелодичность слога, и богатейший словарный фонд, и граненая композиция, и яркие образы, и всепроникающие чувства…»(Л. Безуглая)
***

 

(Еф.Х.):
- Стихи писать начал в пятнадцать лет. Основная моя профессия – режиссура, а стихи считал просто своим хобби, не придавая этому занятию достаточной серьёзности.


Видимо, именно по этой причине до 1997 года писал «в стол».
В 1997 г. вышла моя первая книга «И давайте, давайте любить…», затем ещё две: «Мой старый дом» (2001) и «Станция «Дальняя» (2007). В настоящее время готовится к печати двухтомник моей поэзии.

 

(М.П.):


- "Вот и всё.
И отодвинул стул.
И листы разгладил осторожно.
Душу я в тетради промокнул,
Схоронил под пёстрою обложкой.
Вот она - на белизне страниц,
Как на простынях, лежит нагая,
И формат из четырёх границ
Чистоту её оберегает.
Лишь в неё вчитаюсь, чуть дыша,
И захлопну горько и поспешно...
Так ли ты чиста, моя душа,
Ну, ответь мне: так ли ты безгрешна?
Не разжечь тебя, не остудить,
Нервных строк отныне не изъять мне.
Так ступай к читателю в объятья,
Он - твой Б-г,
Ему тебя судить..."
Из сборника "Мой старый дом"

 

***
« ... мне хотелось бы остановиться на свойстве, которое давно уже сформулировано филологами как внутренний закон поэтического искусства: «максимальная сжатость словесного пространства при беспредельной емкости жизненного содержания» (Е.Г. Эткинд). Поэзии Ефима Хазанова присуща эта бесконечность смыслов, иносказательность, необыкновенная глубина и смысловая емкость каждой строки.


Дождь рисует на стекле веснушки,
Ветви клёна мечутся в окне,
И воспоминанья, как старушки,
В старых туфлях шаркают по мне.
» (Л. Безуглая)

***

 

Скажите, пожалуйста, Ефим, где и как Вы овладели профессиональной техникой стихосложения?

 

(Еф.Х.):
- Всё началось в далёком 1964-ом. Сначала, как водится, необъяснимая тоска. Маленький губернский городок в Брянской области. Мне пятнадцать лет. То, что ещё год назад увлекало, скрашивало одиночество, теперь меня уже не удовлетворяло.


Мы жили неподалёку от вокзала, и каждый гудок проходящего пассажирского поезда волновал до крика. Хотелось поскорее туда, за ним, – в такое манящее и волнующее «далеко».


А тут ещё подвернувшийся невесть как и невесть откуда томик Есенина. Помню, как после прочтения (а прочёл залпом), задохнулся от красоты и образности. Захотелось непременно научиться так же. И вот именно тогда и начались мои «поэтические муки».


Первые мои опыты были в виде срифмованных записочек-признаний в любви однокласснице. Сидела она парт за пять-шесть от меня, и мне доставляло огромное удовольствие наблюдать, как при прочтении моего маленького нехитрого опуса, она густо заливалась краской. Видимо, ей нравилось. А по мне так стихи были весьма и весьма плохонькими.


Так продолжалось, наверное, с полгода, а потом я уже влюбился по-настоящему. В студентку. Она была меня этак годика на три постарше, но я, комплексуя по этому поводу, уже начал писать серьёзно. Именно ей. Именно о любви. Вот одно из таких стихотворений:

 

Думал: забуду, но сердце – посуда,
Хрупкий, непрочный хрусталь…
Очи, вы очи!
Губы, вы губы!
Даль, недоступная даль!
Думал: всё просто,
Думал: несложно,
Чувства, авось, не сгублю…
Но отчего же так сердцу тревожно?
- Сердце, ты любишь?
- Люблю!
Что ж мне так больно?
Что так печально?
Сердце устало стучать.
А на вокзалах целуют, встречают…
Ты разучилась встречать.
Жду ли чего?
Почему так растерян?
Хочется верою жить…
Ты разучилась, любимая, верить,
Ты не умеешь любить.
Годы пройдут…
Всё забуду, возможно,
Память тогда осветлю.
…Ах, отчего же так сердцу тревожно?
- Сердце, ты любишь?
- Люблю! (1965г.)

 

В общем, если скорректировать мой ответ, скажу так: специально искусству сочинительства не учился нигде, до всего доходил сам.


Писал очень много, все свои радости и переживания рифмовал и поверял бумаге. Видимо, поэтому мои ранние стихи скорее похожи на дневник, чем на продуманную Поэзию.

 

***
«У Ефима Хазанова в каждом стихотворении «…таинственный подстрочник Упрямо прячется в строке», передается нечто невыраженное словами, подспудное, но ощутимое. Откуда же это ощущение, эта уверенность в подлинном внутреннем смысле высказанного? Как понять «эти знаки, коды, шифры»? Попросту говоря: Как автору удается вложить в свои слова нечто большее, чем они означают, а читателю – вывести эти скрытые смыслы?
Ах, как горько мне!
Скорей в пургу,
В колкий снег, в заманчивую заметь!
Знаю: от себя не убегу,
В спину бьёт меня наотмашь память.
» (Л. Безуглая)
***

 

(М.П.):
- В данное время Ваша работа связана с поэзией?

 

(Еф.Х.):
- В настоящее время работаю в школе руководителем детско-юношеского театра "Дебют" и преподаю "Мастерство актёра".

 

(М.П.):
- Расскажите, пожалуйста, Ефим, о своей работе подробнее.

 

(Еф.Х.):
- Когда пригласили в школу, скажу честно, отнёсся настороженно и с боязнью. С детьми мне работать не приходилось.


Однако после первого же года работы вдруг понял: это – МОЁ.


Я ведь очень люблю детей, и если меня спросят: «Какое самое великое чудо на земле?», – не задумываясь, отвечу: «Ребёнок».


В школе преподаю мастерство актёра, сценречь и сцендвижение. Кроме того, у меня полно и других забот: сценарная работа, режиссура всевозможных школьных праздников.


За восемь лет работы с детьми составил двухтомник школьных сценариев аж на 800 с лишним страниц (кто бы издал?!).


Кроме того, пишу, ставлю и иногда веду как артист всевозможные заказные праздники.

 

(М.П.):
- Ефим, у Вас есть Цель в Жизни?

 

(Еф.Х.):
- Сложный вопрос… Про то, что я уже в трёхлетнем возрасте заявил маме, что залезу в радио и буду петь, я вам уже рассказывал.


А пел я уже в детском саду, и пел много.
Потом – школа и там я не бросал занятия вокалом. Дожидался, когда школа опустеет, запирался в пустом классе и снова пел.


Потом – два Дома Культуры. В одном я числился в вокальном кружке, в другом – в драматическом.
Оба увлечения были настолько сильными, что даже к окончанию школы так и не мог решить: куда же пойти – на вокалиста, или на актёра? Прислушался к совету нашего режиссёра и рванул в театральное училище.


И, кстати, до сих пор так и не понял: верно ли я поступил? Уже в пятнадцать лет начал пописывать стихи. Писал, но никогда не придавал этому серьёзного значения – даже стеснялся: дескать, несерьёзное занятие. А вот есть ли у меня сейчас цель в жизни – откровенно признаюсь: не знаю. Живу, словно по течению, по принципу «плыви, моя лодочка». День прошёл – и ладно.

 

***
«Вот одно из самых емких стихотворений Ефима Хазанова:


Утром, подбоченясь,
Встану у окна,
И отвиснет челюсть...
Батюшки – весна!


В полдень сигареты
С полки потяну,
Глядь в окно – там... лето.
Лето?! Ну и ну!


Вечер.
Вот и проседь.
Не завить колец...
Неужели осень?
Неужель, конец?!


...Два венка у гроба.
Ночь. Покой и тьма.
Насыпь из сугроба.
Вот и всё.
Зима.

 

Скупыми мазками поэт рисует времена года и соотносит их с периодами человеческой жизни. При этом слова, выбираемые автором, соответствуют прототипичному лексикону молодого, зрелого, старого и умирающего человека, соответственно. В сознании читателя неизменно возникает концепт ЖИЗНЬ. У каждого она своя, но все думают об одном ее свойстве – быстротечности. И неизбежности конца. Такой простой, но глубокий скрытый смысл в сочетании с краткостью буквального не может не поразить читателя.» (Л. Безуглая)
***

 

(М.П.):
- Уважаемый Ефим, традиционный вопрос. Как Вы оцениваете состояние современной литературы?

 

***
«Поэзия – это мозаика слов. И какая же прелесть исходит от стоящих рядом стекляшек-слов, на вид похожих, но излучающих разный свет – разные значения и смыслы!
Не слова ли – виновники моего восторга?

