ГлавнаяПрозаМалые формыРассказы → Человека за бортом

Человека за бортом

 
ЧЕЛОВЕК ЗА БОРТОМ /из  серии "На театральных подмостках"/
 

         Вспоминая свою артистическую деятельность, я прихожу к выводу, что, пожалуй, никогда мне не приходилось играть в таком большом количестве пьес, как в нашем поселке "Балтрабочий”.  Не знаю, почему так получилось. Может быть,  потому, что остался я здесь всерьез и навсегда, а может быть, оттого, что публика в поселке была   театрально просвещенной. В нем еще до войны  был  построен большой и хороший Дом культуры, в котором  сложилась хорошая труппа самодеятельных артистов  и свои театральные  традиции.
        Именно на балтийской сцене мы ставили довольно крупные и серьезные вещи, такие как "Платон Кречет” Корнейчука,  "На дне” Горького, "Ревизор” Гоголя, "Роковое наследство” и другие известные пьесы. Мне почти всегда доставались  главные роли. Мой рост, вес, голос, хорошее знание текста, умение держаться на сцене импонировали зрителям. Поэтому в моем репертуаре были и героические, и трагические роли, и  "первые любовники”.

         А вот комические роли мне удавались значительно хуже. Главным комиком у нас был  некто Молчанов, самый старший из нас по возрасту. Был он невысокого роста, с заметной лысиной, имел резкий скрипучий голос. Главным его достоинством была его  абсолютная невозмутимость в любых ситуациях, даже когда публика покатывалась со смеху. Рассмешить его было невозможно.   По ходу действия большинства пьес комик все время попадал в самые нелепые обстоятельства, и все это нужно было переносить снисходительно, я бы даже сказал стоически.

          Вот один из выдающихся  сценических эпизодов Молчанова, которые частенько изумляли публику.  
В какой-то пьесе,  он играл  одного религиозного старичка, который заранее приготовился к смерти и ложился в гроб в одной нижней рубашке и кальсонах, скрестив на груди руки. Но потом он вспоминал, что забыл помолиться богу, вылезал из гроба, шлепал по сцене босыми ногами и со словами: "Вот сейчас помолюсь и дух спущу!” После этого он подходил к рампе сцены и приседал на корточки. А так как на кальсонах пуговицы отсутствовали, то при приседании его мужское достоинство частенько выскакивало наружу к дикому восторгу и визгу зрителей, особенно женской половины зрительского зала. Конечно, это было по существу форменным безобразием, но тогда нравы на деревне были попроще, и чем грубее были выходки, тем в большей степени они были обречены на успех.

         Но однажды наш самый тихий, самый безобидный актер - комик едва не сорвал всю пьесу. Ставили мы "Роковое наследство”. Автора этой пьесы я уже позабыл, но хорошо помню, что по сюжету  какая-то очень богатая пожилая тетка умирает в Америке. Никаких родственников у нее в Америке нет, а перед смертью она узнает, что где-то в России, в маленьком городке на Волге  у нее проживает единственный наследник, внучатый племянник. И вот  она направляет к нему своего адвоката, чтобы тот разыскал племянника и передал ему завещание на получение наследства. Американский адвокат на пароходе "Тургенев” благополучно плывет по Волге, знакомится в ресторане с русскими и щедро угощает их выпивкой. Почти все события пьесы разворачиваются в ресторане под звон рюмок, под распитие пива и кое-чего покрепче.
         Чтобы все выглядело в нашем спектакле натурально, пиво у нас было самое, что ни на есть натуральное,
да и пьеса была длинной, так что выпито было изрядно и все это, естественно, требовало выхода. А вот с этим
 как раз  были большие проблемы. Туалет находился на улице, идти к нему через переполненный зал в гриме
было несолидно, и вот кому-то в голову пришла гениальная идея: справлять малую нужду в бочку с водой,
которая стояла за кулисами и была предназначена для особой роли.