 

Лексика в стихах Ефима Хазанова – самая обычная. Хотя, на первый взгляд. Богатый тезаурус дает возможность поэту чувствовать, осязать слова, видеть сквозь залежи конвенций их суть, нащупывать неуловимые оттенки, связи, переклички значений. Для Ефима Хазанова язык – бездонный кладезь. Даже привычные сочетания слов в контексте его стихов звучат по-новому:

 

С золотых волос стянув кольцо,
Женщина разделась и легла.
Сонно опрокинула лицо,
Улыбнулась, будто позвала,
И уснула, таинством дыша,
На ночь погасила конопушки…


…Всё-таки бывает и дурнушка
Необыкновенно хороша!

 

Если говорить штампами: Просто, но со вкусом. А если вникнуть, то – парадокс: стихи эти, написанные легко и просто, отвергают всякие штампы.

 

Есть у Ефима Хазанова и окказионализмы – авторские словообразования, непривычные словоупотребления, всегда оправданные, всегда вписывающиеся в смысловой узор стиха:

 

Блестит под тучею луна…
Её забрёхивают псы…


…В час, когда безлюдно на земле
И луна бокаста и округла…


Снова белые вихрят
Вьюги…


Постой, моя тоска, не многоточь!..» (Л. Безуглая)
***

 

(Еф.Х.):
- Хороший вопрос. Знаете, Марина, прохожу я по оживлённой улице мимо торгашей книгами и теперь уже практически у их лотков не задерживаюсь. Что предлагают: пухлые любовные романчики, суррогатные детективы, мистику и ещё всякую дребедень. И винить в этом торгашей трудно.


Сейчас ведь что главное? Удовлетворить спрос читающего народа. А что читает народ? А народ читает исходя из: «не заморачиваться и особо не утруждать голову «заумным»…


Мне и горько и невыносимо жаль, что Поэзия нынче – «золушка». И если я или кто бы то ни был из нашей поэтической братии, заставим хотя бы одного читателя, листнув наш томик, всерьёз к Поэзии потянуться, я буду вполне искренне считать, что не зря мы все жили на этом свете.

 

***
«Я бы сравнила его стихи с клипами. Каждое стихотворение – это цельное, ограниченное словом произведение, создающее особый мир – настолько ощутимый, что невозможно не верить поэту. Попадая в иную, созданную им реальность, чувствуешь себя причастным к тому, что происходит:


Укутав щёки глубже в ворот,
С глазами, полными печали,
Она стояла. За плечами
Ночь.
Фонари.
Сугробы.
Город.
Неслись во тьму составы мимо,
От шпал откалывая льдинки,
И тонкую наслойку грима
Рвала горячая слезинка.
Мелькнули жёлтым шлейфом окна,
И гул за поворотом замер…
…Она погасшими глазами
Смотрела вдаль хмельно и мокро.
А там, во мраке, снежной складкой
Залёг сугроб, что мчал по следу…
…Ведь говорил же Он: «Приеду.
Ты только жди, родная, ладно?»
Уже весну сменило лето,
Дождями отстучала осень,
Ждала. Писала. Нет ответа.
Ожогом в сердце: «Бросил, бросил!»
В ночи дрожит звезда высОко,
К утру в сыром тумане тонет,
А на безжизненном перроне –
Она, больна и одинока.


…А где-то, в трёх часах полёта,
За сотни вёрст, рассветных дымок –
Крест у дороги. Насыпь. Снимок.
Его улыбчивое фото.


В этом стихотворении нет ни одного лишнего слова, и все они работают на создание живописных, емких, зримых образов. Слова звучат и вызывают в сознании читателя живые картины, выстраивающиеся в стройный аудио-визуальный ряд. Читатель словно посмотрел фильм – заглянул в иную жизнь, в иную душу.


Так визуализация современного общества проникает и в поэзию…»(Л. Безуглая)
***

 

(М.П.):
- Хватает ли Вам времени для чтения литературы? Читаете ли классиков? Ваши любимые авторы? Есть ли любимые среди современников?

 

(Еф.Х.):
- Увы! К великому моему сожалению, времени на чтение просто катастрофически не хватает. Очень много его отнимает режиссура и сценарная работа. А ещё… «заказухи». Пусть простят меня за это друзья-поэты, но… «очень кушать хочется».


Именно поэтому я почти не знаю современную литературу – ни поэтов, ни прозаиков. А вот классиков я обожаю! В своё время читал запоем. От русской классики до зарубежной. Я уже говорил и снова повторю: доходило даже до того, что читал с фонариком под одеялом (тайком, чтобы не ругала мама).

 

(М.П.):
- Что можете сказать об уровне современных поэтов на литературных сайтах?

 

(Еф.Х.):
- Да простят меня друзья-поэты, но отвечу так: сетевая поэзия, к сожалению, пока ещё не совсем того качества, какого хотелось бы.


Видимо, в этом в первую очередь «повинны» сами поэтические сайты – те, на которых нет модерации стихов вновь регистрируемых авторов.


Меня часто приглашают в судейские корпуса того или иного конкурса. После того как перелопачу всю эту предлагаемую к конкурсу поэтическую груду, я начинаю тихо и бессовестно ненавидеть наш Великий и Могучий...

 

(М.П.):
- Ваше отношение к сетевым конкурсам.

 

(Еф.Х.):
- К сетевым конкурсам  отношусь крайне отрицательно. Считаю их недостаточно объективными.


Уж и не знаю, каким образом откровенно слабые произведения вдруг встают в тройку лучших по итогам того или иного конкурса?


Что это – круговая порука, недостаточно профессиональное судейство?

Не знаю. Одно знаю точно: что-то в самой системе оценок надо менять.

 

(М.П.):
- Как Вы считаете, достойно ли автору в своей аватарке публиковать нечто устрашающее вместо своего фото или картинки, отражающей творчество автора?

 

(Еф.Х.):
- И этот вопрос я оценил, поскольку и сам задавал его себе не раз. Ещё тогда, когда впервые вошёл в сеть на поэтические сайты.


Я не понимаю, зачем многие (даже вполне приличные поэты) это делают? Чего боятся, кого стесняются?


Ведь иногда до смешного доходит: я благодарю визитёра за добрый отзыв на мой стих, пишу: «Спасибо, милая!», а мне в ответ:
 

- «Я не милая, а м и- л ы й. И зовут меня Вася»…


Теперь уже отвечаю на отзывы весьма осторожно, избегая личных обращений.

 

(М.П.):
- Как Вы относитесь к тому, что вместо комментария под стихом оставляют цветы, либо ещё что-то? И нужно ли писать комментарии под стихами? И нужны ли Вам комментарии?

 

(Еф.Х.):
- Резко отрицательно (это о букетах).


Поэт выставил стих, дабы собрать как можно больше мнений о нём, и что-то из позитивных (или даже негативных) отзывов почерпнуть, исправить в своём произведении, пока не поздно, а ему – нате вам! – букетик.


Комментарии нужны всем, даже профессиональным поэтам. А лично мне… Отвечу: я двухтомник выпускал, и была масса стихов, что называется, с пылу с жару. Как же остро нуждался я в критике на каждый из них!


А мне вместо продуктивного разбора с указанием тех или иных ошибок – букетик! В лучшем случае – «браво!».

 

(М.П.):
- (Смеюсь) Уважаемый Ефим, артистам дарят «букетики», выражая свой восторг и благодарность.

 

Почему же не выразить благодарность своего сердца цветком?! Мне самой иногда хочется просто помолчать. Порой читаешь, наслаждаясь мастерством поэта. И чувствуешь, что разбиваешь эту гармонию своими прозаическими комментариями. А поэт дарит миру гармонию, ритм.

 

Кстати, о ритме. В.Солоухин написал «работа должна быть не во всякое время, а в определенные часы, потому что с утра я должен делать свое основное дело – писать, расставаться с которым я не собираюсь, да и не имею права.», «Моя прекрасная Адыгене» А Вы как относитесь к ритму, Ефим? В жизни, в работе.

 

(Еф.Х.):
- Солоухин прозаик. Не берусь судить, все ли прозаики работают по принципу Солоухина, но Поэзию, на мой взгляд, нельзя пристроить к какому-либо ритму.
На то она и Поэзия: осенило – написал.


Она одноразова, неритмична в своём труде. А если Поэт работает в режиме Солоухина, я не поверю его стихам.


Это будет «датская» поэзия (от слова «дать»). Вот и будет он «давать» по три четыре штуки за день.

А это уже не Поэзия – заказуха. Свои «заказухи» я в Большую Поэзию не впущу, как бы на первый взгляд они здОровски не были написаны.


Хотя и их я пытаюсь писать так, чтобы не было стыдно ни перед заказчиком, ни (прежде всего!) перед самим собой. Не постыжусь и приведу пример одной такой своей заказной работы…

 

Здесь пахнет вечной музыкою зал,
Здесь с мастерством, усердьем и любовью
Симфонию маэстро Шостакович
Когда-то на рояле сочинял.


Уже за этот старенький рояль
Вам надобно бы в ноги поклониться.
Так повелось: приходят к вам учиться,
Чтоб завтра упорхнуть за славой в даль.


Хранишь ты, школа, Музу для людей,
Гордясь учеников своих соцветьем.
Мы поздравляем в этот красный день
Тебя с твоим семидесятилетьем!

 

(М.П.):
- Ефим, случались ли в Вашей жизни незабываемые встречи, которые оставили неизгладимое впечатление на всю Вашу жизнь?

 

(Еф.Х.):
- Неизгладимое впечатление на меня оставила встреча с Евгением Евтушенко. Было это в 1998 году. Он приезжал к нам в Самару.


Нас была группа поэтов, и мы вместе с Евгением Александровичем плыли на пароходике по Волге в село Ширяево.


Там у нас находится музей Ильи Репина. Много говорили, много фотографировались…

После этой встречи, мне кажется, я и писать стал иначе – гораздо шире и в тематике и в качестве.

 

(М.П.):
- Были у Вас в жизни забавные случаи?

 

(Еф.Х.):
- Самым забавным и в то же время горьким было для меня одно событие: мой юбилей. Проводили мы его в одном из Домов Культуры.


Вывесили заранее афиши, где крупным шрифтом было: ЕФИМ ХАЗАНОВ, остальное – меленько. Каково же было моё удивление, когда в назначенный день я вдруг увидел: зал набит битком.


Оказалось, пришли на Геннадия. Народ, не ознакомившись толком с афишей, лишь издали прочтя то, что крупно, явился не на того Хазанова.


Вот уж действительно – и смех, и слёзы.


После этого случая я и сам стал довольно зло подшучивать над собой и, знакомясь с кем-либо, всегда первым делом извинялся за свою фамилию.
Даже набросал такое четверостишьице:


Пишу не громкой славы ради,
И не для творческих смотрин.
Хазанов я, но… не Геннадий,
Ефим – и всё же… не Шифрин.

 

(М.П.):
- Действительно, смешно и грустно. Толпа разочарованных людей – зрители на Вашем юбилейном вечере! Необходимо большое мужество, чтобы выпить эту чашу горечи. Здесь Вам, по всей видимости, пришлось использовать свое актерское мастерство и всё своё личное обаяние. Горькое счастье…


Ефим, что в Вашем понимании счастье и достижимо ли оно для всех людей?

 

(Еф.Х.):
- У-у-у, милая! Эва, хватили! Глобальный вопрос. И требует глобального ответа. Попробую ответить… Однако, знаю наперёд, «глобальности» в ответе не будет.


На мой взгляд, счастье складывается из махоньких счастьиц… Встал утром – ничего не болит: счастье!
Отдал полштуки долга, который на тебе гирей висел, – счастье.


Написал классный стих, такой, что аж ладошки взмокли от удовольствия, – счастье!

Чмокнул в пунцовую щёчку малыша (женщину в губки) – счастье, счастье, счастье…

 

А вот исходя из этой моей теории, и можно сделать следующий вывод: СЧАСТЬЕ ДОСТУПНО АБСОЛЮТНО ВСЕМ!

 

(М.П.):
- Каким Вам видится грядущее Земли и людей? И в частности, будущее литературы?

 

(Еф.Х.):
- Точно утверждать не берусь. Одно лишь знаю наверняка: не таким, каким вижу сегодняшнее настоящее. Я по характеру оптимист и верю в самое лучшее. Мне кажется, что пора этого мирового сумасшествия рано или поздно схлынет. Возродится вечное Истинное, сгинет сиюминутное Ложное. А чтобы не словоблудить, отвечу коротко – своим стихотворением:


Что это будет – время полутьмы?
Час скорби и последующей славы?
…В пирог, нафаршированный людьми,
Добавят и поэтов для приправы.
И слово затеряется в веках,
И затвердеет в немоте планета,
Но, всё же, в заповедных тайниках
Останутся сонаты и сонеты.
И кто-то чуткий, шар земной рыхля,
Молиться станет над сырой могилой,
Чтобы пролился дождь,
Чтобы земля
Ещё, ещё поэтов народила!

 

(М.П.):
- Ваше любимое стихотворение, написанное Вами.

 

(Еф.Х.):
- Начну с того, что никогда не писал и не пишу специально, по принципу «дай-ка напишу».


Набухло внутри меня нечто необъяснимое, набухло так, что аж кричать хочется, – тогда и сердце и рука в гармонии.


Они сами ведут меня к бумаге. Видимо, именно по этой причине я за всю свою творческую жизнь написал так мало – всего-то около пятисот стихов и чуть более пятидесяти песен. А любимые стихи? Любимые, как правило, всегда последние. Вот одно из них:


Я помню, как настойчиво молчал
И в тусклый потолок прищуром целил,
Где паучок, будто артист на сцене,
Двух охладевших душ не замечал…
Была ещё пощёчина свежа,
И болью, и обидою горела.
Меж нами, словно вычерчена мелом,
Скукожилась простынка, как межа,
И мы, огнём обид опалены,
Двумя полями полегли сожжено.
И бились, бились в пульсах напряжённых
Удушливо и жарко две волны.
Заря туманом прилегла к окну,
Но солнце птицы-скрипки возвестили,
И всё, что было врозь, соединили…
Две любящих души слились в одну.
10 марта 2013 г.

 

(М.П.):
- Спасибо Вам огромное, уважаемый Ефим, за интересную беседу! Ваше пожелание авторам Парнаса.

 

(Еф.Х.):
- Истинного, неподдельного.

 

(М.П.):
- Дорогие друзья, спасибо вам за внимание.


В работе использованы выдержки из работ “О поэтическом мастерстве Ефима Хазанова” и “Скрытые смыслы в поэзии Ефима Хазанова” Лилии Ростиславовны Безуглой - доктора филологических наук, профессора кафедры немецкой филологии и перевода Харьковского национального университета им. В.Н. Каразина


Всех вам благ, дорогие друзья и мирного неба над головой!


С любовью, ваша Марина Попова.


Огромное спасибо администрации Парнаса за возможность общения с интересными людьми и за моральную и техническую поддержку!

© Copyright: Марина Попова, 2013

Регистрационный номер №0134002

от 29 апреля 2013

[Скрыть] Регистрационный номер 0134002 выдан для произведения:

Ефим Хазанов живёт и работает в Самаре. По профессии режиссёр, стихи – хобби. Поэзией увлёкся в далёком 1965г. До 1997г. писал “в стол”. В настоящее время работает в школе, руководит детско-юношеским театром “Дебют” и преподает “Мастерство актера”.
С 1997г. является членом Союза литераторов России.


Публикации:
В 1997г. была издана первая книга "И давайте, давайте любить..." В неё вошли ранние (в основном) стихи и песни.
В 2000г. вышла вторая книга "Мой старый дом",
В 2007г. "Станция "Дальняя".
Издал свой юмористический сборник "Час пик" - 2002г.


Сейчас готовит к выходу в свет пятитомник, куда войдёт всё творчество автора.

***
«При прочтении стихов Ефима Хазанова возникает ощущении чуда. И невольно задаешь себе вопрос: Почему?


Помимо высококлассной техники, помимо неразрывного сплава формы и смысла в них есть еще что-то, что не просто делает их живыми, близкими, родными, а заставляет замолчать и мысленно лелеять в себе это счастье соприкосновения с чудом – "Молчание не вписано в словарь…" » (Л. Безуглая)
***

 

(М.П.):
- Здравствуйте, уважаемый Ефим. Спасибо Вам, что откликнулись и согласились побеседовать со мной. Ваше настоящее имя - Ефим Хазанов? Или это - творческий псевдоним? Ваше отчество? Как к Вам обращаться?

 

(Еф.Х.):
- Нет, это и есть мои истинные имя и фамилия. Если полностью, то Хазанов Ефим Данилович. Над этим, кстати, я даже довольно часто шутил.
А обращаться ко мне Вы можете просто Ефим. Мне так как-то привычнее. И не напрягает.

 

(М.П.):
- Расскажите нам, пожалуйста, о своем детстве. Случается, человек помнит себя до рождения...
Уважаемый Ефим, Вы рано начали говорить? И Вашим первым словом было слово – мама?

 

(Еф.Х.):
- Родился в 1949г. в небольшом Белорусском городке Чериков, на Могилёвщине. Однако всё моё детство и отрочество прошло в Новозыбкове Брянской области. Здесь же и приобщился к поэзии.


Каким было моё первое слово я, конечно же, не помню, хотя по рассказам мамы говорить начал довольно рано.


Отдельные, наиболее яркие события моего детства я помню. И когда рассказывал о них маме, она удивлялась: «Как ты можешь ЭТО помнить? Ведь тебе было всего лишь чуть больше годика!» А уж начиная с 3-х, 5-летнего возраста помню почти всё и довольно отчётливо. Достаточно привести такой пример:

У нас над столом висел старый довоенный репродуктор – круглый, из чёрной бумаги. Мне три года. Когда по радио кто-то из артистов пел, я надолго замирал, прислушивался. А однажды вдруг заявил «Мама, когда я вырасту большим, я залезу в радио и буду петь».