         Сначала свое дело сделал самый догадливый из нас, за ним последовал второй, третий и т. д., так что наша проблема была благополучно разрешена. Но бочка была не простой, она стояла за кулисами не на случай пожара. По ходу действия пьесы актер-комик должен был в пьяном виде падать за борт корабля, т.е. в эту самую бочку, а потом под крики: "Человек за бортом! Человек за бортом!” его должны были вытаскивать из бочки, спасать, а чтобы было совсем смешно, актер должен был мокрым становиться на четвереньки и отряхиваться от воды по-собачьи.
          Конечно, Молчанов был неплохим комиком, но он не знал, в какую бочку ему придется нырять! Все прошло, как было  задумано: Молчанов упал "за борт” (в бочку), начались крики "Человек за бортом!”,    произошел процесс спасения утопающего, а потом Молчанов отряхнулся от воды, как собачонка, и даже выпустил изо рта для пущей убедительности струйку "волжской” водицы...

         Что тут началось! Актеры, посвященные во все подробности, не могли сдержать смеха и покатились за кулисами по полу. А когда кто-то сквозь смех рассказал обо всем Молчанову, тот буквально рассвирепел  и
кричал так, что его слышали все зрители: "Все! Ноги моей не будет в этом театре! Больше на сцену я не выйду!”
С огромным трудом нам удалось уговорить его доиграть  спектакль до конца.  Потом мы долго ругались,
выясняли, кто был "зачинщиком”, кто проболтался Молчанову и т.д.
Несколько спектаклей Молчанов пропустил, не играл никаких ролей, но потом все-таки любовь к театру победила, и он снова стал потешить публику, оставаясь при этом неулыбчивым и невозмутимым....

© Copyright: Григорий Тихонович Низьев, 2013

Регистрационный номер №0171619

от 26 ноября 2013

[Скрыть] Регистрационный номер 0171619 выдан для произведения:
 
ЧЕЛОВЕК ЗА БОРТОМ /из  серии "На театральных подмостках"/
 

         Вспоминая свою артистическую деятельность, я прихожу к выводу, что, пожалуй, не приходилось мне
участвовать в таком большом количестве пьес, как в нашем поселке "Балтрабочий”.  Не знаю, почему так получилось, может быть потому, что остался я здесь всерьез и навсегда, может быть оттого, что публика в поселке была более  театрально просвещенной. В поселке был большой и хороший дом культуры, была хорошая труппа самодеятельных артистов, были даже свои "театральные” традиции.

        Именно на балтийской сцене мы ставили довольно крупные и серьезные вещи, такие как "Платон Кречет” Корнейчука,  "На дне” Горького, "Ревизор” Гоголя, "Роковое наследство” и другие известные пьесы. Мне почти всегда доставались  главные роли. Мой рост, вес, голос, хорошее знание текста, умение держаться на сцене импонировали зрителям, поэтому в моем репертуаре были и героические, и трагические роли, и роли "первых юбовников”.

         А вот комические роли мне удавались значительно хуже. На эти роли у нас почти постоянно был задействован некто Молчанов, самый старший из нас по возрасту. Был он невысокого роста, с заметной лысиной, имел резкий скрипучий голос. Главным его достоинство состояло в том, что был он абсолютно невозмутим, и никогда не смеялся, даже в то время как публика покатывалась со смеху. По ходу действия большинства пьес комик все время попадал в самые нелепые обстоятельства, и все это нужно было переносить снисходительно, я бы даже сказал стоически.

         Вспоминается один из любимых сценических эпизодов Молчанова. В какой-то, даже позабыл, в какой пьесе, играл он одного религиозного старичка, который заранее приготовился к смерти и ложился в гроб в одной нижней рубашке и кальсонах, скрестив на груди руки. Но потом он вспоминал, что забыл помолиться богу, вылезал из гроба, шлепал по сцене босыми ногами и со словами: "Вот сейчас помолюсь и дух спущу!” После этого он подходил к рампе сцены и приседал на корточки. А так как на кальсонах пуговицы отсутствовали, то при приседании его мужское достоинство частенько выскакивало наружу к дикому восторгу и визгу зрителей, особенно женской половины зрительского зала. Конечно, это было по существу форменным безобразием, но тогда нравы на деревне были попроще, и чем грубее были выходки, тем в большей степени они были обречены на успех.