 

(М.П.):
- Роль матери в Вашем становлении?

 

(Еф.Х.):
- Моё детство и отрочество пришлось на довольно тяжёлый для страны период – середина пятидесятых, начало шестидесятых годов.


В то время ещё были и талоны на продукты, и непонятное для меня, мальца: «килограмм в одни руки». Это касалось наиболее востребованных продуктов. Поэтому мама меня поднимала ни свет, ни заря, в мороз и в метель, кутала до бровей всякими тяжеленными женскими платками поверх пальтишка, и мы шли к магазину заранее, до открытия, чтобы быть в очереди поближе к заветному прилавку.


Маме было не до меня, не до моей дворовой жизни и тайных увлечений.


Единственное, к чему она меня пристрастила, – к чтению. Именно пристрастила. Да так, что потом была уже и сама не рада, поскольку читал я, что называется, запоем. Доходило до того, что брал фонарик, накрывался с головой одеялом – и читал, читал, читал…


А у мамы была лишь одна забота: чтобы был её сын сыт, обут, одет. Она воспитывала меня одна, и особо заниматься мною ей было просто некогда, надо было деньги зарабатывать.

 

(М.П.):
- Ещё многие десятилетия в послевоенное время у родителей была мысль, как накормить своих детей получше и побольше. Ефим, Вы жили с мамой вдвоем?

 

(Еф.Х.):
- Мы жили в частном доме (мама называла его «жактовским»). Длинный одноэтажный каменный дом с четырьмя крылечками. В нём помимо нас проживало ещё четыре семьи. У нас было всего две комнаты и кухня с печкой. С нами жила ещё бабушка и её старшая сестра.


Мы с мамой ютились в одной из комнат, а бабушки-сёстры занимали следующую. В общем, в этом женском коллективе я был один мужчинка.

 

(М.П.):
- В каком возрасте Вы начали писать стихи?


***
«Говорить о достоинствах поэзии Ефима Хазанова легко – здесь и незаурядные рифмы, и чрезвычайная мелодичность слога, и богатейший словарный фонд, и граненая композиция, и яркие образы, и всепроникающие чувства…»(Л. Безуглая)
***

 

(Еф.Х.):
- Стихи писать начал в пятнадцать лет. Основная моя профессия – режиссура, а стихи считал просто своим хобби, не придавая этому занятию достаточной серьёзности.


Видимо, именно по этой причине до 1997 года писал «в стол».
В 1997 г. вышла моя первая книга «И давайте, давайте любить…», затем ещё две: «Мой старый дом» (2001) и «Станция «Дальняя» (2007). В настоящее время готовится к печати двухтомник моей поэзии.

 

(М.П.):


- "Вот и всё.
И отодвинул стул.
И листы разгладил осторожно.
Душу я в тетради промокнул,
Схоронил под пёстрою обложкой.
Вот она - на белизне страниц,
Как на простынях, лежит нагая,
И формат из четырёх границ
Чистоту её оберегает.
Лишь в неё вчитаюсь, чуть дыша,
И захлопну горько и поспешно...
Так ли ты чиста, моя душа,
Ну, ответь мне: так ли ты безгрешна?
Не разжечь тебя, не остудить,
Нервных строк отныне не изъять мне.
Так ступай к читателю в объятья,
Он - твой Б-г,
Ему тебя судить..."
Из сборника "Мой старый дом"

 

***
« ... мне хотелось бы остановиться на свойстве, которое давно уже сформулировано филологами как внутренний закон поэтического искусства: «максимальная сжатость словесного пространства при беспредельной емкости жизненного содержания» (Е.Г. Эткинд). Поэзии Ефима Хазанова присуща эта бесконечность смыслов, иносказательность, необыкновенная глубина и смысловая емкость каждой строки.


Дождь рисует на стекле веснушки,
Ветви клёна мечутся в окне,
И воспоминанья, как старушки,
В старых туфлях шаркают по мне.
» (Л. Безуглая)

***

 

Скажите, пожалуйста, Ефим, где и как Вы овладели профессиональной техникой стихосложения?

 

(Еф.Х.):
- Всё началось в далёком 1964-ом. Сначала, как водится, необъяснимая тоска. Маленький губернский городок в Брянской области. Мне пятнадцать лет. То, что ещё год назад увлекало, скрашивало одиночество, теперь меня уже не удовлетворяло.


Мы жили неподалёку от вокзала, и каждый гудок проходящего пассажирского поезда волновал до крика. Хотелось поскорее туда, за ним, – в такое манящее и волнующее «далеко».


А тут ещё подвернувшийся невесть как и невесть откуда томик Есенина. Помню, как после прочтения (а прочёл залпом), задохнулся от красоты и образности. Захотелось непременно научиться так же. И вот именно тогда и начались мои «поэтические муки».


Первые мои опыты были в виде срифмованных записочек-признаний в любви однокласснице. Сидела она парт за пять-шесть от меня, и мне доставляло огромное удовольствие наблюдать, как при прочтении моего маленького нехитрого опуса, она густо заливалась краской. Видимо, ей нравилось. А по мне так стихи были весьма и весьма плохонькими.


Так продолжалось, наверное, с полгода, а потом я уже влюбился по-настоящему. В студентку. Она была меня этак годика на три постарше, но я, комплексуя по этому поводу, уже начал писать серьёзно. Именно ей. Именно о любви. Вот одно из таких стихотворений:

 

Думал: забуду, но сердце – посуда,
Хрупкий, непрочный хрусталь…
Очи, вы очи!
Губы, вы губы!
Даль, недоступная даль!
Думал: всё просто,
Думал: несложно,
Чувства, авось, не сгублю…
Но отчего же так сердцу тревожно?
- Сердце, ты любишь?
- Люблю!
Что ж мне так больно?
Что так печально?
Сердце устало стучать.
А на вокзалах целуют, встречают…
Ты разучилась встречать.
Жду ли чего?
Почему так растерян?
Хочется верою жить…
Ты разучилась, любимая, верить,
Ты не умеешь любить.
Годы пройдут…
Всё забуду, возможно,
Память тогда осветлю.
…Ах, отчего же так сердцу тревожно?
- Сердце, ты любишь?
- Люблю! (1965г.)

 

В общем, если скорректировать мой ответ, скажу так: специально искусству сочинительства не учился нигде, до всего доходил сам.


Писал очень много, все свои радости и переживания рифмовал и поверял бумаге. Видимо, поэтому мои ранние стихи скорее похожи на дневник, чем на продуманную Поэзию.

 

***
«У Ефима Хазанова в каждом стихотворении «…таинственный подстрочник Упрямо прячется в строке», передается нечто невыраженное словами, подспудное, но ощутимое. Откуда же это ощущение, эта уверенность в подлинном внутреннем смысле высказанного? Как понять «эти знаки, коды, шифры»? Попросту говоря: Как автору удается вложить в свои слова нечто большее, чем они означают, а читателю – вывести эти скрытые смыслы?
Ах, как горько мне!
Скорей в пургу,
В колкий снег, в заманчивую заметь!
Знаю: от себя не убегу,
В спину бьёт меня наотмашь память.» (Л. Безуглая)
***

 

(М.П.):
- В данное время Ваша работа связана с поэзией?

 

(Еф.Х.):
- В настоящее время работаю в школе руководителем детско-юношеского театра "Дебют" и преподаю "Мастерство актёра".

 

(М.П.):
- Расскажите, пожалуйста, Ефим, о своей работе подробнее.

 

(Еф.Х.):
- Когда пригласили в школу, скажу честно, отнёсся настороженно и с боязнью. С детьми мне работать не приходилось.


Однако после первого же года работы вдруг понял: это – МОЁ.


Я ведь очень люблю детей, и если меня спросят: «Какое самое великое чудо на земле?», – не задумываясь, отвечу: «Ребёнок».


В школе преподаю мастерство актёра, сценречь и сцендвижение. Кроме того, у меня полно и других забот: сценарная работа, режиссура всевозможных школьных праздников.


За восемь лет работы с детьми составил двухтомник школьных сценариев аж на 800 с лишним страниц (кто бы издал?!).


Кроме того, пишу, ставлю и иногда веду как артист всевозможные заказные праздники.

 

(М.П.):
- Ефим, у Вас есть Цель в Жизни?

 

(Еф.Х.):
- Сложный вопрос… Про то, что я уже в трёхлетнем возрасте заявил маме, что залезу в радио и буду петь, я вам уже рассказывал.


А пел я уже в детском саду, и пел много.
Потом – школа и там я не бросал занятия вокалом. Дожидался, когда школа опустеет, запирался в пустом классе и снова пел.


Потом – два Дома Культуры. В одном я числился в вокальном кружке, в другом – в драматическом.
Оба увлечения были настолько сильными, что даже к окончанию школы так и не мог решить: куда же пойти – на вокалиста, или на актёра? Прислушался к совету нашего режиссёра и рванул в театральное училище.


И, кстати, до сих пор так и не понял: верно ли я поступил? Уже в пятнадцать лет начал пописывать стихи. Писал, но никогда не придавал этому серьёзного значения – даже стеснялся: дескать, несерьёзное занятие. А вот есть ли у меня сейчас цель в жизни – откровенно признаюсь: не знаю. Живу, словно по течению, по принципу «плыви, моя лодочка». День прошёл – и ладно.

 

***
«Вот одно из самых емких стихотворений Ефима Хазанова:


Утром, подбоченясь,
Встану у окна,
И отвиснет челюсть...
Батюшки – весна!


В полдень сигареты
С полки потяну,
Глядь в окно – там... лето.
Лето?! Ну и ну!


Вечер.
Вот и проседь.
Не завить колец...
Неужели осень?
Неужель, конец?!


...Два венка у гроба.
Ночь. Покой и тьма.
Насыпь из сугроба.
Вот и всё.
Зима.

 

Скупыми мазками поэт рисует времена года и соотносит их с периодами человеческой жизни. При этом слова, выбираемые автором, соответствуют прототипичному лексикону молодого, зрелого, старого и умирающего человека, соответственно. В сознании читателя неизменно возникает концепт ЖИЗНЬ. У каждого она своя, но все думают об одном ее свойстве – быстротечности. И неизбежности конца. Такой простой, но глубокий скрытый смысл в сочетании с краткостью буквального не может не поразить читателя.» (Л. Безуглая)
***

 

(М.П.):
- Уважаемый Ефим, традиционный вопрос. Как Вы оцениваете состояние современной литературы?

 

***
«Поэзия – это мозаика слов. И какая же прелесть исходит от стоящих рядом стекляшек-слов, на вид похожих, но излучающих разный свет – разные значения и смыслы!
Не слова ли – виновники моего восторга?

 

Лексика в стихах Ефима Хазанова – самая обычная. Хотя, на первый взгляд. Богатый тезаурус дает возможность поэту чувствовать, осязать слова, видеть сквозь залежи конвенций их суть, нащупывать неуловимые оттенки, связи, переклички значений. Для Ефима Хазанова язык – бездонный кладезь. Даже привычные сочетания слов в контексте его стихов звучат по-новому:

 

С золотых волос стянув кольцо,
Женщина разделась и легла.
Сонно опрокинула лицо,
Улыбнулась, будто позвала,
И уснула, таинством дыша,
На ночь погасила конопушки…


…Всё-таки бывает и дурнушка
Необыкновенно хороша!

 

Если говорить штампами: Просто, но со вкусом. А если вникнуть, то – парадокс: стихи эти, написанные легко и просто, отвергают всякие штампы.

 

Есть у Ефима Хазанова и окказионализмы – авторские словообразования, непривычные словоупотребления, всегда оправданные, всегда вписывающиеся в смысловой узор стиха:

 

Блестит под тучею луна…
Её забрёхивают псы…


…В час, когда безлюдно на земле
И луна бокаста и округла…


Снова белые вихрят
Вьюги…


Постой, моя тоска, не многоточь!..» (Л. Безуглая)
***

 

(Еф.Х.):
- Хороший вопрос. Знаете, Марина, прохожу я по оживлённой улице мимо торгашей книгами и теперь уже практически у их лотков не задерживаюсь. Что предлагают: пухлые любовные романчики, суррогатные детективы, мистику и ещё всякую дребедень. И винить в этом торгашей трудно.


Сейчас ведь что главное? Удовлетворить спрос читающего народа. А что читает народ? А народ читает исходя из: «не заморачиваться и особо не утруждать голову «заумным»…


Мне и горько и невыносимо жаль, что Поэзия нынче – «золушка». И если я или кто бы то ни был из нашей поэтической братии, заставим хотя бы одного читателя, листнув наш томик, всерьёз к Поэзии потянуться, я буду вполне искренне считать, что не зря мы все жили на этом свете.

 

***
«Я бы сравнила его стихи с клипами. Каждое стихотворение – это цельное, ограниченное словом произведение, создающее особый мир – настолько ощутимый, что невозможно не верить поэту. Попадая в иную, созданную им реальность, чувствуешь себя причастным к тому, что происходит:


Укутав щёки глубже в ворот,
С глазами, полными печали,
Она стояла. За плечами
Ночь.
Фонари.
Сугробы.
Город.
Неслись во тьму составы мимо,
От шпал откалывая льдинки,
И тонкую наслойку грима
Рвала горячая слезинка.
Мелькнули жёлтым шлейфом окна,
И гул за поворотом замер…
…Она погасшими глазами
Смотрела вдаль хмельно и мокро.
А там, во мраке, снежной складкой
Залёг сугроб, что мчал по следу…
…Ведь говорил же Он: «Приеду.
Ты только жди, родная, ладно?»
Уже весну сменило лето,
Дождями отстучала осень,
Ждала. Писала. Нет ответа.
Ожогом в сердце: «Бросил, бросил!»
В ночи дрожит звезда высОко,
К утру в сыром тумане тонет,
А на безжизненном перроне –
Она, больна и одинока.


…А где-то, в трёх часах полёта,
За сотни вёрст, рассветных дымок –
Крест у дороги. Насыпь. Снимок.
Его улыбчивое фото.


В этом стихотворении нет ни одного лишнего слова, и все они работают на создание живописных, емких, зримых образов. Слова звучат и вызывают в сознании читателя живые картины, выстраивающиеся в стройный аудио-визуальный ряд. Читатель словно посмотрел фильм – заглянул в иную жизнь, в иную душу.


Так визуализация современного общества проникает и в поэзию…»(Л. Безуглая)
***

 

(М.П.):
- Хватает ли Вам времени для чтения литературы? Читаете ли классиков? Ваши любимые авторы? Есть ли любимые среди современников?

 

(Еф.Х.):
- Увы! К великому моему сожалению, времени на чтение просто катастрофически не хватает. Очень много его отнимает режиссура и сценарная работа. А ещё… «заказухи». Пусть простят меня за это друзья-поэты, но… «очень кушать хочется».


Именно поэтому я почти не знаю современную литературу – ни поэтов, ни прозаиков. А вот классиков я обожаю! В своё время читал запоем. От русской классики до зарубежной. Я уже говорил и снова повторю: доходило даже до того, что читал с фонариком под одеялом (тайком, чтобы не ругала мама).

 

(М.П.):
- Что можете сказать об уровне поэтов на Парнасе?

 

(Еф.Х.):
- Да простят меня друзья-поэты, но отвечу так: сетевая поэзия, к сожалению, пока ещё не совсем того качества, какого хотелось бы.


Видимо, в этом в первую очередь «повинны» сами поэтические сайты – те, на которых нет модерации стихов вновь регистрируемых авторов.


К сожалению, и наш «Парнас» в этом смысле не исключение.
Меня часто приглашают в судейские корпуса того или иного конкурса. После того как перелопачу всю эту предлагаемую к конкурсу поэтическую груду, я начинаю тихо и бессовестно ненавидеть наш Великий и Могучий...

 

(М.П.):
- Ваше отношение к конкурсам на Парнасе.

 

(Еф.Х.):
- К сетевым конкурсам (и не только на «Парнасе») отношусь крайне отрицательно. Считаю их недостаточно объективными.


Уж и не знаю, каким образом откровенно слабые произведения вдруг встают в тройку лучших по итогам того или иного конкурса?


Что это – круговая порука, недостаточно профессиональное судейство?

Не знаю. Одно знаю точно: что-то в самой системе оценок надо менять.

 

(М.П.):
- Как Вы считаете, достойно ли автору в своей аватарке публиковать нечто устрашающее вместо своего фото или картинки, отражающей творчество автора?

 

(Еф.Х.):
- И этот вопрос я оценил, поскольку и сам задавал его себе не раз. Ещё тогда, когда впервые вошёл в сеть на поэтические сайты.


Я не понимаю, зачем многие (даже вполне приличные поэты) это делают? Чего боятся, кого стесняются?


Ведь иногда до смешного доходит: я благодарю визитёра за добрый отзыв на мой стих, пишу: «Спасибо, милая!», а мне в ответ:
 

- «Я не милая, а м и- л ы й. И зовут меня Вася»…


Теперь уже отвечаю на отзывы весьма осторожно, избегая личных обращений.

 

(М.П.):
- Как Вы относитесь к тому, что вместо комментария под стихом оставляют цветы, либо ещё что-то? И нужно ли писать комментарии под стихами? И нужны ли Вам комментарии?

 

(Еф.Х.):
- Резко отрицательно (это о букетах).


Поэт выставил стих, дабы собрать как можно больше мнений о нём, и что-то из позитивных (или даже негативных) отзывов почерпнуть, исправить в своём произведении, пока не поздно, а ему – нате вам! – букетик.