         Но однажды наш самый тихий, самый безобидный актер - комик едва не сорвал всю пьесу. Ставили мы "Роковое наследство”. Не помню автора этой пьесы, но хорошо помню, что по сюжету пьесы какая-то очень богатая пожилая тетка умирает в Америке. Никаких родственников у нее в Америке нет, а так как перед смертью она узнает, что где-то в России, в маленьком городке на Волге, у нее проживает единственный наследник, внучатый племянник, то она направляет к нему своего адвоката, чтобы тот разыскал племянника и передал ему завещание на получение наследства. Американский адвокат на пароходе "Тургенев” благополучно плывет по Волге, знакомится в ресторане с русскими и щедро угощает их выпивкой. Почти все события пьесы разворачиваются в ресторане под звон рюмок, под распитие пива и кое-чего покрепче.

         Чтобы все выглядело в нашем спектакле натурально, пиво у нас было самое, что ни на есть натуральное,
да и пьеса была длинной, так что выпито было изрядно и все это, естественно, требовало выхода. А вот с этим были как раз большие проблемы. Туалет находился на улице, идти к нему через переполненный зал в гриме было не солидно, и вот кому-то в голову пришла гениальная идея: справлять малую нужду в бочку с водой, которая стояла за кулисами и была предназначена для особой роли.

         Сначала свое дело сделал самый догадливый из нас, за ним последовал второй, третий и т. д., так что наша проблема была благополучно разрешена. Но бочка была не простой, она стояла за кулисами не на случай пожара. По ходу действия пьесы актер-комик должен был в пьяном виде падать за борт корабля, т.е. в эту самую бочку, а потом под крики: "Человек за бортом! Человек за бортом!” его должны были вытаскивать из бочки, спасать, а чтобы было совсем смешно, актер должен был мокрым становиться на четвереньки и отряхиваться от воды по-собачьи.

         Конечно, Молчанов был неплохим комиком, но он не знал, в какую бочку ему придется нырять! Все прошло,
как и было положено: Молчанов упал "за борт” (в бочку), начались крики ("Человек за бортом!”), произошел процесс спасения утопающего, а потом Молчанов отряхнулся от воды, как собачонка, и даже выпустил изо рта
для пущей убедительности струйку "волжской” водицы...
         Что тут началось! Актеры, посвященные во все подробности, не могли сдержать смеха и покатились за кулисами по полу. А когда кто-то сквозь смех рассказал обо всем Молчанову, тот буквально рассвирепел, он
кричал так, что слышали все зрители: "Все! Ноги моей не будет в этом театре! Больше на сцену я не выйду!”
С огромным трудом нам удалось уговорить его доиграть до конца спектакль. Потом мы долго ругались, выясняли, кто был "зачинщиком”, кто проболтался Молчанову и т.д.
Несколько спектаклей Молчанов пропустил, не играл никаких ролей, но потом все-таки любовь к театру победила, и он снова стал потешить публику, оставаясь при этом неулыбчивым и невозмутимым....
 