Комментарии нужны всем, даже профессиональным поэтам. А лично мне… Отвечу: я двухтомник выпускал, и была масса стихов, что называется, с пылу с жару. Как же остро нуждался я в критике на каждый из них!


А мне вместо продуктивного разбора с указанием тех или иных ошибок – букетик! В лучшем случае – «браво!».

 

(М.П.):
- (Смеюсь) Уважаемый Ефим, артистам дарят «букетики», выражая свой восторг и благодарность.

 

Почему же не выразить благодарность своего сердца цветком?! Мне самой иногда хочется просто помолчать. Порой читаешь, наслаждаясь мастерством поэта. И чувствуешь, что разбиваешь эту гармонию своими прозаическими комментариями. А поэт дарит миру гармонию, ритм.

 

Кстати, о ритме. В.Солоухин написал «работа должна быть не во всякое время, а в определенные часы, потому что с утра я должен делать свое основное дело – писать, расставаться с которым я не собираюсь, да и не имею права.», «Моя прекрасная Адыгене» А Вы как относитесь к ритму, Ефим? В жизни, в работе.

 

(Еф.Х.):
- Солоухин прозаик. Не берусь судить, все ли прозаики работают по принципу Солоухина, но Поэзию, на мой взгляд, нельзя пристроить к какому-либо ритму.
На то она и Поэзия: осенило – написал.


Она одноразова, неритмична в своём труде. А если Поэт работает в режиме Солоухина, я не поверю его стихам.


Это будет «датская» поэзия (от слова «дать»). Вот и будет он «давать» по три четыре штуки за день.

А это уже не Поэзия – заказуха. Свои «заказухи» я в Большую Поэзию не впущу, как бы на первый взгляд они здОровски не были написаны.


Хотя и их я пытаюсь писать так, чтобы не было стыдно ни перед заказчиком, ни (прежде всего!) перед самим собой. Не постыжусь и приведу пример одной такой своей заказной работы…

 

Здесь пахнет вечной музыкою зал,
Здесь с мастерством, усердьем и любовью
Симфонию маэстро Шостакович
Когда-то на рояле сочинял.


Уже за этот старенький рояль
Вам надобно бы в ноги поклониться.
Так повелось: приходят к вам учиться,
Чтоб завтра упорхнуть за славой в даль.


Хранишь ты, школа, Музу для людей,
Гордясь учеников своих соцветьем.
Мы поздравляем в этот красный день
Тебя с твоим семидесятилетьем!

 

(М.П.):
- Ефим, случались ли в Вашей жизни незабываемые встречи, которые оставили неизгладимое впечатление на всю Вашу жизнь?

 

(Еф.Х.):
- Неизгладимое впечатление на меня оставила встреча с Евгением Евтушенко. Было это в 1998 году. Он приезжал к нам в Самару.


Нас была группа поэтов, и мы вместе с Евгением Александровичем плыли на пароходике по Волге в село Ширяево.


Там у нас находится музей Ильи Репина. Много говорили, много фотографировались…

После этой встречи, мне кажется, я и писать стал иначе – гораздо шире и в тематике и в качестве.

 

(М.П.):
- Были у Вас в жизни забавные случаи?

 

(Еф.Х.):
- Самым забавным и в то же время горьким было для меня одно событие: мой юбилей. Проводили мы его в одном из Домов Культуры.


Вывесили заранее афиши, где крупным шрифтом было: ЕФИМ ХАЗАНОВ, остальное – меленько. Каково же было моё удивление, когда в назначенный день я вдруг увидел: зал набит битком.


Оказалось, пришли на Геннадия. Народ, не ознакомившись толком с афишей, лишь издали прочтя то, что крупно, явился не на того Хазанова.


Вот уж действительно – и смех, и слёзы.


После этого случая я и сам стал довольно зло подшучивать над собой и, знакомясь с кем-либо, всегда первым делом извинялся за свою фамилию.
Даже набросал такое четверостишьице:


Пишу не громкой славы ради,
И не для творческих смотрин.
Хазанов я, но… не Геннадий,
Ефим – и всё же… не Шифрин.

 

(М.П.):
- Действительно, смешно и грустно. Толпа разочарованных людей – зрители на Вашем юбилейном вечере! Необходимо большое мужество, чтобы выпить эту чашу горечи и мастерство, чтобы увлечь слушателя. Здесь Вам, по всей видимости, пришлось использовать свое актерское мастерство и всё своё личное обаяние. Горькое счастье…


Ефим, что в Вашем понимании счастье и достижимо ли оно для всех людей?

 

(Еф.Х.):
- У-у-у, милая! Эва, хватили! Глобальный вопрос. И требует глобального ответа. Попробую ответить… Однако, знаю наперёд, «глобальности» в ответе не будет.


На мой взгляд, счастье складывается из махоньких счастьиц… Встал утром – ничего не болит: счастье!
Отдал полштуки долга, который на тебе гирей висел, – счастье.


Написал классный стих, такой, что аж ладошки взмокли от удовольствия, – счастье!

Чмокнул в пунцовую щёчку малыша (женщину в губки) – счастье, счастье, счастье…

 

А вот исходя из этой моей теории, и можно сделать следующий вывод: СЧАСТЬЕ ДОСТУПНО АБСОЛЮТНО ВСЕМ!

 

(М.П.):
- Каким Вам видится грядущее Земли и людей? И в частности, будущее литературы?

 

(Еф.Х.):
- Точно утверждать не берусь. Одно лишь знаю наверняка: не таким, каким вижу сегодняшнее настоящее. Я по характеру оптимист и верю в самое лучшее. Мне кажется, что пора этого мирового сумасшествия рано или поздно схлынет. Возродится вечное Истинное, сгинет сиюминутное Ложное. А чтобы не словоблудить, отвечу коротко – своим стихотворением:


Что это будет – время полутьмы?
Час скорби и последующей славы?
…В пирог, нафаршированный людьми,
Добавят и поэтов для приправы.
И слово затеряется в веках,
И затвердеет в немоте планета,
Но, всё же, в заповедных тайниках
Останутся сонаты и сонеты.
И кто-то чуткий, шар земной рыхля,
Молиться станет над сырой могилой,
Чтобы пролился дождь,
Чтобы земля
Ещё, ещё поэтов народила!

 

(М.П.):
- Ваше любимое стихотворение, написанное Вами.

 

(Еф.Х.):
- Начну с того, что никогда не писал и не пишу специально, по принципу «дай-ка напишу».


Набухло внутри меня нечто необъяснимое, набухло так, что аж кричать хочется, – тогда и сердце и рука в гармонии.


Они сами ведут меня к бумаге. Видимо, именно по этой причине я за всю свою творческую жизнь написал так мало – всего-то около пятисот стихов и чуть более пятидесяти песен. А любимые стихи? Любимые, как правило, всегда последние. Вот одно из них:


Я помню, как настойчиво молчал
И в тусклый потолок прищуром целил,
Где паучок, будто артист на сцене,
Двух охладевших душ не замечал…
Была ещё пощёчина свежа,
И болью, и обидою горела.
Меж нами, словно вычерчена мелом,
Скукожилась простынка, как межа,
И мы, огнём обид опалены,
Двумя полями полегли сожжено.
И бились, бились в пульсах напряжённых
Удушливо и жарко две волны.
Заря туманом прилегла к окну,
Но солнце птицы-скрипки возвестили,
И всё, что было врозь, соединили…
Две любящих души слились в одну.
10 марта 2013 г.

 

(М.П.):
- Ваше пожелание авторам Парнаса.

 

(Еф.Х.):
- Истинного, неподдельного.

 

(М.П.):
- Дорогие друзья, спасибо вам за внимание.


В работе использованы выдержки из работ “О поэтическом мастерстве Ефима Хазанова” и “Скрытые смыслы в поэзии Ефима Хазанова” Лилии Ростиславовны Безуглой - доктора филологических наук, профессора кафедры немецкой филологии и перевода Харьковского национального университета им. В.Н. Каразина


Всех вам благ, дорогие друзья и мирного неба над головой!


С любовью, ваша Марина Попова.


Огромное спасибо администрации Парнаса за возможность общения с интересными людьми и за моральную и техническую поддержку!

 
Рейтинг: +66 5760 просмотров
Комментарии (60)
Ирина Горбань # 29 апреля 2013 в 18:16 +6
Искренне уважаю Ефима. Всегда читаю стихи этого замечательного автора и человека. И не бз лишней скромности
хочу сказать, на моей книжной полке стоит двухтомник с дарственной надписью Ефима Хазанова!!!!!!
Вот так вот!!!!!
Чистейшей души человек. ЧЕЛОВЕЧИЩЕ!!!
А КАРТИНКУ НЕ БУДУ СТАВИТЬ)))))
Марина Попова # 16 октября 2013 в 17:48 0
Благодарю Вас, Ирина, за Ваше внимание
и развернутый комментарий! Всех Вам
благ и творческих удач! А я Вам все же подарю картинку...
040a6efb898eeececd6a4cf582d6dca6
Ирина Перепелица # 29 апреля 2013 в 18:20 +6
Очень понравилось интервью: хорошие вопросы и умные, по мужски лаконичные ответы. Спасибо, Мариночка, за такие жемчужины Парнаса! Сразу же хочется всё бросить и бегом читать Ефима Хазанова)))))
СПА-СИ-БО!!! flo
Марина Попова # 15 мая 2013 в 08:23 0
Благодарю!
Татьяна Виноградова # 29 апреля 2013 в 18:58 +5
Здравствуйте, Ефим и Марина.
Не скрою, а может и к своему стыду, узнала о Ефиме этой весной, немного познакомившись с рядом его стихов. Приведу лишь пару примеров - Стихотворение о Матери просто пронзило. Стихотворение о джазе - удивило и сказало о всей полноте Автора.
Без тени лести скажу - Ефим, Вы многогранный Автор, разносторонний человек, приятно удивляющий даже ответами на комментарии читателей. Да, и нЕмало тем поднято в Вашем творчестве.
Спасибо за мнение о конкурсах и их итогах. Согласна, хотелось бы именно литературных симпатий и творческого лидерства.
Марина, спасибо за беседу.
Марина Попова # 15 мая 2013 в 08:23 0
Благодарю.
Елена Можарова # 29 апреля 2013 в 19:05 +4
Спасибо за великолепное интервью, и знакомство с творчеством очень хорошего поэта! Благодарю! Марина, Вам дальнейших открытий! А, Ефим, Вам дальнейших творческих успехов!

Марина Попова # 15 мая 2013 в 08:23 0
Благодарю!
Татьяна Репиненкова-Орлова # 29 апреля 2013 в 19:09 +4
Марина Вы,как всегда на высшем уровне...
Дипломат Вы наш!
С большим уважение и поклоном к Вам!
Марина Попова # 15 мая 2013 в 08:22 0
Благодарю, Танечка!
Равиль Валеев # 29 апреля 2013 в 19:26 +7
Браво Ефим! Браво Марина! best
Я полностью согласен, что Поэт не должен быть на поводу у читателя, а в Сети основная масса конкурсов строится на читательском голосовании, а любое жюри всегда имеет примелькавшихся фаворитов на своём сайте. Но конкурсы необходимы, хотя бы для того, чтобы дарование могло заявить о себе (сидя на своей странице можно и зачахнуть, каждый поэт любит только свои стихи, а общаясь с себе подобными мастерства не добавишь). Я считаю честными только анонимные конкурсы, когда квалифицированное и авторитетное жюри составляет шорт листы с объяснениями своего выбора (это интересно любому автору, да и не даст возможности голосовать за явно слабое произведение).
С уважением Равиль 9c054147d5a8ab5898d1159f9428261c
Марина Попова # 15 мая 2013 в 08:22 0
Благодарю, Равиль!
Валерий Соколов # 29 апреля 2013 в 19:30 +5
Молодцы, спасибо, было интересно!!!
С уважением Валерий. buket7 super
Марина Попова # 15 мая 2013 в 08:22 0
Благодарю!
Нина Бочкарева # 29 апреля 2013 в 19:36 +5
Спасибо за интервью, Марина! Ответы Ефима вызывают глубокое уважение! Правильный человек! Удачи Вам, Ефим, в творчестве!
Марина Попова # 15 мая 2013 в 08:21 0
Благодарю!
Тая Кузмина # 29 апреля 2013 в 19:37 +5
Марина!! Благодарю за содержательное интервью.
Всегда интересно познакомиться с прекрасным человеком,
узнать о нём много нового, яркого, как о жизни, так и о творчестве.
Ефиму желаю успехов и вдохновения.


Марина Попова # 15 мая 2013 в 08:21 0
Благодарю!
Олег Бескровный # 29 апреля 2013 в 20:23 +4
Марина, Ефим, прекрасное интервью, много познавательного. С творчеством Ефима немного знаком, читал. Не поражало, а привык к тому, что ритмика и рифма у него безупречны, не банальны, идеально подходят к сюжету стиха и ненавязчивы, всегда глубокий смысл в стихах и этот смысл многоярусный, многогранный, действует и на сознание , и на подкорку. Браво!
Марина Попова # 15 мая 2013 в 08:21 +1
Благодарю, Олег!
Галина Чичкань(Рудая) # 29 апреля 2013 в 20:34 +4
Марина, очень интересное интервью. Интересный собеседник - Ефим Хазанов. Всегда узнаешь из Ваших интервью что-то новое о личности. Умеете Вы раскрыть человека. Спасибо вам обоим и дальнейших творческих успехов. Будем без цветов и браво, хотя хочется.
Марина Попова # 15 мая 2013 в 08:21 +1
Благодарю.
Галина Карташова # 29 апреля 2013 в 21:09 +4
Всегда с большим интересом читаю интервью Марины, в которых авторы открываются глубоко и полно.
Успехов в творчестве Ефиму, а нам-читателям новых интересных встреч с интересными авторами!

ura
Марина Попова # 15 мая 2013 в 08:20 +1
Благодарю, Галина!
Елена Нацаренус # 29 апреля 2013 в 21:12 +4
Марина, от души благодарю за знакомство с очень инетересным человеком и замечатеьным автором. Как хорошо, что есть для нас такая воможность - узнавать о людях, у которых можно поучиться. Не берусь судить, но я за конкурсы! Система оценки - это уже другой вопрос. Потому, что в сравнении учиться легче, чем утопать в собственном соку. Спасибо Ефиму за искренность и прямолинейность! Это то, чего нам порой не хватает - боимся обидеть, унизить... Ведь, словом можно убить! мне интервью очень понравилось!
Спасибо за интересный диалог! Успеха Ефиму и признательность вам обоим! buket1
Марина Попова # 15 мая 2013 в 08:19 +1
Спасибо, Леночка!
Артур Давыдов # 29 апреля 2013 в 23:05 +6
Очень дорожу дружбой с тобой, Ефим. Не раз убедился, что ты человек огромной души! Уважаю, брат. Марина, Вам спасибо за интервью.
Марина Попова # 15 мая 2013 в 08:18 +1
Благодарю.
Владислав Штиль # 29 апреля 2013 в 23:40 +5
КЛАСС! СПАСИБО,МАРИНА И ЕФИМ!!! ОЧЕНЬ ДУШЕОТОГРЕВАЮЩИЙ РАЗГОВОР ПОЛУЧИЛСЯ!!! ПРОНИКСЯ!!! СКОРО БУДУ ГОСТЕМ У ЕФИМА.
Марина Попова # 15 мая 2013 в 08:18 +1
Благодарю, Владислав!
Игорь Кичапов # 30 апреля 2013 в 01:01 +5
Интервью понравилось!
Ефим хороший человек и замечательный поэт.
Немного смутил пассаж о талонах на продукты.
Это началось скорее под развал Союза. Для достоверности - "В СССР карточное распределение введено с июля 1941 года, отменено в декабре 1947 года."
о детская память хранит свое, может это было, что то местное?
Не сочти Ефим за придирку, "за державу обидно"(цэ)
Удач тебе и Добра!
Марине - Респект!
Марина Попова # 15 мая 2013 в 08:16 +1
Игорь, о талонах. Хоть я и младше Ефима,
но и я их застала. Это были восьмидесятые годы.
У нас они были в Иркутске
и на моющие средства, и на мясные
продукты, и на масло и т.д.
Многие талоны мы не могли отоварить,
и они где-то так и лежат пачками.
А талоны на спиртное ввели
где-то в 1987 году.
Алекс Нури # 30 апреля 2013 в 03:00 +5
Это счастье, когда человек находит свое призвание! Томик Есенина Вам, Ефим, подбросила судьба. Уважаю людей, которые не бояться высказать свое мнение, возможно даже, не совсем комфортное, для окружающих... Только...может надо разобраться...а стоит ли так категорично относиться к творчеству всех, кто пишет на "Парнасе"? Разве этот портал создан только для профессионалов? А куда любителям податься... Может, для кого-то, это единственная возможность сбежать от одиночества... А произведения талантливых людей, вряд ли останутся без внимания. А вот... анонимные голосования, я тоже поддерживаю. Кстати, о букетиках... их размещают для поддержки...когда сказать нечего...(так мне кажется). Стоит ли на это обижаться?!
Спасибо Вам за откровенность, Ефим! Мариша - как всегда -
Марина Попова # 15 мая 2013 в 08:17 +1
Благодарю, Мариночка!
Ефим Хазанов # 1 мая 2013 в 10:47 +4
Здравствуйте, все, все, все!
Прежде всего искреннее, доброе моё спасибо тебе, Мариночка, за живую заинтересованность не только моим творчеством, но и лично мною как человеком! У нас с тобой получилось не столько интервью, сколько нормальная доверительная беседа (чему я несомненно рад).
Второй мой поклон и благодарность вам, уважаемые админы! Во-первых, потому что эта наша беседа была опубликована, и во-вторых, что некие пункты нашего разговора с Мариной были вами восприняты правильно.
Ну и, конечно, же главная моя признательность и искреннее спасибо вам, дорогие мои друзья-поэты. Скажу честно, такой заинтересованности нашей с Мариной работой я не ожидал. Жил себе на сайте, особо не мелькая, а теперь вот вдруг неожиданно открыл для себя: сколь много у меня здесь искренних и добрых друзей. Да и думал ли я в том далёком 64-ом, когда впервые взял в руки перо, что из второстепенного занятия, этакой игрушки, моя поэзия перерастёт в нечто большее; что она из дневниковой, личностной станет чем-то более значимым... Что меня вообще будут когда-либо читать и не только - а оставлять ещё приятные сердцу отзывы. Поклон вам низкий, друзья мои!
Искренне ваш!