Рейтинг: +6 891 просмотр
Комментарии (15)
Николай Георгиевич Глушенков # 26 ноября 2013 в 06:23 0
Хороший рассказ, читается легко (есть некоторые шероховатости, но в глаза не очень-то бросаются) Вы молодец! c0137
Григорий Тихонович Низьев # 26 ноября 2013 в 12:45 +1
Если есть шероховатости, давайте прогладим, чтобы пальцы не цепляло.
Пишите, где эти заусеницы – вон не столе ножницы и пилка, все срежем.
Одна забота – как бы лишнее не отрезать.
За ваше внимание спасибо.
30
Николай Георгиевич Глушенков # 26 ноября 2013 в 19:27 0
и трагические роли, и роли "первых Любовников”. А вот комические роли мне удавались значительно хуже. На эти роли у нас почти постоянно был задействован некто Молчанов, самый старший из нас по возрасту. = думаю, Вы поняли, о чем я пишу. Надо сократить к-во слов «роли», предложения можно переделать.
ГлавнОЕ его достоинство
что был он абсолютно невозмутим(,) и никогда не смеялся,
даже в то время(когда?) (как) ЗПТ когда публика покатывалась со смеху.
В какой-то, даже позабыл, в какой пьесе, играл он одного религиозного старичка, который заранее
Не помню автора этой пьесы, но хорошо помню, что по сюжету (пьесы) какая-то очень
Никаких родственников у нее в Америке нет, а так как перед смертью она узнает, что где-то в России, в маленьком городке на Волге, у нее проживает единственный наследник, внучатый племянник, то она направляет к нему своего адвоката, чтобы тот разыскал племянника и передал ему завещание на получение наследства – предложение слишком длинное
не солидно = несолидно (по-моему, так?
доиграть до конца спектакль.= доиграть (что?) спектакль до конца c0137
Григорий Тихонович Низьев # 30 ноября 2013 в 01:33 0
Спасибо, Николай! Никогда не работал с редактором, вы первый.
Если бы у меня, как у графа Альмавива, было бы право первой ночи, я бы передал его вам в награду
за точные замечания, который, конечно должны украсить мою «деревенскую прозу».
Но, только на время. Потом, конечно, вернул себе. Графу графское, а графине - графиновое.
8b5a3a257ac7e9e89ebfcbb611641451
Николай Георгиевич Глушенков # 30 ноября 2013 в 06:55 0
Вы молодец, что пишите хорошие рассказы, читать их интересно, да и слог у Вас хороший. Желаю творческих успехов. podargo
Серов Владимир # 26 ноября 2013 в 06:27 0
Отличный рассказ и хорошо написан, грамотно! c0137
Григорий Тихонович Низьев # 26 ноября 2013 в 12:50 0
Владимир! Я тоже удивляюсь, что все меньше делаю ошибок. Всю учусь.
Применяю на практике принцип: чем больше читаешь, тем грамотнее пишешь.
В нашей школе был вывешен лозунг: "Любите книгу - источник знаний".
И что, устарели эти слова ?
А вашим вниманием польщен.
c0414
Александр Виноградов-Белый # 26 ноября 2013 в 15:36 0
Замечательная театральная история.
live1
Григорий Тихонович Низьев # 30 ноября 2013 в 01:36 0
Если поискать в памяти, найдутся и другие, не менее яркие.
Лена Ефименко # 26 ноября 2013 в 15:55 0
Спасибо Вам большое ! С удовольствием прочитала и посмеялась )) Понравилось как пишите, удачи Вам! С уважением, Лена.
Григорий Тихонович Низьев # 30 ноября 2013 в 01:37 0
Спасибо, Лена , за ваше внимание к театру и к моим запискам.
Оно воодушевляет!
flower
Мрак Дсват # 30 ноября 2013 в 09:17 0
Творческих успехов
Галина Софронова # 13 декабря 2013 в 10:10 0
Григорий Тихонович,история замечательная, и пишите интересно, легко читается! Удачи вам и вдохновения! buket4
Григорий Тихонович Низьев # 17 декабря 2013 в 16:01 0
Спасибо, Галина за тепло слов.
А после ваших слов поддержки еще один рассказ выставлю.
Митрофанов Валерий # 16 января 2014 в 19:30 0
очень интересный и смешной рассказ.. написан от души.успехов в творчестве...Можно назвать ваши рассказы на тему театра "Сельская Мельпомена" melody