П.С. Игорю Кичапову (по поводу талонов): Друг мой Игорь!
Думаю, надобно сделать скидку на возраст мальчишки - это у меня с горбачёвщины отложилось: раз дефицит и очереди - значит, талоны. Однако расскажу то, что рассказывал всем...
Недалеко от нашего дома была водокачка, куда мы ходили за водой. Была она красного кирпича и строена, видимо, ещё в начале двадцатого века. Над торчащей из неё загогулиной трубы было кольцо. Дёрнешь кольцо - вода из загогулины польётся. Однако, чтобы кольцо отжалось, надо было в небольшое оконце сунуть маленький, величиной с автобусный билетик, талончик. Лишь только после этого можно было набрать воды. Когда рассказывал, никто этому не верил. Однако было же!
Марина Попова # 15 мая 2013 в 08:11 +1
Благодарю, Ефим!
tamara # 2 мая 2013 в 00:11 +3
Интервью понравилось. Для себя открыла интересного человека и замечательного поэта- Ефима Хазанова. Скажу честно, позавидовала
ему-хорошо пишет: и читается легко, и без излишеств, а смысл глубокий и , прочитав стих, представляешь живо реальную картину,
нарисованную в стихах.Благодарю и Ефима ,и Марину. Я увидела через интервью два талантливых человека. Благодарю ! С уважением-
Тамара
Марина Попова # 15 мая 2013 в 08:08 0
Благодарю.
Ульяна Яворская # 2 мая 2013 в 13:46 +3
Спасибо за интервью. Согласна с Ефимом насчет выбора лучших в конкурсах. Действительно, работы авторов должны выставляться анонимно, а оценки судей - аргументированы. И желателен разбор полетов. А букетики... да пускай, меня не раздражает. Не ищу я конструктива в сети. Спасибо за искренность и хорошие стихи. Это такое удовольствие - открыть нового хорошего автора!
Марина Попова # 15 мая 2013 в 08:08 +1
Благодарю, Ульяночка!
Наталья Бугаре # 4 мая 2013 в 01:22 +3
Марина, Ефим, поздравляю с великолепным дуэтом. Потому как такая работа,всегда не соло,но дуэт. Спасибо, Мариночка, за тонкое и глубокое вью, по индивидуальной схеме. Ты всегда умеешь открыть главное и показать суть. Спасибо, Ефим, за очень искренние и доверительные ответы. Ваши стихи - нечто. Сожалею, что так редко забегаю к Вам... По конкурсам согласна, но помимо того,что поэзию должно оценивать только жюри, хотелось бы еще чтобы работы были новыми. Да и к прозе это относится. Чуть напрягает обилие тех же работ, что и в прошлых конкурсах на аналогичную тематику. А вот про критику...что тут сказать? Она, действительно, нужна не всем. И не стоит ей давать тем,кому её не надо. Автор обидится, а тот,кто потратил время на разбор, расстроится. Лично я даю разборы только друзьям или по просьбе. Единственным исключением являются все те же конкурсы. Там стараюсь, по возможности, в личку дать всем сбойчики и ошибочки. Чисто для того,чтобы работа получила более высокую оценку. Но, опять же, трачу время исключительно на те работы, которые похожи, или являются Поэзией. Розочки меня не раздражают. Если стих потряс и зазвучал во мне сотней гуслей, то тут не до комментариев - чистый восторг и миллион роз)Спасибо Администрации за эту страницу. Так много узнаешь про наших авторов, и каждый становится чуть ближе.
Марина Попова # 15 мая 2013 в 08:07 +2
Благодарю, Наташенька, за
конструктивный комментарий
и ценные мысли!
Элиана Долинная # 8 мая 2013 в 20:51 +3
Потрясающе! Прочитала на едином дыхании и с огромным удовольствием!
Спасибо вам, дорогие и милые, Мариночка и Ефим! Разрешите вас обнять!?
С любовью, Эл
Марина Попова # 15 мая 2013 в 08:05 +2
Ой, как приятно! Спасибо, Элианочка!
Лидия Гржибовская # 13 мая 2013 в 06:39 +3
СПАСИБО ВАМ МАРИНОЧКА И ЕФИМ!

Марина Попова # 15 мая 2013 в 08:05 +1
Благодарю, Лидочка! ura
Вселенная # 14 мая 2013 в 21:54 +2
Очень интересное интервью.Понравилось. lubov5
Марина Попова # 15 мая 2013 в 08:04 +1
Благодарю.
Виктор Бекк # 20 мая 2013 в 18:23 +2
Спасибо, было очень интересно почитать интервью !!!
Марина Попова # 21 мая 2013 в 17:27 +1
Благодарю, Виктор! ura
Элиз # 28 мая 2013 в 16:37 +1
buket7
Марина Попова # 28 мая 2013 в 16:45 0
Благодарю, Элиз!
Евгений Казмировский # 31 мая 2013 в 20:36 +1
Спасибо за интересную беседу с моим любимым автором!
Марина Попова # 1 июня 2013 в 08:20 +1
Благодарю, Евгений!
Кузнецова Милена # 10 октября 2013 в 03:38 +1
Замечательные слова, интервью слов нет оригинально всегда. Спасибо за талант писателя.
Марина Попова # 11 октября 2013 в 10:14 0
Благодарю, Милена!
Так много интервью прочесть за один день!!!
Удачи Вам на творческом пути!
faa725e03e0b653ea1c8bae5da7c497d
Рената Юрьева # 20 мая 2014 в 16:12 +1
Марина! заглянула к Вам в "произведения": как много , оказывается, встреч с интересными людьми, тем более ставишими инетерсными, что многих уже знаю лучше, чем в начале пути на этом сайте)
Наверное, повторюсь, но мне действительно очень нравится то, как Вы строите свое интервью, от частного к общему, от конкретного к размышлениям, глобальные и детальные вопросы, ремарки, вкрапления цитат Л.Безуглой...все это так замечательно помогает воссоздать максимально портрет героя...
Ефим, то, что Вы - герой, даже не обсуждается) героем я считаю человека, умеющего требовательно и критично относится к себе, что является, безусловно, данью уважения к своим читателям... я рада, что мы с Вами коллеги) хотела бы познакомиться с Вашими сценариями...тем более, грядет 90-летие моей школы, а у Вас такое классное посвящение школе прочла)
Ваша поэзия богата именно межстрочием и образностью...читая стихи, задумываешься...для меня это такой же важный критерий, как и поэтическая грамотность, не мешающая восприятию) рада встретить созвучия мыслей и мнений по некоторым вопросам
СЧАСТЬЕ ДОСТУПНО АБСОЛЮТНО ВСЕМ! - благодарю Вас за эту уверенность...это действительно так...теперь осталось этим всем осознать это и научиться видеть его)
Благодарю Вас, Марина, и Вас, Ефим, за встречу)
Марина Попова # 29 мая 2014 в 18:40 +1
Дорогая Рената, Ваши комментарии, как всегда,
содержательны и интересны. Спасибо. Каждое
вью строится по индивидуальной схеме, как в
живописи при создании портрета
- натура сама диктует и композицию, и колорит.
Вячеслав Отшельник # 13 декабря 2014 в 02:00 0
Впервые познакомился с поэтическим творчеством Ефима на лит. сайте "Fabulae". Вместе с этим я, наверное, и открыл для себя новейшую поэзию (по аналогии с новейшей историей). Потому как, на литературных сайтах читал достаточно много, в том числе и профессиональных поэтов, но таких ярких и не надоедающих в своём творческом амплуа авторов не встречал. Его хочется читать и читать, получая всякий раз истинное эстетическое удовольствие.
Вам, Марина, большое спасибо за интересное интервью.
Марина Попова # 13 декабря 2014 в 13:21 0
Благодарю вас, на добром слове в адрес Ефима, Вячеслав! Всего самого хорошего! Удачи!